Кейс-задача как оценочное средство сформированности профессиональных компетенций
Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
ppt
администрации
Взрослым
24.03.2019
Представлена презентация доклада на научно-методическую конференцию преподавателей по теме: Кейс-задача как оценочное средство сформированности профессиональных компетенций у студентов медицинского колледжа. Автор делится обобщенным опытом многолетнего использования кейс-технологии на учебных занятиях по педиатрии. Опыт позитивен и рекомендован к распространению в системе СПО.
Олипа.ppt
Кейс-задача как оценочное средство сформированности профессиональных компетенций
Кейсзадача как оценочное средство диагностики творческого уровня
сформированности компетенций у студентов медицинского колледжа
(на примере ПМ.01,ПМ.0)
А.В.Олипа, преподаватель ПМ.01, ПМ.02
высшей категории БПОУ ВО
«Череповецкий медицинский
колледж имени Н.М.Амосова»
Кейс-задача как оценочное средство сформированности профессиональных компетенций
АКТУАЛЬНОСТЬ
Важность формирования и оценки творческих компетенций. Одной
логикой, как правило, CASE ситуацию не решить.
Крайне важны творческие навыки в генерации альтернативных решений,
которые нельзя найти логическим путем.
ТРУДНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС3 СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СПО:
Отношение людей к традициям.
Страх у преподавателей перед снижением количества аудиторных часов.
Возможность сокращения кадров.
Изменение организации работы, нарушение существующего порядка.
Недостаточность
материальной базы.
Недостаточная профессиональная и личная
готовность преподавателей.
Кейс-задача как оценочное средство сформированности профессиональных компетенций
Цель и задачи работы
Цель работы:
представить опыт внедрения кейсметода в образовательную практику
обосновать необходимость применения интерактивного метода кейсстади как средства
реализации компетентностного подхода на занятиях по ПМ.01,ПМ.02.
Задачи:
Разработать структуру процесса обучения по кейсметоду
Развить у студентов готовность к принятию решений.
Акцент образования перенести не на овладение готовым знанием, а на его выработку
Преодолеть классический дефект традиционного обучения, связанный с сухостью,
неэмоциональностью изложения материала
Выявить специфику рассматриваемого метода и условия его организации в обучающем процессе
профессионального образования;
Проанализировать эффективность применения метода кейсстади на занятиях правового
обеспечения профессиональной деятельности.
Определить значимость метода кейсстади как интерактивного метода обучения в педагогическом
Определить значимость метода кейсстади как интерактивного метода обучения в педагогическом
процессе;
процессе;
Методологическую основу работы составляют теоретические методы:
теоретический анализ психологопедагогической литературы по
рассматриваемому методу обучения; эмпирические методы: обобщение
педагогического опыта, педагогический эксперимент, наблюдение, опрос.
Кейс-задача как оценочное средство сформированности профессиональных компетенций
Состояние проблемы.
Оптимизация медицинского образования – это приведение системы образования к
такому уровню, который может обеспечить каждому студенту стабильные
максимальные результаты обучения и воспитания, близкие к их теоретическим
пределам, наиболее экономным путём с минимальными затратами времени и усилий
студентов и преподавателей (Л.Б. Наумов ). Одной логикой, как правило, ситуацию не
решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений,
которые нельзя найти логическим путем.
Оценка креативного уровня сформированности компетенций у студентов
предполагает диагностику творческих умений обучающихся и основывается на
следующих критериях: способность к творчеству; владеть навыками саморазвития ;
способность генерации альтернативных вариантов решения проблемы;осуществление
социально профессионального саморазвития; способность генерировать
оригинальные идеи, отклоняться от традиционных шаблонов мышления, готовность к
новациям; умение создавать документ, который отличается оригинальностью и
новизной; самостоятельно решать проблемы, которые связаны со способами
выполнения работ на отдельном участке практической деятельности фельдшера. На
базовом педагогическом совете в мае с2013 г.(г.Великий Устюг) мы доложили об
использовании на системной основе курсового проектирования(работ) по педиатрии и
сестринскому делу в педиатрии. Другим интересным способом оценки творческого
уровня сформированности компетенций являются кейсзадачи. Цель кейс метода
научить студентов в ходе самостоятельной работы или при работе в группе
анализировать информацию, структурировать ее, выявлять ключевые проблемы,
генерировать альтернативные пути решения, оценивать их, выбирать оптимальное
решение и вырабатывать программы действий и оценивать творческий уровень
сформированности компетенций у студентов медицинского колледжа. Основная
функция кейсметода учить обучающихся решать сложные неструктурированные
проблемы, которые не возможно решить аналитическим способом.
Кейс-задача как оценочное средство сформированности профессиональных компетенций
Несомненным достоинством метода ситуационного анализа является не только
получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы
ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок,
своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования.
Метод casestudy,или метод конкретных ситуаций,от аглийского case –
случай, ситуация) – метод активного проблемноситуационного анализа,
основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение
кейсов). Метод относится к неигровым имитационным активным методам
обучения и рассматривается как инструмент, позволяющий применить
теоретические знания к решению практических задач.
Решение кейсов пришло в медицинское образование из экономического, где
подразумевают при обучении студентов использование всестороннего анализа
реальной экономической ситуации, возникшей на конкретном предприятии. В
Гарвардской школе целью метода является обучение поиску единственно верного
решения, по объему кейс занимает 20 страниц текста, плюс 10 страниц
иллюстраций и при решении кейса идёт интенсивный тренинг с использованием
видеоматериалов, компьютерного и программного обеспечения. Манчестерская
(европейская) школа предполагает многовариантность решения проблемы и
европейские кейсы в 1,52 раза короче американских.
Анализ конкретных учебных ситуаций метод обучения, предназначенный для совершенствования
навыков и получения опыта в следующих областях:
выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией — осмысление значения деталей,
описанных в ситуации;
анализ и синтез информации и аргументов;
работа с предположениями и заключениями;
оценка альтернатив;
принятие решений;
слушание и понимание других студентов— навыки групповой работы.
Кейс-задача как оценочное средство сформированности профессиональных компетенций
По сложности:
1 иллюстративные учебные ситуации – кейсы, цель которых – на определенном
практическом примере обучить студентов алгоритму принятия правильного
решения в определенной ситуации;
2 учебные ситуации – кейсы с формированием проблемы, в которых
описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко
формулируются проблемы; цель такого кейса – диагностирование ситуации и
самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;
3 учебные ситуации – кейсы без формирования проблемы, в которых
описывается более сложная, чем в предыдущем варианте ситуация, где проблема
четко не выявлена; цель такого кейса – самостоятельно выявить проблему,
указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов;
Классификация кейсов.
4 прикладные упражнения, в которых описывается конкретная сложившаяся
ситуация, предлагается найти пути выхода из нее; цель такого кейса – поиск
путей решения проблемы.
Разработка практических ситуаций может происходить двумя способами: на
основе описания реальных событий и действий реальных работников или на базе
искусственно сконструированных ситуаций. Материал для этих ситуаций может
быть взят либо из реальной практики работы разных ЛПУ, либо проблема может
быть сконструирована в соответствии с заранее определенными требованиями.
По сути, кейсы – интегрированные комплексные проблемноситуационные
задачи. Отличительной особенносью кейсзадачи является отсутствие
однозначных решений, побуждающее студента искать пути оптимизации
подходов, анализировать методы решений и аргументировать свой выбор.
Кейс-задача как оценочное средство сформированности профессиональных компетенций
Хороший CASE должен удовлетворять
следующим требованиям:
соответствовать четко поставленной цели
создания ;
иметь соответствующий уровень трудности ;
иллюстрировать несколько аспектов
экономической жизни ;
не устаревать слишком быстро ;
иметь национальную окраску;
быть актуальным на сегодняшний день ;
иллюстрировать типичные ситуации ;
провоцировать дискуссию ;
иметь несколько решений .
Кейс-задача как оценочное средство сформированности профессиональных компетенций
КЕЙС включает в себя :
Ситуацию – клинический случай из реальной
практики;
Контекст ситуации хронологический,
контекст места, особенности действия или
участников ситуации.
Комментарий ситуации, представленный
автором
Вопросы или задания для работы с кейсом.
Приложения
Кейс-задача как оценочное средство сформированности профессиональных компетенций
Этапы разработки кейса:
Определение места кейса в системе
образовательных целей
Построение или выбор модели ситуации
Создание описания
Сбор дополнительной информации
Подготовка окончательного текста
Презентация кейса, организация
выступления
Кейс-задача как оценочное средство сформированности профессиональных компетенций
СЦЕНАРИЙ
ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ:
1. Подготовительный этап.
Педагог подготавливает ситуацию, дополнительные
информационные материалы, определяет место
урока в системе предмета, задачи урока
2. Ознакомительный этап.
На данном этапе происходит вовлечение учащихся в
живое обсуждение реальной профессиональной
ситуации.
Введение в ситуацию.
Описание ситуации.
Информационный материал.
Глоссарий.
Кейс-задача как оценочное средство сформированности профессиональных компетенций
3. Основной (аналитический) этап
вступительное слово учителя;
распределение учащихся по группам (45 человек в
каждой);
организация работы групп: краткое изложение членами
групп прочитанных материалов и их обсуждение;
выявление проблемных моментов; определение
докладчиков.
первый раунд дискуссии обсуждение проблемных
моментов в малых группах, поиск аргументов и решений.
второй раунд дискуссии представление результатов
анализа, общегрупповая дискуссия, подведение итогов
дискуссии и найденных решений.
Кейс-задача как оценочное средство сформированности профессиональных компетенций
4. Итоговый этап
Заключительная презентация результатов
аналитической работы (учащиеся могут
узнать и сравнить несколько вариантов
решений одной проблемы);
обобщающее выступление учителя – анализ
ситуации;
оценивание учителем учащихся.
Кейс-задача как оценочное средство сформированности профессиональных компетенций
Альтернативные структуры для
устной презентации.
Альтернатива 1
Альтернатива 2
Альтернатива 3
Рекомендации
Почему эти
Почему не те
Подтверждение
доказательства
План привлечения
внимания
План
Заключения
Проблемы
Альтернативы
Предыстория
Формулировка проблемы
Альтернативы и анализ
План реализации
Переформулировка
проблемы/решения
Что должно быть сделано ?
Какую пользу это принесет?
Кейс-задача как оценочное средство сформированности профессиональных компетенций
Кейсэто
Кейс это описание реальной ситуации.
Кейс это "кусочек" реальной жизни (в английской
терминологии TRUE LIFE).
Кейс это события, реально произошедшие в той или
иной сфере деятельности и описанные авторами для
того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной
аудитории, "сподвигнуть" учащихся к обсуждению и
анализу ситуации, и принятию решения.
Кейс это "моментальный снимок реальности",
"фотография действительности".
Кейс не просто правдивое описание событий, а
единый информационный комплекс, позволяющей
понять ситуацию (по Смоляниновой О.Г.).
Кейс-задача как оценочное средство сформированности профессиональных компетенций
Материалы для создания кейса
Материалы для создания кейса
Проблемные реальные ситуации
Интересные исторические факты
Литературные источники
Виды представления CASE
Печатный CASE
Мультимедиа CASE
Видео CASE
Кейс-задача как оценочное средство сформированности профессиональных компетенций
Литература
М. Буравой Углубленное сase study: между позитивизмом и
постмодернизмом // Рубеж, № 10 – 11, 2015.
Гузеев, В.В. Образовательная технология: от приема до философии /
М.: Сентябрь, 2016. — 112 с.
Давиденко, В. Н.Чем "кейс" отличается от чемоданчика?//Обучение за
рубежом,№7,2015.
Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования
методом кейс – стадии. \ под ред Г.Н. Прозументовой. Томск, 2013.
Козина И. Особенности стратегии casestudy при изучении
производственных отношений на промышленных предприятиях России
//Социология: методология, методы, математические модели. 2017.
N56, c.6590.
Козина И. Case study: некоторые методические проблемы // Рубеж.
2016. № 1011. С. 177189.
Маргвелашвили ,Е.М.О месте "кейса" в российской бизнесшколе
//Обучение за рубежом,№ 10, 2014.
Михайлова Е. И. Кейс и кейсметод: общие понятия. / Маркетинг, №1,
2016.
Кейс-задача как оценочное средство сформированности профессиональных компетенций
Литература
Переход к Открытому образовательному пространству. Часть 1.
Феноменология образовательных инноваций. Коллективная
монография. Под ред Г.Н. Прозументовой. Томск. Издво Том. Унта
2015.
Рейнгольд Л.В. За пределами CASE технологий, Компьютерра, №13
15, 2015.
Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное
пособие.– М.: Педагогика,2013.
Смолянинова О.Г. Информационные технологии и методика Сase
Study в профессиональном обучении студентов педагогического вуза:
Труды II Всероссийской научнометодической конференции
"Образование XXI века: инновационные технологии диагностика и
управление в целях информатизации и гуманизации", Красноярск, май
2014.
Смолянинова О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на
основе метода Case Study: М. сборник "Инновации в российском
образовании", ВПО, 2013.
Ситуационный анализ, или анатомия Кейсметода \ под ред .Ю.П.
Сурмина – Киев: Центр инноваций и развития 2013. 256с.
Кейс-задача как оценочное средство сформированности профессиональных компетенций
Литература
Гордин В.Э. Использование кейсметода в производственной и преддипломной
практике студентов [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://ejournal.finec.ru/view/?id=12
Дерябина О.А. Методы менеджмента проекта [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://novgorod.fio.ru/projects/Project1219/index.htm
Метод проектов как педагогическая технология [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://rc.asu.ru/docs/db/school/_444.doc
Окно в ситуационную методику [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.casemethod.ru/
Полат Е.С. Метод проектов [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.iteach.ru/metodika/a_2wn3.esp
Примеры использования педагогических технологий в профильном обучении
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://edu.of.ru/attach/17/7031.doc
Примеры применения метода проектов [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://informatica.osu.ru/heading5/best/Sharipova/proect/
Смолянинова О.Г. Кейс метод обучения экономике [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://lan.krasu.ru/studies/authors/smolyaninova/CASE
STUDY/articles/ECase/ECase.html
Яшунина Т.Г., Кравцун Н.В., Гагиева Н.Б. Использование технологии
проектного обучения в практике учителей МОУ лицея №6 [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http://pedsovet.org/forum/index.php?
s=d41c167985b6a78eb0a967c6
4bac724c&act=Attach&type=post&id=357
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.