Конспект лекций по большому разделу по истории Отечества - охватывает темы от происхождения восточных славян до усобиц 12 века. Материал очень краткий, опорный наглядный конспект для преподавателя. Материалы взяты из разных источников. в конспекте дается план урока и термины по теме
1. Киевская Русь.doc
Введение
Предмет и метод исторического исследования. Отечественная история в контексте
мировой истории.
История – это наука, которая изучает прошлое человека и человеческого общества во
всем многообразии. История как способ самопознания страны, человека существовала с
древних времен. Без знания прошлого нельзя понять настоящее и в какойто мере
предсказать будущее. Все наши сегодняшние проблемы, как правило, имеют корни в более
отдаленных временах.
Исторические источники:
1. устные предания, легенды, в кт вымысел переплетается с реальными фактами;
1.
письменные документы. Самые древние – глиняные таблички с клинописью,
древнеегипетские иероглифы. К письменным источникам относятся также летописи,
судебники, договоры, литературные и публицистические памятники и др.;
2.
археологические находки;
архитектурные сооружения.
3.
Один из главных принципов, нарушение кт при изучении истории может привести к ее
искажению, историзм. Это означает, что создание научной концепции, догадки и
предложения должны быть исторически выверенными и исторически обусловленными.
Первоначально предметом истории являлись прославленные герои, правители госв,
история царских династий и войн. По мере обогащения исторических знаний изменялись и
представления о задачах и предмете науки. История, формируясь как наука, стремится
всесторонне отражать прошлое. В процессе изучения прошлого для воссоздания полной его
картины историки изучают не только события и факты, но и архивные документы,
предметы обихода, природную среду и даже разговорную речь. История, кт мы сейчас
изучаем, является историей людей и идей. Жизнь и развитие идеологии неотделимы от
истории человечества.
Анализируя исторические события, историческая наука использует следующие
методы:
1. сравнительноисторический. Этот метод позволяет выявить общее и особенное в
исторических явлениях, а также установить их закономерность, типичность, тенденцию
развития;
1 2. статистикоматематический, кт позволяет рассматривать человеческое общество
как единую сложную систему взаимосвязей;
3. структурносистемный, кт позволяет устанавливать взаимосвязь социально
экономических, культурных и др. явлений общественной жизни.
4. ретроспективный. Данный метод основан на творческом поиске ученого
исследователя, кт в своем поиске идет от более поздних исторических материалов к более
ранним, реконструирует прошлое с помощью археологических, лингвистических и др.
данных.
Историю нашего Отечества невозможно понять вне связи с мировыми историческими
процессами, с развитием мирового сообщества. Историки рассматривают историю России
во взаимосвязи с мировыми общественными процессами. Современная историческая наука,
стремясь к многостороннему, объемному изображению исторических событий и процессов,
не может достигнуть какойто окончательной истины. Это связано с тем, что со временем
появляются новые факты, открываются новые источники. Каждое новое поколение задает
свои вопросы истории в поисках решения сегодняшних проблем.
История несет познавательную, интеллектуальноразвивающую и мировоззренчески
воспитывающую функции. Она способствует нравственному развитию человеческой
формированию культуры,
личности,
интернационализма, сохранению, упрочению общечеловеческих ценностей.
патриотизма и
гражданственности,
2 Раздел 1. Киевская Русь
1.1 Происхождение и ранняя история восточных славян
Цель урока: рассказать о предках славян, показать место славянских племен среди
других народов Европы и Азии, перечислить основные восточнославянские племена,
определить территорию расселения.
План урока:
1. Неолитическая революция. Индоевропейцы.
2. Расселение и хозяйство праславян. Появление славян.
3. Великое переселение народов. Три ветви славян.
4. Восточные славян в древности (расселение; занятия, соседние народы и
племена, религия).
Основные понятия: неолитическая революция, славяне, венеды, скифы, союзы
племен, родовая община, соседская община, язычество.
Считают, что праславяне выделились из индоевропейской группы народов к 1 тыс. до
н.э. «Венедами» их наз. В своих произведениях Тацит, Плиний старший и др. Название
«славяне» появилось в источниках гдето с 6 в. н.э.
Восточные славяне – это предки русских, украинцев и белорусов, кт расселились на
Восточноевропейской равнине в 67 вв. Становление госва (политогенез) у них
значительно затянулся, что было связано главным образом с тем, что восточные славяне
были значительно удалены от тогдашних центров мировой цивилизации. Т.о., они не могли
заимствовать и развить их цивилизационный опыт. Данный самостоятельный путь развития
цивилизации в исторической науке принято называть бессинтезным.
Почти до самого конца 9 столетия у восточных славян оставался в действии
родоплеменной строй. Роды восточных славян объединялись в племена, а племена в более
крупные образования – союзы племен. Возникновение таких более крупных групп на основе
более мелких объясняют зачастую одной важной причиной – ростом населения и, т.о.,
острой необходимостью осваивать все новые и новые территории.
У восточных славян действовала примитивная форма демократии:
3
все наиболее важные вопросы должны были решаться на родовых или
племенных собраниях (вече)
большой вес имело при принятии тех или иных решений мнение пожилых
сородичей – старейшин.
В этот же период появлся должность военного вождя (князя), необходимыми
атрибутами кт считалось особое происхождение, физическая сила и военная доблесть.
Князь имел свою дружину воинов, возглавляя племя во время войны. При этом вождь
оставался первым среди равных. Часто форму демократии у восточных славян наз.
«военной демократией»
Территориально союзы племен восточных славян расселились след. образом:
племена полян, древлян, дреговичей и северян занимали территорию среднего
Приднепровья и Полесья,
волыняне и бужане заселили западную оконечность Русской равнины,
радимичи и вятичи проживали на востоке равнины,
уличи и тиверцы поселились на юге,
союз племен кривичей осваивал нечерноземную зону,
ильменские славяне размещались в северозападных регионах.
Для родовых общин восточных славян было характерно отсутствие частной
собственности, все имущество являлось коллективным.
Хозво было еще слабо развито. В основе хозва находилось земледелие, кт
отличалось примитивным характером, велось без соблюдения севооборота. Восточные
славяне использовали несовершенный плуг (рало). Вместе со скотоводством у восточных
славян в 79 вв. были развиты промыслы. В особенности были развиты рыболовство и
бортничество (собирательство меда диких пчел). Внутренняя торговля в этот период
только зарождалась, хотя уже получила развитие внешняя торговля. Так, например,
восточные славяне вели активную торговлю с Византией, древними скандинавами
(варягами), народами Востока. Продавали меха, мед, воск, рабов, покупали – оружие, вина,
ткани. Самыми знаменитыми были торговые пути, кт наз. «из варяг в греки» (из
Балтийского моря в Черное по Днепру) и «из варяг в арабы» (из Балтийского моря в
Каспийское по Волге).
Восточные славяне в древности
4 Славяне – это крупнейшая в Европе группа родственных по происхождению народов.
Они говорят на славянских языках, входящих в индоевропейскую языковую семью.
Прародина славян – широкая область от верховьев рек Одера, Вислы, Днестра, Припяти до
Днепра и Десны. Предки славян – праславяне – занимались земледелием и скотоводством.
Вынужденные обороняться от кочевников, они строили на юге крепости и быстро овладели
железом. Военные нападения заставляли славян создавать союзы племен, первый из
которых упоминаются летописцем Нестором в «Повести временных лет». Он называет
около полутора десятков племенных союзов. Среднее Приднестровье занимали поляне,
восточнее жили северяне, западнее – волыняне и бужане, северозападнее – древляне. На
юге, у моря и на берегах Дуная – уличи, тиверцы, в лесной зоне – дреговичи, радимичи,
вятичи. На Западной Двине – полочане, у истоков Волги, Днепра и Двины – кривичи. У
озера Ильмень расселились словене, на их земле возник Новгород. Соседями восточных
славян были южные и западные славяне, а также предки прибалтийских народов и финно
угорские племена. В южных степях обитали кочевники – хазары, с 9 в. – печенеги, с 11 в. –
половцы. Кочевники не пускали земледельцев в степь. Чтобы удержаться в лесостепной
зоне, пригодной для земледелия, славяне должны были держать общую оборону от
воинственных соседей и отвоевывать земли у леса.
Кочевники – племена и народы, занимающиеся скотоводством и мигрирующие в
поисках новых пастбищ. Появились в конце 2нач. 1 тыс. до н.э. в период выделения
скотоводства в отдельный вид хозва в горностепных областях Евразии.
Языческая вера славян была тесно связана с их образом жизни. Славяне поклонялись
духам природы, добрым и злым, сохранив от первобытности веру в силу магических
обрядов. Верховным богом был Перун, посылающий дожди и молнии. Годовой цикл
обрядов начинался святками, когда добывался новый «живой огонь». В марте праздновался
приход весны, возрождение природы – масленица. Обряды сопровождали пахоту, сев;
затем наступали моления о дожде, в августе шли праздники урожая. Славянеязычники в
честь своих богов воздвигали идолы, устраивали пиры.
5 1.2 Образование Древнерусского государства. Киевская Русь
Цель урока: выяснить причины и факторы возникновения русской
государственности, подчеркнуть многонациональный характер первого русского
государства, проанализировать «норманнскую теорию» и ее роль в русской истории.
План урока:
1. Предпосылки для складывания государства.
2. Норманнская теория, ее значение.
3. Борьба Новгорода и Киева как двух государственных центров на Руси.
4. «Военная демократия» и «полюдье».
5. Основные направления внешней политики и культурная ориентация
славянского государства.
6. Главные итоги политики князей до правления Владимира.
Основные понятия: «военная демократия», уроки, погосты, полюдье.
На рубеже 89 вв. у восточных славян складываются предпосылки для образования
госва:
1.3
1.4
1.5
Общественное разделение труда,
Переход от присваивающего к производящему хозву,
Появление профессиональных дружин, возглавляемых князьями.
Т.о., возникновение госва на Руси – явление исторически закономерное. Большинство
историков связывают возникновение древнерусского госва с объединением политических
центров в Новгороде и Киеве под единое руководство, осуществляемое князем Олегом в
882 г.
В исторической науке существуют две основные версии о происхождении
древнерусского госва:
Норманнская теория. Историки, придерживающиеся этой версии, считали, что
древнерусское госво было создано норманнами (скандинавскими викингами, кт на Руси на.
Варягами). Ее суть заключается в след.: русское госво было создано выходцами из
Скандинавии, варягами. В 862 г. славяне пригласили варяжского князя Рюрика с
дружиной, он и стал основателем первой русской княжеской династии. Теория был широко
6 распространена в 1819 вв. Авторами ее были учёные Г.Байер, Г. Миллер и А. Шлецер.
Придерживались данной теории М.М. Щербатов и Н.М. Карамзин.
Антинорманнская теория. Хотя сам факт пребывания варягов в 910 вв. на
территории Киевского княжества не подлежит сомнению, это не доказывает, что датой
образования госва можно считать 862 г. Раннеклассовое госво рождалось всегда в
кровопролитной борьбе за власть, поэтому в мировой истории нередкими были случаи
«приглашения» какойто третьей силы. Государственность не является предметом импорта
или экспорта. Это закономерный процесс, резт исторического развития. Когда славяне
приглашали Рюрика на княжение, они уже имели у себя данную форму власти. Этой теории
придерживались и развивали ее: М.В. Ломоносов, И.Е. Забелин, Д.И. Иловайский, М.С.
Грушевский, Б.А. Рыбаков.
Несомненно, первым главой госва историки однозначно признают Рюрика (862879
гг.). Он передал власть своему родственнику Олегу, оставив его править при своем
малолетнем сыне Игоре.
В 882 г. Олег завоевал Киев, сделав его столицей госва, объединив под своей властью
Новгород и Киев. Именно с этого времени можно говорить о существовании на Руси не
просто государственности, а древнерусского госва. Затем он покорил древлян, северян,
радимичей. Князь установил размер дани, приказал построить оборонительные крепости в
степи.
Олег вел активную внешнюю политику. В 907 г. он подписал договор с Византией о
привилегиях для русских купцов. Договор 911 г. регламентировал отношения двух стран
по политическим и правовым вопросам.
В 912 г. к власти пришел сын Рюрика, Игорь. В 945 г. Игоря убивают древляне изза
возложенной на них очень тяжелой дани. Правление Ольги (945957) характеризуется
установлением политических отношений с Византией. Ее сын Святослав (957972)
предпочитает громкую славу воина четкой политической линии правителя, он разгромил
Хазарский каганат. Конфликтовал с Византией. Погиб в бою при внезапном нападении
печенегов на его лагерь.
Киевская Русь в 911 вв. Первые русские князья
Временем становления госва считается первая половина 9 в. предпосылки
возникновения госва складывались в течение веков: в нач. 9 в.племена славян
7 объединились под началом киевских князей. В это время зарождаются торговые связи
Руси с Востоком и Западной Европой. О богатстве русских князей стало известно жителям
Балтийского побережья – варягам, грабившим с моря европейские госва. словене, жившие
на севере, часто нанимали отряды варяжских воинов, а позднее пригласили на княжение
варяжского князя Рюрика на княжение в Новгород. Преемник Рюрика Олег в 882 г.
совершил поход с варягами и новгородцами на Киев, убил киевского князя Аскольда и
занял его место.
Князь летом предпринимал походы в дальние страны, зимой совершал полюдье –
круговой объезд подвластных Киеву славянских земель и сбору дани. Размер дани
установлен не был и иногда случались настоящие грабежи. В 945 г. древляне во главе с
князем Малом, возмущенные несправедливыми поборами, подняли восстание. В резте
киевский князь Игорь был убит. Его вдова Ольга, принявшая правление, жестоко
отомстила древлянам. Но вскоре были установлены нормы сбора дани.
Дальние походы первых князей не были связаны с интересами страны, а лишь
обогащали дружину и князя. В правление Святослава (сына Ольги) политика Руси
изменилась. Он победил Волжскую Булгарию, разгромил царство хазар и освободил важные
торговые пути (Волга и Дон). Святослав начал борьбу с могущественной Византией за
свободный доступ Руси к Черному морю. Война шла на Дунае и на Балканах. Святослав
предлагал перенести столицу на Дунай, но закрепиться ему там не удалось. На обратном
пути в Киев войско Святослава было разбито печенегами, кт пришли на смену хазарам,
князь был убит.
Завоевания Святослава были огромны: значительно расширились границы Руси,
укрепилось ее международное положение. Но важнейшая задача оборона от печенегов –
не была им решена.
Владимир был младшим сыном Святослава и княжил в Новгороде. Старший сын
Ярополк – стал киевским князем, средний сын Олег – древлянским. Вскоре между
старшими братьями разгорелась война за киевский престол. Олег был убит. В это время
под стенами Киева появился Владимир с войском. Он победил Ярополка. В войске
Владимира были новгородцы и наемные варяги. Став киевским князем, он стремился
вовлекать в дружину простых людей из народа.
Дружина – вооруженный конный отряд при князе, участвовавший в военных
походах, управлении княжеством, а также личным хозяйством князя. Проживала на
8 княжеском дворе на полном содержании князя. Дружина делилась на старшую
(наиболее знатные, богатые и влиятельные лица) и младшую («отроки», «детские»)
Князь Владимир изменил политику Руси. Вместо дальних походов он направил свои
усилия на организацию обороны и сплочение державы под своей властью. На южных
рубежах Руси были построены крепости, введена система сигнальных костров на
крепостных башнях. Теперь о приближении врага к границам Руси в Киеве узнавали через
несколько минут. Натиск печенегов был остановлен. Забота князя о русском народе была
понятна ему и оценена им. О князе Владимире и его правлении сложено много былин.
Большое место в них занимают образы богатырей, в том числе крестьянского сына Ильи
Муромца.
9 1.3 Зарождение раннефеодальных отношений в Киевской Руси.
Принятие христианства.
Цель урока: охарактеризовать сущность раннефеодальных отношений в Киевской
Руси, выделить их особенности в сравнении с процессами в Западной Европе; оценить
значение принятия христианства при князе Владимире для социальнополитического
развития государства.
План урока:
1. Правление Владимира.
2. Крещение Руси.
3. Значение крещения Руси.
Основные понятия: усобица, печенеги, христианство, православие.
При Владимире Святославовиче (9801015) Киевская Русь уже приобрела черты
раннефеодальной монархии.
Христианство – одна из трех мировых религий. Возникло в 1 в н.э. в восточных
провинциях Римской империи (в Палестине) как религия угнетенных. Главное в
христианстве – учение о богочеловеке Иисусе Христе, Сыном Божьим, спасителем
мира, кт принял страдание и смерть ради искупления грехов. Постепенно в
христианстве выделилось 3 направления: католицизм, православие и протестантизм.
В 9 в. почти по всей Европе распространилось христианство. На Руси главной
религией оставалось язычество.
Датой введения на Руси христианства как государственной религии считается 988 г.,
когда крестился великий киевский князь Владимир со своей дружиной. Хотя
распространение на Руси христианства началось раньше. В частности, христианство
приняла княгиня Ольга. В 946 или в 954 г. христианство приняла княгиня Ольга, но ее сын
Святослав оставался язычником. Принятие христианства как общегосударственной
религии произошло в 988 г.
Используя связи Руси с Византией, киевский князь Владимир крестил киевлян в
Днепре, а затем христианство было введено в других городах. Князь Владимир стремился
сменить языческий пантеон монотеистической (единобожие) религией.
10 Христианство отрицало жестокость, присущую язычеству и проповедовало
общечеловеческую мораль. Уравнивая всех людей перед Богом, христианство смягчало
существующие в общве противоречия и способствовало его развитию.
В 1054 г. после разделения христианской церкви, на Руси утвердилось православие.
Стоявшие во главе русской церкви митрополиты подчинялись патриарху Константинополя.
Писатель и философ Илларион стал первым митрополитом из русских. На Руси стали
появляться монастыри. Монах Антоний из Любеча основал КиевоПечерский монастырь, а
монах Феодосий разработал его устав.
Выбор пал на христианство, т.к.:
1.
2.
3.
на Руси было велико влияние Византии;
вера уже получила распространение у славян;
христианство отвечало менталитету славян, было ближе, чем иудаизм или
мусульманство.
Существуют разные точки зрения на то, как шло распространение христианства:
1. крещение Руси проходило мирно. Новая религия действовала как мощный
объединяющий фактор. (Лихачев)
2. введение христианства было делом преждевременным, т.к. основная часть славян
продолжала верить в языческих богов до 14 в., когда объединение страны уже стало
неизбежным. Принятие христианства в 10 в. обострило отношения киевской знати с
соседями. Крещение новгородцев проходило вместе массовым кровопролитием,
христианские обряды, порядки долго не приживались в обществе: славяне называли детей
языческими именами, церковный брак не считали обязательным, местами сохранялись и
пережитки родового строя (многоженство, кровная месть) (Фроянов И.Я.)
Русская церковь с момента принятия христианства государственной религией
являлась честью Вселенского Константинопольской. Митрополит назначался патриархом.
Первоначально митрополитом и священниками на Руси были греки. Но м/у тем русская
внешняя политика сохраняла свою независимость благодаря твердости, упорству первых
князей. Ярослав Мудрый назначил митрополитом русского священника Иллариона, тем
самым поставил точку в споре с греками.
Русская церковь оказывала большое влияние на все сферы жизни славян: политику,
экономику, культуру:
1.
церковь стала быстро обретать экономическую независимость. Князь
жертвовал ей десятину. Монастыри вели, как правило, обширное хозяйство. Часть
11 продукции они реализовывали на рынке, а часть запасали. Церковь при этом богатела
быстрее, чем великие князья, так как ее не затрагивала борьба за власть во время
феодальной раздробленности, большого разрушения ее материальных ценностей не было
даже в годы монголотатарского нашествия;
2.
политические отношения стали освещаться церковью: отношения господства
и подчинения начали рассматриваться как правильные и богоугодные, при этом церковь
получала право примирять, быть гарантом, судьей в политической сфере;
3.
христианские храмы становились центрами не только религиозной, но и
мирской жизни, так как проводились сходы общины, хранились казна и различные
документы;
4.
важный вклад внесла христианская церковь в культуру древнерусского общ
ва: появились первые священные книги, братьямонахи Кирилл и Мефодий составили
славянскую азбуку. Среди населения Руси, прежде всего
Киевского княжества,
увеличился процент грамотных. Христианство вводило новые нормы поведения, морали
для славян, такие как «не укради», «не убивай»
Госво Русь к 1011 вв. стало одним из крупнейших и могущественных в Европе.
12 1.4 Расцвет Древнерусского государства. Правление Ярослава Мудрого
Цель урока: рассказать о второй усобице на Руси после смерти Владимира;
охарактеризовать основные направления политики Ярослава Мудрого; определить,
почему правление этого князя характеризуется как начало расцвета древнерусского
государства.
План урока:
1. Вторая усобица. Приход к власти Ярослава Мудрого.
2. Внешняя политика Ярослава.
3. Внутренняя политика Ярослава.
4. Законодательная деятельность. Система наследования.
5. Возникновение феодальной земельной собственности.
6. Феодальная иерархия.
7. Государственное управление.
Основные понятия: половцы, обычное право, канонизация, феодализм, вотчина,
кормление, смерды, бояре, посадники, тысяцкий, дружина
Политический строй древнерусского госва сочетал в себе как институты феодальной
формации, так и первобытнообщинного строя. Позднее при Ярославе Владимировиче
(10191054) феодальные черты получили дальнейшее развитие. Во главе госва стоял князь,
кт правил в Киеве. Он являлся старейшим в роде Рюриковичей, ему должны были
подчиняться князья племенных союзов. Это, как правило, были сыновья и племянники
великого князя.
В 1019 г. к власти приходит Ярослав Мудрый. В его правление продолжалось
успешное развитие Руси: политическое, экономическое, культурное. Много внимания
уделялось просвещению. Им был создан закон о порядках в Новгороде – «Суд Ярославль».
В 1023 г. князь Ярослав Владимирович поделил со своим братом Мстиславом области
влияния. Т.о. к Ярославу отошел запад Руси с Киевом, а Мстиславу – юговосток Руси с
городом Черниговом. В 10301031 гг. братья совершили поход против Польши. В 1036 г.
под Киевом русские войска одержали победу над печенегами, после чего их набеги
прекратились. В этом же году после смерти Мстислава Ярослав принимает решение
13 разделить подчиненную ему территорию между сыновьями: Святославу достался
Чернигов, Изяславу он отдает Новгород, а Всеволоду – Переяславль. Недолгий период
мирной жизни был нарушен нашествием новых кочевников – половцев. В 1068 г. на Русь
вторгся хан Шарукан. Побежденные русские князья укрылись в своих городах. В Киеве
произошло восстание и горожане свергли своего князя Изяслава. Вече провозгласило
великим князем Всеслава, но вскоре свергнутый Изяслав восстановил свою власть.
Усобицы м/у братьями продолжались 8 лет, но тем не менее Русь оставалась единым гос
вом.
В 1072 г. был составлен 1 письменный сборник законов Русская Правда.
Пересматривались многие старые судебные традиции. Была отменена кровная месть и
введена система денежных штрафов. Новый закон разделил людей по имущественному и
должностному положению, что характерно для феодализма.
Социальнополитический строй древнерусского госва:
В законодательном сборнике «Русская Правда» содержалось:
Были приняты меры по защите представителей высшего социального слоя
Киевской Руси; штраф, вводимый за убийство боярина, составлял 80 гривен, что было в 2
раза больше, чем за убийство простого общинника.
Происходила также дальнейшая дифференциация социальной структуры
раннефеодальной монархии. При этом появилась категория зависимых людей, кт наз.
закупами. Если закуп в срок не отрабатывал долг, то он мог стать холопом. «Рядовичами»
наз. тех людей, кт заключали договор («ряд») о службе феодалу на какихлибо условиях;
Дифференциации подвергался и высший слой: зарождается боярское
землевладение. А представители младшей дружины вошли в бюрократический аппарат
князя, исполняли административные обязанности в мирное время. В частности, мечниками
наз. судебных чиновников, мытниками сборщиков торговых пошлин. Обособленно стояли
тиуны, кт заведовали всем княжеским хозвом.
Князья назначали посадников, кт являлись их наместниками в городах, воевод и
тысяцких. Территории, управляемые наместниками киевского князя, получали название
«волость».
После длительной череды междоусобных войн, когда княжеский престол передавался
по очереди детям и внукам Ярослава, сравнительное спокойствие наступило при правлении
Владимира Мономаха (11131125). Споря за великое княжество поясняются
существовавшим в то время порядком наследования власти, она переходила на от отца к
14 старшему сыну, а по родовому старшинству: правил тот, кто был старшим в роду
Рюриковичей.
Возникновение феодальной земельной собственности
В 45 вв. в Европе началась эпоха феодализма. Славянские племена от
первобытнообщинного перешли к феодальному общву. При родовом строе славянские
племена были самостоятельны, каждое племя занимало свою территорию, охраняемую
воинами. Жизнью племени управляла племенная верхушка, включавшая вождей,
старейшин, жрецов, воинов. С течением времени племена стали объединяться в союзы и
совместно противостоять кочевникам. В союзе племена оказывались неравноправными,
отношения м/у соплеменниками усложнялись. Нужны были правители, стоящие выше
частных интересов.
С развитием ремесла, особенно с появлением изделий из железа, усовершенствовался
быт, создавались новые земледельческие орудия. Трудоемкое подсечное земледелие, кт
раньше было под силу только роду, постепенно заменялось пахотным. Несколько
поколений пахарей освободили от леса большие площади. Стало возможно обрабатывать
землю силами одной семьи. Родовые отношения постепенно отмирали, на их смену пришла
соседская община. Бывшая племенная знать превратилась в профессиональных воинов.
Обеспечивая мирную жизнь земледельцам и ремесленникам, князья и дружинники
утверждали свое право на землю и становились феодалами. За пользование их землей
крестьянеобщинники должны были отдавать часть урожая. Земли, полностью
принадлежавшие феодалу и передающиеся по наследству, назывались вотчинами. В своих
вотчинах феодалы строили укрепленные дворы и замки, ставшие прообразами княжеских
столиц. Наличие этих замков на начальном этапе развития феодализма придавало
устойчивость обществу, но также порождало в нем противоречия. Запасы продовольствия,
оружия, земледельческих орудий, сосредоточенные в замке, гарантировали крестьянам
помощь в случае неурожая или стихийного бедствия, но за выданную ссуду господин
превращал крестьянина в холопа (раба) или закупа (феодальнозависимого человека).
Холопы – категория зависимого населения, близка по правовому положению к
рабам. Они изначально не имели собственного хозва и исполняли различные работы в
15 господском хозве. Холопами становились за долги, в результате пленения, брака с
холопом или холопкой.
В состав феодальной вотчины входили люди (крестьянеобщинники),
смерды
(обязанные нести военную службу), закупы (работавшие в хозве феодала за «купу» заем,
в кт могли включаться разл. ценности земля, скот, зерно, деньги. Отработав долг,
освобождались. В отличие от холопов имели свое хозво), холопы и воиныдружинники.
Во главе этого маленького мирка стоял боярин или князь. Хозяйство крупных князей
имело еще и особые поселения – погосты в разных землях для сбора дани с крестьян
общинников и смердов. Феодальная вотчина основывалась на натуральном хозве, была
самостоятельна.
1.5 Усобицы XIXII вв. Последние годы великой державы.
Цель урока: показать неизбежность княжеских усобиц в данный исторический
период,
рассказать о соперничестве феодальных кланов;
показать
центростремительные тенденции в жизни русского государства, охарактеризовать
политику Владимира Мономаха как стремление восстановить единство державы.
План:
1.
2.
3.
4.
5.
Усобицы между детьми Ярослава Мудрого и внуками. Причины
Опасность для Киевской Руси с Востока
Любеческий съезд 1097 г.
Последние годы великой державы. Приход к власти В.Мономаха
Правление Мстислава. Начало новой смуты.
До к. 11 в. Русь страдала от усобиц и половецких нашествий; иногда князья нанимали
половцев для решения своих внутренних проблем. С 1103 г. в Киеве расцвело
ростовщичество, поощряемое Святополком Изяславичем. После его смерти в 1113 г.
киевляне разгромили дворы ростовщиков.
В 1097 г. по инициативе Владимира Мономаха был собран княжеский съезд в Любече,
где князья разграничили сферу своего политического влияния, что привело позднее к
феодальной раздробленности. Они договорились о новом порядке, закреплявшем за
каждым владение, доставшееся в наследство (вотчина). Киевская Русь разделилась на
отдельные княжества.
16 Владимир Мономах, получив великокняжеский престол, проводил линию на
сглаживание княжеского сепаратизма и провизантийскую внешнюю политику и активно
боролся с печенегами. В 11131132 гг. Владимир Мономах и его сын Мстислав Великий
восстановили на время единую власть на Руси.
Новый русский князь был активным защитником Руси. Он призывал князей
объединяться в борьбе с половцами, воевал с Олегом Святославичем, приводившим на Русь
половецкие орды; совершил 83 похода, победил ханов Шарукана, Боняка и Тугоркана.
Внес дополнения в законы Русской Правды; «Устав» Владимира Мономаха был написан в
пользу мелкого городского люда.
Но затем Русь распалась на части. Этот период называют периодом политической
раздробленности. Каждое княжество стало самостоятельным госвом. Оно могло
объявлять войну, заключать мир и договоры о помощи с соседями. В нем создавались свои
органы управления и войско; принимались свои законы; были собственные деньги.
Экономически раздробленность опиралась на развитие самостоятельного феодального
землевладения: князья и бояре жили уже не за счет дани, а за счет податей зависимых
крестьян.
Подати – различные налоги с зависимого населения. Социальные группы
населения, облагавшиеся податями, назывались податными сословиями.
Повинности – принудительные обязанности, кт должно было выполнять
податное (тягловое) население, и прежде всего крестьяне. В пользу своего феодала
крестьяне выплачивали оброк, работали на барщине, в пользу госва несли рекрутскую
повинность и т.д.
Оброк – ежегодный сбор денег и продуктов с крепостных крестьян помещиком.
Продуктовый оброк сохранялся до 1861 г., денежный – до 1883 г.
Барщина – отработочная рента, даровой принудительный труд зависимого
крестьянина, работающего собственным инвентарем в хозве помещика за полученный
от владельца в пользование участок земли.
Помещик – дворяне – землевладельцы. Изначально служилые люди, т.е.
получавшие в пользование землю (поместье) за военную службу или выполнение каких
либо поручений
17 В целом период раздробленности способствовал экономическому и культурному
подъему русских земель. Устройство и жизнь отдельных земель было легче приспособить к
местным условиям. Например, вокруг Новгорода, кт был одним из крупнейших городов
Европы сложилась Новгородская республика. Высшая власть принадлежала народному
собранию – вече, выбиравшему посадника (главу всего управления), тысяцкого и
архиепископа – главу новгородской церкви.
Республика (лат. общественное дело) – форма правления, при кт высшая гос.
власть принадлежит выборному представительному органу. Глава госва выбирается
также населением или специальной коллегией.
Посадник – выборное должностное лицо в городереспублике, глава
исполнительной власти. Вместе с князем ведал вопросами управления и суда,
командовал войском, руководил вечевым собранием и боярским советом.
Тысяцкий – военный предводитель городского ополчения («тысячи») (до сер. 15 в.)
в Новгороде избирался на вече и был ближайшим помощником посадника – ведал
вопросами торговли, взимания налогов, торгового суда.
Князя новгородцы приглашали, строго оговаривая его функции: судебную и военную.
На СевероВостоке Руси возникло РостовоСуздальское (или ВладимироСуздальское)
княжество, удаленное от степей, загороженное от половцев лесами. Русские осваивали его
в мирном соседстве с финноугорскими племенами. Здесь верховная власть принадлежала
сыну Владимира Мономаха Юрию Долгорукому, потом его сыновьям Андрею
Боголюбскому и Всеволоду Большое Гнездо. В 12 в. они оказывали влияние на Киев и
Новгород, стремясь превратить свою столицу – Владимир – в новый центр Руси.
Но было и слабое место разрозненных княжеств. Усобицы и раздоры князей не
прекращались. Княжества продолжались дробиться: например ВладимироСуздальское в
нач. 13 в. раскололось на 7, а к 70м годам – уже на 14 княжеств. Начались конфликты
внутри княжеств м/у князьями и боярами, кт хотели оказывать влияние на политику князя.
Все это ослабляло способность Руси обороняться от набегов кочевников: половцев, а в 13
в. – монголов.
Бояре – высший слой общва в России в 1017 вв. занимали ведущее место после
великого князя в государственном управлении
18
Киевская Русь
Киевская Русь
Киевская Русь
Киевская Русь
Киевская Русь
Киевская Русь
Киевская Русь
Киевская Русь
Киевская Русь
Киевская Русь
Киевская Русь
Киевская Русь
Киевская Русь
Киевская Русь
Киевская Русь
Киевская Русь
Киевская Русь
Киевская Русь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.