1. С о о т н е с и понятия с определениями:
1) мифология; 2) философия; 3) теория.
А) Особым образом построенная система взаимосвязанных утверждений, научных законов.
Б) Система взглядов на объективный мир и на место человека в нем, основанная на художественно-эмоциональном переживании мира.
В) Наука о методах и путях познания окружающего мира и места человека в нем, о наиболее общих законах взаимосвязи и развития природы, общества.
О т в е т: 1–Б, 2–В, 3–А.
2. С о о т н е с и тип средневекового христианства с его содержанием:
1) высокое христианство; 2) «рыцарское»; 3) простонародное.
А) Смешало в себе церковное учение, язычество, предрассудки, веру в чудеса.
Б) Было доступно лишь богословам, иерархам церкви. Представлено богословием и системой догматов церкви.
В) Ценило в христианстве военный аспект.
О т в е т: 1–Б, 2–В, 3–А.
3. С о о т н е с и тип мировоззрения с его признаками:
1) гуманистическое; 2) христианское.
А) Человек – носитель всяческих пороков.
Б) Цель существования – полнокровная, насыщенная плотскими и духовными наслаждениями жизнь.
В) Аскетический отказ от земных радостей.
Г) Человек – свободная личность, обладающая «естественным» правом на счастье.
О т в е т: 1–Б, Г; 2–А, В.
4. Соотнеси методы социального прогнозирования с их содержанием:
1) экстраполяция; 2) моделирование; 3) экспертиза.
А) Получение мнений экспертов по определенным проблемам.
Б) Создание реальных или мыслительных моделей социальной реальности.
В) Изучение части явления или явления в целом и распространение выводов по одной части на другие или на будущее.
О т в е т: 1–В, 2–Б, 3–А.
5. С о о т н е с и типы бирж с их функциями:
1) товарная; 2) фондовая; 3) валютная.
А) Проводит реализацию ценных бумаг.
Б) Форма рынка товаров, продаваемых большими партиями по образцам.
В) Форма рынка, где реализуют иностранную валюту.
О т в е т: 1–Б, 2–А, 3–В.
6. Соотнеси типы социальной мобильности с их проявлениями:
1) вертикальная; 2) горизонтальная.
А) Вступление во второй брак.
Б) Повышение сотрудника в должности.
В) Принятие другого гражданства.
Г) Назначение майора командиром части.
О т в е т: 1–Б, Г; 2–А, В.
7. С о о т н е с и типы социальных статусов и показатели, их иллюстрирующие:
1) предписанный; 2) достигаемый.
А) происхождение;
Б) гражданство;
В) национальность;
Г) профессия.
О т в е т: 1–А, В; 2–Б, Г.
8. Определите тип общества, которому присуще:
· преимущественное развитие тяжелой промышленности;
· развитая фабричная организация промышленности;
· развитая система разделения труда;
· наличие общенационального рынка.
О т в е т: индустриальное.
9. Как осуществляется принятие закона? Восстановите правильную последовательность законодательного процесса.
а) Подписание закона Президентом.
б) Законодательная инициатива.
в) Обсуждение законопроекта в комитете Жогорку Кенеша.
г) Принятие закона в Жогорку Кенеше.
д) Опубликование закона.
О т в е т: б, в, г, а, д.
10. Найдите в приведенном ниже списке признаки президентской республики и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) глава государства является главой исполнительной власти;
2) глава государства не располагает правом роспуска парламента;
3) правительство назначается главой государства;
4) правительство формируется партией, победившей на выборах в парламенте;
5) исполнительная власть сосредоточена у правительства.
О т в е т: 1, 2, 3.
11. Какое слово пропущено в схеме:
О т в е т: доказательность.
12. Совместите типы партий и высказывания, которые могли бы принадлежать их лидерам:
Партии |
Высказывания |
1) консервативная 2) социалистическая 3) либеральная |
а) «Мы за справедливое распределение богатств страны среди тех, кто трудится». б) «Государство должно обслуживать личность, обеспечивать ее права и свободы». в) «Главное – стабильность в обществе, а ее можно обеспечить только путем сохранения всего ценного, что наработано в обществе, отказа от резких скачков в экономике и политике». |
Ответ:1-в,2-а,3-б
13. Заполните пропуски в колонках таблицы:
Нормы |
Что регулируют |
Кому адресованы |
религиозные |
отношение верующих людей к религии и друг другу |
верующим |
моральные |
отношения в сфере человеческого общества |
всем членам общества |
политические |
отношения среди членов политической партии |
членам полит. партий |
правовые |
отношения в сфере права |
всем гражданам |
семейные |
отношения в семье |
члены семьи |
14. Соотнесите понятия и определения:
1) кодекс |
а) официальный письменный документ, принятый уполномоченным органом и содержащий нормы права |
2) правовой обычай |
б) сводный целостный юридический документ, регулирующий определенные группы общественных отношений |
3) законодательство |
в) определенная иерархия законов и подзаконных актов, действующих в стране |
4) нормативно-правовой акт |
г) сложившееся в данном обществе правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного его повторения |
Ответ: 1-б, 2-г, 3-в, 4-а
15. Заполните схему:
Ответ: долевая, солидарная, субсидиарная
16. Соедините название художественных произведений и соответствующие им виды искусства.
1) литература |
а) лаковые миниатюры из г. Палеха Ивановской области |
2) живопись |
б) «Лунная соната» Л. Бетховена |
3) народное декоративно-прикладное искусство |
в) фрески Андрея Рублева в Успенском соборе г. Владимира |
4) скульптура |
г) традиционная японская миниатюра «нэцке» |
5) музыка |
д) памятник князю Юрию Долгорукому в Москве |
Ответ:1-г, 2-в, 3-а, 4-д, 5-б
17. Соедините понятия с их содержанием:
1) гражданин |
а) акт высшей законодательной власти |
2) правовое государство |
б) лицо, постоянно принадлежащее к населению данного государства, связанное с ним правами и пользующееся защитой |
3) закон |
в) политическая организация общества, основанная на верховенстве закона и принципе разделения властей |
Ответ:1-б, 2-в, 3-а
18. Соедините понятия с их содержанием.
1) государство |
а) независимость от внешних обстоятельств, самостоятельность, определяемость лишь внутренними законами |
2) автономия |
б) общество экономически независимых граждан, обладающих личной свободой, охраняемых государством и правом, активно участвующих в жизни общества и воздействующих на государство с помощью созданных ими общественных структур |
3) гражданское общество |
в) особая форма организации общества, построенная по принципу управления |
Ответ:1-в, 2-а, 3-б
19. Соедините понятия с их содержанием:
1) правонарушение |
а) противоправное, общественно-вредное посягательство на нормы права |
2) юридическая ответственность |
б) особенное, предусмотренное и урегулированное нормами права, отношение между правонарушителем и государством в применении к нему наказаний, предусмотренных нормами права |
3) проступок |
в) противоправное, носящее общественно-опасный характер деяние, совершенное лицом, способным самостоятельно отвечать за свои поступки |
Ответ:1-в, 2-б, 3-а
20. Соотнесите понятия с их содержанием.
1) преступление |
а) виновное, противоправное деяние, носящее общественно-опасный характер, совершенное лицом, способным самостоятельно отвечать за проступки; |
2) преступление по небрежности |
б) когда лицо, совершившее преступление, осознавало общественную опасность своих действий (бездействий), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно-опасных последствий и желало их наступления; |
3) преступление по легкомыслию |
в) когда лицо, совершившее преступление, осознавало общественную опасность своих действий (бездействий), предвидело возможность наступления общественно-опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия, либо относилось к ним безразлично; |
4) преступление с косвенным умыслом |
г) когда лицо, совершившее преступление, предвидело опасные последствия, но слишком понадеялось на свои силы и способности их избежать; |
5) преступление с прямым умыслом |
д) когда лицо, совершившее преступление, не предвидело наступления тяжких последствий своего деяния, но должно было или могло их предвидеть. |
Ответ:1-а, 2-д, 3-г, 4-в, 5-б
21. Заполните схему «Методы научного познания».
1. Анализ. 2. Эксперимент. 3. Дедукция. 4. Наблюдение. 5. Сравнение. 6. Аналогия. 7. Синтез. 8. Индукция. 9. Моделирование. 10. Описание. |
Эмпирический уровень |
Теоретический уровень |
Наблюдение. Описание. Эксперимент. |
Анализ. Дедукция. Сравнение. Аналогия. Синтез. Индукция. Моделирование
|
22. Заполните схему «Формы познания».
Чувственное познание |
Рациональное познание |
Интуиция |
2. Ощущение. 4. Восприятие. 5. Представление. |
1. Понятие. 9. Суждение. 6. Умозаключение |
3. Фантазия. 8. Творчество. 7. Озарение. |
23. Запишите слово, пропущенное в схеме:
Ответ: Как
24. Установите соответствие: к каждому определению, данному в первом столбце, подберите соответствующее понятие из второго столбца.
1. приобретение знаний путем самостоятельных занятий, без помощи преподавателя |
а) самопознание |
2. претворение в жизнь значимых для человека целей, планов, идей, проектов |
б) самообразование |
3. познание личностью самой себя, своего Я, своих возможностей, качеств |
в) самореализация |
Ответ: 1-б, 2-в, 3-а
25. Запишите слова, пропущенные в схеме:
Ответ: Гипотезы, Законы
26. Из приведенного перечня наук выберите те, которые изучают общество:
история геология педагогика
антропология политология эстетика
философия информатика экология
социология кибернетика физика
психология правоведение этика
27. Черты личности – это устойчивые, повторяющиеся в различных ситуациях особенности поведения.
Какие из перечисленных ниже понятий подходят под это определение?
лень разлука опустошенность
аккуратность злость ум
вера радость целеустремленность
любовь мнение жадность
интерес понимание задор
28. Установите соответствие между двумя списками, в одном из которых названы основные функции общения, а в другом они описаны.
1) организация совместной деятельности |
а) информативно-коммуникативная |
2) обмен информацией между общающимися |
б) функция взаимодействия |
3) восприятие друг друга и установление взаимопонимания |
в) функция межличностного познания |
Ответ:1-б, 2-а ,3-в
29. Приведите в соответствие:
А) власть, государство, выборы президента, избирательное право |
1) духовная сфера жизни общества |
Б) производство материальных благ, финансы, банки, торговля |
2) социальная сфера жизни общества |
В) классы, нации, первичные коллективы |
3)экономическая сфера жизни общества |
Г) театр, религия, наука, нравственные нормы, ценности |
4) политическая сфера жизни общества |
Ответ:а-4, б-3, в-2, г-1
30. Заполните пропуски в схеме:
Ответ: гражданин - государство
31. Заполните пропуски в схеме:
Собственность = владение + ….… +..........
Ответ: пользование, распоряжение
32. Заполните пропуск в схеме:
Ответ: авторитарный
33. Закончите перечисление признаков правового государства:
а) верховенство права;
б) равная ответственность перед законом;
в) господство законности как принципа реализации правовой политики;
г) достаточно высокая правовая культура населения;
д) разделение властей
е) суверенитет
34. Заполните пропуски в схеме:
Ответ: охрана со стороны государства, регулятивная функция
35. Виды норм права:
Соедините понятия и соответствующие им определения:
а) управомочивающие |
1) требующие должного поведения |
б) запрещающие |
2) предоставляющие гражданам возможность соответствующим образом действовать |
в) обязывающие |
3) устанавливающие запреты на совершение определенных действий |
Ответ:а-2, б-3, в-1
36. Различие между государственным и национально-государственным устройством? Заполните свободную колонку таблицы:
Устройство
государственное |
национально-государственное |
1) в основу деления государства положены определенные параметры территории и всего населения этих территорий |
1. в основу деления государства положено расселение национальных меньшинств или коренных наций. |
Ответ:
37. Какие существуют системы оплаты труда? Соотнесите понятия и определения:
а) повременная |
1) оплата производится по расценкам за единицу выработанной продукции |
б) сдельная |
2) премиальные и вознаграждение по итогам года |
в) дополнительная |
3) оплата учитывает количество проработанного времени |
Ответ: а-3, б-1, в-2
38. Какие бывают виды рабочего времени? (Дополните схему).
Ответ: сокращенное рабочее время для работников моложе 18-ти лет и занятых на вредных производствах
39. Формы реализации правовых норм (соотнесите понятия и определения):
а) соблюдение |
1) осуществление участниками правоотношений своих прав |
б) исполнение |
2) воздержание от противоправных действий |
в) использование |
3) вмешательство для реализации права того или иного государственного органа |
г) применение |
4) исполнение гражданином возложенных на него обязанностей |
Ответ:а-2, б-4, в-1, г-3
40. Заполните схему «Виды юридической ответственности».
Ответ: административная, уголовная, дисциплинарная, гражданско-правовая
41. З а п о л н и с х е м у:
О т в е т: монархия.
42. З а п о л н и с х е м у:
О т в е т: конвергенция.
43. С о о т н е с и признаки с типом общества.
Типы общества: Признаки:
1) первобытное общество А) Отсутствие городов и письменности;
2) древние цивилизации Б) Организованная производственная деятельность;
В) Усложнение социальной структуры;
Г) Общественное равенство.
О т в е т: 1–А, Г; 2–Б, В.
44. З а п о л н и с х е м у:
О т в е т: индустриальная, научно-техническая.
45. С о е д и н и стрелками термин «капитал» с его значением в XIII–XIV вв.
Ценности
Запас товаров
КАПИТАЛ Масса денег
Деньги, приносящие процент
Собственность
О т в е т: ценности, запас товаров, масса денег.
46. З а п о л н и с х е м у:
О т в е т: цивилизация.
47. З а п о л н и с х е м у:
О т в е т: природа.
48. З а п о л н и с х е м у:
О т в е т: традиционная.
49. З а п о л н и с х е м у:
О т в е т: предпринимательство.
50. З а п о л н и с х е м у:
О т в е т: косвенные.
51. З а п о л н и с х е м у:
О т в е т: распоряжение.
52. С о о т н е с и типы экономических систем с их признаками:
1) рыночная; 2) командная.
А) Конкуренция товаропроизводителей.
Б) Производство планируется государством.
В) В ней действует закон стоимости, закон спроса и предложения.
Г) Преобладает государственная форма собственности.
Д) Преобладающей является частная собственность.
О т в е т: 1–А, В, Д; 2–Б, Г.
53. О каких видах юридической ответственности идет речь в данных ситуациях (ответы впишите в таблицу):
Ситуации |
Виды юридической ответственности |
Этот вид ответственности был установлен судом. Иного порядка ее установления, кроме судебного, законом не предусмотрено |
Уголовная |
Ответственность за данный проступок была установлена органами ГИБДД, наложившими на нарушителя штраф в размере трех минимальных окладов |
Административная |
Этот вид ответственности всегда имеет имущественный характер. На этот раз суд потребовал возмещения потерпевшему нанесенного ему материального и морального ущерба |
Гражданская |
Ответственность за данное правонарушение состояла в увольнении работника, его совершившего |
Дисциплинарная |
54. Запишите слово, пропущенное в схеме:
О т в е т: Гипотезы.
55. Установите соответствие видов деятельности и определений.
Виды деятельности |
Определения |
а) игра б) труд в) учеба г) общение |
А) освоение опыта предшествующих поколений Б) преобразование предметов окружающего мира В) преобразование информации в процессе взаимодействия Г) осуществление реального действия воображаемыми средствами |
О т в е т: а–Г, б–Б, в–А, г–В.
56. Распределите перечисленные ниже признаки следующим образом: три первые позиции должны характеризовать экономическую сферу общественной жизни, три последующие – политическую сферу общественной жизни:
а) инфляция;
б) победа на выборах оппозиционной партии;
в) митинг в защиту конституции;
г) снижение темпов промышленного роста;
д) введение налога с продаж;
е) учредительный съезд партии.
О т в е т: 1) а, г, д; 2) б, в, е.
57. Составьте схему, используя все предложенные понятия и термины. В схеме отразите их соотношение.
Юридические факты, поступок, правомерное, преступление, событие, действие, неправомерное, юридические акты.
Ответ:
58. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Социальный статус личности |
Вид статуса |
1) менеджер промышленной компании; 2) служащий; 3) доктор исторических наук; 4) мужчина; 5) 15-летний подросток; 6) дедушка |
А) приобретённый; Б) предписанный |
О т в е т: 1–А, 2–А, 3–А, 4–Б, 5–Б, 6–А.
59. Какое слово пропущено в схеме:
О т в е т: народность.
60. Запишите слово, пропущенное в схеме:
О т в е т: нормы.
61. Установите соответствие типов обществ и характеристик общественного развития.
Типы обществ |
Характеристики общественного развития |
а) традиционное б) индустриальное в) постиндустриальное |
А) промышленный переворот Б) развитие информационных технологий В) сословный характер социальной стратификации |
О т в е т: а–В, б–А, в–Б.
62. Установите соответствие между списками А и Б.
А Б
1. мифы 1. Зеленым цветом растения обязаны хлорофиллу
2. наука 2. Прометей принес людям свет знаний
3. здравый смысл 3. «Не зная броду – не суйся в воду»
Ответ:1А – 2Б; 2А – 1Б; 3А – 3Б
63. Установите соответствие между уровнями научного познания и методами науки; к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Методы научного познания Уровни научного знания
1. Эксперимент А) Теоретический
2. Математическое моделирование Б) Эмпирический
3. Наблюдение
4. Структурный анализ
5. Системный подход
О т в е т: 1–Б, 2–А, 3–Б, 4–А, 5–А.
64. Определите термин:
1) Одно из основных средств внешней политики государства
2) В зависимости от исторического момента задачи ее менялись
3) Ее осуществление связано с деятельностью таких учреждений как посольство, консульство, представительство.
4) Человеку, ее представляющему вручаются вверительные грамоты
Ответ: Дипломатия
65. Определите понятие:
1) Группа людей, обладающая достаточно высокими качествами
2) Формирует взгляды, поведение, мнение других членов общества
3) Необходимое и неизбежное явлени в современном мире
4) Различают политическую, экономическую, культурную
Ответ: Элита
66. Определите термин:
1) форма социальных отношений
2) способна влиять на характер деятельности людей
3) способна влиять на поведение людей, социальных групп, классов
4) различаются виды: нравственная, семейная, идеологическая, политическая
Ответ: Власть
67. Определите понятие:
1) не мыслит, а чувствует
2) чем многочисленнее собрание, тем ниже его уровень
3) нетерпима, разрушительна, не способна что-либо обсуждать
4) презирает слабую власть и рабски подчиняется сильной
Ответ: Толпа
68. Определите термин, обозначающий общественно-опасное деяние:
· посягающее на личность;
· посягающее на конституционный строй;
· которое может быть совершено в состоянии необходимой обороны.
О т в е т: преступление.
69. Определите вид познания, имеющий следующие особенности:
· стремление к объективности;
· особое значение имеет эксперимент;
· следование теории;
· преобладание логико-математических методов исследования.
О т в е т: рациональное.
70. Назовите нормы, принятые в обществе и государстве и характеризуемые тем, что...
· налагают взаимную ответственность на власть и человека;
· носят открытый гласный характер;
· действуют для всех членов общества;
· относительно стабильны;
· достаточно жестко фиксированы;
· их исполнение контролируется.
О т в е т: законы.
71. Назовите термин, обозначающий долгосрочные вложения капитала в:
· предприятия разных отраслей;
· предпринимательские проекты;
· социально-экономические программы;
· инновационные проекты.
О т в е т: инвестиции.
72. Определите вид познания, имеющий следующие особенности:
· стремление к объективности;
· особое значение придаётся эксперименту;
· следование теории;
· преобладание логико-математических методов исследования.
О т в е т: рациональное.
73. Назовите понятие, означающее...
· образец, совершенство;
· нечто возвышенное, благое и прекрасное;
· высшую цель стремления.
О т в е т: идеал.
74. Назовите совокупность представлений человека о мире, своём месте в нём и включающее в себя:
· знания;
· эмоции;
· оценки;
· идеалы, убеждения.
О т в е т: мировоззрение.
75. Этот тип мировоззрения характеризуется следующими признаками:
· духовным самосовершенствованием;
· служением людям из любви к ним как к братьям;
· чувством милосердия;
· верой в сверхъестественные силы.
О т в е т: религиозное.
Международные документы по правам человека
Дата принятия |
Документ |
Комментарий |
1215 |
Великая хартия вольностей (Англия) |
|
1785 |
Декларация прав человека и гражданина (Франция) |
|
1787 |
Конституция США |
|
1791 |
Билль о правах (США) |
|
10 декабря 1948 г. |
Всеобщая декларация прав человека |
Подписана КР |
28 июля 1951 г. |
Конвенция о статусе беженцев |
Ратифицирована КР 6 июля 1996 г. |
20 ноября 1959 г. |
Декларация прав ребёнка |
Подписана КР |
21 декабря 1965 г. |
Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации |
Ратифицирована КР 26 июля 1996 г. |
16 декабря 1966 г. |
Международный пакт о гражданских и политических правах |
Ратифицирован КР 12 января 1994 г. |
16 декабря 1966 г. |
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах |
Ратифицирован КР 12 января 1994 г. |
16 декабря 1966 г. |
Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах |
Ратифицирован КР 12 января 1994 г. |
16 декабря 1966 г. |
Протокол, касающийся статуса беженцев |
Ратифицирован КР 6 марта 1996 г. |
18 декабря 1979 г. |
Конвенция о ликвидации всех дискриминации в отношении женщин |
Ратифицирована КР 10 февраля 1997 г. |
10 декабря 1984 г. |
Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания |
Ратифицирована КР 26 июля 1996 г. |
20 ноября 1989 г. |
Конвенция о правах ребёнка |
Ратифицирована КР 12 января 1994 г. |
15 декабря 1989 г. |
Второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни |
Ратифицирован КР |
Расшифруйте названия международных организаций и прочие аббревиатуры?
а) ООН – Организация Объединенных Наций
б) ЮНЕСКО - Организация Объединенных наций по вопросам образования, науки и культура
в) ОБСЕ - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
г) ЭКОСОС – Экономический и социальный совет
д) НСДАП – Национал-социалистская немецкая рабочая партия
е) ВОЗ – Всемирная организация здоровья
ж) ЮНИСЕФ – Детский Фонд ООН
з) АСЕАН – Организация стран Азиатско-Тихоокеанского региона
и) ВТО – Всемирная торговая организация
к) СНГ – Содружество Независимых Государств
л) МАГАТЭ – Международное агентство по атомной энергии
м) ПРООН – Программа развития ООН
н) ЮНЕП – Программа ООН по окружающей среде
о) УВКБ – Управление верховного комиссара по делам беженцев
п) МОТ – Международная организация труда
р) МВФ – Международный валютный фонд
с) НАТО – Организация Североатлантического Договора
т) ШОС – Шанхайская Организация Сотрудничества
у) ОДКБ – Организация Договора о коллективной безопасности
ВОПРОСЫ ДЛЯ ШИРОКОГО ОСВЕЩЕНИЯ
1. Общение, виды общения.
Общение – это сложный многоплановый процесс установления контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.
Человек нуждается в общении с момента появления на свет. Благодаря общению со взрослыми ребенок получает необходимые знания об окружающем мире. С помощью общения происходит передача опыта, накопленного предшествующими поколениями, усвоение выработанных человечеством культурных и нравственных ценностей.
Основными составляющими общения являются содержание, цель и средства общения.
Исходя из того, какое содержание лежит в основе процесса общения, оно может быть материальным (в процессе совместной трудовой деятельности), когнитивным (в процессе познания), деятельным (в процессе совместной деятельности), кондиционным (воздействие друг на друга в психо-эмоциональном плане), мотивационным (передача определенных побуждений, установок).
В зависимости от целей общение может быть биологическим (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма) и социальным (с целью расширения и укрепления межличностных контактов).
В зависимости от средство общения оно может быть прямым (телесные контакты, беседа лицом к лицу) и косвенным (через посредника); непосредственным (с помощью естественных органов) и опосредованным (с помощью специальным средств).
Важнейшими видами общения у человека являются вербальное (с помощью языка) и невербальное (с помощью мимики и жестов).
2. ООН, ее структура и роль в современном мире.
Организа́ция Объединённых На́ций, ООН — международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.
Основы её деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции. Название «Объединённые Нации» было впервые использовано в Декларации Объединённых Наций, подписанной 1 января 1942 года.
Устав ООН был утверждён на Сан-Францисской конференции, проходившей с апреля по июнь 1945 года, и подписан 26 июня 1945 года представителями 51 государств. Дата вступления Устава в силу (24 октября) отмечается как День Организации Объединённых Наций. В ООН существует шесть основных органов:
Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь, который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок. В настоящий момент Ген. Секретарем ООН является Пан Ги Мун
К первоначальным членам ООН относятся 51 государство, подписавших Устав ООН на конференции в Сан-Франциско 26 июня 1945 года. В течение 1946—2006 годов в ООН было принято ещё 141 государство.
На 3 июля 2006 года число государств — членов ООН составляет 192.
Для организации работы органов в системе ООН установлены официальные языки: Английский язык ,Русский язык ,Испанский язык ,Китайский язык ,Арабский язык , Французский язык.
ООН имеет свою эмблему, флаг и гимн.
Эмблемой ООН является карта мира в обрамлении оливковых ветвей. Гимн ООН написал Бенжамин Бриттен (музыка), он называется Voices for today. В тексте гимна использованы слова нескольких поэтов Лао Цзы, Ш. Пенна, Е. Евтушенко, А. Камю.
Кыргызская Республика была принята в члены ООН 2 марта 1992 г.
Функции контроля за соблюдением международных договоров ООН выполняют 6 органов:
- Комитет по правам человека 1976 г.
- Комитет по расовой дискриминации 1970 г.
- Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин 1982 г.
- Комитет по экономическим, социальным и культурным правам 1987 г.
- Комитет против пыток 1988 г.
- Комитет по права ребенка 1990 г.
3. Глобальные проблемы современности.
Глобальные проблемы – (лат. globus terrae – земной шар) это совокупность проблем человечества, возникших во второй половине XX в., угрожающих существованию мировой цивилизации.
К глобальным проблемам человечества относятся проблемы, затрагивающие жизненные интересы всех представителей мирового сообщества и, следовательно, требующие согласованных международных действий для их решения.
Глобальными проблемами называется совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX века и от решения которых зависит существование цивилизации.
Эти проблемы стали следствием противоречий, накапливавшихся в отношениях между человеком и природой в течение длительного времени.
Причины появления глобальных проблем:
глобализация мира;
огромные масштабы человеческой деятельности и неспособность человека рационально распорядиться этой могучей силой.
Классификация глобальных проблем.
Экологические |
Экономические |
Социальные |
Политические |
Духовные |
1.“Озоновая дыра”. 2.Истребление лесов. 3.“Парниковый” эффект (глобальное потепление). 4.Загрязнение окружающей среды: атмосферы, вод мирового океана, продуктов природы. 5.Стихийные бедствия: тайфуны, цунами, ураганы, землетрясения, наводнения, засухи. 6.Освоение космоса и мирового океана. |
1.Продовольственная проблема. 2.Полюса развития: “С-Ю”. 3.Проблема пределов экономического роста. 4.Истощение ресурсов. 5.Экономический глобализм. |
1.Демографическая проблема. 2.Проблема охраны здоровья (рак, спид, атипичная пневмония...). 3.Проблема уровня образования (1 миллиард неграмотных). 4.Этнические, конфессиональные конфликты. |
1.Проблема войны и мира: возможность перерастания локальных конфликтов в глобальные, опасность ядерной войны. 2.Сохраняющиеся полюса противостояния, борьба за сферы влияния (США–Европа–Россия–Азиатско–Тихоокеанский регион). 3.Различия политических систем (демократия, авторитаризм, тоталитаризм). 4.Терроризм (международный, внутриполитический, уголовный). |
1.Уход людей от реальности в мир иллюзий (наркомания). 2.Рост агрессии, нервно-психических заболеваний из-за массовой компьютеризации. 3.Проблема ответственности ученых за последствия своих открытий.
|
О с н о в н ы е н а п р а в л е н и я решения глобальных проблем:
– переориентация военной экономики на решение задач в интересах всего общества;
– содействие социально-экономическому развитию отсталых государств;
– решение экологических проблем качественно новой сложности: снижение содержания в окружающей среде токсичных веществ, ослабление «парникового эффекта», угрозы истончения озонового слоя, угрозы кислотных дождей;
– развитие энергетики с учетом тенденций к потеплению климата;
– несбалансированный экономический рост;
– кризис управления и способности управлять;
– обеспеченность населения Земли продовольствием и наличие водных ресурсов;
– рост численности населения и миграционные потоки;
– сдвиги в мировой геополитической ситуации.
4. Какое государство называют правовым?
Правовое государство – такое государство, которое по своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивая правовую защищенность своих граждан.
Правовое государство – это государство, которое характеризуется суверенностью народа как единственного источника власти;
– государство ограниченное в своих действиях правом, где граждане связаны взаимной ответственностью при безусловном верховенстве конституции, демократически принятых законов и равной ответственности всех перед законом;
– государство, призванное обеспечить индивидуальную свободу, основополагающие права личности.
Правовое государство характеризуется следующими признаками:
1) верховенство закона – все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона;
2) соблюдение и охрана прав и свобод человека – государство должно не только провозгласить приверженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах, гарантировать их и реально защищать на практике;
3) последовательно проведенный принцип разделения властей, создание системы «сдержек и противовесов», взаимоограничение и взаимный контроль всех ветвей власти;
4) взаимная ответственность государства и гражданина – за нарушение закона должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответственности, невзирая при этом на личность правонарушителя.
Главная цель правового государства – обеспечить гарантии прав и свобод граждан во всех сферах.
Предпосылки создания и функционирования правового государства:
1) производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства;
2) режим демократии, конституционализма, парламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток злоупотребления власти;
3) высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества;
4) создание единой системы законодательства, которая обеспечит действительное уважение закона;
5) гражданское общество, т. е. система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы.
Процесс формирования правового государства в КР сталкивается со значительными трудностями, идет медленно и противоречиво. В КР не удалось в полной мере реализовать ни одного из основных принципов правового государства. Грубо нарушается принцип верховенства закона; принимаются законы, противоречащие Конституции; значительная часть норм не реализуется, действует формально; часть населения лишена возможности иметь работу и получать достойное вознаграждение за свой труд; государство не способно обеспечить права и свободы своих граждан в сфере образования, науки, социального обеспечения; принцип разделения властей закреплен таким образом, что законодательная власть не способна организовать действенный парламентский контроль за деятельностью исполнительной власти по организации и обеспечению реализации законов.
Что нужно для построения правового государства в КР:
– привести в соответствие с Конституцией все нормативно-правовые акты;
– преодолеть остатки правового нигилизма;
– усилить контроль за исполнением уже принятых законов;
– устранить декларативность прав и свобод, провозглашенных Конституцией, путем установления реального процессуального порядка их судебной защиты.
5. Выборы. Типы избирательных систем.
Во всяком демократическом обществе выборы и избирательные права граждан являются одним из важнейших институтов народовластия. Выборность и сменяемость должностных лиц обеспечивает каждому гражданину (как избирателю, так и кандидату) возможность участвовать в формировании представительных органов власти.
Выборы как институт непосредственной демократии представляют собой способ формирования органов государственного власти и местного самоуправления. Выборы проводятся посредством голосования избирателями при условии , что на каждый мандат могут претендовать два или более кандидатов.
Выборы является важнейшим институтом народовластия, реализации гражданами странами своих конституционных прав, легитимируют власть. Посредством выборов осуществляется воспроизводство власти. Тем самым реализуется право человека, закрепленное в статье 21 Всеобщей декларации прав человека: «Воля народа должна быть основой власти правительства…».
Формирование (выборы) представительных органов власти в мировой практике осуществляется путем использования различных избирательных систем.
Мажоритарная избирательная система представляет собой систему, когда избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. В основе этой системы лежит принцип большинства. Победителем на выборах признается тот, кто набрал наибольшее число голосов. Само большинство голосов может быть абсолютным(50%+1голос) и относительным (т.е. больше, чем у соперника).
Пропорциональная система предполагает распределение мест в парламенте в соответствии с количеством полученных на выборах голосов(по партийным спискам).
Конституция и законы КР гарантируют избирательные права граждан. В случае нарушения избирательных прав граждан законодательством установлена административная и уголовная ответственность. Конституционное избирательное право граждан КР означает:
-граждане Кыргызстана могут избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;
-участвовать в выдвижении кандидатов (списков кандидатов);
-наблюдать за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определения результатов выборов, а также в других избирательных действиях.
Посредством выборов в КР формируется различные органы власти:
1) Президент КР
2) Законодательная власть (депутаты Законодательного собрания народных представителей Жогорку Кенеша КР)
3) Местное самоуправление (депутаты местных кенешей: областных, районных, городских, поселковых, аильных).
Наряду с выборами, высшим непосредственным выражением власти народа, яркой формой политической свободы личности является референдум. РЕФЕРЕНДУМ-это голосование избирателей, посредством которого принимается решение государственного или местного значения. В нашей республике на референдум могут выноситься вопросы о внесении изменений и дополнений в Конституцию КР, законы и иные важнейшие вопросы государственной жизни.
6. Гражданское общество – что это?
Гражданское общество – это формирующаяся и развивающаяся в демократических государствах человеческая общность, представленная сетью добровольно образованных негосударственных структур во всех сферах жизнедеятельности общества и совокупностью негосударственных отношений – экономических, социальных, духовных, религиозных и других.
СТРУКТУРА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
1. Негосударственные социально-экономические отношения и институты.
2. Совокупность независимых от государства производителей и предпринимателей, частных собственников.
3. Общественные объединения и организации.
4. Политические партии и движения.
5. Сфера воспитания и негосударственного образования.
6. Система негосударственных средств массовой информации.
7. Семья.
8. Церковь.
7. Права, свободы и достоинство человека
8. Структура власти в КР (Современное устройство КР).
Чтобы государство выполняло свои задачи и защищало права граждан, необходима система органов власти, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную функции. В Конституции нашей страны закреплен принцип разделения властей. Законодательная власть в Кыргызстане принадлежит Жогорку Кенешу, который принимает обязательные для исполнения законы. Правительство осуществляет исполнительную власть. Правосудие осуществляется судебной властью.
Президент КР – глава государства, олицетворение единства народа и государственной власти. Президент избирается на 6 лет, при этом только на один срок. Президентом может быть избран гражданин КР не моложе 35 и не старше 70 лет, владеющий гос. языком и проживающий в КР не менее 15 лет. Полномочия Президента: подписывает законы, назначает выборы в ЖК, издает Указы, назначает судей местных судов, представляет ЖК кандидатуры судей Верховного суда, председателя Нац. Банка, членов ЦИК, Счетной палаты, назначает председателя Счетной палаты, Ген прокурора с согласия ЖК, является главнокомандующим, представляет КР внутри страны и за ее пределами.
Жогорку Кенеш – парламент КР – высший представительный орган осуществляющий законодательную власть и контрольные функции в пределах своих полномочий. Состоит из 120 депутатов избираемых сроком на 5 лет по пропорциональной системе. Депутатом ЖК может быть гражданин КР в возрасте 21 года. Полномочия: принимает закона, издает акты об амнистии, определяет структуру и состав Правительства, по представлению Президента избирает судей Верховного суда, председателя Нац банка, членов ЦИК, членов Счетной палаты, Омбудсмена (Акыйкатчы), вводит ЧП, утверждает республиканский бюджет. Заседания ЖК ведет торага.
Исполнительную власть в КР осуществляет Правительство формируемое партией победившей на выборах или коалицией партий. Правительство возглавляет Премьер-министр, состоит из вице-премьер-министров, министров и председателей гос. комитетов. Правительство обеспечивает исполнение Конституции и законов, реализует внутреннюю и внешнюю политику страны, принимает меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан и т.п.
Правосудие в КР осуществляется судом. Судебная система КР состоит из Верховного и местных судов. В составе Верховного суда действует Конституционная палата. Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, экономическим, административным и иным делам. Конституционная палата Верховного суда является органом, осуществляющим конституционный контроль.
9. Международный билль о правах человека.
10. Что такое цивилизация?
Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный) — 1) общефилософское значение — социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабе космического устройства); 2) историософское значение — единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса (человеческая цивилизация в истории Земли); 3) стадия всемирно исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности (стадия саморегуляции и самопроизводства при относительной независимости от природы дифференцированности общественного сознания); 4) локализованное во времени и пространстве общество. Локальные цивилизации являются целостными системами, представляющими собой комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем и развивающиеся по законам витальных циклов.[1]
Одним из первых понятие «цивилизация» в научный оборот ввёл философ Адам Фергюсон, который подразумевал под термином стадию в развитии человеческого общества, характеризующуюся существованием общественных классов, а также городов, письменности и других подобных явлений. Предложенная шотландским учёным стадиальная периодизация мировой истории (дикость — варварство — цивилизация)
Основные взгляды О. Тоффлера, У. Ростоу, Н. Данилевского, А. Тойнби на развитие цивилизации.
О. Тоффлер |
У. Ростоу |
Н. Данилевский |
А. Тойнби |
Выделил три волны крупных изменений, которые привели к появлению I стадии мировой цивилизации – аграрного (традиционного) общества, II стадии – индустриального общества, III стадии – постиндустриального общества |
|
Считал, что у каждого культурно-исторического типа есть свои планы религиозного, социально-бытового, промышленного, научного, художественного развития |
Каждая цивилизация неповторима, а этому способствуют многие факторы. Цивилизации «возникают», «растут», затем происходит «надлом», который ведет к «упадку» и «разложению» |
11. Гражданин и гражданство.
12. Что такое демократия?
Демократия – (от лат. demos – народ, cratos - власть)одна из основных форм организации политической жизни общества, форма государственного правления, форма политического и экономического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти.
Признаки демократии
1. Признание народа как источника государственной власти, носителя суверенитета.
2. Наличие гарантии и соблюдение прав и свобод граждан, их равноправие, реальная возможность принимать участие в политической жизни.
3. Выборность основных органов государственной власти на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
4. Разделение властей, гласность в работе государственных органов, должностных лиц, контроль со стороны общества.
5. Политический плюрализм.
6. Развитая система органов местного самоуправления.
7. Подчинение меньшинства большинству при принятии решений и их выполнении, право меньшинства на оппозицию.
8. Конкурентная партийная система – основной механизм формирования волеизъявления народа и его влияние на правительство.
Ценности демократии – равенство, свобода, справедливость.
13. Личность и ее свойства.
Понятие «личность» включаются в себя свойства, которые характеризуются устойчивостью и свидетельствуют об индивидуальности человека. Эти, качества человека определяют его поступки в обществе. К личностным качествам не относятся те особенности человека, которые обусловлены наследственностью. Это, прежде всего, физиологические и генотипические качества. Процесс развития личности занимает многие годы, а может, всю жизнь человека.
ЛИЧНОСТЬ - это человек-индивид, имеющий способности и готовность полноценно выполнять свои социальные роли.
В структуру личности включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивации. Социальные установки и т.д.
Рассмотрим каждый из параметров личности в отдельности.
Способности - это индивидуально-устойчивые свойства человека. Они определяют его успехи в различных видах деятельности.
Темперамент - это сплав качеств, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства.
Характер - это совокупность качеств, от которых зависят реакции человека в отношении других людей.
Волевые качества - это те качества, которые влияют на стремление человека достичь постановленных целей.
Эмоции и мотивации - это переживания и побуждения к деятельности.
Социальные установки - это убеждения людей, обуславливающие их поведение в обществе, взаимоотношения
14. Основные положения международного гуманитарного права?
Международное гуманитарное право представляет собой совокупность правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооруженных конфликтов.
МГП защищает лиц, которые не принимают участия в вооруженных конфликтах или которые прекратили принимать участие в военных действиях.
Можно сказать, что МГП устанавливает определенные правила поведения участников вооруженных конфликтов, оно ограничивает население, обеспечивает защиту жертв войны.
Основоположником идее МГП был швейцарский коммерсант Анри Дюнан. Став свидетелем большого количества раненых и убитых в битве при Сольферино (1859г), он создает в 1863 г. Международный Комитет по оказанию помощи раненым, эмблемой которого становится красный крест на белом фоне. В 1880 г. Комитет был переименован в Международный Комитет Красного Креста. Сегодня МККК осуществляет свою деятельность в более чем 60 странах мира.
Основными источниками МГП являются четыре Женевские конвенции 1949 г. и два Дополнительных протокола к ним 1977 г.
На сегодняшний день в 176 станах мира существуют Национальные Общества Красного Креста и Красного Полумесяца, которые объединены в Международное Движение Красного Креста и Красного Полумесяца. Движение осуществляет свою деятельность на основе семи Основополагающих принципов: гуманность, беспристрастность, нейтральность, независимость, добровольность, единство, универсальность.
15. Социальный статус личности.
Социальный статус – то место в общественной системе, которую занимает конкретный человек.
Статус может быть двух видов.
Приобретенный статус – статус, который человек имеет благодаря собственным усилиям, приложенным для его достижения.
Предписанный статус – статус, который опирается на относительно постоянный, как правило, биологический признак человека.
Четыре главных изменения статуса:
1. Доход.
2. Образование.
3. Профессиональный престиж.
4. Этническая принадлежность.
– Приведите примеры наличия того или иного статуса у человека.
Социальный статус – позиция человека, предполагающая определенные права и обязанности; ранг или позиция индивида в группе или группы во взаимоотношениях с другими группами.
Социальные статусы взаимосвязаны друг с другом, но не взаимодействуют между собой. Взаимодействуют между собой только субъекты статусов, т. е. люди.
В социальные отношения вступают не статусы, а их носители.
Социальные отношения связывают между собой статусы, но реализуются эти отношения через людей, носителей статусов.
Социальный набор – совокупность всех статусов, занимаемых человеком.
Главный статус – статус, наиболее характерный для данного человека, с которым его идентифицируют другие люди, или с которым он сам себя идентифицирует.
Личный статус – положение индивида в малой или первичной группе, зависящей от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы (знакомые, родные) в соответствии с его личными качествами.
Статус человека напрямую зависит от того какую социальную роль он выполняет в обществе.
Социальная роль – модель поведения, направленная на выполнение прав и обязанностей, предписываемых конкретному статусу.
Социальные роли усваиваются в процессе социализации.
Социализация – процесс формирования личности, в ходе которого индивид усваивает умения, образцы поведения и установки, свойственные его социальной роли.
Институты социализации – конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые являются своеобразными трансляторами социального опыта.
Агенты социализации – это люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей.
16. Социальные нормы и отклоняющееся поведение.
Понятие нормы связано в первую очередь с оценочным отношением к действительности. Социальные нормы – это предписания, которые являются общими указаниями для социального действия.
Под социальными нормами понимают общие правила и образцы поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности людей.
Социальные нормы складываются исторически, закономерно.
В процессе своего становления, преломляясь через общественное сознание, они закрепляются и воспроизводятся в необходимых обществу отношениях и актах. В той или иной мере социальные нормы являются обязательными для исполнения теми, кому адресованы, имеют определенную процедурную форму выполнения и механизмы своей реализации.
Существуют различные классификации социальных норм в зависимости от особенностей возникновения и реализации.
Разновидности социальных норм:
1) нормы морали (правила поведения, которые являются производными от представлений людей о добре и зле, о справедливости и несправедливости, о хорошем и плохом);
2) нормы обычаев (правила поведения, вошедшие в привычку в результате их многократного повторения);
3) корпоративные нормы (правила поведения, установленные общественными организациями);
4) религиозные нормы (правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах либо установленные церковью);
5) правовые нормы (правила поведения, установленные или санкционированные государством, а иногда и непосредственно народом, реализация которых обеспечивается авторитетом и принудительной силой государства);
6) политические нормы (касаются отношений между личностью и властью, между социальными группами и между государством и находят свое отражение в международных правовых актах, конвенциях);
7) эстетические нормы (закрепляют представление о прекрасном и безобразном).
Любое поведение которое не укладывается в представления людей о морали и праве является девиантным поведением.
Девиантное поведение – отклоняющееся поведение, которое не согласуется с ожиданиями общества относительно поведения человека. Само по себе отклонение как бы не существует, оно возникает только в том случае, если уже есть норма и описываемый ею образец (стандарт) поведения. Любое отклонение – это всегда отклонение от стандарта.
Девиантное поведение включает в себя самые разные явления, причем не обязательно негативные.
Наказание за отклоняющееся поведение зависит от серьезности нарушения, а также от того, насколько велики его последствия.
О т к л о н е н и я могут быть:
· абсолютными (нарушение норм, справедливых для всех без исключения членов общества – уголовные преступления);
· относительными (действия или поведение, не соответствующее ожиданиям лишь некоторых индивидов или некоторых социальных групп).
Подчас трудности выделения отклоняющегося поведения связаны с неопределенностью социальных ожиданий. Считать ли отклонением ту или иную манеру одеваться, тот или иной вариант проведения досуга, использование «непечатных» выражений? Например, последнее неприемлемо с точки зрения общепринятых норм и, более того, может восприниматься как оскорбление конкретным человеком и будет подлежать обжалованию с его стороны. Но есть группы людей, среди которых использование подобных выражений и будет нормой. Есть немало примеров противоречивости в понимании социального отклонения, неопределенности социальных ожиданий. Все это говорит об относительности в характеристике любого вида поведения, но только не тех форм поведения, которые нарушают юридические законы. В последнем случае речь идет о нарушении абсолютной нормы. Поступки, именуемые противоправными, составляют делинквентное поведение. В переводе с латинского – преступное. Девиантное и делинквентное (отклоняющееся и преступное) поведение не одно и то же, но связь между ними достаточно тесная. В том и другом случае нарушаются соответствующие нормы и необходимо применение сопровождающих эти нормы санкций. Может легко переступаться грань, отделяющая первую форму поведения (нарушение относительно норм) от второй (нарушение абсолютных норм). Так, вызывающе грубое поведение одного или нескольких человек может перейти в нападение и грабеж.
17. Понятие и сущность Конституции.
Главное место в системе законодательства государства занимает конституция.
Конституция (лат. сonstitutio) – установление, учреждение, устройство.
Конституция – основной закон государства и общества, регулирующий важнейшие стороны их внутренней организации.
Так как конституция государства – это юридический, политический и идеологический по своему характеру документ, то ее содержание закрепляет соотношение социально-классовых сил в обществе, которые сложились к моменту принятия и введения в действие конституции.
В отличие от остальных законов к о н с т и т у ц и я:
а) закрепляет основы государственного строя, основные права и свободы, определяет форму государства, систему высших органов государственной власти;
б) является основным источником права, служит базой для текущего законодательства;
в) обладает высшей юридической силой;
г) отличается стабильностью;
д) характеризуется особым порядком принятия и изменения.
Конституция КР была принята Жогорку Кенешем КР 5 мая 1993 года.
Современная редакция Конституции КР была принята всенародным референдумом 27 июня 2010 г.
Конституция состоит из преамбулы, основной части (раздел 1), заключительных и переходных положений (раздел 2).
Основная часть составляет текст Конституции. Она включает 9 разделов, 114 статей.
Раздел 1. «Основы конституционного строя» (закрепляет принципы, определяющие государственный и общественный строй КР).
Раздел 2. «Права и свободы человека и гражданина» (устанавливает общие принципы правового положения личности в нашей стране, закрепляет ее основные права, свободы и обязанности, а также общие юридические гарантии этих прав и свобод).
Раздел 3. «Президент КР» (определяет полномочия президента как главы государства).
Раздел 4. «Законодательная власть КР» (определяет порядок избрания и полномочия Жогорку Кенеша КР, его законодательную деятельность).
Раздел 5. «Исполнительная власть КР» (полномочия Правительства КР).
Раздел 6. «Судебная власть КР» (устанавливает основополагающие принципы отправления правосудия и основы организации судебной системы).
Раздел 7. Иные гос. органы» (устанавливает основные принципы работы органов прокуратуры, Нац банка, Центральной избирательной комиссии, Счетной палдаты, Омбудсмена).
Раздел 8. «Местное самоуправление» (устанавливает основополагающие принципы организации местного самоуправления).
Раздел 9. «Порядок внесения изменений в Конституцию» (определяется порядок изменения Конституции, внесение в нее поправок или коренной ее пересмотр).
18. Самопознание
19. Политические режимы
Политическая жизнь любого общества протекает в определенном режиме, который характеризует ее особенности и динамику.
Политический режим – метод государственного руководства обществом, степень реализации демократических прав и свобод личности, отношение государственной власти к правовым основам собственной деятельности, соотношение официальных конституционных и правовых форм с реальной политической жизнью.
Политический режим характеризует механизм формирования органов государственной власти: через выборы в парламент или путем назначения сверху, при участии узкого круга наиболее влиятельных лиц или по единоличному усмотрению главы государства.
Политический режим раскрывает, кто и как контролирует осуществление политической власти. Характеристикой политического режима является совокупность приемов и методов осуществления власти. Они могут быть основаны на законе и быть незаконными, опирающимися на террор, разрешительными и запретительными. Разным может быть соотношение методов убеждения и принуждения.
Важным для характеристики политического режима является степень участия и возможности для участия различных социальных групп и слоев в политической жизни общества. Отношение население к участию: проявляет пассивность, индифферентность или большую активность. Сюда относятся:
- формы этого участия – организованные или стихийные, заорганизованные сверху или идущие естественно снизу;
- участие населения на всех стадиях принятия и реализации политико-управленческих решений или привлечение только к их исполнению.
Политический режим характеризуется состоянием в обществе прав и свобод личности. Типы политических режимов:
Демократический режим. Выбранный на основе всеобщего избирательного права парламент юридически выступает в качестве высшего органа власти и на деле располагает реальной возможностью оказывать решающее влияние на законодательную политику, контролировать правительство. Многопартийность, экономическая свобода, идеологическое многообразие, демократизм, политический плюрализм – характеризуют этот режим власти. Демократическое общество само выбирает носителей власти через них – тот или иной вариант решения. Демократическая власть организует общественный диалог является его непосредственным участником. В диалоге общество оценивает действия носителей власти и правомочно сменить их в рамках законных процедур. Сохраняя за собой право влияния, общество приобретает право выбора. Демократия – это власть процедуры.
Демократия требует от человека гражданской идентичности – восприятия человеком самого себя как члена общества, выбирающего общий путь с другими людьми.
Ее политический идеал: законность действий граждан, включая лидеров верхнего эшелона.
Ее основной принцип: разрешено все, разрешено все, что не запрещено законом.
Авторитарный режим. Его основные черты: установление личной власти, ослабление парламентских институтов, использование референдумов. Авторитарная система, обеспечивая любым путем, в том числе и прямым насилием, политическую власть, не допускает в сфере политики никакой конкуренции, но не вмешивается в те области жизни, которые не связаны с политикой непосредственно. Относительно независимыми могут стать экономика, культура, отношения между близкими людьми. Личная независимость допускается в известных пределах.
Отношения власти с народом. Авторитарное общество порождает глубокую пропасть между народом и властью, причем любых возможностей преодолеть эту пропасть избегают и государство, и общество. Важнейшим феноменом авторитарного сознания является массовое отчуждение от власти.
Основной принцип авторитарной власти: разрешено все, кроме политики.
Тоталитарный режим. Тоталитаризм – крайняя форма авторитарного режима, характеризующаяся его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества. Термин тоталитаризм впервые был употреблен Муссолини для описания особой фашисткой концепции государства как высшей ценности, которая только и наполняет индивидуальную жизнь смыслом. Позднее этот термин стал употребляться в политической науке для характеристики общих черт политических режимов гитлеровской Германии и сталинской России. Оба режима отличались от предыдущих диктатур тотальными требованиями государства к обществу, политизацией всех сторон жизни общества и усилением контроля над индивидуальным поведением через всепроникающую идеологическую манипуляцию и жестокий террор.
Тоталитаризм прямо противоположен либерализму с его идеей ограниченного государства, плюрализма партий и мнений, индивидуализмом и т. д. Тоталитаризм – система насильственного политического господства, характеризующаяся полным подчинением общества его экономической, социальной, идеологической, духовной и даже бытовой жизни власти господствующей элиты, организованной в целостный военно-бюрократический аппарат и возглавляемый лидером (фюрер, дуче, каудильо, вождь и т. д.). Объективной почвой для роста тоталитаризма является резкое (в результате войны, революции, затяжного экономического кризиса и т. д.) ухудшение жизни широких народных масс, т. е. разрушение привычного уклада жизни, традиционных экономических и социальных связей. Отсюда возникает организация общественной и государственной жизни на принципах чрезвычайного положения, которое, как правило, сопровождается милитаризацией. Такая организация общественного порядка достигается применением средств прямого террора, инициируемого сверху и поддерживаемого обездоленной частью населения. Блокируется любая возможность ухода человека от контроля государства, будь то даже семейные отношения, личные вкусы, мнения, привычки. Власть оказывается универсальным эквивалентом, источником и носителем всех жизненных благ. Те немногие ценности, которые в тоталитарной системе власть не может дать человеку – здоровье, талант, счастье – обесцениваются.
Отношения власти с народом. Отношения между тоталитарной властью и народом двоякое: большинство подданных испытывает благоговейную любовь к правителям, ибо разделив с властью ее картину мира, человек обретает не только надежду на выживание, но, что гораздо более важно, возможность счастья. Такой человек способен увидеть себя столь же абсолютным и всемогущим, как сама власть, частицей которой он себя чувствует. Но в любом обществе, даже в обществе всеобщего контроля, каковым является тоталитарное общество, есть несогласные, это прежде всего наиболее интеллигентные и внутренне независимые люди, которые сохраняют свою точку зрения на общество и свою судьбу. У них есть два выхода: либо героическая, почти безнадежная борьба с системой, либо своего рода аутизм, когда человек, вполне понимая с кем имеет дело, старается уйти от любых контактов с обществом.
Основной принцип, выражающий суть тоталитарного режима: запрещено все, что не приказано.
Рычаги власти: пропаганда и насилие.
Приведенная выше классификация политических режимов не означает, что этим списком ограничивается современное многообразие и сложность политической жизни. В мире немало стран, режимы которых невозможно отнести ни к одному из этих типов. Довольно часто признаки политических режимов переплетаются, давая новые промежуточные типы
20. Что такое государство? Формы государства.
21. Человек и мир во взглядах кыргызских мыслителей и акынов.
(Т. Молдо, (Б. Абдрахманов), Т. Сатылганов)
22. М. Кашгари и его произведение «Диван-лугат-ат-тюрк»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.