Часть 1. Животные
Вариант 1
МЕДВЕДЬ
Сотни лет назад, когда львы ещё не были известны в Европе, медведя называли «царём зверей». Внешне медведи выглядят неуклюжими и неповоротливыми, однако они относятся к одним из самых сильных и быстрых животных на земле.
У медведей короткие, но сильные ноги. Огромный бурый медведь может бежать со скоростью 56 километров в час. Развивая такую скорость, он может догнать бегущую лошадь. Все медведи – прекрасные пловцы, но белый медведь – лучший из них. Он может проплыть до 100 километров без отдыха со средней скоростью 10 км/ч.
Чёрные медведи по сравнению со своими братьями, бурыми и белыми медведями, имеют небольшие размеры. Обычно они весят не более 130 килограммов,
достигая длины около полутора метров.
Самый маленький из медведей – малайский медведь. Этот небольшой зверь достигает лишь метра в длину и весит менее 45 килограммов. У него очень длинный язык, который позволяет добывать термитов и мёд.
Все медведи разные. Их берлоги также отличаются одна от другой. Чёрные медведи используют для берлоги пещеры или полости деревьев. Бурые медведи для спячки обычно углубляют или вырывают ямы. Белые
медведицы, готовясь к рождению своих детёнышей, роют берлогу для себя и будущего потомства в снегу. Солнечный медведь, обитающий в Азии, и очковый медведь из Южной Америки строят древесные домики. Они
питаются фруктами, цветами и пальмовыми листьями. Эти медведи не впадают в зимнюю спячку. Не спит долго и губач, обитающий в Индии. Он живёт на деревьях и может передвигаться по ним вниз головой, подобно ленивцу.
Зимой в берлогах чёрных и бурых медведей появляются на свет детёныши. Новорожденные медвежата очень маленькие и часто весят менее 500 граммов. С возрастом их вес увеличивается почти в 1000 раз. Если бы человек рос также быстро, то, став взрослым, он весил бы более
двух тонн.
Все медведицы заботятся о своих детёнышах. Губачи переносят своих медвежат на спине. При появлении опасности мать обычно загоняет малышей на деревья. Пока медвежата маленькие, они легко взбираются по стволу дерева.
Все медведи с удовольствием лакомятся мёдом. С помощью длинных когтей они умеют ловить рыбу.
Вопросы и задания по тексту
I. Чтение и понимание прочитанного
1. Выпиши из текста названия медведей, расположив их в алфавитном порядке.
2. Каков вес и рост самого маленького медведя? Как он называется?
3. С каким животным в тексте сравнивается медведь губач? Почему?
4. Продолжи предложение.
Медведи устраивают свои берлоги в_____________________________________
5. Перечисли, чем питаются различные виды медведей?
II. Русский язык
1. Выпиши подчёркнутые слова. Обозначь в каждом слове орфограмму на правописание согласных и гласных в корне слова, подбери проверочные слова.
____________________________________________________________________________
2. В предпоследнем абзаце найди одно слово, в котором все согласные звуки мягкие, и одно слово, в котором все согласные звуки твёрдые. К какой части речи эти слова относятся?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Выпиши выделенное предложение, подчеркни главные члены предложения. У существительного (для) спячки определи падеж, число, склонение.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Разбери по составу слова.
Походка, детёныш, длинный, маленький.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
III. Математика
1. Какой медведь может проплыть 10 часов без отдыха?
2. Сравни величины. 148 т___148800 кг
3. Вычисли, во сколько раз 15 минут дольше, чем 15 секунд?
4. Найди значение выражения 600 – (32 + 22) : 18 • (55 + 45).
5. Взрослый чёрный медведь весит 130 килограммов. Сколько весит новорожденный детёныш чёрного медведя? Необходимую информацию найди в тексте.
6. Почти все медведи любят мёд. Изучи таблицу и заполни её.
Название медведей |
Масса съеденной пищи (в килограммах)
|
||
За сутки |
За 3 суток |
За 5 суток |
|
Губач |
16 кг |
|
|
Бурый медведь |
|
51 кг |
|
Малайский медведь |
|
|
55 кг |
7. Придумай по числовому выражению 18 • 3 + 25 • 4 свою задачу и запиши её условие, решение и ответ.
Вариант 2
ЖИРАФ
Что касается роста, то ни одно животное не может соперничать с жирафами. Их рост достигает 6 метров, а весят они до 900 килограммов. У жирафов очень длинная шея, имеющая семь позвонков. Это увеличивает нагрузку на систему кровообращения, особенно в отношении снабжения головного мозга. Поэтому сердце у жирафов особенно сильное. Оно пропускает 60 литров крови в минуту, весит 12 килограммов и создаёт давление, которое в три раза выше, чем у человека.
Слово «жираф» происходит от арабского слова «зарафа» и означает «нарядный». Рисунок на шерсти состоит из тёмных пятен, и у каждого жирафа индивидуален, как у человека отпечатки пальцев. У угандийского жирафа коричневые, большие пятна неравномерной формы,
разделённые широкими белыми полосками. Пятна жирафа масаи меньше и темнее, имеют пятиконечную форму. Уникальными являются пятна сетчатого жирафа – тёмные и многоугольные. Между ними пролегают узкие белые полоски. Жирафы питаются листвой древесных крон. Кордофаны и нубийские жирафы больше всего предпочитают листья акации. За едой они проводят от 16 до 20 часов в сутки. Западноафриканский жираф спит один час в сутки. Сочная зелень спасает жирафа от жажды. Жираф может обходиться без питья несколько недель. Зато за один раз он может выпить до 38 литров воды. Новорожденный детёныш жирафа имеет рост около двух метров и весит 50 килограммов. Уже через час после рождения он твёрдо стоит на ногах, а спустя три часа начинает бегать. Скорость бега взрослого жирафа достигает 55 км/час. Жирафы умеют и прыгать, преодолевая барьеры высотой до 2 метров. Долгое время считалось, что жирафы не умеют издавать звуки. Однако на самом деле они общаются между собой на частотах, не слышимых для человеческого уха. В дикой природе продолжительность жизни жирафа составляет около 25 лет. В 20 веке главным мотивом охоты на жирафов стало
развлечение. Сегодня жирафы – редкие животные. Так, ангольский жираф полностью уничтожен в Анголе, стране, именем которой был назван. В настоящее время жирафы содержатся во многих заповедниках и зоопарках мира.
Вопросы и задания по тексту
I. Чтение и понимание прочитанного
1. Выпиши из текста названия жирафов, расположив их в алфавитном порядке.
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
2. Каков вес и рост новорожденного жирафа?
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
3. Как переводится на русский язык слово «жираф» и почему?
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
4. Продолжи предложение.
Жирафы не молчат, просто они _______________________________________________________
____________________________________________________________________________________
5. В чём особенность кровеносной системы жирафов?
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
II. Русский язык
1. Выпиши подчёркнутые слова. Обозначь в каждом слове орфограмму на правописание согласных и гласных в корне слова, подбери проверочные слова.
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
2. В пятом предложении третьего абзаца найди одно слово, в котором все согласные звуки мягкие, и одно слово, в котором все согласные звуки твёрдые. К какой части речи эти слова относятся?
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
3. Выпиши выделенное предложение, подчеркни главные члены предложения. У существительного (от) жажды определи падеж, число, склонение.
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
4. Разбери по составу слова.
Нагрузка, листва, длинный, головной.
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
III. Математика
1. Какой жираф не спит 23 часа в сутки?
____________________________________________________________________________________
2. Сравни величины.
148 т___140008 кг
3. Во сколько раз 30 минут дольше, чем 30 секунд?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
4. Найди значение выражения 605 – (26 + 42) : 17 • (55 + 46).
5. Масса сердца взрослого человека 300 граммов. Во сколько раз сердце жирафа больше человеческого? Необходимую информацию найди в тексте.
6. Жирафы питаются молодыми зелёными листьями. Изучи таблицу и заполни её.
Название жирафов
Масса съеденной пищи
(в килограммах)
За сутки За 3 суток За 5 суток
Кордофан 27 кг
Масаи 90 кг
Нубийский жираф 155 кг
7. Придумай по числовому выражению 55 • 3 + 50 • 4 свою задачу. Запиши её условие, решение и ответ. ______________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Вариант 3
БАРСУК
Барсук – довольно распространённое животное смешанных лесов. Узнать его можно по удлинённой голове с чёрными полосками по бокам и белыми щеками. Тело барсука короткое, толстое, крепкое, покрыто жёсткой серой шерстью, похожей на щетину. Вес среднего барсука
30 кг, длина его около метра. Барсук питается лягушками, мышами. Но также охотно ест и насекомых, которых находит на поверхности земли или выкапывает своими сильными лапами из почвы. Любит он и растительную пищу. Поэтому его можно назвать всеядным животным.
Широкие лапы с длинными крепкими когтями – хороший инструмент для рытья жилища. Нора барсука – настоящие хоромы. Она глубокая и просторная, имеет множество выходов и отнорков. Внутри уютно и чисто: барсук не терпит грязи ни в доме, ни около него. Время от времени барсук
устраивает генеральную уборку: ремонтирует нору, выгребает мусор, меняет подстилку, чистит ходы. У старых барсуков длина всех подземных коридоров достигает 20 метров. Часто бывает, что один из барсучьих ходов занимает семейство лисиц, которые славятся своей нечистоплотностью. С этим барсук смириться не может. Если не сумеет выгнать непрошеных жильцов, то забивает землёй ход, ведущий к соседям, или строит новое жильё. В норе барсук проводит большую часть своей жизни. К осени он накапливает толстый слой жира (до 4 сантиметров) и на полгода впадает в спячку. В марте рождаются барсучата. Они крошечные, весом до 15 граммов, беспомощные, слепые, покрытые редкой шёрсткой. В тёплые погожие дни мама-барсучиха выносит своих детёнышей на солнышко. Когда малыши подрастают, мать выводит их ночью из норы порезвиться. Барсучата старательно копируют поведение взрослых. Осень – пора подготовки к зиме. Барсук не только нагуливает подкожный жир, но и наполняет кладовую. Там хранятся семена растений, коренья, жёлуди, засушенные лягушки. Зачем они нужны? Барсук спит не очень крепко. Иногда, особенно во время оттепелей, просыпается. Вот тут и необходимо подкрепиться. После сытного обеда и коротких солнечных ванн очень хорошо спит барсук в своей уютной норе на мягкой постели из клевера.
Вопросы и задания по тексту
I. Чтение и понимание прочитанного
1. Выпиши из текста названия всех животных, расположив их в алфавитном порядке. _____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
2. Каков вес и рост взрослого барсука? Какой величины у него слой жира?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
3. С чем сравнивается нора барсука? Как ты понимаешь это слово?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
4. Продолжи предложение.
Во время генеральной уборки барсук _____________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
5. Чем питаются барсуки?
_____________________________________________________________________________________
II. Русский язык
1. Выпиши подчёркнутые слова. Обозначь в каждом слове орфограмму на правописание согласных и гласных в корне слова, подбери проверочные слова.
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
2. Из первого предложения третьего абзаца выпиши одно слово, в котором все согласные звуки мягкие, и одно слово, в котором все согласные звуки твёрдые. Определи часть речи выписанных слов.________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
3. Выпиши выделенное предложение, подчеркни главные члены предложения. У существительного (на) солнышко определи падеж, число, склонение.
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
4. Разбери по составу слова.
Барсучата, подземный, подготовка, подкожный.
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
III. Математика
1. Сколько месяцев в году спит барсук?
_____________________________________________________________________________________
2. Сравни величины.
148 т___140080 кг
3. Во сколько раз 20 метров длиннее, чем 4 сантиметра?
4. Найди значение выражения 605 – (26 + 25) : 17 • (155 + 46).
5. Масса взрослого барсука 30 килограммов. Во сколько раз масса взрослого барсука больше массы новорожденного детёныша? Необходимую информацию найди в тексте.
6. Ежи и кроты питаются почти тем же, что и барсуки. Изучи таблицу и заполни её.
Название животных |
Масса съеденной пищи(в килограммах) |
||
|
За сутки |
За 3 суток |
За 5 суток |
Крот 270г |
|
|
|
Ёж 900г |
|
|
|
Барсук 1550г |
|
|
|
7. Придумай по числовому выражению 20 • 4 + 60 • 3 свою задачу и запиши её условие, решение и ответ._______________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Вариант 4
ВОЛК
Волк похож на высокую собаку, только хвост у него опущен книзу, а у собаки поднят вверх. Цвет шерсти от серо-жёлтого до чёрного. Живут волки не только в лесу. Нравятся им и раздольные равнины, поля. По характеру волк – настоящий хищник. Он умён, хитёр, храбр. Питаться волк может не только мясом крупных животных: оленей, лосей, коров, но и зайцами, мышами, лягушками. Нападают волки в основном на слабых и больных животных, поэтому их называют санитарами леса. За один раз волк может съесть до десяти килограммов мяса. Вес взрослого волка достигает 50 килограммов. Обычно волки охотятся стаей, куда входят старые волк с волчицей и их дети. В поисках добычи волки пробегают до 60 километров без отдыха по гладкому снежному
насту. Недаром говорят, что волка ноги кормят. Когда волк идёт, он аккуратно ступает правой задней ногой в след своей передней левой ноги, а левой задней – в след правой передней. Поэтому следы его ложатся прямой, как по верёвочке, строчкой. Бегут звери, ставя лапы точно след
в след, так, что кажется, будто пробегал лишь один волк. Весной волки выбирают себе подругу, уходят из стаи заводят свою семью. Пара строит в укромном месте логово, и вскоре там рождаются 4-6 слепых волчат, весом около 50 граммов. Глазки у них откроются только через три
недели. Пока волчица не может покинуть беспомощных детёнышей, волк приносит ей пищу. Когда волчата подрастают, оба родителя добывают им корм. Но заботятся о малышах не только мать с отцом. В стае некоторые волки не заводят своей семьи, а помогают воспитывать чужих
волчат, которых любят, как родных. В июле маленькие волчата обучаются волчьему «пению». Этим искусством должен овладеть каждый волк. Это нам кажется, что волки воют одинаково, а на самом деле волчий вой может извещать и о найденной добыче, и о грозящей опасности, и о многих других важных событиях. Осенью родители и подросшие волчата покидают своё логово и отправляются в странствия, а с наступлением весны кто-то обзаводится новой семьёй, кто-то выбирает жизнь в одиночестве, а кто-то становится нянькой для подрастающих волчат.
Вопросы и задания по тексту
I. Чтение и понимание прочитанного
1. Выпиши из текста названия животных, на которых охотится волк, расположив их в алфавитном порядке._____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
2. Выпиши предложение, в котором описывается след, оставленный волками.
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
3. Как называют волков? Почему?_______________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
4. Продолжи предложение.
Волчата должны обучиться волчьему «пению», потому что
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
5. Кто заботится о маленьких волчатах?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
II. Русский язык
1. Выпиши подчёркнутые слова. Обозначь в каждом слове орфограмму на правописание согласных и гласных в корне слова, подбери проверочные слова.
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
2. В первом предложении четвёртого абзаца найди одно слово, в котором все согласные звуки твёрдые, и одно слово, в котором все согласные звуки мягкие. Определи часть речи выписанных слов.________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
3. Выпиши выделенное предложение и подчеркни главные члены предложения. У существительного (в) июле определи падеж, число и склонение.
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
4. Разбери по составу слова.
Волчица, подруга, волчата, беспомощные.
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
III. Математика
1. Через сколько дней открываются глаза у маленьких волчат?
_____________________________________________________________________________________
2. Сравни величины.
250 кг___25000 г
3. Во сколько раз 1 минута длится дольше, чем 30 секунд?
4. Рассмотри внимательно таблицу и реши задачу. Скорость волка Время Расстояние
10 км/час ? 60 км
5. Во сколько раз масса детёныша меньше массы взрослого волка? Необходимую информацию найди в тексте.
6. Волки, рыси и тигры питаются свежим мясом. Изучи таблицу и заполни её.
Название китов |
Масса съеденной пищи(в килограммах) |
||
|
За сутки |
За 3 суток |
За 5 суток |
Рысь 36 кг |
|
|
|
Тигр 100 кг |
|
|
|
Волк 10кг |
|
|
|
7. Придумай по числовому выражению 30 • 3 + 26 • 4 свою задачу на движение и запиши её условие, решение и ответ.
Критерии оценки выполнения заданий
№ Проверяемые знания, умения, способы действия
Кол-во
баллов
Чтение и понимание прочитанного
1 |
Умение классифицировать. Запись в алфавитном порядке. |
2 |
2 |
Умение находить нужную информацию в тексте. |
2 |
3 |
Умение находить нужную информацию в тексте и объяснить понятие. |
2 |
4 |
Умение продолжить предложение, используя информацию из текста. |
2 |
5 |
Умение дать обобщённый ответ, используя информацию из текста. |
2 |
|
Всего баллов
|
10 |
Русский язык
1 |
Умение определить в словах орфограмму и подобрать проверочное слово (орфографическая зоркость): - безударная гласная в корне слова; - сомнительная согласная в корне слова. |
1 1 |
2 |
Умение различать согласные по твёрдости – мягкости. Определить часть речи выписанных слов. |
3 |
3 |
Умение выделять главные члены предложения, определять у имени существительного число, склонение, падеж. |
4 |
4 |
Умение разобрать слово по составу (4 слова). |
4 |
|
Всего баллов |
13 |
Математика
1 |
Действия с величинами: - умение преобразовывать единицы измерения длины; - сравнение величин; - определение, во сколько раз одна величина больше другой. |
2
1
1
|
2 |
Умение определить порядок действий. Вычислительные навыки. |
2 |
3 |
Нахождение в тексте недостающих данных. Решение задачи на кратное сравнение. |
2 |
4 |
Заполнение таблицы. Умение решать задачи на пропорцио-нальную зависимость величин. Вычислительные навыки. |
3
|
5 |
Умение составлять задачу по заданному выражению. Вычислительные навыки. |
2 |
|
Всего баллов |
13 |
Шкала отметок
Чтение |
9-10 «5» |
7-8 «4» |
6 «3» |
менее 6 «2» |
Русский язык |
12-13 «5» |
10-11 «4» |
8-9 «3» |
менее 8 «2» |
Математика
|
12-13»5» |
10-11 «4»
|
8-9 «3»
|
менее 8 «2»
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.