КИМ по естествознанию
Оценка 4.8

КИМ по естествознанию

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
естествознание
Взрослым
05.04.2017
КИМ  по естествознанию
Комплект контрольно-измерительных материалов (далее – КИМ) предназначен для кон-троля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учеб-ной дисциплины цикла общеобразовательных дисциплин «Естествознание».1.Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверкеОсвоение содержания учебной дисциплины «Естествознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов Л1. устойчивый интерес к истории и достижениям в области естественных наук, чувство гордости за российские естественные науки;
КИМ по естествознанию.docx
Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области ОГАПОУ «Белгородский правоохранительный колледж имени Героя России В.В. Бурцева» КОМПЛЕКТ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ  по дисциплине ОУД.11 Естествознание основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)  по специальности 40.02.02 «Правоохранительная деятельность» г. Белгород, 2016 г. Комплект  контрольно­измерительных  материалов  разработан  в соответствии  с ФГОС  среднего общего образования, утверждёнными приказом  Минобрнауки  России от  29.12.2014 № 1645, зарегистрированном в Минюсте России 7 июня 2012 г. № 24480, и   рабочей программой дисциплины. Составитель  КИМ по дисциплине Богачева Е.В. преподаватель химии  ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­  Е.В.Богачева Комплект оценочных средств по дисциплине «Химия»  рассмотрен и одобрен на заседании  ПЦК преподавателей дисциплин  математического и общего  естественнонаучного цикла  Протокол заседания №__  от «___»             2016 г. Председатель ПЦК  ________________ Е. Богачева 2 Содержание                                             Стр. 1.Паспорт комплекта контрольно­измерительных материалов  2.Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке 3. Оценка освоения учебной дисциплины 3.1. Формы контроля и оценивания элементов учебной дисциплины  3.2 Перечень форм оценивания  3.3. Критерии оценки  4. Комплект контрольно­измерительных материалов  для текущего контроля знаний и умений  4.1. Типовые задания для текущего контроля  5. Комплект контрольно­измерительных материалов  для рубежного контроля знаний и умений  5.1. Распределение оценивания результатов обучения по видам контроля  6. Комплект контрольно­измерительных материалов  для промежуточной аттестации  6.1. Материалы для проведения  дифференцированного зачета  7. Перечень материалов, оборудования и информационных источников,  используемых в аттестации  3 4 7 13 16 17 18 22 24 29 40 50 70                                  1.Паспорт контрольно­измерительных материалов Комплект   контрольно­измерительных   материалов   (далее   –   КИМ)   предназначен   для контроля   и   оценки   образовательных   достижений   обучающихся,   освоивших   программу учебной дисциплины цикла общеобразовательных дисциплин «Естествознание». 1. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке Освоение содержания учебной дисциплины «Естествознание» обеспечивает достижение  студентами следующих результатов: •• личностных: Л1. устойчивый интерес к истории и достижениям в области естественных наук, чувство  гордости за российские естественные науки; Л2. готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной  профессиональной деятельности с использованием знаний в области естественных наук; Л3. объективное осознание значимости компетенций в области естественных наук для человека и общества, умение использовать технологические достижения  в области  физики, химии, биологии для повышения собственного интеллектуального развития в  выбранной профессиональной деятельности; Л4. умение проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и  производственной деятельности человека; Л5. готовность самостоятельно добывать новые для себя естественно­научные знания с  использованием для этого доступных источников информации; Л6. умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня  собственного интеллектуального развития; Л7. умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих  задач в области естествознания; •• метапредметных: 3 М1. овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для  изучения разных сторон окружающего естественного мира; М2. применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для  изучения различных сторон естественно­научной картины мира, с которыми возникает  необходимость сталкиваться в профессиональной сфере; М3. умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для их достижения  на практике; М4.умение использовать различные источники для получения естественнонаучной  информации и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач; •• предметных: П1. сформированность представлений о целостной современной естественнонаучной  картине мира, природе как единой целостной системе, взаимосвязи человека, природы и  общества, пространственно­временны х масштабах  Вселенной; П2.владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области  естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и  технологий; П3. сформированность умения применять естественно­научные знания для объяснения  окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального  природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя; П4. сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах  изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами естественно­научных  наблюдений, опытов, исследований и оценки достоверности полученных результатов; П5. владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир,  участвовать в дискуссиях по естественно­научным вопросам, использовать различные  источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к  сообщениям СМИ, содержащим научную информацию; П6. сформированность умений понимать значимость естественно­научного знания для  каждого человека независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и  оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь  критериев с определенной системой ценностей. В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций: Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Умения: Л1. устойчивый интерес к истории и достижениям в  области естественных наук, чувство гордости за  российские естественные науки; Показатели оценки результата   Выступает   с   докладами   о достижениях   в   области   химии   и химической   науки.   Осуществляет поиск информации с использованием различных информационных ресурсов Использует знания и навыки  обращении с химическими  веществами, материалами и  процессами в быту. Л2. готовность к продолжению образования,  повышению квалификации в избранной  профессиональной деятельности с использованием  Точность и обоснованность  определения фактора, влияние и   результат на доказательствах  4 знаний в области естественных наук; Л3. объективное осознание значимости компетенций в области естественных наук для человека и общества, умение использовать  технологические достижения  в области физики,  химии, биологии для повышения собственного  интеллектуального развития в выбранной  профессиональной деятельности; технических, химических,  биологических, экологических  и  медицинских исследований. Демонстрировать сравнения в виде  результатов в таблицах, схемах,  диаграммах, делая  выводы и  обобщения на основе сравнения и  анализ. Л4. умение проанализировать техногенные  последствия для окружающей среды, бытовой и  производственной деятельности человека; Л5. готовность самостоятельно добывать новые для  себя естественно­научные знания с использованием  для этого доступных источников информации; Л6. умение управлять своей познавательной  деятельностью, проводить самооценку уровня  собственного интеллектуального развития; Обосновано и научно анализирует  техногенные последствия для  окружающей среды, бытовой и  производственной деятельности  человека; Обоснованность подбора материала,  правильность  выбора информации,  при  оформлении сообщений,    докладов, рефератов, презентаций  необходимую Умение   находить информацию   различных   из источников   за   оптимальное   время; владеет   приемами   информационной переработки текста. Создание   грамотных   письменных документов.  Умение   создания   собственных творческие работ  различных  видов. Л7. умение выстраивать конструктивные  взаимоотношения в команде по решению общих задач  в области естествознания; Имеет навыки работы в команде при решении   общих   исследовательских проектов в области естествознания 5 М1. овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных  сторон окружающего естественного мира; М2. применение основных методов познания  (наблюдения, научного эксперимента) для изучения  различных сторон естественно­научной картины мира, с которыми возникает необходимость сталкиваться в  профессиональной сфере; М3. умение определять цели и задачи деятельности,  выбирать средства для их достижения на практике; М4.умение использовать различные источники для  получения естественнонаучной информации и  оценивать ее достоверность для достижения  поставленных целей и задач;  необходимую Умение   находить информацию     различных из источников   за   оптимальное   время; владеет   приемами   информационной переработки текста. Создание   грамотных   письменных документов.  Умение   создания   собственных творческие работ  различных  видов.     Умете Использует точность и  обоснованность  определений и  терминов. сравнивать   естественнонаучные методы познания, приводить примеры. делать выводы. Владеет навыками определения целей и   задач   предлагаемых   видов деятельности,   оптимально   выбирать методику и средства для достижения результатов на практике Использует   библиографические   и интернет ресурсы грамотно, логично, научно, достоверно Осуществляет поиск информации на государственных   образовательных порталах. Использует готовые прикладные  компьютерные программы по  профилю подготовки. Знания П1. сформированность представлений о целостной  современной естественнонаучной картине мира,  природе как единой целостной системе, взаимосвязи  человека, природы и общества, пространственно­ временны х масштабах  Вселенной; П2.владение знаниями о наиболее важных открытиях  и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие  техники и технологий; П3. сформированность умения применять  естественно­научные знания для объяснения  окружающих явлений, сохранения здоровья,  обеспечения безопасности жизнедеятельности,  бережного отношения к природе, рационального   природопользования, а также выполнения роли  Точность и обоснованность   определений и терминов.  Умение сравнивать  естественнонаучные методы  познания, приводить примеры. Делать выводы. Объективно оценивает процессы  эволюции, антропогенное влияние на  природу, технику, животный и  растительный мир. Обоснованно применяет естественно­ научные знания для объяснения  окружающих явлений, сохранения  здоровья, обеспечения безопасности  жизнедеятельности, бережного  отношения к природе, рационального  6 грамотного потребителя; П4. сформированность представлений о научном  методе познания природы и средствах изучения  мегамира, макромира и микромира; владение  приемами естественно­научных наблюдений, опытов,  исследований и оценки достоверности полученных  результатов; природопользования, а также  выполнения роли грамотного  потребителя; Владеет  приемами естественно­ научных наблюдений, опытов,  исследований и оценки  достоверности полученных  результатов; П5. владение понятийным аппаратом естественных  наук, позволяющим познавать мир, участвовать в  дискуссиях по естественно­научным вопросам,  использовать различные источники информации для  подготовки собственных работ, критически  относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию; П6. сформированность умений понимать значимость  естественно­научного знания для каждого человека  независимо от его профессиональной деятельности,  различать факты и оценки, сравнивать оценочные  выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь  критериев с определенной системой ценностей.  Обоснованно раскрывает сущность  использования  новых технологий в  области физики, химии, биологии,  медицине;  Умеет  объяснять важность новых  открытий во благо человека. Знание практического применения и  безопасного использования средств и  приемов  профилактики различного  рода инфекционных заболеваний,  необходимости соблюдения  здорового образа жизни.                              3. Оценка освоения учебной дисциплины 3.1. Формы контроля и оценивания элементов учебной дисциплины Результаты обучения (освоенные умения и усвоенные знания, общие компетенции) Элемент учебной дисциплины Введение. Тема 1.1. Механика. Формы и методы контроля и оценивания Текущий контроль Рубежный  контроль Контрольная  работа по  разделу  «Механика» Фронтальный  опрос Опрос  (устный или  письменный); тестирование; оценка  защиты  выполненных  работ ,  решение  Проме жуточн ая  аттеста ция 7 Тема 1.2. Основы молекулярной физики и термодинамики Тема 1.3. Основы электродинамики практикоорие нтированных  задач,  сообщения,  рефераты,  презентации,  кроссворды,  обобщающие  таблицы и  схемы ­  кластеры Опрос  (устный или  письменный); тестирование; оценка  защиты  выполненных  работ ,  решение  практикоорие нтированных  задач,  сообщения,  рефераты,  презентации,  кроссворды,  обобщающие  таблицы и  схемы ­  кластеры Опрос  (устный или  письменный); тестирование; оценка  защиты  выполненных  работ ,  решение  практикоорие нтированных  задач,  сообщения,  рефераты,  Контрольная  работа по  разделу  «Молекулярна я физика и  термодинамик а» Тест 1 (Ф) 8 Тема 1.4. Колебания  и волны Тема 1.5. Элементы квантовой физики Тема 1,6. Вселенная и её эволюция презентации,  кроссворды,  обобщающие  таблицы и  схемы ­  кластеры Опрос  (устный или  письменный); тестирование; оценка  защиты  выполненных  работ ,  решение  практикоорие нтированных  задач,  сообщения,  рефераты,  презентации,  кроссворды,  обобщающие  таблицы и  схемы –  кластеры,  эссе Опрос  (устный или  письменный); тестирование; оценка  защиты  выполненных  работ ,  решение  практикоорие нтированных  задач,  сообщения,  рефераты,  презентации,  кроссворды,  Тест 2 (Ф) 9 Дифференцированный зачет Тема 2.1  Общая и неорганическая химия Тема 2.1 Введение Раздел 2.2.1. Основные понятия и законы химии обобщающие  таблицы и  схемы ­  кластеры Опрос  (устный или  письменный); тестирование; оценка  защиты  выполненных  работ ,  решение  практикоорие нтированных  задач,  сообщения,  рефераты,  презентации,  кроссворды,  обобщающие  таблицы и  схемы –  кластеры,  эссе Опрос  (устный или  письменный); тестирование; оценка  защиты  выполненных  работ,  решение  практикоорие нтированных  задач,  сообщения,  рефераты,  презентации,  кроссворды,  обобщающие  таблицы и  схемы –  Тест 3(Х) 10 Раздел 2.2.2. Периодический Закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева Раздел 2.2.3. Строение вещества Раздел 2.2.5. Химические реакции Раздел 2.2.6. Неорганические соединения кластеры,  эссе Опрос  (устный или  письменный); тестирование; оценка  защиты  выполненных  работ,  решение  практикоорие нтированных  задач,  сообщения,  рефераты,  презентации,  кроссворды,  обобщающие  таблицы и  схемы –  кластеры,  эссе Индивидуальн ый и  фронтальный  опрос,  разноуровнев ые задания Индивидуальн ый и  фронтальный  опрос,  разноуровнев ые задания Индивидуальн ый и  фронтальный  опрос,  разноуровнев Тест 6(Х) Тест 7(Х) 11 Раздел 2.3.1.Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений  Раздел2.3.2. Углеводороды и их природные  источники Раздел 2.3.3.Кислородсодеожащие органические соединения Раздел 2.3.4. Азотсодержащие органические соединения Раздел 2.3.5. Химия и жизнь Дифференцированный зачет Тема 3.1. Клетка Тема 3.2. Организм ые задания Индивидуальн ый и  фронтальный  опрос,  разноуровнев ые задания Индивидуальн ый и  фронтальный  опрос,  разноуровнев ые задания Индивидуальн ый и  фронтальный  опрос разноуровнев ые задания  Индивидуальн ый и  фронтальный  опрос,  разноуровнев ые задания Индивидуальн ый и  фронтальный  опрос,  разноуровнев ые задания Индивидуальн ый и  фронтальный  опрос,  разноуровнев ые задания Индивидуальн ый и  фронтальный  опрос,  разноуровнев Тест  1(Х) Тест2 (Х) Контрольная  работа №1 Тест 1(Б) Тест 2(Б) 12 Тема 3.3. Вид Тема 3.4.  Экосистемы Дифференцированный зачет Контрольная  работа№2  «Организм  человека и  основные  направления его жизнедеятельно сти» ые задания Индивидуальн ый и  фронтальный  опрос,  разноуровнев ые задания Решение  ситуационных задач 13 № п/п Формы оценивани я 3.2 Перечень форм оценивания Общая характеристика формы оценивания 1 2 4 5 Устный опрос Индивидуа льный  опрос Фронтальн ый опрос Преподаватель ставит перед аудиторией вопрос, требующий развёрнутого ответа,  дает  несколько секунд для обдумывания ответа, затем вызывает кого­либо из намеченных  студентов. После ответа преподаватель обращается к аудитории с предложением  дополнить или исправить ошибки, допущенные отвечавшим студентом. Затем ставится  новый вопрос и процедура повторяется. Общее количество опрошенных таким образом – 3 – 4 человека. Фронтальный опрос – это контрольный опрос на занятии, проверка степени усвоения  студентами учебного материала, который уже объяснялся. Необходима четкая  организация опроса, продуманность формулировок вопросов и их последовательности. Сообщения Продукт   самостоятельной   работы   студента,   представляющий   собой   публичную презентацию   полученных   результатов   решения   определенной   учебно­практической, учебно­исследовательской, научной или профессиональной задачи. Зачёт  Форма   периодической   отчетности   студента,   определяемая   учебным   планом   и/или учебным графиком.  Зачеты служат формой проверки качества выполнения студентами лабораторных работ, усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, успешного прохождения производственной и преддипломной практик и выполнения в процессе   этих   практик   всех   учебных   поручений   в   соответствии   с   ОПОП.   Оценка, выставляемая за зачёт, может быть как квалитативного типа (по шкале наименований «зачтено»/«не   зачтено»),   так   и   квантитативного   (т.н.   дифференцированный   зачет   с выставлением отметки по шкале порядка – «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»). Письменный опрос Способ представления формы оценивания в КИМах Тема   опроса. индивидуального Критерии оценки ответа.    Вопросы   для опроса.   Тема   опроса.   Типы   вопросов (репродуктивные, продуктивные). Критерии оценки ответа.  Темы     сообщений.   Требования   к структуре. Критерии оценки.  Тема зачета. Тип оценки за зачёт. Критерии   оценки.     Образец зачетной ведомости. 14 7 8 9 Разноуровн евые задачи и задания Диктант Тест 10 Эссе Различают задачи и задания: а)   репродуктивного   уровня,   позволяющие   оценивать   и   диагностировать   знание фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов изучения в рамках определенного раздела дисциплины; б) реконструктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения синтезировать,   анализировать,   обобщать   фактический   и   теоретический   материал   с формулированием   конкретных   выводов,   установлением   причинно­следственных связей; в) творческого уровня, позволяющие оценивать и диагностировать способность студента   интегрировать   знания   и   умения   из   различных   областей,   аргументировать собственную точку зрения, оценивать качество работы своей и других. Диктант   (терминологический,   понятийный,   исторический,   технический   и   пр.)   –   это перечень вопросов, на которые необходимо дать краткие письменные ответы. Время на ответы ограничено, поэтому вопросы заданий должны быть однозначно понимаемыми, просто и четко сформулированными.  Педагогический   тест   определяется   как   система   параллельных   стандартизированных заданий   равномерно   возрастающей   трудности,   специфической   формы,   позволяющая качественно   и   эффективно   измерить   уровень   и   оценить   структуру   подготовленности обучающихся.  Эссе – небольшая по объему самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем или выбранную самостоятельно. Эссе представляет  собой обобщение авторской позиции по поставленной проблеме на основе самостоятельно проведенного анализа   информации   с   использованием   концепций   и   аналитического   инструментария соответствующей дисциплины. Рекомендуемый объём эссе ­500 знаков. В зависимости от специфики   дисциплины   формы   эссе   могут   значительно   дифференцироваться   (анализ собранных студентом конкретных данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из Комплект   разноуровневых   задач и заданий. Критерии и шкалы оценивания. Перечень   вопросов   и   эталоны ответов.   Критерии   и   шкала оценивания. Образцы   и   варианты   тестовых заданий. Критерии оценки. Шкала оценивания.   Формы   оценочных листов. Тематика   эссе.     Требования   к эссе.   Критерии   оценки   эссе. Шкала оценивания. 15 средств   массовой   информации,   подробный   разбор   предложенной   преподавателем проблемы   с   развёрнутыми   пояснениями   и   анализом   примеров,   иллюстрирующих изучаемую проблему, и т.д.).  Реферат Конспекты Конспекты статей, параграфов и глав или полного текста брошюр, книг оцениваются с учетом труда, вложенного в их подготовку. Они не подменяются планами работ или полностью   переписанным   текстом:   студент   должен   научиться   отбирать   основное. Конспект   пишется   в   тетради   с   обозначением   фамилии   владельца.   Обязательно указывается автор книги (статьи), место и год издания, а на полях помечаются страницы, где расположен конспектируемый текст. Качество конспекта повышается, когда студент сопровождает его своими комментариями, схемами или таблицами.  Конспект доклада (реферата), лекции, прочитанных при подготовке к семинару, должен отражать   основные   идеи   заслушанного   сообщения.   Оценивается   умение   «свертывать информацию» с использованием обозначений, схем, символов.  Творческая   исследовательская   работа,   основанная,   прежде   всего,   на   изучении значительного  количества научной  и иной  литературы  по теме исследования. Другие методы   исследования   могут   применяться   (и   поощряться),   но   достаточным   является работа с литературными источниками и собственные размышления, связанные с темой. Цель   написания   реферата   –   формирование   умений   краткого   и   лаконичного представления   собранных   материалов   и   фактов   в   соответствии   с   требованиями, предъявляемыми к научным отчетам, обзорам и статьям. Если предполагается публичная защита реферата, необходимо сформулировать требования не только к её оформлению, но   и   к   защите.   В   этом   случае   будут   оцениваться   дополнительно   коммуникативные компетенции студентов. Частично регламентированное задание, имеющее нестандартное решение и позволяющее диагностировать   широкий   спектр   общих   и   профессиональных   умений,   способность студента интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения,   творчески   подходить   к   решению   поставленных   задач.   Может   выполняться   в индивидуальном порядке или группой обучающихся. Творческое задание 11 12 13 14     разделы, Темы, главы. Подлежащие   конспектированию. Требования к форме составления конспекта. Шкала оценивания.   Перечень тем   рефератов. Требования   к   оформлению   и макет   оформления.   Порядок защиты. Критерии оценки. Шкала оценивания.       групповых и/или Темы индивидуальных творческих заданий.   Требования   и   макеты оформления   результатов   работы. Критерии     Шкала оценивания. оценки. 16 15 17 № 1 Тип (вид) задания Устные ответы 2 3 4 5 Тесты Контрольная  (самостоятельная) работа Конспекты Доклады, 3.3. Критерии оценки Критерии оценки Оценка   «5»  ставится   в   том   случае,   если   студент   правильно понимает   сущность   вопроса,   дает   точное   определение   и истолкование   основных  понятий;   правильно   анализирует   условие задачи, строит алгоритм и записывает программу; строит ответ по собственному   плану,   сопровождает   ответ   новыми   примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между   изучаемым   и   ранее   изученным   материалом   из   курса информатики,   а   также   с   материалом,   усвоенным   при   изучении других дисциплин/модулей. Оценка   «4»ставится,   если   ответ   студента   удовлетворяет основным   требованиям   к   ответу   на   оценку   5,   но   дан   без использования   собственного   плана,   новых   примеров,   без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее   изученным   материалом   и   материалом,   усвоенным   при изучении   других   дисциплин/модулей;   студент   допустил   одну ошибку   или   не   более   двух   недочетов   и   может   их   исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя. Оценка   «3»  ставится,   если   студент   правильно   понимает сущность   вопроса,   но   в   ответе   имеются   отдельные   пробелы   в усвоении   вопросов   курса   информатики,   не   препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные   знания   при   решении   простых   задач   по   готовому алгоритму;   допустил   не   более   одной   грубой   ошибки   и   двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух­трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре­пять недочетов. Оценка   «2»  ставится,   если   студент   не   овладел   основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки  «5» ­ 100 – 91% правильных ответов «4» ­ 70 ­ 90% правильных ответов «3» ­ 52 – 69% правильных ответов «2» ­ 51% и менее правильных ответов «5» ­ 100 – 91% правильных ответов «4» ­ 70 ­ 90% правильных ответов «3» ­ 52 – 69% правильных ответов «2» ­ 51% и менее правильных ответов Соответствие содержания работы, заявленной теме, правилам  оформления работы. Оценка 5 ставится, если выполнены все требования к написанию и  18 рефераты, эссе,  творческие  работы 6 7 Практические  работы Лабораторные  работы защите работы: обозначена проблема и обоснована  её  актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на  рассматриваемую проблему и логично изложена собственная  позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью,  выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению,  даны правильные ответы на дополнительные вопросы. Оценка 4 – основные требования к работе и её защите выполнены,  но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности  в изложении материала; отсутствует логическая  последовательность в суждениях; не выдержан объём; имеются  упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите  даны неполные ответы. Оценка 3 – имеются существенные отступления от требований к  работе. В частности: тема освещена лишь частично; допущены  фактические ошибки в содержании или при ответе на  дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод. Оценка 2 – тема не раскрыта, обнаруживается существенное  непонимание проблемы. «5» ­ 100 – 91% правильных ответов «4» ­ 70 ­ 90% правильных ответов «3» ­ 52 – 69% правильных ответов «2» ­ 51% и менее правильных ответов «5» ­ 100 – 91% правильных ответов «4» ­ 70 ­ 90% правильных ответов «3» ­ 52 – 69% правильных ответов «2» ­ 51% и менее правильных ответов 4. Комплект контрольно­измерительных материалов  для текущего контроля знаний и умений Текущая   аттестация   студентов   по   дисциплине   «Естествознание»   проводится   в соответствии   с   Уставом   колледжа,   локальными   документами   колледжа   и   является обязательной. Текущая   аттестация   по   дисциплине   «Естествознание»   проводится   в   форме контрольных мероприятий на учебных занятиях   по оцениванию фактических результатов обучения студентов и осуществляется ведущим преподавателем.  Объектами оценивания выступают: степень усвоения теоретических знаний; уровень овладения практическими умениями и навыками по всем видам учебной работы; результаты самостоятельной работы. Оценивание   осуществляется  путём  выставления  оценок   в   ведомости   и   указанием    количества пропущенных занятий. Комплект оценочных средств текущего контроля включает:  19 индивидуальный опрос разноуровневые задания для самостоятельной работы эссе творческое  задание  фронтальный опрос      мини­тест  тест 4.1. Типовые задания для текущего контроля 4.2.1. Типовые вопросы для проведения фронтального опроса  Тема: « Оплодотворение. Образование и развитие зародыша и плода. Индивидуальное  развитие организма. Беременность и роды. Половое созревание. Менструация.» Вопросы: 1.Что такое оплодотворение? 2.Какие типы оплодотворения вы знаете? 3.Коково значение искусственного оплодотворения в растениеводстве и животноводстве? 4.Что называют индивидуальным развитием организма? 5.Периоды онтогенеза? 6.Какое развитие называют эмбриональным, а какое постэмбриональным? 7.Что такое дифференцировка клеток? Как она осуществляется в процессе  эмбрионального развития? 8.Назовите особенности онтогенеза, характерные для человека. 9.Как никотин, алкоголь, наркотики влияют на развитие зародыша человека? 4.2.2. Типовые вопросы для проведения индивидуального опроса  Тема: «Оплодотворение. Образование и развитие зародыша и плода. Индивидуальное  развитие организма. Беременность и роды. Половое созревание. Менструация» 1. Как никотин, алкоголь, наркотики влияют на развитие зародыша человека? 2. Заполните  схему « Виды размножения организмов». 3.Выпишите в отдельные столбики признаки   полового и бесполого размножения. 4. Сгруппируйте  термины по принадлежности к   процессам митоза и мейоза. 5. Заполните терминами пропуски в предлагаемом тексте: 1. Дыхательные пути человека начинаются... полостью, в которой воздух...,  увлажняется, очищается от пыли и... 2. После носоглотки воздух поступает в..., состоящую из нескольких..., в которой  расположены голосовые... 3. Гортань переходит в..., скелет которой состоит из... полуколец, выполняющих...  функцию и позволяющих пище свободно проходить по... 4. Трахея делится на два..., стенки которого выстланы... эпителием, удаляющим  частицы... из дыхательных путей 5. В грудной полости расположены..., покрытые... и состоящие из мельчайших  тонкостенных пузырьков – …  6. Заполните таблицу “Сравнительная характеристика гаметогенеза”                                       Вопросы для сравнения Оогенез Сперматогенез 20 Где созревают Размеры клеток Форма клеток Набор хромосом Сколько клеток образуется 7. Заполните таблицу “Сравнительная характеристика бесполого и полового размножения” Бесполое размножение Половое размножение Вопросы для сравнения Сколько особей принимают  участие В чем особенности Какие клетки участвуют В размножении Результаты размножения 8. Дайте ответы на вопросы кроссворда: 1. Тип бесполого размножения гидры, в результате которого на её теле образуется  выпячивание – почка. 2. Процесс воспроизведения организмами себе подобных. 3. У пресмыкающихся, птиц, млекопитающих оплодотворение … 4. Женские половые железы. 5. Размножение, в результате которого новый организм может возникнуть в результате  деления материнского на две или несколько частей. 6. Особый орган самок млекопитающих, где развивается зародыш. 7. Способ размножения гадюки обыкновенной. 8. Процесс слияния яйцеклетки со сперматозоидом. 9. Мужские половые железы. 4.2.4. Типовые темы эссе 1. Атмосфера. 2. Вода и жизнь. 3. Химия и здоровье. 21 4. Движение в жизни человека. 4.2.5. Типовые творческие задания  1. Народная мудрость гласит: «Хороший уход и захудалого коня сделает скакуном». В  каком случае это справедливо, а в каком ­ нет? 2. Шесть новых скороспелых гибридов перца вывели селекционеры. Три из них отличаются  еще и индивидуальными качествами. Один из них не содержит жгучих веществ и  отличается повышенным содержанием витамина С. У второго – стручки созревают  постепенно, в течении всего лета, его рекомендуют для приусадебных участков. У третьего – стручки растут гроздьями, это облегчает машинную уборку урожая. Используя  эволюционное учение, объясните получение таких гибридов. 3. Представьте, вы – голубевод, в своем распоряжении имеете только одну форму голубей  – пару диких сизых. Перед вами стоит проблема: вывести от них новую породу с черным  оперением. Как вы решите эту проблему, руководствуясь учением Дарвина? Составьте  свой план последовательных действий на 5 лет, начиная с получения первого поколения от  родоначальников пары голубей; скрещивание между другими породами не производите. 4.Известно, что состав молока у разных видов млекопитающих неодинаков. Отличается он  и у представителей одного вида. С чем это может быть связано?   Типовые  задания   для   проведения   диктантов   (терминологический, 4.2.6. графический и др.) Терминологический  диктант по теме «Эволюция». 1. Кому из ученых принадлежит тезис о том, что в основе строения живых организмов  лежит один и тот же структурный элемент – клетка. 2. Кто из русских ученых показал, что развитие всех живых организмов начинается с  яйцеклетки и что на ранних стадиях развития обнаруживается сходство в строении  зародышей всех позвоночных. 3.Как называется процесс, при котором отбираются экземпляры животных и растений с   наиболее ярко выраженным признаком и в дальнейшем оставляемым для размножения. 4. Название процесса, заключающегося во внезапном изменении наследственных свойств  организма, приводящего к изменению тех или иных признаков. 5. Какое явление понимают под процессом создания новых пород животных и сортов  культурных растений путем систематического отбора и размножения особей с  определенными, ценными для человека признаками и свойствами. 6. Как называется совокупность многообразных и сложных взаимоотношений,  существующих между организмами и внешней средой. 7. Перечислите известные вам формы борьбы за существование. 8. Выживание наиболее приспособленных особей в природе. 9. Вид отбора, представляющий собой конкуренцию самцов за возможность размножения. 10. Как называется процесс изменения популяций в ходе естественного отбора, ведущий к  видообразованию. 11. Общее название высокой численности организмов, широкого ареала и большого  количества систематических групп. 12. Отсутствие необходимого уровня приспособленности, приводящее к угнетенному  состоянию таксономической группы. 13. Явление , приводящее к возникновению новых типов, классов и т.д., Эволюция крупных систематических групп. 22 14. Усложнение структурно – функциональной организации организмов. 15. Приспособление к  специальным условиям среды, полезное в борьбе за существование. 16. Крайняя степень приспособления к ограниченным условиям существования. 4.2.7. Типовые задания для мини­теста  Тема « Общая характеристика живого» Выберите правильные утверждения:  В природе органические вещества встречаются только в телах живых  организмов  Все организмы приспособлены к своей среде обитания  Раздражимость характерна только для животных  Самовоспроизведение ­ это сохранение своей жизни  Каждый организм может быстро приспособиться к любой среде обитания  Клетка ­ структурная единица почти всех живых организмов  Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты ­ основные компоненты  живого  Развитие свойственно всему живому миру в целом  Раздражимость позволяет организмам ориентироваться в окружающей  среде 4.2.8. Типовые задания для комплексного анализа текста Тема « Эволюция  живого» Прочтите  материал текста учебника  Ответьте на вопросы: 1. Что из перечисленных взглядов и заслуг относится к Линнею? Б. Что из перечисленного относится к Ламарку? B.Что из перечисленного относится к Дарвину? 1. Виды произошли путем эволюции от ранее живших видов. 2. Виды созданы творцом. 3. Виды неизменны, постоянны, вечны, эволюции нет. 4. Виды непостоянны, медленно изменяются, эволюционируют. 5. Многообразие и единство видов — результат создания их одним творцом по заранее  намеченному плану. 6. Многообразие видов — результат эволюции в различных условиях, единство видов ­ результат их родства. 7. Приспособления (целесообразность) организмов даны им творцом. 8. Приспособления (целесообразность) организмов — результат эволюции. . 9. Приспособления (целесообразность) организмов — результат эволюции путем естественного  отбора. 10. Основная движущая сила эволюции в природе — естественный отбор. 11. Основная движущая сила эволюции в природе — стремление организмов к прогрессу,  самосовершенствованию. 12. Организмы обладают только наследственностью. 13. Организмы обладают и наследственностью и изменчивостью. 14. Изменчивость организмов (появление у них новых признаков) ­ результат влияния  внешней среды и внутреннего стремления к прогрессу. 15. Изменчивость — результат только влияния среды. 23 16. Внутреннего стремления к прогрессу у организмов нет. 17. Организмы обладают изначальной способностью изменяться только целесообразно  (любое изменение полезно для вида). 18. Изначальной способностью изменяться только целесообразно организмы не обладают  (среди новых признаков бывают и полезные, и вредные для вида). 19. Материалом в процессе эволюции служит только наследственная изменчивость. 20. Материалом в процессе эволюции служит любая изменчивость. 21. В природе причиной естественного отбора является борьба за существование. 22. Впервые разработал систематику организмов, хотя и искусственную. 23. Ввел принцип двойного названия видов. 24. Впервые построил систематику животных в восходящем, эволюционном     порядке. 25. Признавал «закон» наследования новых признаков, приобретенных в результате  упражнения или неупражнения органов. 26. Такого «закона» не признавал, не всякий новый признак наследуется. 27. По своему мировоззрению ­ метафизик и идеалист. 28. Впервые выступил с критикой метафизических идей в биологии. 29. Материалист, опровергал метафизические и идеалистические воззрения   на виды. 30. Впервые создал эволюционную теорию. 31. Впервые создал научную теорию эволюции органического мира. 32. Открыл естественные законы развития живой природы, впервые поставил    биологию  на вполне научную почву. 5. Комплект контрольно­измерительных материалов  для рубежного контроля знаний и умений 5.1. Распределение оценивания результатов обучения по видам контроля Наименование элемента умений или знаний Виды контроля Рубежный  контроль Промежуточная  аттестация  Л1. устойчивый интерес к истории и достижениям в  области естественных наук, чувство гордости за  российские естественные науки; Л2. готовность к продолжению образования,  повышению квалификации в избранной  профессиональной деятельности с использованием  знаний в области естественных наук; Л3. объективное осознание значимости компетенций в области естественных наук для человека и общества, умение использовать  технологические достижения  в области физики,  химии, биологии для повышения собственного  интеллектуального развития в выбранной  Тест 1 К.р.1 Тест 2 К.р.2 Дифференцированный зачет Дифференцированный зачет Дифференцированный зачет 24 профессиональной деятельности; Л4. умение проанализировать техногенные  последствия для окружающей среды, бытовой и  производственной деятельности человека; Л5. готовность самостоятельно добывать новые для  себя естественно­научные знания с использованием  для этого доступных источников информации; Л6. умение управлять своей познавательной  деятельностью, проводить самооценку уровня  собственного интеллектуального развития; Тест 2 Тест 1 К.р.1 Л7. умение выстраивать конструктивные  взаимоотношения в команде по решению общих задач  в области естествознания; М1. овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных  сторон окружающего естественного мира; Тест 6 Тест7 Дифференцированный зачет М2. применение основных методов познания  (наблюдения, научного эксперимента) для изучения  различных сторон естественно­научной картины мира, с которыми возникает необходимость сталкиваться в  профессиональной сфере; М3. умение определять цели и задачи деятельности,  выбирать средства для их достижения на практике; М4.умение использовать различные источники для  получения естественнонаучной информации и  оценивать ее достоверность для достижения  поставленных целей и задач; Тест 1 К.р.1 Тест 6 Тест 6 Знания 25 П1. сформированность представлений о целостной  современной естественнонаучной картине мира,  природе как единой целостной системе, взаимосвязи  человека, природы и общества, пространственно­ временны х масштабах  Вселенной; П2.владение знаниями о наиболее важных открытиях  и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие  техники и технологий; П3. сформированность умения применять  естественно­научные знания для объяснения  окружающих явлений, сохранения здоровья,  обеспечения безопасности жизнедеятельности,  бережного отношения к природе, рационального   природопользования, а также выполнения роли  грамотного потребителя; Тест 1 Тест 2 К.р.1 и  К.р.2 химия К.р.1 и  К.р.2 биология К.р.1 и  К.р.2 биология Дифференцированный зачет Дифференцированный зачет П4. сформированность представлений о научном  методе познания природы и средствах изучения  мегамира, макромира и микромира; владение  приемами естественно­научных наблюдений, опытов,  исследований и оценки достоверности полученных  результатов; К.р.1 и  К.р.2 физика Дифференцированный зачет П5. владение понятийным аппаратом естественных  наук, позволяющим познавать мир, участвовать в  дискуссиях по естественно­научным вопросам,  использовать различные источники информации для  подготовки собственных работ, критически  относиться к сообщениям СМИ, содержащим  научную информацию; П6. сформированность умений понимать значимость  естественно­научного знания для каждого человека  независимо от его профессиональной деятельности,  различать факты и оценки, сравнивать оценочные  выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь  критериев с определенной системой ценностей. Контрольная работа №1(Ф) Вариант I. 26 1.  Автомобиль за 2 мин увеличил свою от 18км/ч до 61,2км/ч. С каким ускорением  двигался автомобиль? А. 0,1 м/с2;  Б. 0,2 м/с2;  В. 0,3 м/с2;  Г. 0,4 м/с2. 2.  С какой силой притягиваются два корабля массами по 10000т, находящихся на  расстоянии 1км друг от друга? А. 6,67 мкН;  Б. 6,67мН;  В. 6,67Н;  Г. 6,67МН. 3.Какие физические параметры у двух тел обязательно должны быть разными для того,  чтобы эти тела не находились между собой в тепловом равновесии? а) температура, давление, средняя квадратическая скорость молекул;    б) температура и средняя квадратическая скорость молекул;    в) средняя квадратическая скорость молекул;   г) давление;   д) температура. 4.  На графике (см. рисунок) представлено изменение температуры Т вещества с течением  времени t. В начальный момент времени вещество находилось в кристаллическом  состоянии. Какая из точек соответствует окончанию  процесса отвердевания? А. 5;  Б. 6;  В. 3;  Г. 7. 5.Нейтральная водяная капля разделилась на две.  Первая из них обладает электрическим зарядом + q.  Каким зарядом обладает вторая капля?       а) +2q          б) +q          в) 0          г) –q               д) среди ответов  нет  правильного 6.  Сила тока в проводнике 0,12А, а приложенное напряжение на его концах 12В. Как  изменится сила тока на этом проводнике, если напряжение увеличить в 2 раза? А. Увеличится в 2 раза;  Б. Уменьшится в 2 раза;  В. Увеличится в 100 раз;                          Г. Не изменится. 7. Каким типом проводимости обладают полупроводниковые материалы с акцепторными  примесями? а) в основном электронной;  б) в основном дырочной;  в) в равной мере электронной и  дырочной;  г) не проводят ток;  д) среди ответов  нет  правильного Вариант II. 1.  Автомобиль за 2 мин увеличил свою от 36км/ч до 122,4км/ч. С каким ускорением  двигался автомобиль? А. 0,1 м/ с2;  Б. 0,2 м/с2;  В. 0,3 м/с2;  Г. 0,4 м/с2. 2.  С какой силой притягиваются два корабля массами по 20000т, находящихся на  расстоянии 2км друг от друга? А. 6,67 мкН;  Б. 6,67мН;  В. 6,67Н;  Г. 6,67МН. 3.Какие физические параметры одинаковы у двух любых физических тел, находящихся  между собой в тепловом равновесии? а) температура;  б) давление;  в) средняя квадратическая скорость молекул;                   г) температура и средняя квадратическая скорость молекул;  д) температура, давление, средняя квадратическая скорость молекул. 4.  На графике (см. рисунок) представлено изменение температуры Т вещества с течением  времени t. В начальный момент времени вещество находилось в кристаллическом  состоянии. Какая из точек соответствует окончанию процесса плавления? 27 А. 5;  Б. 6;  В. 3;  Г. 7. 5.Водяная капля с электрическим зарядом +q  соединилась с другой каплей, обладающей зарядом –q.  Каким стал электрический заряд образовавшейся капли?       а) ­2q          б) ­q          в) 0          г) +q               д) +2q 6.  Сила тока в проводнике 0,12А, а приложенное  напряжение на его концах 12В. Как изменится сила тока  на этом проводнике, если напряжение уменьшить в 2 раза? А. Увеличится в 2 раза;  Б. Уменьшится в 2 раза;  В. Увеличится в 100 раз;                              Г. Не изменится. 7.Какими носителями электрического заряда создается электрический ток в металлах? а) электронами и положительными ионами;                                                                        б)  положительными и отрицательными ионами;                                                                           в) положительными, отрицательными ионами и электронами;                                               г) только электронами;                                                                                                               д) среди ответов  нет  правильного Вариант III. 1.  Автомобиль   начинает   разгоняться   по   прямолинейной   дороге   из   состояния   покоя   с ускорением 0,5 м/с2. Какой будет скорость автомобиля через 10 с?  а) 0,05 м/c  б) 0,5 м/c  в) 5 м/c  г) 20 м/c  2.  С какой силой притягиваются две книги массой по 200г каждая, находящихся на  расстоянии 1м друг от друга? А. 2,7 мкН;  Б. 27мН;  В. 2,7пН;  Г. 2,7МН. 2. Выражение р= mRT/M является : а) законом Шарля, б) законом Бойля­Мариотта,                                                       в) уравнением Менделеева­Клапейрона, г) законом Гей­Люссака.   4.  На графике (см. рисунок) представлено изменение температуры Т вещества с течением  времени t. В начальный момент времени вещество находилось в кристаллическом  состоянии. Какая из точек соответствует началу  процесса отвердевания? 5.Водяная капля с электрическим зарядом +2q  соединилась с другой каплей, обладающей зарядом –q.  Каким стал электрический заряд образовавшейся  капли?       а) ­2q          б) ­q          в) 0          г) +q               д) +2q 6.  Сила тока в проводнике 0,24А, а приложенное напряжение на его концах 24В. Как  изменится сила тока на этом проводнике, если напряжение уменьшить в 4 раза? А. Увеличится в 2 раза;  Б. Уменьшится в 2 раза;  В. Увеличится в 100 раз;                              Г. Не изменится. 7. Каким типом проводимости обладают полупроводниковые материалы с акцепторными  примесями? а) в основном электронной;  б) в основном дырочной;  в) в равной мере электронной и  дырочной;  г) не проводят ток;  д) среди ответов  нет  правильного Ответы 28 Вариант 1 2 3 4 5 1 ¿ ¿ ¿ 6 ¿ 7 ¿ ¿ ¿ Вариант 2 1 2 3 ¿ 4 5 6 7 ¿ ¿ ¿ ¿ ¿ ¿ Вариант 3 1 2 3 5 6 7 4 ¿ ¿ ¿ ¿ ¿ ¿ ¿ а б в г д а б в г д а б в г д Контрольная работа №2(Ф) Вариант 1 1. Какая физическая величина относится к скалярным величинам?  1) скорость, 2) перемещение, 3) путь, 4) ускорение. 29 2. Тело, имеющее начальную скорость 10 см/с, получает ускорение 0,05 м/с2.  Определите пройденный телом путь за 20 с. 1)2,5 м, 2)12м, 3)200,5м, 4)210м. 3. Автомобиль движется по закруглению дороги радиусом 20 м с  центростремительным ускорением  5 м/с2. Скорость автомобиля равна 1)12,5 м/с, 2) 10м/с, 3)5м/с, 4)4м/с. 4. Расстояние между ближайшими гребнями волн в море 6 м. Каков период ударов  волн о корпус лодки, если их скорость 3 м/с? 1) 0,5с, 2)2с, 3)12с, 4)32с. 5. Как называются механические колебания, частота которых меньше 20 Гц? 1)звуковые, 2)ультразвуковые, 3)инфразвуковые, 4)среди ответов нет правильного. 6. В каком техническом устройстве используется явление возникновения  индукционного тока? 1)электромагнит в подъемном кране, 2)электродвигатель, 3)электрогенератор,  4)амперметр. 7. Выберите электромагнитное излучение, которое обладает наибольшей длиной  волны. 1)видимый свет, 2)инфракрасное излучение, 3)радиоволны, 4)рентгеновское  излучение. 8. По данным таблицы химических элементов Д.И.Менделеева определите число  9. Какая частица вызывает ядерную рекцию: 14 7N+…            13 7N+21 0n? протонов в атоме вольфрама. 1)74, 2)110, 3)184, 4)258. α 1) ­частица  2He 4 2)Электрон 0 ­1е 1р 3)Протон 1 4)Нейтрон 1 0n 10. Какой из трех типов излучения: альфа, бета или гамма – обладает максимальной  проникающей способностью? 1)альфа­излучение, 2)бета­излучение, 3)гамма­излучение, 4)проникающая  способность у всех трех излучений одинакова. Вариант 2 1. Какая физическая величина относится к векторным величинам?  1) скорость, 2) координата, 3) путь, 4) время. 2. На каком расстоянии от Земли оказался бы космический корабль через 2 мин после  старта, если бы он все время двигался прямолинейно с ускорением 10м/с2? 1)20 м, 2)600м, 3)1200м, 4)72 000м. 3. Поезд движется со скоростью 20м/с по закруглению дороги. Определите радиус  дуги, если центростремительное ускорение поезда равно 1м/с2. 1)100 м, 2) 400м, 3)180м, 4)5 181м. 4. Волна с частотой 4 Гц распространяется по шнуру со скоростью 6 м/с. Длина волны  равна 1)0,75м, 2)1,5м, 3)24м, 4)33м. 5. Как называются механические колебания, частота которых превышает 20 000 Гц? 1)звуковые, 2)ультразвуковые, 3)инфразвуковые, 4)среди ответов нет правильного. 6. Фарадей обнаружил 30 1)отклонение магнитной стрелки при протекании электрического тока по проводу,    2) взаимодействие параллельных проводников с током, 3)возникновение тока в  замкнутой катушке при опускании в нее магнита, 4)взаимодействие двух магнитных  стрелок. 7. Как называется неподвижная часть генератора? 1)ротор, 2)статор, 3)трансформатор, 4)электродвигатель. 8. По данным таблицы химических элементов Д.И.Менделеева определите число  электронов в атоме полония. 1)84, 2)126, 3)210, 4)294. 9. Какая бомбардирующая частица Х участвует в ядерной реакции Х+11 5В             0n? 7N+1 14 α 2He 1) ­частица  4 2)Электрон 0 ­1е 1р 3)Протон 1 4)Нейтрон 1 0n 10. Какие из перечисленных ниже веществ используются в качестве топлива на атомных электростанциях? А)уран, Б)каменный уголь, В)кадмий, Г)графит. 1)А,Б,Г, 2)А,Б, 3) только А, 4)А,Б,В,Г. Ответы Вариант 1 1 2 3 4 5 6 7 9 10 8 ¿ ¿ ¿ ¿ ¿ 1 ¿ ¿ ¿ ¿ ¿ Вариант 2 2 3 4 5 6 7 ¿ 10 8 ¿ 9 ¿ ¿ ¿ ¿ ¿ ¿ ¿ ¿ 1 2 3 4 1 2 3 4 31 Контрольная работа№1(Х)  (сахара) в  Вариант 1 1.С какими из перечисленных веществ будет реагировать вода. Запишите уравнение  реакций, подпишите типы реакций и названия сложных веществ. К,            Н2,              СО2,            ZnO. 2. Задачи по теме «Способы выражения концентрации растворов» Задача 7. В 200 г воды растворили 16 г сахара. Определить  полученном растворе. 3. Задачи по теме «Газы»  № 1. Какую массу имеет кислород объемом 7 л?  № 2. Найдите массу и число молекул при н.у. для 11.2 л кислорода. 4. Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения. Расставьте коэффициенты. Li   =>  LiOH => Li2SO4 5. Дайте характеристику фосфорной кислоты по плану: а) формула; б) наличие  кислорода; в) основность; г) растворимость; д) степени окисления элементов,  образующих кислоту; е) заряд иона, образуемого кислотным остатком; ё)  соответствующий оксид. 6. Закончите уравнения реакций, расставьте коэффициенты: Mg + H2CO3 = …………………… Ag + HNO3 (конц.) = …………….. H2SO4 + Fe2O3 = …………………. H2CO3 + Ba(OH)2 = ……………… 7. Закончите уравнения качественных реакций на белок, напишите названия этих  реакций: Белок + HNO3(Конц.) —> …………………………… Белок + NaOH + CuSO4 —> …………………………. Вариант  2 1.С какими из перечисленных веществ будет реагировать вода. Запишите уравнение  реакций, подпишите типы реакций и названия сложных веществ. Al              Li                 P2O5             O2 2. Задачи по теме «Способы выражения концентрации растворов» № 1. В 300 мл раствора (  = 1,2 г/мл) содержится 72 г NаОН. Определить  в этом растворе. 3. Задачи по теме «Газы» № 1. Какой объем занимает азот массой 14 г? № 2. Найдите массу и число молекул при н.у. для 5,6 м3 азота. 4. Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения. Расставьте коэффициенты.  H2O => H3PO4  => Zn3(PO4)2 5. Дайте характеристику кремневой кислоты по плану: а) формула; б) наличие  кислорода; в) основность; г) растворимость; д) степени окисления элементов,  образующих кислоту; е) заряд иона, образуемого кислотным остатком; ж)  соответствующий оксид. 6. Закончите уравнения реакций, расставьте коэффициенты: Zn + H2SO4 (разб.) = ……………………. (NаОН)  32 AgCl  KCl+NH3 +H2O запах аммиак  Выпадение белого осадка; не растворимого в HNO3, но  Zn + 2H2SO4 (конц.) = ………………….. НСl+ NaOH = …………………………… HNO3 + K2CO3 = ………………………… 7. Закончите уравнения качественных реакций на катионы. В уравнении обозначьте  наблюдаемую реакцию: Аg+ +Cl­ растворимого в конц. NH3 • Н20: NH4Cl+ KOH Вариант  3 1.С какими из перечисленных веществ будет реагировать вода. Запишите уравнение  реакций, подпишите типы реакций и названия сложных веществ. Ca                NaOH                SO2               Fe(III) 2. Задачи по теме «Способы выражения концентрации растворов» № 1. Сколько граммов соли и воды нужно взять для приготовления 350 мл 12%­го  раствора (  = 1,1 г/мл)? 3. Задачи по теме «Газы» № 1. Рассчитайте массу 5л (н.у.) углекислого газа. № 2. Найдите массу и число молекул при н.у. для 22.4 мл хлора. 4. Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения. Расставьте коэффициенты. Na => NaOH => NaCl 5. Дайте характеристику азотной кислоты по плану: а) формула; б) наличие  кислорода; в) основность; г) растворимость; д) степени окисления элементов,  образующих кислоту; е) заряб оина, образуемого кислотным остатком; ж)  соответствующий оксид. 6. Закончите уравнения реакций, расставьте коэффициенты: Ag + HNO3 (разб.) = …………………………. K2СО3 + СаСl2 = ………………………………… АgNO3 + HCl =………………………………….. BaCl2 + CuSO4 = ………………………………… 7. Закончите уравнения качественных реакций на анионы. В уравнении обозначьте  наблюдаемую реакцию: Ва2+ + S04 ОН­ (щелочная среда) + индикатор: лакмус  ………………………  2­  …………………………………. № вопроса 1 Правильные варианты ответов  1вариант 2 вариант К+Н2О=КОН+Н2   Гидроксид калия  (реакция  замещения) СО2+Н2О=Н2СО3 угольная кислота  Al+H2O=Al2O3+H2 оксид  алюминия (реакция  замещения) 2Li+2H2O=2LiOH+H2 гидроксид лития  (реакция замещения) 3 вариант Са+Н2О=Са(ОН)2+ Н2 гидроксид  кальция (реакция  замещения) SO2+H2O=H2SO4  сернистая кислота  33 (реакция  соединения) ZnO+H2O=Zn(OH) 2 Гидроксид цинка  (реакция  соединения) Р2О5+Н2О=Н3РО4 Фосфорная кислота  (реакция соединения) =7,4%. =20%. №1. 10г № 2. 16г;                   3*1023молекул 2Li+2H2O=2LiOH+ H2 2LiOH+H2SO4=  Li2SO4+2H2O а) Р3РО4;  б)  кислородосодержа щая;  в) трёхосновная;  г) нерастворимая;  д) Н2(+1), О2(­2),  Р(+5);  е) РО4 (­3);  ё) Р2О5. Mg + H2CO3 =  MgCO3 + H2 Ag + 2HNO3 (конц.) = AgNO3 + NO2  +  H2O 3H2SO4 + Fe2O3 =  Fe2(SO4)3 + 3H2O H2CO3 + Ba(OH)2 =  BaCO3  + 2H2O №1. 11.2л № 2. 7кг;  1.5*1026 молекул. 3Н2О + Р2О5=2Н3РО4 2H3PO4+3Zn=Zn3(PO4)2+3 H2 а) Н2SiO3;  б)  кислородосодержащая;  в) двухосновная;  г) нерастворимая;  д) Н2(+1), О2(­2), Si (+4);  е) SiO3 (­2);  ё) SiO2. Zn + H2SO4 (разб.) =  ZnSO4 + H2 Zn + 2H2SO4 (конц.) =  ZnSO4 + SO2  + 2H2O; НСl+ NaOH = NaCl+ H2O 2HNO3 + K2CO3 =  2KNO3 + H2O + CO2 Белок +  HNO3(конц.) —>  оранжевое  Аg+ +Cl­ AgCl  Выпадение белого  осадка; не растворимого    2 3 4 5 6 7 (реакция  соединения) Fe+H2O= Fe2O3+  H2 оксид железа  (реакция  замещения) Необходимо взять 46,2 г соли и 338,8  г воды. №1. 9,68грамм. № 2. 70мг;  6*1020 молекул. 2Na+2H2O=2NaOH +H2O NaOH+ HCl=  NaCl+H2O а) HNO3;  б)кислородосодер жащая;  в) односновная;  г) растворимая;  д) Н2(+1), О2(­2), N (+5);  е) NO3 (­1);  ё) N2O5 3Ag +  4HNO3 (разб.) =  3AgNO3 + NO  +  2H2O, K2СО3 + СаСl2 =  СаСО3  + 2KCl, АgNO3 + HCl =  AgCl  + HNO3, BaCl2 + CuSO4 =   + CuCl2, BaSO4   2­ Ва2+ + S04 BaS04  Выпадение  белого осадка,  34 окрашивание  (ксантопротеиновая реакция) Белок + NaOH +  CuSO4 —>  фиолетовое  окрашивание  (биуретовая  реакция) в HNO3, но растворимого в конц. NH3 • Н20: NH4Cl+ KOH KCl+NH3 +H2O запах  аммиака нерастворимого в  кислотах: ОН­ (щелочная  среда) +  индикатор: лакмус синее  окрашивание  Контрольная работа № 2 «Организм человека и основные направления его  жизнедеятельности» 1 вариант Опора и движение. Кости скелета. Строение скелета. Задание 1. Выберите один правильный ответ. 1. Скелет в основном участвует: A. В обмене органических веществ Б. В обмене минеральных веществ B. В водном обмене 2. Кроветворную функцию выполняет: A. Красный костный мозг Б. Желтый костный мозг B. Надкостница 3. Плечевая кость относится: A. К плоским костям Б. К смешанным костям B. К трубчатым костям 4. Компактное вещество преобладает: A. В плоских костях Б. В смешанных костях B. В трубчатых костях 5. Полость имеется внутри: A. Смешанных костей Б. Трубчатых костей B. Плоских костей 6. Позвонки относятся: A. К смешанным костям Б. К трубчатым костям B. К плоским костям 7.   Лопатка является примером: A. Смешанных костей Б.  Трубчатых костей B. Плоских костей 8. 70 % сухого вещества кости составляют: A. Вода 35 Б. Минеральные вещества B. Органические вещества 9. Органические вещества придают костям: А. Эластичность Б. Прочность В. Хрупкость 10. В пожилом возрасте в костях увеличивается содержание: A. Воды Б. Органических веществ B. Минеральных веществ Задание 2.  Вставьте пропущенное слово. 1. Опорно­двигательный... человека составляют кости ... и ... 2. Скелет служит... телу,... внутренние органы, с помощью него осуществляются ...  тела в пространстве, он также участвует в ... веществ. 3. Плечевая, бедренная кости относятся к ... костям и состоят из ..., внутри  которого находится ..., и двух.. 4. Стенки полостей, содержащих внутренние органы, образованы... костями,  например ... отдел черепа, кости ..., ребра; а позвонки и кости ... черепа состоят из  нескольких разных частей и относятся к  ... костям. 5. Кость имеет сложный ... состав и состоит из 65–70 % ... веществ, придающих ..., и  30–35 % ... веществ, придающих ... и ... кости. 2 вариант Дыхание Задание 1. Выберите один правильный ответ. 1. Сущность процесса дыхания состоит в: A. Обмене газами между организмом и внешней средой Б. Окислительных процессах в клетках, в результате которых выделяется   энергия    B. Транспорте газов кровью 2. В носовой полости воздух: A. Очищается от пыли и микроорганизмов Б. Увлажняется и согревается B. Происходят все вышеперечисленные процессы 3. Гортань образована: A. Поперечно­полосатыми мышцами, хрящами, слизистой оболочкой Б. Гладкими мышцами и хрящами B. Костной тканью, поперечно­полосатыми мышцами и слизистой оболочкой 4. Наиболее крупным хрящом гортани является: A. Надгортанник Б. Щитовидный B. Зерновидный 5. Голосовые связки у человека расположены: А. В трахее Б. В гортани В. В носоглотке 6. Голосовые связки раскрыты наиболее широко, когда человек: 36 А. Молчит Б. Говорит шепотом В.Говори громко 7. Закрывает вход в гортань при глотании пищи: A. Щитовидный хрящ Б. Зерновидный хрящ B. Надгортанник 8. Длина трахеи человека составляет: А. 20­21см Б. 24–26 см В. 10–11 см 9. Трахея разделяется на главные бронхи на уровне: A. 3­го шейного позвонка Б. 5­го грудного позвонка B. 1­го поясничного позвонка 10. Ткань легких состоит из: А. Альвеол Б. Бронхиол В. Легочной плевры Задание 2. Вставьте пропущенное слово. 1. Дыхательные пути человека начинаются... полостью, в которой воздух...,  увлажняется, очищается от пыли и... 2. После носоглотки воздух поступает в..., состоящую из нескольких..., в которой  расположены голосовые... 3. Гортань переходит в..., скелет которой состоит из... полуколец, выполняющих...  функцию и позволяющих пище свободно проходить по... 4. Трахея делится на два..., стенки которого выстланы... эпителием, удаляющим  частицы... из дыхательных путей 5. В грудной полости расположены..., покрытые... и состоящие из мельчайших  тонкостенных пузырьков – ... 3 вариант Пищеварение. Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в  организме. Пищеварение в желудке и кишечнике. Задание 1. Выберите один правильный ответ. 2. Тело человека на 60–65 % состоит из: А. Белков Б. Углеводов В. Воды 3. Начальный этап пищеварения заключается: A. В химической обработке пищи Б. В механической обработке пищи B. В энергетических превращениях 4. Пищеварительные соки человека содержат: А. Ферменты Б. Витамины 37 В. Гормоны 5. В ротовой полости под воздействием слюны начинается расщепление: А. Белков Б. Жиров В. Углеводов 6. Количество зубов у человека составляет: А. 28 Б. 32 В. 34 7. Поверхность зубов покрыта: А. Дентином Б. Эмалью В. Цементом 8. Жевание и слюноотделение можно отнести: A. К безусловным рефлексам Б. К условным рефлексам B. К приобретенным рефлексам 9. Основную роль в определении качества и вкуса пищи играют: А. Губы Б. Зубы В. Язык 10. Вместимость желудка человека составляет: А. 1,0–1,5 л Б. 2,0–3,0 л В. 3,0–4,0 л  Вставьте пропущенное слово. 11. Превращение питательных веществ пищи в доступные человеку вещества  называется... и состоит из... и... обработки пищи. 12. Под воздействием... молекулы сложных органических веществ расщепляются до  более..., способных растворяться в воде и всасываться в... и... 13. К пищеварительным сокам человеческого организма относятся: слюна,... сок,...  сок, желчь и секрет... железы. 14. Пищеварение начинается в... полости, где происходит измельчение пищи,  смачивание ее..., определение вкуса, обеззараживание и начальное расщепление... 15.У человека сначала вырастают... зубы, а затем... зубы, каждый из которых  состоит из корня,... и коронки. 38 № вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Правильные варианты ответов  1вариант Б А В А Б А В Б А 2 вариант Б   В А Б Б А В В Б 3 вариант А В Б А В Б Б А В А Носовой,  согревается,  микроорганизмов.  Гортань, хрящей,  связки. Трахею, хрящевых,  защитную,  пищеводу. Бронха,  мерцательным,  пыли. Б Пищеварение,  механической,  химической Ферментов,  простых, кровь,  лимфу. Желудочный,  кишечный,  поджелудочной. Ротовой, слюной,  углеводов. Легкие, плеврой,  альвеол. Молочные,  постоянные, шейки. В Аппарат,  скелета, мышцы. Опорой,  защищает,  движения,  обмене.  Трубчатым,  тела, полость,  эпифизов. Плоскими,  мозговой, таза,  основания,  смешанным.   Химический,  неорганических, твердость,  органических,  эластичность,  упругость. Тест № 1(Б)  по теме " Эволюция человека". Вариант 1 Выберите один верный ответ 1. Основным фактором антропогенеза является:  а) общественный образ жизни    б) труд     в) речь    г) рассудочная деятельность 2. Причиной возникновения прямохождения явилось: а) засушливость климата   б) стадный  образ жизни   в) необходимость в освобождении рук   г) трудовая деятельность 3. Что в переводе с латинского означает "австралопитек":  а) австралийская обезьяна   б)  древнейший человек   в) южная обезьяна г) древнейшая обезьяна 4. Сходство человека и млекопитающих животных свидетельствует об их : а) родстве   б) одинаковом уровне организации    в) конвергентном сходстве 39 г) происхождении от разных предков 5. В отличие от человекообразных обезьян у человека имеется: а) резус­фактор  б) рассудочная деятельность в) четырехкамерное сердце  г) абстрактное  мышление 6. Череп человека отличается от черепа приматов  а) наличием только одной подвижной  кости   б) наличием швов между костями мозговой части  в) более развитой мозговой  частью  г ) строением костной ткани 7. Биологическим фактором, обеспечивающим развитие мышления на раннем этапе  эволюции человека, считают:  а) прогрессивное развитие мозга  б) заботу о потомстве  в)  четырехкамерное сердце г) увеличение дыхательной поверхности легких 8. Способность к изготовлению простейших орудий труда появилась впервые у: а) дриопитеков  б) рамапитеков  в) австралопитеков    г) неандертальцев 9. Какая часть верхней конечности человека претерпела наибольшие изменения в процессе  эволюции:   а) плечо  б) предплечье  в) кисть г) плечевой пояс 10. Какое адаптивное значение имеет темный цвет кожи у негроидной расы: а) предохранение от ультрафиолетовых лучей б) защита от врагов  в) приспособление к высокой температуре воздуха г) улучшение дыхательной функции кожи 11. Какой из перечисленных признаков относят к атавизмам человека: а) наличие хвоста  б) расчлененность тела на отделы      в) аппендикс г) наличие пятипалых конечностей 12. Кто имел наиболее развитый подбородочный выступ:    а) питекантроп б) синантроп  в) неандерталец  г) кроманьонец   Дайте краткий ответ на вопрос 13.   Каково место человека в систематике живых организмов?   Вариант 2. Выберите один верный ответ 1. Что не относят к социальным факторам эволюции человека: а) речь   б) прямохождение  в) труд    г) сознание 2. В связи с прямохождением у человека произошли изменения в строении стопы:     а)  сформировался свод  б) когти превратились в ногти   в) срослись фаланги пальцев  г)  большой палец противопоставлен всем остальным 3. Какой из перечисленных признаков людей относят к рудиментам: а) многососковость   б) наличие хвоста   в) остаток третьего века г) избыточное оволосение на теле. 4. К движущим силам антропогенеза не относят:   а) борьбу за существование   б)  общественный образ жизни   в) наследственную изменчивость г) модификационную изменчивость 5. Что в переводе с латинского означает "питекантроп": а) китайский человек   б) обезьяночеловек  в) человек умелый г) человек прямоходящий 6. Какие люди относятся к виду Человек разумный: а) неандертальцы и кроманьонцы  б) питекантропы и синантропы в) кроманьонцы и современные люди    г) современные люди 7. Что представляют собой человеческие расы     а) разные популяции 40 б) разные  виды   в) разные роды    г) разные семейства 8. Каково значение светлой кожи у европеоидов     а) отталкивание ультрафиолетовых  лучей    б) улавливание ультрафиолетовых лучей в) защита от переохлаждения   г) улучшенное кожное дыхание 9. В процессе расселения людей по планете позже всех была заселена: А) Америка    б) Африка    в) Европа     г) Азия 10. На что указывает развитие надбровных валиков у предков человека а) состав пищи      б) развитие речи    в) объем мозга г) прямохождение 11. Человека разумного отличает  от других  видов людей:     а) умение производить орудия труда      б) развитие заботы о потомстве в) использование топлива и одежды     г) появление науки и искусства 12. Кто исследовал социальные факторы антропогенеза: а) Энгельс     б) Дарвин    в) Ламарк      г) Линней   Дайте краткий ответ на вопрос 13. Составьте эволюционное древо человека.     Тест № 2 (Б) Тема «Ткани и органы» Вариант 1 1. Ткань, состоящую из способных сокращаться многоядерных клеток, называют: 1) эпителиальная; 2) мышечная поперечнополосатая; 3) соединительная;  4) мышечная гладкая 2. Какая группа тканей обладает свойствами возбудимости и сократимости: 1) мышечная; 2) эпителиальная; 3) нервная; 4) соединительная. 3. В грудной полости у человека располагается: 1) желудок; 2) печень; 3) сердце; 4) поджелудочная железа. 4. Группа клеток организма, сходных по строению, выполняемым функциям,  происхождению, называется 1) органом; 2) тканью; 3) системой органов; 4) функциональной системой. 5. Сходство нервной и мышечной тканей – это: 1) сократимость; 2) проводимость; 3) возбудимость; 4) воспроизведение. 6. Структурной единицей нервной ткани является: 1) нейрон; 2) мышечное волокно; 3) лимфоцит; 4) лейкоцит. 7. Установите соответствие между характеристикой мышечной ткани и ее видом.  ВИД ТКАНИ                          ХАРАКТЕРИСТИКА  А) гладкая                           1) образует средний слой кровеносных сосудов  Б) поперечнополосатая      2) состоит из многоядерных клеток­ волокон                                                3) образует скелетные мышцы                                               4) имеет поперечную исчерченность                                               5) сокращается медленно Вариант 2. 1. Опорную функцию в организме человека выполняет ткань: 1) соединительная; 2) нервная; 3) эпителиальная; 4) мышечная. 2. Изменение диаметра кровеносных сосудов происходит за счет ткани: 1) эпителиальной; 2) соединительной; 3) гладкой мышечной; 4) поперечнополосатой мышечной. 3. Воздухоносные пути человека выстланы изнутри тканью: 41

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию

КИМ по естествознанию

КИМ  по естествознанию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2017