Кинестетика и кинетика,как основы речи, реализуемые в пластилинотерапии.
Оценка 4.8

Кинестетика и кинетика,как основы речи, реализуемые в пластилинотерапии.

Оценка 4.8
Лекции +1
docx
дефектология
Детсад
13.01.2019
Кинестетика и кинетика,как основы речи, реализуемые в пластилинотерапии.
О моторной сфере,как о положительном механизме запуска всех речевых функций нам известно из работ И.П.Павлова,А.Р.Лунина,А.А.Леонтьева. Подробно этот вопрос раскрывает известный исследователь детской речи М.М.Кольцова и утверждает, что кисть руки следует рассматривать как орган речи-такой же,как артикуляционный аппарат. Учитывая недостаточное развитие мелкой моторики у детей. Я постоянно ищу всё новые,интересные и полезные способы тренировки движений пальцев рук. Всё больше внимания в последнее время уделяется изобразительной деятельности, как средству развития талантливой творческой личности (Т.С.Комарова,Т.Н.Доронова,Т.Г.Казаков,С.Г.Якобсон). Наблюдая в режимных моментах за видами художественной деятельности и их результатами,я ещё раз убедилась в том,что лепка-любимое занятие большинства детей.Да,чем больше ребёнок умеет,хочет и стремится делать своими руками,тем он умнее и сообразительнее. А « Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев»,-писал В.А.Сухомлинский.
Кинестетика и кинетика.docx
Кинестетика и кинетика,как основы речи, реализуемые в пластилинотерапии.                                                                Чем больше уверенности в движении                                                                  детской руки,тем ярче речь ребёнка.                                                                                            В.А.Сухомлинский О   моторной   сфере,как   о   положительном   механизме   запуска   всех   речевых функций   нам   известно   из   работ   И.П.Павлова,А.Р.Лунина,А.А.Леонтьева. Подробно   этот   вопрос   раскрывает   известный   исследователь   детской   речи М.М.Кольцова и утверждает, что кисть руки следует рассматривать как орган речи­такой же,как артикуляционный аппарат. Учитывая   недостаточное   развитие   мелкой   моторики   у   детей.  Я   постоянно ищу всё новые,интересные и полезные способы тренировки движений пальцев рук. Всё   больше   внимания   в   последнее   время   уделяется   изобразительной деятельности,   как   средству   развития   талантливой   творческой   личности (Т.С.Комарова,Т.Н.Доронова,Т.Г.Казаков,С.Г.Якобсон). Наблюдая в режимных моментах за видами художественной деятельности и их   результатами,я   ещё   раз   убедилась   в   том,что   лепка­любимое   занятие большинства детей.Да,чем больше ребёнок умеет,хочет и стремится делать своими руками,тем он умнее и сообразительнее. А « Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев»,­писал В.А.Сухомлинский. И,конечно,гармоничного полноценного развития личности ребёнка не может происходить   без   воспитания   у   него   чёткой   и   безупречной   в   плане   звуко­ слоговой   наполняемости   слов   и   звукопроизношения,правильной   с   позиции подбора   слов,и   грамматического   оформления,оформленной   по   законам   и правилам   русского   языка,связной   речи.А   это   условие   успешной   жизни индивида в обществе,его социализации и развития личности. Для осуществления двигательного(речевого) акта необходимо наличие двух составных   компонентов:   его   кинестетической   основы,   обеспечивающей дифференцированный   состав   сложных   движений,   и   его   кинетической 1 структуры,лежащей в основе образования плавных,протекающих во времени двигательных навыков(А.Р.Лурия). Кинестетическая  основа   речи   заключается   в  способности   выполнения отдельных артикуляторных движений,например таких как: вытянуть губы вперёд;   совершить   круговое   движение   губ   хоботком;   показать   язык; пощёлкать   им;   широко   открыть   рот   ­закрыть.   Кинестетическая   основа речевого акта связана с произнесением отдельных звуков. Под  кинетической  основой речи понимаем  способность выполнения серии артикуляционных   движений.Примером   служат:сначала   вытянуть   губы вперёд­затем улыбнуться;открыть рот­показать широкий язык­поднять его на верхнюю   губу­опустить   на   нижнюю   губу   и   т.д.Работой   кинетического механизма   осуществления   речевого   акта   обусловлена   способность воспроизводить уже не отдельные звуки, а  слова целиком,слоги. Если   же   отмечаются   трудности   выполнения   различных   артикуляционных движений,   то   можно   говорить   об   отклонениях   в   структуре   речевого акта.Итак,основой   движений   является   сложное   взаимодействие кинестетического   и   кинетического   механизма   порождения   речи.Мозговые механизмы,обеспечивающие   кинетическую   и   кинестетическую   программы, создание   схемы   произвольного   движения   различны.Прослеживается   тесная взаимосвязь между состоянием общей,мелкой и артикуляционной моторики. Чтобы   повысить   эффективность   коррекционных   занятий,ускорить   процесс постановки   звуков,сделать   обучение   осознанным,заинтересовать   детей   и включить   их   в   педагогический   процесс,нужны   нестандартные подходы,индивидуальные развития,инновационные технологии.Работа   учителя   –   логопеда­это   творческий   поиск,который облегчает и направляет процесс становления речи ребёнка. программы     Самым   трудным   для   детей   бывает   усвоение   артикуляции   отдельных звуков,так как это сложный двигательный навык.Важная роль здесь отводится осязательным ощущениям,что особенно ценно на начальных этапах работы с ребёнком.Ведь   даже   артикуляционная   гимнастика   требует   точности   и осознанности движений.А для полного ознакомления с языком привлекаются двигательные   анализаторы   (   у   ребёнка   должна   быть   возможность потрогать,помять,обвести пальцами контуры предмета). Пластилинотерапия  способствует   развитию   моторики,координации движений,гибкости   и   точности   выполнения   действий.Во   время   лепки   у ребёнка   развивается   мелкая   моторика   рук,   совершенствуются   мелкие движения   пальцев,что,в   свою   очередь,влияет   на   развитие   речи   и 2 мышления,так   как   исследования   учёных   доказали,что   каждый   палец   руки имеет   довольно   обширное   представительство   в   коре   больших   полушарий мозга. Основными целями и задачами обучения детей данной технике являются:  развивать мелкую моторику,сенсомоторику;  формировать навыки работы с пластилином;  осваивать новые приёмы  (скатывание,надавливание,сглаживание,растягивание);  обучать умению ориентироваться в пространстве;  развивать эмоции и фантазию. При планировании я опиралась на соблюдение следующих принципов: 1.Принцип обогащения.  Обогащение активного и пассивного словаря детей,сенсорно­чувственного   опыта   при   экспериментировании   с формой,текстурой   материала   при   решении   задач   по   созданию   « скульптур» язычка. 2.Принцип   развивающего   обучения.   «   Обучение   только   тогда хорошо,когда   оно   идёт   впереди   развития.Тогда   оно   пробуждает   и вызывает   к   жизни   целый   ряд   функций,находящихся   в   стадии созревания,лежащих развития» (Л.С.Выгодский).Поэтому я не боюсь дать детям знания повышенного уровня,опережающие их развитие. 3.Принцип   воспитывающего   обучения.Через   пластилинотерапию воспитываю       усидчивость,терпение,самостоятельность,закрепляю у детей знания о формах объёмных фигур. ближайшего зоне     в     Работу  по  формированию  навыков   работы  с  пластилином  провожу  в несколько   этапов,на   каждом   из   которых   перед   ребёнком   ставлю определённые задачи: 1 этап.Подготовительный: ­применение знакомых приёмов  надавливания,вдавливания,растягивания пластилина,скатывания шарика между ладошек; ­освоение правильной постановки пальцев. 2 этап.Основной: Научиться: ­аккуратно   работать   с   материалом   для   лепки(пластилин,паста   для моделирования); ­доводить дело до конца; 3 ­восстановлению последовательности выполняемых действий; ­действовать по образцу учителя­логопеда; ­действовать по словесному указанию педагога; ­формировать умение правильно произносить звуки; ­характеризовать артикуляционные уклады,используя объёмные модели 3 этап.Итоговый: ­формировать личностное отношение к результатам своей деятельности; ­создавать зрительный образ язычка своими руками; ­развивать сенсорные эталоны; ­обогащать словарь в игровой форме; ­стимулировать речевую активность детей; ­вызывать речевое подражание; ­совершенствовать речевую моторику; ­использовать детские аппликаторные слепки как обучающее пособие; ­повышать мотивацию учебной деятельности,речевую активность. Звуки   речи   образуются   в   результате   сложного   комплекса   движений артикуляционных   органов­кинем.Выработкой   той   или   иной   кинемы позволяет ребёнку освоить произнесение сложного для него звука.Для того,чтобы   выработать   у   ребёнка   навык   удержания   определённого положения языка,ему нужно помочь представить,какой формы должен получиться язычок.Для этого мы используем карточки с изображением артикуляционных  упражнений  и создаём у  ребёнка  зрительный  образ данной   кинемы   и   мы   же   демонстрируем   его   верное   выполнение.Это хорошие   приёмы.НО   изображение   не   всегда   может   быть   доступно ребёнку,а показывать на себе и одновременно давать пояснения просто невозможно.Для   этого   я   использую   выполненный   из   пластилина   и обшитый   тканью   «язычок».Это   удобно   для   демонстрации   нужного положения языка и позволяет комментировать свои действия.Ребёнок может   потрогать   макет,сам   вылепить   заданную   форму,попробовать придать   такую   же   форму   своему   язычку,контролируя   себя   в зеркале.Так   мы   задействуем   множество   анализаторов   и, главное,включаемдвигательный(кинестетический)анализатор.Обратная кинестетическая афферентация является важнейшим звеном целостной речевой   функциональной   системы.Поэтому   её   развитие   с использованием компенсаторных возможностей ребёнка очень важно.А сопряжённые действия помогают развивать и межполушарные связи. В   образовательной   деятельности   я   использую   как   обычный пластилин,так и пасту для моделирования.Вместе с ребёнком создаём модель  язычка,стимулирая при  этом рецепторные  зоны кистей обеих рук.Твёрдый   комочек   пластилина   сравниваем   со   спастичным «непослушным»   языком.При   разминании   пластилина   передаются   его 4 тепло   и   мягкость,и   эти   ощущения   переходят   к   мышцам языка(расслабление,подготовка комплекса упражнений,направленных   на   тренировку   артикуляционного аппарата).На пластичном язычке из пластилина можно легко передать фрму и положение языка,его динамику. выполнению       к  Форма языка(« чашечка», «иголочка», «катушечка»…)  Положение языка(вверх,вниз…)  Динамика   языка   (как   формируются   боковые   края   языка;как углубляется   средняя   часть   спинки   языка;как   формируется узкий/широкий язычок;как язычок упирается,отталкивается…) Аппликаторные   слепки   язычков   иногда   применяем   на занятиях.Например,в   язычок   –   «чашечку»   наливаем   капельку воды,чтобы   наглядно   показать,что   положение   языка   нужно обязательно   удержать.И,если   язычок   выполнен   неаккуратно,то   и капелька в нём « кривая». Каждое   новое   творчество   для   ребёнка­это   не   просто умение,навыки,опыт;   это   ещё   и   способ   развития   мыслительной активности,согласно взаимосвязи «рука­мозг».В воспитании ребёнка нет и   не   может   быть   мелочей,и   такая   забавная   и   несерьёзная,на   первый взгляд,вещь,   как   пластилин,   может   при   грамотном   подходе   сыграть весомую роль в том,чтобы малыши выросли всесторонне развитыми.  5

Кинестетика и кинетика,как основы речи, реализуемые в пластилинотерапии.

Кинестетика и кинетика,как основы речи, реализуемые в пластилинотерапии.

Кинестетика и кинетика,как основы речи, реализуемые в пластилинотерапии.

Кинестетика и кинетика,как основы речи, реализуемые в пластилинотерапии.

Кинестетика и кинетика,как основы речи, реализуемые в пластилинотерапии.

Кинестетика и кинетика,как основы речи, реализуемые в пластилинотерапии.

Кинестетика и кинетика,как основы речи, реализуемые в пластилинотерапии.

Кинестетика и кинетика,как основы речи, реализуемые в пластилинотерапии.

Кинестетика и кинетика,как основы речи, реализуемые в пластилинотерапии.

Кинестетика и кинетика,как основы речи, реализуемые в пластилинотерапии.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2019