«Кладовая солнца»

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 21.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проектная работа: Фольклорное путешествие «Кладовая солнца» Цель: формирование представлений учащимися о культуре русского народа через осмысление сущности фольклорного образа солнца. Тип проекта Творческий проект, информационно – практико - ориентированный Объект: Образ солнца в русском фольклоре Предмет изучения: - загадки, пословицы, поговорки, заклички, приметы, частушки, русские народные песни, сказки о солнце как источнике тепла, света, доброты, пробуждения, обновления души и природы.Цель: формирование представлений учащимися о культуре русского народа через осмысление сущности фольклорного образа солнца.
Иконка файла материала attachment_1424699393.docx
Муниципальное бюджетное  общеобразовательное  учреждение                    «Средняя общеобразовательная   казачья  школа»                     с. Знаменка ,  Нерчинский район, Забайкальский край                                                 Муниципальный   конкурс   исследовательских  и творческих  работ                                  школьников       «Шаг  в науку»                                                                    Проектная  работа:                 Фольклорное путешествие «Кладовая солнца»                                                                            Швецова Ирина ­9 класс                                                                             МБОУ СОКШ с. Знаменка                                                                                                                   Научный руководитель: Трушина Светлана  Юрьевна                                                                                                                                                           Учитель музыки                                                               высшей квалификационной  категорииПаспорт проекта Название  проекта География  проекта Организатор ы проекта Целевая  аудитория по  реализации  проекта Актуальность и новизна  проекта «Фольклорное путешествие «Кладовая солнца»» МБОУ «СОКШ села Знаменка», Учитель музыки и МХК Трушина Светлана Юрьевна, ученица 9  класса­  Швецова Ирина Учащиеся 4­8 классов,  Возрастная категория детей: дети 11­14 лет, Учитель начальной школы, учителя –предметники.  На   одном   из   уроков   МХК   по   теме   «Декоративно­прикладное искусство»   мы   обсуждали     изображения   солярных     знаков   на орнаментах,   одежде   хозяйственной   утвари,   оружии,  так   же   я узнала, что символ солнца у славян был   в качестве оберегов , которые они носили на себе. Мне стало интересно узнать,   как вообще   люди воспринимали   солнце в старину? Какие русские песни   пели   о   солнце?   Какие   русские   народные   приметы, пословицы   слагали   о   солнце?   Какие   праздники   праздновали? Какие   сказки   сказывали?   Для   ответа   на   эти   и   многие   другие вопросы  мы решили составить проектную работу и привлечь для изучения этих тем учеников школы. Было решено классам дать задания­  изучить сказки, пословицы и поговорки русского народа о   солнце   и   узнать,   какой   образ   солнца   в   русском   фольклоре получится в результате проделанной работы.. Интерес и внимание к народному творчеству, искусству, в том числе   и  музыкальному,  в  последнее   время  в  нашей  стране  еще более возрос. Тема данного проекта выбрана неслучайно и вызвана необходимостью   приобщения   молодого   поколения   к   русским традициям и культуре: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также порождает   традиции будущего. Что скажут о них наши потомки сегодня, зависит только от нас, от взрослых. Наши дети должны   хорошо   знать   и   чтить   не   только   историю   Российского государства, но и традиции русского народа, осознавать, понимать и   активно   участвовать   в   возрождении   русских   традиций   и культуры;   самореализовать   себя   как   личность,   любящую   свою Родину,   свой   народ   и   все   что   связано   с   русской   культурой. Именно поэтому все чаще говорят о необходимости приобщения детей   к   истокам   русской   культуры,   о   возрождении   народныхпраздников с их традициями и обычаями.   Солнце – это не что иное, как символ тепла, света, доброты и хорошего   настроения.   Солнце   –   это   наступление   весны, пробуждение   природы.   Солнце   вызывает   массу   положительных эмоций, это своего рода прилив энергии. Творческий проект, информационно – практико ­  ориентированный Долгосрочный  Объект: Образ солнца в русском фольклоре  Предмет изучения:  ­ загадки, пословицы, поговорки, заклички, приметы, частушки,  русские народные песни, сказки  о солнце как источнике тепла,  света, доброты, пробуждения, обновления души и природы. Цель: формирование представлений учащимися  о культуре  русского народа через осмысление сущности фольклорного образа солнца. Задачи: ­формировать представление об образах солнца в русском  народном фольклоре, определить его символичность; ­способствовать развитию организаторских способностей у  учащихся;  ­ развивать  умение  работать в группе;  ­ воспитывать духовно­нравственное начало личности в процессе  освоения русской культуры. ­ Создание « макета  солнца» ­   «Дела давно минувших дней»  (учащиеся 4 класса) ­ Мультимедийная презентация­сборник «Солнечные сказочки»»  (учащиеся 5 класса) ­ Изготовление домашнего талисмана ­ оберега «Солнечное  настроение» (учащиеся 6 класса) ­ песенник  «Солнышко лучистое»  (учащиеся 7 класса) ­ Изготовление малой электронной энциклопедии праздников  «Встретим праздник весело» (учащиеся 8 класса) Индивидуальная,    Работа в группе Тип проекта  Вид проекта Объект,   предмет  изучения Цель и задачи проектной  работы Проектный  продукт Формы  работы по  реализации  проекта Сроки  Работа в парах Коллективно­творческая 15.03.2016 – 23.04.2016реализации  проектной  работы 2. Идейное содержание и этапы реализации проекта 2016   год   является   годом   возврата   к   народным   истокам,   русских   традиций, поэтому данный проект направлен на освоение детьми фольклорного наследия русского   как   самобытной,   целостной   системы   гармоничного   и   творческого развития личности. Народная   фольклорная   культура,   наследие   русского   народа,   дает   нам неограниченные   возможности   для   развития   детского   творчества,   фантазии. Фольклорные   праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа,   узнать   о   его   обычаях   и   традициях,   дать   представление   о   народных традициях,   повседневной   жизни   русского   крестьянства.   Они   учат   бережному, трепетному   отношению   к   природе,   родному   краю,   своим   предкам,   истории народа. У детей будет рождаться ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и   культуре   народа,   носителями   которой   являются   они   сами,   гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. Прислушиваясь к речи наших детей, необходимо отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст. В разговорной речи детей присутствуют слова уличного жаргона, а русские пословицы,  поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия), прибаутки, песни, сказки и многое другое не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют   движение   и   речь,   но   и   расширяют,   обогащают,   активизируют словарный запас ребенка. Проект будет реализовываться через систему групповых занятий с учащимися, индивидуальных     детям,   презентации,   через   участие   детей   в коллективной творческой деятельности.   заданий   Реализация данного проекта рассчитана на 1 месяц и 1 неделю и будет проходить в 3 этапа:  1 этап – подготовительный. Сроки реализации: 15. 03.16­ 18.03.16 На   этом   этапе   создается   информационная   база   необходимая   для реализации проекта, осуществляется просветительская деятельность.2 этап – основной.  Сроки реализации: 18.03.16­20 .04.16. На   этом   этапе   реализуются   основные   виды   деятельности   по предложенным   направлениям   проекта,   создаются   и   оформляются проектные   продукты.   Каждый   класс   получает   творческие   задания   и осуществляет поиск информации по тому или иному направлению. 3. этап – заключительный  Сроки реализации: 20 .04. 23­04.16. На   этом   этапе   подводятся   итоги,   составляется   анализ   проведённой   работы, соотносятся  поставленные  задачи,  прогнозируемые  результаты  с полученными результатами. Этапы  работы  над  проектом Подготов ительный этап 3. План – карта действий по реализации проекта    «Фольклорное путешествие «Кладовая солнца»» Деятельность учителя – организатора и ….. Деятельность  учащихся  совместно с  учителями ­ Определение темы, цели и  задач проектной работы; ­ Анализ статистических  данных об осведомлённости  учащихся о фольклорных  жанрах ­ Определение  источников изучаемой  информации Вводное занятие по теме: «Здравствуй, солнышко  искристое» Знакомство с планом деятельности по  реализации проекта Основной  Час общения по теме  «Путешествие по  страницам жанров  русского фольклора» Подборка учащимися 4 класса пословиц,  загадок, поговорок,  закличек о солнце Сроки  реализ ации 15.03.­ 18.03. 16 16.03. 16 18.03. 16­ 20.04. 16Информационный час по  теме: «Сказка – ложь, да  в ней  ­ намёк. Откуда  пришли русские сказки» Информационный час  общения «Что такое  оберег? Значение  талисманов и оберегов  наших предков» Информационная беседа  «Всех праздников  праздники» 26.03. 16 23 03­ 19.04 .16 18 .03.­ 19.04. 16 Создание  макета  солнца­  «Дела давно минувших дней»  Подборка учащимися 5 класса сказок, где  встречается  тема  солнца, Составление  мультимедийной  презентации­ сборника  «Солнечные  сказочки»» ­ Изготовление  учащимися 6 класса  домашнего оберега  «Мой талисман – оберег  «Солнечное настроение» Поиск информации о  праздниках,  посвящённых солнцу, о  традициях и обычаях  празднования  праздников  «Масленица», «Праздник солнца» Изготовление малой  электронной  энциклопедии  праздников «Встретим  праздник весело»  (учащиеся 7 класса) Информационная беседа  по теме: «Русская песня  весело лейся. О чём  говорят русские песни и  частушки» КТД «Собери лучи  солнца» Подборка русских  народных песен и  частушек о солнце Выпуск песенника  «Солнышко лучистое»  (учащиеся 8 класса) Отчёт – презентация, защита мини –  18 .03.­ 19.04. 16 20.04  16Участие в школьной  неделе проектов  Заключи тельный  этап Сбор всей информации  проекта для общей  презентации «Кладовая  солнца» проектов  творческими  коллективами,  выступления  учащихся Анализ совместной  творческой  деятельности в рамках  реализации проектной  20­ 23.04. 16 4. Предполагаемые результаты по реализации проекта В результате реализации проекта:  Дети расширят свои знания о жанрах русского народного фольклора, о  народных песнях и сказках,  в которых отображается образ солнца.   У учащихся будут сформированы умения свободно и непринуждённо общаться,  составлять презентации,  выпускать книгу.  Кроме того, у учащихся возникнет  потребность к творчеству, коммуникабельность, разовьётся чувство  ответственности.  Вся направленная деятельность способствует  развитию  организаторских способностей у учащихся,  развитию   умения  работать в  группах.  Все этапы творческой деятельности по подготовки проектов – заданий, сделают для детей  вхождение в мир фольклора желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым.  Весь   собранный     материал   проекта,   как   оформление,     будет   размещён     в кабинете музыки.  Презентации   будут использованы на уроках музыки по темам «Мир русской песни», «Музыка в сказках» , «Дела давно минувших дней» .  На уроках МХК по темам: «Всякая душа празднику рада», «Праздники и обряды народов мира»Литература  1.gracheva  ­  detsad   2. sites.google.com/site/36detsad4/home/muzykalnyj­ru...brazovatelnyj­proekt  .  ru   /  index  /0­49    .  narod

Посмотрите также