Класс 5, девочки Раздел программы: Кулинария Тема: «Бутерброды. Горячие напитки».

  • Разработки уроков
  • docx
  • 19.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: ознакомить учащихся с классификацией бутербродов, горячими напитками, историей этих блюд; сформировать навыки по приготовлению бутербродов и горячих напитков; воспитывать аккуратность и опрятность в работе. Задачи: Образовательная - расширить кругозор учащихся; ознакомить с классификацией бутербродов, горячими напитками; закрепить знания по сервировке стола к завтраку. Развивающая – развивать познавательную активность учащихся, интерес к истории возникновения бутербродов и горячих напитков. Воспитательная – содействовать воспитанию самостоятельности, творческой активности, воспитывать аккуратность и опрятность в работе. Практическая – научить приготавливать бутерброды и горячие напитки; закрепить умения и навыки сервировать стол к завтраку.
Иконка файла материала конспект.docx
План­конспект  урока по технологии Класс 5, девочки  Раздел программы: Кулинария Тема: «Бутерброды. Горячие напитки». Цели: ознакомить учащихся с классификацией бутербродов, горячими напитками,  историей этих блюд; сформировать навыки по приготовлению бутербродов и горячих  напитков; воспитывать аккуратность и опрятность в работе. Задачи:  1. Образовательная ­ расширить кругозор учащихся; ознакомить с классификацией  бутербродов, горячими напитками; закрепить знания по сервировке стола к  завтраку. 2. Развивающая – развивать познавательную активность учащихся, интерес к истории возникновения бутербродов и горячих напитков. 3. Воспитательная – содействовать воспитанию самостоятельности, творческой  активности, воспитывать аккуратность и опрятность в работе. 4. Практическая – научить приготавливать бутерброды и горячие напитки;  закрепить умения и навыки сервировать стол к завтраку. Методы обучения: беседа, наглядно – иллюстрированные, практический. Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, информационно – компьютерная техника,  набор кухонной посуды, инструменты и приспособления, инструкционные карты,  плакаты, набор продуктов для практической работы. Тип занятия: комбинированный.  Межпредметные связи: русский язык и литература (умение пользоваться терминами),  история (сведения об истории возникновения блюд), технология (выполнение работы),  ОБЖ (правила охраны труда), география (месторасположение Родины некоторых  продуктов).                                                                      Ход урока. I. Организация урока. Проверка готовности учащихся к уроку, проверка присутствующих, сообщение темы,цели и задачи урока. II.  Повторение пройденного материала. Устный опрос. Вопросы для повторения: 1. Каково значение блюд в питании? 2. Какие блюда готовят из яиц? 3. В чём заключается первичная и тепловая обработка яиц? 4. Как проверить доброкачественность яиц? 5. Как отличить варёное яйцо от сырого? Кроссворд. По горизонтали: 1. В настоящее время еда бывает различной формы и расцветки. Для того чтобы  подавать её на стол, есть ряд вещей, которыми обычно пользуются. Все они выполнены  из фарфора, стекла, металла и других материалов. (Посуда.) 3. Они несомненно украсят любой стол, но принципиально важно, чтобы они не мешали  общаться гостям. (Цветы.) 4. Как одним словом можно назвать нож, вилку и ложку? (Прибор.) 5. Накрывая на стол, её кладут на закусочную тарелку или справа от неё. Бумажные  ставят в специальный стакан. (Салфетка.) По вертикали: 2.Она – основа всей композиции стола. Ложки, салфетки, цветы должны с ней  гармонировать. Классический материал для неё – лён, хлопчатобумажные ткани.  (Скатерть.) 1 2 23 4 5 III. Изучение нового материала. Слово учителя.         В меню завтрака обычно входит блюдо из яиц, которое мы с вами изучили на  прошлом уроке, а также бутерброды и горячие напитки.         Для приготовления бутербродов используют хлеб. Хлеб – один из самых  удивительных продуктов природы и человеческого труда, один из самых древних и  самых значительных, самых надёжных видов пищи на земле. Он в значительной мере  покрывает энергозатраты организма и обеспечивает нас большинством незаменимых  пищевых веществ, без которых невозможна нормальная жизнедеятельность. Хлеб – наш  добрый и постоянный друг, даже когда зачерствеет. Из чёрствого хлеба можно  приготовить различные бутерброды, гренки и другие вкусные изделия. Бутерброды,  приготовленные из чёрствого хлеба, лучше сохраняют форму. Презентация о бутербродах. Каждый слайд презентации учитель комментирует.           Для приготовления бутербродов используются всевозможные продукты: копчёную рыбу, сельдь, сыр, брынзу, яйца, отварное мясо, колбасу, ветчину, различные паштеты,  пасты, соусы, масло, зелень, варёные и свежие овощи. Очень аппетитны бутерброды из  обжаренных ломтиков хлеба, так называемые тосты или гренки.          Бутербродам можно придать разнообразную форму: круглую, квадратную, в виде  ромбов, цветочков и др. Для фигурной нарезки хлеба используют формочки для  печенья.           Для того чтобы бутерброды получились вкусными, хлеб нарезают тонкими  ломтиками (толщиной 1­1,5 см) и обильно покрывают продуктом.         По способу приготовления бутерброды делятся: на холодные и горячие; простые и  сложные; открытые и закрытые; закусочные.         По виду используемых продуктов: рыбные, мясные, сладкие, гастрономические.        Холодные бутерброды – не подвергаются тепловой обработке .        Горячие бутерброды – запекают в духовке или микроволновке.        Простые бутерброды – состоят из хлеба и одного какого­нибудь продукта. 3Сложные бутерброды – состоят из хлеба и нескольких продуктов.        Открытые бутерброды – состоят из одного кусочка хлеба и сверху различные  продукты. Открытые бутерброды могут быть простыми и сложными.          Закрытые бутерброды (сандвич) ­ состоят из двух кусочков хлеба и между ними  укладывают продукты.        Закусочные бутерброды (канапе) – маленькие бутербродики размером около 3х3 см. Канапе можно приготовить из различных продуктов, их можно сделать сладкими с  использованием джема или варенья. Ломтики хлеба с продуктами внутри скалывают  специальными палочками или шпажками, а сверху украшают ломтиками редиса, огурца,  дольками помидора, зеленью.            Существуют требования к качеству готовых бутербродов: ­ бутерброды должны быть приготовлены непосредственно перед подачей; ­ горячие бутерброды должны быть определённой температуры; ­ продукты, входящие в состав бутербродов, должны быть свежими; ­ хлеб не должен быть слишком толстым или тонким; ­ хлеб должен быть полностью покрыт продуктом, а продукты не должны свисать с  хлеба.          Срок хранения бутербродов в холодильнике при температуре 4­8 С – 3 часа. Запись в тетрадь.          Записываем в тетрадь классификацию бутербродов, используемые продукты,  требования к качеству готовых бутербродов.           К бутербродам подают горячие напитки. К горячим напиткам относятся: чай,  кофе, какао. Их готовят на воде, а также на молоке.          При добавлении сахара, молока или сливок питательная ценность горячих напитков повышается.         Сообщения учащихся о чае, кофе и какао (домашние заготовки).         1 девочка. Чай – тонизирующий напиток, обладающий высокими вкусовыми,  ароматическими свойствами. Он оказывает положительное влияние на организм  человека, придаёт ощущение бодрости, улучшает пищеварение. Чайное растение – вечнозелёный кустарник, выращиваемое в районах с тёплым и  влажным климатом. Для получения чая используют его почки и листья. Из всех сортов  чая самый распространённый – чёрный. Он обладает сильным ароматом и  специфическим вкусом.         Помимо чёрного чая, существует ещё зелёный. Зелёный чай обладает нежным  ароматом, напоминает запах свежего сена.          Для приготовления чая используют заварной чайник. Чтобы заварить чай,  необходимо ополоснуть и ошпарить кипятком заварной чайник. Насыпать в него заварку – 1 чайная ложка на одну чашку напитка. Залить кипятком на 1/3 чайника и дать  настояться под крышкой и специальной грелкой 5­8 минут, потом долить чайник  кипятком.          2 девочка. Кофе – тонизирующий напиток, обладающий тонким приятным  4ароматом и специфическим вкусом. Кофейное дерево – тропическое вечнозелёное  растение, зёрна (семена) которого используют для приготовления напитка. Существует  много сортов кофе, их различают по аромату и вкусовым качествам. Крупным  производителем кофе является Бразилия. В продажу поступает кофе в зёрнах, молотый  и растворимый. Для размола зёрен используют кофемолки.             Для приготовления кофе в предварительно прогретую посуду (турку, кофейник)  насыпают молотый кофе (1­2 чайные ложки на чашку), заливают кипятком и осторожно  доводят до кипения. Снимают посуду с огня и дают напитку настояться в течение 3­5  минут. Готовый кофе разливают по чашкам.           Детям лучше пить не кофе, а кофейные напитки, в состав которых входят такие  продукты, как соя, ячмень, цикорий, каштаны и другие.           3 девочка. Какао – питательный и вкусный напиток, полезный детям. Какао –  порошок получают в результате переработки какао – бобов –семян тропического дерева  какао. Это дерево называют ещё шоколадным деревом. Родина шоколадного дерева –  Южная Америка.          Для приготовления чашки какао берут 1 чайную ложку порошка и 2 чайные ложки  сахарного песка, тщательно растирают. Затем прибавляют небольшое количество  тёплого молока или воды и снова растирают. Затем по вкусу добавляют горячее молоко, воду и кипятят. Слово учителя.          Существуют требования, которые предъявляют при приготовлении горячих  напитков: ­ напитки приготавливают непосредственно перед употреблением; ­ нельзя использовать чайную заварку через 3­4 часа или на следующие сутки после  приготовления; ­ цвет напитка должен быть, если это чай, красно­коричневым или зеленоватым, если  кофе – тёмно­коричневым; ­ напиток должен быть прозрачным.         Перед проведением практической работы повторим правила безопасной работы.  Каждая ученица называет одно из правил безопасной работы.          Вводный инструктаж  по технике безопасности при работе с ножом.  IV. Практическая работа.          Для закрепления изученного материала учащиеся выполняют практическую  работу: приготовление бутербродов и чая с сахаром. Учащиеся делятся на две бригады.  В каждой бригаде распределяются роли: 1 девочка ­ повар, 2девочки – помощницы  повара, 2 девочки – официантки. Бригада 1 приготавливает по технологической карте  «Бутерброды со сливочным маслом и сыром» (табл. 34 учебник). Бригада 2  приготавливает по технологической карте «Гренки с сосисками» (табл. 35 учебник).  Официанты сервируют стол к завтраку. 1девочка заваривает чай. 5Учитель обходит рабочие места, демонстрирует приёмы нарезки продуктов,  контролирует соблюдение технологической последовательности при работе, соблюдение правил техники безопасности.         По окончании практической работы проводится дегустация готовых бутербродов и  чая. Перед дегустацией учащиеся вспоминают правила поведения за столом (каждая  девочка называет одно из правил). Учащиеся убирают рабочие места и моют посуду. V. Анализ и оценка урока. Анализируя урок, учитель проводит с учащимися беседу:  1. Что узнали нового на уроке? 2. Что научились делать на уроке? Учитель обращает внимание на допущенные ошибки, совместно с учащимися находит  пути их исправления. Оценивает практическую работу и устные ответы учащихся. VI. Домашнее задание: учебник – стр. 153 ­155, знать основные понятия по теме и  ответить на вопросы в конце учебника.  Список используемой литературы. 1. Ю. В. Крупская, Н. И. Лебедева и др. Учебник для учащихся  общеобразовательных учреждений: Технология. Обслуживающий труд. 5 класс,  под редакцией В. Д. Симоненко. М., Вентана­Граф, 2009. 2. Г. П. Попова. Технология. 5 класс: поурочные планы по учебнику Ю. В. Крупской, Н. И. Лебедевой, Л. В. Литиковой, В. Д. Симонено. Волгоград, Учитель, 2007. 3. Е. Н. Перова. Уроки по курсу «Технология»: 5­9 класс (девочки). М.: 5 за знания,  2008. 4. ЦОР «Технология». 6