Цели урока: создание условий для организации познавательной деятельности учащихся, приводящей к потребности в применении полученных знаний на практике.
Задачи урока:
Образовательные: создать условия для формирования у учащихся: понятий «древесина», «строение древесины», для выработки умений различать породы деревьев по их признакам.
Развивающие: Создать условия для развития у учащихся памяти, логического мышления, воображения.
Воспитательные: Создать условия для формирования само- и взаимоконтроля.
Номинации конкурса:
Урок с использованием ИКТ
Категории конкурса:
Средняя и старшая школа (включая профобразование)
Предмет: технология
Класс: 5
Тема урока: «Древесина – природный материал».
Цели урока: создание условий для организации познавательной деятельности
учащихся, приводящей к потребности в применении полученных знаний на практике.
Задачи урока:
Образовательные: создать условия для формирования у учащихся: понятий
«древесина», «строение древесины», для выработки умений различать породы
деревьев по их признакам.
Развивающие: Создать условия для развития у учащихся памяти, логического
мышления, воображения.
Воспитательные: Создать условия для формирования само и взаимоконтроля.
Предметные учащиеся ознакомятся с образцами древесины и видами
Личностные – умение провести самоанализ выполненной работы, развитие
Планируемые результаты:
1)
пиломатериалов.
2) Метапредметные (УУД):
регулятивные преобразовывать практическую задачу в познавательную,
коммуникативные умение работать в группе при выполнении задания, умение вести
сотрудничество с учителем,
познавательные – какие виды древесины вы знаете? Какие виды пиломатериалов вы
знаете?
3)
трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
Оборудование: учебник В.Д. Симоненко «Технология» 5 класс; карта урока;
карточки для практической работы; тесты; кроссворд; комплекты образцов
древесины различных пород, мультимедийное оборудование, ноутбуки для учащихся.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, репродуктивные
Формы работы: самостоятельная, индивидуальная, групповая
Тип урока: комбинированный
Используемые современные образовательные технологии: частичнопоисковый,
проблемный метод обучения
Практическая работа: распознавание древесины и древесных материалов.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Ход урокаМотивационный
Проверка
домашнего задания
Актуализация
знаний и
целеполагание
Изучение нового
материала
Физкультминутка.
Приветствие учеников.
Проверка явки учащихся.
Эпиграф к уроку: «Время не
любит, когда его тратят
впустую» Генри Форд
Знакомство с картой урока
(Приложение 5).
Домашнее задание (Приложение
1) необходимо обозначить
элементы верстака.
Проверка организуется в форме
взаимопроверки, оценивание
осуществляют по критериям.
Фронтальная беседа с
учащимися:
Ребята, посмотрите на экран.
Что вы там видите? Что их
объединяет? (ответы учащихся)
Сегодня мы с вами поговорим о
древесине.
Запишем число и тему урока
«Древесина – природный
материал»
Дети включаются в
урок.
Выполняют задание,
меняются тетрадями,
проверяют по шаблону,
оценивают по
критериям.
Учащиеся отвечают на
вопросы учителя,
приходят в теме урока,
формулируют с
помощью учителя цели
на урок, записывают
тему урока.
Какие вопросы бы поставили
перед собой, чтобы изучить
понятие древесина?
Учащиеся ставят перед
собой вопросы.
Ребята, что хотел сказать
Константин Паустовский фразой:
«Уничтожая леса, люди
подрезают основу своего
существования».
Откройте на ноутбуках
презентацию «Древесина
природный материл», изучите ее,
сделайте записи основных
понятий и определений, ответьте
на вопросы для закрепления.
Учащиеся выдвигают
свои предположения.
Учащиеся
самостоятельно
изучают новый
материал по
презентации,
записывают в тетрадь
основные понятия и
определения.
2Закрепление
Практическая
работа (в группах)
Домашнее задание
Подведение итогов
урока
Рефлексия
Для закрепления знаний
воспользуемся тестом
(Приложение 2).
Взаимопроверка по шаблону.
1.Ребята, изучите описание пород
деревьев в учебнике (п.3, стр.11
12).
2. Разгадайте кроссворд
(Приложение 3).
3. Заполните карточку (Раздаю
комплекты образцов древесины
различных пород, 1 комплект на
группу). Внимательно
рассмотрите образцы и
определите породы древесины,
записывая признаки в карточку
(Приложение 4).
Запишите домашнее задание:
1. П.3
2. Написать сообщение о
породе древесины (по
выбору сосна, ель, береза,
кедр, лиственница, осина,
пихта).
3. Дополнительную
информацию можно
получить на сайте:
http://technologys.info/derevoi
drevesina/derevoiles.html
Ребята, какие знания вы сегодня
получили?
Достигли ли мы целей урока?
Оцените себя, по критериям и
поставьте оценку.
Ребята, посмотрите, пожалуйста,
на доску, здесь нарисована гора,
оцените себя сегодня на уроке от
подножия к вершине:
Вершина горы урок
Выполняют тест,
осуществляют
взаимопроверку по
шаблону, оценивание по
критериям.
Работают с учебником
Разгадывают кроссворд
Выполняют
практическую работу,
заполняя таблицу
Записывают д/з в
дневник
Высказываются по
очереди.
Подсчитывают общее
количество набранных
баллов и выставляют
оценку.
Оценивают свою
работу, рисуют
человечка в какомлибо
месте горы
3понравился, весь материал мне
понятен
Подножие горы урок не
понравился и я ничего не понял
4Приложение 1
5ПРИЛОЖЕНИЕ 2 тест
Сосна, ель, каштан, можжевельник
Дуб, осина, береза, тополь
Кедр, ель, сосна, лиственница
Смородина, крыжовник, ананас
Туя, сосна, липа, акация
Вяз, банан, кедр, ольха
Можжевельник, лиственница, кедр, пихта
Тополь, ольха, осина, каштан
Листопадные и вечнозеленые
Лиственные и хвойные
Высокие и низкие
Вечнозеленые, травянистые и кустарники
Травянистые и кустарники
Вопрос № 1. На какие группы можно разделить все породы деревьев
1.
2.
3.
4.
5.
Вопрос № 2. В каком из вариантов ответа перечислены только хвойные породы?
1.
2.
3.
4.
Вопрос № 3. В каком из предложенных вариантов ответа перечислены только
лиственные породы?
1.
2.
3.
4.
Вопрос № 4. Как называется тонкий слой клеток, расположенный между корой
и древесиной?
1. Камбий,
2. Кора,
3. Заболонь,
4. Ядро.
Вопрос №5. Какой слой древесины проводит соки, питающие дерево?
61. Пробковый,
2. Лубяной,
3. Сердцевина,
4. Сердцевинные лучи.
Вопрос №6. Что показывают годичные кольца?
1. Возраст дерева
2. Породу дерева
7Кроссворд
Приложение 3
Внимательно рассмотрите картинки с листочками. Расположите их таким образом,
чтобы получилось слово, имеющее отношение к нашему уроку. Успехов!
Ответ: деревья
Приложение 4
8Практическая работа «Распознавание древесины и древесных материалов»
1. Изучите текстуру образцов древесины, определите цвет, запах. Запишите в
таблицу.
2. Проведите опыт: вдавливая шило в поверхность каждого образца, не вращая
его, определите твердость породы.
№ п/п Порода
древесины
Твердость
Запах
Признаки
Цвет
Текстура
1
2
3
4
9Оценка
Приложение 5
Карта урока ученика ____________________________________________
Вид работы
1.Проверка
домашнего задания
Критерии оценивания
76 Правильных ответов – «5»
54 Правильных ответов – «4»
3 Правильных ответов – «3»
2.Тест
3.Кроссворд
4.Выполнение
практической
работы
Итог
Источники:
6 Правильных ответов – «5»
5 Правильных ответов – «4»
4 Правильных ответов – «3»
7 Правильных ответов – «5»
6 Правильных ответов – «4»
5 Правильных ответов – «3»
«5» справился сам
«4» выполнял с другом
25 24 Баллов – «5»
23 19 Баллов – «4»
18 15 Баллов – «3»
1. Технология: Учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений: Вариант для мальчиков/ А.Т.
Тищенко, П.С. Самородский, В.Д. Симоненко, Н.П. Шипицын; Под ред. В.Д.Симоненко. – 6ое изд.
М.: Просвещение, 2002.174с.
2. Технология обработки древесины: учебник для учащихся 59 кл. общеобразовательных учреждений/
И.А. Карабанов. 6е изд. М.:Просвещение, 2004.192с
3. Справочник по трудовому обучению: Обработка древесины и металла, электротехнические и
ремонтные работы: Пособие для учащихся 57 кл. / И.А. Карабанов, А.А.Деркачев, В.А.Юдицкий и
др.; Под ред. И.А.Карабанова. – М.: Просвещение, 1991.239с.
Интернетресурсы:
1. http://technologys.info/derevoidrevesina/derevoiles.html дополнительный материал по теме
«Древесина»
2. http://vsyakorazno.ru/uploads/posts/201110/1319039092_444444444.jpg корни деревьев
3. http://im3tubru.yandex.net/i?id=3425174056072&n=21 –знак карандаша
4. http://im0tubru.yandex.net/i?id=3733657932872&n=21 –солнышко
5. http://im6tubru.yandex.net/i?id=1364818832672&n=21 лев
10