Цели.
1 Образовательные.
- формировать представление об основании деления существительных на три типа склонения;
- формировать умение определять склонение существительных;
- закрепить умение находить начальную форму существительных;
- отработать умение группировать слова в зависимости от значения.
- проверить умение учащихся определять склонение существительных (кроме слов на -ия, -ие, -ий);
- повторить правила употребления большой буквы в именах собственных.
II Коррекционно-развивающие:
- коррекция и развитие связной устной речи (орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение заданий;
III Воспитательные:
- воспитывать культуру умственного труда на основе анализа, синтеза, группировки;
- воспитывать любовь к Родине.
Учитель: Астафьева Наталья Николаевна
Учреждение: Республиканский центр дистанционного образования
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тема урока: Три склонения имён существительных
Тип урока: урок закрепления знаний.
Оборудование: презентация, учебник «Русский язык» для 5 класса в 2х
частях под ред. Ладыженской Т.А., Баранова М.Т., Тростенцовой Л.А., 2012 г.
Цели.
1 Образовательные.
Содержание урока
формировать представление об основании деления существительных на
три типа склонения;
формировать умение определять склонение существительных;
закрепить умение находить начальную форму существительных;
отработать умение группировать слова в зависимости от значения.
проверить умение учащихся определять склонение существительных
(кроме слов на ия, ие, ий);
повторить правила употребления большой буквы в именах собственных.
II Коррекционноразвивающие:
коррекция и развитие связной устной речи (орфоэпически правильное
произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного
запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение заданий;
Воспитательные:
III
воспитывать культуру умственного труда на основе анализа, синтеза,
группировки;
воспитывать любовь к Родине.
Ход урока:
I Оргмомент.
Здравствуйте!
Поздравляю с наступлением весны! Как приятно видеть тебя,
улыбающегося, красивого, весёлого. Надеюсь, ты со мной согласен. Правда,
Д….? А что ты думаешь о своих одноклассниках.
(Ученик читает наизусть стихотворение)
Вежливые, старательные,
Скромные и внимательные,
Добрые, умные, справедливые,
И весёлые, и счастливые.
Мне очень приятно, что на уроке присутствует ученик, который может
прийти на помощь как товарищу, так и учителю.
II Речевая разминка. А теперь прочитаем вслух предложения, записанные на слайде, тщательно
проговаривая каждую букву.
Са са са. В лесу бегает лиса.
Сососо. У Коли колесо.
Сусусу. Было холодно в лесу.
Молодец!
Теперь я прошу тебя обратить внимание на то, какие имена
существительные встречаются в этих трёх предложениях. Назовём их.
К какому роду относятся эти имена существительные? Докажи.
(Слово лес (он мой) мужского рода, лиса (она моя) женского рода,
(В лесу, лиса, Коли, колесо)
Коля (он мой) мужского рода,
Колесо (оно моё) среднего рода.)
Молодец!
А в каком числе употреблены эти имена существительные?
(В единственном числе)
Можно ли их употребить во множественном числе?
(Да)
Приведи примеры
(Лес леса, лисалисы, КоляКоли, колесоколёса)
III Проверка домашнего задания (повторение).
А ведь мы на предыдущих уроках познакомились с группой имён
существительных, которые имеют или только форму единственного числа, или
– множественного числа.
Не мешало бы проверить, как ты усвоил этот материал.
Перед тобой группа слов, которые нужно распределить в два столбика.
В первый столбик выпиши имена существительные, которые имеют форму
только единственного числа, а во второй существительные, которые имеют
форму множественного числа.
Запишем в тетради число, классная работа, и слова в 2 столбика.
На слайде: Конфета, вилы, железо,
Заморозки, бензин, дядя,
Хлопоты, облако, горелки,
Погода, стол, ворота, ночи,
Темнота, хлопок.
Почему несколько слов не вошли ни в первый, ни во второй столбик?
(Слова лишние, потому что они имеют форму как единственного, так и
множественного числа)
Докажи.
(конфета, ы; дядя, и; облако, а; ночи, [] .)
IV Закрепление изученного в четвертом классе.
У тебя на слайде слова: конфета, дядя, облако, ночь.
Как ты думаешь, что обозначают пустые клеточки рядом с ними?
(Это окончание) Почему именно шесть клеточек?
(6 клеточек, потому что в русском языке 6 падежей)
Напомни мне их.
Давай просклоняем данные имена существительные.
Впишем окончания.
Одинаковы ли окончания у этих имён существительных?
(Нет)
Можно ли их распределить на группы?
(Да)
Какие слова вы можете объединить?
(Конфета и дядя)
Почему?
(Это существительные первого склонения, ж.р. и м.р., которые
оканчиваются на –а, я.)
[а],
[я] существительные I скл.
Наша цель распределить существительные по склонениям.
А что ты можешь сказать о слове «облако»?
(Это слово среднего рода)
И относится оно ко II склонению как и существительные мужского рода,
имеющие нулевое окончание.
[],
[о],
[е] существительные II скл.
Осталось слово ночь, у которого нулевое окончание. Какого рода это
слово?
Поместим это существительное в третий мешок.
(Женского)
[] существительные III скл.
Итак, подведем итог.В русском языке все имена существительные относятся к одному из трёх
склонений.
Обрати внимание: наши мешки завязанные, так как существительные,
однажды попав в склонение, никогда из него не выбирается. Слово верно
своему склонению, значит, склонение слова это постоянный его признак.
V Физминутка.
Мы с вами поработали очень хорошо и плодотворно, а теперь можно и
отдохнуть.
(Ученик вместе с учителем сидя выполняет физминутку.)
Хомка, Хомка хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Щёчки моет, шейку трёт,
Подметает Хомка хатку и
Выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять
Хомка сильным хочет стать.
VI Историческая справка.
Вот какой у нас Хомка, аккуратный, умный и сильный, как и мы.
Возможно, Хомка смог бы унести не только три мешка, а все пять, как это
было в древнерусском языке. Мы должны знать, что такие слова как дитя,
синева, путь выделились в отдельные группы склонения. Порадуемся за
себя: в современном русском языке осталось только три склонения.
VII Диктант.
С 1625 года продолжают отсчитывать возраст трёх склонений Кремлёвские
куранты.
А знаешь ли ты, что такое Кремлёвские куранты?
(Это самые главные часы, по которым сверяют время.)
Конечно, это те часы, которые мы видим каждый год на экранах наших
телевизоров в новогоднюю ночь.
Запишем небольшой диктант об этой визитной карточке нашей Родины.
(Учащийся записывает текст под диктовку, а на экране демонстрируются
слайды.)
Кремлёвские куранты.
Куранты – это башенные часы с боем. В столице на Спасской башней
Кремля находятся старинные Кремлевские куранты. На золотом
циферблате гигантские стрелки показывают точное время страны. В
механизме часов 11 колоколов.
(34 сл.) Скажи, почему слова Спасской, Кремля и Кремлёвские пишутся с
большой буквы?
(Это имена собственные)
В тексте записанного вами диктанта определим склонение и падеж имён
существительных.
(Учащийся работает в тетради.)
VIII Подведение итогов.
Итак, составим алгоритм порядок рассуждения при определении
склонения существительных.
Что нужно сделать в первую очередь?
(Чтобы правильно определить склонение существительного, надо вопервых,
поставить слово в начальную форму, то есть в именительный падеж.)
И что это даст?
(По слову в им. п. можно определить род.)
(Склонение – это постоянный признак существительных)
(Мы по склонению можем определить, какое окончание нужно писать.)
Что делаем дальше?
(Выделяем окончание и относим слово к одному из трёх склонений.)
А зачем мы это делаем?
IX Рефлексия.
- Что нового ты узнал сегодня на уроке?
- Зачем необходимо знать о склонении существительных?
падежных окончаниях существительных и их склонении.)
- О какой достопримечательности нашей страны мы узнали
из текста диктанта?
(О Кремлёвских курантах и Спасской башне Кремля)
- Являются ли Кремль и куранты памятником культуры
нашей страны?
(Чтобы грамотно говорить и писать, нужно знать о
(Да)
- Мы должны гордиться такими постройками и сохранять
их для потомков.
X Домашнее задание.
Пользуясь алгоритмом определения склонения существительных, дома
необходимо выполнить упражнение 520 на странице 62.
Спасибо за плодотворную работу! До свидания!