Класс: 5 Тема урока: Три склонения имён существительных Тип урока: урок закрепления знаний.

  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 09.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели. 1 Образовательные. - формировать представление об основании деления существительных на три типа склонения; - формировать умение определять склонение существительных; - закрепить умение находить начальную форму существительных; - отработать умение группировать слова в зависимости от значения. - проверить умение учащихся определять склонение существительных (кроме слов на -ия, -ие, -ий); - повторить правила употребления большой буквы в именах собственных. II Коррекционно-развивающие: - коррекция и развитие связной устной речи (орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение заданий; III Воспитательные: - воспитывать культуру умственного труда на основе анализа, синтеза, группировки; - воспитывать любовь к Родине.
Иконка файла материала Три склонения имён существительных.doc
Учитель: Астафьева Наталья Николаевна Учреждение: Республиканский центр дистанционного образования Предмет: русский язык Класс: 5 Тема урока: Три склонения имён существительных Тип урока: урок закрепления знаний. Оборудование: презентация, учебник «Русский язык» для 5 класса в 2­х  частях под ред. Ладыженской Т.А., Баранова М.Т., Тростенцовой Л.А., 2012 г. Цели.  1 Образовательные. Содержание урока ­ формировать представление об основании деления существительных на  три типа склонения;  ­ формировать умение определять склонение существительных; ­ закрепить умение находить начальную форму существительных; ­ отработать умение группировать слова в зависимости от значения. ­ проверить умение учащихся определять склонение существительных  (кроме слов на ­ия, ­ие, ­ий); ­ повторить правила употребления большой буквы в именах собственных.      II    Коррекционно­развивающие: ­  коррекция и развитие связной устной речи (орфоэпически правильное  произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного  запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение заданий;   Воспитательные:  III  ­ воспитывать культуру умственного труда на основе анализа, синтеза,  группировки; ­ воспитывать любовь к Родине. Ход урока: I Оргмомент. ­ Здравствуйте! Поздравляю с наступлением весны! Как приятно видеть тебя,  улыбающегося, красивого, весёлого. Надеюсь, ты со мной согласен. Правда,  Д….? А что ты думаешь о своих одноклассниках.   (Ученик читает наизусть стихотворение) Вежливые, старательные, Скромные и внимательные, Добрые, умные, справедливые, И весёлые, и счастливые. ­ Мне очень приятно, что на уроке присутствует  ученик, который может  прийти на помощь как товарищу, так и учителю. II Речевая разминка.­ А теперь  прочитаем вслух предложения, записанные на слайде, тщательно  проговаривая каждую букву. Са­ са ­са. В лесу бегает лиса. Со­со­со. У Коли колесо. Су­су­су. Было холодно в лесу. Молодец! ­ Теперь я прошу тебя обратить внимание на то, какие имена  существительные встречаются в этих трёх предложениях.  Назовём  их. ­   К какому роду относятся эти имена существительные? Докажи. (Слово лес (он мой) ­ мужского рода, лиса (она моя)­ женского рода, (В лесу, лиса, Коли, колесо) Коля (он мой)­ мужского рода, Колесо (оно моё) среднего рода.) ­ Молодец! ­ А в каком числе употреблены эти имена существительные?                                                              (В единственном числе) ­ Можно ли их употребить во множественном числе? (Да) ­ Приведи примеры  (Лес­ леса, лиса­лисы, Коля­Коли, колесо­колёса) III Проверка домашнего задания (повторение). ­ А ведь мы на предыдущих  уроках познакомились с группой имён  существительных, которые имеют или только форму единственного числа, или  – множественного числа. ­ Не мешало бы  проверить, как ты усвоил этот материал. ­ Перед тобой группа слов, которые нужно распределить в два столбика. В первый столбик выпиши имена существительные, которые имеют форму  только единственного числа, а во второй ­  существительные, которые имеют  форму множественного числа. ­ Запишем в тетради  число, классная работа, и слова в 2 столбика. На слайде: Конфета, вилы, железо,                  Заморозки, бензин, дядя,                  Хлопоты, облако, горелки,                   Погода, стол, ворота, ночи,                   Темнота, хлопок. ­ Почему несколько слов не вошли ни в первый, ни во второй столбик? (Слова лишние, потому что они имеют форму как единственного, так  и множественного числа)     ­ Докажи. (конфета,­ ы; дядя, ­ и; облако, ­ а; ночи,­ [] .) IV Закрепление изученного в четвертом классе. ­ У тебя на слайде слова: конфета, дядя, облако, ночь. ­ Как ты думаешь, что обозначают пустые клеточки рядом с ними? (Это окончание)­ Почему именно шесть клеточек? (6 клеточек, потому что в русском языке 6 падежей) ­ Напомни мне их. ­ Давай просклоняем данные имена существительные. ­ Впишем окончания. ­ Одинаковы ли окончания у этих имён существительных? (Нет) ­ Можно ли их распределить на группы? (Да) ­ Какие слова вы можете объединить? (Конфета и дядя) ­ Почему? (Это существительные первого склонения, ж.р. и м.р., которые оканчиваются на –а, ­я.) ­ [а],  ­[я]     существительные I скл.  ­ Наша цель распределить существительные по склонениям.  ­ А что ты можешь сказать о слове «облако»? (Это слово среднего рода) ­И относится оно ко II склонению как и существительные мужского рода,  имеющие нулевое окончание. ­ [],  ­ [о], ­ [е]   существительные II скл. ­ Осталось слово ночь, у которого нулевое окончание. Какого рода это  слово? ­ Поместим это существительное в третий мешок.  (Женского) ­ []        существительные III  скл. ­ Итак, подведем итог.В русском языке все имена существительные относятся к одному из трёх  склонений. Обрати внимание: наши мешки завязанные, так как существительные,  однажды попав в склонение, никогда из него не выбирается. Слово верно  своему склонению, значит, склонение слова ­ это постоянный его признак. V  Физминутка.  ­ Мы с вами поработали очень хорошо и плодотворно, а теперь можно и  отдохнуть. (Ученик  вместе с учителем сидя  выполняет физминутку.) Хомка, Хомка ­ хомячок,­ Полосатенький бочок. Хомка раненько встаёт, Щёчки моет, шейку трёт, Подметает Хомка хатку и Выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре, пять Хомка сильным хочет стать. VI Историческая справка. ­ Вот какой у нас Хомка, аккуратный, умный и сильный, как и мы. ­ Возможно, Хомка смог бы унести не только три мешка, а все пять, как это  было в древнерусском языке. Мы должны знать, что такие слова как дитя,  синева, путь выделились в отдельные группы склонения. Порадуемся за  себя: в современном русском языке осталось только три склонения. VII Диктант.   С 1625 года продолжают отсчитывать возраст трёх склонений Кремлёвские куранты. ­ А знаешь ли ты, что такое Кремлёвские куранты? (Это самые главные часы, по которым сверяют время.)  ­ Конечно, это те часы, которые мы видим каждый год на экранах наших   телевизоров в новогоднюю ночь. ­ Запишем небольшой диктант об этой визитной карточке нашей Родины. (Учащийся записывает текст под диктовку, а на экране демонстрируются слайды.) Кремлёвские куранты. Куранты – это башенные часы с боем. В столице на Спасской башней  Кремля находятся старинные Кремлевские куранты. На золотом  циферблате гигантские стрелки показывают точное время страны. В  механизме часов 11 колоколов. (34 сл.)­ Скажи, почему слова Спасской,  Кремля и Кремлёвские пишутся с  большой буквы? (Это имена собственные) ­ В тексте записанного вами диктанта определим склонение и падеж имён  существительных. (Учащийся работает в тетради.) VIII  Подведение итогов.  ­ Итак, составим алгоритм ­ порядок рассуждения при определении  склонения существительных. ­ Что нужно сделать в первую очередь?  (Чтобы правильно определить склонение существительного, надо во­первых, поставить слово в начальную форму, то есть в именительный падеж.) ­ И что это даст? (По слову в им. п. можно определить род.) (Склонение – это постоянный признак существительных) (Мы по склонению можем определить, какое окончание нужно писать.) ­ Что делаем дальше?  (Выделяем окончание и относим слово к одному из трёх склонений.) ­ А зачем мы это делаем? IX Рефлексия. - Что нового ты узнал сегодня на уроке? - Зачем необходимо знать о склонении существительных? падежных окончаниях существительных и их склонении.) - О какой достопримечательности нашей страны мы узнали из текста диктанта? (О Кремлёвских курантах и Спасской башне Кремля) - Являются ли Кремль и куранты памятником культуры нашей страны? (Чтобы грамотно говорить и писать, нужно знать о (Да) - Мы должны гордиться такими постройками и сохранять их для потомков. X Домашнее задание. Пользуясь алгоритмом определения склонения существительных,  дома  необходимо выполнить упражнение 520 на странице 62. Спасибо за плодотворную работу! До свидания!