"Класс Хрящевые рыбы" урок биологии (7 класс)
Оценка 4.6

"Класс Хрящевые рыбы" урок биологии (7 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
биология
7 кл
14.02.2017
"Класс Хрящевые рыбы" урок биологии (7 класс)
Презентация к уроку "Класс Хрящевые рыбы"
Публикация является частью публикации:
Класс Хрящевые рыбы.doc

 

                                  Пояснительная записка

 

 

1. ФИО (полностью)

Ахатова  Раида  Шакирьяновна

 

2. Место работы

Муниципальное казенное общеобразовательное  учреждение основная общеобразовательная  школа  с.Тат- Верх- Гоньба

 

3. Должность

Учитель  биологии, географии

 

4. Предмет

биология

 

5. Класс

7

 

6. Тема и номер урока в теме

«Класс Хрящевые рыбы» урок 4  в  теме  «Подтип Черепные. Надкласс Рыбы»

 

7. Базовый учебник

 

 

8.Система знаний, формируемых на уроке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Электронные образовательные ресурсы

 

 

10.Актуальность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

учебник  «Биология. Многообразие организмов»  7 класс, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин

 

В процессе изучения темы учащиеся

должны

 Знать: представителей класса хрящевых рыб;

Уметь: распознавать и описывать на таблицах животных данного класса; выявлять приспособления этих организмов к среде обитания;

сравнивать представителей класса Рыб,  делать выводы на основе сравнения; находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп.

 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/851dee4e-9f0b-12c7-fe87-9efb3713193c/1000266A.htm

 

Большая  часть  населения  нашей  страны  предпочитает  проводить  летний  отдых  в  теплых  странах, на  берегу  моря,  но  не  все  отдыхающие  возвращаются  обратно  здоровыми  или  живыми. Во всем мире каждый год регистрируется около 50–70 нападений акул на людей, в 5–10 случаях приводящих к смертельному исходу. К неспровоцированным атакам причастны около 30 видов  акул.

 

 

 

Класс  Хрящевые  рыбы

Дидактическая цель: создать  условия  для  получения  новых  знаний  и  первичного  закрепления  способов  деятельности  по  теме «Класс  Хрящевые  рыбы»  на  основе  ИКТ, моделирования  и  проблемного  обучения   в  форме  фронтальной, парной  работы, с ориентацией  формирования  метапредметных, предметных,  личностных  результатов.

Задачи: 

Образовательные -раскрыть  многообразие  рыб  на  примере  класса  Хрящевые  рыбы  и  показать  их  приспособленности  к  жизни  в  различных  условиях  среды;

Развивающие- продолжить  формирование  умений  сравнивать  полученные  сведения  и  делать  выводы  через  частично- поисковый  метод  обучения, совершенствовать  умения  работать  с  учебником,  рисунками;

Воспитательные –воспитание  коммуникативных  способностей  учащихся  через  работу  в  парах,  экологическое  воспитание.

Тип  урока:  изучение  нового  материала  и  первичного  закрепления  способов  деятельности.

Форма  организации  познавательной  деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.

Методы  обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, опережающего  обучения.

Средства  обучения: учебник  «Биология. Многообразие организмов»  7 класс, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин,  карточки-тесты, презентация PowerPoint, карта океанов

Материалы: энциклопедия  «Живой  мир», Б.Сергеев «Жизнь  океанских  глубин»

Газета «Биология»-приложение  к  «1  сентября» -№12,1987; №40,1997; №43,1996

Журнал  «Биология  в  школе» №4,1986; №6,1996

 

Ход  урока:

Ι. Организационный  момент:

а) приветствие;

б) психологический настрой на урок;

в) проверка готовности к уроку.

ΙΙ. Мотивация и целеполагание:

Учитель сообщает тему урока (Слайд 1-2)

-что мы можем узнать на уроке?

-чему можем научиться? (Слайд 3)

(оформляют тетради)

 

 

ΙΙΙ. Актуализация

    1.Фронтальный опрос: (Слайд 4)

·        Какой тип организмов мы изучаем?

·        Назовите характерные признаки хордовых.

·        Какие организмы относятся к хордовым?

·        Какие из них мы уже изучили?

·        Что мы изучали на последнем уроке?

   2.Устный ответ учащегося:

·        Размножение и развитие рыб.

  3.Во время устного ответа остальные выполняют тестовые задания(Приложение)

  4.Взаимопроверка, взаимооценка.(Слайд 5)

ΙV.Первичное усвоение материала:

·        Учитель:   -На какие классы мы делим рыб?

                -Какие организмы относятся к хрящевым?(слайд 6)

·        Работа учащихся с текстом и рисунками учебника.

·        Учитель: - Ротовое отверстие  у хрящевых располагается на нижней стороне головы в виде щели. Жаберных крышек нет, и жаберные щели открываются наружу. Скелет полностью хрящевой, хорда сохраняется в течении всей жизни. Плавательного пузыря нет. Кишечник открывается в клоаку. Акулы и скаты- хищники.

В настоящее время насчитывается  около 450 видов акул.  Акулы  относятся к надотряду хрящевых рыб , относящийся к подклассу пластиножаберных и обладающий следующими отличительными особенностями: удлинённое тело более или менее торпедообразной формы, большой гетероцеркальный хвостовой плавник, обычно большое количество острых зубов на каждой челюсти.

Слово «аку́ла» происходит от древнеисландского «hákall». Самые древние представители существовали уже около 420—450 млн лет назад.

·        Работа с картой океанов, где виды показаны ареалы обитания различных видов акул.(слайд 3-6)

·        Работа с текстом учебника на с.180-181  и составление опорного конспекта в тетради (Слайд 7-8)

Форма тела                                                            Тип питания

Торпедообразная                                                                   хищники

 

 

    Покрытие                                  АКУЛЫ                         Размножение

           чешуйки                                                       живорождение

 

 

          Плавники                          Зубы                     Органы чувств

         передние-равновесие      острые конусы        обоняние

          хвост-руль                                                     слух

V. Осознание и осмысление учебной информации.

Обсуждение результатов работы.

          -Какую форму тела имеет акула?

          -Чем покрыто тело акулы?

         -Какое значение имеет такая чешуя?

         -Какое значение имеют плавники?

         Дополнительная информация:

         Французский исследователь-океанолог Жак-Ив-Кусто в одной из книг пишет о впечатлениях от встречи с акулами, вселяющими невольный страх уже одними только длинными плавниками, уходящими вниз по обе стороны мощного тела.

         -Акулы всегда должны быть в движении. Почему?

         Дополнительная информация:

         Некоторые акулы заглатывают воздух в желудок и вытащенные на сушу, с силой выталкивают воздух, издав при этом неприятный пугающий звук. Этот элемент был показан в фильме «Челюсти».

         -Как вы думаете, какие органы чувств лучше всего развиты у акул?

         Дополнительная информация:

        Обоняние-чувствуют кровь, трупы.

        Слух- слышат, различают шум плавающего и тонущего человека

        -Как размножаются акулы?

          Дополнительная информация  (слайд 9)

        Акулы- живородящие. Для акул характерно свойственное хрящевым рыбам внутреннее оплодотворение. Акулы производят на свет разное количество детенышей — некоторые виды до 100, другие же всего двух — трёх. Белая акула рожает примерно 3—14 акулят за один раз.

        Учитель: (слайд 10) - Зубы большинства акул имеют форму острых конусов и сидят на хрящах верхней и нижней челюстей. Зубы регулярно сменяются по мере выпадения по принципу конвейера — их замена постоянно подрастает с внутренней стороны. По своему строению и происхождению это видоизменённые плакоидные чешуи. В зависимости от рациона и образа жизни зубы и челюсти очень различаются у разных видов акул. Донные акулы, пища которых обычно защищена твёрдой оболочкой, имеют дробящие зубы — плоские с ребристой поверхностью (разнозубая акула). Многие хищные виды имеют длинные острые зубы, приспособленные для лёгкого проникновения в плоть добычи (например, песчаные акулы). У таких акул, как тигровая, зубы широкие и зазубренные — предназначенные для разрезания и разрывания мяса крупной жертвы. У питающихся планктоном акул зубы мелкие (около 3—5 мм у китовой акулы). В зависимости от вида, у акул бывает от 200 до двух тысяч зубов.

Учитель: -Какой вывод мы можем сделать по итогам нашей работы? (Слайд 11)

Вывод:

-Острые зубы, форма и покрытие тела доказывают, что акулы –хищники. (слайд 12)

·   Сообщения учащихся (Слайд 13-17)

-Великаны в мире рыб.

-Самая опасная акула

- Отряд Скаты (слайд 18-19)

VI.Первичное закрепление учебного материала:( Слайд 20)

·   Составить сравнительную схему по тексту на с.180-181

Отряд Акулы

Отряд Скаты

 

Сходства

 

 

 

 

 

Различия

 

 

 

 

 

 

 

 

·        Обсуждение результатов работы.

VII. Информация о домашнем задании: (Слайд 21)

·        Изучить текст на с.180-181  

·        Задание по выбору : -ответить на вопросы 10,11,13,14 на с.184 письменно;

                              -составить 3 вопроса по тексту учебника на с.180-181

VIII.Рефлексия (подведение итогов урока):

·        -Какие цели ставили  перед началом изучения темы?

            -Достигли ли мы поставленных целей?

            -Как вы оцениваете свою работу на уроке?

·        Выставление оценок за урок.

    

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Тест по теме "Рыбы"

 Вариант 1

 

 1.Парным плавником у речного окуня является…

А. Хвостовой

Б. Грудной

В. Спинной

Г. Подхвостовой

 

2.Главную роль при движении вперёд играет…плавник

А. Хвостовой

Б. Грудной

В. Брюшной

Г. Спинной

 

3.Позвоночник состоит примерно из … позвонков

А. 65-68

Б. 12-16

В. 39-42

Г. 23-28

 

4.В парных грудных плавниках скелет плавников соединён с позвоночником костями…

А. Локтевого пояса

Б. Пояса задних конечностей

В. Плечевого пояса

Г. Верного ответа нет

 

5.Самые сильные из мышц находятся…

А. На спинной стороне туловища

Б. На боковой стороне туловища

В. В голове

Г. Верного ответа нет

 

6.Одной из функций плавательного пузыря является…

А. Быстрое переваривание пищи

Б. Усиление звука (рыбы лучше слышат)

В. Является выделительным органом

Г. Все ответы верны

 

7.Под действием чего пища в желудке окуня начинает перевариваться?

А. Желудочного сока

Б. Слюны

В. Желчи

Г. Все ответы верны

 

8.Жаберные тычинки служат для…

А. Помогают поглощать кислород

Б. Помогают усваивать переваренную пищу

В. Способствуют выделению углекислого газа

Г. Препятствуют выскальзыванию пищи через жаберные щели

 

9.Сердце рыб…

А. Однокамерное

Б. Двухкамерное

В. Трёхкамерное

Г. Верного ответа нет

 

10.Сосуды, приносящие кровь к сердцу называются…

А. Венами

Б. Артериями

В. Аортами

Г. Верного ответа нет

 

11.Выделительная система у рыб представлена…

А. Только мочевым пузырём

Б. Только почками

В. Почками и мочевым пузырём

Г. Верного ответа нет

 

12.Продолговатый мозг играет большую роль в управлении…

А. Дыханием

Б. Кровообращением

В. Координацией движений и процессами пищеварения

Г. Дыханием и кровообращением

 

13.Сложное инстинктивное поведение рыб в период размножения называется…

А. Развитием

Б. Нерестом

В. Условным рефлексом

Г. Верного ответа нет

 

Вариант 2

 

 1.Непарным плавником у речного окуня…

А. Грудной

Б. Брюшной

В. Спинной

Г. Все ответы верны

 

2.Парные плавники играют важную роль …

А. При быстром движение вперёд

Б. При медленном движении вперёд

В. При движение назад

Г. Верного ответа нет

 

3.Где находится спинной мозг?

А. В позвоночном канале

Б. В плавательном пузыре

В. В головном отделе

Г. Верного ответа нет

 

4.Самые сильные мышцы находятся…

А. В плавательном пузыре

Б. В хвостовом отделе

В. В брюшном отделе

Г. Верного ответа нет

 

5.Основной функцией плавательного пузыря является…

А. Переваривание пищи

Б. Дыхание рыб под водой

В. Обеспечение плавучести рыб

Г. Все ответы верны

 

6. Куда поступают непереваренные остатки?

А. В переднюю кишку

Б. В заднюю кишку

В. В селезёнку

Г. В желудок

 

7.Чем прикрыты снаружи жабры?

А. Жаберными тычинками

Б. Жаберными лепестками

В. Жаберными дугами

Г. Жаберными крышками

 

8.Кровеносная система рыб…

А. Замкнутая

Б. Незамкнутая

 

9.Сколько отделов различают в головном мозге рыбы?

А. 4

Б. 5

В. 6

Г. 7

 

10.Центральная нервная система рыб представлена…

А. Надглоточным нервным узлом

Б. Подглоточным нервным узлом

В. Надглоточным и подглоточным нервными узлами

Г. Нервной трубкой

 

11.Боковая линия рыб воспринимает…

А. Силу тока воды

Б. Направление тока воды

В. Все ответы верны

 

12.Отдел головного мозга мозжечок, управляет…

А. Пищеварительной функцией организма

Б. Координацией движения

В. Дыхательной функцией организма

Г. Все ответы верны

 

13.Оплодотворение у костных рыб…

А. Наружное

Б. Внутренне

 

 

Ответы на тест по теме "Рыбы "

 

 Вариант 1

 

 1 б, 2 а,3 в,4 в,5 а,6 б,7 а,8 г,9 б,10 а, 11 в,12 г,13 б

  Вариант 2

 

 1 в, 2 б,3 а,4 б,5 в,6 б,7  ,8 а,9 б,10 г, 11 в,12 б,13 а


Скачано с www.znanio.ru

Пояснительная записка 1

Пояснительная записка 1

Класс Хрящевые рыбы Дидактическая цель : создать условия для получения новых знаний и первичного закрепления способов деятельности по теме «Класс

Класс Хрящевые рыбы Дидактическая цель : создать условия для получения новых знаний и первичного закрепления способов деятельности по теме «Класс

Актуализация 1.Фронтальный опрос: (Слайд 4) ·

Актуализация 1.Фронтальный опрос: (Слайд 4) ·

V . Осознание и осмысление учебной информации

V . Осознание и осмысление учебной информации

Вывод: -Острые зубы, форма и покрытие тела доказывают, что акулы –хищники

Вывод: -Острые зубы, форма и покрытие тела доказывают, что акулы –хищники

Приложение Тест по теме "Рыбы"

Приложение Тест по теме "Рыбы"

В. Желчи Г. Все ответы верны 8

В. Желчи Г. Все ответы верны 8

Б. Брюшной В. Спинной Г.

Б. Брюшной В. Спинной Г.

Сколько отделов различают в головном мозге рыбы?

Сколько отделов различают в головном мозге рыбы?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2017