_Классический закон сложения скоростей_Разработка урока

  • docx
  • 03.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала _Классический закон сложения скоростей_Разработка урока.docx

Краткосрочный план

Раздел долгосрочного плана: 10.1А  Кинематика

 Дата: Класс: 10

Школа:

ФИО учителя:

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Тема урока: Классический закон сложения скоростей и перемещений

Цели обучения, которые достигаются на данном  уроке (ссылка на учебную программу)

10.1.1.2 - приводить примеры классического закона сложения скоростей и перемещений из повседневной жизни

Цели урока

формировать знания об относительности движения и покоя тела;

рассмотреть движение тела в разных системах отсчета,

вывести закон сложения скоростей.

научить учащихся определять скорость и перемещение тел относительно разных систем отсчета;

Критерии успеха

Учащийся достиг цели обучения, если

Знает и понимает, что механическое движение-движение относительное

Анализирует закон сложения скоростей;

Умеет применять закон сложения скоростей при решении задач;

Может приводить примеры классического закона сложения скоростей и перемещений из повседневной жизни

 

Языковые цели

Учащиеся могут:

письменно и устно отвечать на поставленные вопросы

 Предметная лексика и терминология относительность движения, система отсчета, скорость, перемещение, правило сложения векторов

Полезные выражения для диалогов и письма:

Привитие ценностей

научить культуре общения учащихся

Межпредметные связи

Природоведение, география, биология, химия

Навыки использования

 ИКТ

Презентация в Power Point

http://class-fizika.ru/10_30.html

Модель-http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b4190a68-3485-600a-dc9c-5e8479245660/00144675394071896.htm

Предварительные знания

Сложение векторов

 

Ход урока

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

 

I.                    Активити. « Клубок знаний!» учащиеся или учитель бросают клубок, мяч друг другу и задают вопросы по изученному материалу

1.       Что называется механическим движением?

2.       В чем проявляется относительность движения?

3.       Объясните, что такое траектория, перемещение, пройденный путь.

4.        Что представляет собой система отсчета?

 

 

Середина урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Изучение нового материала.  Теорема о сложении скоростей.

В классической механике:

Скорость движения тела (лодки) относительно неподвижной системы отсчёта (Земли) равна векторной сумме скорости этого тела (лодки) относительно подвижной системы отсчета (течения  реки) и скорости самой подвижной системы отсчета (реки)  относительно неподвижной системы (Земли). 

Например: Скорость движения пловца относительно неподвижной системы отсчёта – Земли  равна векторной сумме скорости этого пловца относительно подвижной системы отсчета -течения  реки и скорости самой подвижной системы отсчета- течения  реки относительно неподвижной системы-Земли. 

Пример 1.  Если пловец плывет по течению реки со скоростью 3м/с, а скорость течения равна 2м/с, то  скорость пловца относительно берега будет равна  алгебраической  сумме  скоростей пловца и течения.

3м/с+2м/с = 5м/с

Пример 2. Если пловец плывет против течения реки со скоростью 3м/с, а скорость течения реки равна 2м/с, то  скорость пловца относительно берега будет равна  алгебраической  разности скоростей пловца и течения.

3м/с-2м/с = 1м/с

Пример 3. Абсолютная скорость мухи, ползущей по радиусу вращающейся граммофонной пластинки, равна сумме скорости её движения относительно пластинки и той скорости, которую имеет точка пластинки под мухой относительно земли (то есть с которой её переносит пластинка за счёт своего вращения).

Пример 4. Если человек идёт по коридору вагона со скоростью 5 км/ч относительно вагона, а вагон движется со скоростью 50 км/ ч относительно Земли, то человек движется относительно Земли со скоростью (50 + 5 = 55) км/ч, когда идёт по направлению движения поезда, и со скоростью (50 - 5 = 45) км/ч, когда он идёт в обратном направлении.

Пример 5. Если человек в коридоре вагона движется относительно Земли со скоростью 55 км/ч, а поезд со скоростью 50 км/ч, то скорость человека относительно поезда (55 - 50 = 5) км/ч.

Пример 6. Если машина движется относительно дороги со скоростью 30км/ч, а за ней едет машина, которая движется с такой же скоростью, то машины  движутся относительно друг друга со скоростью   (30 - 30 = 0)  км/ч, то есть относительно друг друга они неподвижны.

 

 

 

 

Пример 7. Если одна машина движется относительно дороги со скоростью 30км/ч, а за ней едет машина, которая движется со скоростью 50км/ч, то машины  движутся относительно друг друга со скоростью  (50 - 30 = 20)  км/ч.

 

Пример 8. Если одна машина движется относительно дороги со скоростью 30км/ч, а ей  навстречу едет машина, которая движется со скоростью 50км/ч, то машины  движутся относительно друг друга со скоростью (50 +30 = 80)км/ч.

Вывод: При движении в одном направлении модуль относительной скорости равен разности абсолютных скоростей, а при движении навстречу друг другу модуль относительной скорости равен сумме абсолютных скоростей.

Закрепление. Работа в группах. Дифференцированные задания.

Начальный уровнь.

1.       Скорость велосипедиста равна 10 м/с, а скорость встречного ветра 4 м/с. Какова скорость ветра относительно велосипедиста? Какой была бы скорость ветра относительно него, если бы ветер был попутный?

2.       Скорость течения реки 4 км/ч. Моторная лодка идет по течению со скоростью 15 км/ч (относительно воды). С какой скоростью она будет двигаться против течения (относительно берега), если ее скорость относительно воды не изменится?

3.       Автоколонна длиной 400 м движется по мосту равномерно со скоростью 36 км/ч. За какое время колонна пройдет мост, если длина моста 500 м?

4.       Скорость движения теплохода вниз по реке 21 км/ч, а вверх - 17 км/ч. Определите скорость течения воды в реке и собственную скорость теплохода.

5.       Дождевая капля падает вертикально вниз с постоянной скоростью 3 м/с. Какова скорость капли относительно наблюдателя в вагоне поезда, движущегося прямолинейно по горизонтальному пути со скоростью 4 м/с.

6.       Сколько времени пассажир, сидящий у окна поезда, который идет со скоростью 36 км/ч, будет видеть проходящий мимо него встречный поезд, скорость которого 54 км/ч, если длина поезда равна 250 м?

7.        Из двух населенных пунктов, находящихся на расстоянии 5 км, одновременно в одну сторону начинают двигаться автомобиль и мотоцикл. Скорость автомобиля 30 км/ч, а мотоцикла 20 км/ч. Через какое время автомобиль догонит мотоцикл?

8.       Определите скорость течения воды в реке Иртыш на участке, где скорость грузовой баржи по течению равна 600 км/сут, а против течения 336 км/сут.

9.       Расстояние между городами равно 280 км. Из этих городов начали одновременно двигаться навстречу друг другу два автомобиля - первый со скоростью 90 км/ч, второй со скоростью 72 км/ч. Через какое время автомобили встретятся?

10.   Гребец переправляется на лодке через реку шириной 400 м, удерживая все время лодку перпендикулярно берегам. Скорость лодки относительно воды 6 км/ч, скорость течения 3 км/ч. Сколько времени займет переправа?

 

 

Средний уровнь.

 

1.      По двум параллельным путям равномерно движутся два поезда: товарный, длина которого равна 630 м со скоростью 48 км/ч, и пассажирский длиной 120 м со скоростью 102 км/ч. Какова относительная скорость движения поездов, если они движутся: а) в одном направлении; б) в противоположных направлениях? В течение какого времени один поезд проходит мимо другого?

2.      Два поезда идут навстречу друг другу со скоростями 36 км/ч и 54 км/ч. Пассажир в первом поезде замечает, что второй поезд проходит мимо него за / = 6 с. Какова длина второго поезда?

3.       Катер движется вверх по течению реки со скоростью 11 км/ч относительно берега. Скорость течения реки 2 км/ч. С какой скоростью будет двигаться катер вниз по течению реки относительно берега, если его скорость относительно воды не изменится?

4.      Поезд движется на север со скоростью V = 20 м/с. Пассажиру вертолета, пролетающего над поездом, кажется, что поезд движется на запад со скоростью v = 20 м/с. Определите скорость вертолета.

5.      По двум параллельным железнодорожным путям равномерно едут два поезда: грузовой длиной 860 м со скоростью 54 км/ч и пассажирский длиной 180 м со скоростью 90 км/ч. В течение какого времени один поезд проходит мимо другого?

6.      Две автомашины движутся по дороге с постоянными скоростями 15 м/с и 10 м/с. Начальное расстояние между ними равно 500 м. Рассчитайте время, за которое первая автомашина догонит вторую.

7.      Лодке необходимо проплыть 240 м туда и обратно один раз по реке, а другой раз по озеру. Скорость течения реки 1 м/с, а лодки относительно воды 5 м/с. На сколько больше времени займет движение лодки по реке, чем но озеру?

8.      Из двух городов, расстояние между которыми равно 450 км, движутся равномерно навстречу друг другу по прямой дороге мотоцикл и автомобиль со скоростями соответственно 18 и 72 км/ч. Через сколько времени они встретятся?

9.       Два спортсмена бегают по гаревой дорожке стадиона длиной / = 400 м. Первый спортсмен пробегает круг за t\ = 50 с, а второй - за ti = 60 с. Сколько раз они встретятся при забеге на дистанцию 4 км, если стартуют одновременно и бегут в одну сторону?

Высокий уровень

1.       Расстояние от пункта А до пункта В катер проходит за 3 ч, обратный путь занимает у катера 6 ч. Какое время потребуется катеру, чтобы пройти расстояние от А до В при выключенном моторе? Скорость катера относительно воды постоянна.

2.       Два человека одновременно вступают на эскалатор с противоположных сторон и движутся навстречу друг другу с одинаковыми скоростями относительно эскалатора равными 2 м/с. На каком расстоянии от входа на эскалатор они встретятся? Длина эскалатора / = 100 м, его скорость - 1,5м/с.

3. Пролетая над пунктом А, пилот вертолета догнал воздушный шар, который сносило ветром по курсу вертолета. Через полчаса пилот повернул обратно и встретил воздушный шар в 30 км от пункта А. Чему равна скорость ветра, если мощность двигателя вертолета оставалась постоянной?

4. Два велосипедиста стартуют одновременно на дистанции 1 км. Скорость первого велосипедиста равна 8 м/с, а второго -10 м/с. На каком расстоянии от финиша находится первый велосипедист в момент финиша второго велосипедиста?

Интерактивное оборудование

 

 

 

 

карточки

 

 

 

 

 

 

 

 

Конец урока

 

Рефлексия.

Рефлексия.

Ответьте на вопросы:

- что узнал, чему научился

- что осталось непонятным

- над чем необходимо работать

 

 

 

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Проведение формативного оценивания, фронтального опроса, выполнение эксперимента в группах.

Здоровье и соблюдение техники безопасности


Рефлексия по уроку

 

 

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.  

Цели обучения и цели урока были реалистичны.  ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ДОСТИГНУТЫ. Применены дифференцированные задания при групповой работе. Урок прошел поэтапно, в запланированные сроки.

Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1: Взаимооцение в группах  позволил организовать коллаборативную среду.

2: Вызвал интерес задание по работе над единицами измерений.

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1: Отвести время для отдельной работы над основными и производными единицами измерения.

2: Практиковать устные комментарии ответов с единицами измерений.

 

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru