Классификации звуков русской фонетической системы. Консультация для педагогов ДОУ
Оценка 4.7

Классификации звуков русской фонетической системы. Консультация для педагогов ДОУ

Оценка 4.7
Семинары
pptx
дефектология
Детсад
24.02.2018
Классификации звуков русской фонетической системы. Консультация для педагогов ДОУ
Классификации звуков русской фонетической системы. Консультация для педагогов ДОУ По механизму образования: Гласные звуки. Для их образования характерны фонация (голосообразование), обусловленная вибрацией голосовых складок, и свободный проход выдыхаемого воздуха через ротовую полость. Согласные звуки. Для согласных характерно образование преград на пути воздушной струи (либо в виде смычки тех или иных органов, либо в виде более или менее узких щелей и проходов). При образовании одних согласных звуков преграда сочетается с фонацией, при образовании других фонация отсутствует.Классификации звуков русской фонетической системы. Консультация для педагогов ДОУ
Классификация звуков.pptx

Классификации звуков русской фонетической системы. Консультация для педагогов ДОУ

Классификации звуков русской фонетической системы. Консультация для педагогов ДОУ
Классификации звуков русской фонетической Подготовила учитель-логопед: Супрун Е.И. системы МБДОУ №10 1. Артикуляционная классификация гласных звуков. 2. Артикуляционная классификация согласных звуков. 3. Акустическая классификация звуков. 4. Взаимосвязь звуков в процессе постановки.

Классификации звуков русской фонетической системы. Консультация для педагогов ДОУ

Классификации звуков русской фонетической системы. Консультация для педагогов ДОУ
Механизм образования звуков речи Артикуляция состоит в том, что артикуляционные органы образуют на пути выдыхаемого воздуха преграды в виде щели или смычки, которые возникают при приближении или прикосновении языка к небу, альвеолам, зубам, а также при сжатии губ или прижатии их к зубам. В момент преодоления воздушной струей преграды и образуется звук речи.

Классификации звуков русской фонетической системы. Консультация для педагогов ДОУ

Классификации звуков русской фонетической системы. Консультация для педагогов ДОУ
Для их образования характерны фонация (голосообразование), обусловленная вибрацией голосовых складок, и свободный проход выдыхаемого воздуха через ротовую полость. Согласные звуки. По механизму образования Гласные звуки. Для согласных характерно образование преград на пути воздушной струи (либо в виде смычки тех или иных органов, либо в виде более или менее узких щелей и проходов). При образовании одних согласных звуков преграда сочетается с фонацией, при образовании других фонация отсутствует.

Классификации звуков русской фонетической системы. Консультация для педагогов ДОУ

Классификации звуков русской фонетической системы. Консультация для педагогов ДОУ
Артикуляционная классификация гласных звуков строится с учетом 3-х признаков: 1) Участие губ. 2) Степень подъема языка к небу. 3) Место подъема языка к небу.

Классификации звуков русской фонетической системы. Консультация для педагогов ДОУ

Классификации звуков русской фонетической системы. Консультация для педагогов ДОУ
Участие губ Лабиализованные - произносятся с участием губ – [О], [У] Нелабиализованные - губы не участвуют в образовании звуков - [И], [Ы], [А], [Э]

Классификации звуков русской фонетической системы. Консультация для педагогов ДОУ

Классификации звуков русской фонетической системы. Консультация для педагогов ДОУ
Степень подъема языка к небу •гласные верхнего подъема – [И], [Ы], [У] •гласные среднего подъема – [Э], [О] •гласные нижнего подъема – [А]

Классификации звуков русской фонетической системы. Консультация для педагогов ДОУ

Классификации звуков русской фонетической системы. Консультация для педагогов ДОУ
Место подъема языка к небу •гласные переднего ряда – [И], [Э] •гласные среднего ряда – [Ы], [А] •гласные заднего ряда - [У], [О]

Классификации звуков русской фонетической системы. Консультация для педагогов ДОУ

Классификации звуков русской фонетической системы. Консультация для педагогов ДОУ
Место и степень подъема языка Верхний Средний Нижний Ряд Передний Средний Задний И Ы Ы А У О Нелабиализованные Лабиализован ные

Классификации звуков русской фонетической системы. Консультация для педагогов ДОУ

Классификации звуков русской фонетической системы. Консультация для педагогов ДОУ
Артикуляционная классификация согласных звуков строится с учетом 5-ти признаков: •Место артикуляции. •Способ артикуляции. •Наличие-отсутствие вибрации голосовых складок. •Наличие-отсутствие дополнительного подъема спинки языка к небу. •Место резонирования.

Классификации звуков русской фонетической системы. Консультация для педагогов ДОУ

Классификации звуков русской фонетической системы. Консультация для педагогов ДОУ
Место артикуляции Губные: - губно-губные - [П], [П’], [Б], [Б’], [М], [М’] - губно-зубные - [В], [В’], [Ф], [Ф’] Язычные: - переднеязычные - [С], [С’], [З], [З’], [Ц], [Ш], [Ж], [Щ], [Ч], [Т], [Т’], [Д], [Д’], [Н], [Н’], [Р], [Р’], [Л], [Л’] - cреднеязычные - [Й] - заднеязычные - [К], [К’], [Х], [Х’], [Г], [Г’]

Классификации звуков русской фонетической системы. Консультация для педагогов ДОУ

Классификации звуков русской фонетической системы. Консультация для педагогов ДОУ
Способ артикуляции Щелевые (фрикативные) - [C], [C’], [З], [З’], [Ш], [Щ], [Ж], [В], [В’], [Ф], [Ф’], [Х], [Х’], [Й] Взрывные: - смычно-взрывные - [П], [П’], [Б], [Б’], [Т], [Т’], [Д], [Д’], [К], [К’], [Г], [Г’] - смычно-щелевые (аффрикаты) - [Ц], [Ч] - смычно-проходные - [Л], [Л’], [М], [М’], [Н], [Н’] Вибранты -[Р], [Р’]

Классификации звуков русской фонетической системы. Консультация для педагогов ДОУ

Классификации звуков русской фонетической системы. Консультация для педагогов ДОУ
Наличие-отсутствие вибрации голосовых складок •Глухие - [Ф], [Ф’], [П], [П’], [С], [С’], [Ш], [Щ], [Ч], [К], [К’], [Х], [Х’], [Т], [Т’], [Ц] •Звонкие - [Б], [Б’], [В], [В’], [З], [З’], [Д], [Д’], [Ж], [Г], [Г’] •Сонорные - [М], [М’], [Н], [Н’], [Л], [Л’], [Р], [Р’], [Й]

Классификации звуков русской фонетической системы. Консультация для педагогов ДОУ

Классификации звуков русской фонетической системы. Консультация для педагогов ДОУ
Наличие-отсутствие дополнительного подъема спинки языка к небу •Твердые - [М], [П], [Б], [Ф], [В], [Т], [Д], [Н], [С], [З], [Р], [Л], [К], [Г], [Х], [Ш], [Ж], [Ц] •Мягкие - [М’], [П’], [Б’], [Ф’], [В’], [Т’], [Д’], [Н’], [С’], [З’], [Р’], [Л’], [К’], [Г’], [Х’], [Щ], [Ч], [Й]

Классификации звуков русской фонетической системы. Консультация для педагогов ДОУ

Классификации звуков русской фонетической системы. Консультация для педагогов ДОУ
Место резонирования Ротовые - [Ф], [Ф’], [П], [П’], [С], [С’], [Ш], [Щ], [Ч], [К], [К’], [Х], [Х’], [Т], [Т’], [Ц], [Б], [Б’], [В], [В’], [З], [З’], [Д], [Д’], [Ж], [Г], [Г’], [Л], [Л’], [Р], [Р’], [Й] Носовые - [М], [М’], [Н], [Н’]

Классификации звуков русской фонетической системы. Консультация для педагогов ДОУ

Классификации звуков русской фонетической системы. Консультация для педагогов ДОУ
Акустическая классификация звуков •Тональные звуки. •Сонорные звуки (звучные). •Шумные звуки.

Классификации звуков русской фонетической системы. Консультация для педагогов ДОУ

Классификации звуков русской фонетической системы. Консультация для педагогов ДОУ
•Тональные звуки – образуются голосом при почти полном отсутствии шума: [А], [О], [У], [И], [Ы], [Э] •Сонорные звуки (звучные) – в образовании главную роль играет голос, при почти полном отсутствии шума: [Р], [Р’], [Л], [Л’], [М], [М’], [Н], [Н’], [Й]

Классификации звуков русской фонетической системы. Консультация для педагогов ДОУ

Классификации звуков русской фонетической системы. Консультация для педагогов ДОУ
•Шумные звуки – качество звучания определяется акустическим эффектом от трения воздуха при сближенных или взрыве при сомкнутых органах речи, т.е. характером шума. - звонкие длительные - [В], [В’], [З], [З’], [Ж] - глухие длительные - [Ф], [Ф’], [С], [С’], [Ш], [Щ], [Х], [Х’] - звонкие мгновенные - [Б], [Б’], [Д], [Д’], [Г], [Г’] - глухие мгновенные - [П], [П’], [Т], [Т’], [К], [К’]

Классификации звуков русской фонетической системы. Консультация для педагогов ДОУ

Классификации звуков русской фонетической системы. Консультация для педагогов ДОУ
Акустическое впечатление •Свистящие - [С], [С’], [З], [З’], [Ц] •Шипящие - [Ш], [Ж], [Щ], [Ч] •Твердые - [М], [П], [Б], [Ф], [В], [Т], [Д], [Н], [С], [З], [Р], [Л], [К], [Г], [Х], [Ш], [Ж], [Ц] •Мягкие - [М’], [П’], [Б’], [Ф’], [В’], [Т’], [Д’], [Н’], [С’], [З’], [Р’], [Л’], [К’], [Г’], [Х’], [Щ], [Ч], [Й]

Классификации звуков русской фонетической системы. Консультация для педагогов ДОУ

Классификации звуков русской фонетической системы. Консультация для педагогов ДОУ
Опорные звуки - это звуки, которые используются в качестве базовых при постановке звуков. Ребенок произносит их правильно, они сходны с нарушенным звуком по артикуляции (месту или способу образования).

Классификации звуков русской фонетической системы. Консультация для педагогов ДОУ

Классификации звуков русской фонетической системы. Консультация для педагогов ДОУ
Опорные звуки Опорные Звуки, произношение которых нарушается Звуки, сходные по месту образования Звуки, одинаковые по способу образования [С] [Ш] [Р] [Л] [К] [Г] [Х] [Й] - [Т] [Р] [Ж] [Д] [Д] - - - - [Ф] [С] - - [Т] [Д] [С] [З’]

Классификации звуков русской фонетической системы. Консультация для педагогов ДОУ

Классификации звуков русской фонетической системы. Консультация для педагогов ДОУ
Схема взаимосвязи звуков при их постановке

Классификации звуков русской фонетической системы. Консультация для педагогов ДОУ

Классификации звуков русской фонетической системы. Консультация для педагогов ДОУ
Рекомендуемая литература •Логопедия / под ред. Л.С.Волковой. – М.: Владос, 2006. •Российская Е.Н., Гаранина Л.А. Произносительная сторона речи: Практический курс. – М.: Аркти, 2003.

Классификации звуков русской фонетической системы. Консультация для педагогов ДОУ

Классификации звуков русской фонетической системы. Консультация для педагогов ДОУ
Спасибо за внимание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2018