Классификации звуков русской фонетической системы. Консультация для педагогов ДОУ

  • Семинары
  • pptx
  • 24.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Классификации звуков русской фонетической системы. Консультация для педагогов ДОУ По механизму образования: Гласные звуки. Для их образования характерны фонация (голосообразование), обусловленная вибрацией голосовых складок, и свободный проход выдыхаемого воздуха через ротовую полость. Согласные звуки. Для согласных характерно образование преград на пути воздушной струи (либо в виде смычки тех или иных органов, либо в виде более или менее узких щелей и проходов). При образовании одних согласных звуков преграда сочетается с фонацией, при образовании других фонация отсутствует.Классификации звуков русской фонетической системы. Консультация для педагогов ДОУ
Иконка файла материала Классификация звуков.pptx
Классификации звуков русской фонетической Подготовила учитель-логопед: Супрун Е.И. системы МБДОУ №10 1. Артикуляционная классификация гласных звуков. 2. Артикуляционная классификация согласных звуков. 3. Акустическая классификация звуков. 4. Взаимосвязь звуков в процессе постановки.
Механизм образования звуков речи Артикуляция состоит в том, что артикуляционные органы образуют на пути выдыхаемого воздуха преграды в виде щели или смычки, которые возникают при приближении или прикосновении языка к небу, альвеолам, зубам, а также при сжатии губ или прижатии их к зубам. В момент преодоления воздушной струей преграды и образуется звук речи.
Для их образования характерны фонация (голосообразование), обусловленная вибрацией голосовых складок, и свободный проход выдыхаемого воздуха через ротовую полость. Согласные звуки. По механизму образования Гласные звуки. Для согласных характерно образование преград на пути воздушной струи (либо в виде смычки тех или иных органов, либо в виде более или менее узких щелей и проходов). При образовании одних согласных звуков преграда сочетается с фонацией, при образовании других фонация отсутствует.
Артикуляционная классификация гласных звуков строится с учетом 3-х признаков: 1) Участие губ. 2) Степень подъема языка к небу. 3) Место подъема языка к небу.
Участие губ Лабиализованные - произносятся с участием губ – [О], [У] Нелабиализованные - губы не участвуют в образовании звуков - [И], [Ы], [А], [Э]
Степень подъема языка к небу •гласные верхнего подъема – [И], [Ы], [У] •гласные среднего подъема – [Э], [О] •гласные нижнего подъема – [А]
Место подъема языка к небу •гласные переднего ряда – [И], [Э] •гласные среднего ряда – [Ы], [А] •гласные заднего ряда - [У], [О]
Место и степень подъема языка Верхний Средний Нижний Ряд Передний Средний Задний И Ы Ы А У О Нелабиализованные Лабиализован ные
Артикуляционная классификация согласных звуков строится с учетом 5-ти признаков: •Место артикуляции. •Способ артикуляции. •Наличие-отсутствие вибрации голосовых складок. •Наличие-отсутствие дополнительного подъема спинки языка к небу. •Место резонирования.
Место артикуляции Губные: - губно-губные - [П], [П’], [Б], [Б’], [М], [М’] - губно-зубные - [В], [В’], [Ф], [Ф’] Язычные: - переднеязычные - [С], [С’], [З], [З’], [Ц], [Ш], [Ж], [Щ], [Ч], [Т], [Т’], [Д], [Д’], [Н], [Н’], [Р], [Р’], [Л], [Л’] - cреднеязычные - [Й] - заднеязычные - [К], [К’], [Х], [Х’], [Г], [Г’]
Способ артикуляции Щелевые (фрикативные) - [C], [C’], [З], [З’], [Ш], [Щ], [Ж], [В], [В’], [Ф], [Ф’], [Х], [Х’], [Й] Взрывные: - смычно-взрывные - [П], [П’], [Б], [Б’], [Т], [Т’], [Д], [Д’], [К], [К’], [Г], [Г’] - смычно-щелевые (аффрикаты) - [Ц], [Ч] - смычно-проходные - [Л], [Л’], [М], [М’], [Н], [Н’] Вибранты -[Р], [Р’]
Наличие-отсутствие вибрации голосовых складок •Глухие - [Ф], [Ф’], [П], [П’], [С], [С’], [Ш], [Щ], [Ч], [К], [К’], [Х], [Х’], [Т], [Т’], [Ц] •Звонкие - [Б], [Б’], [В], [В’], [З], [З’], [Д], [Д’], [Ж], [Г], [Г’] •Сонорные - [М], [М’], [Н], [Н’], [Л], [Л’], [Р], [Р’], [Й]
Наличие-отсутствие дополнительного подъема спинки языка к небу •Твердые - [М], [П], [Б], [Ф], [В], [Т], [Д], [Н], [С], [З], [Р], [Л], [К], [Г], [Х], [Ш], [Ж], [Ц] •Мягкие - [М’], [П’], [Б’], [Ф’], [В’], [Т’], [Д’], [Н’], [С’], [З’], [Р’], [Л’], [К’], [Г’], [Х’], [Щ], [Ч], [Й]
Место резонирования Ротовые - [Ф], [Ф’], [П], [П’], [С], [С’], [Ш], [Щ], [Ч], [К], [К’], [Х], [Х’], [Т], [Т’], [Ц], [Б], [Б’], [В], [В’], [З], [З’], [Д], [Д’], [Ж], [Г], [Г’], [Л], [Л’], [Р], [Р’], [Й] Носовые - [М], [М’], [Н], [Н’]
Акустическая классификация звуков •Тональные звуки. •Сонорные звуки (звучные). •Шумные звуки.
•Тональные звуки – образуются голосом при почти полном отсутствии шума: [А], [О], [У], [И], [Ы], [Э] •Сонорные звуки (звучные) – в образовании главную роль играет голос, при почти полном отсутствии шума: [Р], [Р’], [Л], [Л’], [М], [М’], [Н], [Н’], [Й]
•Шумные звуки – качество звучания определяется акустическим эффектом от трения воздуха при сближенных или взрыве при сомкнутых органах речи, т.е. характером шума. - звонкие длительные - [В], [В’], [З], [З’], [Ж] - глухие длительные - [Ф], [Ф’], [С], [С’], [Ш], [Щ], [Х], [Х’] - звонкие мгновенные - [Б], [Б’], [Д], [Д’], [Г], [Г’] - глухие мгновенные - [П], [П’], [Т], [Т’], [К], [К’]
Акустическое впечатление •Свистящие - [С], [С’], [З], [З’], [Ц] •Шипящие - [Ш], [Ж], [Щ], [Ч] •Твердые - [М], [П], [Б], [Ф], [В], [Т], [Д], [Н], [С], [З], [Р], [Л], [К], [Г], [Х], [Ш], [Ж], [Ц] •Мягкие - [М’], [П’], [Б’], [Ф’], [В’], [Т’], [Д’], [Н’], [С’], [З’], [Р’], [Л’], [К’], [Г’], [Х’], [Щ], [Ч], [Й]
Опорные звуки - это звуки, которые используются в качестве базовых при постановке звуков. Ребенок произносит их правильно, они сходны с нарушенным звуком по артикуляции (месту или способу образования).
Опорные звуки Опорные Звуки, произношение которых нарушается Звуки, сходные по месту образования Звуки, одинаковые по способу образования [С] [Ш] [Р] [Л] [К] [Г] [Х] [Й] - [Т] [Р] [Ж] [Д] [Д] - - - - [Ф] [С] - - [Т] [Д] [С] [З’]
Схема взаимосвязи звуков при их постановке
Рекомендуемая литература •Логопедия / под ред. Л.С.Волковой. – М.: Владос, 2006. •Российская Е.Н., Гаранина Л.А. Произносительная сторона речи: Практический курс. – М.: Аркти, 2003.
Спасибо за внимание