Классификации звуков русской фонетической системы. Консультация для педагогов ДОУ
По механизму образования:
Гласные звуки.
Для их образования характерны фонация (голосообразование), обусловленная вибрацией голосовых складок, и свободный проход выдыхаемого воздуха через ротовую полость.
Согласные звуки.
Для согласных характерно образование преград на пути воздушной струи (либо в виде смычки тех или иных органов, либо в виде более или менее узких щелей и проходов). При образовании одних согласных звуков преграда сочетается с фонацией, при образовании других фонация отсутствует.Классификации звуков русской фонетической системы. Консультация для педагогов ДОУ
Классификации звуков
русской фонетической
Подготовила учитель-логопед: Супрун Е.И.
системы
МБДОУ №10
1. Артикуляционная классификация гласных звуков.
2. Артикуляционная классификация согласных
звуков.
3. Акустическая классификация звуков.
4. Взаимосвязь звуков в процессе постановки.
Механизм образования звуков
речи
Артикуляция состоит в том, что артикуляционные
органы образуют на пути выдыхаемого воздуха
преграды в виде щели или смычки, которые
возникают при приближении или прикосновении
языка к небу, альвеолам, зубам, а также при сжатии
губ или прижатии их к зубам. В момент преодоления
воздушной струей преграды и образуется звук речи.
Для их образования характерны фонация
(голосообразование), обусловленная вибрацией
голосовых складок, и свободный проход
выдыхаемого воздуха через ротовую полость.
Согласные звуки.
По механизму образования
Гласные звуки.
Для согласных характерно образование
преград на пути воздушной струи (либо в виде
смычки тех или иных органов, либо в виде более
или менее узких щелей и проходов). При
образовании одних согласных звуков преграда
сочетается с фонацией, при образовании других
фонация отсутствует.
Артикуляционная классификация гласных
звуков
строится с учетом 3-х признаков:
1) Участие губ.
2) Степень подъема языка к небу.
3) Место подъема языка к небу.
Участие губ
Лабиализованные - произносятся с
участием губ – [О], [У]
Нелабиализованные - губы не
участвуют в
образовании звуков - [И], [Ы], [А], [Э]
Степень подъема языка к небу
•гласные верхнего подъема – [И], [Ы],
[У]
•гласные среднего подъема – [Э], [О]
•гласные нижнего подъема – [А]
Место подъема языка к небу
•гласные переднего ряда – [И], [Э]
•гласные среднего ряда – [Ы], [А]
•гласные заднего ряда - [У], [О]
Место и
степень
подъема
языка
Верхний
Средний
Нижний
Ряд
Передний
Средний
Задний
И
Ы
Ы
А
У
О
Нелабиализованные
Лабиализован
ные
Артикуляционная классификация
согласных звуков
строится с учетом 5-ти признаков:
•Место артикуляции.
•Способ артикуляции.
•Наличие-отсутствие вибрации
голосовых складок.
•Наличие-отсутствие дополнительного
подъема спинки языка к небу.
•Место резонирования.
Место артикуляции
Губные:
- губно-губные - [П], [П’], [Б], [Б’], [М], [М’]
- губно-зубные - [В], [В’], [Ф], [Ф’]
Язычные:
- переднеязычные - [С], [С’], [З], [З’], [Ц], [Ш],
[Ж], [Щ], [Ч], [Т], [Т’],
[Д],
[Д’], [Н], [Н’], [Р], [Р’],
[Л], [Л’]
- cреднеязычные - [Й]
- заднеязычные - [К], [К’], [Х], [Х’], [Г], [Г’]
Способ артикуляции
Щелевые (фрикативные) - [C], [C’], [З], [З’], [Ш],
[Щ], [Ж], [В], [В’], [Ф], [Ф’], [Х], [Х’],
[Й]
Взрывные:
- смычно-взрывные - [П], [П’], [Б], [Б’], [Т], [Т’],
[Д], [Д’], [К], [К’], [Г], [Г’]
- смычно-щелевые (аффрикаты) - [Ц], [Ч]
- смычно-проходные - [Л], [Л’], [М], [М’], [Н], [Н’]
Вибранты -[Р], [Р’]
Наличие-отсутствие вибрации
голосовых складок
•Глухие - [Ф], [Ф’], [П], [П’], [С], [С’], [Ш],
[Щ], [Ч],
[К], [К’], [Х], [Х’], [Т], [Т’],
[Ц]
•Звонкие - [Б], [Б’], [В], [В’], [З], [З’], [Д], [Д’],
[Ж],
[Г], [Г’]
•Сонорные - [М], [М’], [Н], [Н’], [Л], [Л’], [Р],
[Р’], [Й]
Наличие-отсутствие дополнительного
подъема спинки языка к небу
•Твердые - [М], [П], [Б], [Ф], [В], [Т], [Д], [Н],
[С],
[З], [Р], [Л], [К], [Г], [Х], [Ш],
[Ж], [Ц]
•Мягкие - [М’], [П’], [Б’], [Ф’], [В’], [Т’], [Д’],
[Н’],
[С’], [З’], [Р’], [Л’], [К’], [Г’],
[Х’], [Щ],
[Ч], [Й]
Место резонирования
Ротовые - [Ф], [Ф’], [П], [П’], [С], [С’], [Ш],
[Щ], [Ч], [К], [К’], [Х], [Х’],
[Т],
[Т’], [Ц], [Б], [Б’], [В], [В’],
[З],
[З’], [Д], [Д’], [Ж], [Г], [Г’],
[Л],
[Л’], [Р], [Р’], [Й]
Носовые - [М], [М’], [Н], [Н’]
Акустическая классификация звуков
•Тональные звуки.
•Сонорные звуки (звучные).
•Шумные звуки.
•Тональные звуки – образуются голосом
при почти полном отсутствии шума:
[А], [О], [У], [И], [Ы], [Э]
•Сонорные звуки (звучные) – в
образовании главную роль играет голос, при
почти полном отсутствии шума:
[Р], [Р’], [Л], [Л’], [М], [М’], [Н], [Н’],
[Й]
•Шумные звуки – качество звучания
определяется акустическим эффектом от трения
воздуха при сближенных или взрыве при сомкнутых
органах речи, т.е. характером шума.
- звонкие длительные - [В], [В’], [З], [З’], [Ж]
- глухие длительные - [Ф], [Ф’], [С], [С’], [Ш],
[Щ], [Х], [Х’]
- звонкие мгновенные - [Б], [Б’], [Д], [Д’], [Г],
[Г’]
- глухие мгновенные - [П], [П’], [Т], [Т’], [К], [К’]
Акустическое впечатление
•Свистящие - [С], [С’], [З], [З’], [Ц]
•Шипящие - [Ш], [Ж], [Щ], [Ч]
•Твердые - [М], [П], [Б], [Ф], [В], [Т], [Д],
[Н], [С], [З], [Р], [Л], [К], [Г], [Х], [Ш],
[Ж], [Ц]
•Мягкие - [М’], [П’], [Б’], [Ф’], [В’], [Т’],
[Д’], [Н’], [С’], [З’], [Р’], [Л’], [К’], [Г’],
[Х’], [Щ], [Ч], [Й]
Опорные звуки - это звуки, которые
используются в качестве базовых при
постановке звуков.
Ребенок произносит их правильно, они
сходны с нарушенным звуком по
артикуляции (месту или способу
образования).
Опорные звуки
Опорные
Звуки,
произношение
которых
нарушается
Звуки, сходные по
месту образования
Звуки, одинаковые
по способу
образования
[С]
[Ш]
[Р]
[Л]
[К]
[Г]
[Х]
[Й]
-
[Т] [Р]
[Ж] [Д]
[Д]
-
-
-
-
[Ф]
[С]
-
-
[Т]
[Д]
[С]
[З’]
Схема взаимосвязи звуков при их
постановке
Рекомендуемая литература
•Логопедия / под ред. Л.С.Волковой. – М.:
Владос, 2006.
•Российская Е.Н., Гаранина Л.А.
Произносительная сторона речи:
Практический курс. – М.: Аркти, 2003.