КЛАССИФИКАЦИЯ ИНТЕНСИВНОСТИ НАГРУЗОК

  • docx
  • 02.06.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала классификация интенсивности нагрузок.docx

 

ДИАГНОСТИКА И РЕГУЛИРОВАНИЕ

ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК.

 

          Дозировке физической нагрузки на уроке требуется уделять особое внимание. Она должна быть дифференцированной, потому что от этого в первую очередь зависит решение оздоровительных задач и достижение эффекта повышения физической подготовленности учеников.

          Одно из важных условий правильного регулирования нагрузки—дифференцированный подход к учащимся. При прохождении одинакового для всего класса программного материала учитель должен: видоизменять и уточнить задания применительно к особенностям отдельных групп учеников; варьировать скорость и продолжительность выполнения упражнений для мальчиков и девочек; учитывать подготовленность учеников; при освоении техники движений изменять объем и характер упражнений, исходя из способностей учеников.

          Для того чтобы более точно определить нагрузку на уроке, учителю надо учитывать состояние здоровья и функциональные возможности всех учащихся, их физическую подготовленность, индивидуальные особенности, а также степень предшествующих нагрузок при изучении ранее пройденного материала.

          Определяя заранее содержание урока, необходимо регламентировать величину нагрузки, ориентируясь преимущественно на детей со средней физической подготовленностью. А затем, используя индивидуальный подход, корректируются задания для более сильных и слабых учеников.

          На уроках физической культуры нагрузки можно регулировать:

·        Изменением суммарного количества упражнений;

·        Изменяя количество повторений одного и того же упражнения;

·        За счет увеличения или уменьшения времени, отводимого на выполнение

упражнений;

·        За счет увеличения или уменьшения времени и характера отдыха между

выполнением упражнений;

·        Изменением темпа или скорости выполнения упражнений;

·        Увеличивая или уменьшая амплитуду движений;

·        За счет усложнения или упрощения условий выполнения упражнений

(например, ходьба по наклонной гимнастической скамейке или изменения исходных положений);

·        За счет использования при выполнении упражнений различных предметов,

оборудования и инвентаря.

          Следуя методическим рекомендациям, учитель вместе с тем не должен забывать еще об одной весьма существенной особенности современного урока. Она заключается в комплексном прохождении и освоении материала программы. Иначе говоря, четыре ее компонента, относящейся к изучению теоретических сведений, овладению двигательными действиями, умениями и навыками самостоятельных занятий, развитию двигательных качеств, должны составлять единый процесс.

 

 

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ИНТЕНСИВНОСТИ НАГРУЗОК

(по М. Я. Набатниковой)

          По этой классификации можно определить только интенсивность нагрузок, продолжительность которых более 3 минут, так как в силу инерции ЧСС выходит на уровень нагрузки только на 3-й минуте ((период врабатывания).

          По этой классификации нельзя характеризовать интенсивность силовых (штанга, гимнастика, акробатика), скоростно—силовых (метания, прыжки), скоростных (спринтерские дистанции в беге, плавании, коньках, гребле на байдарках) нагрузок. Затруднительна также классификация нагрузок с переменной интенсивностью (игры, борьба, бокс и т. п.). частичную информацию об интенсивности переменных нагрузок может дать определение средней ЧСС.

 

Зоны интенсивности

Интенсивность нагрузки

ЧСС, ударов в минуту

Юноши

Девушки

                               I.             

Низкая

До 130

До 135

                            II.             

Средняя

131—155

136—160

                         III.             

Большая

156—175

161—180

                        IV.             

Высокая

176 и выше

181 и выше

                           V.             

 Максимальная

Надкритическая мощность

 

Контроль за величиной нагрузки.

          Одним из наиболее доступных методов контроля величины нагрузки может служить наблюдение за частотой сердечных сокращений (ЧСС). Верхняя граница ЧСС после интенсивной нагрузки для учащихся основной медицинской группы—170—180 ударов в минуту. Учителю важно контролировать частоту пульса, особенно у тех, кто пропускал уроки физкультуры по болезни, у кого недостаточный уровень физической подготовленности, а также у школьников, отнесенных к подготовительной медицинской группе.

          Учитель должен быть внимательным и к проявлению внешних признаков утомления у учащихся. При первых признаках сильного утомления учитель обязан дать ученику отдых или полностью освободить его от выполнения упражнений.

 

Внешние признаки утомления при физических нагрузках

 

Признаки

Небольшое физическое утомление

Значительное утомление (острое переутомление           I степени)

Резкое переутомление (острое переутомление II степени)

1

2

3

4

Окраска кожи

Небольшое покраснение

Значительное покраснение

Резкое покраснение, побледнение, синюшность

Потливость

Небольшая

Большая (выше пояса)

Особо резкая (ниже пояса) выступление солей

Дыхание

Учащенное (до 22—26 в минуту на равнине и до 36 на подъеме)

Учащенное (38—46 в минуту), поверхностное

Резкое (более 50—60 в 1 минуту), учащенное, через рот, переходящее в отдельное вдохи. сменяющейся беспорядочным дыханием

Движение

Бодрая походка

Неуверенный шаг, легкое покачивание, отставание на марше

Резкое покачивания, появление нескоординированных движений.

Общий вид, ощущения

Обычный

Усталое выражение лица, нарушение осанки (сутулость, опушенные плечи). Снижение интереса к окружающему

Изможденное выражение лица, резкое нарушение осанки («вот—вот упадет»), апатия, жалобы на резкую слабость (до прострации), сильное сердцебиение, головная боль, жжение в груди, тошнота, рвота

Мимика

Спокойная

Напряженная

Искаженная

Внимание

Хорошее, безошибочное выполнение указаний

Неточность в выполнении команд, ошибки при перемене направления

Замедленное, неправильное выполнение команд. Воспринимается только громкая команда

Пульс уд/мин

110—150

160—180

180—200 и более

 

 

 

Литература: справочник учителя физической культуры / авторы—составители

П. А. Киселев, С. Б. Киселева.—Волгоград: Учитель, 2010.—239 с.

ISBN 978—5—7057—1562—6


 

Посмотрите также