Классификация наречий в русском языке
«Наречие – это часть речи, выражающая грамматическое общекатегориальное значение признака действия, состояния или другого признака»[1] (писать быстро и красиво, ребенку очень весело, весьма приятный, разговаривать крайне любезно). Наречия синтаксически примыкают к глаголам, прилагательным, наречиям, а также к словам категории состояния – особым словам, называющим состояния живых существ и окружающей среды.
Согласно мнению языковедов, наречие по времени формирования является самой поздней знаменательной частью речи. Лингвист Н.С. Рыжков в своем труде «К вопросу о наречии как части речи» пишет о том, что «исключительная пестрота семантики и морфологического построения, неустойчивость и текучесть граней (непрерывная адвербиализация изменяемых частей речи и переход наречий в служебные слова) характеризуют наречия как наиболее сложную и трудную часть речи, все ещё находящуюся на этапе развития, не являет собой законченного процесса и вследствие этого не порождает вероятности окончательного заключения о ней»[2].
Что же касается классификации наречий, то «количество их разрядов в трудах разных ученых колеблется от двух до девятнадцати»[3]. Рассмотрим классификации лингвистов А.А. Шахматова и В.В. Виноградова, пользующиеся наибольшим авторитетом.
Известный академик А.А. Шахматов лингвистическим трудом «Синтаксис русского языка» расширил объем представлений о наречии. Согласно мнению языковеда, данная часть речи в известном смысле встает на стержневое место во всей системе частей речи. «Наречие может быть определено, во-первых, как отвлеченное название признака и отношения, во-вторых, как название признака и отношения в их сочетании с другими признаками. Отсюда тесная связь наречия с другими частями речи, переход их в наречия, их адвербиализация»[4].
А.А. Шахматов разделял наречия на три основных класса согласно их синтаксической роли: определяющие, дополняющие и сопутствующие. К сопутствующим он отнес и так называемые «вводные слова», которые выражают оценку, придают субъективную окраску тому или иному обозначению либо высказыванию в целом, к примеру, авось, небось, поди, право, просто и т. п. кроме того, академик разделял наречия на обстоятельственные и формальные. К последним от относил наречия, выражающие «утверждение, вопрос, приказание, восклицание, отрицание, пожелание, заключение, домысел»[5].
Академик В.В. Виноградов в одном из своих лингвистических трудов пишет, что «в русской грамматике с самого начала XIX столетия установилось членение наречий на два важнейших грамматико-семантических класса: на наречия качественные и наречия обстоятельственные… Классификация наречий на качественные (или определительные) и обстоятельственные дожила до нашего времени»[6]. В.В. Виноградов внес в традиционную классификацию значительные дополнения: показал промежуточные разряды; создал иерархическую классификацию семантических разрядов наречий. У наречий ученый выделил три главные семантические группы: 1) количественные, 2) качественные, 3) обстоятельственные. Кроме того, академик выделил еще одну промежуточную группу – качественно-обстоятельственные наречия.
Качественные наречия В.в. Виноградов относит к самому продуктивному разряду. Из их множества он выделил следующие категории: 1) наречия, близкие к именам прилагательным (худо от худой; быстро от быстрый); 2) идиоматические выражения, связанные с местоимениями и числительными (сам-друг, сам-третий, сам-черт)
Обстоятельственные наречия Виноградов разделил на четыре разряда[7]: 1) наречия времени (издавна, изредка, смолоду, засветло, исстари, вскоре, накануне, летом, завтра и подобные); 2) места (справа, слева, издалека, вверх, вниз, назад, наверху и т. д.); 3) причины: сдуру, сгоряча, поневоле и т. д.; 4) цели: назло, нарочно, невзначай и т. п.
У количественных ученый выделил: 1) наречия степени (очень, крайне, совершенно, чрезвычайно, замечательно и подобные); 2) меры и числового выражения степени (втрое, много, трижды и т. д.).
Среди качественно-обстоятельственных наречий он назвал: 1) наречия образа и способа действия (молчаливо, шутливо, умело, неохотно и под.), 2) наречия сравнения (по-старому, по-хорошему и т. д.).
Однако сегодня самой оптимальной следует считать школьную классификацию, сочетающую в себе одновременно мнения обоих ученых. Согласно школьной классификации, наречии делятся на: 1) качественные (отвечают на вопрос как?: медленно, громко, тихо, наскоро); 2) количественные (отвечают на вопрос сколько?: мало, немного, приблизительно, почти); 3) образа и способа действия (отвечают на вопросы как? каким образом?: вплотную, плашмя, втихомолку, по-английски); 4) времени (отвечают на вопрос когда?: сегодня, вчера, зимой, рано); 5) пространства (места и направления) (отвечают на вопросы где? куда? откуда?: внизу, далеко, везде, налево); 6) меры и степени (отвечают на вопросы сколько? в какой степени?: очень, надвое, чрезвычайно, пополам); 7) причины (отвечают на вопрос почему?: сгоряча, сослепу, поневоле, спросонья); 8) цели (отвечают на вопрос зачем?: специально, назло, наперекор, нарочно).
Скачано с www.znanio.ru
[1] Лекант П.А., Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В. Современный русский язык./ Изд. «Дрофа». – Москва, 2007. Стр. 234
[2] Рыжков Н.С. К вопросу о наречии как части речи // Труды Самаркандского университета им. А. Навои, 1973. – Новая серия. – Вып. 248.: Исследования по русскому и славянскому языкознанию, IV.
[3] Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи // Издание 2-ое, исправленное / Изд.: ФОРУМ – ИНФА – М. – М., 2008. Стр. 203
[4] Шахматов А.А.. Синтаксис русского языка.- ЛКИ: Лингвистическое наследие XX века, 2007, стр. 345
[5] См там же, стр. 347
[6] Виноградов В.В. Вопросы современного русского словообразования // Избр. труды: Исслед. по русской грамматике. М., 1975, стр. 68
[7] Шахматов А.А.. Синтаксис русского языка.- ЛКИ: Лингвистическое наследие XX века, 2007, стр. 349
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.