Классификация современных воспитательных технологий

  • docx
  • 24.03.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала статья.docx

Я под целью воспитания понимаю программу человеческой личности, программу человеческого характера, причем в понятие характера я вкладываю все содержание личности, т.е. и характер внешних проявлений и внутренней убежденности, и политическое воспитание, и знания — решительно всю картину человеческой личности; я считаю, что мы, педагоги, должны иметь такую программу человеческой личности, к которой должны стремиться.

А.С. Макаренко

 

 

Новое общество - общество будущего - выдвигает новые требования перед образованием. Реализация новых задач образования требует новых подходов, обращение к личности ученика с его потребностями и интересами. Такой подход в педагогической литературе получил название гуманистического- в основу которого положена задача восприятия воспитательного процесса как свободного роста и развития личности. В соответствии с этим основной задачей классного руководителя, воспитателя является содействие активизации познавательной активности учащихся, создание условий для их самовоспитания, воспитания активной позиции, диалогического общения, соблюдение права выбора, а не пассивное подчинение требованиям педагога.

Образование обеспечивает трансляцию нововведений в систему культурных норм и образцов общества, воспроизводятся в процессе освоения их молодежью в соответствии с сформированных ценностных ориентаций.

         В течение последнего десятилетия термин "педагогическая технология", "технология обучения", "личностно ориентированная технология", "технология воспитания" является едва ли не наиболее употребляемыми в педагогической науке и практике.

     Главной движущей силой инновационной воспитательной деятельности является классный руководитель, который:

• Имеет творческие способности;

• Способен к организации своей профессиональной деятельности на инновационном уровне;

• Хочет открыть детям возможности творческого развития;

• Готов к поиску;

• Инициативный;

• Активный;

• Креативный;

• Компетентный;

• Учитывает индивидуальные, возрастные и психофизиологические особенности учащихся.

Составляющими воспитательных технологий является формы организации деятельности и методы, как средства воздействия на учащуюся молодежь, среди которых приоритетная роль принадлежит активным методам, которые базируются на демократическом стиле взаимодействия.

К таким методам относятся: ситуационно-ролевые игры, метод открытой трибуны, социально-психологические тренинги, интеллектуальные аукционы, "мозговые атаки", метод анализа социальных ситуаций с моралистическим характером, решение проблем и тому подобное.

Данные формы и методы используются классными руководителями и воспитателями в соответствии с направлениями воспитания.

       Коучинг в школе - это тип индивидуальноличносного сопровождения и поддержки, при котором педагог не дает указаний, не советует, не решает чужих проблем.

Принципы коучинга:

• Со всеми детьми все ОК!

Каждый ребенок - личность. С ней все в порядке. Важно видеть в ребенке его сильные стороны, лучшие качества, ее таланты, позволять ей быть собой.

• У ребенка есть все необходимые ресурсы для достижения успеха. Этот принцип означает, что учителя позволяют детям приобретать своего опыта и стараются не давать советов.

В основе действий каждого действия ребенка лежит позитивное намерение (независимо от того, как это выглядит снаружи).

• Ребенок в каждый момент времени делает лучший выбор из возможных. Этот принцип освобождает ребенка от обвинений и упреков.

Изменения не только возможны, но и неизбежны. Дети растут и развиваются. Иногда предосторожности взгляд учителя не дает проявиться этим изменениям. Когда же мы видим в ребенке его личностный рост и поощряем ее, мы помогаем положительным изменениям происходить.

Коучинг-технологии:

Техника «Присоединение» Наиболее ответственная фаза общения - это фаза подготовки. Общение надо планировать, правильно выбрать место и время, определить для себя установки на результаты общения. Первая фаза общения - вхождение в контакт. Здесь важна созвучность, важно почувствовать состояние, настроение партнера, освоиться самому и дать возможность ориентироваться другому. Существуют техники присоединения к партнеру (до имитации некоторых его особенностей, отслеживание ритма дыхания и т.д.).

 конкретное пожелание, рекомендация («Я предлагаю Вам сделать следующее ..."); активное воображение и фантазирование - "Представьте, что ..." свободные ассоциации - "Вспомните это чувство. Какие ассоциации у Вас возникают в связи с ним?».

Колесо жизненного баланса (Интерактивное упражнение)

 

 

На нем необходимо нарисовать круг и разделить его на 8 равных частей. Эти части - это ваши жизненные ценности. У каждого человека они разные. Это могут быть семейные отношения, деньги или карьера, здоровье и отдых и так далее. Стоит задуматься и определить максимально важные ценности для вас.

Затем необходимо оценить удовлетворенность каждой из частей жизни. Для этого используйте 10-балльную шкалу. 0 означает полную неудовлетворенность, а 10 - максимальную удовлетворенность. Причем следовать нужно не каким-то стандартным требованиям, а личным ощущениям. Например, вы получаете зарплату, которой вполне хватает для удовлетворения потребностей и на повседневные нужды. Но ваше окружение считает, что вы должны зарабатывать больше. Оценку следует ставить, исходя из собственных ощущений. Мнение других не должно влиять на колесо жизненного баланса.

Теперь оцените свои успехи в каждой сфере по шкале от 1 до 10. А потом соедините отметки ваших успехов линией по кругу.

В результате получите свое персональное Колесо Жизни, а вместе с ним и понимание, чего лично вам нужно уделить больше внимания, а что - меньше. В каких областях у вас дисбаланс. Для начала нужно взяться за те области, которым вы дали маленькие оценки. Подумайте, что можно изменить в жизни по каждой сфере, чтобы оценка поднялась до 10. Все решения, которые приходят в голову, следует записать. Они помогут вам найти выход из положения, возможность сменить сферу жизни к лучшему. Не ждите, что решение придет к вам сразу, вероятно, вы увидите путь через некоторое время. Но не отчаивайтесь, постоянно анализируйте записаны идеи. Так вы сможете найти нужные ответы.

Как говорится, начните сначала. То есть, продумайте действие, которое может улучшить оценку, которую вы можете сделать прямо сейчас. Составьте план из трех шагов. Каждый должен быть сложнее предыдущего. Начать нужно с самого простого, затем развиваться дальше.

Иногда не так просто понять, что же вас не устраивает в конкретной области. Тогда следует сделать колесо баланса жизни для отдельной отрасли. Так же разделите круг на 8 частей и распределите оценки. Это поможет вам лучше понять ситуацию и начать исправлять.

Стоит помнить, что главное в жизни - баланс. Поэтому нужно уделять внимание каждой сфере. Тогда вы сможете достичь гармонии, а вместе с ней счастья и успеха.

Утренние и вечерние вопросы

Это упражнение не требует больших усилий. Более того, она не требует дополнительно затраченного времени. Выполнение упражнения можно сочетать с любой привычной действием - на пути на в школу или при чистке зубов.

Достаточно каждое утро ставить себе несколько вопросов:

Действия я могу сделать сегодня, чтобы добиться желаемого результата?

Что я могу изменить, чтобы добиться поставленной задачи?

Что важного или интересного в моем желании?

На чем мне необходимо сконцентрироваться сегодня для достижения цели?

Все, что от вас требуется - не забывать об этих вопросах. Для особо рассеянных можно установить «напоминание» на телефоне или прикрепить стикер на зеркале. Напоминание, немного мыслительных процессов и вот - ваши действия для достижения цели на сегодня приобретают порядке.

Вечером вы должны подвести итоги выполненных шагов.

Для этого задайте себе следующие вопросы:

Какие шаги приблизили меня к моей цели сегодня?

Почему я смог научиться сегодня?

Насколько сегодняшний день улучшил мою жизнь? Понадобится полученный опыт в будущем?

Рефрейминг - искусство быть счастливым

Знаешь, что самое сложное в жизни? Муравей. Его масса может существенно  не превышает 150 мл . А ко всему прочему можно привыкнуть. Именно такой подход предлагает рефрейминг - искусство изменять свое отношение к чему-либо. Рефрейминг содержания. Это умение принять ситуацию и понять, что мир - разноцветный, а не черно-белый. Скажем, у тебя произошло что-то негативное и ты мгновенно обижаешься на свет в ближайшие день-два. Не спеши. Психологи советуют сначала задать себе несколько вопросов:

• Что положительного может дать эта ситуация?

• Какую выгоду для себя я смогу получить?

• Какие жизненные уроки я могу усвоить? (Если совсем несладко)

Есть еще один простой метод, который предлагает рефрейминг содержания. Нужно мысленно заменить слово «проблема» на слово «задача». Ведь проблема давит на тебя, угрожает, а задачи необходимо решить, это не трагедия, если же «Задача» изменить на «цель», то уже появляется дедлайн и пошаговый план ее достижения.

Например, тебе увеличили нагрузку на работе \ учебе. Ок, не проблема. Теперь ты:

• более успевать;

• вынужден организовать свое время (а так давно не хватало толчка)

• научишься ценить отдых;

• получишь большую отдачу (получишь лучшие баллы или попросишь высокую зарплату).

• Рефрейминг контекста. Возьми что-(ситуацию, поведение, проблему) и посмотри на нее в другом контексте. Из-за этого меняется восприятие и это подтверждают исследования. Расскажу об одном из них.

• Ученые собрали в различных залах две группы людей. В первом помещении перед группой разместили фигуру, во втором - две (одну такую ​​же, как в первом зале, а другую - значительно больше). Далее респондентов попросили охарактеризовать размер одинаковых фигур. Так вот большинство людей во втором зале видели фигуру меньше, чем участники первой группы. Причина - они сравнивали фигуру с большим, а не оценивали ее как самостоятельный объект.

Итак, контекст, в котором мы находимся, бессознательно влияет на наше мышление. И когда в следующий раз ты подумаешь: «Я слишком осторожен, никогда не рискую», вспомни, что ты, например, будешь хорошим водителем. То есть подумай о своем «минус» в другом контексте. Или же когда ругать преподавателя за требовательность - помни, что именно это заставит тебя подготовиться к экзамену и изучить материал.

«Проблема» №1. Ты не сдал ЕГЭ. Соответственно, не сможешь вступить в этом году в вуз. Но ситуация ужасная только на первый взгляд. Российскому ученику трудно представить, что в Европе молодежь специально не вступает в вуз сразу после школы не идет в магистратуру сразу после окончания бакалавриата. Называется такая практика Gap-year. Тайм-аут длиной в год выделяют на то, чтобы  быть волонтёром, путешествовать, стажироваться - и что угодно. Gap-year становится все популярнее, особенно учитывая неограниченные возможности для современной молодежи - можно поехать волонтером почти в любой уголок Земли.

Поэтому и у тебя появился целый год, чтобы определиться, куда же ты хочешь вступить на самом деле. Возможно, ты мечтал стать журналистом, но по стажировавшись в нескольких изданиях за год поймешь, что представлял эту профессию иначе. И выберешь другой вуз, сэкономив сразу 4 или даже 6 лет бесполезного обучения. Или волонтерство в Индии перевернет твой мир и в корне изменит жизненные приоритеты. Просто посмотри на это, как на возможность!

«Проблема» №2. Ты вступил не в желанный вуз. Еще далеко от дома ... На самом деле, такая «подножка судьбы» - отличная мотивация для саморазвития. Это новая среда, новые знакомые и преподаватели. Расскажу жизненный пример - моя подруга попала не на ту специальность, о которой мечтала. А уже на первом курсе выяснилось, что 10 лучших студентов направления на третьем курсе поедут по обмену за границу и это особенность именно той специальности, которую она не планировала выбирать. В результате девушка проучилась семестр в Варшавском национальном университете и объездила Европу.

«Проблема» №3. Ты не будешь получать стипендии, хотя на нее очень рассчитывал. На самом деле это толчок наконец стать самостоятельным. Не надо прогуливать пары, чтобы оплачивать свое обучение и развлечения, и не обязательно обреченно тренироваться выкрикивать: «Свободная касса!». Можешь сделать источником дохода ... свое хобби. Любишь читать - пиши рецензии на книги для тематических сайтов. Любишь путешествовать - создавай свой тревел-блог. Делаешь что-то своими руками - начинай это продавать. Знаешь какой-нибудь иностранный язык - займись репетиторством после пар. Таким образом университет ты закончишь не только с дипломом на руках, но и опытом за плечами. А возможно, найдешь новое призвание.

«Проблема» №4. Ты расстался с любимым человеком. Катастрофа на первый взгляд, но ищем и хорошую сторону. Во-первых, банально, но все, что нас не убивает, делает сильнее. Во-вторых, бывшего \ ю невозможно было вытянуть за границу в путешествие? Ты спокойно можешь сделать это без него \ нее. В-третьих, самое время вспомнить всех близких, о которых ты несправедливо забыл - позвони лучшему другу, сестре, давним знакомым, которых вечно обещаешь «набрать». У тебя появится много свободного времени, которое можно посвятить саморазвитию, учебе, работе. Такие переломные моменты часто становятся толчком к большим переменам. Например, переехать в другой город или даже страну. И, конечно, теперь у тебя появился шанс встретить человека, с которым ты сможешь разделить свое счастье и радость.

«Проблема» №5. Ты заболел. Еще в разгар лета. Все встречи и планы отменены, самочувствие ужасное. Что может быть здесь хорошего? К примеру, в следующий раз ты не будешь жадно глотать холодную воду на ветру и, возможно, убережешься от гораздо более серьезной болезни. На несколько дней сможешь почувствовать себя слабым - родные принесут горячего супа, любимый человек - мандаринок. Возможно, удастся немного отвлечься от работы, почитать давно отложенное книгу, посмотреть любимый сериал.

Фрирайтинг (free writing) - это техника, которая применяется в широком спектре: от развития грамотности в психологической работы над собой. Помогает войти в творческое состояние, свободный поток слов и мыслей. Его основная цель - преодолеть внутреннего критика, цензора и достучаться до своих истинных идей, желаний, скрытых знаний души. Также помогает развивать креативность и "прислушиваться" к своему внутреннему голосу. Отличный способ снять стресс или сделать сон более глубоким, даже лучше засыпать, поскольку мысли успокаиваются, замедляются и уже не хочется обдумать все то поток событий, который произошел за день.

Дело в том, что наш мозг записывает абсолютно все, что "видит". Он не фильтрует, а сканирует: что почувствовали, увидели, понюхали, прикоснулись и так далее. А уже пока мы спим - перерабатывает информацию и "откладывает" в подсознание или различные виды памяти. Довольно часто мы можем самостоятельно найти решения на все интересующие нас волнуют. Достаточно лишь научиться слушать себя и "вытаскивать" эти лучшие идеи. В такие моменты кажется, что они "лежат на поверхности".

Еще один важный эффект фрирайтингу - он помогает высвободить место для новых идей, то есть, выписывая на бумагу свои мысли - Вы проводите своего, рода чистку, как фильтрацию - что важно выбросить, а что запомнить и использовать, даже реализовывать (идеи).

Инструкция проста:

1. Ставите будильник на 30 мин.

Конечно, перед этим Вы уже определились: сидите за столом или на подоконнике, или в любом любимом месте. И у Вас наготове бумага и ручка. Лучше завести под это доброе дело отдельную тетрадь. И очень важно писать от руки.

2. Пишите все, что приходит в голову. Каждое слово, предложение.

Здесь выключаем осуждения, которая ерунда. Никто перечитывать не будет и проверять ошибки. Пишите быстро и то, что у Вас в голове. Ваш внутренний цензор имеет в это время отдыхать!

3. Осмысление.

А иногда переосмысления. Именно это - важнейшая часть. Сначала 1-2 мин отдохните, отвлекитесь. Затем перечитайте текст (лучше вслух) и подчеркните или отдельно выпишите то, что заслуживает внимания. Возможно идея, установка себе, а возможно и решение для вопроса, над которым сейчас работаете.

Ради этого шага и делается это упражнение. Ведь, по одной из версий разъяснения техники, Вы задействуете свое подсознание (если так можно выразиться). Ведь в повседневной жизни мы часто "думаем мнению" обрывками, а не додумывая ее до конца. И среди сотни таких мыслей можем пропустить хорошие идеи или даже решения. Но через быстрый темп жизни, изменение событий или концентрацию на вещах, происходящих "здесь и сейчас", мы не заглядываем в середину, не прислушиваемся к своему внутреннему голосу. С помощью техники фрирайтингу - у Вас это получится!

Что следует учесть перед стартом:

• важно отключить своего "внутреннего критика» еще до начала. Просто дайте ему выходной на 30 минут и позвольте себе быть собой, не думать "что я пишу", "что за ..., а не предложения". Вы выписываете мысли, а они обычно еще оборваны в голове, кусками слов, а не целыми предложениями.

• таймер важно поставить, поскольку Вы тренируете мозг концентрироваться. Если первые разы Вы просто будете пялиться на чистый лист бумаги, то через несколько дней "по сигналу" выпишите все.

• даже если Вам необычно и в голове прокручивается только мысль «я не знаю что писать ...", - запишите ее и, скорее всего, процесс пойдет.

• важно закончить мысль. Если Вам кажется, что о таком раньше не думали, а когда начали писать, откуда "вылезло", все равно логично завершайте мнение. Увидите, она может привести к чему-то интересного. Это происходит за счет того, что пишите Вы медленнее, чем думаете. Поэтому можете пропустить ту идею, которую быстро подумали, а показалось, будто это был обрывок предложения. В фрирайтингу - этот обрывок выводится в предложения и может получиться что-то очень полезное для Вас.

Если Вы не знаете что писать, но чувствуете, что эта техника Вам отзывается, то просто приготовьте бумагу и таймер. Сядьте удобно и спросите себя: "Что я чувствую? О чем сейчас думаю? " Выведите в тетрадь все свои переживания. Затем опишите то, над чем работаете (проект или жизненная ситуация, которая Вас беспокоит) и все мысли (которые, возможно, никто не слышит!) По этому поводу. Попробуйте развивать их дальше и посмотрите к чему гипотетически это может привести. Возможно, так Вы сможете подобрать метко слова для последующей коммуникации.

 Еще одна особенность фрирайтинга, которая роднит его с другим техниками личностного развития, заключается в том, что этот метод не только помогает в решении конкретных профессиональных и личных задач, но и вносит свой вклад в наше развитие в целом - с каждым его использованием мы становимся более гибкими, свободными, а мысли осознанно, с каждым использованием более раскрываем творчество.

Стратегия Уолта Диснея – мечтай, критикуй, воплощай!

Большой мультипликатор был известен тем, что воплощал в реальность все свои идеи. Он не был волшебником, но смог добиться такого успеха, что созданная им компания The Walt Disney Company имеет годовой оборот около $ 40 млрд. Фактически Дисней изобрел собственную стратегию достижения цели, которую еще называют «стратегией творчества Уолта Диснея» и «креативной стратегией». Его стратегию можно применять для идей, связанных с любой сферой деятельности. Секрет успеха Уолтера Диснея кроется в особенности его мышления. Он поочередно воплощался в разных героев: Мечтателя, Реалиста и Критика.

Идея в том, что Мечтатель мечтает, дальше Реалист предлагает решения, а конструктивный Критик помогает оценить и пересмотреть продукт творчества. Самое интересное, что внутри каждого из нас живут все эти 3 части: Мечтатель, Реалист и Критик. Трудности возникают тогда, когда эти части вместо того, чтобы сотрудничать и поддерживать нас в реализации наших целей начинают конфликтовать.

Таким образом, эффективное решение проблем представляет собой синтез этих трех процессов или фаз:

1. Мечтатель необходим на этапе создания новых идей и целей.

Фаза мечтателя ориентирована на отдаленное будущее. Функция Мечтателя - ясно увидеть внутренним зрением, как все кусочки картины складываются в одну историю. Что является задачей мечтателя? Дать волю своей творческой воображении, не ограниченной ничем, нарисовать в воображении яркие и добрые картины своей мечты.

2. Реалист необходим при воплощении идей в то конкретное.

Целью Реалиста есть воплощение мечты в рабочий план или продукт. Как реалист, ты действуешь так, как будто мечта осуществима, сосредотачиваясь только на действиях. Начальный фокус внимания на то, как осуществить план или идею. Реалист более сосредоточен на технологиях или операциях и временный лимит. Умственное фокус реалиста должен быть таким: мечта достижима, вопрос только в том, как осуществить план или воплотить идею; рассматриваются необходимые действия и определяются краткосрочные шаги.

3. Критик дает обратную связь, критически оценивает выработан план, находит его слабые места и ограничения.

Цель критика - оценить представленный план или проект, подумать о потенциальных проблемах и потерянные звенья. Эффективный Критик понимает, как важно увидеть план глазами всех сторон, к которым он имеет отношение. Критик проверяет план на экологичность и реалистичность, о доступных нам ресурсов и времени. Определяет вторичную выгоду от сохранения текущей ситуации и спрашивает, как эту выгоду сохранить.

Этот процесс циклический. Новый цикл начинается тогда, когда Мечтатель принимая во внимание вопросы Критика, генерирует новые идеи, которые затем Реалист воплощает в план действий.

Кроме этих методов целесообразно включить и традиционные: беседы, диспуты, лекции, семинары, различные формы работы с периодической печатью и другие.

Существуют различные пути внедрения инновационных технологий в воспитательный процесс.

Поэтому наряду с традиционными методами обязательно надо использовать инновационные, которые могут активизировать активную энергию учеников, направив ее в нужное русло. Важную роль играет «дозирования» традиционных и инновационных. Оно зависит от множества факторов, в частности уровня обучающихся, уровня педагогического опыта, интеллекта педагога. Комбинируя в процессе воспитания инновационные и традиционные методы работы, нужно пытаться создавать условия для развития и саморазвития личности ученика.


 

Посмотрите также