Классификация, структура, организация, модель работы над проектом
Оценка 4.6

Классификация, структура, организация, модель работы над проектом

Оценка 4.6
docx
12.11.2020
Классификация, структура, организация, модель работы над проектом
Классификация, структура, организация, модель работы над проектом.docx

Классификация, структура, организация, модель работы над проектом

Мини-проекты(презентации) могут укладываться в один урок. Этот вид проектов приемлем для проведения уроков в 5-6 классах. Как показывает практика, не реально осуществление компьютерной проектной деятельности в младшем и среднем возрасте, поэтому здесь учителя сориентированы на презентации.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков. Данная разработка трансформируется под любой тип урока, поскольку учитель может снимать и добавлять слайды, менять их содержание, применять дополнительные виды графики, вводить новые приемы учебной деятельности. При создании слайдов особое внимание обращается на логику изложения материала. Так возникают и складываются возможности проектной деятельности учащихся по созданию собственных программ.

Среднесрочные проекты выполняются в рамках проектной группы или индивидуально в течение нескольких месяцев во внеурочной деятельности. Например, создание электронного пособия «Защити свои права», создание фильма «История моего края».

Долгосрочные проекты могут выполняться в течение года. Чаще всего такие проекты проводятся в рамках ученических научных обществ. Выполняются во внеурочное время.

Социальные проекты, как правило, часто бывают долгосрочными. Все зависит от проблемы и способов решения, которые ставят участники проекта.

1.            Структура учебного проекта

Кратко и содержательно определил структуру проекта И. С. Сергеев в методическом пособии «Как организовать проектную деятельность».

Проект — это «пять «П»»:

Проблема (постановка проблемы, компоненты которой требуют решения).

Проектирование (планирование деятельности).

Поиск информации (сбор, систематизация, структурирование информации).

Продукт (изготовление, оформление продукта).

Презентация (выбор формы, подготовка и презентация, а также самооценка и самоанализ).

Шестое «П» проекта — его Портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, промежуточные отчеты и другое.

2.            Организация работы над проектом

(по И. В. Кругловой, начальника Центра наставничества молодых специалистов общеобразовательных учреждений г. Москвы)

1.Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами):

·                высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов;

·                обсуждение возникших идей;

·                перечисление интересующих учащихся тем проектов;

·                формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.

2.Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):

·                уточнение намеченной цели и задач;

·                поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;

·                обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т. д.);

·                интерпретация данных;

·                сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.

Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):

·                систематизация полученных данных;

·                построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т. д.).

Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):

·                осмысление полученных данных и способов достижения результата;

·                обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, города и т. д.).

3.            Модель работы над проектом (базируется на «технологии проектной деятельности», разработанной Е.С. Полат)

1.            Установочное занятие. Стендовая информация.

2.            Консультации по выбору тематики, формулирование идей и замыслов, формирование проектных групп.

3.            Групповое обсуждение идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы.

4.            Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов  

5.            Исследовательский этап. Промежуточные отчеты учащихся.

6.            Индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ.

7.            Обобщающий этап. Предзащита проектов.

8.            Доработка проектов с учетом замечаний и предложений. Подготовка к публичной защите.

9.            Формирование групп рецензентов, оппонентов и «внешних» экспертов.

10.       Генеральная репетиция публичной защиты проектов.

11.       Заключительный этап: публичная защита проектов.

12.       Подведение итогов, анализ выполненной работы.  

III. Проектная работа на уроках русского языка и литературы

Проектные задания по русскому языку и литературе в 5-7 классах вызывают живой интерес обучающихся, создают условия для интеграции знаний из различных областей искусства.

Наиболее доступными для учащихся 5-6 классов  являются  краткосрочные либо мини-проекты, рассчитанные на 1-2 урока.  

Так при изучении  малых жанров фольклора в 5 классе учащиеся  работают над индивидуальным мини-проектом «Книжка - малышка».  Подбирая материал для своих книжек, ребята учатся различать малые фольклорные жанры, лучше запоминая их особенности. Подбираются загадки, пословицы, колыбельные песенки, заклички, пестушки и т.д. Ребята работают с книгами, Интернет-ресурсами, собирают материал, опрашивая своих бабушек, родителей. Книжки красочно оформляются, продумывается обложка, название сборника, иллюстрации. Приветствуются рукописные работы.  Обязательной является презентация проекта, на которой ребята рассказывают, как они собирали материал, какие трудности встретили,  оценивают, была ли для них полезна эта работа, чему они научились, что надо было сделать по-другому, что из задуманного получилось, а что нет. Все вместе выбирают лучшую книжку малышку с точки зрения содержания, оформления и представления её одноклассникам.

Ребята работают с разными источниками, кратко описывая традиции, которые связаны с исполнением обрядовых песен, подбирают материал, при этом обязательно обращаются к представителям старшего поколения, стараясь узнать, известны ли им календарно-обрядовые песни, записывают их.  Все группы вместе обсуждают, каким будет оформление сборника. Свои странички каждая группа «верстает» сама, но при этом соблюдая определенные договоренности (будет ли это машинописный или рукописный вариант,  что будет общего в оформлении, ведь в итоге должен получиться единый сборник). Каждая группа представляет свою работу, рассказывает о своих успехах и трудностях.  Возможна презентация сборника учащимся других классов.

Еще один пример выполнения группового краткосрочного проекта – создание юмористической газеты. При изучении творчества В. М. Шукшина в разделе «Писатели улыбаются» учащимся предлагается попробовать себя в роли писателя, создать свои юмористические рассказы. Ребята сами обсуждают написанное, отмечают положительные моменты и то, что не получилось. Делают вывод, что написать так, чтобы читатель улыбнулся – очень сложно, это не всегда получается. Поэтому необходимо знакомство с некоторыми приемами, которые позволяют писателю создавать юмористические ситуации.  Происходит распределение обязанностей между детьми: роли редакторов, художников-оформителей, ответственного за верстку и т.д. Рукописи дорабатываются, рецензируются, проверяются, итог – оформление газеты и ее представление на суд читателям – учащимся школы. В процессе подобной работы формируются коммуникативные учебные действия (умение создавать свое речевое произведение, общаться с одноклассниками, осуществлять совместную деятельность с целью получения наилучшего результата), познавательные (умения использовать полученные знания о творчестве писателя, литературоведческие знания при создании своих произведений);регулятивные выполнение работы в срок, самоорганизация и самоконтроль, взаимоконтроль, умение исправлять свои ошибки и др), личностные (осознание своих возможностей, желание участвовать в творческом созидательном процессе, приобретать новые знания и умения).

Проект «Словесные и живописные портреты русских крестьян (по рассказам из цикла И. С. Тургенева «Записки охотника»), над которым работала группа учащихся, выполнен в форме компьютерной презентации. Создание презентации –вид деятельности, отвечающий и требованиям времени, и интересам учащихся. Поэтому часто ребята (индивидуально или в парах) разрабатывают компьютерные презентации о творчестве писателей: «Лицейские годы А. С. Пушкина», «Басни дедушки Крылова», «Жизнь и творчество В. П. Астафьева» и др., которые используются учителем на уроке. Таким образом учащиеся выполняют роль помощника учителя.

В процессе изучения темы «Словообразования» ребята создают схему словообразовательного гнезда слова. Сначала делают это сами. Задача – применить знания о способах словообразования при выполнении творческих работ. Полученные словообразовательные гнезда проверяются с помощью словообразовательного словаря, ошибки анализируются и исправляются. Затем, как правило дома, учащиеся красочно оформляют свои работы на листе формата А4. Так составляется небольшой словообразовательный словарик в картинках. Ребята предлагают разные варианты оформления. Так, слова с корнем «дом» они «расселяют» по большому многоквартирному дому, с корнем «рук(а)» - на ладошке, на веточке дерева размещаются слова с корнем «лист» и т.д.

Мини-проекты или краткосрочные проекты могут постепенно перерасти в проект долгосрочный, если найдутся ученики, особенно заинтересовавшиеся данной темой. В 6 классе при изучении темы «Имя существительное» ученики знакомятся со словарями личных имен. При этом они выполняют индивидуальный мини-проект «Тайна моего имени» . Выполнен он может быть как дома(в качестве домашнего задания), так и на уроке, с использованием  словарей личных имен, интернет-источников и другой литературы.  Ребята узнают о происхождении и значении своего имени. Как правило, очень интересно детям узнать о происхождении своих фамилий. Работая с информацией, ребята составляют краткое сообщение, с которым знакомят одноклассников.   

Именные системы описывались по плану

1.Компоненты имени

2. Традиции именования. Исторические события, влиявшие на систему личных имен.

3.  Отчества

4.  Особенности бытования имен.

Затем именные системы сравнивались. Подробно ученица изучила имена своей семьи, узнала, как выбирают имя родители для своих детей, какие имена самые распространенные в нашей школе.  К работе была составлена презентация. Данная работа была представлена на региональной научно-практической конференции «Старт в науку».   Особенно ценным в данном опыте представляется то, что вся работа шла «от ученика»; заинтересованность, сильная мотивация способствовали поддержанию высокой познавательной активности и достижению результата, формированию всех видов универсальных учебных действий. Роль учителя – это роль координатора, эксперта, рецензента.

Также из мини-проектов «выросли» исследовательские работы на темы «Фразеологизмы: знакомые незнакомцы», «Родословной корни глубоки», «История возникновения и бытования местных прозвищ».

Работа по фразеологии началась с небольшого задания «История одного фразеологизма», которую получили учащиеся в процессе изучения данной темы. Она предполагала рассказ о значении и происхождении фразеологизма, употреблении, его синонимах и антонимах. Нашлись желающие продолжить предложенную учителем работу по этой теме. В процессе работы ученик пришел к выводу о том, что многое о фразеологизмах мы не знаем, а ведь они зачастую хранят в себе сведения об истории нашей страны. Итогом работы стало предложение изучать фразеологизмы не только на уроках русского языка и литературы, но и на других уроках. Учеником были проанализированы фразеологизмы с точки зрения их происхождения, значения, входящих в их состав компонентов, и затем составлены списки устойчивых выражений, которые можно изучать на истории, математике, химии и других уроках. Итог данной работы, конечно, не представляет собой новое научное знание. Но оригинальность идеи, желание не просто изучить вопрос, но и, возможно, принести пользу другим, является очень ценным в личностном плане.

Ученикам во время изучения произведений о Великой Отечественной войне предлагалось составить небольшой рассказ о своих прадедушках и прабабушках, участвовавших в тех событиях. На уроке оговорили цели, задачи, ход работы и сроки выполнения. Ребята узнали, как задавать вопросы родственникам, какие сведения записывать, что может стать источником информации, как и с какими Интернет- ресурсами работать. Надо отметить, что несколько человек из класса не смогли выполнить эту работу, так как никто из родственников им не мог помочь, они ничего не знают об участниках войны.  И наоборот, были те, кто собрал много интересных сведений. Один из учеников собрал так много материала, что мной было предложено провести серьёзную работу по исследованию родословной. Здесь было необходимо привлечение другого специалиста– учителя истории, который помог правильно изучить вопрос, связанный с родословием, составить родословное древо семьи. Учеником были собраны сведения обо всех прямых родственниках, участвовавших в ВОВ, собраны документы, награды, о пропавших без вести узнавали с помощью Интернета. В этой работе большую роль сыграла заинтересованность родителей, их непосредственная помощь ребёнку. Была приготовлена интересная презентация с фотографиями из семейных архивов и Интернета, копиями документов. Работа была представлена на научно-практических конференциях и стала победителем областного конкурса «Военная династия» в номинации «Моя семья – основа военной мощи России». Так небольшие проекты перерастают в серьезные исследования, которые помогают развитию учебных навыков ребят, их самоутверждению, способствуют организации сотрудничества школы и родителей.

Применяя метод проектов, учу детей ставить цели к заданиям, упражнениям, определять конечный результат, уметь его сформулировать устно.  В качестве домашнего задания учащимся предлагаются мини-проекты: написать сочинение, сочинить сказку по теме, приготовить викторину в картинках, создать наглядное пособие и др. Учащиеся делают проекты по теме и по своей инициативе, что обязательно обсуждается в классе.

  Элементы проектной деятельности можно использовать на разных этапах уроков, если в этом есть педагогическая целесообразность.

Важно в учебной деятельности дать каждому ученику возможность почувствовать сопричастность к миру, соприкоснуться с собственным творчеством, найти в себе читателя, зрителя, и в решении этой задачи помогают такие формы, как мини-сочинения, инсценировки, составление кроссвордов, рисование иллюстраций и т.д.

Обязательные условия при этом – четкое определение выполнения задания по времени и рефлексия деятельности, т.е. оценка того, что лично дало каждому выполнение того или иного учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как этого избежать в будущем. Важно, что в таком размышлении учащиеся учатся адекватно оценивать себя и обсуждать результаты своей деятельности.

Конечно, в освоении технологии неизбежно столкновение с различного рода трудностями.

Во-первых, это загруженность учителя и учащихся.  Работа по организации проектной деятельности требует серьезной подготовительной работы учителя, для которой необходимо много времени.

Не хватает времени и на окончательное оформление проекта, составление проектных папок. Вся организационная работа зачастую проводится в устном виде, цели и задачи выполнения небольших проектов также оговариваются устно. Например, при оформлении газеты результат работы был достигнут, была проведена рефлексия деятельности учащихся, но этапы работы, промежуточные результаты (проектная папка) оформлены не были.

Часто учащиеся не укладываются в оговоренные сроки, выполнение заданий затягивается, падает познавательная активность, не все могут довести начатое до конца.

Во-вторых, есть методические трудности в организации работы над проектом, в разработке подобных уроков.

В-третьих, не всегда получается вовлечь в проектную деятельность всех учащихся. Если проект групповой, в группе обязательно найдутся ученики, которые постараются отсидеться или выполнят работу проще и меньше остальных.

В-четвертых, есть трудности, связанные с материально-техническим обеспечением. Большинство проектов предполагает поиск информации, работу с разными источниками, а на уроке нет необходимого количества компьютеров, доступа к Интернету.  Некоторые учащиеся не имеют компьютера дома. В сельской местности трудно найти нужную литературу.

В-пятых, часто ученики пользуются Интернетом, чтобы просто скачать готовую работу, например, презентацию или сообщение.

Несмотря на указанные трудности, проект – это интересный вид деятельности, способ взаимодействия учащихся и учителя. Решающее значение в применении этой технологии играет заинтересованность учителя, который сможет передать её своим ученикам, вовлечет их в активный процесс получения и переработки информации, творчества, общения. Это способствует раскрытию возможностей учащихся, подготовке их к жизни в современных условиях.

Заключение

Сегодня проектная технология прочно заняла свои позиции в образовательном процессе.

Во-первых, потому, что в процессе проектной деятельности формируются различные ключевые компетенции, под которыми в современной педагогике подразумеваются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, навыки, а также систему ценностных ориентаций учащихся и готовность реализовать их в необходимой ситуации.

Во-вторых, формируется активная самостоятельная и инициативная позиция учащихся в учебном процессе.

В-третьих, проектная деятельность нацелена на развитие познавательного интереса учащихся, дает им возможность делать самостоятельный выбор.

В-четвертых, реализуется принцип связи обучения с жизнью. Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения отечественного образования

Список использованной литературы

1.            Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования [ Текст]. - Ростов-на-Дону, 2000. - 352 с

2.            Новые педагогические и информационные технологии в системе  образования // Под ред. Е. С. Полат. — М.: Просвещение, 2000.

3.             Пахомова Н. Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.

4.             Пахомова Н. Ю. Учебный проект: его возможности.// Учитель. – 2000. - №3

5.            Полат Е. С. Метод проектов в современной школе. Методология учебного проекта. – М., 2000.

6.            Проектная деятельность учащихся. Н. Г. Кудрявцева. // Справочник заместителя директора школы, 2008. —№ 8. — С. 47.

Интернет-ресурсы

1. http://metlit.nm.ru

2. http://festival.1september.ru/articles/651091/

3. http://pedagogie.ru

4. https://infourok.ru

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Классификация, структура, организация, модель работы над проектом

Классификация, структура, организация, модель работы над проектом

П оиск информации (сбор, систематизация, структурирование информации)

П оиск информации (сбор, систематизация, структурирование информации)

Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников): · осмысление полученных данных и способов достижения результата; · обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом…

Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников): · осмысление полученных данных и способов достижения результата; · обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом…

Проектные задания по русскому языку и литературе в 5-7 классах вызывают живой интерес обучающихся, создают условия для интеграции знаний из различных областей искусства

Проектные задания по русскому языку и литературе в 5-7 классах вызывают живой интерес обучающихся, создают условия для интеграции знаний из различных областей искусства

Еще один пример выполнения группового краткосрочного проекта – создание юмористической газеты

Еще один пример выполнения группового краткосрочного проекта – создание юмористической газеты

В. П. Астафьева» и др., которые используются учителем на уроке

В. П. Астафьева» и др., которые используются учителем на уроке

Затем именные системы сравнивались

Затем именные системы сравнивались

Ученикам во время изучения произведений о

Ученикам во время изучения произведений о

Элементы проектной деятельности можно использовать на разных этапах уроков, если в этом есть педагогическая целесообразность

Элементы проектной деятельности можно использовать на разных этапах уроков, если в этом есть педагогическая целесообразность

Во-вторых, есть методические трудности в организации работы над проектом, в разработке подобных уроков

Во-вторых, есть методические трудности в организации работы над проектом, в разработке подобных уроков

Во-вторых, формируется активная самостоятельная и инициативная позиция учащихся в учебном процессе

Во-вторых, формируется активная самостоятельная и инициативная позиция учащихся в учебном процессе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2020