Классификация и характеристика групп детей с нарушением слуха
Оценка 4.7

Классификация и характеристика групп детей с нарушением слуха

Оценка 4.7
Лекции
doc
психологическая работа +2
Взрослым
05.01.2019
Классификация и характеристика групп детей с нарушением слуха
Существует психолого-педагогическая классификация детей с нарушением слуха Р.М.Боскис(это женщина!!!). Эта классификация построена на психологическом изучении взаимодействия слуха и речи. Теоретической основой классификации является положения, определяющие своеобразие развития ребенка с нарушениями слухового анализатора. Р.М.Бокис рассматривает недостаточность слуха у ребенка с точки зрения развития речи при данном нарушении слуха. Чем лучше речь у ребенка, тем больше возможности использовать свой слух. Педагогическая классификация детей с недостатками слуха , разработанная Р.М Боскис, построена на критериях, построена на своеобразии развития детей с отклонениями в функции слухового анализатора. Р.М.Боскис выделила 2 основные группы с недостатками слуха : глухие и слабослышащие. К группе глухих относятся дети , которые в следствии врожденной или раноприобретенной глухоты не могут самостоятельно овладеть словесной речью. К категории слабослышащих относят тех, у кого наблюдается снижение слуха, но возможно самостоятельное развитие речи. В зависимости от речевого развития выделяют 2 группы: - слабослышащие которые обладают относительно развитой речью с небольшими недостатками. - слабослышащие с глубоким недоразвитием речевой функции. Среди глухих также выделяют 2 группы детей, в зависимости от времени возникновения дефекта. -ранооглохшие дети, потерявшие слух на 1-2 году жизни или родившиеся не слышащими. -позднооглохшие дети, потерявшие слух в 3-4 года, а также позже, сохранившие речь в связи с более поздним возникновением глухоты.
16.doc
1) Классификация и характеристика групп детей с нарушением слуха. Существует психолого­педагогическая  классификация детей с нарушением слуха Р.М.Боскис(это женщина!!!). Эта классификация построена на психологическом изучении взаимодействия слуха и речи. Теоретической основой классификации является положения, определяющие своеобразие развития ребенка с нарушениями слухового анализатора. Р.М.Бокис рассматривает недостаточность слуха у ребенка с точки зрения развития речи при данном нарушении слуха. Чем лучше речь у ребенка, тем больше возможности использовать свой слух. Педагогическая классификация детей с недостатками слуха , разработанная Р.М Боскис, построена на критериях, построена на своеобразии развития детей с отклонениями в функции слухового анализатора. Р.М.Боскис   выделила   2   основные   группы   с   недостатками   слуха   :   глухие   и слабослышащие. К   группе   глухих   относятся   дети   ,   которые   в   следствии   врожденной   или раноприобретенной глухоты не могут самостоятельно овладеть словесной речью. К категории слабослышащих  относят тех, у кого наблюдается снижение слуха, но возможно самостоятельное развитие речи. В зависимости от речевого развития выделяют 2 группы: ­ слабослышащие  которые обладают относительно развитой речью с небольшими недостатками. возникновения дефекта. ­ слабослышащие с глубоким недоразвитием речевой функции. Среди   глухих   также   выделяют   2   группы   детей,   в   зависимости   от   времени ­ранооглохшие   дети,   потерявшие   слух   на   1­2   году   жизни   или   родившиеся   не слышащими. ­позднооглохшие дети, потерявшие слух в 3­4 года, а также позже, сохранившие речь в связи с более поздним возникновением глухоты.  Дефект слуха, в первую очередь, отрицательно влияет на формирование речи, т.е. той   психической   функции,   которая   в   наибольшей   степени   зависит   от   слухового анализатора. Наиболее простым методом обследования слуха является прием с помощью речи – шопотной   или   разговорной.   Слова   подбираются   с   низкой   и   высокой   частотной характеристикой. Восприятие шепотной речи считается нормальной на расстоянии 6­7м. Если ребенок не   владеет   речью   и   не   понимает   словесных   поручений   рекомендуется   использовать звучащие игрушки и музыкальные инструменты. Эти приемы не являются объективными и достаточно точными. При снижении необходимо направит ребенка на обследование слуха к сурдологу, где будет проводится аудиологическое или компьютерное исследование слуха. К причинам, приводящим к нарушениям слуха, относят родовые травмы, наложение щипцов   на   головку   плода,   оперативные   вмешательства   на   среднем   ухе,   разрыв   цепи слуховых косточек при травмах, аденоидные вегетации. Одной из распространенных классификаций глухих детей является классификация Л.В.Неймана (4­группы глухих): 1. Глухие дети воспринимают низкие частоты(125­15гц) реагируют на очень громкий голос у самого уха(крик) 2. Воспринимают частоты(150­500гц) реагируют на громкий голос у уха, на громкие звуки на небольшом расстоянии 3.   Звуки   в   диапазоне   низких   и   средних   частот   (125­1000гц)   звуки   музыки, инструментов, бытовые звуки 4. от 125­2000гц звуки музыки, инструментов, бытовые звуки В зависимости от средней потере слуха в первом диапазоне по Нейману выделяют 3степени тугоухости: 1­ая до 50дб; 2­ая от 50­70дб; 3­ая от 70­80дб – далее  глухота. Самостоятельно овладеть речью с трудом могут дети, обладающие степенем слуха на 15­ 20дб Л.В. Нейман предлагает  принять эту степень слуха в качестве условной границы между нормальным слухом и тугоухостью. Глухота наступает на уровне 83­85дб. Глухие(ранооглохшие) дети – к этой группе относят детей с такой степенью потери слуха, которая лишает их возможности естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею. Они овладевают зрительным (чтение с губ) и слухозрительным при помощи звукоусиливающей   аппаратуры)   восприятием   словесной   речи   только   в   условиях специального   обучения.   В   настоящее   время   определилось   4   типа   звукоусиливающей аппаратуры: 1) аппараты индивидуального пользования(спичтрейнеры) для занятий с отдельными учащимися по развитию слухового восприятия и работой над звукопроизношением. 2)     различные   модели   индивидуальных   слуховых   аппаратов   для   постоянного ношения 3)     аппараты   для   коллективного   пользования,   различные   звукоусиливающие установки для классных посещений. 4)  установка, связанная с применением индукционной петли. Важной   особенностью   психического   развития   глухих   детей,   является   то обстоятельство, что они почти одновременно овладевают несколькими различными видами речи – словесной (речевой и письменной), дактильной и жестовой. Позднооглохщие   дети   –   «глухие,   сохранившие   речь»   ­   те,   кто   потерял   слух   в возрасте, когда речь уже была сформирована. Причины потери слуха: Воздействуют на орган   слуха   здорового   ребенка   на   ранних   стадиях   его   развития   и   приводят   к возникновению   приобретенной   тугоухости.   Наиболее   частой   причиной   появления приобретенной тугоухости являются последствия перенесенного острого отита. Одной из причины   –   воспаления   ствола   слухового   нерва,   так   же   инфекционные   заболевания, скарлатина, туберкулезный менингит и др. К причинам, приводящим к нарушениям слуха, относят родовые травмы, наложение щипцов на головку плода, оперативные вмешательства на среднем ухе, разрыв цепи слуховых косточек при травмах, аденоидные вегетации. У них может   быть   разная   степень   нарушения   слуха   и   разный   уровень   сохранности   речи, поскольку   при   возникновении   нарушения   слуха   без   специальной   педагогической поддержки   речь   начинает   распадаться.   Эти   дети   имеют   навыки   словесного   общения. Важным для них является освоение навыков зрительного или слухозрительного восприятия словесной речи. Развитие мышления в большей степени сходно с его развитием у слышащих детей, чем у ранооглохших. Это сходство оказывается тем большим, чем лучше сохранены речевой запас и связанные с ним возможности отражения действительности при помощи словесных обобщений. Слабослышащие дети – в зависимости от степени сохранности слуха некоторые из них могут в какой­то мере самостоятельно овладеть речью, но такая речь обычно имеет ряд   существенных   недостатков,   которые   подлежат   коррекции   в   процессе   обучения. Значение зрительного восприятия речи возрастает в зависимости от тяжести нарушений слуха.  Внимание:   трудности   переключение   внимания,   больше   времени   требуется   на «вырабатывание» Ощущение и восприятие: большое значение имеет развитие зрительного анализатора. Особенности   глухие   дети   испытывают   трудности   в   восприятии   и   понимании перспективных изображений, пространственно­временных отношений между предметами; не всегда понимают изображенное движение предметов, трудности восприятие предметов в необычном ракурсе. Для   компенсации   нарушений   слуха   наибольшее   значение   имеют   вибрационные ощущения (кожные ощущения) Характерна   асинхрония   –   недоразвитие   одних   систем   восприятия   при   высоком уровне других. Речь: дети с нарушением слухом могут овладеть словесной речью только в условиях спец обучения. Память:   память   глухих   детей   совершенствуется   входе   формировании   словесной речи, в процессе игровой и учебной деятельности. Мышление: привалирование наглядных форм мышления над понятийным, страдает точность   и   полнота   отражения   существенных   признаков,   трудности   в   оперировании понятий,   в   сравнении   величин,   в   понимании   взаимообратных   отношений   между величинами, характерна обратимость мыслительных операций. Обучение   и   воспитание:   создаются   школы­интернаты.   Школы   1вида   –   глухие дети,2вида – слабослышащие и позднооглохшие. Развитие   слухового   и   слухозрительного   восприятия,   формирование   и   коррекция произносительной   стороны   речи   проводятся   на   специально   организованных индивидуальных и групповых занятиях с использованием звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования и индивидуальных слуховых аппаратов. 2) Сказкотерапия как метод психокоррекционного воздействия. Сказкотерапия – метод, используемый в сказочной форме для интеграции личности, развития   творческих   способностей,   совершенствования взаимодействий  с  окружающим   миром.  (Э.Фромм,  Э.Берн,  Э.Гарднер,   А Менегетти,   М Осорина, Е. Лисина, Т.Зинкевич­Евстигнеева и др.).   расширения   сознания, Сказкотерапия основывается на использовании в работе сказок как метафор, притч, нравоучений и сопровождается проигрыванием эпизодов, обсуждение поведения и мотивов действий персонажа, рисование по мотивам сказки, творческую работа со сказкой. Коррекционные функции сказки: ­ психологическая подготовка к напряженным эмоциональным ситуациям; ­ символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов; ­ принятие в символической форме своей физической активности. Способы работы со сказкой: ­ использование сказки как метафоры; ­ рисование по мотивам сказки; ­ обсуждение поведения и мотивов действий персонажа; ­ проигрывание эпизодов сказки; ­ использование сказки как притчи­нравоучения; ­ творческая работа по мотивам сказки (дописывание,  переписывание,  работа со сказкой, сочинение сказок). Виды сказок: ­ Традиционные (народные): бытовые, сказки­загадки, сказки­басни, притчи, сказки о животных, мифологические сюжеты и ­ Авторские. Положительное значение сказкотерапии: ­ отсутствие в сказке прямых назиданий; ­ усваивание ребенком причинно­следственных событий, существующих в мире; ­ соприкосновение с жизненным опытом предшествующих поколений; ­   постановка   читателя   перед   ситуацией   выбора:   борьбы   добра   со   злом, взаимопомощи, любви; ­психологическая   защищенность   читателя   в   силу   окончательной   победы   добра, обеспечивающая оптимальный настрой читателя; ­ отсутствие заданности в имени главного героя и события; ­ ореол тайны и волшебства, интригующий сюжет.  На   сегодняшний   день   широко   используются   в   психокоррекционной   работе авторские программы Т.Д. Зинкевич, Евстигнеевой и И.В. Вачкова. Евстигнеева предлагает следующие этапы работы: ­ анализ сказок; ­ рассказывание сказок; ­ переписывание сказок; ­сочинение сказок; постановку сказок с помощью куклы. В рамках последнего этапа сказкотерапия тесно соединяется с куклотерапией. Занятие   по   сказкотерапии   в   коррекции   страхов,   негативных   эмоциональных переживаний, жизненных сценариев, коммуникативных проблем проходит по след.плану: ­разогрев(называние двух персонажей и сочинение сказки про них, игры); ­любимая сказка(составление списка); ­нелюбимая сказка(то же); ­обсуждение проблемы в кругу, почему данная сказка любима и наоборот; ­деролинг;( Деролинг ­ постигровая процедура выхода игрока из роли, призванная заставить игрока отделить от себя сознание его персонажа); ­анализ от себя.

Классификация и характеристика групп детей с нарушением слуха

Классификация и характеристика групп детей с нарушением слуха

Классификация и характеристика групп детей с нарушением слуха

Классификация и характеристика групп детей с нарушением слуха

Классификация и характеристика групп детей с нарушением слуха

Классификация и характеристика групп детей с нарушением слуха

Классификация и характеристика групп детей с нарушением слуха

Классификация и характеристика групп детей с нарушением слуха
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2019