В настоящее время в соответствии с классификацией, предложенной О.С. Никольской, различают четыре группы детей с РДА, которые представляют собой разные ступени взаимодействия с окружающей средой и людьми.
1. Полная отрешенность от происходящего.
2. Активное отвержение.
3. Замещение окружающей среды.
4. Трудность организации общения и взаимодействия с другими людьми.
При успешной коррекционной работе ребенок поднимается по этим ступеням социального взаимодействия.
Дети первой группы демонстрируют наиболее выраженные нарушения в развитии: не развивается индивидуальная избирательность в контактах с миром; мало проявляется привязанность к близким; поведение остается по преимуществу полевым, ребенок просто блуждает по комнате, чаще всего у него нет никаких собственных занятий, игр. Главное для такого ребенка – не иметь никаких точек соприкосновения с окружающим миром. Родные оказываются не в состоянии управлять ребенком – не могут привлечь его внимание, организовать взаимодействие, они могут лишь физически его удерживать. В большинстве случаев наблюдается мутизм, не формируются навыки самообслуживания. За ребенком приходится постоянно следить, т.к. он подвергает себя опасности, не просит есть и пить, не дает знать о боли, недомогании.
Дети второй группы исходно более активны и чуть мене ранимы в контактах со средой, и сам аутизм их более «активен». Он проявляется не как отрешенность, а как повышенная избирательность в контактах с миром. Родители обычно указывают на задержку психического развития таких детей, прежде всего – речи; отмечают повышенную избирательность в еде, одежде, фиксированные маршруты прогулок, особые ритуалы в различных аспектах жизнедеятельности, невыполнение которых провоцирует бурные аффективные реакции. По сравнению с детьми других групп они в наибольшей степени отягощены страхами, обнаруживают массу речевых и двигательных стереотипий. У них возможно неожиданное бурное проявление агрессии и самоагрессии. Ребенок жестко контролирует поведение близких, особенно мамы. Даже кратковременная разлука с ней приводит не только к тяжелым ситуативным поведенческим реакциям, но даже к регрессу развития ребенка. Однако, несмотря на тяжесть различных проявлений, эти дети гораздо более приспособлены к жизни, чем дети первой группы.
Дети третьей группы отличаются несколько другим способом аутистической защиты от мира – это не отчаянное отвержение окружающего мира, а сверхзахваченность своими собственными стойкими интересами, проявляющимися в стереотипной форме. Родители, как правило, жалуются не на отставание в психическом развитии, а на повышенную конфликтность детей, отсутствие учета интересов другого. Годами ребенок может говорить на одну и ту же тему, рисовать или разыгрывать один и тот же сюжет. Часто тематика его интересов и фантазий имеет устрашающий, мистический, агрессивный характер. В дошкольном возрасте возможно накопление информации в областях, связанных со стереотипными увлечениями, проявление отдельных интеллектуальных способностей. Вместе с тем аутистические установки оборачиваются и здесь общей задержкой развития, фрагментарностью представлений об окружающем, крайней социальной наивностью, бытовой неприспособленностью. Проявляются трудности организации обучения, общая моторная и, особенно, ручная неловкость.
У детей четвертой группы аутизм проявляется в наиболее легком варианте. На первый план выступает повышенная ранимость таких детей, тормозимость в контактах (взаимодействие прекращается при ощущении ребенком малейшего препятствия или противодействия). Этот ребенок слишком сильно зависит от эмоциональной поддержки взрослых, поэтому главное направление помощи этим детям должно заключаться в развитии у них других способов получения удовольствия, в частности, от переживания реализации своих собственных интересов и предпочтений. Для этого главное – обеспечить ребенку атмосферу безопасности и принятия.
Классификация и сравнительная характеристика форм РДА
1)
В настоящее время в соответствии с классификацией, предложенной О.С.
Никольской, различают четыре группы детей с РДА, которые представляют собой разные
ступени взаимодействия с окружающей средой и людьми.
1. Полная отрешенность от происходящего.
2. Активное отвержение.
3. Замещение окружающей среды.
4. Трудность организации общения и взаимодействия с другими людьми.
При успешной коррекционной работе ребенок поднимается по этим ступеням
социального взаимодействия.
Дети первой группы демонстрируют наиболее выраженные нарушения в развитии:
не развивается индивидуальная избирательность в контактах с миром; мало проявляется
привязанность к близким; поведение остается по преимуществу полевым, ребенок просто
блуждает по комнате, чаще всего у него нет никаких собственных занятий, игр. Главное
для такого ребенка – не иметь никаких точек соприкосновения с окружающим миром.
Родные оказываются не в состоянии управлять ребенком – не могут привлечь его внимание,
организовать взаимодействие, они могут лишь физически его удерживать. В большинстве
случаев наблюдается мутизм, не формируются навыки самообслуживания. За ребенком
приходится постоянно следить, т.к. он подвергает себя опасности, не просит есть и пить,
не дает знать о боли, недомогании.
Дети второй группы исходно более активны и чуть мене ранимы в контактах со
средой, и сам аутизм их более «активен». Он проявляется не как отрешенность, а как
повышенная избирательность в контактах с миром. Родители обычно указывают на
задержку психического развития таких детей, прежде всего – речи; отмечают повышенную
избирательность в еде, одежде, фиксированные маршруты прогулок, особые ритуалы в
различных аспектах жизнедеятельности, невыполнение которых провоцирует бурные
аффективные реакции. По сравнению с детьми других групп они в наибольшей степени
отягощены страхами, обнаруживают массу речевых и двигательных стереотипий. У них
возможно неожиданное бурное проявление агрессии и самоагрессии. Ребенок жестко
контролирует поведение близких, особенно мамы. Даже кратковременная разлука с ней
приводит не только к тяжелым ситуативным поведенческим реакциям, но даже к регрессу
развития ребенка. Однако, несмотря на тяжесть различных проявлений, эти дети гораздо
более приспособлены к жизни, чем дети первой группы.
Дети третьей группы отличаются несколько другим способом аутистической
защиты от мира – это не отчаянное отвержение окружающего мира, а сверхзахваченность
своими собственными стойкими интересами, проявляющимися в стереотипной форме.
Родители, как правило, жалуются не на отставание в психическом развитии, а на
повышенную конфликтность детей, отсутствие учета интересов другого. Годами ребенок
может говорить на одну и ту же тему, рисовать или разыгрывать один и тот же сюжет.
Часто тематика его интересов и фантазий имеет устрашающий, мистический, агрессивный
характер. В дошкольном возрасте возможно накопление информации в областях, связанных
со стереотипными увлечениями, проявление отдельных интеллектуальных способностей.
Вместе с тем аутистические установки оборачиваются и здесь общей задержкой развития,
фрагментарностью представлений об окружающем, крайней социальной наивностью,
бытовой неприспособленностью. Проявляются трудности организации обучения, общая
моторная и, особенно, ручная неловкость.
У детей четвертой группы аутизм проявляется в наиболее легком варианте. На
первый план выступает повышенная ранимость таких детей, тормозимость в контактах
(взаимодействие прекращается при ощущении ребенком малейшего препятствия или
противодействия). Этот ребенок слишком сильно зависит от эмоциональной поддержки
взрослых, поэтому главное направление помощи этим детям должно заключаться в
развитии у них других способов получения удовольствия, в частности, от переживанияреализации своих собственных интересов и предпочтений. Для этого главное – обеспечить
ребенку атмосферу безопасности и принятия.
2)
Психологическая диагностика как одно из направлений деятельности
специального психолога.
6. Психологическая диагностика как одно из направлений деятельности
специального психолога.
Психодиагностика это область психологической науки и одновременно важнейшая
форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием
разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей
человека.
Цель психодиагностики: Разработка и использование разнообразных методов
распознавания индивидуальных психологических особенностей человека, разработка
требований к измерительным психологическим методам, разработка этих методов, их
адаптация, интерпретация данных и использование математикостатистического аппарата
для анализа данных.
Разработка новых методов психологии
Определение возможностей уже существующих методов
Задачей психодиагностики как науки является:
1.
2.
Прикладные задачи психодиагностики:
1.
2.
Выяснение состояния развитости соответствующего свойства
Определение динамики развития свойства и преобразования его в течении
определенного времени
3.
Установление реальных изменений в психологии и поведении индивида или
группы, которые произошли под влиянием организованных учебновоспитательных
воздействий
Определение перспектив развития того или иного качества личности на
4.
5.
основе анализа законов его развития в прошлом
Разделение обследуемых людей или групп на категории для дальнейшей
дифференцированной работы с ними с учетом достигнутых результатов развития
6.
Определение пригодности индивида или группы для решения тех или иных
задач (например, установление профессиональной пригодности)
7.
Определение соответствия или не соответствия психологии и поведения
индивида или группы некоторой медицинской или социальной норме с целью проведения
психокоррекционной работы
8.
Выработка рекомендаций для индивида или группы с целью выбора
жизненного пути и дальнейшего самообразования.
Принципы:
1. Принцип отражения – адекватное отражение окружающего мира
обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности;
2. Принцип развития – ориентирует изучение условий возникновения
психических явлений, тенденции их изменения, качественные и
количественные характеристики этих изменений;
3. Принцип диалектической связи сущности и явления – позволяет
увидеть взаимное обуславливание этих философских категорий на материале
психической реальности при условии их нетождественности;
4. Принцип единства сознания и деятельности – сознание и психика
формируются в деятельности человека, деятельность одновременно
регулируется сознанием и психикой;
5. Личностный принцип – требует от психолога анализа индивидуальных
особенностей человека, учета его конкретной жизненной ситуации, его
онтогенеза.В настоящее время созданы и практически используются методы психодиагностики,
которые охватывают все известные психологические процессы, свойства и состояния
человека. Создание, описание, научное признание права на существование новых научных
понятий и соответствующих им явлений идет рука об руку с разработкой пригодных для их
экспериментального изучения диагностических средств.
Большинство созданных и применяемых практических психодиагностических
методик представляют собой, так называемые бланковые методики испытуемому
предлагают серию суждений или вопросов, на которые он должен в устной или письменной
форме ответить. Широкая распространенность и практический интерес к бланковым
методикам объясняются их относительной простотой для разработки и для использования
и обработки получаемых результатов.
Второе место по частоте встречаемости занимают опросные методики, в процессе
применения которых исследователь психологии человека задает испытуемому устные
вопросы, отмечает и обрабатывает его ответы. Эти методики хороши тем, что не требуют
подготовки специальных бланков и позволяют психодиагносту вести себя в отношении
испытуемого достаточно гибко, недостатком является субъективность, проявляющаяся в
выборе самих вопросов и в интерпретации ответов на них, их трудно стандартизировать и
добиться высокой надежности и сравнимости получаемых результатов.
Третье место по частоте занимают рисуночные психодиагностические методики. , в
них для изучения используются созданные испытуемыми рисунки, которые могут иметь
как заданный тематически, так и спонтанный характер. Иногда применяется прием
интерпретации испытуемыми стандартных готовых изображений.
Первый и третий тип методик могут иметь два варианта: ручной и компьютерный
Особое место среди психодиагностических методик занимают проективные,
которые в свою очередь могут бланковыми, опросными, рисуночными.
Частота их практического использования достаточно велика и возрастает,
поскольку методики этой группы наиболее валидные и информативные.
След.группа методик объективноманипуляционные. В них решаемые испытуемыми
задачи предлагаются в форме реальных предметов, с которыми предстоит нечто сделать:
собрать из заданных материалов, изготовить, разобрать.
Все методы психодиагностики можно разделить на научные и практические, хотя
деление условно. Различие между этими методами заключается в том, что научно
исследовательские методики главным образом ориентированы на выявление и
последующее изучение того или иного психологического качества в целях ег сугубо
научного познания, а практические на оценку степени его развития и использования в
практических целях.
Классификации психодиагностических методов.
Психодиагностические методы объединяют в группы по разным основаниям. Вот
некоторые наиболее распространенные классификации методов психодиагностики.
Классификация методов по Й.Шванцаре
1.
Й.Шванцара объединяет психодиагностические методы в группы
след.основаниям:
по
по используемому материалу (вербальные, невербальные, манипуляционные, тесты
«бумаги и карандаша» и т.д.);
по количеству получаемых показателей (простые и комплексные);
тесты с «правильным» решением и тесты с возможностью различных ответов;
по психической активности испытуемых;
интроспективные (сообщение испытуемого о личном опыте, отношениях): анкеты,
беседа;
экстроспективные (наблюдение и оценка разнообразных проявлений);
проективные (испытуемый проецирует неосознаваемые свойства личности
(внутренние конфликты, скрытые влечения и др.) на малоструктурированные,
многозначные стимулы); исполнительные. Испытуемый осуществляет какоеибо действие (перцепционное,
мыслительное, моторное), количественный уровень и качественные особенности которого
являются показателем интеллектуальных и личностных черт.
2.
Захарову.
Классификации психодиагностических методов по В.К. Гайде, В.П.
Авторы этих классификаций объединяют психодиагностические методы по
след.основаниям:
стандартизированные;
нестандартизированные;
по качеству:
по назначению:
пилотов);
общедиагностические (тесты личности по типу опросников Р.Кеттелла или
Г.Айзенка, тесты общего интеллекта);
тесты проф.пригодности;
тесты специальных способностей (технических, музыкальных, тесты для
тесты достижений;
по материалу, которым оперирует испытуемый;
бланковые;
предметные (кубики Кооса, «сложение фигур» из набора Векслера);
аппаратурные (устройства для изучения особенностей внимания и т.д.);
по количеству обследуемых: индивидуальные и групповые;
по форме ответа: устные и письменные;
по ведущей ориентации: тесты на скорость, тесты мощности, смешанные
тесты; в тестах мощности задачи трудны и время решения не ограничено; исследователя
интересует как успешность, так и способ решения задачи;
по степени однородности задач: гомогенные и гетерогенные (отличаются тем,
что в гомогенных задачи схожи друг с другом и применяются для измерения вполне
определенных личностных и интеллектуальных свойств; в гетерогенных тестах задачи
разнообразны и применяются для оценки разнообразных характеристик интеллекта);
По комплексности: изолированные тесты и тестовые наборы(батареи):
-
по характеру ответов на задачи: тесты с предписанными ответами, тесты со
свободными ответами;
по области охвата психического: тесты личности и интеллектуальные тесты;
по характеру умственных действий: вербальные, невербальные.
Классификация психодиагностических методов по А.А.Бодалеву, В.В.
-
-
3.
Столину
Авторы объединяют методы психодиагностики по разным основаниям:
-
По характеристике того методического принципа, который положен в основу
данного приема
классификация
-
-
-
-
Стандартизированные самоотчеты
Тесты0опросники, открытые опросники
Шкальные техники (семантический дифференциал Ч.Осгуда), субъективная
Индивидуальноориентированные техники (идеографические) типа ролевых
репертуарных решеток
Проективные техники
Диалогические техники (беседы, интервью, диагностические игры).
-
-
По мере вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и
степени его влияния на результат психодиагностики: объективные (минимальная
вовлеченность психодиагноста в процедуру проведения, обработки и интерпретации
результата) и диалогические (большая степень вовлеченности).