Классификация и сравнительная характеристика форм РДА

  • Лекции
  • doc
  • 05.01.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В настоящее время в соответствии с классификацией, предложенной О.С. Никольской, различают четыре группы детей с РДА, которые представляют собой разные ступени взаимодействия с окружающей средой и людьми. 1. Полная отрешенность от происходящего. 2. Активное отвержение. 3. Замещение окружающей среды. 4. Трудность организации общения и взаимодействия с другими людьми. При успешной коррекционной работе ребенок поднимается по этим ступеням социального взаимодействия. Дети первой группы демонстрируют наиболее выраженные нарушения в развитии: не развивается индивидуальная избирательность в контактах с миром; мало проявляется привязанность к близким; поведение остается по преимуществу полевым, ребенок просто блуждает по комнате, чаще всего у него нет никаких собственных занятий, игр. Главное для такого ребенка – не иметь никаких точек соприкосновения с окружающим миром. Родные оказываются не в состоянии управлять ребенком – не могут привлечь его внимание, организовать взаимодействие, они могут лишь физически его удерживать. В большинстве случаев наблюдается мутизм, не формируются навыки самообслуживания. За ребенком приходится постоянно следить, т.к. он подвергает себя опасности, не просит есть и пить, не дает знать о боли, недомогании. Дети второй группы исходно более активны и чуть мене ранимы в контактах со средой, и сам аутизм их более «активен». Он проявляется не как отрешенность, а как повышенная избирательность в контактах с миром. Родители обычно указывают на задержку психического развития таких детей, прежде всего – речи; отмечают повышенную избирательность в еде, одежде, фиксированные маршруты прогулок, особые ритуалы в различных аспектах жизнедеятельности, невыполнение которых провоцирует бурные аффективные реакции. По сравнению с детьми других групп они в наибольшей степени отягощены страхами, обнаруживают массу речевых и двигательных стереотипий. У них возможно неожиданное бурное проявление агрессии и самоагрессии. Ребенок жестко контролирует поведение близких, особенно мамы. Даже кратковременная разлука с ней приводит не только к тяжелым ситуативным поведенческим реакциям, но даже к регрессу развития ребенка. Однако, несмотря на тяжесть различных проявлений, эти дети гораздо более приспособлены к жизни, чем дети первой группы. Дети третьей группы отличаются несколько другим способом аутистической защиты от мира – это не отчаянное отвержение окружающего мира, а сверхзахваченность своими собственными стойкими интересами, проявляющимися в стереотипной форме. Родители, как правило, жалуются не на отставание в психическом развитии, а на повышенную конфликтность детей, отсутствие учета интересов другого. Годами ребенок может говорить на одну и ту же тему, рисовать или разыгрывать один и тот же сюжет. Часто тематика его интересов и фантазий имеет устрашающий, мистический, агрессивный характер. В дошкольном возрасте возможно накопление информации в областях, связанных со стереотипными увлечениями, проявление отдельных интеллектуальных способностей. Вместе с тем аутистические установки оборачиваются и здесь общей задержкой развития, фрагментарностью представлений об окружающем, крайней социальной наивностью, бытовой неприспособленностью. Проявляются трудности организации обучения, общая моторная и, особенно, ручная неловкость. У детей четвертой группы аутизм проявляется в наиболее легком варианте. На первый план выступает повышенная ранимость таких детей, тормозимость в контактах (взаимодействие прекращается при ощущении ребенком малейшего препятствия или противодействия). Этот ребенок слишком сильно зависит от эмоциональной поддержки взрослых, поэтому главное направление помощи этим детям должно заключаться в развитии у них других способов получения удовольствия, в частности, от переживания реализации своих собственных интересов и предпочтений. Для этого главное – обеспечить ребенку атмосферу безопасности и принятия.
Иконка файла материала 18.doc
Классификация и сравнительная характеристика форм РДА 1) В   настоящее   время   в   соответствии   с   классификацией,   предложенной   О.С. Никольской, различают четыре группы детей с РДА, которые представляют собой разные ступени взаимодействия с окружающей средой и людьми. 1. Полная отрешенность от происходящего. 2. Активное отвержение. 3. Замещение окружающей среды. 4. Трудность организации общения и взаимодействия с другими людьми. При   успешной   коррекционной   работе   ребенок   поднимается   по   этим   ступеням социального взаимодействия. Дети первой группы демонстрируют наиболее выраженные нарушения в развитии: не развивается индивидуальная избирательность в контактах с миром; мало проявляется привязанность к близким; поведение остается по преимуществу полевым, ребенок просто блуждает по комнате, чаще всего у него нет никаких собственных занятий, игр.  Главное для такого ребенка – не иметь никаких точек соприкосновения с окружающим миром. Родные оказываются не в состоянии управлять ребенком – не могут привлечь его внимание, организовать взаимодействие, они могут лишь физически его удерживать. В большинстве случаев наблюдается мутизм, не формируются навыки самообслуживания.  За ребенком приходится постоянно следить, т.к. он подвергает себя опасности, не просит есть и пить, не дает знать о боли, недомогании. Дети второй группы исходно более активны и чуть мене ранимы в контактах со средой, и сам аутизм их более «активен». Он проявляется не как отрешенность, а как повышенная   избирательность   в   контактах   с   миром.   Родители   обычно   указывают   на задержку психического развития таких детей, прежде всего – речи; отмечают повышенную избирательность  в  еде,  одежде,   фиксированные   маршруты прогулок,  особые   ритуалы   в различных   аспектах   жизнедеятельности,   невыполнение   которых   провоцирует   бурные аффективные реакции. По сравнению с детьми других групп они в наибольшей степени отягощены страхами, обнаруживают массу речевых и двигательных стереотипий. У них возможно   неожиданное   бурное   проявление   агрессии   и   самоагрессии.  Ребенок   жестко контролирует поведение близких, особенно мамы. Даже кратковременная разлука с ней приводит не только к тяжелым ситуативным поведенческим реакциям, но даже к регрессу развития ребенка.  Однако, несмотря на тяжесть различных проявлений, эти дети гораздо более приспособлены к жизни, чем дети первой группы. Дети   третьей   группы  отличаются   несколько   другим   способом   аутистической защиты от мира – это не отчаянное отвержение окружающего мира, а сверхзахваченность своими   собственными   стойкими   интересами,   проявляющимися   в   стереотипной   форме. Родители,   как   правило,   жалуются   не   на   отставание   в   психическом   развитии,   а   на повышенную конфликтность детей, отсутствие учета интересов другого. Годами ребенок может говорить на одну и ту же тему, рисовать или разыгрывать один и тот же сюжет. Часто тематика его интересов и фантазий имеет устрашающий, мистический, агрессивный характер. В дошкольном возрасте возможно накопление информации в областях, связанных со стереотипными увлечениями, проявление отдельных интеллектуальных способностей. Вместе с тем аутистические установки оборачиваются и здесь общей задержкой развития, фрагментарностью   представлений   об   окружающем,   крайней   социальной   наивностью, бытовой   неприспособленностью.   Проявляются   трудности   организации   обучения,   общая моторная и, особенно, ручная неловкость. У детей четвертой группы аутизм проявляется в наиболее легком варианте. На первый  план выступает  повышенная ранимость таких детей,  тормозимость в контактах (взаимодействие   прекращается   при   ощущении   ребенком   малейшего   препятствия   или противодействия). Этот ребенок слишком сильно зависит от эмоциональной поддержки взрослых,   поэтому   главное   направление   помощи   этим   детям   должно   заключаться   в развитии у них других способов получения удовольствия, в частности, от переживанияреализации своих собственных интересов и предпочтений. Для этого главное – обеспечить ребенку атмосферу безопасности и принятия. 2) Психологическая   диагностика   как   одно   из   направлений   деятельности специального психолога. 6.   Психологическая   диагностика   как   одно   из   направлений   деятельности специального психолога. Психодиагностика­ это область психологической науки и одновременно важнейшая форма   психологической   практики,   которая   связана   с   разработкой   и   использованием разнообразных   методов   распознавания   индивидуальных   психологических   особенностей человека. Цель   психодиагностики:   Разработка   и   использование   разнообразных   методов распознавания   индивидуальных   психологических   особенностей   человека,   разработка требований   к   измерительным   психологическим   методам,   разработка   этих   методов,   их адаптация, интерпретация данных и использование математико­статистического аппарата для анализа данных. Разработка новых методов психологии Определение возможностей уже существующих методов Задачей психодиагностики как науки является: 1. 2. Прикладные задачи психодиагностики: 1. 2. Выяснение состояния развитости соответствующего свойства Определение динамики развития свойства и преобразования его в течении определенного времени 3. Установление реальных изменений в психологии и поведении индивида или группы,   которые   произошли   под   влиянием   организованных   учебно­воспитательных воздействий Определение   перспектив   развития   того   или   иного   качества   личности   на 4. 5. основе анализа законов его развития в прошлом Разделение   обследуемых   людей   или   групп   на   категории   для   дальнейшей дифференцированной работы с ними с учетом достигнутых результатов развития 6. Определение пригодности индивида или группы для решения тех или иных задач (например, установление профессиональной пригодности) 7. Определение   соответствия   или   не   соответствия   психологии   и   поведения индивида или группы некоторой медицинской или социальной норме с целью проведения психокоррекционной работы 8. Выработка   рекомендаций   для   индивида   или   группы   с   целью   выбора жизненного пути и дальнейшего самообразования. Принципы: 1. Принцип отражения – адекватное отражение окружающего мира обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности; 2. Принцип развития – ориентирует изучение условий возникновения психических явлений, тенденции их изменения, качественные и количественные характеристики этих изменений; 3. Принцип диалектической связи сущности и явления – позволяет увидеть взаимное обуславливание этих философских категорий на материале психической реальности при условии их нетождественности; 4. Принцип единства сознания и деятельности – сознание и психика формируются в деятельности человека, деятельность одновременно регулируется сознанием и психикой; 5. Личностный принцип – требует от психолога анализа индивидуальных особенностей человека, учета его конкретной жизненной ситуации, его онтогенеза.В настоящее время созданы и практически используются методы психодиагностики, которые   охватывают   все   известные   психологические   процессы,   свойства   и   состояния человека. Создание, описание, научное признание права на существование новых научных понятий и соответствующих им явлений идет рука об руку с разработкой пригодных для их экспериментального изучения диагностических средств. Большинство   созданных   и   применяемых   практических   психодиагностических методик   представляют   собой,   так   называемые   бланковые   методики­   испытуемому предлагают серию суждений или вопросов, на которые он должен в устной или письменной форме   ответить.   Широкая   распространенность   и   практический   интерес   к   бланковым методикам объясняются их относительной простотой для разработки и  для использования и обработки получаемых результатов. Второе место по частоте встречаемости занимают опросные методики, в процессе применения   которых   исследователь   психологии   человека   задает   испытуемому   устные вопросы, отмечает и обрабатывает его ответы. Эти методики хороши тем, что не требуют подготовки специальных  бланков и позволяют  психодиагносту  вести себя в отношении испытуемого достаточно гибко, недостатком является субъективность, проявляющаяся в выборе самих вопросов и в интерпретации ответов на них, их трудно стандартизировать и добиться высокой надежности и сравнимости получаемых результатов. Третье место по частоте занимают рисуночные психодиагностические методики. , в них для изучения используются созданные испытуемыми рисунки, которые могут иметь как   заданный   тематически,   так   и   спонтанный   характер.   Иногда   применяется   прием интерпретации испытуемыми стандартных готовых изображений. Первый и третий тип методик могут иметь два варианта: ручной и компьютерный Особое   место   среди   психодиагностических   методик   занимают   проективные, которые в свою очередь могут бланковыми, опросными, рисуночными. Частота   их   практического   использования   достаточно   велика   и   возрастает, поскольку методики этой группы наиболее валидные и информативные. След.группа методик объективно­манипуляционные. В них решаемые испытуемыми задачи предлагаются в форме реальных предметов, с которыми предстоит нечто сделать: собрать из заданных материалов, изготовить, разобрать. Все методы психодиагностики можно разделить на научные и практические, хотя деление   условно.   Различие   между   этими   методами   заключается   в   том,   что   научно­ исследовательские   методики   главным   образом   ориентированы   на   выявление   и последующее   изучение   того   или   иного   психологического   качества   в   целях   ег   сугубо научного  познания,  а   практические   на  оценку  степени   его  развития   и  использования  в практических целях. Классификации психодиагностических методов. Психодиагностические методы объединяют в группы по разным основаниям. Вот некоторые наиболее распространенные классификации методов психодиагностики. Классификация методов по Й.Шванцаре 1. Й.Шванцара   объединяет   психодиагностические   методы   в   группы   след.основаниям:   по ­ по используемому материалу (вербальные, невербальные, манипуляционные, тесты «бумаги и карандаша» и т.д.); ­ по количеству получаемых показателей (простые и комплексные); ­ тесты с «правильным» решением и тесты с возможностью различных ответов; ­ по психической активности испытуемых; ­ интроспективные (сообщение испытуемого о личном опыте, отношениях): анкеты, беседа; ­ экстроспективные (наблюдение и оценка разнообразных проявлений); ­   проективные   (испытуемый   проецирует   неосознаваемые   свойства   личности (внутренние   конфликты,   скрытые   влечения   и   др.)   на   малоструктурированные, многозначные стимулы);­ исполнительные. Испытуемый осуществляет какое­ибо действие (перцепционное, мыслительное, моторное), количественный уровень и качественные особенности которого являются показателем интеллектуальных и личностных черт. 2. Захарову. Классификации   психодиагностических   методов   по   В.К.   Гайде,   В.П. Авторы   этих   классификаций   объединяют   психодиагностические   методы   по след.основаниям: стандартизированные; нестандартизированные; ­по качеству:   ­ по назначению:    пилотов);         общедиагностические (тесты личности по типу опросников Р.Кеттелла или Г.Айзенка, тесты общего интеллекта); тесты проф.пригодности; тесты   специальных   способностей   (технических,   музыкальных,   тесты   для тесты достижений; по материалу, которым оперирует испытуемый; бланковые; предметные (кубики Кооса, «сложение фигур» из набора Векслера); аппаратурные (устройства для изучения особенностей внимания и т.д.); по количеству обследуемых: индивидуальные и групповые; по форме ответа: устные и письменные; по   ведущей   ориентации:   тесты   на   скорость,   тесты   мощности,   смешанные тесты; в тестах мощности задачи трудны и время решения не ограничено; исследователя интересует как успешность, так и способ решения задачи; по степени однородности задач: гомогенные и гетерогенные (отличаются тем, что   в   гомогенных   задачи   схожи   друг   с   другом   и   применяются   для   измерения   вполне определенных   личностных   и   интеллектуальных   свойств;   в   гетерогенных   тестах   задачи разнообразны и применяются для оценки разнообразных характеристик интеллекта);  По комплексности: изолированные тесты и тестовые наборы(батареи): - по характеру ответов на задачи: тесты с предписанными ответами, тесты со свободными ответами; по области охвата психического: тесты личности и интеллектуальные тесты; по характеру умственных действий: вербальные, невербальные. Классификация   психодиагностических   методов   по   А.А.Бодалеву,   В.В. - - 3. Столину Авторы объединяют методы психодиагностики по разным основаниям: - По характеристике того методического принципа, который положен в основу данного приема классификация - - - - Стандартизированные самоотчеты Тесты0опросники, открытые опросники Шкальные техники (семантический дифференциал Ч.Осгуда), субъективная Индивидуально­ориентированные техники (идеографические) типа ролевых репертуарных решеток Проективные техники Диалогические техники (беседы, интервью, диагностические игры). - - По   мере   вовлеченности   в   диагностическую   процедуру   самого   психодиагноста   и степени   его   влияния   на   результат   психодиагностики:   объективные   (минимальная вовлеченность   психодиагноста   в   процедуру   проведения,   обработки   и   интерпретации результата) и диалогические (большая степень вовлеченности).