Классификация методов обучения в коррекционной школе.
Оценка 4.9
Лекции +1
ppt
технология +1
Взрослым
01.04.2019
Методами обучения называют способы совместной деятельности учителя и учащихся в учебном процессе, с помощью которых осуществляется решение учебных задач.
Из всего арсенала методов в первую очередь необходимо использовать такие, которые позволяют не только решать задачи формирования знаний и умений, но и одновременно получать определенные результаты в исправлении недостатков психики учащихся.
Классификация методов обучения в коррекционной школе.ppt
Классификация методов обучения в коррекционной школе.
Классификация
методов обучения в
коррекционной
школе
Дубровский Виктор Геннадьевич
с. Озерское
Классификация методов обучения в коррекционной школе.
Методами обучения называют
способы совместной деятельности
задач.
учителя и учащихся в учебном
процессе, с помощью которых
осуществляется решение учебных
Классификация методов обучения в коррекционной школе.
Методы обучения состоят из отдельных приёмов.
• Приём это деталь, часть метода, отдельные операции
мышления, моменты в процессе усвоения знаний,
формирование умений и навыков.
• Приём не имеет самостоятельной учебной задачи, а
подчиняется той задаче, которая выполняется с помощью
данного метода.
• В процессе обучения методы и приёмы могут меняться местами
Например:
На уроке профильного труда учитель применяет объяснение как метод
(основной способ) формирования знаний. Однако, используя метод
практической работы, учитель периодически выясняет с учащимися
недостатки в работе. При этом объяснение играет роль приёма в работе.
Классификация методов обучения в коррекционной школе.
• Одинаковые приёмы обучения могут быть
использованы в разных методах.
И наоборот, один и тот же метод у разных учителей
может включать различные приёмы.
• Метод строится из приёмов, но не является их
совокупностью.
• Метод в обучении – самостоятельная структурная
единица. Он всегда подчинён определенной цели,
решает поставленную учебную задачу, ведет к
усвоению определенного содержания и приводит к
планируемому результату.
Классификация методов обучения в коррекционной школе.
• Совокупность методов обучения – это путь
познания окружающей действительности,
который предлагается детям.
Путь, который определяет характер умственного
развития, реализует возможности усвоения
знаний, формирует черты личности учащегося.
Классификация методов обучения в коррекционной школе.
В настоящее время в педагогике распространена
классификация, которая подразделяет все методы
обучения на три группы:
• Наглядные
• Словесные
• Практические
Классификация методов обучения в коррекционной школе.
Словесные методы являются основной
формой общения учителя с учениками.
К ним относятся:
• Описание
• Рассказ
• Объяснение
• беседа
Классификация методов обучения в коррекционной школе.
Живое слово учителя, присутствующее в рассказе или
беседе, развивает мышление и речь учащихся, является
основной формой общения учителя с учениками.
• Слово учителя служит для учащихся образцом устной речи,
обогащает их собственную речь, расширяет их понятийный
аппарат и активный словарный запас, углубляет понимание
речи окружающих, вызывает интерес к учебному материалу,
делает этот материал доступным для понимания учащихся.
• Усвоение учебного материала обуславливает темп речи
учителя. Если изложение проводится в быстром темпе, то мысль
ребенка не успевает за речью учителя, внимание, чрезмерно
напрягаясь, быстро снижается, работоспособность падает.
Ученик перестаёт слушать и слышать и выключается из
работы!
• В связи с этим к устному изложению учителем учебного материала
предъявляется ряд требований как со стороны содержания, так и
со стороны формы изложения:
Классификация методов обучения в коррекционной школе.
Речь учителя специальной школы должна быть
логически правильной. Правильное построение
каждой фразы, последовательность изложения,
всестороннее, но краткое и ясное описание
изучаемого предмета или явления – это
обязательное требование к речи учителя, т.к. в
условиях специальной школы она является ещё и
средством коррекции мышления аномального
ребенка.
Классификация методов обучения в коррекционной школе.
• Учебный материал, излагаемый учителем, должен быть научно
достоверным;
• Учебный материал должен быть изложен в определенной системе и
последовательности;
• Изложение учебного материала требует четкости, ясности и научной
простоты, чтобы быть понятным и доступным учащимся с отклонениями в
развитии;
• Материал, излагаемый учителем, должен быть близким и интересным для
учащихся ( таким изложение будет в том случае, если учитель приводит
примеры из окружающей жизни, быта, трудовой деятельности );
• Устное изложение учителя должно сочетаться с показом наглядных
пособий, графическими и иллюстративными работами, закрепляться
частыми повторениями, самостоятельными работами и
упражнениями, направленными на развитие активности учащихся;
• Изложение учителем должен быть целостным, законченным и
познавательно ценным.
Классификация методов обучения в коррекционной школе.
Характеристика отдельных методов обучения
• Рассказ – форма изложения учебного материала,
представляющая собой словесное описание событий,
фактов, процессов, явлений в природе и обществе, в жизни
отдельного человека или группы людей.
• Рассказ может занимать на уроке самостоятельное место, а может
быть включен в процесс объяснения на разных его этапах:
В начале урока он подготавливает учащихся к усвоению нового
материала (в этом случае в своём рассказе учитель систематизирует и
обобщает знания по данной теме);
Если рассказ является основным методом обобщения новых знаний, то
ему уделяется основная часть урока;
В конце урока рассказ обобщает изученное (в том случае, когда ученики
не смогут сделать этого самостоятельно !)
• К рассказу в специальной школе предъявляются следующие требования:
• Определенность темы и содержания.
• Эмоциональность.
• Четкость структуры.
Классификация методов обучения в коррекционной школе.
• Объяснение – метод овладения теоретическим учебным
материалом.
Главная особенность этого метода – теоретические доказательства,
которые предполагают:
Постановку познавательной задачи, которую можно решить на основе
достигнутого уровня знаний и развития учащихся;
Строгий, тщательный подбор фактического материала;
Определенную форму рассуждений: анализ и синтез, наблюдения и
выводы;
Использование иллюстративного материала (рисунков, схем…)
Формулировку выводов;
Включение дополнительных разъясняющих моментов (учителю необходимо
предвидеть возможные трудности и готовить различные варианты работы)
• Существенным звеном объяснения является получение обратной
связи, которая реализуется путем постановки вопросов, побуждения
учащихся высказываться, предложения выполнить отдельные умственные
или практические действия.
Обратная связь, контакт с классом в процессе объяснения помогают
учителю совершенствовать объяснение, непосредственно по ходу урока
вносить необходимые поправки и корректировку.
Классификация методов обучения в коррекционной школе.
•
Беседа как метод обучения представляет собой вопросноответную
форму овладения учебным материалом.
Главное требование к использованию этого метода – строгая система
продуманных вопросов и предполагаемых ответов учащихся.
Вопросы (главные, второстепенные, дополнительные) должны быть
взаимосвязаны, подчинены основной идее, поставлены так, чтобы ученики
понимали предмет разговора.
Главная задача этого метода заключается в том, чтобы, насколько это
возможно, развивать логику мышления учащихся. Правильно
сформулированные вопросы являются прежде всего стимулом,
направляющим внимание и мышление ребенка на определенный объект, о
связях, свойствах, действиях которого он должен рассказать.
Форма и сложность вопроса зависят от возрастных и интеллектуальных
особенностей детей.
•
•
Вопросы могут быть заданы не только в устной, но и в письменной форме, что
позволяет работать над развитием не только устной, но и письменной речи учащихся.
Индивидуализация при обучении детей с отклонениями в развитии требует и
индивидуализации в постановке вопросов, как по форме ответа, так и по
содержанию. (например ученику с достаточно выраженными дефектами речи)
• Задача учителя, при использовании этого метода заключается в том, чтобы
научить ребенка вести беседу, правильно строить своё сообщение или
рассказ, исчерпывающе подробно отвечать на поставленный вопрос.
Классификация методов обучения в коррекционной школе.
• Метод демонстрации позволяет проводить работу по развитию у
учащихся круга элементарных представлений и ставит своей задачей, с
одной стороны, обогащение и систематизацию имеющегося у детей
опыта, с другой – учит их наблюдать предмет, явление, выделять в них
главные черты, сравнивать, обобщать, устанавливать своё отношение к
объекту.
• К демонстрации предъявляются следующие требования:
Демонстрируемый объект должен быть хорошо виден со всех точек
класса;
Учитывая особенности внимания аномальных детей, в момент
объяснения следует показывать только необходимое пособие и после
объяснения его убирать, ни в коем случае нельзя допускать
предварительного осмотра экспозиции;
Каждый учащийся действует согласно полученной инструкции и
поставленной задаче, обращает внимание на те свойства и стороны
демонстрируемого объекта, которые связаны с сообщаемыми знаниями;
Словесное описание объекта учащимися должно способствовать
развитию у них наблюдательности, формировать правильную,
логически обоснованную речь;
Необходимо добиваться, чтобы учащиеся на доступном для них уровне
могли формулировать итоги наблюдений.
Классификация методов обучения в коррекционной школе.
• В настоящее время в школах широко применяются различные
технические средства обучения . Такая демонстрация
активизирует мыслительную деятельность учащихся, служит
дополнительным источником информации. Однако необходимо
помнить, что учащиеся часто увлекаются сюжетом, внешней
фабулой, описательной стороной и теряют связь с изучаемыми
понятиями.
Поэтому при анализе впечатлений и формулировании
представлений и понятий главное внимание следует уделять
тому, насколько эти впечатления связаны с теоретическими
положениями урока.
Классификация методов обучения в коррекционной школе.
Наблюдения и лабораторные работы.
Основная цель лабораторных работ в специальной школе – это
развитие навыков самостоятельной работы учащихся и их
наблюдательности.
Формы применения лабораторных работ могут быть весьма
разнообразными.
Первые лабораторные работы проходят на базе наблюдений. В процессе
этих наблюдений школьники накапливают определенный фактический
материал, позволяющий делать логически обоснованные выводы.
Второй вид лабораторной работы – это подтверждение
сформулированных учителем правил, положений, выводов.
Классификация методов обучения в коррекционной школе.
Экскурсии
• Экскурсии – это довольно распространенный метод обучения в
специальной (коррекционной) школе. Ценность его заключается в том,
что дети учатся наблюдать натуральные объекты в реальных,
естественных условиях.
• Экскурсии имеют общеобразовательное и специальное учебное
значение. Посещая производство, бывая на природе дети получают в
одних случаях общие впечатления; в других перед ними ставится
конкретная учебная задача, связанная с изучением определенных
производственных процессов или природных явлений.
• Любой вид экскурсии в специальной школе требует тщательной
организационной подготовки.
Классификация методов обучения в коррекционной школе.
Применение наглядных методов
в обучении аномальных детей создаёт условия для более
полного усвоения учебного материала. Использование
наглядных методов позволяет подготовить учащихся к
изучению более сложной техники в профессиональном
обучении. Зрительные образы изучаемого материала
быстрее формируются и дольше сохраняются в памяти,
чем создаваемые только на основе речевого сообщения;
именно этим объясняется эффективность применения
наглядных средств.
Классификация методов обучения в коррекционной школе.
Применяя наглядность необходимо учесть особенности
восприятия детей с ОВЗ:
Неполнота формируемого образа (мелкие детали опускаются,
пропорции, размеры деталей нарушаются);
Связь восприятия с предыдущим опытом неполноценна;
Связь между формируемым предметным образом и функциональным
назначением предмета недостаточно осознана;
Мысленное воссоздание образа объемного предмета вызывает
трудности;
Свойства предмета неполно отражаются в речи учащихся;
Предметные образы с трудом удерживаются в долговременной и
оперативной памяти.
Классификация методов обучения в коррекционной школе.
• Необходимо отметить, что лекционный метод
обучения в специальной(коррекционной) школе
не применяется, так как он малоэффективен !
Вывод:
Из всего арсенала методов в первую очередь
необходимо использовать такие, которые
позволяют не только решать задачи
формирования знаний и умений, но и
одновременно получать определенные
результаты в исправлении недостатков психики
учащихся.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.