Классификация методов обучения в коррекционной школе.
Оценка 4.9

Классификация методов обучения в коррекционной школе.

Оценка 4.9
Лекции +1
ppt
технология +1
Взрослым
01.04.2019
Классификация методов обучения в коррекционной школе.
Методами обучения называют способы совместной деятельности учителя и учащихся в учебном процессе, с помощью которых осуществляется решение учебных задач. Из всего арсенала методов в первую очередь необходимо использовать такие, которые позволяют не только решать задачи формирования знаний и умений, но и одновременно получать определенные результаты в исправлении недостатков психики учащихся.
Классификация методов обучения в коррекционной школе.ppt

Классификация методов обучения в коррекционной школе.

Классификация методов обучения в коррекционной школе.
Классификация  методов обучения в  коррекционной  школе Дубровский Виктор Геннадьевич с. Озерское

Классификация методов обучения в коррекционной школе.

Классификация методов обучения в коррекционной школе.
Методами обучения называют  способы совместной деятельности  задач. учителя и учащихся в учебном  процессе, с помощью которых  осуществляется решение учебных

Классификация методов обучения в коррекционной школе.

Классификация методов обучения в коррекционной школе.
Методы обучения состоят из отдельных приёмов.  • Приём ­ это деталь, часть метода, отдельные операции  мышления, моменты в процессе усвоения знаний,  формирование умений и навыков. • Приём не имеет самостоятельной учебной задачи, а  подчиняется той задаче, которая выполняется с помощью  данного метода. • В процессе обучения методы и приёмы могут меняться местами       Например:       На уроке профильного труда учитель применяет объяснение как метод  (основной способ) формирования знаний. Однако, используя метод  практической работы, учитель периодически выясняет с учащимися  недостатки в работе. При этом объяснение играет роль приёма в работе.

Классификация методов обучения в коррекционной школе.

Классификация методов обучения в коррекционной школе.
• Одинаковые приёмы обучения могут быть  использованы в разных методах.                                  И наоборот, один и тот же метод у разных учителей  может включать различные приёмы. • Метод строится из приёмов, но не является их  совокупностью. • Метод в обучении – самостоятельная структурная  единица. Он всегда подчинён определенной цели,  решает поставленную учебную задачу, ведет к  усвоению определенного содержания и приводит к  планируемому результату.

Классификация методов обучения в коррекционной школе.

Классификация методов обучения в коррекционной школе.
• Совокупность методов обучения – это путь  познания окружающей действительности,  который предлагается детям.                               Путь, который определяет характер умственного  развития, реализует возможности усвоения  знаний, формирует черты личности учащегося.

Классификация методов обучения в коррекционной школе.

Классификация методов обучения в коррекционной школе.
В настоящее время в педагогике распространена  классификация, которая подразделяет все методы  обучения на три группы: • Наглядные •  Словесные •  Практические

Классификация методов обучения в коррекционной школе.

Классификация методов обучения в коррекционной школе.
Словесные методы являются основной  формой общения учителя с учениками. К ним относятся: • Описание • Рассказ • Объяснение • беседа

Классификация методов обучения в коррекционной школе.

Классификация методов обучения в коррекционной школе.
Живое слово учителя, присутствующее в рассказе или  беседе, развивает мышление и речь учащихся, является  основной формой общения учителя с учениками. • Слово учителя служит для учащихся образцом устной речи,  обогащает их собственную речь, расширяет их понятийный  аппарат и активный словарный запас, углубляет понимание  речи окружающих, вызывает интерес к учебному материалу,  делает этот материал доступным для понимания учащихся. • Усвоение учебного материала обуславливает темп речи  учителя. Если изложение проводится в быстром темпе, то мысль  ребенка не успевает за речью учителя, внимание, чрезмерно  напрягаясь, быстро снижается, работоспособность падает.    Ученик перестаёт слушать и слышать и выключается из  работы! • В связи с этим к устному изложению учителем учебного материала  предъявляется ряд требований как со стороны содержания, так и  со стороны формы изложения:

Классификация методов обучения в коррекционной школе.

Классификация методов обучения в коррекционной школе.
Речь учителя специальной школы должна быть  логически правильной. Правильное построение  каждой фразы, последовательность изложения,  всестороннее, но краткое и ясное описание  изучаемого предмета или явления – это  обязательное требование к речи учителя, т.к. в  условиях специальной школы она является ещё и  средством коррекции мышления аномального  ребенка.

Классификация методов обучения в коррекционной школе.

Классификация методов обучения в коррекционной школе.
• Учебный материал, излагаемый учителем, должен быть научно  достоверным; • Учебный материал должен быть изложен в определенной системе и  последовательности; • Изложение учебного материала требует четкости, ясности и научной  простоты, чтобы быть понятным и доступным учащимся с отклонениями в  развитии; • Материал, излагаемый учителем, должен быть близким и интересным для  учащихся ( таким изложение будет в том случае, если учитель приводит  примеры из окружающей жизни, быта, трудовой деятельности ); • Устное изложение учителя должно сочетаться с показом наглядных  пособий, графическими и иллюстративными работами, закрепляться  частыми повторениями, самостоятельными работами и  упражнениями, направленными на развитие активности учащихся; • Изложение учителем должен быть целостным, законченным и  познавательно ценным.

Классификация методов обучения в коррекционной школе.

Классификация методов обучения в коррекционной школе.
Характеристика отдельных методов обучения • Рассказ – форма изложения учебного материала,  представляющая собой словесное описание событий,  фактов, процессов,  явлений в природе и обществе, в жизни  отдельного человека или группы людей. • Рассказ может занимать на уроке  самостоятельное место, а может  быть включен в процесс объяснения на разных его этапах:        ­ В начале урока он подготавливает учащихся к усвоению нового  материала (в этом случае в своём рассказе учитель  систематизирует и  обобщает знания по данной теме);       ­ Если рассказ является основным методом обобщения новых знаний, то  ему уделяется основная часть урока;        ­ В конце урока рассказ обобщает изученное (в том случае, когда ученики  не смогут сделать этого самостоятельно !) • К рассказу в специальной школе предъявляются следующие требования: • Определенность темы и содержания. • Эмоциональность. • Четкость структуры.

Классификация методов обучения в коррекционной школе.

Классификация методов обучения в коррекционной школе.
• Объяснение – метод овладения теоретическим учебным  материалом.      Главная особенность этого метода – теоретические доказательства,  которые предполагают: ­ Постановку познавательной задачи, которую можно решить на основе  достигнутого уровня знаний и развития учащихся; ­ Строгий, тщательный подбор фактического материала; ­ Определенную форму рассуждений: анализ и синтез, наблюдения и  выводы; ­ Использование иллюстративного материала (рисунков, схем…) ­ Формулировку выводов; ­ Включение дополнительных разъясняющих моментов (учителю  необходимо  предвидеть возможные трудности и готовить различные варианты работы) • Существенным звеном объяснения является получение обратной  связи, которая реализуется путем постановки вопросов, побуждения  учащихся высказываться, предложения выполнить отдельные умственные  или практические действия.       Обратная связь, контакт с классом в процессе объяснения помогают  учителю совершенствовать объяснение, непосредственно по ходу урока  вносить необходимые поправки и корректировку.

Классификация методов обучения в коррекционной школе.

Классификация методов обучения в коррекционной школе.
•    Беседа как метод обучения представляет собой вопросно­ответную  форму овладения учебным материалом.          Главное требование к использованию этого метода – строгая система  продуманных вопросов и предполагаемых ответов учащихся.          Вопросы (главные, второстепенные, дополнительные) должны быть  взаимосвязаны, подчинены основной идее, поставлены так, чтобы ученики  понимали предмет разговора.        Главная задача этого метода заключается в том, чтобы, насколько это  возможно, развивать логику мышления учащихся. Правильно  сформулированные вопросы являются прежде всего стимулом,  направляющим внимание и мышление ребенка на определенный объект, о  связях, свойствах, действиях которого он должен рассказать.    Форма и сложность вопроса зависят от возрастных и интеллектуальных  особенностей детей. • • Вопросы могут быть заданы не только в устной, но и в письменной форме, что  позволяет работать над развитием не только устной, но и письменной речи учащихся. Индивидуализация при обучении детей с отклонениями в развитии требует и  индивидуализации в постановке вопросов, как по форме ответа, так и по  содержанию. (например ученику с достаточно выраженными дефектами речи) • Задача учителя, при использовании этого метода заключается в том, чтобы  научить ребенка вести беседу, правильно строить своё сообщение или  рассказ, исчерпывающе подробно отвечать на  поставленный вопрос.

Классификация методов обучения в коррекционной школе.

Классификация методов обучения в коррекционной школе.
• Метод демонстрации  позволяет проводить работу по развитию у  учащихся круга элементарных представлений и ставит своей задачей, с  одной стороны, обогащение и систематизацию имеющегося у детей  опыта, с другой – учит их наблюдать предмет, явление, выделять в них  главные черты, сравнивать, обобщать, устанавливать своё отношение к  объекту. • К демонстрации предъявляются следующие требования: ­ Демонстрируемый объект должен быть хорошо виден со всех точек  класса; ­ Учитывая особенности внимания аномальных детей, в момент  объяснения следует показывать только необходимое пособие и после  объяснения его убирать, ни в коем случае нельзя допускать  предварительного осмотра экспозиции; ­ Каждый учащийся действует согласно полученной инструкции и  поставленной задаче, обращает внимание на те свойства и стороны  демонстрируемого объекта, которые связаны с сообщаемыми знаниями; ­ Словесное описание объекта учащимися должно способствовать  развитию у них наблюдательности, формировать правильную,  логически обоснованную речь; ­ Необходимо добиваться, чтобы учащиеся на доступном для них уровне  могли формулировать итоги наблюдений.

Классификация методов обучения в коррекционной школе.

Классификация методов обучения в коррекционной школе.
• В настоящее время в школах широко применяются различные  технические средства обучения . Такая демонстрация  активизирует мыслительную деятельность учащихся, служит  дополнительным источником информации. Однако необходимо  помнить, что учащиеся часто увлекаются сюжетом, внешней  фабулой, описательной стороной и теряют связь с изучаемыми  понятиями.      Поэтому при анализе впечатлений и формулировании  представлений и понятий главное внимание следует уделять  тому, насколько эти впечатления связаны с теоретическими  положениями урока.

Классификация методов обучения в коррекционной школе.

Классификация методов обучения в коррекционной школе.
Наблюдения и лабораторные работы. Основная цель лабораторных работ в специальной школе – это  развитие навыков самостоятельной работы учащихся и их  наблюдательности. Формы применения лабораторных работ могут быть весьма  разнообразными.  Первые лабораторные работы проходят на базе наблюдений. В процессе  этих наблюдений школьники накапливают определенный фактический  материал, позволяющий делать логически обоснованные выводы. Второй вид лабораторной работы – это подтверждение  сформулированных учителем правил, положений, выводов.

Классификация методов обучения в коррекционной школе.

Классификация методов обучения в коррекционной школе.
Экскурсии • Экскурсии – это довольно распространенный метод обучения в  специальной (коррекционной) школе. Ценность его заключается в том,  что дети учатся наблюдать натуральные объекты в реальных,  естественных условиях. • Экскурсии имеют общеобразовательное и специальное учебное  значение. Посещая производство, бывая на природе  дети получают в  одних случаях общие впечатления; в других перед ними ставится  конкретная учебная задача, связанная с изучением определенных   производственных процессов или природных явлений.  • Любой вид экскурсии в специальной школе требует тщательной   организационной подготовки.

Классификация методов обучения в коррекционной школе.

Классификация методов обучения в коррекционной школе.
Применение наглядных методов     в обучении аномальных детей создаёт условия для  более  полного усвоения учебного материала. Использование  наглядных методов позволяет подготовить учащихся к  изучению более сложной техники в профессиональном  обучении. Зрительные образы изучаемого материала  быстрее формируются и дольше сохраняются в памяти,  чем создаваемые только на основе речевого сообщения;  именно этим объясняется эффективность применения  наглядных средств.

Классификация методов обучения в коррекционной школе.

Классификация методов обучения в коррекционной школе.
Применяя наглядность необходимо учесть особенности  восприятия детей с ОВЗ: ­ Неполнота формируемого образа (мелкие детали опускаются,    пропорции, размеры деталей нарушаются); ­ Связь восприятия с предыдущим опытом неполноценна; ­ Связь  между формируемым предметным образом и функциональным  назначением предмета недостаточно осознана; ­ Мысленное воссоздание образа объемного предмета вызывает  трудности; ­ Свойства предмета неполно отражаются в речи учащихся; ­ Предметные образы с трудом удерживаются в долговременной и  оперативной памяти.

Классификация методов обучения в коррекционной школе.

Классификация методов обучения в коррекционной школе.
• Необходимо отметить, что лекционный метод  обучения в специальной(коррекционной) школе        не применяется, так как он малоэффективен ! Вывод: Из всего арсенала методов в первую очередь  необходимо использовать такие, которые  позволяют не только решать задачи  формирования знаний и умений, но и  одновременно получать определенные  результаты в исправлении недостатков психики  учащихся.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2019