Час общения
учитель: Степура Елена Михайловна
класс: 3Б
Тема: Ещё сильнее понимаешь важность слов, что нужно в жизни оставаться человеком!..
Цель: способствовать проведению учащимися анализа поступков киногероев и литературных героев, для выявления понятия, что значит слово ЧЕЛОВЕК, выявление качеств личности через беседу, ситуацию, игровые моменты, логические задачи-ребусы. формирование у учащихся понятия о качествах «настоящего человека», понятия «жить с достоинством»; выработка умения анализировать особенности своего характера, выявлять слабые и сильные стороны; формирование убеждение, что окружающий мир зависит от наших действий и поступков.
Планируемые результаты.
В ходе классного часа учащиеся смогут познать других и себя как личность гуманную, духовную, свободную и творческую, осознать необходимость ценностного отношения к себе и другим людям через освоение ориентиров и позиций. Вспомнят героев из просмотренных фильмов «Крик тишины», «Девочка ищет отца», подвиг Алексея Маресьева, который говорил: «Я не легенда, я просто человек.», героиню рассказа В. Белова «Про мальку». На основе их поступков сделают вывод «Что значит быть человеком»
Ход часа общения:
(дети сразу сидят в группах-4 группы)
1. Вступительная часть:
- Самоопределение к деятельности, организационный этап:
- Я хотела бы начать наш классный час с вот этого белого листа ( на парте лист на нём свечкой написано слово человек, рядом краски) и сравнить я его хотела бы с новорождённым ребёнком! Ребята6 как думаете почему?
- О.д...........
- (пока ведём беседу с детьми я крашу ватман и появляется слово ЧЕЛОВЕК
- Кого мы называем человеком?
- О.д........
На доске изображения мальчика, девочки,женщины,мужчины (военные годы, поэтому они в соответствующей одежде, они в лесу, женщина отдельно ото всех)
- ребята, кого вы видите на доске?
О.д.-дети,люди,мужчина и т.д.
- Постановка проблемы
- Посмотрите у каждого что-то лежит в кармане, по одному человеку подойдите и возьмите записки, они для вас. Прочтите и скажите, кто герои нашего классного часа?
- Работа в группах: обсуждают и называют,тех,кто передал им записки
- Катя «Я обычная девочка из Ленинграда,отец погиб на войне,мама умерла от голода, мне в те годы удалось выжить. Спасибо нашему управдому, дяде военному с которым мы познакомились в госпитале и моему Серёже»
- Зина «В блокаду Ленинграда мы все ужасно голодали,я думала мы все умрем, мне повезло,я смогла эвакуироваться»
- Янко «Я внук лесника, мы с дедушкой жили далеко от деревни,однажды дедушка пошёл в деревню, а оттуда вернулся с Леночкой,её мама погибла во время бомбёжки, кем был её отец, мы не сразу узнали, а потом фашисты убили деда.»
- Алексей Маресьев «Обо мне говорили, что я человек легенда, а яговрил, что я не легенда,я просто человек»
- Постановка целей и задач
-Изначально мы свами сказали, что каждый из них человек!
- На какой вопрос попытаемся ответить?
- О.д.-кого же можно назвать человеком. И почему,кто-то достоин носить звание ЧЕЛОВЕК, а кого-трудно так назвать?
2. Основная часть:
- Актуализация знаний
- Ребята,расскажите,узнали ли вы этих людей, как о них узнали и, что хотите о них рассказать?
- О.д.-в ходе беседы дети рассказывают об этих людях.
- Просмотр отрывков из фильма «Крик тишины»(Ложь матери, которая ради своего спасения бросает трёхлетнего сына умирать и эвакуируется из ленинграда. Обман девочки Кати, которая ради спасения мальчика, говорит, что он её брат.)
- (в обоих герои лгут)-
- ребята, назовите одно слово, которое объединяет эти отрывки фильма?
- О.д.-ложь
- Какое у вас отношение к героям в этой ситуации?
- О.д.-Зина-подлая,бесчеловечная,подлая ложь.
- Катя-обманула во благо спасения Серёжи.
- Применение знаний и умений в выполнении заданий, в процессе игровой деятельности
- Работа в группах
- (в каждой группе свой персонаж)
- ваша задача выбрать из предложенных качеств выбрать и наклеить те, которыми по вашему мнению обладали эти люди.
- (в каждой группе список качеств, ребята выбирают и пишут только нужное)!!! если группа откажется охарактеризовывать Зину, то ребят отправлю в другую группу, а картинку верну на доску!
артистичность |
злобность необщительность |
жизнерадостность настойчивость |
строгость вредность жадность |
работоспособность |
-
- Представление работ
- (дети вывешивают свои работы и говорят о качествах которые присущи настоящему человеку)
- Ребята,а вот Зина стоит в одиночестве совсем немного о ней написали (или вообще ничего)
- Почему?
- О.д.-она совершила подляй поступок недостойный настоящего человека и матери.
- А кого мы можем привести в пример, и сказать: «Вот она маленькая,беззащитная,но такая преданная мать»
- О.д.-дети говорят о Мальке.
-
Инсценировка-ситуация(чтобы перейти к обсуждения человеческих качеств ребят)
(читают Родион и Соня)
Автор. Готов для человечества он много совершить.
Мальчик. Но торопиться нечего, зачем же тут спешить?
Автор. Пока еще он подвига себе не приглядел.
Мальчик. У нас ведь, что поделаешь, нет подходящих дел.
Автор. Дед от простуды лечится, лекарство дать велит.
Мальчик. Но он не человечество, он старый инвалид.
Автор. Дома Наташка мечется, гуляй, мол, с ней с утра.
Мальчик. Она не человечество, а младшая сестра.
Автор. Пока себе он подвига еще не приглядел.
Мальчик. У нас ведь, что поделаешь, нет настоящих дел!
Автор. В своем платочке клетчатом в углу ревет сестра: «Я тоже человечество, и мне гулять пора!»
-Какое слово мальчик повторяет?
-Понимает ли он, кто это человечество и что думает о себе?
-Есть ли настоящая доброта в этом мальчике?
-А себя вы тут не узнали?
Тренинг «Поговорим о себе»
-знаете, мне кажется судить чужие жизни легко, а о себе? Вы рисовали себя и написали об одном плохом и хорошем качестве! (выставка детских рисунков)
-Напишите на листочке своё плохое качество и крепко зажмите в кулаке!
-А теперь встаньте в пары и попробуйте разжать кулак и взять записку товарища!
(Стараются разжать,но я быстро присекаю)
-Ребят,вот вы сейчас все применили силу и вам было больно, это правильно?
-А зачем вы хотели разжать кулак (Вы сказали или может ответят хотел посмотреть)
-А скажите, нужно смотреть,что в товарище плохого или исправлять своё?
-О.д.-дети высказывают свои мнения
-Я не хочу смотреть, что у вас в записках,но хочу чтобы вы взяли ребусы
Решение логических задач:
Разгадайте ребусы (честность,верность,смелость,подлость
трусость,забота)
-Если вы считаете,что это качества настоящего человека, то подарите это своим товарищам из групп! А если считаете, что человек должен избавляться от каких-то качеств,допишите это в свою записку, а придя домой, обсудите свои отрицательные качества с родителями, с папой возьмите спички и сожгите свои записки!
3. Заключительная часть:
- Подведение итогов
- Что же мы должны были выяснить?
- О.д.-Кто он настоящий человек?
- Давайте ещё раз назовём всех тех, кто помогает понять, что значит быть настоящим человеком!
- Рефлексия
Паутинка
-ребята, я предлагаю взять этот клубок,и обматывая нить вокруг себя,говорить фразу: «Я стану ….» и по одному качеству или поступку настоящего человека. Если позволите я начну с себя?
Ну вот как здорово мы сплели паутинку, а значит мы на верном пути,ставим и добиваемся целей! А теперь давайте разрежем паутинку и ниточку завяжем на запястье,на память о сегодняшней беседе, чтобы всё о чём мы сегодня говорили не осталось просто словами.
- Ребят, вот там было в списке такое слово, как сочуствие, жалость,ведь мы не знаем,как бы мы поступили в такой ситуации. Неужели совсем не жаль? Может у неё не было примеров в жизни, о чем или о ком нужно вспоминать в моменты, когда ты думаешь, что сломался и не тебе не по силам?
- О.д.-о Кате,о Янко,о Маресьеве и других героях.
- А в какой песне есть слова,которые помогают нам жить и оставаться людьми?
- Дети исполняют песню Светлана Русская и Сергей Кочемазов "Песня о настоящем человеке"
1. Нам нельзя забывать
тех, кто бился с врагом в поднебесье.
Ты без ног продолжал воевать –
дорогой ты наш лётчик — Маресьев.
В грозном небе над Курской Дугой,
ты фашистов сбивал самолёты.
Пусть в ногах нестерпимая боль.
Но сильнее её дух пилота.
- Припев: Если в жизни тревожная полночь.
Если смерть обнажила свой меч.
К нам Маресьев приходит на помощь,
Что бы сердце надеждой зажечь.
2. Ты родился на Волжской земле.
Этих мест для тебя нет роднее.
И берёзы поют о тебе на Камышенской Славы Аллее.
В грозном небе над Курской Дугой,
Ты фашистов сбивал самолёты.
Пусть в ногах нестерпимая боль.
Но сильнее её дух пилота.
-Как думаете Зине после стало жить легче?
О.д.-наверное сложнее, бросить умирать своего ребёнка и жить с этим грузом на сердце, если оно есть, гораздо тяжелее, чем пережить голод.
-Пусть это песня будет нашим девизом по жизни, и если будет невыносимо тяжело, мы вспомним слова этой песни!
-
-А закончить я хочу Словами Эдуарда Осадова
И я сегодня, как поэт и воин,
Скажу, сметая всяческую ложь,
Что я за нашу молодежь спокоен,
Что очень верю в нашу молодежь!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.