Общая часть |
||||
Классный час |
Класс 4 |
|||
Тема: |
Где таится Совесть? |
|||
Планируемые образовательные результаты: |
||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||
Имеют представление о понятии «совесть». Умеют подбирать синонимы, антонимы, имена прилагательные, глаголы к слову совесть. Применяют знания при разборе ситуаций.
|
Учатся работать в группе. Составляют предложения и высказывания, отвечают на вопросы, делают выводы. Находят нужную информацию в словарях. Анализируют нравственную сторону поступков. |
Формируются положительные мотивы поведения. Получают опыт общения с учителем и с одноклассниками. Понимают значимость заданной темы. Делают нравственный выбор. |
||
Решаемые учебные и воспитательные проблемы: |
Привлечь внимание детей к вопросам совести и нравственного выбора. |
|||
Вид, используемых на занятии ИКТ |
Презентация, прослушивание песни. |
|||
Методическое назначение средств ИКТ |
Средство наглядности. |
|||
Образовательные Интернет-ресурсы: |
1.http://posloviz.ru/category/sovest/ 2.http://azbuka.ru/dictionaru/shtml/ 3.http://fcijr.edu.ru 4.http://school-collection.edu.ru. 5. http://www.orhodoxopk.ru. |
|||
Список использованной литературы: |
1. Алоева М.А., Бейсова В.Е. Классные часы и родительские собрания. Р-н-Д.: Феникс, 2008. 2. Быстрова Е.А., Учебный фразеологический словарь русского языка. Л.: Просвещение , 1984 г. 3. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. М.: Вако, 2003. 4. Селевко Г. К. Сделай себя сам. М: народное образование, 2006 г. 5. Словари русского языка. |
|||
Организационная структура занятия
№ |
Этапы занятия. Примерное время на этап. |
Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательных результатов. |
Форма организации деятельности учащихся. |
Основные виды деятельности учителя. Роль учителя. |
1. |
I. Организационный момент. Вводно-психологический настрой. 1-2 минуты. |
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, возьмитесь за руки. Слева друг и справа друг, очень дружный, общий круг. Все мы за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Теплота от наших рук побежит вокруг, вокруг. День начнется с теплоты С теплоты и доброты. Согревают нас улыбки И сбываются мечты. Сегодня у нас на занятии гости, давайте с ними поздороваемся и порадуем их своей работой. |
Берутся за руки, приветствуют друг друга и гостей. |
Создаёт доброжелательную психологическую атмосферу в классе. Мотивирует на работу.
Показ слайда №1. Весёлые рожицы. |
2. |
II. Создание проблемной ситуации. 3 минуты. |
Чтение притчи. Как-то раз Боги, собравшись, решили поразвлечься. Один из них сказал: —Давайте что-нибудь отберём у людей? После долгих раздумий решили отнять у людей самое святое и важное Совесть. Вот только куда её спрятать? Первый сказал: —Давайте запрячем Совесть на вершине самой высокой в мире горы. —Нет, люди сильные, кто-то сможет взобраться и найти, и если найдёт один, все остальные сразу узнают, где Совесть, — ответил другой. —Тогда давайте спрячем её на дне моря! —Нет, не забывай, что люди любопытны, кто-то сконструирует аппарат для подводного плавания, и тогда они обязательно найдут Совесть. —Спрячем его на другой планете, подальше от Земли, — предложил кто-то ещё. — Нет, помни, что мы дали им достаточно ума, когда-нибудь они придумают корабль, чтобы путешествовать по мирам, и откроют эту планету, и тогда обретут Совесть. Самый пожилой Бог, который на протяжении всего разговора молчал, сказал: —Я думаю, что знаю, где нужно спрятать Совесть. Выслушали Боги мудреца – и сделали, как предложил он. |
Слушают притчу. |
Читает отрывок из притчи.
Показ слайда №2. Боги.
Показ слайда №3. Боги советуются..
|
3. |
III. Формулирование темы и цели урока. 5 минут. |
Вы уже, наверное, догадались, о чем пойдёт разговор на нашем занятии? (о совести) Давайте с помощью слов-помощников составим вопросы, на которые будем искать ответы. Что… (такое совесть?) Где… (её спрятали?) Как … (выглядит?) (узнать совесть?) Зачем… (людям совесть?) Почему… (люди ищут совесть?) Кто …(друзья у совести?) и др. Давайте сформулируем цели и задачи на занятие. |
Ответ на вопрос.
Составляют вопросы по теме занятия.
Формулируют тему занятия, ставят цели, задачи. |
Задаёт вопросы, подводит к теме и цели занятия. Записывает на доске составленные вопросы. Помогает в постановке целей и задач занятия. Слайд №4 название темы. |
4. |
IV. Работа над понятием «совесть». 15 минут.
|
Продолжите предложение: Совесть – это… Зачитывают по желанию свои ответы. М.О.(Микрообобщение): Трудно дать определение этому понятию. Давайте поработаем в группах. Работа в группах. Повторение правил работы в группе. (Зачитывание памятки.) 1 группа - поискать в словарях толкование этого слова. 2 группа – Задание «Собери фразу» Необходимо восстановить авторское высказывание, реконструируя его по смыслу. Затем группа обсуждает справедливость фразы и выбирает участника для выступления от группы. Высший суд — суд совести. (Гюго В). В ком стыд, в том и совесть Сильнее совести суда нет. (Русские пословицы) Чистая совесть - самая лучшая подушка. (Ибсен Г). 3 группа – Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты. А кто «друзья» у совести? Поищите к этому слову синонимы, антонимы, прилагательные и глаголы. Заслушивание участников 1 группы. Добавления учителя (если не найдут): Толковый словарь Ожегова : Совесть –
чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими
людьми,
обществом.
Словарь Ушакова: Совесть — внутренняя оценка, внутреннее
сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за
своё поведение. Совесть - ёмкое слово. СО (приставка означающая совместимость чего-то: содружество, сотрудничество, согласие). ВЕСТЬ (послание, извещение), то есть сообщение. - Славянское слово совесть значит со-весть, т.е. со-вестник, который советует, ведает нашими добрыми и злыми делами. Заслушивание 2 группы. Чтение составленных высказываний, обсуждение. Заслушивание 3 группы. Добавления учителя. Очень хорошо, когда что-то делаешь со «спокойной совестью», с «чистой совестью». С этим словом употребляют очень сильные выражения. - Когда люди говорят: «грызет совесть», «мучает совесть», «совесть спать не дает», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила»? М.О. Общее у всех этих определений то, что совесть является нравственным сознанием человека. Совесть – это способность различать добро и зло, побуждающая человека делать осознанный выбор в пользу добра. |
Пишут на листочках продолжение предложения: Совесть – это….
Работают в группах. Выступают по одному человеку от группы.
Отвечают на вопросы учителя.
Отвечают на вопросы учителя. |
Повторяет правила работы в группах. Объясняет задания. Показ слайда №5. Памятка «Работа в группе» Выдаёт словари, листочки для записи. Выслушивает, добавляет.
Показ слайда №6. Слово «Совесть» толкование в словарях.
Задаёт вопросы.
Делает микрообобщение. |
5. |
V. Физкультминутка. 2-3 минуты. |
Движения под песню «Доброта». |
Выполняют движения под музыку. |
Показывает движения. |
|
VI. Работа с ситуациями. 10 минут. |
Упражнение «Нравственная дилемма». Работа в группах. Повторение правил работы в группе. Вам предлагается проанализировать ситуации, аргументировать свою точку зрения. 1 группа – Витя нашёл на дороге кошелёк с деньгами. Никому не сказал. Купил на эти деньги сладостей. Что сказали бы вы этому мальчику? Как исправить ситуацию? 2 группа – Таня разбила дома вазу. Скрыла это от всех. А когда её спросили, сказала, что ничего не знает. Как вы оцените её поступок? Что посоветуете Тане? 3 группа - Дима разбил во дворе лампочку. Скрыл это от всех. Вечером мама возвращалась с работы в темноте, упала, попала в больницу. Виноват ли в этом Дима? Работа в группах, обсуждение. Выступление групп по разбору ситуаций. - Всегда ли легко сделать выбор? - А советовать легко? - Что чувствовали ребята? М.О. Очень трудно признаться в плохом поступке, сознаться, попросить прощение и исправить бывает уже поздно. - А вы попадали в подобные ситуации? - Что переживали? Вам было больно? - Почему было больно? - Где вы испытывали эту боль? Давайте вернёмся к притче, которую я зачитывала в начале занятия и вопросам, которые мы составляли вместе. Как вы думаете, где Боги спрятали Совесть? Нашли ли её люди? Хотите ли вы услышать, чем закончилась притча? Самый пожилой Бог, который на протяжении всего разговора молчал, сказал: - Я думаю, что знаю, где нужно спрятать Совесть. Спрячем внутри них самих, они будут так заняты её поисками снаружи, что им и в голову не придёт искать её внутри себя. Все боги согласились, и с тех пор люди тратят всю свою жизнь в поисках Совести, не зная, что она спрятана в них самих. |
Просмотр слайда. Работа в группах.
Выступление 1 человека от группы.
Слушают выступления других групп.
Отвечают на вопросы.
Слушают окончание притчи. |
Даёт задания. Показ слайда №5. Памятка «Работа в группе»
Определяет очерёдность выступлений. Проводит разбор ситуаций.
Задаёт вопросы.
Делает микрообобщение.
Зачитывает окончание притчи. |
6. |
VII. Итог урока. 5 минут. |
Вернёмся к нашим вопросам. На какие вопросы мы нашли ответы? На какие вопросы вы можете сейчас ответить? Какие вопросы остались открытыми? |
Отвечают на вопросы.
|
Задаёт вопросы, подводит итоги. |
7. |
VIII. Рефлексия |
Возьмите свои листочки, на которых вы писали в начале занятия: Совесть – это… Добавьте то, что вы узнали сегодня. |
Пишут продолжение предложения.
Отвечают. |
Задаёт вопросы. |
8. |
IX. Домашнее задание |
Найдите стихотворение, пословицы (2-3) о совести или нарисуйте «Совесть», как вы её представляете. |
Слушают задание на дом. |
Объясняет выполнение задания. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.