Классный час "Искусство сдавать экзамены"
Оценка 4.7

Классный час "Искусство сдавать экзамены"

Оценка 4.7
Мероприятия
doc
классное руководство
11 кл
01.03.2020
Классный час "Искусство сдавать экзамены"
Данный классный час нацелен на подготовку студентов к успешной сдаче экзаменов. Студенты в активной форме знакомятся с психотехническими навыками, приёмами рациональной организации времени, правилами запоминания.
Классный час Искусство сдавать экзамены.doc

Классный час «Искусство сдавать экзамены».

 

Цели:

-    расширение представлений студентов о психотехнических навыках;

- формирование положительной  нравственной оценки таких качеств, как усидчивость, обязательность, добросовестность, умение мобилизовать себя;

- побуждение студентов к рациональной организации своего времени, к овладению, собственными эмоциями, к самосо­вершенствованию, саморазвитию.

     Форма  проведения: час общения.

     План классного часа

I..   Вступительное слово «Что такое экзамен?»

II.  Проблемная ситуация «Чужие ошибки».

III. Информационный блок «Искусство сдавать экзамены».

      1. Полезные советы.

      2. Приемы запоминания.

IV. Тренировочные упражнения «Гимнастика для ума».

V.   Экзаменационный юмор.

VI.  Заключительное слово.

VII.Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа.

I. Вступительное слово «Что такое экзамен? »

Классный руководитель: Скоро у вас экзаменационная сессия.  Большинство студентов с ужасом думают о предстоящих страданиях. Но, оказывается, не все так страшно. В переводе с латыни слово «экзамен» означает «испытание». Получается, что во время эк­заменов людей испытывают, как космонавтов перед полетом. Причем испытывают не только знания, но и психическую устойчивость чело­века. А психическая устойчивость возникает, когда есть положитель­ный настрой и уверенность в себе. Специалисты утверждают, что от этого зависит 50% успеха на экзамене. А положительный настрой и уверенность в себе появляются, когда человек правильно готовит­ся к экзаменам, следует некоторым правилам. Сегодня мы и будем говорить об этих правилах.

II. Проблемная ситуация «Чужие ошибки»

Классный руководитель: Послушайте рассказ о том, как готовился к экзамену ваш сверстник, и попробуйте найти у него ошибки.

Началась экзаменационная сессия, и студент Иван Петров начал готовиться к экзаменам. Для начала он составил план, в котором был один-единственный пункт: «Каждый день учить билеты». На следующий день с самого утра он засел за подготовку. Решил готовиться к физике. Целый час он искал билеты, потом еще час - учебник. При этом он обнаружил массу интересных вещей, кото­рые считал потерянными. Наконец билеты были найдены и учебник тоже, но оказалось, что тетрадь с практическими куда-то запропас­тилась. Пришлось звонить Андрею Иванову, но у него была та же самая проблема. Вдвоем решили идти к Наташке Сидоровой, у кото­рой всегда все есть. Наташка тетрадь дала только на полчаса, чтобы сделать ксерокопию. Наконец нашли ксерокс и скопировали Наташкины каракули. Усталые и голодные они вернулись домой с сознанием выполненного долга. Правда, тетрадь эту несчастную Ивану так и не пришлось открыть. Пришел Сашка Петров, попросил билеты, потом Димка Жуков забежал за учебником. Иван решил, что билеты могут потерпеть и до завтра. А завтра с самого утра он как засядет, и никто уже ему не сможет помешать!

Как вы думаете, что будут завтра? Удалось Ивану подготовиться к экзамену? Какие ошибки он сделал во время подготовки? { Выска­зывания студентов )

III. Информационный блок «Искусство сдавать экзамены»

Полезные советы

Классный руководитель:  Какие же правила нужно соблю­дать, чтобы успешно сдать экзамен? Группа студентов собрали коллекцию полезных советов для тех, кто собирается сдавать экзамены.

-    Сначала нужно оборудовать место для занятий: убрать все лиш­нее, расставить по местам учебники, справочники, карандаши, тетради.

-    Психологи советуют поместить на видном месте что-нибудь желтое или фиолетовое, т. к. эти цвета повышают интеллекту­альную активность.

-    Затем нужно составить план работы, при этом необходимо учитывать, кто вы - «сова» или «жаворонок». Если вы сова, то нужно максимально загрузить вечерние часы, а если жаворо­нок – то утренние.

-    В плане нужно четко указать, что именно будете учить, какие разделы, какого предмета.

-    Обязательно следует чередовать работу и отдых: 40 минут за­нятий, 10 минут - перерыв. Можно в это время вымыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, подмести пол.

-    Как работать над материалом? Прежде всего, не старайтесь вызубрить весь учебник. Самое главное не вызубрить, а понять. Сначала прочтите материал, потом попытайтесь составить план или схему, обязательно на бумаге.

-    Очень полезно рассказывать самому себе перед зеркалом, стоя во весь рост, обращая внимание на позу, жесты, мимику. Хорошо также записывать свой рассказ на магнитофон.

-    Каждый день нужно выполнять и практические задания к би­летам, при этом полезно комментировать самому себе вслух ход ваших действий и рассуждений.

-    Каждый раз, приступая к работе, повторяйте предыдущие биле­ты. Повторить билет следует хоть один раз в течение 24 часов после выучивания.

-    Используйте разные методы запоминания: зрительно, на слух, составляя шпаргалки!

-    Во время подготовки к экзаменам не забывайте о вкусной и здоровой пище. Для работы мозга полезен сладкий миндаль, а арахис улучшает память, внимание и слух, снимает утомляе­мость. Для улучшения памяти полезна соленая селедка! А вот крепкий чай, кофе или специальные препараты могут только навредить.

-    Готовясь к экзамену, никогда не думайте о том, что провалитесь, но, напротив, мысленно рисуйте себе картину триумфа, легкого победного ответа. Мысли о возможном провале недаром на­зывают саморазрушающими.

-    За день до экзамена повторите все планы ответов. Обратите внимание только на то, в чем чувствуете затруднение.

-    Накануне экзамена прогуляйтесь, выспитесь, чтобы встать здо­ровыми, свежими, отдохнувшими, готовыми к борьбе. Ведь экзаме­ны - это и психологический поединок, в котором нужно уметь за себя постоять.

-    Если вы очень волнуетесь, используйте прием, который назы­вается «доведение до абсурда». Представьте себе все самое страшное, что может случиться на экзамене. Попытайтесь по­сильнее напугать себя. И тут вы обнаружите, что бояться вам в сущности нечего и даже самые тяжелые последствия можно пережить.

-    В день экзамена утром не забудьте позавтракать! И обязатель­но запаситесь чем-нибудь сладеньким, ведь при повышенной нагрузке организм будет требовать глюкозы.

-    На экзамен следует одеться строго и опрятно, не стоит прико­вывать излишнее внимание к своей внешности!

-    Ни в коем случае не пейте перед экзаменом никаких успокои­тельных таблеток!

-    Надежно спрячьте шпаргалки, но лучше ими все-таки не поль­зоваться. Как показывает опыт,   только четверть шпаргалок остаются незамеченными.

-    Во время экзамена, выбирая билет, не паникуйте! И ни в коем случае не просите его заменить. Вторая попытка, как правило, оценивается на балл ниже.

-    Когда вы уже вытянули билет и стали готовиться к ответу, на­чинайте с самого легкого. Пока вы напишете ответ, вы успокои­тесь, голова станет работать более ясно и четко.

-    Во время ответа могут случиться самые непредвиденные си­туации: провал в памяти, оговорка, ошибка. Ничего страшного! Ни в коем случае не показывайте, что вы растерялись, не ста­райтесь вызвать жалость к себе. Самое эффективное - сохра­нить чувство собственного достоинства и, конечно, не терять чувства юмора.

-    В любом случае всегда дышите глубже - это помогает справить­ся с волнением! Удачи!

Классный руководитель: Кто хочет добавить к этому свои полезные советы? { Студенты  делятся своими советами.)

Приемы запоминания

Классный руководитель: Готовясь к экзаменам, приходит­ся запоминать огромное количество материала. В этом нам помогут эффективные способы и приемы запоминания. Очень хороший спо­соб - это рассказывать выученный материал вслух, например собаке или кошке. Еще один способ запоминания - картинки, схемы, планы, шпаргалки - все, что активизирует зрительно-образную память. Если нужно запомнить какие-либо данные в определенном порядке, ис­пользуйте приемы мнемотехники. Придумайте с первыми буквами, слогами или словами связанные предложения. Как, например, в дет­ской считалочке про цвета радуги: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Если нужно запомнить большое количество иностранных слов или непонятных терминов, поможет метод ассоциаций. Ассоциа­ции - это связи. Нужно найти связь этого термина с любым словом или понятием. И чем смешнее и глупее будет эта связь, тем лучше это запоминается. Например, итальянское слово galera переводится как «тюрьма». Для запоминания можно найти такую связь: на галерах было страшно, как в тюрьме. Английское слово - «умный», созвучно русскому слову «клевер». Тут может быть такая связь: «все работают, а умный завалился в клевер и отдыхает». Приемы мнемотехники описаны в книгах о том, как улучшить свою память. С помощью по­добных приемов некоторым людям удается достичь феноменальных результатов.

IV. Тренировочные упражнения «Гимнастика для ума»

Классный руководитель: А теперь будем тренировать свою память, используя приемы запоминания.

Первое упражнение.

Прослушайте один раз пары (тройки) слов, затем я буду называть вам первое слово, а вы должны вспомнить вто­рое (третье) (читает): тарелка - чашка; ложка - вилка; круг - треугольник-небо - планета; дорога - шоссе - поворот-окно - дверь - крыша; поле - лес - река; огород - помидоры - прополка.

(Затем классный руководитель читает первые слова, студенты называют остальные.)

Второе упражнение.

На доске написаны 10 слов (читает): кот, чашка, камень, бумага, кирпич, ландыш, небо, ветка, мальчик, яблоко. Постарайтесь запомнить их, составив ассоциативную цепочку, напри­мер, кот сидит в чашке и т. п. Какие будут варианты? (студенты предлага­ют свои варианты ассоциативных цепочек (2-3).) Ну, а теперь, кто может перечислить все 10 слов? (студенты поднима­ют руки, перечисляют слова.)

Третье упражнение.

Запомните планеты солнечной системы в оп­ределенном порядке. Нужно использовать метод аббревиатуры. Со­ставить предложение из слов, которые начинаются с первых букв планет (Me, В, 3, Ма, Ю, С, У, Н, П).

1.   Меркурий.

2.   Венера.

3.   Земля.

4.   Марс.

5.   Юпитер.

6.   Сатурн.

7.   Уран.

8.   Нептун.

9.   Плутон.

(«Между волком и зайцем маленькая юркая стрекоза успела найти подберезовик»; и т. п.) Кто может назвать все планеты в такой последовательности? (От­веты студентов.)

Как видим, приемы мнемотехники оказались очень эффектив­ными. Они не только помогают запоминать, но и делают эту рабо­ту увлекательной и интересной. И скучная зубрежка превращается в творческий процесс. Может быть, у кого-то из вас есть свои приемы и методы запоминания? Расскажите о них.

V. Экзаменационный юмор

Классный руководитель: Чтобы мысли о будущих экза­менах не испортили вам настроения, мы пригласили юмористов, которые составили небольшую коллекцию экзаменационного юмора.

      Юморист 1. Как известно, лучше всех сдают экзамены те, кто овладел искусством лить воду.

Как и всякое искусство, оно требует вдохновения, но подчиняется строгим правилам.

Первое: употребляйте много иностранных слов.

Второе: стройте длинные и запутанные фразы.

Третье: много цитат, имен и дат.

       Четвертое: все это нужно проделывать с умным видом и демон­стрировать уверенность в себе.

Юморист 2. Еще одно искусство, необходимое на экзамене, - это искусство шпаргалки. Причем искусство заключается не в том, чтобы написать шпаргалку, а в том, чтобы ее надежно спрятать. Для этого есть такие места, как штаны, юбки, ботинки, воротники, носо­вые платочки, ручки, часы, шоколадки, рукава, носки и т. п. Есть еще надежный дедовский метод - прикрепить шпору на резинке в рукав или надеть под юбку фартучек в виде большого кармана.

Юморист 1. Ho написать и надежно спрятать шпаргалку - это полдела, нужно еще уметь ею воспользоваться на экзамене. Тут мож­но дать такие вредные советы: ни в коем случае не ловить взгляд учителя, он сразу раскусит, что ты списываешь. Самое надежное - про­сто положить шпору на парту и спокойно катать, время от времени поднимая задумчивый взгляд на экзаменатора.

Юморист 2. Не забудьте пожелать самому себе ни пуха, ни пера. Это древнее пожелание успеха, удачи возникло в среде охотников, и было основано на суеверии, что можно сглазить охотника, если по­желаешь удачной охоты на птицу или зверя (и пуха и пера). В ответ на это пожелание, охотники отвечали: «(Пошел) К черту!». Бояться сглаза, люди не перестали, и до сей поры. Отсюда, наверное, и примета, что нужно поругать заочно того, кто сдаёт в это время экзамен.

VI. Заключительное слово

Классный руководитель: Сегодня мы говорили о том, как успешно сдать экзамены. Экзамен - это действительно испытание, проверка ваших знаний и умений. На экзамене вы должны показать все, чему научились. Конечно, в ходе та­кого испытания в более выгодной позиции оказываются те, кто сис­тематически работал, выполнял все задания, накапливал знания по крупицам. Для них подготовка к экзамену - это просто возможность систематизировать и упорядочить материал.

Ну, а у кого есть пробелы в зна­ниях, подготовка к экзамену - это время открытий: произведений, фактов, имен, дат. А для кого-то это просто время открытия учебника. Ну, и конечно же, для всех студентов экзамены - это время испытать себя, свой характер, выдержку, силу воли, целеустремлен­ность. Желаю всем вам успешно пройти это испытание!

VII. Подведение итогов

Классный руководитель. Какие советы и секреты подго­товки к экзаменам показались вам интересными и полезными? Смо­жете ли взять себя в руки и хорошо подготовиться к экзаменам?


Классный час «Искусство сдавать экзамены»

Классный час «Искусство сдавать экзамены»

Сначала нужно оборудовать место для занятий: убрать все лиш­ нее, расставить по местам учебники, справочники, карандаши, тетради

Сначала нужно оборудовать место для занятий: убрать все лиш­ нее, расставить по местам учебники, справочники, карандаши, тетради

Приемы запоминания Классный руководитель:

Приемы запоминания Классный руководитель:

Юморист 1 . Как известно, лучше всех сдают экзамены те, кто овладел искусством лить воду

Юморист 1 . Как известно, лучше всех сдают экзамены те, кто овладел искусством лить воду
Скачать файл