Тема. Культура общения с ровесниками и взрослыми
Цели урока: закрепить правила общения с ровесниками и взрослыми; формировать знания, умения и навыки культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях; развивать умение дружить, беречь дружбу; воспитывать культуру общения учащихся.
Оборудование: слова вежливости на табличках, карточки с пословицами, щаблоны сердечек
Ход урока
І. Организационный момент. Психологический нстрой.
- Приветствие «Ладошки». Дети в парах ставят по одной ладошке друг к другу до конца не прикасаясь. Затем соединяют по одному пальчику и произносят слова: «Желаю большого успеха всегда и во всём»
ІІ. Мотивация учебной деятельности
- Расшифруйте запись на доске, прочитав только цветные буквы
ШВРБЕЖЫЛФИПВЩОСЯТХЬ
ІІІ. Сообщение темы, целей и задач урока
- Мы все научились когда-то
Ходить, рисовать, говорить.
Давайте-ка вспомним, ребята,
Как добрым и вежливым быть.
- Сегодня мы и поговорим о вежливости и культуре общения.
ІV. Работа по теме урока
1. Технология «Мозговой штурм»
- Как вы понимаете, что такое «вежливость»?
Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.
2. Игра «Дары Вежливости»
– Фея Доброты и Вежливости, а также Колдунья Зла и Грубости прислали вам дары. Нужно найти дары Вежливости.
Слова на доске:
Красота, злость, уродство, доброта, приветливость, обида, улыбчивость, угрюмость, спокойствие, оскорбление, уважение, огорчение.
– Можно ли назвать дарами – дары Колдуньи Зла и Грубости? (Нет, это отрицательные качества.)
3. Дидактическая игра
- Сейчас мы поиграем в игру «Вежливые ребята». Я буду читать рассказ, а вы, где надо, вставляйте волшебные слова.
Игра «Вежливые ребята»
- Однажды Алеша Крючков ехал в автобусе. Он сел у окна и с удовольствием стал рассматривать улицу. На следующей остановке в автобус вошла женщина с ребенком на руках. Алеша встал и сказал ей «…………..».
Женщина тоже была вежливая и сказала Алеше: «…………….».
Вдруг автобус неожиданно остановился. Алеша не удержался за поручень и упал на стоящего впереди мужчину. Мужчина хотел рассердиться и сказал Алеше, что надо держаться, но Алеша быстро сказал ему: «…………».
И мужчина улыбнулся и ответил: «Ничего, бывает. Ты сам-то не ушибся?»
- Молодцы, ребята. Теперь я уверена, что в подобных ситуациях вы поступите так же, как Алеша.
- Говорите добрые слова чаще, и утром, и днем, и вечером, и даже, когда ложитесь спать, обязательно пожелайте своим родным: «Доброй, спокойной ночи!!!»
- А что вы говорите утром, когда просыпаетесь?
- А если на улице плохая погода, дождь, снег или метель? Надо ли говорить доброе утро?
4. Чтение стихотворения «Хорошее настроение»
Шел по улице парнишка не спеша,
И тужурка нараспашку, и душа,
Подарил плаксивой девочке цветок –
Залилась веселым смехом, как звонок!
До подъезда сумку бабкину донес.
Бабка строгая растрогалась до слез!
Позабавил двух сердитых малышей –
Растянулись рты мальчишьи до ушей!
А парнишка шел все также, не спеша,
И тужурка нараспашку, и душа.
5. Беседа о добрых делах и поступках
- Можно ли этого мальчика назвать добрым? Почему?
- Правильно. Вежливость и доброта – это, прежде всего, бережное и внимательное отношение к другим людям.
6. Поиграем в игру «Вежливо-невежливо»
1. Если места в трамвае нет,
Не стоит покупать билет,
Все равно ты едешь стоя,
Лучше деньги сэкономить.
2. Если стали вам грубить,
Нужно вслед им нахамить.
3. Если вам подарят книгу,
Вы ответите: «Спасибо!»
4. Если вы зашли в кино,
А оно идет давно,
Нужно громко прокричать:
«Кто посмел без нас начать?»
5. Если кто-то вдруг случайно
Вам на ногу наступил,
Как бы он ни извинялся,
Поступок этот не простим.
6. Если к вам пришла подруга,
Вы представьте ее другу.
7. Если вам вдруг стало плохо,
Нужно громко ахать, охать.
8. Если ты пошел гулять
И оделся чисто,
То домой прийти ты должен
Хуже трубочиста.
V. Физминутка
Упражнения на внимание
- Следует выполнять действия только тогда, когда учитель называет слова вежливости.
• Руки вверх, пожалуйста.
• Присесть.
• Руки вперед, пожалуйста.
• Руки вперед.
• Попрыгайте.
• Попрыгайте, пожалуйста.
VІ. Продолжение работы по теме урока
1. Самостоятельная работа в группах. Игра «Собери пословицу»
Вы работаете в парах. У каждой пары набор карточек. Вам нужно из этих карточек составить пословицу, озвучить её и объяснить её значение.
2.Чтение стихотворения А. Шалыгина “Если есть хороший друг”.
Настроение упало, |
|
- Ребята, а вы знаете, что самое главное в дружбе?
- Друзья на то и существуют, чтобы помогать друг другу, ничего не требуя за это взамен, не предавать друг друга.
3.Правила общения с одноклассниками
• проявляй внимание к своим друзьям и одноклассникам, старайся, чтобы твои слова и поступки не обидели их;
• никогда не смейся над физическими недостатками людей;
• всегда и во всём помогай младшим и слабым;
• не забывай поблагодарить за оказанную тебе услугу;
• не придумывай никому обидных прозвищ;
• всегда выполняй данные тобой обещания;
• никогда не обещай того, чего выполнить не сможешь;
• никогда не проявляй к людям неуважения, грубости или хамства.
4.Упражнение «Подари сердечко». Работа в парах.
Сделайте по шаблону сердечки из цветной бумаги. Напишите на них свои пожелания друг другу. Пожелайте друг другу то, что вы записали в своих “сердечках” (дети желают друг другу любви, добра, радости, хороших и преданных друзей и т.д.).
VІІ. Итог урока
- В заключение мы с вами отгадаем загадки
Говорить друзьям не лень,
Улыбаясь…(добрый день)
Друг другу на прощание
Мы скажем…(до свидания)
Друг друга не стоит винить,
Лучше скорее…(извинить).
До чего ж оно красиво
Слово доброе…(спасибо).
Когда виноваты, сказать спешите
«Прошу вас, пожалуйста - (извините).
В чужой разговор никогда не встревай,
И взрослых ты лучше …(не перебивай).
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого…(спасибо).
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит…(добрый день).
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь…(здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости,
Говорим…(простите, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят…(до свидания).
- Ребята, я вас благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.