Классный час на тему: «Мы и толерантность»
Класс: 7
Цель: формирование у школьников активной жизненной позиции, уважение к людям, отличных от них, веры в собственные силы, готовности помочь ближнему, воспитание толерантного отношения к личностным особенностям людей.
Задачи:
2. Способствовать развитию у обучающихся самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле. Развивать терпимость к различиям между людьми.
3.Развивать информационную, коммуникационную, личностную компетентность.
Оборудование: ИКТ, ватман, фломастеры, карандаши, скотч, маленькие листочки, ручки.
Ход занятия:
(Дети входят и садятся в круг на стулья)
- Я рада приветствовать вас, мы начинаем нашу встречу, надеюсь, что у нас сегодня все получится. Для начала надо представиться, ведь у нас сегодня гости…
А) «Звали, зовут, будут звать..» - записывают на листочках, затем двое приклеивают их на доску
- Почему мы должны друг друга называть по именам?
Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по именам, но для этого надо и самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.
Б) «Аплодисменты»
Мы аплодируем тем, кто встает и к кому подходит высказывание…
– русый цвет волос; – родился зимой;
– в имени есть буква А; – любит мороженое;
- играет в футбол; - занимается спортом;
- кто живет в городе Таганрог?
- умеет танцевать; - умеет вышивать?
- кто живет в микрорайоне Северный?
- у кого есть младшие братья и сестры?
- кто хочет учиться лучше, чем сейчас?
- кто учится в 7 классе МОБУ лицея №33?
- Почему не всегда вставали?
Вывод: Все мы разные, но все мы вместе, находимся в одном коллективе, ведь что-то нас объединяет.
(Англия) Готовность и способность без протеста воспринимать личность = 5:
(Франция) Уважение свободы другого и его мнения = 4:
(Россия) Уметь терпеть, мириться с чужим мнением = 5:
(Китай) Позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других = 4:
- Что получилось?
- Что помогло в выполнении этого задания?
- А что это за высказывания? К чему они относятся? (Толерантность – значение слова на разных языках)
- (А если перевернуть листы, что получится?) Все мы разные, но все мы вместе – восстановите запись.
- Каким образом между собой связаны ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ВСЕ МЫ РАЗНЫЕ, НО ВСЕ МЫ ВМЕСТЕ, каким местоимением можно заменить? Какова тема?
- О чем мы сегодня будем говорить?
Сегодня мы говорим о таком необходимом качестве человеческой души – Мы и толерантность, продолжаем наш разговор.
Цель: Все мы живём в обществе, вокруг нас находятся люди и мы должны научиться жить в мире и согласии. Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье царил покой, мир, уважение и взаимопонимание. Что же для этого нужно, мы с вами сегодня и попробуем определить.
4. Правила работы в группах – 1 минута
5. Основная часть - 25 минут
А) Толерантная и Интолерантная личность – 3 минуты (работа с интерактивной доской)
Уважение мнения других, доброжелательность, нетерпимость, желание что-либо делать вместе, раздражительность, понимание и принятие, чуткость, любознательность, цинизм, снисходительность, доверие, гуманизм, непонимание, игнорирование, эгоизм, выражение пренебрежения, равнодушие, немотивированная агрессивность, сострадание, прощение, сотрудничество, уважение человеческого достоинства, уважение прав других, принятие
другого таким, какой он есть
Б) Притча «Ладная семья» (слайд № 2) – 3 слайд - 7 минут
- А что, действительно, нужно и почему? Попробуют ответить
Прослушайте притчу, и вы всё поймёте.
«Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что была эта семья особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки государства. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семейства: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
Любовь
Прощение
Терпение
И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение. Прочёл владыка, почесал за ухом и спросил: «И всё?». «Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И мира тоже».
Сказка «Мудрецы и слон»
Наш класс – это тоже единое целое, а каждый ученик в нём – пазл, составляющая, без которой нет единения. Каждый по-своему важен и нужен. Но мы все разные. Может ли один человек сказать, какой я? –
«Давным-давно в маленьком городке жили-были 6 слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. И захотели они его увидеть. Но как?
– Я знаю, – сказал одни мудрец, – мы ощупаем его.
– Хорошая идея, – сказали другие, – тогда мы будем знать, какой он.
Итак, 6 человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо, оно медленно двигалось вперед и назад.
– Слон похож на веер, – закричал первый мудрец.
Второй потрогал ноги слова.
– Он похож на дерево, – воскликнул он.
– Вы оба неправы, – сказал третий, он похож на верёвку. Он ощупывал хвост.
– Слон похож на копьё! – закричал четвёртый.
– Нет, нет, – закричал пятый, – слон как высокая стена!
Он говорил так, ощупывая бок слона.
Шестой мудрец дёргал слоновий хобот. «Вы все неправы, – сказал он, – слон похож на змею!»
– Нет, на верёвку.
– На змею!
– Стена!
– Вы ошибаетесь!
– Нет, я прав!
Шестеро слепых мудрецов кричали друг на друга целый час. Но они так и не узнали, как выглядит слон.
- О чём эта сказка? Почему они так и не узнали, какой слон?
У каждого человека есть свое мнение на происходящее вокруг. Одну и ту же вещь или ситуацию все видят по-разному.
- ПРАВИЛА ТОЛЕРАТНОГО ОБЩЕНИЯ: ВЕРТУШКА (в течение минуты разрабатывают правила, затем по часовой стрелке передают следующей группе, так, пока не вернется листок, выводы в буклет)
Выводы: правила толерантного общения:
1) Уважай собеседника.
2) Старайся понять то, о чем говорят другие.
3) Отстаивай свое мнение тактично.
4) Будь справедливым, готовым принять правоту другого.
5) Стремись учитывать интересы других (работа в буклете)
6. Творческая работа «Дерево толерантности» – 3 минут
- Ученики на листочках бумаги, имеющих форму листа какого – либо дерева или «солнце толерантности» , пишут, что надо сделать, чтобы класс и школа стали «Пространством толерантности», листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе. Учителя и ученики, читая надписи на листьях «Дерева толерантности», узнают о проблемах в своей школе и не забывают о «Дне толерантности».
7. Творческая работа: Упражнение «Эмблема толерантности» 7 минут
Описание: каждому участнику предлагается нарисовать свою эмблему толерантности, которая могла бы печататься на суперобложках, политических документах, национальных флагах. Процесс рисования занимает 5-7 минут. После завершения работы все участники представляют свои работы.
Психологический смысл: усвоение понятия «толерантность»; развитие фантазии, экспрессивных способов самовыражения.
ВЕРТУШКА – 4 эмблемы, переходит команда
8. Индивидуальный оценочный лист – 2 минуты
9. Рефлексия – 2 минуты
Если вы ответили на вопросы, поставленные в начале занятия, то прикрепите, пожалуйста, желтую карточку, если вопросы остались, то синюю.
10.Вывод - 1 минута
- Итак, давайте будем с большей долей терпения, уважения, симпатии, понимания относиться друг к другу, и тогда жить в обществе, где царит мир и согласие, нам станет намного проще.
Пусть вашим главным правилом по жизни станет следующая фраза: «Не оценивайте людей, а цените их»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.