Классный час в 1 классе Тема: «Мы- друзья природы!»
Цель: учить детей бережно относиться к родной природе.
Задачи:
- заложить основу экологического воспитания;
- прививать любовь к природе, готовность сохранять и защищать ее, понимать
закономерности происходящего в ней;
- развивать память и мышление.
Оборудование: аудиозапись, загадки, рисунки детей, картинки
Ход классного часа:
1) Учитель: Отгадайте загадки:
- Вся в вершинах эта местность, для людей неробких.
Здесь туристам интересно - вверх идти по тропке. (Горы)
- Бегу я, как по лесенке, по камушкам, звеня.
Издалека по песенке узнаете меня. ( Река)
- Меня частенько просят, ждут, а только появлюсь, и прятаться начнут (Дождь)
- Не огонь, а больно жжет, и не пекарь, а печет? (Солнце)
- Богатырь стоит богат, угощает всех ребят:
Ваню — земляникой, Таню — костяникой,
Машеньку — орешком, Петю — сыроежкой,
Катеньку — малиной, А Васю – хворостиной. (Лес)
- Посмотри мой милый друг, что находится вокруг?
Небо светло-голубое, солнце светит золотое,
Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает
Поле, речка и трава, горы, воздух и листва.
Птицы, звери и леса, гром, туманы и роса.
Человек и время года - это всё вокруг: (природа)
- Учитель: ребята, чему же посвящён наш классный час? (природе)
- Как вы думаете, могли бы люди жить без природы? (ответы детей).
- Вся наша жизнь связана с природой. Дышим мы воздухом, утоляем жажду водой. Природа дает нам пищу, одежду, жилье. Люди не могут жить без мебели и посуды. Материал для их изготовления получают в природе. Из земли добываем полезные ископаемые, на полях выращиваем урожай. Нам надо научиться беречь нашу Землю, жить в мире между собой, не засорять Землю, бережно использовать ее ресурсы.
2) - Давай пройдемся медленно по лугу. И «Здравствуй», скажем, каждому цветку.
Я должен над цветами наклоняться, не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица. И доброе лицо им показать!
- Давайте прочитаем слово, написанное на доске. Экология.
- Кто из вас знает, что такое экология? (ответы детей)
Учитель:
- По-гречески «дом»- экос, а наука «логос». Экология - это наука, которая учит защищать и охранять природу. Люди всего мира поняли, природа нашей планеты - в опасности. Поэтому ведется большая работа по охране природы. Запрещено собирать редкие растения, охотиться на редких животных. Некоторых осталось совсем мало. Их занесли в Красную книгу. Эта книга называется так потому, что красный цвет - действительно означает сигнал опасности. Он заставляет своей яркостью всех обратить внимание на указанную опасность, в данном случае предостерегает людей о возможных тяжелых последствиях, которые произойдут с гибелью целых видов растений и животных.
- Сегодня мы не только поговорим с вами о природе – нашем общем доме, но и совершим виртуальное путешествие в один замечательный уголок природы.
3) Конкурс “Собираемся в поход”: Учитель называет различные предметы, а дети хлопками отмечают только то, что им понадобится в походе. Хлеб, миска, клюшка, кружка, погремушка, ложка, кошка, коньки, котелок, спички, будильник, консервы, мусорный пакет, зонтик, спальный мешок, стиральный порошок, линейка, скамейка, соль, утюг, фотоаппарат, веревка, компас, пылесос.
4) - Рано утром встали, Рюкзаки собрали. Готовы уже идти, Что там впереди?
- Отгадав загадку, вы узнаете, куда мы отправимся. Впереди особый дом. Все необычайно в нем. Бревнышки там не лежат, А на вытяжку стоят. А жильцов не сосчитать Их не надо обижать! (Лес)
- И вот мы уже в лесу. Закройте глаза и прислушайтесь. (Учитель включает запись «Звуки леса». Дети несколько минут ее слушают.) Задание 1. Расскажите, какие звуки вам удалось услышать и, кто мог их издавать. Задание 2. Кого бы вы хотели увидеть в лесу?
5) Конкурс «Помогите разобраться»: Учитель зачитывает ситуации, а дети дают советы, как правильно поступить:
1. Витя шел с другом по лесной тропинке. Вдруг мальчики увидели ежика. Витя вспомнил, что ежи, как и коты, любят полакомиться мышами и решил взять зверька домой. «Вот мама обрадуется, что в доме появится «лесная» кошка!» — сказал он другу. Что на это ответил ему товарищ?
2. Три девочки собирали в лесу грибы. Корзинки медленно наполнялись съедобными грибами, которые девочки вырывали из земли руками. Подружки злились. И когда им попадались мухоморы, они сбивали их ногами. Все ли правильно делали девочки?
3. Туристы пришли в лес. Погода хорошая, настроение прекрасное, душа поет. Да и песен знают много. Пусть лесным жителям тоже станет весело. И запели ребята громко свою любимую походную песню. Как отнеслись к этому лесные жители?
Учитель: — Люди приходят в лес в гости к животным и растениям и должны себя вести культурно, как в любых гостях. Это значит, с уважением и почитанием относиться даже к самым маленьким его жителям.
6) - А теперь привал. Отдыхайте и загадки отгадайте. Кто сможет, отгадает. А кто – нет, на ус намотает. Конкурс «Загадки»
Загадки: - Серенькая спинка, длинненькие ушки. Сплю всегда под елью, а не на опушке. (Заяц)
- Шляпка есть и ножка есть, но не лечь мне и не сесть. А под деревом стоять и тихонечко дремать. (Гриб) - Он вразвалочку идет, собирая в дуплах мед. (Медведь)
- Высоко сижу, далеко гляжу. Постучу, постучу, короеда проглочу. (Дятел)
- Хозяин лесной, просыпается с весной, а зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)
- Хищная плутовка, рыжая головка, хвост пушистый - краса! А зовут ее…(лиса)
- Он, как елка, весь в иголках, ловит смело страшных змей.
И хотя он очень колкий обижать его не смей! Он в лесу живет, но вхож и в сады отважный…(ёж)
- В сосне дупло, в дупле тепло, а кто в дупле, живет в тепле? (белка)
- Всю ночь летает – мышей добывает, а станет светло – спать летит в дупло. (Сова)
- Зимой на ветках яблоки, скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это…(снегири)
- Он соло пел среди ветвей, его назвали …(соловей)
- Что за плотник острым долотом строит дом с одним окном? (Дятел)
- Спинкою зеленовата, животиком желтовата, черненькая шапочка и полоска шарфика. (Синица)
- Стоят в поле сестрицы – платьица белены, сапожки зелены. (береза)
- Ее сестра – в лесу сосна. Скажите, кто она сама? (ель)
- Он в своей лесной палате носит пестренький халатик, он деревья лечит: постучит – им легче. (Дятел)
7) - А теперь конкурс для любознательных ребят. «А знаете ли вы…»
1. Почему в лесу нельзя рвать цветы? (Они не успевают дать семена)
2. Как можно помочь дереву, если на стволе рана? (замазать глиной рану)
3. Главный враг леса. ( пожар) Почему?
6. Какую пользу приносят дождевые черви? (Рыхлят почву, улучшают ее плодородие)
7. Может ли гриб съесть дерево? (Гриб – трутовик превращает дерево в труху)
8. Почему зимой нужно делать кормушки для птиц и подкармливать их? (Птицам трудно находить корм под снегом)
9. Пользу или вред приносят синицы зимой? (Синицы зимой разыскивают в коре деревьев спрятавшихся там насекомых, их личинки и яйца, и поедают их.)
10. Почему нельзя убивать стрекоз? (Они уничтожают много вредных насекомых)
11. Почему в лесу нельзя уничтожать даже ядовитые грибы? (Они являются кормом и лекарством для многих животных)
12. Какую пользу приносят дождевые черви? (Рыхлят почву, улучшают ее плодородие)
- Хотите знать больше? Тогда много читайте, наблюдайте и делитесь интересной информацией друг с другом.
8) Учитель- Для чего мы с лесом дружим? Может он нам и не нужен? Конкурс «Алфавит»: Учитель называет буквы в алфавитном порядке, а дети на каждую букву – слова связанные с лесом. 9) - Да, лес очень терпеливый! Он хоть и медленно, но залечивает свои раны. Люди обязаны в этом ему помочь. А что мы с вами можем сделать для леса? (Убрать мусор, посадить саженцы, подкармливать птиц и т. д.)
- Лес- это наше богатство!
- Лес- это дом для зверей и птиц.
- Лес- это друг человека!
- Лес – это богатая кладовая.
10) Поиграем в игру «Можно-нельзя» (дети отвечают хором).
• Ломать деревья и ветки (нельзя)
• Сажать больше деревьев (можно)
• Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя)
• Ходить только по тропинкам (можно)
• Рвать большие букеты цветов (нельзя)
• Любоваться ими (можно)
• Оставлять мусор в лесу (нельзя)
• Собрать мусор в яму и закопать (можно)
• Разжигать костры в лесу (нельзя)
• Беречь лес от пожара (можно)
• В лесу шуметь (нельзя)
Работа в парах «Что я запомнил и узнал»
Дети раскрашивают картинки, определяют в какую группу их распределят и почему. Защита своего выбора.
12) - Ну вот, мы сделали все, что смогли. Пора возвращаться домой. Давайте встанем и тихонечко выйдем из леса. (Дети встают и тихо переступают с ноги на ногу). — Лес остался позади и можно немножко пошуметь. Игра «Ходят, плавают, летают, прыгают» Учитель называет животное, а дети показывают соответствующее движение: топают, гребут и машут руками и подпрыгивают. (Олень, карась, лиса, еж, кукушка, щука, рысь, заяц, комар, медведь, дикий кабан, ерш, сова)
Учитель- Да, ребята, охрана природы - дело всего народа. Вы - маленькие граждане нашей страны, но можете внести свой большой вклад в дело природы. Ведь охранять природу- значит охранять Родину.
- Давайте стараться жить так, чтобы земля оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы, пели птицы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.