Классный час на тему:
«Шалость. Злонамеренный поступок. Вандализм»
5-6 класс
Социальный педагог
Медведева Елена Владимировна
Пояснительная записка
Классный час направлен на рассмотрение вопросов о таких понятиях как шалость, злонамеренные поступки, вандализм. Четко и ясно представить детям эти основные понятия, используя ролевые игры.
Целью является:
• сформировать у учащихся понятия «шалость», «злонамеренный поступок», «вандализм», научить различать их;
• дать представление о том, что такое злонамеренный поступок, вандализм, а также неудачная шалость отрицательно влияют на людей; совершение подобных действий может караться законом;
• воспитывать позитивное отношение к окружающим людям.
В данной работе используются следующие методики: проблемные ситуации, беседы, розыгрыш сценок, применение ИКТ.
Ход занятия.
I. Сообщение темы, целей и причин, побудивших проведение данного мероприятия.
Учитель: Ребята, тема нашего классного часа «Шалость. Злонамеренный поступок. Вандализм».
Выбор темы обусловлен тем, что в нашей школе происходят случаи, когда на перемене были поломаны или разбиты вещи. Что это: невинная шалость или поступок, который требует наказания? А когда, балуясь на перемене, вы без спросу берете чужие вещи, перебрасываетесь ими. Как расценить эти действия?
Знаете ли вы, что ваши шалости не все могут быть безвинны. Порой они могут расцениваться как «злонамеренные поступки» или являться вандализмом? Если вы четко знаете разграничения этих понятий и поступаете, всегда подумав о последствиях, то данный классный час будет лишь проверкой ваших знаний.
Если вам знакомы эти понятия, но вы не задумываетесь о последствиях некоторых ваших шалостей, то классный час поможет вам в этом. Если же у вас нет четкого представления об этих понятиях, то на данном мероприятии вы узнаете разницу в их градации, и ознакомитесь с мерами наказания за эти проступки.
II. 1. Беседа.
Учитель. Послушайте историю и дайте оценку ситуации.
Один из мальчиков пригласил к себе нескольких друзей поиграть в компьютерные игры. Как гостеприимный хозяин он решил угостить их чаем и сладостями.Пока он ходил на кухню, его друзья спрятались за дверью, желая подшутить над товарищем. Не подозревая о том, что затеяли его друзья, мальчик нес в комнату поднос с чаем и угощением.Когда он вошел в комнату, друзья за спиной дружно закричали. От неожиданности мальчик выронил поднос и ухватился за край стола, на котором стояла настольная лампа, она упала и разбилась. Как вы думаете, зачем ребята так поступили?
Учащиеся. Хотели пошутить, повеселиться.
Учитель. Удалась ли им шутка? Почему?
Учащиеся. Нет. Пригласившему их мальчику теперь достанется от родителей за разбитую посуду и лампу.
Учитель. Да и, наверное, на полу был ковер, на который упало все, что нес на подносе мальчик. Можно ли назвать действия ребят шалостью?
Учащиеся. Да. Они ведь сделали это из баловства, желания пошутить.
Учитель. Удалась ли шутка? Попробуйте сформулировать определение «Шалость - это..».
Ученики. Шалость - это розыгрыш над человеком, который ничего не подозревает.
Учитель. Шалость - это действие, цель которого пошутить над человеком или разыграть его. Запишем определение на доске.
Учитель. Приведите свой пример шалости.
Учащиеся. Спрятать ручку соседа по парте. Позвонить однокласснику и сказать, что первого урока не будет.
Учитель. Можно ли назвать шалостью следующий поступок: сорвать у подъезда цветы, которые выращивает бабушка-пенсионерка?
Учащиеся. Нет. Это уже не шалость, здесь цель не пошутить, а наоборот расстроить человека.
Учитель. Тебя наказали родители и не разрешают общаться по телефону с друзьями. Ты решил отключить телефон, чтобы твоя сестра, которая была больна и пропустила школу вчера, не смогла узнать домашние задания и получила «2», чтобы ее тоже наказали. А ей объяснил, что телефон просто не работает.
Учащиеся. Это тоже не шалость, шуткой или розыгрышем действия не назовешь.
Учитель. Можно ли назвать это действие злонамеренным поступком?
Ученики. Да. Он был совершен со злым умыслом.
Учитель. Сформулируйте определение «злонамеренный поступок».
Учащиеся. Злонамеренныйпоступок - это умышленное причинение вреда людям или окружающей среде.
Учитель. Запишем это определение на доске.
Учитель. Приведите свои примеры злонамеренных поступков.
Учащиеся. Вытащить чертеж у Кострова, чтобы ему учитель поставил «2» за то, что не дал срисовать.Спрятать наушники от плеера у Влада за то, что вчера не дал диск послушать. Исправить расписание движения автобуса, чтобы все опоздали на контрольную работу.
Учитель. Шалости совершают из желания пошутить, разыграть человека, а из-за чего совершают злонамеренные поступки?
Учащиеся. Из желания навредить, из зависти, гнева, злорадства.
Учитель. Ребята, а можно ли за злонамеренный поступок привлечь человека к административной или уголовной ответственности?
Учащиеся. Да. Нет.
Учитель. Рассмотрим еще одну ситуацию. Ученики возвращались на автобусе домой из школы. По дороге произошла небольшая поломка, и они вынуждены были пробыть в салоне автобуса дольше, чем обычно ехали домой. В это время кто-то болтал с другом, кто-то смотрел в окно, а двое мальчиков исписали нецензурными словами стенку автобуса и порезали спинку сидения. Как можно расценить действия этих двух ребят?
Дети. Скорее всего, как злонамеренный поступок.
Учитель. Можно ли их привлечь за это к ответственности?
Ученики. Да. \ Нет. \ Возможно.
Учитель. А как вы думаете, можно ли этот поступок назвать вандализмом? Знакомо ли вам понятие «вандализм»? Что оно означает?
Учащиеся. Вандализм - это злонамеренный поступок, за который предусмотрена административная или уголовная ответственность.
Учитель. Вандализм - это осквернение памятников, зданий, других сооружений, порча имущества.
Учитель. Эти двое «героев» из автобуса совершили преступление, предусмотренное статьей 214 Уголовного Кодекса Российской Федерации «Вандализм». Ответственность за данное преступление наступает с 14-ти лет. Штраф составляет от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда, то есть от пятидесяти до ста тысяч рублей. За порчу школьного имущества, за «невинные» надписи на партах также может взыскиваться штраф.Вспомните, что делают фанаты, когда возвращаются с футбольного матча. Как они себя ведут, если их команда проиграла?
Учащиеся. Громят автомобили, портят трибуны, ломают различные строения, делают непристойные надписи на стенах.
Учитель. Для чего они это делают?
Учащиеся. Они так вымещают свой гнев, раздражение, агрессию.
Учитель. Как могут повлиять на окружающих выплески их эмоций?
Учащиеся. Они могут побить или отобрать что-нибудь. Могут перевернуть машину или выбить стекла в ней.
Учитель. В Кодексе об административной ответственности есть несколько статей, в которых упомянуты некоторые злонамеренные поступки, за которые лица старше шестнадцати лет привлекаются к административной ответственности. Например, статья 23.2 гласит: «Повреждение или уничтожение указателей улиц (переулков, площадей), номерных знаков домов наказывается штрафом в размере 3 минимальных размеров оплаты труда (300 рублей)». Статья 23.5 «Повреждение детских площадок, скамеек, урн, элементов благоустройства (бордюров, ограждений, указателей, а также игровых приспособлений) влечет за собой наложение штрафа в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда (от 500 до 1000 рублей)».
Учитель. Ребята, случалось ли вам быть жертвой шалости или злонамеренного поступка? Когда? Расскажите.
Дети приводят примеры из своей жизни.
Учитель. Какие чувства вы испытывали, став объектом неудачной шутки?
Учащиеся. Оскорбление, раздражение, обиду.
Учитель. Какие чувства вы испытывали, став объектом злонамеренного поступка?
Ученики. Унижение, чувство беспомощности, гнев, агрессию против обидчика.
Учитель. Какие отношение после этого были между вами и вашим обидчиком?
Учащиеся. Мы не общаемся. Я тоже старался при удобном случае обидеть его.
Учитель. Рассмотрим еще одну ситуацию. Вы уже не просто дети, а подростки и у вас есть симпатии к противоположному полу. Представьте себе ситуацию. На дискотеке вы приглашаете на танец девушку, которая вам нравиться, но она не просто не захотела с вами танцевать, но громко в ваш адрес бросила грубую шутку. Все рассмеялись, кроме вас. Какие чувства вы испытали?
Учащиеся. Унижение, обиду, оскорбление.
Учитель. Можно ли назвать поступок девочки удачной шуткой? Почему?
Учащиеся. Нет. Удачная шутка - это когда все смеются, а когда человеку, который стал объектом шутки не смешно.
Учитель. Ребята, а может ли невинная шалость обернуться злонамеренным поступком?
Дети. Да/ нет/ все зависит от человека или степени шалости.
Учитель. Как вы помните, недавно в нашем классе произошел случай. Максим, Саша и Сергей взяли с доски тряпку и играли «В пас». Максим бросил тряпку Сергею, Сергей хотел бросить ее Саше, но тряпка не долетела, упала на парту, задела очки, которые упали и повредились. Можно ли сказать, что в данном случае шалость обернулась злонамеренным поступком?
Учащиеся. Нет/Да. Сергей не хотел разбивать очки, его целью было побаловаться с другим предметом. Он не предусмотрел последствий своих действий.
Учитель. Что же должен знать подросток, чтобы невинная шалость не стала злонамеренным поступком?
Учащиеся. Сначала думать, а потом делать.
Учитель. Итак, давайте подведем итог нашей беседы. Что мы должны помнить?
Учащиеся.
-прежде думай, а потом делай;
-учись управлять своими эмоциями;
-представь, как твой поступок подействует на другого, какие чувства он будет испытывать, поставь себя на его место;
-делай то, за что не будешь испытывать чувство вины;
-помни, что за некоторые поступки тебе придется отвечать перед законом.
2. Работа в малых группах.
Учитель. Сейчас разобьемся на группы. Выберите лидера группы. Ознакомьтесь с правилами работы в малых группах (читают на листочках, которые лежат на партах). Каждый имеет право высказать свое собственное мнение. Прежде чем что-то сказать, нужно подумать. Формулировать свои выражения просто и ясно. Уметь слушать и быть услышанным. Уважать мнение каждого члена группы. Не оскорблять, не унижать другого, даже если наши точки зрения не совпадают. Уметь дискутировать и делать общее заключение. Уметь обсудить заданную проблему за отведенное время.
Учитель. Задание такое: вам необходимо совместно продумать и описать одну ситуацию, где ярко прослеживается злонамеренный поступок, одну ситуацию - шалость, и одну ситуацию - вандализм. Затем, вы будете зачитывать по порядку свои ситуации, а другие группы должны будут определить, что же это. Еще раз внимательно про себя прочтите записанные на доске определения «шалость», «злонамеренный поступок», «вандализм» и приступайте к работе.
Дети работают в малых группах.
Учитель. Я вижу, все справились с заданием, тогда начнем проверку. Группа № 1 зачитывает свою ситуацию, а группы № 2 и № 3 определяют, что это: шалость, злонамеренный поступок или вандализм.
Лидер группы № 1 зачитывает ситуацию. Например, ученик в отместку учителю написал на парте нецензурные слова в его/ ее адрес.
Учитель. Как можно охарактеризовать данный поступок? Группы № 2 и № 3, можете посовещаться 30 секунд.
Учащиеся. Это злонамеренный поступок. Ученик осознавал, какие будут последствия, если учитель узнает об этом, плюс порча школьного имущества (это факт вандализма).
Учитель. Группа № 1, верно?
Учащиеся. Да.
Учитель. Свою ситуацию зачитывает группа № 2.
По порядку группы зачитали все свои ситуации.
III.
Учитель. Ребята, все смогли разобраться, в чем отличие шалости от злонамеренного поступка, а злонамеренного поступка от вандализма?
Учитель. Давайте подведем итоги и обобщим понятия. Дайте определение шалости?
Учащиеся. Шалость - это действие, цель которого пошутить над человеком, разыграть его.
Учитель. Что такое злонамеренный поступок?
Учащиеся. Злонамеренный поступок - это действие, цель которого причинение вреда людям или окружающей среде.
Учитель. Что такое вандализм?
Учащиеся. Вандализм - это осквернение памятников, зданий, других сооружений. Порча имущества на транспорте, в школе и другие надругательства над общественными объектами.
IV. Подведение итогов.
Распределите в два столбика «ШАЛОСТЬ ВАНДАЛИЗМ».
Розыгрыш, осквернение памятников, проступок ради забавы, нанесение рисунков на стены, порча имущества, шутливая проделка.
Ребята, мир вокруг нас прекрасен. Давайте не будем совершать плохих поступков. А будим жить дружно, с любовью относиться ко всему, что нас окружает.
Молодежно-подростковый период в жизни каждого человека - время неустанного экспериментирования, творческого подъема и профессионального самоопределения. Новые пути в развитии науки, культуры также нередко прокладывали молодые люди.
И.Ньютону не было еще и 24 лет, а он уже
разработал идею дифференциального и интегрального исчисления, открыл закон
всемирного тяготения.
Французский математик Э.Галуа, исследования
которого оказали огромное влияние на развитие алгебры и математики, прожил
всего 20 лет.
А.Эйнштейн создал теорию относительности в 25
лет, В.Гейзенбергу было 24 года, когда он совместно с Н.Бором разработал основы
квантовой механики.
Свои вполне зрелые произведения А.Пушкин начал
создавать совсем еще в юном возрасте. Замечательную поэму "Руслан и
Людмила" он написал в 21 год.
С.Рахманинов в 19 лет написал прекрасную оперу
"Алеко", которая была его - студента Московской консерватории -
дипломной работой.
А Рафаэль ярко проявил свой талант уже в 17 лет.
Если человек созидает, увлечен наукой, искусством, интересной работой, то в его жизни нет места грубости, варварству, беспределу!
Мы хотим пожелать всем присутствующим найти
себя в этой жизни и не допускать рядом с собой проявлений вандализма и
хулиганства!
Сломанные очки
Подставлена подножка
Разрисованный дом краской
Спрятан портфель в школе
Сломан выключатель в комнате
Затоптаны цветы в клумбе
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.