Классный час «Памяти блокады Ленинграда», посвящённый 80-летию со дня полного освобождения от блокады Ленинграда
Целевая аудитория: 9 класс
Цели: дать обучающимся представление о стойкости и мужестве ленинградцев в дни блокады; воспитывать гордость за свое Отечество.
Задачи:
1. Познавательные: познакомить обучающихся с событиями Великой Отечественной Войны – блокадой Ленинграда, о том, как люди жили в период с осени 1941 года по весну 1942 года, как они смогли выжить, и какое значение сыграла блокада Ленинграда в истории нашей страны, разъяснить цели фашистов.
2. Развивающие: развивать у обучающихся умение давать оценку событиям, нравственным поступкам людей, развивать навыки выразительного чтения, развивать умение самовыражаться, излагать свои мысли, анализировать документы.
3. Воспитательные: воспитание патриотизма и гражданственности, нравственное воспитание, воспитание уважения к людям, прошедшим через Великую Отечественную войну, воспитание чувства гордости за русский народ, воспитание гуманизма.
Используемые современные педагогические технологии:
- информационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- технология критического мышления;
- технология проблемного обучения;
- технология учебного диалога;
- технология группового обучения.
Оборудование и материалы: учебники «Санкт – Петербург. Век XX» Е.В. Дмитриевой, карта «Великая Отечественная война 1941-1945гг», документы, презентация, документальный фильм «Блокада Ленинграда».
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.
Средства обучения: учебник, раздаточный материал, презентация, видеофильм.
Опережающее домашнее задание: подготовить сообщения по темам «Начало блокады», «Город – фронт», выучить стихотворение А. Молчанова «Дистрофия».
Ход классного часа
1 этап – организационный момент
Учитель приветствует учеников, настраивает на доброжелательную атмосферу. Деление класса на группы.
2 этап – целеполагание, мотивация.
Учитель: сегодня мы с вами послушаем подготовленные сообщения ваших товарищей, поработаем с историческими документами, выполним несколько заданий по теме. За каждое правильно выполненное задание, за правильный ответ на заданный вопрос группа будет зарабатывать звезду. Победит группа, набравшая наибольшее количество звёзд.
- Внимание, первое задание! У каждой группы есть свой набор карточек с важными историческими датами [1]. Что это за даты? (даты крупных сражений времен ВОВ).
- Прошу каждую группу по очереди назвать даты и название сражения. (называют)
- Осталась одна дата, которую вы не соотнесли со сражением, какая? (8 сентября 1941)
- Можете ли вы сказать, что это за дата? (выдвигают предположения)
- Это дата начала блокады Ленинграда. В конце классного часа вам надо будет ответить на вопрос: благодаря чему выстоял и выжил Ленинград? Предлагаю вашему вниманию небольшой фильм по теме урока, который будет сопровождаться рассказом, подготовленным вашими товарищами по классу. Ваше второе задание - в рассказе ребят выделять самые важные, на ваш взгляд, даты, факты, документы и записывать их на чистый лист. Потом мы послушаем каждую группу, оценим ответы.
3 этап - знакомство с темой
1. «Бомбардировки и артобстрелы Ленинграда. Начало блокады».
Показ документального фильма «Блокада Ленинграда». На фоне фильма идет рассказ обучающихся:
Ученик 1: В планах ведения войны против СССР германское командование отводило особое место захвату Ленинграда, так как Ленинград имел большое военное, экономическое и политическое значение. На совещании высшего руководства вермахта в рейхсканцелярии 14 июня 1941 года Гитлер назвал взятие Ленинграда одной из решающих оперативных целей новой войны. В июле при посещении штаба группы армий «Север» фюрер подчеркивал, что сокрушение Ленинграда означало бы уничтожение одного из символов революции, являвшегося наиболее важным для русского народа на протяжении последних 24 лет.
4 сентября 1941 г. город подвергается первым артиллерийским обстрелам со стороны оккупированного немецкими войсками города Тосно. Артиллерийские обстрелы, начинавшиеся всегда внезапно, вызывали большие жертвы среди населения. Нельзя без боли и гнева читать материалы Ленинградской комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских преступников, представленные ею на Нюрнбергский процесс:
Ученик 2: из материалов Нюрнбергского процесса: «В сентябре 1941 г. небольшая группа офицеров по заданию командования ехала на автомашине-полуторке по Лесному проспекту с аэродрома Левашово. Немного впереди нас шел переполненный народом трамвай. Он тормозит перед остановкой, где стоит большая группа ожидающих. Раздается разрыв снаряда, и многие на остановке падают, обливаясь кровью. Второй разрыв, третий... Трамвай разнесен в щепки. Груды убитых. Раненые и искалеченные, в основном женщины и дети, разбросаны по булыжной мостовой, стонут и плачут. Светловолосый мальчик лет семи-восьми, чудом уцелевший на остановке, закрыв лицо обеими ручонками, рыдает над убитой матерью и повторяет: - Мамочка, что они наделали…»
Учитель: Город постоянно бомбили, но есть один из секретов, почему он не сгорел. Может вы знаете этот секрет? (обучающиеся выдвигают свои гипотезы) Еще до налетов все чердаки и крыши в городе по совету ленинградских ученых обработали специальным противопожарным раствором. В результате тысячи сброшенных на город зажигалок оказались бесполезными.
Ученик 3: В сентябре-октябре 1941 года бомбы падали на город ежедневно. На оборонительные сооружения вокруг Ленинграда фашисты сбрасывали вместе с бомбами камни, рельсы, железные бочки – все, что могло грохотать. Они пытались запугать людей, рывших окопы, сломить их волю. На город вместе с бомбами сбрасывали листовки с угрозами: «Чечевицу доедите – Ленинград, Москву сдадите!» и другие [2].
На каждый квадратный километр приходилось 480 снарядов и 16 авиабомб. На артиллерийских картах каждый объект имел свой порядковый номер: № 9 – Эрмитаж, № 708 – Институт охраны материнства и младенчества. № 192 – Дворец пионеров. [3].
Всего за время войны гитлеровцы сбросили на Ленинград 107 158 фугасных и зажигательных бомб.
Ученик 1: 6 сентября 1941 года Гитлер своим приказом (Weisung № 35) останавливает наступление группы войск «Север» на Ленинград, уже достигших пригородов города, и отдаёт приказание фельдмаршалу Леебу отдать все танки Гепнера и значительное число войск для того, чтобы «как можно быстрее» начать наступление на Москву. В дальнейшем немцы, отдав свои танки на центральный участок фронта, продолжали окружение города кольцом блокады, удаленным от центра города не более чем на 15 км, и перешли к длительной блокаде. В создавшейся ситуации Гитлер, реально представлявший себе огромные потери, которые он понес бы, вступив в городские бои, своим решением обрек его население на голодную смерть.
8 сентября солдаты группы «Север» захватили город Шлиссельбург. [4]. С этого дня началась длившаяся 872 дня блокада города.
Учитель: как вы понимаете слово «блокада»? (ученики дают свои варианты)
- Как вы понимаете словосочетание «военная блокада»? (варианты ответов)
- В большом энциклопедическом словаре дается такое определение [5] Учитель показывает слайд с определением.
- По разным официальным данным за период блокады в городе погибло от 800 тысяч до 1,5 миллионов человек. Неоднократно вставал вопрос: не лучше ли было сдать город, сохранив жизни людей. Перед вами лежат рассекреченные немецкие документы. Найдите в них ответ - надо ли было защищать Ленинград?
(Работа с документами по группам [6, 7]).
Ученик 2 выступает с сообщением по теме «Город – фронт»:
Для организации обороны города и прорыва блокады приказом от 11 сентября Г. К. Жуков был назначен командующим Ленинградским фронтом, к обязанностям приступил с 14 сентября.
Пытаясь остановить вражеское наступление, Жуков не останавливался перед самыми жестокими мерами. В конце месяца он подписал шифрограмму № 4976 с таким текстом:
Разъяснить всему личному составу, что все семьи сдавшихся врагу будут расстреляны, и по возвращению из плена они также будут все расстреляны.
Он, в частности, издал приказ о том, что за самовольное отступление и оставление рубежа обороны вокруг города все командиры и солдаты подлежали немедленному расстрелу. Отступление прекратилось.
Линия фронта проходила всего в 4 км от Кировского завода и в 16 км от Зимнего дворца. Несмотря на близость фронта, Кировский завод не прекращал работу на протяжении всего периода блокады. От завода к линии фронта даже ходил трамвай. Это была обычная трамвайная линия из городского центра в пригород, но теперь она использовалась для перевозки солдат и боеприпасов.
Учитель: Давайте посмотрим, какая группа была наиболее внимательной и выписала на чистый лист наибольшее количество важных фактов, дат, документов. (Каждая группа зачитывает свой список)
- Вы – молодцы. Продолжим работу. Блокадный Ленинград был не только городом-фронтом. Город жил и работал. А как он жил, ответ на этот вопрос прошу найти вас, ребята, в учебнике. Каждая группа выполнит свое задание и выступит с сообщением перед остальными. Группа №1 – [8] (работа с текстом на стр.296-299), Группа №2 – [9] (работа с текстом на стр.293-296), Группа №3 – [10] (работа с текстом на стр.300-302), Группа №4 – [11] (работа с текстом на стр.306-311)
Самостоятельная работа в группах. Выступление групп по результатам выполнения заданий.
Ученик 3: читает Стихотворение А. Молчанова «Дистрофия»
4 этап – подведение итогов классного часа.
Учитель: Ребята, можем ли мы по итогам работы над темой ответить на вопрос: благодаря чему выстоял и выжил Ленинград? (ответы обучающихся по группам).
27 января город Ленинград, именно так его называют в этот день, вся страна будут отмечать 80 лет со дня полного освобождения от блокады Ленинграда. Мы с вами сегодня познакомились только с несколькими событиями героической борьбы города на Неве.
Подсчитайте ваши звёздочки. Это память о тех суровых днях. Спасибо всем за работу.
Литература:
1. Дмитриева Е.В., Санкт-Петербург. Век XX: Пособие по истории города с заданиями и тестами. – 7-е изд. – СПб.: Корона принт, 2009. – 416 с.; ил.
2. Ленинград в борьбе месяц за месяцем 1941-1944. Ассоциация историков блокады и битвы за Ленинград в годы второй мировой войны. Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда/Оформление худ. И.А. Сафонов. Издательство фирмы «Ланс», Санкт-Петербург, 1994
3. Молчанов А.В. Мы из блокады. Санкт-Петербург, 2001
Список интернет-ресурсов.
1. http://biofile.ru/his/24679.html
2. http://www.memorial.krsk.ru
3. http://er3ed.qrz.ru/berggolts-leningradskaya.htm
Ссылки
[1]
|
|
|||||
[2]
|
[3]
|
|||||
[4]
|
[5]
|
|||||
[6]
|
Директива Гитлера № 1601 от 22 сентября 1941 года «Будущее города Петербурга» 2. Фюрер принял решение стереть город Ленинград с лица земли. После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населённого пункта не представляет никакого интереса… 4. Предполагается окружить город тесным кольцом и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землёй. Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты, так как проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения. |
[7]
|
7 октября 1941 года в секретной директиве верховного командования вооруженных сил было: «Фюрер снова решил, что капитуляция Ленинграда, а позже – Москвы не должна быть принята даже в том случае, если она была бы предложена противником…».
|
|||
[8]
|
Стр.312 - задание 2, задание 3 вопрос 6 |
[9]
|
Стр.312 - задание 3, вопросы 1, 2, 3, 4, 5 |
|||
[10]
|
Стр.313 - задание 4 |
[11]
|
Стр.313 - задание 5, вопросы 3, 4, 5, 7 |
|||
[12]
|
Стихотворение А. Молчанова «Дистрофия» Не хотел нам сдаваться – не надо, Дистрофия - проклятое слово, Так теперь пожирай сам себя! Равнозначно чуме и войне. Подыхай, о пощаде сипя! Мы не можем исправить былого, Никогда не прорвать вам
блокаду!» Но забыть – мы не можем
вдвойне В наш блокадный вошло
лексикон Жуткий голод. И холод. И мрак Как осколки в граниты колонн. «Вымирай, революции город! |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.