Классный час Памяти блокады Ленинграда
Оценка 4.9

Классный час Памяти блокады Ленинграда

Оценка 4.9
Видеоуроки +2
docx
воспитательная работа +2
9 кл—11 кл
03.10.2023
Классный час Памяти блокады Ленинграда
посвящён 80-летию со дня полного освобождения от блокады Ленинграда
классный час 80 лет со дня полного окончания блокады Ленинграда.docx

Классный час «Памяти блокады Ленинграда», посвящённый 80-летию со дня полного освобождения от блокады Ленинграда

 

Целевая аудитория: 9 класс

Цели: дать обучающимся представление о стойкости и мужестве ленинградцев в дни блокады; воспитывать гордость за свое Отечество.

Задачи:

                1.       Познавательные: познакомить обучающихся с событиями Великой Отечественной Войны – блокадой Ленинграда, о том, как люди жили в период с осени 1941 года по весну 1942 года, как они смогли выжить, и какое значение сыграла блокада Ленинграда в истории нашей страны, разъяснить цели фашистов.

                2.       Развивающие: развивать у обучающихся умение давать оценку событиям, нравственным поступкам людей, развивать навыки выразительного чтения, развивать умение самовыражаться, излагать свои мысли, анализировать документы.

                3.       Воспитательные: воспитание патриотизма и гражданственности, нравственное воспитание, воспитание уважения к людям, прошедшим через Великую Отечественную войну, воспитание чувства гордости за русский народ, воспитание гуманизма.

Используемые современные педагогические технологии:

-     информационные технологии;

-     здоровьесберегающие технологии;

-     технология критического мышления;

-     технология проблемного обучения;

-     технология учебного диалога;

-     технология группового обучения.

Оборудование и материалы: учебники «Санкт – Петербург. Век XX» Е.В. Дмитриевой, карта «Великая Отечественная война 1941-1945гг», документы, презентация, документальный фильм «Блокада Ленинграда».

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.

Средства обучения: учебник, раздаточный материал, презентация, видеофильм.

Опережающее домашнее задание: подготовить сообщения по темам «Начало блокады», «Город – фронт», выучить стихотворение А. Молчанова «Дистрофия».

 

Ход классного часа

1 этап – организационный момент

Учитель приветствует учеников, настраивает на доброжелательную атмосферу. Деление класса на группы.

2 этап – целеполагание, мотивация.

Учитель: сегодня мы с вами послушаем подготовленные сообщения ваших товарищей, поработаем с историческими документами, выполним несколько заданий по теме. За каждое правильно выполненное задание, за правильный ответ на заданный вопрос группа будет зарабатывать звезду. Победит группа, набравшая наибольшее количество звёзд.

- Внимание, первое задание! У каждой группы есть свой набор карточек с важными историческими датами [1].  Что это за даты? (даты крупных сражений времен ВОВ).

- Прошу каждую группу по очереди назвать даты и название сражения. (называют)

- Осталась одна дата, которую вы не соотнесли со сражением, какая? (8 сентября 1941)

- Можете ли вы сказать, что это за дата?  (выдвигают предположения)

- Это дата начала блокады Ленинграда. В конце классного часа вам надо будет ответить на вопрос: благодаря чему выстоял и выжил Ленинград? Предлагаю вашему вниманию небольшой фильм по теме урока, который будет сопровождаться рассказом, подготовленным вашими товарищами по классу. Ваше второе задание - в рассказе ребят выделять самые важные, на ваш взгляд, даты, факты, документы и записывать их на чистый лист. Потом мы послушаем каждую группу, оценим ответы.

3 этап - знакомство с темой

1. «Бомбардировки и артобстрелы Ленинграда. Начало блокады».

       Показ документального фильма «Блокада Ленинграда». На фоне фильма идет рассказ обучающихся:

Ученик 1: В планах ведения войны против СССР германское командование отводило особое место захвату Ленинграда, так как Ленинград имел большое военное, экономическое и политическое значение. На совещании высшего руководства вермахта в рейхсканцелярии 14 июня 1941 года Гитлер назвал взятие Ленинграда одной из решающих оперативных целей новой войны. В июле при посещении штаба группы армий «Север» фюрер подчеркивал, что сокрушение Ленинграда означало бы уничтожение одного из символов революции, являвшегося наиболее важным для русского народа на протяжении последних 24 лет.

       4 сентября 1941 г. город подвергается первым артиллерийским обстрелам со стороны оккупированного немецкими войсками города Тосно. Артиллерийские обстрелы, начинавшиеся всегда внезапно, вызывали большие жертвы среди населения. Нельзя без боли и гнева читать материалы Ленинградской комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских преступников, представленные ею на Нюрнбергский процесс:

Ученик 2: из материалов Нюрнбергского процесса: «В сентябре 1941 г. небольшая группа офицеров по заданию командования ехала на автомашине-полуторке по Лесному проспекту с аэродрома Левашово. Немного впереди нас шел переполненный народом трамвай. Он тормозит перед остановкой, где стоит большая группа ожидающих. Раздается разрыв снаряда, и многие на остановке падают, обливаясь кровью. Второй разрыв, третий... Трамвай разнесен в щепки. Груды убитых. Раненые и искалеченные, в основном женщины и дети, разбросаны по булыжной мостовой, стонут и плачут. Светловолосый мальчик лет семи-восьми, чудом уцелевший на остановке, закрыв лицо обеими ручонками, рыдает над убитой матерью и повторяет: - Мамочка, что они наделали…»

Учитель: Город постоянно бомбили, но есть один из секретов, почему он не сгорел. Может вы знаете этот секрет? (обучающиеся выдвигают свои гипотезы) Еще до налетов все чердаки и крыши в городе по совету ленинградских ученых обработали специальным противопожарным раствором. В результате тысячи сброшенных на город зажигалок оказались бесполезными.

       Ученик 3: В сентябре-октябре 1941 года бомбы падали на город ежедневно. На оборонительные сооружения вокруг Ленинграда фашисты сбрасывали вместе с бомбами камни, рельсы, железные бочки – все, что могло грохотать. Они пытались запугать людей, рывших окопы, сломить их волю. На город вместе с бомбами сбрасывали листовки с угрозами: «Чечевицу доедите – Ленинград, Москву сдадите!» и другие [2].

        На каждый квадратный километр приходилось 480 снарядов и 16 авиабомб. На артиллерийских картах каждый объект имел свой порядковый номер: № 9 – Эрмитаж, № 708 – Институт охраны материнства и младенчества. № 192 – Дворец пионеров. [3].

Всего за время войны гитлеровцы сбросили на Ленинград 107 158 фугасных и зажигательных бомб.

 Ученик 1: 6 сентября 1941 года Гитлер своим приказом (Weisung № 35) останавливает наступление группы войск «Север» на Ленинград, уже достигших пригородов города, и отдаёт приказание фельдмаршалу Леебу отдать все танки Гепнера и значительное число войск для того, чтобы «как можно быстрее» начать наступление на Москву. В дальнейшем немцы, отдав свои танки на центральный участок фронта, продолжали окружение города кольцом блокады, удаленным от центра города не более чем на 15 км, и перешли к длительной блокаде. В создавшейся ситуации Гитлер, реально представлявший себе огромные потери, которые он понес бы, вступив в городские бои, своим решением обрек его население на голодную смерть.

8 сентября солдаты группы «Север» захватили город Шлиссельбург. [4].  С этого дня началась длившаяся 872 дня блокада города.

       Учитель: как вы понимаете слово «блокада»? (ученики дают свои варианты)

- Как вы понимаете словосочетание «военная блокада»? (варианты ответов)

- В большом энциклопедическом словаре дается такое определение [5] Учитель показывает слайд с определением.

       - По разным официальным данным за период блокады в городе погибло от 800 тысяч до 1,5 миллионов человек. Неоднократно вставал вопрос: не лучше ли было сдать город, сохранив жизни людей. Перед вами лежат рассекреченные немецкие документы. Найдите в них ответ - надо ли было защищать Ленинград?

(Работа с документами по группам [6, 7]).

Ученик 2 выступает с сообщением по теме «Город – фронт»:

       Для организации обороны города и прорыва блокады приказом от 11 сентября Г. К. Жуков был назначен командующим Ленинградским фронтом, к обязанностям приступил с 14 сентября.

       Пытаясь остановить вражеское наступление, Жуков не останавливался перед самыми жестокими мерами. В конце месяца он подписал шифрограмму № 4976 с таким текстом:

       Разъяснить всему личному составу, что все семьи сдавшихся врагу будут расстреляны, и по возвращению из плена они также будут все расстреляны.

Он, в частности, издал приказ о том, что за самовольное отступление и оставление рубежа обороны вокруг города все командиры и солдаты подлежали немедленному расстрелу. Отступление прекратилось.

       Линия фронта проходила всего в 4 км от Кировского завода и в 16 км от Зимнего дворца. Несмотря на близость фронта, Кировский завод не прекращал работу на протяжении всего периода блокады. От завода к линии фронта даже ходил трамвай. Это была обычная трамвайная линия из городского центра в пригород, но теперь она использовалась для перевозки солдат и боеприпасов.

Учитель: Давайте посмотрим, какая группа была наиболее внимательной и выписала на чистый лист наибольшее количество важных фактов, дат, документов. (Каждая группа зачитывает свой список)

- Вы – молодцы. Продолжим работу. Блокадный Ленинград был не только городом-фронтом. Город жил и работал. А как он жил, ответ на этот вопрос прошу найти вас, ребята, в учебнике. Каждая группа выполнит свое задание и выступит с сообщением перед остальными. Группа №1 – [8] (работа с текстом на стр.296-299), Группа №2 – [9] (работа с текстом на стр.293-296), Группа №3 – [10] (работа с текстом на стр.300-302), Группа №4 – [11] (работа с текстом на стр.306-311)

Самостоятельная работа в группах. Выступление групп по результатам выполнения заданий.

Ученик 3: читает Стихотворение А. Молчанова «Дистрофия»

4 этап – подведение итогов классного часа.

Учитель: Ребята, можем ли мы по итогам работы над темой ответить на вопрос: благодаря чему выстоял и выжил Ленинград? (ответы обучающихся по группам).  

27 января город Ленинград, именно так его называют в этот день, вся страна будут отмечать 80 лет со дня полного освобождения от блокады Ленинграда. Мы с вами сегодня познакомились только с несколькими событиями героической борьбы города на Неве.

Подсчитайте ваши звёздочки. Это память о тех суровых днях. Спасибо всем за работу.

Литература:

1.                  Дмитриева Е.В., Санкт-Петербург. Век XX: Пособие по истории города с заданиями и тестами. – 7-е изд. – СПб.: Корона принт, 2009. – 416 с.; ил.

2.                  Ленинград в борьбе месяц за месяцем 1941-1944. Ассоциация историков блокады и битвы за Ленинград в годы второй мировой войны. Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда/Оформление худ. И.А. Сафонов. Издательство фирмы «Ланс», Санкт-Петербург, 1994

3.                  Молчанов А.В. Мы из блокады. Санкт-Петербург, 2001

Список интернет-ресурсов.

1.      http://biofile.ru/his/24679.html

2.      http://www.memorial.krsk.ru

3.      http://er3ed.qrz.ru/berggolts-leningradskaya.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

Ссылки

[1]

 

17 июля 1942 – 2 февраля 1943
8 сентября 1941 г.
25 июля 1942 – 9 октября 1943
8 сентября 1941 г.
30 сентября 1941 – 20 апреля 1942
8 сентября 1941 г.

                                                                                                

5 июля – 23 августа 1943
8 сентября 1941 г.
 

 


[2]

 

[3]

 

[4]

 

[5]

 

[6]

 

Директива Гитлера № 1601 от 22 сентября 1941 года «Будущее города Петербурга»

2. Фюрер принял решение стереть город Ленинград с лица земли. После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населённого пункта не представляет никакого интереса…

4. Предполагается окружить город тесным кольцом и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землёй. Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты, так как проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения.

[7]

 

       7 октября 1941 года в секретной директиве верховного командования вооруженных сил было: «Фюрер снова решил, что капитуляция Ленинграда, а позже – Москвы не должна быть принята даже в том случае, если она была бы предложена противником…».

 

[8]

 

Стр.312 - задание 2, задание 3 вопрос 6

[9]

 

Стр.312 - задание 3, вопросы 1, 2, 3, 4, 5

[10]

 

Стр.313 - задание 4

[11]

 

Стр.313 - задание 5, вопросы 3, 4, 5, 7

[12]

 

Стихотворение А. Молчанова «Дистрофия»

Не хотел нам сдаваться – не надо,                       Дистрофия - проклятое слово, 

Так теперь пожирай сам себя!                              Равнозначно чуме и войне.

Подыхай, о пощаде сипя!                                      Мы не можем исправить былого,

Никогда не прорвать вам блокаду!»                     Но забыть – мы не можем вдвойне                       
Это слово из мертвой латыни                               Дистрофия… А попросту – голод

В наш блокадный вошло лексикон                      Жуткий голод. И холод. И мрак
И врубилось нам в память доныне,                      А вокруг – торжествующий враг

Как осколки в граниты колонн.                            «Вымирай, революции город!

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Классный час «Памяти блокады Ленинграда», посвящённый 80-летию со дня полного освобождения от блокады

Классный час «Памяти блокады Ленинграда», посвящённый 80-летию со дня полного освобождения от блокады

Учитель приветствует учеников, настраивает на доброжелательную атмосферу

Учитель приветствует учеников, настраивает на доброжелательную атмосферу

Ленинградской комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских преступников, представленные ею на

Ленинградской комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских преступников, представленные ею на

Север» захватили город Шлиссельбург

Север» захватили город Шлиссельбург

Группа №3 – [10] (работа с текстом на стр

Группа №3 – [10] (работа с текстом на стр

Ссылки [1] [2] [3] [4] [5] [6]

Ссылки [1] [2] [3] [4] [5] [6]

Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты, так как проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его…

Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты, так как проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.10.2023