Тема: «Русские народные праздники: проводы зимы, встреча весны».
Цель: продолжить знакомство с музыкой, посвященной праздникам русского народа
Планируемые результаты:
Предметные:
- Наблюдение за использованием музыки в жизни человека;
-Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
-Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному фольклору России;
-Умение выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки;
-Умение оценивать произведения разных видов искусства;
- Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно- образного содержания народной музыки в различных видах музыкальной деятельности (пении, слове, пластике (импровизация), игре на детских музыкальных инструментах)
Метапредметные:
-Размышление о роли русской народной музыки в жизни человека, о многообразии музыкального фольклора России
-Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
-Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
-Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества
Личностные:
-Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;
-Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
- Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;
-Развитие мотивов музыкально- учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
-Развитие духовно- нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения к обычаям и традициям русского народа.
Тип урока: первичное усвоение новых знаний.
Дидактическое обеспечение урока: мультимедийная презентация
Техническое обеспечение урока: ПК (ноутбук), экран и проектор.
Методы: деятельностный подход
Виды деятельности учащихся:
-Слушание музыки
-Пение
-Инструментальное музицирование
-Музыкально –пластическое движение
Музыкальный материал:
-Проводы зимы (р. н. п. Л.Зыкина)
-Р.н.п. «Как вставала я ранешенько»
-Р.н.п.«Блины»
-Частушки…
Ход урока
1.Организационный этап (вход под музыку «Проводы зимы» р.н.п.)
Музыкальное приветствие:
«Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учитель!»
Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться
Будем думать, рассуждать
Можем мы урок начать
2. Актуализация знаний
Какая музыка по настроению встретила вас в классе? (Р,Н,П,) Вам понравилась песня? А настроение у вас изменилось? Почему? Как вы думаете - кто ее сочинил эту музыку композитор или народ? Где чаще исполняют р.н. песни? (на праздниках, посиделках, на гуляньях) Нас скоро ожидает праздник, а вот какой -Отгадайте мою загадку:
Всюду ярмарки, гулянья,
Веселится весь народ!
Провожают зиму, холод,
Ведь весна уж у ворот!
Всю неделю отдыхают,
Всех блинами угощают! (Масленица)
3. Постановка цели и задач урока
Учитель: И тема нашего урока называется «Масленица» - долгожданные проводы зимы и веселая встреча весны, солнечного тепла.
-Подходит ли загадка к теме нашего урока?
Цель нашего урока – познакомиться с историей и традициями русской Масленицы, ее выражением через русскую песню, частушку, игры, загадки и поговорки. Мне очень хочется, чтобы каждый из вас проявил свои музыкальные, артистические и творческие способности.
-А кто из вас бывал на таком народном гулянье, знает, что же это за праздник Масленица?
У: Почему этот праздник получил такое название? (от традиции печь блины)
У: Чем блины хозяйки смазывают? (маслом)
У: Есть такое выражение в народе - замаслить, значит задобрить.
У: Кого ж надо было задобрить?
Д: Зимушку
У: Правильно! Зима еще не ушла, а весна не пришла.
Зима недаром злиться, прошла ее пора,
Весна в окно стучится и гонит со двора.
-А вы хотите узнать, как на Руси отмечали проводы зимы?
Давным- давно это был языческий праздник поклонения богу солнца Яриле, древние славяне почитали солнце, дающее жизнь и силу всему живому. Длится праздник целую неделю, по всей России уже началась масленая неделя. Праздновали на Руси Масленицу шумно, разгульно, весело и стар, и млад. В каждом доме пекли блины, оладьи, пирожки, калачи, праздник сопровождался обрядовыми играми, хороводами, танцами, песнями, которые дошли и до наших дней. А, кто их придумывал? (Народ). Как эти песни дошли до нашего времени? (Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение)
-Все дни масленой недели имеют свои названия:
У: Понедельник - наступает встреча, яркие салазки с горочек скользят, целый день веселье - устраивались горки, качели, балаганы со скоморохами.
У: В первый день наряжали масленицу. А из чего ее делали?
(Из соломы делали чучело, одевали в яркое женское платье, платок – и превращалось чучело в Масленицу, которую чествовали, величали, блинами угощали, в санях возили…
-Любит Масленица, чтобы в ее честь песни пели да хороводы водили.
-Давайте вместе встретим масленицу песней
«Как вставала я ранешенько» (исполняет учитель, дети поют припев)
У: Как здорово вы поете. Какая песня по настроению? Чем мы выразили понедельник? (песней)
У: Второй день Масленицы – заигрыш беспечный вторника отрада. Все гулять резвиться вышли как один, игры и потехи, а за них награда- сдобный и румяный масленичный блин.
У: А в какие игры играют на Масленицу?
А еще на масленицу играли в такие игры, как:
-Катание с гор
-Бой мешками
-Ледяной столб
-Снежный тир
-Кулачные бои
-Перетягивание каната
-Жмурки
Приглашаю детвору на веселую игру –называется игра горелки.
Р.н.игра «Горелки»
(Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек).
- Все хором:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
раз, два – не воронь
Беги как огонь!
Вы запомните эту игру и будете играть на улице или на перемене.
У: Чем мы во вторник занимались? (играли)
У: Вот среда подходит «Лакомкой зовется»
Каждая хозяюшка колдует у печи. Кулебяки, сырники – всё им удаётся. Пироги и блинчики – всё на стол мечи!
У: Какое главное угощение на празднике?
Дети: Блины
У: На что блины похожи? (на солнышко)
Блины имели особое значение: круглые, румяные, горячие – блины стали символом солнца, Первые блинчики давали ребятам, они подбрасывали свои блинчики в небо: кто выше, а потом съедали: кто быстрее. Ох и вкусный первый блинок! А вы давно блинов не ели? Вы блиночков захотели? Послушайте русскую народную песню «Блины»
У: Какая песня по настроению, о чем в ней поется?
Перед разучиванием настрой на вокально- хоровую работу:
«Если хочешь сидя петь, не садись ты как медведь, ноги в пол упри смелей, спинку выпрями скорей, руки, плечи все свободно, петь приятно и удобно»
Разучивание песни.
-А теперь давайте ее разучим. Сначала прочитаем слова, а затем разучим мелодию.
При разучивании и исполнении песни следует обратить внимание на:
-Дикцию (четкое произношение текста);
-Характер произведения (веселый, радостный, петь с улыбкой);
У: Молодцы, ребята! Замечательная песня у нас получилась. Что мы в среду делали? (кушали блины)
У: Давайте все вместе придумаем движения к песне и исполним с движением.
Физ. минутка на песню Блины
У: Про этот праздник народ придумал много поговорок и пословиц. А вы знаете поговорки, пословицы об этом празднике?
«Не житье - бытье, а масленица»
У: Как вы понимаете смысл этой поговорки –«Не житье – бытье, а масленица» (так говорят о привольной хорошей жизни)
«На горках покататься, в блинах поваляться»
«Не все коту масленица, а будет и Великий пост»
Сразу после Масленицы начинается Великий пост, который длится до Пасхи, и в это время отменяются игры, развлечения, верующие люди не кушают мяса, молочные продукты,
У: Наступает четверг широкий- середина масленицы, раздольный «РАЗГУЛЯЙ» приходит Ледяные крепости, снежные бои..Тройки с бубенцами на поля выходят. Парни ищут девушек – суженых своих.
У: Посмотрите на картину русского художника Бориса Кустодиева. Что вы видите, какой праздник здесь изображен? Докажите, какие приметы праздника вы видите? (Катались на горках и качелях, на санях, строили снежные крепости, пели песни, устраивали ярмарку, театры.)
У: Внимательно приглядитесь, какую музыку можно услышать, вглядываясь в эту картину?
Д:– Можно услышать шум праздничной толпы, перезвон бубенцов на тройках лошадей, колокольный звон.
У: А какой муз. инструмент главный на празднике? Отгадайте? – Муз. фрагмент. Ни один праздник на Руси не обходится без этого музыкального инструмента? В руки ты ее возьмешь, то растянешь, то сожмешь, звонкая нарядная, русская двухрядная (гармонь).
У: А какой инструмент как брат гармони – только еще современнее?
У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поет —
Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян
Голосистый мой …Баян
У: Вот картина Кустодиева ожила и зазвучала, значит и картина может быть звучащей. А какую задорную песенку каждый на празднике по куплетику может спеть? подскажите мне…частушка. Ребята, а вы знаете, что такое частушки? (Ответы детей).
Частушка- это веселая песенка, в которой много куплетов, появились частушки 200 лет назад, произошли они от шуточных прибауток и песен, плясовых и игровых припевок Кто сочиняет частушки? исполняются они в оживленном темпе, характер частушки- озорной, насмешливый, шутливый Дети, скажите, почему на праздниках, гуляньях почти всегда поют частушки? (Они веселые, задорные, шуточные. Когда поют частушки, всем весело, хочется танцевать.)
Я сейчас спою вам несколько частушек, а вы мне подыграйте ритмично на музыкальных инструментах (раздаю муз. инструменты, вспоминая названия:( трещотки, деревянные ложки, бубны, погремушки)
Частушки про Масленицу.
Вместе дружно мы живем
вам частушки пропоем
Нынче масленку встречаем
всех блинами угощаем
В понедельник с ясной зорьки
Все катаются на горке.
Яства всякие жуют,
Громко песенки поют.
У: А кто хочет сам исполнить частушки- выходите смелее!
А теперь, мы все вместе споем частушки.
Я начну –вы не зевайте, и за мной все повторяйте,
Если будем дружно петь – будет песенка звенеть!
Частушки исполняем
Веселей играй, гармошка.
Масленица, не грусти!
Приходи весна скорее,
Зиму прочь от нас гони!
Мы вам спели, что хотели,
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали.
У: Как мы четверг выразили? Частушкой звонкой
У: В пятницу и субботу ходили к родственникам в гости
Всю неделю Масленицу славили, хвалили, а в воскресенье с ней попрощалась. Ребята, а какой обряд совершали в конце праздника? (сжигали чучело в костре.)
Для чего сжигали? (Как символ победы весны, сжигали лютую зиму.) В последний день праздника люди просили друг у друга прощения. А кто знает, как называют в народе этот день? (Прощеное воскресенье.) А вам приходилось когда-нибудь просить прощенье. А у кого вы будете просить прощение? Расстаются с Масленицей с сожалением: «Веселенько тебя встречать, привечать; трудно, нудно тебя со двора провожать!».
У: Шумный веселый праздник заканчивался большой ярмаркой.
Рефлексия (подведение итогов урока)
У: И наш урок подошел к концу, сядьте поудобнее. Что мы сегодня узнали в результате нашего урока? Где побывали? А мы сейчас проверим, были вы внимательны на уроке. Давайте отгадаем мои загадки:
Желтая тарелка на небе висит,
Желтая тарелка всем тепло дарит? (Солнце)
И с икрой, и со сметаной –
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны –
Наши солнышки-… (блины)!
-Как называются маленькие, шуточные песенки? (Частушки)
-Как называются веселые развлечения во время масленичных гуляний? (Игры)
-А блины на Масленице символ чего?
Дети: Символ солнца.
У: Молодцы, все загадки отгадали. Давайте сами оценим свою работу: Кто доволен своей работой? Почему ты доволен? А трудности вам встречались? Как вы их преодолели? А кого вы хотели бы поблагодарить за урок?
У: И в наше время снова возрождаются народные традиции и обряды.
Звучит песня «Масленица» -раздаю солнышки
У: Ребята, я принесла каждому из вас – солнышко, которое вы можете подержать в руках. Но оно не простое. На обратной стороне солнышка написано для вас домашнее задание. Домашнее задание для каждого будет разное: кому-то найти поговорку про Масленицу, кому-то сочинить частушку, а кому-то нарисовать рисунок по теме «Масленица». Вы дома внимательно прочитаете домашнее задание и выполните его к следующему уроку. Я хочу поблагодарить вас за работу, вы все очень замечательно пели, играли, импровизировали - Молодцы!
Ребята, вы славно все здесь занимались!
Хочу сказать спасибо вам!
А также угостить баранками
И пожелать здоровья всем!
До свидания!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.