Министерство образования и науки Российской Федерации
Управление образования администрации Кудымкарского муниципального округа
МБОУ «Ошибская средняя общеобразовательная школа»
Школа вежливости
учитель
начальных классов
первой
квалификационной категории
МБОУ
«Ошибская СОШ»
Брагина
Светлана Анатольевна
2020
2015
Урок вежливости в начальной школе, 1 класс
Конспект классного часа "Школа вежливоти" для начальной школы
Автор: Брагина Светлана Анатольевна,
учитель начальных классов, МБОУ «Ошибская СОШ , село Ошиб
Описание материала: предлагаю
разработку классного часа, 1класс. Данный материал будет полезен учителям
начальной школы.
Цель: Научить
детей употреблять в своей речи вежливые слова в различных ситуациях.
Задачи: Развитие основ мыслительной деятельности: памяти, внимания,
воображения; умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
Развивать речь.
Учить детей вежливому обращению друг с другом, с учителями.Воспитывать
потребность в доброжелательном общении.
Ход занятия
1.Организационный
момент
Учитель: Встали
все в круг. Передаём под музыку шапку. Музыка остановилась, ученик говорит
любое волшебное слово вслух.
Может кто – то из вас догадался, что связывает слово шапка и волшебные слова.
Ученики
2.Сообщение темы урока
Учитель: Слушаем
очень- очень внимательно.
За чистым-чистым полем, за дремучим лесом, за дальней дорогой, за сахарной
горой, есть сказочный город. Всех чудес в Сказочном городе не перечесть. Жить –
поживать в нём одно удовольствие. Все жители в нём сказочно вежливы и все они
знают волшебные слова. А вы, ребята хотели бы попасть в этот сказочный город?
Может кто – то из вас придумает название этому городу? А помогут вам слова в
тексте.
Ученики
Учитель: Наш
сказочный город мы назовём город Вежливости. Вот так примерно выглядит наш с
вами город.
Учитель: Мы
с вами собираемся в гости, что мы должны помнить.
Ученики
Учитель: Мы
должны поприветствовать хозяина этого домика, снять шапку, когда входишь в дом,
снимать перчатки, когда здороваешься .
Так о чём мы сегодня с вами будем говорить?
Ученики
Учитель: Тема
нашего занятия «Школа вежливости»
3.Беседа
Учитель: Какие
волшебные слова вы знаете?
Ученики
Учитель: Посмотрите
на эти волшебные слова.
Учитель: Сегодня
мы с вами будем говорить о словах приветствиях.
Вам хочется узнать, что значит приветствия?
Вот представьте, я вхожу в класс и говорю вам «здравствуйте, глубокоуважаемые
ученики!»
А почему вы смеётесь? Вам не нравится?
Ученики
Учитель: Тогда
по- другому «здоровеньки булы» или «Здравствуйте, дети!»
Всё что я сказала – это приветствия.
Какое приветствие мы употребляем чаще всего?
Ученики
Учитель: Здравствуйте
– это пожелать здоровья.
Очень давно появился этот обычай.
А вам хочется узнать, как в других странах приветствуют?
Русские, англичане, американцы говорят при встрече «Здравствуйте!» и пожимают
друг другу руки.
Эскимосы треплют друг друга по щекам.
Лапландцы трутся носами.
Иранцы, пожав друг другу руки, прижимают свою правую ладонь к сердцу.
Осенью отмечают праздник приветствий.
21 ноября — Всемирный день приветствий
Ведь только посредством доброго общения, а не применяя силу,
можно решить практически любые конфликты.
Этот праздник приветствий придумали в 1973 году два брата-американца Майкл и
Брайен Маккомак.
«Нужен простой, но эффективный поступок», — решили братья и отправили письма с
радушными приветствиями во все концы мира. Они никому не навязывали своих идей
борьбы за мир во всём мире. Они лишь просили адресата поприветствовать еще
кого-нибудь, еще ну хотя бы человек десять!
Во всех странах мира люди, встречаясь, желают друг другу добра.
Учитель : «Аллея
приветствия «
Если вы услышите правило, которое обязательно нужно выполнять, вы красиво, гордо стоите. Если же это вовсе не правило и так мы не делаем – садимся на корточки.
- Если хочешь ответить на вопрос учителя, подними руку.
- Входящего в класс, взрослого приветствуй стоя (покажите).
- Если хочешь ответить на вопрос учителя, крикни с места.
- Входящему в класс можно крикнуть “привет”.
- Бегать и шумно кричать можно только на игровой площадке.
- Если очень нужно что-то спросить, можно перебить разговор взрослых.
- В перемену можно отдохнуть, поэтому можно бегать по коридору сломя голову.
- Помогать друг другу нужно всегда и всюду “Один за всех и все за одного”.
- Не надо ябедничать.
- В школе каждый отвечает за себя, поэтому помогать друг другу не нужно.
- Молодцы! Спасибо!
Работа в группах
Учитель: Каждая
группа инсценирует ситуацию.
1.Встречаются два друга. Кто здоровается первым?
2. В школе вы увидели учительницу. Кто должен поздороваться первым?
Как вы это сделаете?
А если ваша учительница стоит с другой учительницей, что вы скажете?
3.Ты идёшь по улице и через дорогу увидел учителя. Как ты будешь его
приветствовать? А своего товарища?
4.Вечером родители пришли с работы. Должны ли вы их приветствовать? Какие слова
помогут вам показать, что вы рады их видеть?
Из истории
Откуда пришёл
к нам обычай снимать шапку, когда идёшь в гости.
2. Кого называли рыцарями?
3. Откуда пришёл к нам обычай - здороваясь, снимать перчатки.
Учитель: Этот
обычай возник во времена рыцарей, которые постоянно странствовали по всей
стране, облачённые в доспехи.
Кого называли рыцарями?
Ученики
Учитель: В
средние века рыцарями называли отважных , смелых воинов, которые носили тяжёлые
доспехи(латы, кольчуги, шлемы), были вооружены копьём и мечом.
-Слово «рыцарь» первоначально означало «всадник». Рыцарями могли быть люди
только «благородного происхождения, достаточно богатые, чтобы приобрести коня и
вооружение- меч, щит,латы.
Рыцари несли службу в войске короля или других знатных людей, хозяев больших
земельных владений – герцогов, графов,баронов.
Для того, чтобы стать настоящим воином-рыцарем, требовалось много сил и
времени. К военной службе рыцаря готовились с детства.
В возрасте 7 лет мальчики покидали родительский дом и становились пажами
(личными слугами) знатных феодалов (землевладельцев или короля.) Там они
обучались фехтованию, борьбе, верховой езде. Метанию копья, пению и танцам.Они
обучали их не только военному делу, но приучали держать данное слово, выручать
друг друга, заступаться за слабого, благородно и возвышенно относиться к
женщине.
Когда юноше исполнялось 15 лет, он поступал на службу к рыцарю, становился его
оруженосцем. В его обязанности входило ухаживать за лошадьми, собаками рыцаря.
Он встречал гостей и прислуживал им за столом. В походе - вёз доспехи, во время
боя должен был находиться за спиной рыцаря. Чтобы подать запасное оружие.
И только после нескольких лет службы отличившихся в бою оруженосцев посвящали в
рыцари.
А в наше время есть рыцари?
Ученики
Учитель: Входя
в дом, рыцарь снимал шлем, как бы говоря этим жестом хозяину:
« Я не опасаюсь тебя» Рыцарские времена прошли, но обычай, входя в дом, снимать
шапку остался. Этим ты показываешь хозяевам, что уважаешь дом, уважаешь живущих
в нём людей.
Физкультминутка
Выполнять вы будете только те движения, в которых есть «волшебные
слова».
Встаньте,пожалуйста!
Поднимите руки.
Будьте добры,похлопайте!
Потопайте.
Покружитесь, пожалуйста;
Тихо сядьте, пожалуйста!
Учитель: Игра: «Собери вежливое слово»
Дети собирают из слогов слова: из-ви-ни-те, про-сти-те, по-жа-луй-ста, здрав-ствуй-те, до сви-да-ни- я, спа-си-бо,)
А мы будем находить ошибки в поведении жителей, и исправлять их.
1. Если ты пришел к знакомым –
Не здоровайся ни с кем
Слов «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
Учитель :: Какие ошибки? Давайте исправим их.
2. Если друг на день рожденья
Пригласил тебя к себе –
Ты оставь подарок дома –
Пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом,
В разговоры не вступай,
Ты во время разговора
Вдвое меньше съешь конфет
3. Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал –
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
4. Девчонок надо никогда нигде не замечать
И не давать проходу им нигде и никогда
Им надо ножки подставлять, пугать из – за угла.
5. Если к папе или к маме тетя взрослая пришла
И ведет какой – то важный и серьезный разговор,
Нужно сзади незаметно к ней подкрасться, а потом
Громко крикнуть прямо в ухо:
«Стой!», «Сдавайся!», «Руки вверх!»
6. Вот кто вежливость у нас проявил на деле:
Он в полночный тихий час поднял мать с постели.
«Что с тобой?» - вскричала мать, - «Заболел сыночек?»
Я забыл тебе сказать: «Мама, доброй ночи!»
Учитель : Откуда пришёл к нам
обычай - здороваясь, снимать перчатки.
С тех же рыцарских времён - здороваясь, снимать перчатку с правой руки.
Сняв перчатку, рыцарь показывал, что в его руке не зажато оружие, что он
относится к встречному доброжелательно.
Стук в дверь.
Появляется сказочный герой (У нас был Буратино).
Буратино:(рассказывает)
На улице шёл сырой снег, было грязно. Я подхожу к дому друга. Весь в снегу , не
постучавшись зашёл в дом, а там были гости. Я стал здороваться с каждым гостем
по отдельности, не снимая перчатки. Все гости удивились, сделали странный вид.
А почему я так и не понял.
Учитель: Ребята
научите Буратино, как вести себя в гостях.
Ученики
Учитель: Перед
тем, как войти в дом, вытри хорошенько ноги, чтобы не наследить.
Если на улице дождь или снег, стряхни шапку и пальто ещё на лестнице.
Не входи в комнату, не постучавшись.
Не стремись поздороваться с каждым в отдельности, на это уйдёт много времени и
ты невольно помешаешь общему разговору. Лучше подать руку хозяйке и хозяину, а
остальным слегка поклонись и скажи «здравствуйте»
Буратино:
А дальше со мной произошло вот что. Хозяин предложил мне раздеться, сказав :
Будь внимателен! Хозяину пришлось отлучиться. Я стал знакомиться с гостями.
Одному из его друзей я крикнул: «Эй, ты, иди-ка сюда» Он подошёл, посмотрев на
меня удивлённо. Что же я сделал не так?
Ученики
Учитель:
Это обидно, оскорбительно, но могут быть случаи, Когда вы не знаете имени того
к кому вы обращайтесь. Как вы поступите?
Ученики
Учитель: Надо
спросить имя, познакомиться. (проигрывание ситуации)
Можно познакомиться через посредника.
Буратино: Ребята,
спасибо, за урок.
А вы расскажите мне, как вести себя в гостях за столом.
Учитель: Да,
продолжим мы эту тему на следующем классном часе.
4. Итог
Учитель: Если
интересно было на занятии, то возьмите друг друга за руки и скажите каждый друг
другу своё полное имя, если не интересно, то просто встаньте около парты. (В
паре за партой)
Вывод:
Все эти правила и вежливые слова нам нужны для того, чтобы общаться, друг с другом, чтобы все друзья, соседи и даже незнакомые люди всегда бы относились к вам внимательно, по-доброму, с уважением. Только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по- доброму. Такого человека уважают, любят. И у него есть верные и надёжные друзья.
Так
давайте же будем всегда добры, вежливы и внимательны друг к другу.
Клятва
Клянемся вежливыми быть.
Всегда спасибо говорить.
Добрый день и до свидания,
Нет в мире лучше звания.
Клянемся добрыми мы быть,
А лень и грубость позабыть.
Учится этикету, науку помнить эту.
Клянемся добрыми мы быть.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.