Классный час "Скрипка - моя душа"
Оценка 4.9

Классный час "Скрипка - моя душа"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
музыка
7 кл—8 кл
16.10.2023
Классный час "Скрипка - моя душа"
«Скрипка – моя душа»..docx

            Классный час на тему «Скрипка – моя душа».

Цель: формирование у обучающихся эстетического вкуса через музыкальное восприятие.
Задачи:
- развитие музыкально-образного мышления;
- воспитание любви к прекрасному;
- научить размышлять о музыке, связывая с жизнью и другими видами искусства;
- расширение кругозора обучающихся.

Добрый день, ребята. Сегодня мы посвятим классный час самому красивому инструменту – скрипке. История музыки считает, что скрипка в своём наиболее совершенном виде возникла в XVI столетии. История в своей памяти удержала имена великих преобразователей скрипки и связала развитие этого инструмента с именами трёх семейств скрипичных мастеров. Это прежде всего семейство кремонских мастеров Амати, ставших учителями Андрэа Гварнэри (1626—1698) и Антонио Страдивари (1644—1736). Однако, своим окончательным завершением скрипка обязана больше всего Джюзеппэ-Антонио Гварнери (1687—1745) и в особенности Антонио Страдивари, который и почитается величайшим творцом современной скрипки. Итак, скрипка получила своё наиболее совершенное воплощение к концу XVII столетия. Антонио Страдивари был последним, кто довёл её до современного состояния, а Франсуа Турт — мастер XVIII века — почитается создателем современного смычка. Но в развитии скрипки и внедрении её в действительной жизни дело обстояло менее благополучно. только в 1555 году приняли французское начертание слова, которое, впрочем, через три года заменили вполне английским "violin".

Скрипка стонет под горой…

Александр Блок

Скрипка стонет под горой.

В сонном парке вечер длинный,

Вечер длинный — Лик Невинный,

Образ девушки со мной.

 

Скрипки стон неутомимый

Напевает мне: «Живи...»

Образ девушки любимой —

Повесть ласковой любви.

 

Учитель: Так откуда же появилась скрипка? Какой инструмент предшествовал появлению её на свет? На самом деле был такой, имя его - виола. 

На Руси, по свидетельству древнейших памятников, смычковые инструменты были известны очень давно, но ни один из них не развился настолько, чтобы впоследствии стать инструментом симфонического оркестра. Наиболее старым древнерусским смычковым инструментом является гудок. В своем наиболее чистом виде он располагал овальным, несколько грушевидным деревянным кузовом, с натянутыми поверх его тремя струнами. Играли на гудке дугообразным смычком, ничего общего с современным не имевшим. Время, когда зародился гудок, в точности не известно, но существует предположение, что "гудок" появился на Руси вместе с проникновением "восточных" инструментов — домры, сурны и смыков. Эта пора обычно определяется второй половиной XIV и началом XV столетия. Когда же появились "скрипки" в прямом значении слова — сказать трудно. С достоверностью только известно, что первые упоминания о скрипице в азбуковниках XVI—XVII столетия "одинаково показывают, что толкователи не имели о ней никакого понятия". Во всяком случае, по мнению П. Ф. Финдейзена (1868—1928), инструмент этот не был ещё известен в домашнем и общественном быту Московской Руси, и первые скрипки в своём вполне завершенном виде появились в Москве, по-видимому, лишь в начале XVIII века. Однако, составители азбуковников, в своё время никогда не видавшие подлинной скрипки, поняли только, что этот инструмент должен был быть струнным, и потому ошибочно уподобляли его "гуслям" и "малороссийской лире", что, конечно, решительно не соответствовало действительности.

Учитель: Именем Антонио Страдивари – самого знаменитого скрипичного мастера - подписаны более тысячи инструментов. Известно, что мастера очень придирчиво выбирали материалы: ходили по лесу и среди множества деревьев, в первую очередь елей, выбирали “поющие”, т.е. примечали, на какую ель чаще садятся птицы, потом прослушивали докторской трубкой, чтобы оценить певучесть. Спиливали дерево зимой, когда оно спит. И не валили, а бережно опускали на землю. Секрет изготовления инструментов хранили в тайне и передавали от отца к сыну, от мастера – к ученику. В оркестре скрипка главный инструмент – царица самых известных концертных залов.

Смычок запел. И облак душный…

Александр Блок

Смычок запел. И облак душный

Над нами встал. И соловьи

Приснились нам. И стан послушный

Скользнул в объятия мои...

Не соловей — то скрипка пела,

Когда ж оборвалась струна,

Кругом рыдала и звенела,

Как в вешней роще, тишина...

Как там, в рыдающие звуки

Вступала майская гроза...

Пугливые сближались руки,

И жгли смеженные глаза...

 

Смычок современного типа разработан в 1775—1780-х годах французским мастером Ф. Туртом. Сурдина для скрипки введена в употребление не позднее 1636 года, когда её упоминает М. Мерсенн, а к 1678 году уже широко использовалась скрипачами в Венской придворной опере. Подбородник изобретён в 1820-е годы немецким скрипачом Л. Шпором, а в 1834 году в П. Байо в своей книге «Искусство скрипки» впервые упомянул использование мостика для лучшего размещения инструмента на плече. Массовое ремесленное, а затем фабричное производство скрипок началось в конце XVIII века, что привело к постепенному исчезновению школ скрипичных мастеров.

Учитель: Скрипка очень красивый инструмент, по своей форме напоминает женскую фигуру. Так давайте же рассмотрим детально скрипку. Корпус скрипки имеет овальную форму с округлыми выемками по бокам. Верхняя и нижняя плоскости корпуса (деки) соединены друг с другом обечайками. Они имеют выпуклую форму, образуя «своды». Геометрия сводов определяет силу и тембр звука. Другой важный фактор, влияющий на тембр скрипки- высота обечаек. Корпус покрывают лаком разных оттенков. В верхней деке проделывают два резонаторных отверстия- это эфы по форме напоминающие латинскую букву f. Кроме формы, на силу и тембр звука смычковых инструментов оказывает большое влияние материал, из которого они изготовлены, и состав лака. В середине верхней деки расположена подставка, через которую проходят струны, закрепленные на струнодержателе, называемом подгрифником. Внутри корпуса скрипки между верхней и нижней деками вставлен круглый деревянный штифт- дужка. Эта деталь передает колебания от верхней деки к нижней, обеспечивая резонанс. Гриф скрипки- длинная пластинка из черного дерева или из пластмассы. Нижняя часть грифа прикреплена к закругленной и отшлифованной планке, так называемой шейке.

Учитель: А теперь я предлагаю вам ответить на несколько вопросов.

  • когда возникла скрипка?
  • назовите итальянских мастеров, которые изготавливали самые лучшие скрипки в мире. (Страдивари, Амати, Гварнери))
  • что нового узнали на уроке?
  • что больше всего понравилось и запомнилось?
  • как выглядит скрипка?

Ребята, всем спасибо за внимание и интерес, проявленный во время классного часа.


 

Скачано с www.znanio.ru

Классный час на тему «Скрипка – моя душа»

Классный час на тему «Скрипка – моя душа»

Учитель: Так откуда же появилась скрипка?

Учитель: Так откуда же появилась скрипка?

Скользнул в объятия мои... Не соловей — то скрипка пела,

Скользнул в объятия мои... Не соловей — то скрипка пела,

Ребята, всем спасибо за внимание и интерес, проявленный во время классного часа

Ребята, всем спасибо за внимание и интерес, проявленный во время классного часа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.10.2023