Открытый классный час.
«Твори добро»
Цель: углубить знание детей о добре и зле
Задачи: 1) учить различать хорошее от плохого, добро от зла,
2) развивать мышление посредством создания проблемных ситуаций, анализирования ситуаций, внимание, смекалку посредством игр, 3) воспитывать стремление совершать добрые дела, поступки
Оборудование: лучик, круг + слова, тучка, ватман + картинки, слова песни 10 штук , Презентация, колонка с песней.
Доска: магнитики 16 штук, круг, туча, газета
Слайд Здравствуйте, ребята и все присутствующие на сегодняшнем занятии. Меня зовут Н.А.Я рада всех вас видеть. Я с удовольствием смотрю на ваши симпатичные личики. Стряхните напряжение, усталость. У нас сегодня много интересных дел, с которыми мы будем справляться все вместе. Я рассчитываю на вашу поддержку и помощь, на взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.
Сегодня у нас необычная встреча. Сегодня мы с вами поговорим о важном, нужном качестве, без которого человек не может называться человеком. Послушайте стихотворение и скажите, о чём будет разговор.
Последнее слово в стихотворении постарайтесь сказать хором.
Слово это серьёзное,
Главное важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нём забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нём стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живёт
И о боли других
Позабыть не даёт.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец… ДОБРОТА.
Учитель. О каком качестве пойдёт речь?
- О доброте. Итак, я объявляю тему классного часа «Твори добро»
- И у меня к вам сейчас просьба: закройте, пожалуйста, глаза, Слайд Солнце улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. А значит, здесь собрались добрые люди. Мы заговорили о солнце и, наверное, многим из вас захотелось, чтобы вновь наступило лето. Неправда ли? - А теперь представьте, что солнышко закрыла туча. Слайд солнце с тучкой Вам стало неуютно и немного холодно.
- И вот тучка начала понемногу уходить. Слайд солнце Появился первый лучик солнца. Что мы почувствовали, греясь в его лучах? (Тепло). Конечно же тепло. А если доброта – это солнце, то значит доброта это ещё и что? (Тепло).
- Что проявил к нам лучик солнышка, согревший нас на поляне? Он обратил на нас …(Внимание) Проявил …( заботу). Следовательно, что такое еще доброта? (Внимание, забота). Видите, как нам лучик помог понять, что такое доброта. А вы хотите почувствовать на себе теплоту, заботу и внимание лучика?
- У меня есть волшебный лучик. Вы передаёте его из рук в руки до тех пор пока звучит мелодия, мелодия стихнет и тот, у кого оказался лучик должен сказать добрые слова своему соседу и так далее. Включаю музыку. Этот лучик – символ своего внимания, теплоты и заботы я дарю …(учитель называет имя ученика), потому что у тебя добрые глаза, солнечная улыбка, теплый взгляд.
- Ребята, скажите, пожалуйста, вам было приятно получить или подарить лучик? А кто наиболее нуждается в лучиках добра, тепла, заботы и внимания? (Инвалиды, пенсионеры, дети-сироты, животные).
Неслучайно, народная мудрость людей гласит: доброта, что солнце. А добрые люди как лучики этого солнца добротой своей согревают людей.
Для вас я приготовила слова. Вам нужно разобрать слова таким образом - те, которые относятся к добрым людям и наклеить их как лучики, а к злым людям -на тучку. У каждого из вас на парте лежит по слову. Прочитайте и подумайте, куда вы их приклеите – на солнце или тучку. Пожалуйста 1 ряд к доске со словами….
(Трудолюбивый, аккуратный, доброжелательный, вежливый, грубый, умеет прощать обиды, чуткий, отзывчивый , помогает в беде, часто ссорится, вспыльчивый, скромный, счастливый, наглый, внимательный, жадный )
- Посмотрите, какое получилось солнце, какие качества людей несут добро. (зачитываю) А те, которые остались на тучке…(зачитываю)
- Что же такое добро? Какие добрые дела можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе?
(Помочь по дому, Помочь товарищу в школе, Сказать кому-то доброе слово, Пожалеть кого-то, Сходить за хлебом для слабой старушки, Покормить бродячего щенка, Уступать место в автобусе, трамвае, автобусе пожилым людям, Защищать девочек, маленьких детей, Стараться во всем помочь ближнему. )
Мне нравятся ваши ответы. Слайд А вот в словаре С.И. Ожегова даётся следующее определение. Доброта это – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
СЛАЙД Знаете ребята, ещё в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами Л – “Люди”, З – “Земля”, М – “Мыслить”, а буква Д обозначалась словом “Добро”. Даже сама азбука как бы призывала: “Люди Земли, мыслите, думайте и творите Добро!”
Помните этот призыв. И знайте, что основное назначение человека – творить добро.
Классный руководитель. Я предлагаю вам послушать индийскую сказку “Награда”. А вы попробуйте ответить на вопрос после прочтения: Во что же заставляет поверить эта сказка?
Как-то
тигр охотился в джунглях и попал в западню. Случилось так, что мимо проходил
путник. Увидел его тигр и давай слезно просить:
– сжалься надо мной, человек! Вызволи меня из неволи, я щедро тебя отблагодарю.
Путнику захотелось получить награду, и он вытащил тигра из ямы.
Тигр выскочил наружу и говорит:
– Вот уже много дней я ничего не ел, сейчас я тебя съем!
Страшно стало путнику.
Ох, тигр,– сказал он, – неужели это и есть награда, которой ты хотел
отблагодарить меня за добро?
– Она и есть, – ответил тигр.
– Какая же это награда – платить злом за добро? – возразил путник.
– Давай спросим кого-нибудь, награда это или нет.
Неподалеку росло дерево. Путник и тигр подошли к дереву и спросили:
– Скажи нам, дерево, чем награждают тебя за доброе дело?
– Злом! – ответило дерево. – Судите сами: люди отдыхают в тени моей листвы, а
как придет время уходить, рубят мои сучья, обрывают листья. Так они платят злом
за мое гостеприимство.
– Ну, теперь – то я тебя съем! – обрадовался тигр.
– Давай еще кого-нибудь спросим! – взмолился путник. Прошли они еще немного,
видят: на пустоши пасется корова.
– Эй, корова!– окликнули они ее. – Скажи, чем платят за добро?
– Злом! – отвечает корова. Судите сами, пока я была молода и давала много
молока, мой хозяин меня очень любил. Молоко мое иссякло, и меня выгнали на
пустошь. Того и гляди, на мясо сдадут!
Выслушал ее тигр и сказал путнику:
– Ну, теперь я тебя точно съем!
– Подожди немного! – Попросил человек, давай спросим еще кого-нибудь. Если он
скажет то же самое, тогда делать нечего, ешь меня…
Пошли они дальше. Бродили, бродили, вдруг перед собой увидели птицу и спросили
ее.
– Скажи нам, птица, чем награждают тебя за доброе дело?
– Добром! – ответила птица. Судите сами: утром люди, просыпаясь, наслаждаются
нашим пением. А зимой, когда нам холодно и голодно, люди делают нам кормушки и
насыпают туда корм, тем самым не давая нам погибнуть.
Тигр сжалился над путником и решил быть добрым к людям.
Классный
руководитель. Во что же заставляет
поверить эта сказка?
Каждый из нас должен поверить в добро и совершать добрые поступки. СЛАЙД
Верьте в добро и совершайте добрые поступки!
Классный руководитель.
Добро
и зло несложно различить
И то ведь, и другое испытали.
И делали, а в ком-то и искали
А с кем-то ведь из них пытались жить.
И каждый сам, наверно, представляет
Что есть добро. И что такое зло.
СЛАЙД Вот это мы сейчас и проверим. Предлагаю вам поучаствовать в (Игре-викторине)
Я старый хитрый сказочник,
Я сказочник – загадочник.
Когда всю правду говорю,
То нужно дружно хлопать.
А если вру или хитрю,
Ногами громко топать.
Такая милая бабуся –
На костяной ноге Ягуся –
И ребятишек любит очень…
Подарки дарит, между прочим. (топают)
Иван царевич злой, наверное…
На сером волке за царевною
За тридевять земель скакал,
И бедный серый волк устал. (топают)
Вот жадный и злой Карабас- Барабас…
Сейчас он накинется с плёткой на нас
И в кукол послушных своих превратит.
Он сказочный страшный, косматый бандит. (хлопают)
Королева снежная
Добрая и нежная…
Она, я это точно знаю,
Стать принцем помогла мальчишке Каю. (топают)
Скромная Золушка, трудолюбивая,
Стала принцессою, стала счастливою…
Очень к лицу ей наряд подвенечный,
Все мы за Золушку рады, конечно. (хлопаем)
А вот и рыбка золотая,
Она, конечно, очень злая…
Вернула старухе обратно корыто,
Бабушка плачет, корыто разбито.(топаем)
Кощей, наш добрый старичок,
Свои богатства сам считает…
Смерть свою спрятал в сундучок
И никого не обижает.(топают)
Надежды мои вы. Друзья, оправдали –
Вы топали, хлопали, всё отгадали.
Вы честно старались, и вам повезло:
Добро победило противное зло.
В сказках происходит много интересного, необычного и полюбившимся героям помогают волшебство или волшебники.
- Какие бывают волшебники? (Добрые, злые).
- А вам какие волшебники нравятся? Почему добрые? (Потому что они творят добро).
СЛАЙД- Также Существует множество пословиц и поговорок о добре. Ваша задача- найти правильное окончание пословицы., и объяснить её смысл. Итак, жизнь дана на…….
Игра «Соберите пословицу»
Жизнь дана на |
Злое калечит |
Доброе слово лечит, а |
А его добрые дела |
За добро |
Говори смело |
Про доброе дело |
Добром плати |
Не одежда красит человека, |
Добрые дела |
1. Жизнь дана на добрые дела. (делать как можно больше добрых дел, ведь для этого даётся жизнь))
2. Доброе слово лечит, а злое калечит.( доброе слово помогает в беде, а от злого слова человек может и заболеть)
3. За добро добром плати. ( ценить добро и самим делать добро по отношению к окружающим)
4. Про доброе дело говори смело (если кто-то сделал доброе дело, надо об этом говорить, ведь на добрых поступках учатся)
5. Не одежда красит человека, а его добрые дела.(быть красивым не только внешне, но и делать добрые дела)
- Молодцы! Хорошо знаете пословицы!
Учитель : Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым.
Вредные советы СЛАЙД
Учитель: Ребята, я хочу проверить вашу смекалку. Я приготовила Вредные советы из книги Григория Остера «Вредные советы». Внимательно послушаем их и исключим всё неправильное, вредное и сформулируем правила доброты.
Бей друзей без передышки
Каждый день по полчаса,
И твоя мускулатура
Станет крепче кирпича.
А могучими руками,
Ты, когда придут враги,
Сможешь в трудную минуту
Защитить своих друзей. ( любить людей знакомых и незнакомых, Призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям )
Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
Пусть он видит, лежа в луже, -
Ты ничуть не огорчен.
Настоящий друг не любит
Огорчать своих друзей. (Помогай другу в беде. Не смейся над недостатками друга.)
Девчонок надо никогда
Нигде не замечать.
И не давать прохода им
Нигде и никогда.
Им надо ножки подставлять,
Пугать из-за угла,
Чтоб сразу поняли они:
До них вам дела нет.
Девчонку встретил - быстро ей
Показывай язык.
Пускай не думает она,
Что ты в нее влюблён. (Делай добро для близких, друзей.)
Решил подраться - выбирай
Того, кто послабей.
А сильный сдачи может дать,
Зачем тебе она?
Чем младше тот, кого ты бьешь,
Тем сердцу веселей
Глядеть, как плачет он, кричит
И мамочку зовет.
Но если вдруг за малыша
Вступился кто-нибудь,
Беги кричи и громко плачь
И мамочку зови. (Помогать
слабым, больным, маленьким, попавшим в беду;
•
Это
очень интересно.
Отрывайте крылья мухам,
Пусть побегают пешком.
Тренируйтесь ежедневно,
И настанет день счастливый -
Вас в какое-нибудь царство
Примут главным палачом. (Люби, береги и охраняй природу )
Дразниться лучше из окна,
С шестого этажа.
Из танка тоже хорошо
Когда крепка броня,
Но если хочешь довести
Людей до горьких слез
Их безопаснее всего
По радио дразнить. (Не груби)
Учитель: Вот мы с вами совместным трудом составили правила доброты, а также давайте запомним и те правила, которые мы с вами не проговорили. Читаем друг за другом по цепочке
СЛАЙД Правила доброты
• Помогай слабым, больным, маленьким, попавшим в беду;
• Прощай ошибки других;
• Не жадничай;
• Жалей других.
• Помогай другу в беде.
• Умей с другом разделить радость.
• Не смейся над недостатками друга.
• Останови друга, если он делает что-то плохое.
• Умей принять помощь, совет.
• Не обманывай друга.
• Относись к другу как к себе.
• Умей признавать свои ошибки.
• Совершай хорошие дела просто так, из хороших побуждений
• Люби людей знакомых и незнакомых.
• Призывай окружающих к хорошим взаимоотношениям
• Делай добро для близких, друзей.
• Не завидуй.
• Не вредничай.
• Не груби
• Люби, береги и охраняй природу
- Поступать по законам доброты - это красиво, почетно, потому что добрые дела и поступки живут в веках. Ребята! Будьте добры с теми, кто вас окружает. Делайте людям добро и, будьте уверены, они отблагодарят вас тем же. Помните, что без добрых дел нет доброго имени. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.
Перед нами чистый лист ватмана. У вас на столе лежат разные картинки, давайте наполним его добрыми делами.
1) Обязательно должно быть солнце, оно несёт тепло
2-3) Потом посадим деревья (приклеиваем на ватман). 2 чел.
4) Потом сделаем скворечники для птиц, о птицах надо заботиться.
5) Для малышей сделаем песочницу – пускай играют, и качели смастерим – вот детям забава.
6-7) За детьми будут смотреть родители, бабушки – значит, надо сделать для них лавочки. И для детей тоже смастерим лавочку
8)Поможем котёнку слезть с дерева: ведь он маленький.
9) Покормим голодного щенка.
10) Маме поможем нести тяжёлую сумку.
11) Не будем забывать писать письма родным и близким. Самолёт доставит почту в любой уголок Земли.
Учитель. — Ребята, как мы назовём эту картину?
Дети. “Мир”, “Как прекрасен этот мир”, “Добро побеждает зло”, «Доброта спасёт мир», «Доброта делает мир прекрасным» и т.д.
Учитель. — Какое чувство вы испытали, делая доброе дело?
Дети. Делать добро очень приятно и радостно.
Учитель. — Наш классный час подходит к концу. Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми, трудолюбивыми. Я хочу пожелать всем выбрать в жизни правильную дорогу-дорогу добра! Давайте на память о нашей встрече вместе исполним песню, которая так и называется «Дорога добра». Слова песни у вас на столе.
«Дорога добра»
(М. Минков, Ю. Энтин. Из кинофильма «Маленький Мук»)
Спроси у жизни
строгой,
Какой идти дорогой.
Куда по свету белому
Отправиться с утра.
Иди за солнцем следом, хоть этот путь
не ведом. 2 раза
Иди мой друг, всегда иди дорогою добра.
Забудь свои заботы,
Падения и взлеты.
Не хнычь, когда судьба
Себя ведет не как сестра.
![]() |
Но если с другом худо, не уповай на
чудо. 2 раза
Спеши к нему, всегда иди дорогою добра.
Ах, сколько будет
разных
Сомнений и соблазнов.
Не забывай, что эта жизнь
Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный, 2 раза
Иди мой друг, всегда иди дорогою добра.
Самоанализ
Час доброты я постаралась разработать в соответствии с возрастными и психологическими особенностями пятиклассников, методические приемы соответствовали поставленной цели, воспитательным задачам и возрастным особенностям детей. Цель: углубить знание детей о добре и зле Задачи: 1) учить различать хорошее от плохого, добро от зла, 2) развивать мышление посредством создания проблемных ситуаций, анализирования ситуаций, внимание, смекалку посредством игр, 3) воспитывать стремление совершать добрые дела, поступки. Тематика классного часа очень актуальна. Занятие методически разнообразно и и соответствует возрасту и интересам детей.
На занятии использовались следующие приемы воспитания:
1. Вводное слово+ стих, который помог понять о чём будет разговор.
2. В ходе классного часа была небольшая релаксационная пауза. (когда закрывали глаза) Этот момент помогает ребёнку в стабилизации внутреннего состояния, усилению позитивности, самоощущения.
4.приём – с лучиком доброты. Через этот прием вырабатывается культура общения, умение слушать, говорить, , корректировать свое поведение. Он помогает глубже почувствовать прелесть человеческих отношений.
5.учились различать хорошее от плохого при распределении качеств человека на плохие и хорошие
6.Были проблемные вопросы: Что такое добро. Какие добрые дела можно совершить?(ответы детей + определение слова Ожеговым)
7) На занятии осуществлялся интегративный подход: связь с литературой, с устным народным творчеством - 2 проблемные сказки, работа с пословицами - развивала мышление при работе над ними, игра-викторина по сказкам, где отличали добро от зла.
8) Вредные советы Остера (развитие смекалки) и при помощи их вывели правила доброты, а затем ещё их проговорили.
Наполняли ватман добрыми делами
11) Песня «Дорога добра» подобрана с учетом возрастной категории детей, чтобы они могли воспринимать ее с легкостью и удовольствием
Я считаю, что учащиеся были активны, проявили интерес к проблеме, умение общаться по проблеме. Этому способствовала благоприятная психологическая атмосфера, где осуществлялся принцип положительного фона и познавательной активности. Эмоции учащихся я старалась развить включением в содержание мероприятия интересных заданий, презентации. Благодаря выше указанному цели данного мероприятия были достигнуты.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.