Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Киришская средняя общеобразовательная школа№2»
г. Кириши, Ленинградская область
сентябрь 2019 год
Классный руководитель: Майкова Галина Ивановна
Классный час: урок Знаний посвященный 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне (1941–1945 гг.).
Цель: создание условий для воспитания патриотических чувств обучающихся;
Задачи: формировать положительное отношение к таким качествам, как патриотизм, самоотверженность, желание защитить Родину, неприятие попыток исказить и очернить историю войны;
воспитывать активную жизненную позицию;
способствовать формированию у детей чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны;
побуждать детей к изучению истории страны, к участию в военно-патриотических мероприятиях.
Оборудование: мультимедийный проектор;
мультимедийная презентация “Классный час ”,
музыкальное сопровождение: ПЕСНЯ «НЕ ОТНИМАЙТЕ СОЛНЦЕ У ДЕТЕЙ»
Слова В. Попкова, музыка Е. Лучникова
“Священная война”, сводка Левитана о начале войны , ЧТО Я ЗНАЮ О ВОЙНЕ - муз. А.Комаров, cл. В.Капустина, ролик «ДЕТИ ВОЙНЫ», минута молчания – метроном.
Ход классного часа.
v По доброй традиции первый в новом учебном году звонок зовёт на урок Знаний. Он приглашает всех ребят в огромный и загадочный мир - мир Знаний. Он напоминает о том, что каждый, переступивший сегодня порог школы стал на год взрослее. Вы теперь - четвероклассники. Для вас этот учебный год последний год обучения в начальной школе.
v Сегодня у нас радостный праздник - первый школьный день после каникул. Поздравляю вас, ребята, с началом нового учебного года. Пусть у нас в классе будет светло от желания множить свои знания и умения, тепло от доброго отношения друг к другу.
v Школьная жизнь - как будто лесенка знаний. Вы поднимаетесь всё выше и выше - от одной ступеньки к другой, более трудной. Надеюсь, все трудности мы преодолеем с вами вместе. Будем учиться не только наукам, но и будем учиться дружить. Ведь главное - чтобы каждый из вас стал хорошим, добрым, надёжным человеком.
Ø Кажется, будто
вчера мы стояли,
Весёлое время каникул встречали,
Которое после учебного года
Давно ль началось?
Но царица природа неумолима, и месяцы лета
В прошлом. И школьная форма надета.
Школьные двери вновь распахнутся,
Ну, а сегодня - праздничный час!
С праздником я поздравляю всех вас.
Ø Здравствуй, осень
золотая!
Школа, солнцем залитая,
Наш просторный светлый класс,
Ты опять встречаешь нас.
Ø И в стены вновь
родные ждет нас школа,
Ведь знаний множество она в себе хранит.
Ø Опять с друзьями
вместе будем.
Вновь на уроках будем мы сидеть.
И тем немало важных мы обсудим.
На переменках можно будет пошуметь.
Нам предстоит еще весь год учиться.
Должны порадовать своих учителей,
Успехов обязательно добиться,
И стать еще немножечко умней.
(Слайд 6)
Ø Указ
Сразу
после лета,
Хотите, вы иль нет,
Мальчишкам и девицам -
Всем пора учиться.
Прогоните скуку прочь,
Спрячьте под подушки
И держите круглый год
Ушки на макушке!
Ø Коль указ прочитан
здесь,
И
народ собрался весь,
Пора учебный год нам начинать,
И первый звонок подавать.
Ø В добрый путь,
ребята!
В вечный поиск
Истины, добра и красоты,
Чтобы явью стали в вашей жизни,
Самые заветные мечты!
Шагай по ступенькам знаний смело!
Помни, ученье – это серьезное дело!
Учитель
Ø -Пусть всегда в вашей жизни будет чистое небо над головой и рядом родные и близкие люди.
Ø Так радуйтесь солнцу, любите жизнь и творите добро!
ПЕСНЯ «НЕ ОТНИМАЙТЕ СОЛНЦЕ У ДЕТЕЙ»
Слова В. Попкова, музыка Е. Лучникова
-Почему детство наших сегодняшних детей можно назвать счастливым? (ответы детей)
-Как вы думаете, а всегда ли детство детей было таким счастливым?
(ответы детей) (Слайд 8)
Мы родом не из детства – из войны
Учитель. Война… Это страшное слово никогда не изгладится из людской памяти. Война… Это грозное время особенно тяжело переживали дети.
Ученик.
Наше детство убила война!
Всюду были голод, разруха,
Но у нас не сломила она
Чувство гордости, силу духа!
Долгих Л.М.
До войны почти каждый из них жил в своей семье, окруженный заботой и лаской родителей и не думал о том, что будет завтра. Они были детьми, живущими в своем мире, имевшими свои тайны, надежды. Так же, как и вы, они мечтали, дружили, любили. Так же, как и вы, верили в счастливое будущее.
И вот… 22 июня 1941 года все "погрузилось во мрак", разбились детские мечты…
Наш разговор с вами будет похож на перелистывание страниц большой книги «Войной украденное детство», на которых мы увидим, какой страшный свой след оставила война не только на истерзанной земле, но и в душах детей, след, который не сотрет время. (слайд 7-8)
Перелистывая страницы попробуйте поставить себя на место этих героев – хватило бы у вас силы духа и мужества вынести то, что вынесли они?
Учитель. Утро. Рассвет. За окнами тихо шумят деревья. В домах тишина . Мирно спят люди. И вдруг…
Звучит голос Левитана (аудиозапись о начале войны)
Внимание! Говорит Москва! Говорит Москва! Заявление советского правительства. Граждане и гражданки Советского Союза, сегодня 22 июня в 4 часа утра без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбардировке города
|
Учитель. В воскресенье 22 июня 1941 года утреннюю тишину разорвали взрывы бомб и снарядов. Началась Великая Отечественная война…
« ВСТАВАЙ, СТРАНА ОГРОМНАЯ…» |
И встала страна огромная на смертный бой. Повзрослели мальчишки и девчонки. Многие дети, подростки уходили вместе на фронт прямо со школьной скамьи, с выпускных балов. Можно спросить: а что может сделать этот маленький человек на войне? Его самого еще нужно защищать. Но каждый ребенок старался сделать все, что в его силах, чтобы помочь своей стране, своему народу прогнать ненавистного врага. (слайд 10) Ученик.
Война – не детское дело.
Так было всегда. Так и должно быть. Но эта война была особенной. Поэтому она и называлась Великой Отечественной, что вся страна – от мала до велика – поднялась на защиту любимой Родины.
Учитель. Война не пощадила никого, она обрушилась на детей также, как на взрослых, - взрывами, голодом, холодом. Дальше – вой сирен, бомбежки, убежища, сожженные, разоренные дома, потеря близких.
Дети, которые еще так недавно были ласковы, беспечны, простодушны, доверчивы, становились втянутыми по горло в войну и пылали недетскою ненавистью к бесчеловечным врагам.
Война окончена давно,
Уж лет прошло немало.
Войну мы видим лишь в кино
И знаем о ней мало.
(слайд 12)
(Слайд 11-19)
«Что я знаю о войне» муз. А.Комаров, cл. В.Капустина
Ученица.
Ах, война, что ты сделала, подлая,
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом солдат.
До свидания, мальчики! Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад!
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат,
И себя не щадите, но все-таки
Постарайтесь вернуться назад!
Б. Окуджава.
(Слайд 20) ролик «ДЕТИ ВОЙНЫ
(Слайд 21)
Время стремительно идёт вперёд.
Стала историей Великая Отечественная война.
В 2020 году исполняется 75 лет со дня её окончания.
Но война не стёрлась с людской памяти и забыть те дни нельзя.
Тогда невыносимо трудно было всем – и старым, и малым, и солдатам, и их близким.
Но особенно страдали дети.
(Слайд 22-27)
Дети, быстро повзрослев, работали наравне с взрослыми, заменив отцов, старших братьев и сестёр, ушедших на фронт защищать свою Родину от врага.
Время было тяжёлым для всех. И в тылу тоже.
(Слайд 28-32)
МИР - это Земля, мир - это люди, мир - это дети. Мир - это спокойная и радостная жизнь.
Нет войны, нет горя и слез. Мир нужен всем!
минута молчания – метроном.
(Слайд 33-35)
-Ребята, вы записывайте воспоминания своих прабабушек и прадедушек, а также родных и близких, чье детство опалила война. Давайте послушаем воспоминание…
Карамышева Анна 4 б класс 01.09.2019год
|
Мой прадедушка, Бабкин Павел Николаевич, родился в деревне Загубье 29 декабря 1924 года. Отец его был рыбак, мать работала в колхозе. В семье было четыре сына. Старший, Костя, погиб на фронте. Второй - Павел. Третий - Алексей, живёт в Волхове, летом приезжает на дачу в Загубье. Четвёртым был Борис, но его уже нет.
Получив хорошее, по тем временам, образование -окончил 7 классов Загубской школы, дедушка Паша, как я его называла, был принят учеником слесаря в Свирицкие судоремонтные мастерские, чем всегда очень гордился. Молодой был, и поэтому каждый день совершал утром и вечером многокилометровый марш от Загубья до Свирицы и обратно, редко после работы оставался ночевать в Свирице. Как знать, как бы сложилась дальнейшая судьба, но существенные изменения в размеренный уклад его жизни и всего советского народа внесла начавшаяся 22 июня 1941 года война.
В феврале 1942 года дедушку призвали в армию, где он был направлен в школу младших артиллерийских командиров. Ему тогда еще не исполнилось 18 лет. По окончании школы ему было присвоено звание сержанта и направлен в действующую армию, на защиту Ленинграда.
|
Сержант- наводчик артиллерийского орудия. Затем командир орудия. Свое боевое крещение получил на Синявинских высотах. Здесь же получил и свою первую боевую награду- медаль «За боевые заслуги».
Находились в Марьино, на Неве, у Кировска. Потом их перебросили на Пулковские высоты. В обороне находились там до полного снятия блокады.
Началось наступление. Заняли первую деревню, дошли до Гатчины. Открывали ход пехоте. Вступили в Псковскую область. Первый жестокий бой был у станции Торошино. Форсировали речку. Прорвали немецкую оборону. Под Нарвой задержались три дня. Здесь у немцев была подготовлена хорошая оборона. Дедушку послали определить откуда бьёт вражеская пушка. Троих разведчиков выбросили на самолете во вражеский тыл. Задание выполнили. Но мой дедушка, оказывается, неудачно приземлился с самолета. Идти обратно было трудно, и ребята помогли, тащили его. Потом их перевели в Финляндию, под г. Выборг, на реку Вуокса. Здесь воевали недолго. Война с финнами закончилась. Затем он оказался на 1-м Украинском фронте. Это был уже 44-й год.
|
День Победы 9 мая 1945 года встретил в Чехословакии, под Прагой, в городе Юзефов. Награжден орденом Красной Звезды, Орденом Славы, медалью «За отвагу», «За боевые заслуги», «За Победу над Германией», «За оборону Ленинграда».
По окончании боевых действий был направлен служить под Харьков, в город Чугуев, где проходил службу в качестве командира учебного взвода. Многие военнослужащие, прошедшие войну, были оставлены в армии для прохождения срочной воинской службы. В мае 1947 года он был демобилизован.
Вернулся Павел Николаевич Бабкин на родину в звании старшего сержанта. Пошел работать в ОРС (отдел рабочего снабжения) Свирицкой пристани. Принят он туда был на должность заведующего подсобным хозяйством. В марте 1957 года Павел Николаевич был назначен на должность начальника ОРСа Свирицкой пристани. В этом же году удалось завершить строительство собственного дома, на берегу Новоладожского канала, на Озерной стороне.
|
С вводом в действие в 1964 году Волго-Балтийского водного пути, трудовая жизнь в поселке начала замирать. Пароходы и лихтера постепенно стали списывать, а с уменьшением количества судов и работы становилось все меньше и меньше. В 1965 году было принято окончательное решение о закрытии Свирицкой пристани, а оставшиеся пароходы и несамоходный флот, вместе с командами передать по соседним пристаням. Павлу Николаевичу было предложено возглавить ОРС в Вознесенье, но он отказался. Пришлось выбирать место новой работы и жительства самостоятельно. В это время велось интенсивное строительство города Кириши, всего в 150 километрах от Свирицы, туда он и поехал в июне 1965 года. Был принят на работу в ТОРГ, заместителем начальника ТОРГа по торговой части. Проработав несколько лет в торговле, решил завершить торговую карьеру и перешел на работу в строительный ТРЕСТ № 46, заместителем начальника ЖКХ, где закончил свою трудовую деятельность и ушел на заслуженный отдых.
Выйдя на пенсию прадедушка уехал на родину, в посёлок Свирица. Когда стало тяжело вести хозяйство, вернулся в г. Кириши, где и жил вместе с нами. Летом 2012 года прадедушки не стало. Но я навсегда запомню его как доброго и жизнерадостного человека.
Наш долг – хранить память об подвигах, уважение к стойкости, мужеству, беззаветной любви к своему Отечеству и передать это следующим поколениям
Сколько бы лет ни прошло с того трагического дня, когда началась война, в памяти народной всегда будут живы безмерные страдания военных лет и огромное мужество народа.
-Давайте сегодня начнем писать нашу классную «Книгу памяти», в которую будем вносить все воспоминания о войне ветеранов и участников , вырезки из газет о детях войны, ваши рисунки, стихи о детях войны, ваши собственные стихи и другие материалы о войне.
Пусть это будет нашим вкладом в общее дело «Памяти павших…
Ученик
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Я не напрасно беспокоюсь, –
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она, как сила, нам нужна…
автор Потаповская О. М.
Дети войны – у этого поколения было трагическое, горькое детство. Теперь у многих детей войны тяжелая, одинокая старость. Они нуждаются в вашем внимании, в добром слове.
-Как мы можем помочь этим людям? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
Учитель:Сегодня мы с вами говорили о детях-войны. Эти девочки и мальчики не играли в войну – они показали чудеса храбрости и мужества и погибли по-настоящему. Они не были специально обученными смертниками и совершали подвиги не за деньги, не за награды – просто они очень хорошо знали цену таким словам, как «патриотизм», «подвиг», «доблесть», «самопожертвование», «честь», «Родина».О них написано много книг, стихов, песен, снято художественных фильмов. Их именами названы улицы, школы… Ведь жить – значит оставаться в благодарной памяти людей!
- Многие из ребят были буквально вашими ровесниками. Можете ли вы представить себя на их месте?
Скоро вы вырастете, станете взрослыми, и каждый из вас сможет встать на защиту своего Отечества.
-Что значит защищать Родину?
-Какие качества, на ваш взгляд. Нужны защитнику Отечества?
(ответы детей)
Классный час хочется закончить словами Роберта Рождественского:
Люди!
Покуда сердца стучатся, –
Помните!
Какой ценой завоевано счастье, –
Пожалуйста, помните!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.