Муниципальное бюджетное о общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Методическая разработка воспитательного мероприятия
(классный час)
Тематическое направление: популяризация научных знаний.
Тема: «В исследовательской лаборатории с Наурашей». Магнетизм.»
Составитель:
Кадырова Татьяна Владимировна
учитель начальных классов
Муром
2021
Пояснительная записка.
Классный час — это форма воспитательной работы, которая предоставляет широкие возможности для педагога в формировании взаимоотношений учащихся с окружающим миром. В своей работе с классным коллективом провожу интеллектуальные классные часы, которые имеют немаловажное значение и создают условия для развития у обучающихся познавательных интересов, способностей и достижений, кругозора, позволяют организовать экспериментально-исследовательскую деятельность обучающихся, а также формируют индивидуальные качества личности.
Тематическое направление – общеинтеллектуальное.
Тема классного часа «Магнетизм», входит в раздел интеллектуальных классных часов «В научной лаборатории с Наурашей», популяризирующих научные знания и исследовательскую деятельность в начальной школе.
Так как интеллектуальное воспитание учащихся — это объективная потребность, продиктованная реалиями настоящего и запросами будущего, то включение в воспитательную систему класса занятий, направленных на формирования исследовательской позиции учащихся, развития интеллектуально - творческого потенциала личности ребёнка является сегодня одним из средств активизации процесса обучения и особым направлением внеклассной работы.
Целевая аудитория воспитательного мероприятия: учащиеся (6-8 лет) 1-2 класс
Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)
Классный час по теме «Магнетизм» входит в раздел интеллектуальных классных часов «В научной лаборатории с Наурашей», где используется цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» и призван удовлетворять интересы младших школьников, их образовательные потребности в познании окружающего мира
Цель классного часа: развитие познавательного интереса и интеллектуальных способностей обучающихся через исследовательскую деятельность
Задачи:
формировать у детей представление о свойстве магнита притягивать предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит;
развивать коммуникативные способности, активизировать словарь детей, умение делать выводы;
способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности.
Планируемые результаты:
личностные- мотивация к познанию, формирование положительного отношения к исследовательской деятельности, интеллектуальное развитие личности;
познавательные - умение извлекать необходимую информацию из различных источников, умение анализировать и сравнивать свойства предмета;
регулятивные - планировать действия, корректировать и оценивать действия, осуществлять самоконтроль;
коммуникативные- умение вступать в диалог, слушать собеседника, отстаивать свое мнение, оценивать события.
Оборудование:
Классный кабинет с возможностью групповой работы, цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» (модуль «Магнит»), ноутбуки (1 на группу)
предметы из дерева, пластмассы, стекла, ткани, железа, алюминия, скрепки, пластиковые стаканчики, картон;
игры «Магнитный рыболов», «Лабиринт».
Форма проведения- классного час с элементами исследовательской деятельности.
Педагогические технологии: проблемный диалог, ИКТ-технологии, здоровье сберегающие и игровые технологии, личностно-ориентированная, технология сотрудничества.
Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения классного часа:
1. Подготовить технические средства: ноутбуки с программным обеспечением цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»;
2. Игра «Лабиринт» - игровое поле с лабиринтом, магниты, гаечки для каждого участника;
3. Игра «Магнитный рыболов» - два обруча, рыбки (20-30 штук) с магнитами, 2 удочки, где вместо крючков магниты, 2 ведерка;
4. Экранно-звуковые: презентация; видео - отрывок из фильма «Новогоднее приключение Маши и Вити», видео-физкультминутка «Самолет» Чударики;
5. Раздаточный материал: вырезанные из цветной картона корточки красного и зеленого цвета; предметы из различных материалов (дерево, железо, резина, керамика, пластмасса, олово или алюминий), магниты по количеству учеников.
Рекомендации по использованию
методической разработки в практике работы классных руководителей.
Данная методическая разработка дает возможность развивать у учащихся интерес к исследованию физических явлений, стимулирует познавательную активность и любознательность, формирует исследовательский тип мышления. Кроме того, включая в воспитательную систему класса такие формы работы, позволяют приблизить младших школьников к пониманию основополагающих законов природы в результате собственного размышления и сопоставления фактов, а не получает знания в готовом виде. К таким – живым, полученным на собственном опыте сведениям о мире, добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными.
2. Основная часть
2.1. Подготовительная работа
1. Подбор необходимых материалов, ресурсов с учетом поставленных целей и задач (отрывок из фильма-сказки «Новогоднее приключение Маши и Вити», зарядка-физкультминутка «Самолет» Чударики)
2. Изготовление игр «Лабиринт», «Магнитный рыболов», создание презентации и подбор оборудования для экспериментальной деятельности необходимого для данного классного часа.
3. Подготовка помещения, создание обстановки, благоприятной для экспериментально- исследовательской деятельности.
2.2 Классный час для учащихся 1-2 классов
Тема: «В исследовательской лаборатории с Наурашей» (с использованием метода ситуационной задачи). Магнетизм.»
Цель классного часа: развивать познавательный интерес и интеллектуальные способности обучающихся через исследовательскую деятельность
Задачи:
формировать у детей представление, о свойстве магнита притягивать предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит;
развивать стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность, активизировать словарь детей, умение делать выводы;
способствовать развитию коммуникативных качеств, воспитанию самостоятельности и инициативности.
Ход занятия:
1. Моделирование жизненной ситуации.
«Как найти иголку в стоге сена?»
«Пришивая пуговицу, я случайно уронила иголку. На полу лежал пушистый, с длинным ворсом ковер. Я очень расстроилась. Ведь это опасно. Потерянная игла может стать причиной травмы моих домочадцев. Как избежать беды?»
- Вспомните и скажите. Какой предмет может помочь в этой ситуации? (ответы детей)
2. Основная часть
- Молодцы, о чем же пойдет сегодня речь на занятии? (о магните)
- Верно! Что вы уже знаете о магните? (ответы детей)
- А хотели бы узнать о нем еще больше? (Да)
- Какие предметы притягивает магнит? (железные)
Магниты притягивают к себе металлические предметы. А по-научному такое явление называется – магнетизм.
2.1 Экспериментальная деятельность.
Вот перед вами обычный магнит,
Много секретов в себе он хранит.
Важное дело – эксперимент,
В нем интересен каждый момент!
- Если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, то может быть он должен притягивать и другие предметы?
- Давайте с вами проведем исследования и постараемся выяснить об удивительных свойствах магнита.
-
Скажите, где мы можем проводить свои исследования и эксперименты? (Исследования
и эксперименты мы можем проводить в лаборатории).
- Кто из вас помнит, как называются профессии людей, которые работают в
лаборатории? (Ученые, исследователи, лаборанты).
- Верно. Сейчас я приглашаю вас в нашу лабораторию, где вы станете маленькими
учеными.
(Дети проходят в импровизированную лабораторию,
занимают за столами свои места разделившись на группы по 5 человек).
- Итак, ребята, какие предметы притягиваются магнитом? (Железные предметы).
- Давайте проверим это утверждение. У вас на столе в контейнере лежат предметы.
Из каких они материалов? (Из резины, дерева, пластмассы, стекла, железа).
-
Хорошо. Переложите в другой контейнер все предметы, которые по вашему мнению
притянутся магнитом.
(Дети выполняют)
-
Как вы определили, что это железные предметы? (Они твердые, холодные на ощупь и
блестят).
- Как мы можем убедиться, что предметы, которые вы отобрали – железные? (С
помощью магнита).
- Давайте это проверим.
(Дети с помощью магнита определяют железные предметы, но два- три из них не
примагничиваются).
-
А почему не все предметы, выбранные вами, притягиваются магнитом?! (Потому,
что они не железные).
- Все дело в том, что есть предметы, которые выглядят, как железо, но несмотря
на это, не содержат его. Эти металлы: олово, медь, алюминий, серебро, золото.
Мы не всегда можем определить это на глаз. А помочь нам в этом может магнит.
- Итак, какой вывод мы можем сделать?
(Магнит
притягивает только те металлы, которые содержат железо.)
-
Ребята, как вы считаете, если магнит притягивает предметы только из железа,
действует ли его сила через преграду? Например, картон, пластик, воду? (Да!
Нет!)
- Давайте это проверим. Для этого я предлагаю вам игру «Лабиринт».
Первой преградой у нас будет картонную панель и металлическая гаечка. Сверху на панели поместим гаечку, а магнит приложим снизу и начинаем его двигать по лабиринту. Гаечка должна обязательно пройти в гости к своему другу болтику.
-
Что мы можем заметить? (Гаечка повторяет все его движения).
- Какой вывод мы с вами можем сделать, уважаемые ученые?
(Магнит действует на металлический предмет через преграду - картон…)
- У вас у каждого стоят пластиковые стаканчики с водой, в которых лежат
змейки-скрепки. Можно ли достать из стаканчика скрепки, не замочив ни рук, ни
магнита? (Да! Нет!)
- А давайте попробуем. (Дети выполняют задание. Нужно вести магнитом
по стенке стаканчика вверх.
- Какой теперь можно сделать вывод?
(Магнит действует на металлические скрепки через преграду - пластик и
воду…)
- Совершенно, верно. Сила магнита, проходя через картон и пластик притягивает
металлический предметы, вынуждая их следовать за магнитом. (Это значит,
что сила магнита действует через преграду)
- Молодцы,
ребята, вы – настоящие исследователи! А теперь давайте немного
разомнемся, отправимся на самолете в страну Наурандию, к нашему давнему
знакомому молодому ученому Наураше.
2.2 Динамическая пауза «Самолет».
https://yandex.ru/video/preview/?text=%D1%87%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B8%20%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%82%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%B7%D0%B0%D1%80%D1%8F%D0%B4%D0%BA%D0%B0%20%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B0%D1%82%D1%8C&path=wizard&parent-reqid=1623069755318270-2031653468630510839-balancer-knoss-search-yp-vla-18-BAL-5403&wiz_type=vital&filmId=3992090591330669066
2.3 Экспериментальная деятельность с использованием лаборатории «Наураша в стране Наурандии». Блок «Магнит». Задания на сравнительные измерения по инструкции лаборатории «Наураша». (выполняют по инструкции педагога)
По окончанию занятия в цифровой лаборатории дети делают вывод:
- Не две гирьки поднялись на экране, потому что от датчика до магнита было больше расстояние.
- Измеряли кольцевой магнит и плоскостной. При измерении кольцевого магнита большая гиря то поднималась, то опускалась. При сравнении с плоскостным магнитом две гирьки поднялись и крепко держались, потому что датчик соприкасается с магнитом.
- При сложении магнитов гирьки тоже поднимались вверх и крепко держались.
- Предлагаю вам посмотреть отрывок из фильма – сказки «Новогоднее приключение Маши и Вити».
https://yandex.ru/video/preview/?text=%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B8%20%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%81%D0%BC%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8C%20%D0%BE%D0%BD%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%BD%20%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BD%D0%BE%20%D0%B2%20%D1%85%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BC%20%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5&path=wizard&parent-reqid=1623070073293943-16921291428343453353-balancer-knoss-search-yp-vla-11-BAL-9408&wiz_type=vital&filmId=13895469552444450891
- Расскажите, как Вите удалось победить Кощея Бессмертного.
Предлагаю вам поиграть в подвижную игру «Магнитный рыболов». (игра проводится в виде эстафеты)
- Как вы думаете, почему именно в эту игру я предложила вам поиграть?
4. Подведение итогов.
- Как человек использует свойство магнита в своей жизнедеятельности? Где в повседневной жизни вы сталкивались с магнитом? (дверца холодильника, замок на двери, магнитная доска в классе и т.д.).
Магнит используется человекам в разных сферах своей деятельности.
— Вот и подошло к концу наше занятие. Вам было интересно? Что было для вас трудно? Может быть отличить железо от других материалов? А что больше всего понравилось? (ответы детей)
- Я предлагаю вам с помощью красных и зелёных карточек ответить на мои вопросы.
При ответе «да» - поднимите карточку зеленого цвета, при ответе «нет» - красную. Готовы?
- Магнит твёрдый?
- Магнит лёгкий, он плавает?
- Магнит притягивает железо?
- Магнит притягивает пластмассовые предметы?
- Магнит действует в воде?
- Дети любят играть с магнитными игрушками?
5. Рефлексия
А теперь пользуясь этими же карточками покажите мне: если занятие было для вас интересным и увлекательным поднимите зеленую, а если у вас еще остались вопросы- красную.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.