«Классный час – как средство формирования личностных отношений в детском коллективе».
Оценка 4.6

«Классный час – как средство формирования личностных отношений в детском коллективе».

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
классное руководство
4 кл
19.08.2019
«Классный час – как средство формирования личностных отношений в детском коллективе».
Классный руководитель – является ключевым элементом организации воспитания в школе. Профессиональная миссия педагога, на которого возлагается функция классного руководителя,- педагогическое сопровождение процесса индивидуального становления и развития личности школьника в период его школьного образования. Цели данной миссии - содействие максимальному индивидуальному развитию личности и педагогическая поддержка в нелегком вхождении в общественную жизнь. Обществу необходимы сильные люди в моральном и психологическом отношении и поэтому уже в школьном возрасте следует ориентировать уч-ся на овладение способами общения с людьми, на создание моральной атмосферы коллектива. Помочь ребенку в этом, научить его жить в коллективе может и должен, прежде всего, классный руководитель.
Выступление на семинаре.docx
Выступление на семинаре:  «Классный час – как средство формирования личностных отношений в детском  коллективе». Своё выступление я хотела бы начать словами известного классика А.П. Чехова: «Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна  была бы земля наша!» Другими словами я скажу так: « Если я, как классный руководитель, сделаю всё от меня зависящее для того, чтобы вверенный мне класс стал коллективом, тогда каждому ребенку будет более комфортно в школьной среде, он с удовольствием будет идти в школу к своим одноклассникам, и, возможно, я сделаю его чуточку счастливее в этом мире».  Классный руководитель – является ключевым элементом организации воспитания в школе. Профессиональная   миссия   педагога,   на   которого   возлагается   функция   классного руководителя,­ педагогическое сопровождение процесса индивидуального становления и развития личности школьника в период его школьного образования. Цели данной миссии ­ содействие   максимальному   индивидуальному   развитию   личности   и   педагогическая поддержка в нелегком вхождении в общественную жизнь. Обществу необходимы сильные люди в моральном и психологическом отношении и поэтому уже в школьном возрасте следует   ориентировать   уч­ся   на   овладение   способами   общения   с   людьми,   на   создание моральной атмосферы коллектива. Помочь ребенку в этом, научить его жить в коллективе может и должен, прежде всего, классный руководитель.    Я, являюсь классным руководителем вот уже 15 лет и  как классный руководитель, в своей работе   по   организации   внеклассной   деятельности   учащихся   опираюсь   на   следующие принципы:   Открытость ­ совместное планирование (классный руководитель + учащиеся +  родители);  Привлекательность будущего дела – увлечь учащихся конечным результатом.  Деятельность – активное участие в мероприятиях всех уровней.  Свобода участия – учитывается мнение учащихся и родителей в выборе задания во  внеклассном мероприятии.  Обратная связь – обсуждение каждого внеклассного мероприятия (рефлексия).  Сотворчество (сотрудничество + творчество) – право выбора партнёра по  выполняемому делу.  Успешность – отмечать реальный успех выполненного дела. Ставя перед собой задачу по формированию, сплочению и развитию классного коллектива, я     изучала   работы   педагогов   Н.   И.   Пирогова,   Л.Н.   Толстого,   К.   Д.   Ушинского,   А.С. Макаренко,   В.А.   Сухомлинского,   исследовавших   условия   поддержки   среди   детей атмосферы   товарищества   и   взаимопомощи.   Также   в   своей   деятельности   классного руководителя я ориентируюсь на работы психологов А. Г. Асмолова, А. А. Бодалёва, А. Н. Лутошкина, которые освещали вопросы коллективного общения детей и межличностных отношений их в коллективе.  Ученическим коллективом считаю группу учеников, объединённую социально ­ значимой целью и деятельностью, имеющей общие выборные органы и отличающейся сплочённостью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах   и   обязанностях.   Класс,   конечно   же,   становится   коллективом   не   сразу.   Он превращается  в  него, по  мере  того,  как  накапливается  опыт совместной  деятельности, создаётся   и   растет   актив,   складываются   положительные   традиции,   растут   и   крепнут товарищеские   связи,   устанавливаются   правильные   взаимоотношения   с   общешкольным коллективом.   Свою   деятельность   по   формированию   классного   коллектива   я   условно разбила на несколько стадий, которые взаимосвязаны между собой. Стадии формирования классного коллектива: I. Изучение класса, постановка целей и задач воспитательной работы. II. Организация классного самоуправления, создание классных традиций, установление  правильных взаимоотношений с общешкольным коллективом. III. Установление благоприятного психологического микроклимата в классе. На первой стадии формирования классного коллектива, когда детей впервые объединили в класс, руководящие функции принадлежат классному руководителю. Именно на нем лежит основная задача по формированию благоприятных условий для развития каждого ребенка, он   поощряет   дружбу   детей,   предотвращает   обострения   в   их   отношениях,   подбирает   и предлагает детям виды совместной деятельности. Каждый класс развивается уникально. Взаимодействие учащихся всегда имеет сложный и непредсказуемый характер. Каждый ученик   должен   быть   состоятельным   и   в   учении   и   в   общении.   Он   должен   комфортно чувствовать себя в классном коллективе, поэтому классному руководителю всегда очень важно знать, как относятся друг к другу все члены детского коллектива, значим ли он для них.   Для   изучения   этой   проблемы   в   работе   с   учащимися,   я   использовала   следующие диагностические методики:  “Фотография”, где уч­ся класса предлагалось выступить в роли “фотографов” и  сделать “снимок” (т.е. рисунок)  своего класса. Анализируя полученные “фотографии”, я обратила внимание на то, в каком месте на  рисунке­фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников,  классного руководителя и с каким настроением, желанием он выполняет эту работу.   “Дом, в котором я живу”. Здесь ученик “заселял” дом значимыми для него людьми. Данная диагностика помогла  изучить привязанность уч­ся друг другу, к родным и близким людям, к товарищам.  Социометрия. Результаты социометрии помогли мне выявить внутреннюю структуру класса, определить  симпатии –антипатии детей, выявить учащихся, которым нужна дополнительная помощь и  поддержка с моей стороны.  Экспресс­тест «Альпинист».  Целью этого теста является определение степени сплоченности/разобщённости классного  коллектива. Результат проведённого теста­ 3.6 балла, что ниже среднего уровня (максимум ­ 10). Это еще раз подтвердило целесообразность проведения работы по сплочению класса.   Среди родителей также проводилось анкетирование.  На основании которого, я пришла к выводу, что во многих семьях дети предоставлены  сами себе, а родители заняты своими проблемами. Единственное, что родители взяли на  себя роль “контролёра” при выполнении домашних заданий, а какой­либо помощи по  интересующим детей вопросам, со стороны родителей нет. Результатом данных диагностик и наблюдений явилось следующее:   ­ класс не очень дружен и разбит на микрогруппы;  ­ дети по воспитанности и образованности очень разные;  ­ выявилась группа детей (на фотографии этих детей уч­ся располагали по краям),   которая выпадает из общего круга общения детей;   Второе, что я сделала на пути по формированию классного коллектива, ­ это провела работу по организации классного самоуправления. В начале учебного года были проведены выборы классного самоуправления, в их основу был положен выбор ребят. Каждый из ребят сначала высказал своё мнение о том, в каком секторе он хочет работать, затем в каком из секторов мог бы работать его одноклассник. После распределения каждый сектор выбрал   представителя   в   актив   класса,   которому   я   передела   некоторые   элементарные функции руководства коллективом (распределение дежурства по школе, сбор дневников, помощь   классному   руководителю   в   выставлении   оценок,   объединение   в   группы   при подготовке   к   мероприятиям   и   конкурсам).   Обязанности   были   строго   распределены. Например,   учебный   сектор   отвечает   за   ведение   дневников,   своевременную   запись домашних заданий. Спортивный сектор – за организацию всех спортивно­оздоровительных мероприятий.   Трудовой   сектор   –   за   организацию   дежурства   по   школе   и   в   классе,   за организацию   субботника   на   территории   школы.   Художественный   сектор   ­   за   классный уголок,   стенгазеты.   Сектор   культуры   за   проведение   развлекательных   и   культурно­ массовых   мероприятий.   В   результате   было   сформировано   классное   самоуправление.   В классе   все   ребята   охвачены   поручениями   с   учетом   их   интересов,   а   это   способствует развитию активности, инициативы и деловитости. От общественных поручений никто не отказывается.   Не всегда и не всё получается у ребят, но классное самоуправление, пройдя стадию становления в течение первых трёх четвертей 5 класса, в этом учебном году, стало функционировать   лучше.   Ребята   достаточно   доброжелательны   друг   к   другу,   хотя периодически   возникают   межличностные   конфликты   между   девочками,   девочками   и мальчиками, но я думаю, что эти конфликты возникают в силу возрастных особенностей. Но вместе с этим следует отметить, что в трудных ситуациях каждый из ребят класса может найти поддержку у одноклассников и на этой стадии укрепляются межличностные взаимоотношения. Параллельно с работой по организации классного самоуправления закладывались основы классных   традиций.   Традиции   настраивают   детей   на   коллективные,   творческие   дела. Классный коллектив ­ это большая семья. Скучен и неуютен дом, где нет праздников, где нет потребности после большой трудной работы собраться всем вместе и поговорить о том, как   слаженно   и   весело   работалось,   каковы   итоги,   что   можно   приобрести.   А   еще прекраснее,   когда   дом   украшают   цветами,   шарами,   плакатами   с   хорошими,   добрыми словами,   готовят   праздничное   угощение   и   ждут   гостей,   чтобы   поделиться   радостью, своими   успехами   в   работе,   услышать   слова   благодарности.   Так   зарождается   добрая традиция, которая развивается, закрепляется и передается из года в год. Традиционными у нас   стали   поздравления   именинников,   чаепития   в   конце   каждой   учебной   четверти, праздничные   мероприятия   к   знаменательным   датам   (23   февраля,   8   марта,   новый   год, масленица).   На   таких   мероприятиях   также   развиваются   дружеские   отношения   между детьми, в первую очередь, культивируется внимательное отношение друг к другу.    На   третьей   стадии   формирования   классного   коллектива   основной   задачей   является установление   благоприятного   психологического   микроклимата   в   классе.   Обязательным условием развития личности ребенка в коллективе является эмоциональное благополучие, потребность в общении. Каждый ребенок должен найти свое место в классном коллективе и   реализовать   себя   в   различных   внеклассных   мероприятиях.  Одна   из   форм   активного взаимодействия учащихся во внеклассной деятельности– классный час.  Он включается в школьное расписание и проводится каждую неделю в определенный день. Обычно классный час проходит в форме лекции, беседы или диспута, но может включать в себя и элементы викторины,   конкурса,   игры,   а   также   других   форм   воспитательной   работы.   Тематика классных часов разнообразна. Она заранее определяется и отражается в планах классных руководителей. Классные часы могут посвящаться:  морально­этическим проблемам. На них формируется определённое отношение  школьников к Родине, труду, коллективу, природе, родителям, самому себе и т. д.;      проблемам науки и познания. В данном случае цель классных часов заключается в выработке у воспитанников правильного отношения к учебе, науке, литературе как источнику духовного развития личности; эстетическим проблемам. В процессе таких классных часов ученики знакомятся с основными положениями эстетики. Речь здесь может идти о прекрасном в природе, одежде   человека,   быту,   труде   и   поведении.   Важно,   чтобы   у   школьников сформировалось эстетическое отношение к жизни, искусству, труду, себе, развился творческий потенциал; вопросам государства и права. Следует развивать интерес учеников к политическим событиям, происходящим в мире, чувство ответственности за действия Родины, ее успехи на международной арене, учить воспитанников видеть суть государственной политики.   Классные   часы   на   политические   темы   должны   проводиться   в   прямой зависимости от насыщенности года различными политическими событиями; вопросам   физиологии   и   гигиены,   здорового   образа   жизни,   которые   должны восприниматься учащимися как элементы культуры и красоты человека; проблемам экологии. Необходимо привить школьникам ответственное отношение к природе. Как правило, здесь организуются беседы о животном и растительном мире;   общешкольным проблемам (значимым общественным событиям, юбилейным датам, праздникам и т. д.); психологическим   проблемам.   Цель   таких   классных   часов   заключается   в стимулировании   процесса   самовоспитания   и   организации   элементарного психологического просвещения; На классных часах ребята учатся сотрудничать, рассуждать, рефлексировать свои чувства. Формы   проведения   классных   часов   были   выбраны   как   традиционные,   так   и нетрадиционные:   игры   и   упражнения   на   поддержание   психо­эмоцильнального   фона, сплочение   коллектива,   повышение   адаптивных   возможностей,   формирование   мотивов личностного   роста,   например:   игра­настройка  «Тактильный   образ»,  «Летает   ­   не летает», «Мой дракон», «Дракоша», «Групповая оценка» и другие.. В связи с реализуемыми целями и задачами воспитательной работы класса были выбраны и  темы классных часов:   Учимся сотрудничать»;              «Нелегко жить дружно»; «Этикет на каждый день»; «Жить в мире с собой и другими»; «Умеем ли предотвращать и разрешать конфликты; «Моё место в классном коллективе»; «На чём основано взаимопонимание» «Азбука поведения или разговор о воспитанности»; «Будь справедливым в словах»; «Толерантность­ гармония многообразия»; «Мои жесты»; «Трудности взаимоотношений в младшем возрасте»; «Как научиться быть ответственным за свои поступки»; «Мои учебные успехи». «Дети – это нежные загадки, и в самих загадках кроется ответ»  (М.Цветаева). Для меня мой класс, как и для каждого из присутствующих здесь классных руководителей, его   класс,   ­   самый   лучший,   любимый,   конечно   же,   доставляющий   массу   хлопот   и переживаний, но вместе с тем неповторимый и уникальный. А каждый ребенок в нем ­ пока ещё до конца  не разгаданная  загадка. Загадка,  в которой кроется ответ, и  которую, я обязательно попытаюсь разгадать, чтобы и дети, и я каждый день с радостью приходили в школу и уходили домой.

«Классный час – как средство формирования личностных отношений в детском коллективе».

«Классный час – как средство формирования личностных отношений в детском коллективе».

«Классный час – как средство формирования личностных отношений в детском коллективе».

«Классный час – как средство формирования личностных отношений в детском коллективе».

«Классный час – как средство формирования личностных отношений в детском коллективе».

«Классный час – как средство формирования личностных отношений в детском коллективе».

«Классный час – как средство формирования личностных отношений в детском коллективе».

«Классный час – как средство формирования личностных отношений в детском коллективе».

«Классный час – как средство формирования личностных отношений в детском коллективе».

«Классный час – как средство формирования личностных отношений в детском коллективе».

«Классный час – как средство формирования личностных отношений в детском коллективе».

«Классный час – как средство формирования личностных отношений в детском коллективе».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.08.2019