«Классный час – как средство формирования личностных отношений в детском коллективе».
Оценка 4.6
Педсоветы
docx
классное руководство
4 кл
19.08.2019
Классный руководитель – является ключевым элементом организации воспитания в школе. Профессиональная миссия педагога, на которого возлагается функция классного руководителя,- педагогическое сопровождение процесса индивидуального становления и развития личности школьника в период его школьного образования. Цели данной миссии - содействие максимальному индивидуальному развитию личности и педагогическая поддержка в нелегком вхождении в общественную жизнь. Обществу необходимы сильные люди в моральном и психологическом отношении и поэтому уже в школьном возрасте следует ориентировать уч-ся на овладение способами общения с людьми, на создание моральной атмосферы коллектива. Помочь ребенку в этом, научить его жить в коллективе может и должен, прежде всего, классный руководитель.
Выступление на семинаре.docx
Выступление на семинаре:
«Классный час – как средство формирования личностных отношений в детском
коллективе».
Своё выступление я хотела бы начать словами известного классика А.П. Чехова:
«Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна
была бы земля наша!»
Другими словами я скажу так: « Если я, как классный руководитель, сделаю всё от меня
зависящее для того, чтобы вверенный мне класс стал коллективом, тогда каждому ребенку
будет более комфортно в школьной среде, он с удовольствием будет идти в школу к своим
одноклассникам, и, возможно, я сделаю его чуточку счастливее в этом мире».
Классный руководитель – является ключевым элементом организации воспитания в школе.
Профессиональная миссия педагога, на которого возлагается функция классного
руководителя, педагогическое сопровождение процесса индивидуального становления и
развития личности школьника в период его школьного образования. Цели данной миссии
содействие максимальному индивидуальному развитию личности и педагогическая
поддержка в нелегком вхождении в общественную жизнь. Обществу необходимы сильные
люди в моральном и психологическом отношении и поэтому уже в школьном возрасте
следует ориентировать учся на овладение способами общения с людьми, на создание
моральной атмосферы коллектива. Помочь ребенку в этом, научить его жить в коллективе
может и должен, прежде всего, классный руководитель.
Я, являюсь классным руководителем вот уже 15 лет и как классный руководитель, в своей
работе по организации внеклассной деятельности учащихся опираюсь на следующие
принципы:
Открытость совместное планирование (классный руководитель + учащиеся +
родители);
Привлекательность будущего дела – увлечь учащихся конечным результатом.
Деятельность – активное участие в мероприятиях всех уровней.
Свобода участия – учитывается мнение учащихся и родителей в выборе задания во
внеклассном мероприятии.
Обратная связь – обсуждение каждого внеклассного мероприятия (рефлексия).
Сотворчество (сотрудничество + творчество) – право выбора партнёра по
выполняемому делу.
Успешность – отмечать реальный успех выполненного дела. Ставя перед собой задачу по формированию, сплочению и развитию классного коллектива,
я изучала работы педагогов Н. И. Пирогова, Л.Н. Толстого, К. Д. Ушинского, А.С.
Макаренко, В.А. Сухомлинского, исследовавших условия поддержки среди детей
атмосферы товарищества и взаимопомощи. Также в своей деятельности классного
руководителя я ориентируюсь на работы психологов А. Г. Асмолова, А. А. Бодалёва, А. Н.
Лутошкина, которые освещали вопросы коллективного общения детей и межличностных
отношений их в коллективе.
Ученическим коллективом считаю группу учеников, объединённую социально значимой
целью и деятельностью, имеющей общие выборные органы и отличающейся сплочённостью,
общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в
правах и обязанностях. Класс, конечно же, становится коллективом не сразу. Он
превращается в него, по мере того, как накапливается опыт совместной деятельности,
создаётся и растет актив, складываются положительные традиции, растут и крепнут
товарищеские связи, устанавливаются правильные взаимоотношения с общешкольным
коллективом. Свою деятельность по формированию классного коллектива я условно
разбила на несколько стадий, которые взаимосвязаны между собой.
Стадии формирования классного коллектива:
I. Изучение класса, постановка целей и задач воспитательной работы.
II. Организация классного самоуправления, создание классных традиций, установление
правильных взаимоотношений с общешкольным коллективом.
III. Установление благоприятного психологического микроклимата в классе.
На первой стадии формирования классного коллектива, когда детей впервые объединили в
класс, руководящие функции принадлежат классному руководителю. Именно на нем лежит
основная задача по формированию благоприятных условий для развития каждого ребенка,
он поощряет дружбу детей, предотвращает обострения в их отношениях, подбирает и
предлагает детям виды совместной деятельности. Каждый класс развивается уникально.
Взаимодействие учащихся всегда имеет сложный и непредсказуемый характер. Каждый
ученик должен быть состоятельным и в учении и в общении. Он должен комфортно
чувствовать себя в классном коллективе, поэтому классному руководителю всегда очень
важно знать, как относятся друг к другу все члены детского коллектива, значим ли он для
них. Для изучения этой проблемы в работе с учащимися, я использовала следующие
диагностические методики:
“Фотография”, где учся класса предлагалось выступить в роли “фотографов” и
сделать “снимок” (т.е. рисунок) своего класса.
Анализируя полученные “фотографии”, я обратила внимание на то, в каком месте на
рисункефотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников,
классного руководителя и с каким настроением, желанием он выполняет эту работу.
“Дом, в котором я живу”.
Здесь ученик “заселял” дом значимыми для него людьми. Данная диагностика помогла
изучить привязанность учся друг другу, к родным и близким людям, к товарищам. Социометрия.
Результаты социометрии помогли мне выявить внутреннюю структуру класса, определить
симпатии –антипатии детей, выявить учащихся, которым нужна дополнительная помощь и
поддержка с моей стороны.
Экспресстест «Альпинист».
Целью этого теста является определение степени сплоченности/разобщённости классного
коллектива. Результат проведённого теста 3.6 балла, что ниже среднего уровня (максимум
10). Это еще раз подтвердило целесообразность проведения работы по сплочению класса.
Среди родителей также проводилось анкетирование.
На основании которого, я пришла к выводу, что во многих семьях дети предоставлены
сами себе, а родители заняты своими проблемами. Единственное, что родители взяли на
себя роль “контролёра” при выполнении домашних заданий, а какойлибо помощи по
интересующим детей вопросам, со стороны родителей нет. Результатом данных диагностик
и наблюдений явилось следующее:
класс не очень дружен и разбит на микрогруппы;
дети по воспитанности и образованности очень разные;
выявилась группа детей (на фотографии этих детей учся располагали по краям),
которая выпадает из общего круга общения детей;
Второе, что я сделала на пути по формированию классного коллектива, это провела
работу по организации классного самоуправления. В начале учебного года были проведены
выборы классного самоуправления, в их основу был положен выбор ребят. Каждый из
ребят сначала высказал своё мнение о том, в каком секторе он хочет работать, затем в
каком из секторов мог бы работать его одноклассник. После распределения каждый сектор
выбрал представителя в актив класса, которому я передела некоторые элементарные
функции руководства коллективом (распределение дежурства по школе, сбор дневников,
помощь классному руководителю в выставлении оценок, объединение в группы при
подготовке к мероприятиям и конкурсам). Обязанности были строго распределены.
Например, учебный сектор отвечает за ведение дневников, своевременную запись
домашних заданий. Спортивный сектор – за организацию всех спортивнооздоровительных
мероприятий. Трудовой сектор – за организацию дежурства по школе и в классе, за
организацию субботника на территории школы. Художественный сектор за классный
уголок, стенгазеты. Сектор культуры за проведение развлекательных и культурно
массовых мероприятий. В результате было сформировано классное самоуправление. В
классе все ребята охвачены поручениями с учетом их интересов, а это способствует
развитию активности, инициативы и деловитости. От общественных поручений никто не
отказывается. Не всегда и не всё получается у ребят, но классное самоуправление, пройдя
стадию становления в течение первых трёх четвертей 5 класса, в этом учебном году, стало
функционировать лучше. Ребята достаточно доброжелательны друг к другу, хотя
периодически возникают межличностные конфликты между девочками, девочками и
мальчиками, но я думаю, что эти конфликты возникают в силу возрастных особенностей.
Но вместе с этим следует отметить, что в трудных ситуациях каждый из ребят класса
может найти поддержку у одноклассников и на этой стадии укрепляются межличностные
взаимоотношения. Параллельно с работой по организации классного самоуправления закладывались основы
классных традиций. Традиции настраивают детей на коллективные, творческие дела.
Классный коллектив это большая семья. Скучен и неуютен дом, где нет праздников, где
нет потребности после большой трудной работы собраться всем вместе и поговорить о том,
как слаженно и весело работалось, каковы итоги, что можно приобрести. А еще
прекраснее, когда дом украшают цветами, шарами, плакатами с хорошими, добрыми
словами, готовят праздничное угощение и ждут гостей, чтобы поделиться радостью,
своими успехами в работе, услышать слова благодарности. Так зарождается добрая
традиция, которая развивается, закрепляется и передается из года в год. Традиционными у
нас стали поздравления именинников, чаепития в конце каждой учебной четверти,
праздничные мероприятия к знаменательным датам (23 февраля, 8 марта, новый год,
масленица). На таких мероприятиях также развиваются дружеские отношения между
детьми, в первую очередь, культивируется внимательное отношение друг к другу.
На третьей стадии формирования классного коллектива основной задачей является
установление благоприятного психологического микроклимата в классе. Обязательным
условием развития личности ребенка в коллективе является эмоциональное благополучие,
потребность в общении. Каждый ребенок должен найти свое место в классном коллективе
и реализовать себя в различных внеклассных мероприятиях. Одна из форм активного
взаимодействия учащихся во внеклассной деятельности– классный час. Он включается в
школьное расписание и проводится каждую неделю в определенный день. Обычно классный
час проходит в форме лекции, беседы или диспута, но может включать в себя и элементы
викторины, конкурса, игры, а также других форм воспитательной работы. Тематика
классных часов разнообразна. Она заранее определяется и отражается в планах классных
руководителей. Классные часы могут посвящаться:
моральноэтическим проблемам. На них формируется определённое отношение
школьников к Родине, труду, коллективу, природе, родителям, самому себе и т. д.;
проблемам науки и познания. В данном случае цель классных часов заключается в
выработке у воспитанников правильного отношения к учебе, науке, литературе как
источнику духовного развития личности;
эстетическим проблемам. В процессе таких классных часов ученики знакомятся с
основными положениями эстетики. Речь здесь может идти о прекрасном в природе,
одежде человека, быту, труде и поведении. Важно, чтобы у школьников
сформировалось эстетическое отношение к жизни, искусству, труду, себе, развился
творческий потенциал;
вопросам государства и права. Следует развивать интерес учеников к политическим
событиям, происходящим в мире, чувство ответственности за действия Родины, ее
успехи на международной арене, учить воспитанников видеть суть государственной
политики. Классные часы на политические темы должны проводиться в прямой
зависимости от насыщенности года различными политическими событиями;
вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни, которые должны
восприниматься учащимися как элементы культуры и красоты человека;
проблемам экологии. Необходимо привить школьникам ответственное отношение к
природе. Как правило, здесь организуются беседы о животном и растительном мире;
общешкольным проблемам (значимым общественным событиям, юбилейным датам,
праздникам и т. д.);
психологическим проблемам. Цель таких классных часов заключается в
стимулировании процесса самовоспитания и организации элементарного
психологического просвещения;
На классных часах ребята учатся сотрудничать, рассуждать, рефлексировать свои чувства.
Формы проведения классных часов были выбраны как традиционные, так и
нетрадиционные: игры и упражнения на поддержание психоэмоцильнального фона,
сплочение коллектива, повышение адаптивных возможностей, формирование мотивов
личностного роста, например: игранастройка «Тактильный образ», «Летает не
летает», «Мой дракон», «Дракоша», «Групповая оценка» и другие..
В связи с реализуемыми целями и задачами воспитательной работы класса были выбраны и
темы классных часов:
Учимся сотрудничать»;
«Нелегко жить дружно»;
«Этикет на каждый день»;
«Жить в мире с собой и другими»;
«Умеем ли предотвращать и разрешать конфликты;
«Моё место в классном коллективе»;
«На чём основано взаимопонимание»
«Азбука поведения или разговор о воспитанности»;
«Будь справедливым в словах»;
«Толерантность гармония многообразия»;
«Мои жесты»;
«Трудности взаимоотношений в младшем возрасте»;
«Как научиться быть ответственным за свои поступки»;
«Мои учебные успехи». «Дети – это нежные загадки, и в самих загадках кроется ответ»
(М.Цветаева).
Для меня мой класс, как и для каждого из присутствующих здесь классных руководителей,
его класс, самый лучший, любимый, конечно же, доставляющий массу хлопот и
переживаний, но вместе с тем неповторимый и уникальный. А каждый ребенок в нем пока
ещё до конца не разгаданная загадка. Загадка, в которой кроется ответ, и которую, я
обязательно попытаюсь разгадать, чтобы и дети, и я каждый день с радостью приходили в
школу и уходили домой.
«Классный час – как средство формирования личностных отношений в детском коллективе».
«Классный час – как средство формирования личностных отношений в детском коллективе».
«Классный час – как средство формирования личностных отношений в детском коллективе».
«Классный час – как средство формирования личностных отношений в детском коллективе».
«Классный час – как средство формирования личностных отношений в детском коллективе».
«Классный час – как средство формирования личностных отношений в детском коллективе».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.