Классный час: « Семейные традиции»
Цель проведения
- Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям;
- Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям;
- Формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников;
- Изучение семей классного коллектива;
- Знакомство с наиболее распространенными традициями татарского и русского народа.
Классный час семейные традиции.docx
Классный час: « Семейные традиции»
Цель проведения
Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям;
Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям;
Формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников;
Изучение семей классного коллектива;
Знакомство с наиболее распространенными традициями татарского и русского народа.
Ход классного часа
Здравствуйте, дорогие ребята.
Сегодня наш разговор о семье и о взаимоотношении в ней, о семейных праздниках и
традициях. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и
будут радоваться твоим успехам больше всех на свете. Если вам плохо, если трудно, если
вас обидели, кто вас приласкает, кто приголубит, кто утешит? Конечно, ваши мамы, папы,
родные и близкие вам люди, те, кто дорог вам больше всего на свете. Семьи все разные. А
чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой,
традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение. Человек
рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?
1. Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих
предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево.
Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования. Теперь всё
упростилось до такой степени, что мы порой не знаем не только прабабушек, а даже
двоюродных братьев и сестёр, дядей, тёток и т. д. Известно, что одним из предметов,
которыми особенно гордился А.С. Пушкин, была пуговица с мундира его далёкого
знаменитого предка – Абрама Ганнибала. Поэт велел вделать пуговицу в свою любимую
трость, с которой почти не расставался, и с гордостью демонстрировал её друзьям.
Вам раньше приходилось когда – нибудь слышать слово «генеалогия»? В переводе с
греческого оно означает «родословная». Значит, это наука, которая занимается поиском
предков людей.
Человек всегда чтил своих предков. Происхождение определяло положение в обществе – в
зависимости от него новорождённому предстояло стать или рабом, или же патрицием. У
древних римлян в доме обязательны были скульптурные портреты предков – лары,
которым они поклонялись, приносили дары. Они выписывали свою родословную на
специальных свитках, которые передавали следующим поколениям.
Приходилось ли вам составлять генеалогическое древо? Если нет, попробуйте составить. Конечно, у вас в них не будет 5000 исторических имён,
как в родословной А.С, Пушкина. У кого на дереве 1620 листочков, у кого больше. А
когда составите свою родословную, сохраните ее для своих потомков. Пусть это будет
хорошей традицией в вашей семье.
1. Одной из традиций было то, что люди гордились своими знаменитыми предками.
219 ныне здравствующих потомков Пушкина гордятся своим великим предком.
И пусть ваши предки не были историческими личностями, а были просто хорошими,
достойными уважения людьми, кем бы вы могли гордиться в своей семье?
Учащиеся рассказывают о своих близких.
1. Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались
одним видом деятельности.
Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей,
артистов, учителей… А в вашем классе есть семьи, где сформировались династии?
Учащиеся рассказывают о династиях в их семье.
1. Существует традиция называть детей в честь кого – то из членов семьи.
Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по святцам – церковным книгам в честь
кого – ни будь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок,
или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в
честь родственников.
Учащиеся, названные в честь кого – либо из родственников, рассказывают о них.
1. Во многих семьях есть традиция совместного проведения отпусков и свободного
времени.
Учащиеся рассказывают, как они проводят свободное время вместе с семьёй.
1. Заботиться о престарелых родителях – одна из замечательных традиций в наших
семьях.
2. Существует традиция собирать и хранить семейные фотографии.
С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрёл фотографию,
традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой
семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в
семейной жизни.
Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди
были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей «Чтобы вспомнить, какими мы были – загляните в
семейный альбом» поётся в одной из песен.
1. У многих дома хранятся станинные вещи. Человека уже нет, но мы храним , а вещи,
принадлежащие ему живут. Мы их храним и бережём. Это тоже наши традиции.
Почему мы храним эти вещи? Они интересны нам с исторической точки зрения как
предметы старины, культуры, быта, но и они дороги как память о наших родных. Мы не
должны быть «Иванами, не помнящими родства». История вещи – история человека,
история семьи, история народа, история Отечества. Это – замечательная традиция многих
семей.
1. Одна из распространённых русских традиций – традиция застолья.За общим столом
собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким – либо кушаньем.Кулинарные
традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почёте были щи, каша,
репа,редька, дичь, рыба. Из ягод – клюква, морошка, мочёная брусника. Из напитков
– пиво, квас.
Всё течёт, всё изменяется – меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших
столах, становятся традиционными.
Дети называют блюда, традиционные в их семьях.
1. Отмечать семейные праздники – то же традиция.
2. Какие праздники отмечают в вашей семье?
3. Учащиеся рассказывают, как в их семье отмечают праздники.
БОЛЬШАЯ СЕМЕЙНАЯ ВИКТОРИНА
1. Скажите по латыни «семья». (Фамилия.)
3.Как известно, греческая богиня Афина была богиней мудрости, и ее птицей считалась
сова. А вот богиня Гера, супруга Зевса, считалась покровительницей семьи вообще и
материнства в частности. Догадайтесь, какая птица считалась «птицей Геры»? (Аист.)
4.Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры?
(Выносить сор из избы.)
5. Вот русская пословица: «Жить для себя – тлеть, для семьи – … (пропущен глагол), а для
народа – светить». Назовите пропущенный глагол. (Гореть.)
6.По легенде, Россию охраняют три сестры: Вера, Надежда и Любовь и их мать. Назовите
имя матери трёх сестёр. (Софья, то есть Мудрость.)
7. Первый, старший ребёнок в семье – первенец. А как на Руси назывался третий ребёнок в
семье? А последний? (Третьяк, поскрёбыш.) 8. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое,
неблаговидное поведение от отца или матери? («Яблоко от яблони недалеко падает».)
9. О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой
семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»? (О матрёшке.)
13. В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: «Дети имеют право жить со своими
родителями, и никому не позволено их разлучать»?
(«Снежная Королева».Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой
ледяной дворец.)
14. Назовите самую семейную геометрическую фигуру.
(Круг.Тесный семейный круг, в семейном кругу.)
16. Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это? (Моя сестра.)
17. Как называется жилище большой трудолюбивой пчелиной семьи? (Улей, борть.)
18. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного
родственника? (Матьимачеха.)
19. Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам, «тридцать три
родных сестрицы». Что это за семья? (Алфавит.)
20. В каком месяце отмечается Международный день семей?
(Отмечается ежегодно 15 мая, начиная с 1994 года. Провозглашён Генеральной Ассамблеей
ООН.)
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители во всем мудрей, Любимый папа друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле
Рефлексия. Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS
сообщение другу о том, как прошел классный час, оценить, плодотворно он работал.
Классный час: « Семейные традиции» (6 класс)
Классный час: « Семейные традиции» (6 класс)
Классный час: « Семейные традиции» (6 класс)
Классный час: « Семейные традиции» (6 класс)
Классный час: « Семейные традиции» (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.