Данный классный час личностно ориентированной направленности для учащихся начальных классов воспитывает у учеников чувство гордости за Родину, чувство патриотизма. Дети с помощью фотографий или презентации знакомятся с памятниками неизвестным солдатам, установленным в разных городах, читают стихи на данную тему и анализируют их
Классный час личностно ориентированной направленности
Цели: воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину и народ, который выстоял и
победил в Великой Отечественной войне; развивать исследовательские навыки и творческие
способности, создающие благоприятные условия для общения учащихся в совместной деятельности.
Чтец 1. (Слайд № 2,3,4)
Как хорошо проснуться на рассвете,
Как хорошо, что ночью снятся сны,
Как хорошо, что кружится планета,
Как хорошо на свете без войны,
Как хорошо влюбляться и смеяться,
Как хорошо порою погрустить,
Как хорошо встречаться и прощаться,
И просто хорошо на свете жить.
Учитель:.
Да, это здорово! Мы счастливые люди. Мы не знаем ужасов войны. Война это страшно, это кровь,
муки, смерть. И через все это прошли наши прадеды, деды, прабабушки и бабушки. Каждый восьмой
житель нашей страны погиб на войне. Миллионы людей расстреляны, задушены в газовых камерах
фашистских концлагерей. Сотни тысяч семей не дождались отцов, сыновей, дочерей, братьев, сестер.
Многие погибшие стали неизвестными солдатами. Они навечно остались лежать в Братских могилах.
Братские могилы… Сколько их?
Много! Они в поле, в лесу, в маленьких хуторах и в больших населенных пунктах. Впоследствии на
месте некоторых захоронений появились скромные обелиски. (Слайд № 5,6,7)
Чтец 2. (Слайд № 8)
Совсем неприметную с виду.
В деревне на тропке лесной,
Ты встретишь порой пирамиду
С горящею красной звездой,
Ты знай-
Это память живая стоит на посту пред тобой,
И здесь, ни на час не смолкая,
Еще продолжается бой.
Прописаны в мирных солдатах,
Кого не вернула война.
Их молодость,
Счастье и верность
Навек сберегает страна.
И с нами навечно остались
Горящие гневом сердца-
Они до последнего дрались,
И нету их жизни конца!
Учитель:
Сюда, к Братским могилам, приходили матери и отцы, не дождавшиеся своих сыновей, вдовы, внуки,
знающие дедов только по фотографии. И каждый думал, что может быть в могиле лежит их родной
человек.У Братской могилы остановилась женщина. Она плачет.(Слайд № 9)
Отрывок из «Реквиема» Р. Рождественского.
Ой, зачем ты, солнце красное,
Все уходишь, не прощаешься?
Ой, зачем с войны безрадостной,
Сын, не возвращаешься?
Из беды тебя я выручу,
Прилечу орлицей быстрою…
Отзовись, моя кровиночка!
Маленький. Единственный.
Белый свет не мил! Изболелась я!
Возвратись, моя надежда!
Зернышко мое, зорюшка моя,
Не хочу я ничегошеньки,
Только сына видеть милого.
В полях чужой земли
Без имени пропал ты, без могилы.
Звучит музыка Хачатуряна «Реквием» (из оперы «Спартак»)
Учитель:
Неизвестный солдат! Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен.Вам, неизвестные солдаты,
посвящаем! (Слайд № 10)
Пусть каждый из нас почувствует на себе строгие глаза павших, чистоту их сердец. Ощутит
ответственность перед памятью этих людей. Мы обязаны помнить о прошлом, чтобы фашизм не
повторился. Это наш долг перед тем, кто отдал свои жизни за Родину, за нас с вами.
Ученики читают заранее подготовленные стихи:
1. Юноша-солдат. (Слайд № 11)
Я убит подо Ржевом
В безымянном болоте,
В пятой роте, на левом,
В жестоком налете.
Я не слышал разрыва,
И не видел той вспышки, -
Точно в пропасть с обрыва -
И ни дна, ни покрышки.
И во всем этом мире
До конца его дней,
Ни петлички, ни лычки
С гимнастерки моей.
Я - где корни слепые
Ищут корма во тьме;
Я - где с облаком пыли,
Ходит рожь на холме;
Я - где крик петушиный
На заре по росе;
Я - где ваши машины
Воздух рвут на шоссе;
Где - травинку к травинке
Речка травы прядет,-
Там, куда на поминки
Даже мать не придет.Наши очи померкли.
Пламень сердца погас.
На земле, на проверке
Выкликают не нас.
Нам свои боевые
Не носить ордена.
Вам - все это, живые.
Нам - отрада одна.
(А. Твардовский)
2. Юноша – солдат.(Слайд № 12)
Я отдыхал не больше двух часов.
В противника стрелять не приходилось.
Я просто был мишенью на войне.
Лежу теперь в могиле придорожной,
Которой в прошлом ездил много раз,
Не ведаю ни счастья, ни тревоги,
Чем люди озабочены сейчас,
Хотя лежу в неведомой могиле
Без имени, под тяжким потолком…
3. Юноша – солдат.
Спят мальчишки в сиянии звезд.
Им семнадцать. Навечно семнадцать.
Им не встать из - под белых берез,
Из –под алых рябин не подняться.
3. Девушка 1. (Слайд № 13)
Их теперь не обнять,
Не пожать им ладонь.
Но восстал из земли
Негасимый огонь-
Скорбный огонь,
Гордый огонь,
Светлый огонь.
Это павших сердца
Отдают до конца
Своё яркое пламя живущим.
(В. Лебедев «Вечный огонь»)
Песня «Журавли» (муз. Я. Френкеля, слова Р. Гамзатова) (Слайд № 14)
Учитель:. (Слайд № 15)
Давно окончилась война,
Фашистов логово разбито,
Но наш девиз звучит всегда:
«Никто не забыт, и ничто не забыто».
И помни ты, живой и невредимый,
Довольный положеньем и судьбой,
Что мы до той поры непобедимы,
Покамест память павшего храним!