Тема данного классного часа определена для учащихся начальных классов как одна из формирующих духовно-нравственное воспитание младших школьников. Главной целью является подвести учащихся к осознанию важности добродетели как характеристики личности, по которой его оценивают другие люди и признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную. В конспекте отражено содержание занятия, формы деятельности учителя и учащихся, указано содержание слайдов, показана групповая работа, парная работа.
«Добродетель и порок».docx
Номинация «Духовнонравственное воспитание»
«Добродетель и порок»
Дибдина Л.А.
Учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 1 г.Белебея
Форма проведения: классный час
Возрастная категория: обучающиеся 4 классов
Цель: создание представлений у детей о понятиях добродетель и порок.
Подвести учащихся к осознанию важности добродетели как характеристики личности,
по которой его оценивают другие люди.
Задачи:
1) познакомить младших школьников с двумя противоположными характеристиками
личности – добродетелью и пороком;
2) способствовать развитию у учащихся мотивации к совершению добрых и гуманных
поступков;
3) создать условия для осмысления учащимися, какие поступки людей являются
добродетельными, а какие порочными;
Оборудование:
1.Карточки для групп, тесты.
3. Диск по курсу ОРКСЭ.
4. Проектор,компьютер.
Ход мероприятия:
1. Орг.Момент.
Придумано кемто просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!».
«Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!».
И каждый становится добрым, доверчивым,
Доброе утро длится до вечера.
Рада приветствовать вас. Давайте улыбнёмся друг другу начнём с хорошим
настроением нашу встречу.
2. Вступительная беседа.
Слайд 2.
Жил один человек, и жил он не очень хорошо, путано. Решил взяться за ум, делать
добрые дела, спасать душу. Делал их, делал, а особенного изменения в себе к лучшему
не замечал. Както он шел по улице, видит — у одной старушки пуговица с пальто
оборвалась и упала на землю. Увидел, и думает: «Да чего там! Пуговиц у нее еще
хватит. Не поднимать же! Ерунда какая!» Но всетаки, кряхтя, поднял пуговицу
догнал старушку, отдал ей пуговицу и забыл об этом. Потом он умер, и видит — весы:
слева его зло лежит, тянет вниз, а справа — ничего нет, пусто! И зло перетягивает.
«Эх, — говорит себе человек, — и здесь не повезло!» Смотрит, Ангелы пуговицу
кладут... И чаша с добрыми делами перевесила. «Неужели одна эта пуговица все мои
злые дела перетянула? — удивился человек. — Сколько добрых дел я сделал, а их и не
видно!» И услышал, как Ангел говорит ему: «Изза того, что ты гордился своими добрыми делами, они и пропали! А вот именно этой пуговицы, о которой ты забыл,
хватило, чтобы ты от гибели спасся!»
1. О чём эта притча?
2.Кто герой этой притчи?
3.К какой категории людей (хороших или плохих)) вы отнесёте этого человека?
Почему?
4.Как вы понимаете последние строки притчи? («…Изза того, что ты гордился своими
добрыми делами, они и пропали! А вот именно этой пуговицы, о которой ты забыл,
хватило, чтобы ты от гибели спасся!».)
После обсуждения учащиеся делают вывод, что человека оценивают по его делам.
– Как можно назвать положительные поступки человека? (варианты высказываний
детей фиксируются на доске)
– А как отрицательные? (варианты высказываний детей фиксируются на доске)
Итог размышления: совершая хорошие поступки, человек учится быть добрым,
становится добродетельным, а совершая плохие поступки – порочным.
2. Постановка проблемы.
Вы назвали качества личности, которые можно разделить на хорошие –
добродетель и плохие – пороки. Итак, тема этого урока «Добродетель и порок».
Мы сегодня должны узнать «Что такое добродетель, а что такое порок?»
Слайд 3.
3. Обсуждение темы. Высказывания учащихся.
Слайд 4.
Добродетель и порок – это две противоположные характеристики личности, по
которым её оценивают другие люди.
Добродетель – это положительное нравственное свойство характера человека.
Обратите внимание: это старинное слово, пришедшее из старославянского языка,
является, по сути, суммой двух слов: добро детель (т.е. действие, дело, деятельность).
Таким образом, добродетель – это, изначально, добрая деятельность.
Назовите положительные качества человека.
(трудолюбие, ответственность, справедливость, вежливость, дружелюбие,
умение сопереживать, доброта, милосердие)
сердечный
милосердный
терпеливый
вежливый
добросердечный
Ребята, а что называют пороком? Слайд 5.
Действия, результатом которых оказывается причинение зла себе или другим людям,
называется пороками. Пороками можно назвать и предосудительный недостаток
человека, свойство характера, которое позорит его. Например, жадность, лень,
лживость, хвастовство и … ( свои примеры)
жадность лень
лживость
хвастовство
О добродетели и пороке размышляли в разные времена. Как вы думаете, почему
эти понятия так важны для людей на протяжении стольких веков?
(В процессе дискуссии нужно подвести детей к выводу о том, что человеку очень
сложно быть всегда добродетельным)
Да, человек всегда стоит перед выбором, как поступить, чтобы не допустить
ошибки, не навредить другим людям. Что же нужно делать, чтобы стать
добродетельным?
Прежде всего, необходимо уважать других людей и правильно оценивать свои
поступки. Послушайте притчу:
Притча о двух волках Слайд 6.
Однажды один старый мудрый индеец – вождь племени разговаривал со
своим маленьким внуком.
– Почему бывают плохие люди? – спрашивал его любознательный внук.
– Плохих людей не бывает, – ответил вождь. – В каждом человеке есть две
половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви,
доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона
олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух
волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь?
– Понятно, – сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на
какоето время задумался, а потом спросил: – Но какой же волк побеждает в
конце?
Старый индеец едва заметно улыбнулся:
– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Что же имел в виду мудрый индеец? (Высказывания детей)
Обобщение:
Основа определения добра и зла находится в нас самих. Всё начинается с
человека, нельзя сразу стать добрым и злым. Такими нас делают поступки, наше
отношение к миру, к окружающим нас людям. Жизнь постоянно ставит нас перед
нравственным выбором между добром и злом.
4.Работа в группах:
Задание
Прочитайте истории. Допишите их. Определите главную мысль.
1.
В классе появилась новая ученица. Она сильно заикалась. Когда девочка
отвечала, ребята смеялись. Учительница сказала: ____________
2. Миша бежал из школы. Дверь подъезда была открыта. В её проеме стояла
инвалидная коляска. Мужчина никак не мог выехать из подъезда: колесо застряло в
щели пола. Миша попытался помочь мужчине, но сил приподнять коляску не хватало.–
Сейчас я позвоню папе. Он дома, придет, поможет, – сказал мальчик инвалиду. Через
несколько минут все было в порядке.– Спасибо большое, – негромко произнёс
инвалид. И добавил: – Правильный у вас сын растет! В ответ папа улыбнулся и сказал
Мише: __________________. 3. У Миши пропали деньги. Ребята решили, что взял их Петя. Мальчик это
отрицал, но одноклассники ему не верили. Они прижали мальчика в углу и стали
грозить ему… Петя молчал и плакал. А потом деньги нашлись, оказывается Миша
положил их в учебник. Петя сказал ребятам: ____________.
Подсказка
Великодушие, несправедливость, непорядочность.
Обобщение:
Мы можем много говорить о добрых поступках, но не совершать их в жизни, не
помогать тем, кто нуждается в нашей помощи. Значит, нет смысла от наших слов.
Наши добрые слова и наши добрые деяния должны сопровождать нас на протяжении
всей жизни. Совершая хорошие поступки, человек учится быть добрым, становится
добродетельным. Основа определения добра и зла находится в нас самих. Всё
начинается с человека, нельзя сразу стать добрым и злым. Такими нас делают
поступки, наше отношение к миру, к окружающим нас людям. Жизнь постоянно ставит
нас перед нравственным выбором между добром и злом.
Чтобы стать добродеятельным мы должны: Слайд 7.
1.Стараться видеть в людях, прежде всего, хорошее и доброе. От этого все
окружающие становятся добрее и симпатичнее.
2.Быдь добрым к людям!
3.Учиться добру у добрых людей!
4.Не бояться предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается, помогать, в первую
очередь, людям, попавшим в беду, слабым, больным.
5.Не причинять зла, тогда будешь добрее.
А теперь выполните задания теста по теме: «Добро и зло».
Работать вы будете в парах, задания выполнять вместе, сообща, на листах. Вы должны
вставить нужное слово или выбрать нужный ответ из предложенных, будьте
внимательны. Слайд 814
Тест
________________ образец поступков людей и отношений между ними.
________________ противоположность добра, это то, что стремится устранить и
исправить мораль.
Что считается добрым поступком?
* Забыть о неприятной просьбе
* Дать списать домашнее задание
* Опоздать на неинтересную встречу
* Помочь соседу по парте разобрать задачу
Укажите поступки , которые одобряет общество
* обман
* насилие
* взаимопомощь
* унижение Что является последствием злых дел?
* дружба
* радость
* вражда
* мирное сосуществование
Знания о добре и зле помогают людям
* проявлять заботу о близких
* жить в мире
* дружить
* все ответы верны
Распределите слова на две группы, в первую поместите слова, относящиеся к понятию
"добро", во вторую к понятию "зло". Обман, насилие, взаимовыручка, помощь.
Добро Зло
___________________________ ___________________________
___________________________ ___________________________
Проверяем. (Дети зачитывают ответы
Обобщение:
Основа определения добра и зла находится в нас самих. Всё начинается с
человека, нельзя сразу стать добрым и злым. Такими нас делают поступки, наше
отношение к миру, к окружающим нас людям. Жизнь постоянно ставит нас перед
нравственным выбором между добром и злом.
4. Выводы. Подведение итогов.
Итак, сегодня мы говорили о том, что такое добродетель, что такое порок, что
хорошо быть милосердным и плохо быть злым, невоспитанным. Каким станет человек,
зависит не только от окружения, мира, в котором он живет, но и прежде всего от себя.
– Как можно коротко ответить на вопрос, который мы поставили в начале урока
«Что такое добродетель, а что такое порок?»
Добродетель – положительное нравственное качество.
Порок – тяжелый, предосудительный недостаток.
«Добрый человек не тот,
кто умеет делать добро,
а тот, кто не умеет делать зла.»
В. Ключевский
5.Рефлексия.
Сегодня я узнал(а) на уроке ...
Я понял(а) ...
Я научился(ась) ...
Мне захотелось рассказать дома... Список литературы:
1. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 45 классы :
справ. материалы для общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2010. – 239 с.
2. . Основы религиозных культур и светской этики.4 класс: система уроков. УМК
«Основы религиозных культур и светской этики» /авт.сост. А.В.Ковульчукова,
Л.П.Совина.Волгоград: Учитель, 2016.166 с.
3. http://nsportal.ru/nachalnayashkola/orkse/2015/07/21/utehnologicheskayakartauroka
poorksedobrodeteliporok
4. https://infourok.ru/prezentaciyapoorksevklassedobrodeteliporok1170899.html
5.https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeklassi/uroki/konspiekturokapoorkses
priezientatsiieiividieorolikompotiemiedobrodietieliporok Самоанализ
Тема данного классного часа определена для учащихся начальных классов как
одна из формирующих духовнонравственное воспитание младших школьников.
Главной целью является подвести учащихся к осознанию важности добродетели как
характеристики личности, по которой его оценивают другие люди и признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
собственную. В конспекте отражено содержание занятия, формы деятельности
учителя и учащихся, указано содержание слайдов, показана групповая работа, парная
работа.
Задачи классного часа: 1) познакомить младших школьников с двумя
противоположными характеристиками личности – добродетелью и пороком;
2) способствовать развитию у учащихся мотивации к совершению добрых и гуманных
поступков;
3) создать условия для осмысления учащимися, какие поступки людей являются
добродетельными, а какие порочными;
Самостоятельная творческая деятельность была реализована учащимися
под управлением учителя. Ещё одна важная часть системы обучения на занятии
– создание благоприятного эмоционального фона, атмосферы сотрудничества,
сотворчества, что способствовало раскрытию личностных качеств учащихся.
Этапы занятия выстроены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к
внеклассному занятию. Занятие включало в себя следующие блоки:
• Психологический настрой, основной целью которого была психологическая
подготовка учащихся к общению на занятии,
• Финальный аккорд, предусматривающий качественную оценку деятельности
коллектива
• Рефлексия, предполагающая самоанализ эмоционального состояния, своей
деятельности и взаимодействия с классным руководителем и одноклассниками.
Для достижения триединой дидактической цели была выстроена следующая
логика занятия:
Организационное начало занятия. вступительная беседа через притчу
постановка проблемы
обсуждение проблемы
закрепление работа в группах, в парах
выводы и рефлексия.
Использовалась наглядность, электронная презентация слайдов.
Для раскрытия темы использовала методы: наглядноиллюстрированный,
частичнопоисковый, форма работы: беседа, решались ситуации на тему
добродеятеля и пороки, где дети сами делали выводы.
По степени активизации мыслительной деятельности: объяснительно
иллюстративный.
Формы активизации познавательной деятельности: фронтальная,
индивидуальная.
Считаю, что задачи классного часа выполнены, учащиеся с интересом работали
над темой, связывали изучаемое с примерами из жизни.
Таким образом, на данном мероприятии формировалась духовно
нравственное воспитание у учащихся, дети получили знания о правильном
поведении в обществе, дарить радость окружающим людям, доброту и быть
всегда милосердными. Цель была достигнута. Классный час носил личностно
ориентированный характер.
Главной целью является подвести учащихся к осознанию важности добродетели как
характеристики личности, по которой его оценивают другие люди и признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
собственную. В конспекте отражено содержание занятия, формы деятельности
учителя и учащихся, указано содержание слайдов, показана групповая работа, парная
работа.
Классный час «Добродетель и порок» (4 класс)
Классный час «Добродетель и порок» (4 класс)
Классный час «Добродетель и порок» (4 класс)
Классный час «Добродетель и порок» (4 класс)
Классный час «Добродетель и порок» (4 класс)
Классный час «Добродетель и порок» (4 класс)
Классный час «Добродетель и порок» (4 класс)
Классный час «Добродетель и порок» (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.