Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7
города Ставрополя
«Я- достойный гражданин России»
Крикуненко Натальи Ивановны
Сроки реализации: 2007-2012гг.
«Патриотизм- это убеждение,
что твоя страна лучше других потому,
что именно ты в ней родился».
Б.Шоу
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка
2. Цели и задачи
3. Концептуальные подходы и принципы деятельности
4. Направления деятельности
5. Самоуправление
6. Диагностика
7. Работа с родителями
8. Ожидаемые результаты
9. План реализации воспитательной программы на 2010 - 2011гг.
Пояснительная записка
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Назначение программы.
Значимость, роль и место данной программы определяется необходимостью подготовки учащихся к дальнейшему жизненному выбору, самоопределению и самоутверждению в условиях жизни нашей страны. Программа «Я- достойный гражданин России» позволит полнее учесть интересы школьников, сделать процесс воспитания более интересным для учащихся и, соответственно, получить более высокие результаты.
Категория учащихся.
Программа предназначена для учащихся 5-9 классов с ориентацией на гражданско-патриотическое воспитание. Содержание материала программы соответствует целям воспитательного процесса школы и в определенной степени обладает новизной для учащихся.
Актуальность программы определяется тем, что учащиеся должны понимать свою роль и место в общественной жизни России, быть ее настоящим гражданином и патриотом. Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере патриотического воспитания учащегося. Программы гражданского и патриотического воспитания все чаще определяются как приоритетные. Это означает, что нам, россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли: роль гражданина и роль патриота. Стержнем деятельности является формирование морально-психологических качеств и специальных прикладных знаний, навыков и умений, необходимых человеку, определенных понятием патриот и гражданин. Героический период в жизни страны, народа, живая связь поколений позволяют ребятам по-новому взглянуть на историю родины, прикоснуться к истокам ее национальной гордости, помогают формировать у них собственную гражданскую позицию. Ознакомление с фактами из истории края, города, сопричастность к ним помогают школьникам лучше усвоить общие закономерности развития нашей страны, сделать их более понятными, близкими, органически связать изучаемый материал с прошлым и настоящим своего края, тем самым, способствуя формированию глубоких идей и превращению их в убеждения.
Практическая направленность. Содержание программы обеспечивает гражданскую компетентность (компетентность гражданина России), является основой для патриотического воспитания.
Цель работы по гражданскому воспитанию: формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов России.
Достижению данных целей программы способствует решение следующих задач воспитательной деятельности:
v направленных на учащихся:
- самоактуализация, саморазвитие, совершенствование личностного потенциала;
- социализация и индивидуализация посредством включения в разнообразные виды деятельности.
- Формирование потребности в здоровом образе жизни
- Воспитание любви к Отчизне
- Развитие интереса к истории родной земли
- Формирование приоритета семейных ценностей, а также на воспитание ответственности родителей за судьбу своих детей и наоборот.
v направленных на педагога:
- психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка;
- воспитание нравственной культуры, потребности в саморазвитии и
самоактуализации, формирование у школьников гражданской позиции;
- реализация собственных способностей.
v направленных на родителей:
- накопление педагогических знаний, необходимых для воспитания детей;
- самоактуализация, самосовершенствование, саморазвитие.
Концептуальные подходы к разработке программы:
Методы воспитания определяются целями и задачами данной программы, направленной на гражданско-патриотическое воспитание школьников.
В области образовательной компетенции учащиеся овладевают историческими и нравственными, правовыми, ценностными понятиями, которые помогают самореализации учащегося и его самоопределения.
В области коммуникативной компетентности учащиеся овладевают формами проблемной коммуникации (воспринимать точку зрения отличную от собственной; аргументировано излагать и отстаивать свою собственную точку зрения; давать оценку историческим событиям с позиции прошлого и современности)
В области социальной компетенции учащиеся овладевают основными типами социальных взаимодействий, учатся действовать в обществе с учетом интересов других, соотнося свои цели и задачи с интересами коллектива.
Данная воспитательная программа основывается на следующих принципах деятельности:
- приоритет общечеловеческих нравственных ценностей: добро, уважение, ответственность, готовность прийти на помощь, старательность, добросовестность;
- природосоответствие воспитания: опора на природу ребенка, его врожденные психофизиологические особенности, возможности;
- демократизм и гуманизм;
- опора на лучшее в человеке;
- системности воспитания.
Направления воспитательной работы определяются тем, какой гражданин нужен стране:
Образованный гражданин: «Интеллект» - приобретение знаний как условие нормальной жизнедеятельности в современном мире, стране, развитие интеллектуального потенциала, воспитание сознательного, активного интереса к знаниям.
Гражданин- человек: «Права и нравственность» - формирование нравственных качеств на основе разнообразной творческой деятельности, правовой грамотности;
Здоровый гражданин: «Спорт и здоровье» - формирование и пропаганда здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха, устойчивого отрицательного отношения к вредным привычкам.
Гражданин- патриот: «Гражданин и патриот» - воспитание патриотизма через знакомство с историей государственной символики страны, историей своей семьи, своего города, своего края; встречи с ветеранами и участниками войн, акции милосердия, организация туристско-краеведческой и поисковой работы: изучение истории своего города, края, страны; встречи с интересными людьми; участие в туристических слетах; организация туристических походов.
Гражданин труженик: «Труд и профилизация» - реализация задач трудового воспитания, благоустройства учебного кабинета и территории школы, организация субботников и шефской трудовой помощи, знакомство с многообразием профессий, определение интересов и склонностей, помощь в выборе будущей профессии.
Гражданин коммуникабельный: «Общение и досуг» - формирование коммуникативных и коллективистских качеств, нацеленности на «достойный» отдых.
Гражданин активный: Детское самоуправление
Детское самоуправление является одной из форм организации жизнедеятельности детей, оказывающее особое влияние на становление жизненных позиций школьника, главным инструментом социализации. Также детское самоуправление определяют как режим протекания совместной и самостоятельной деятельности школьников, обеспечивающий равноправные отношения в детской среде. (Д.В. Григорьев).
В классном коллективе самоуправление учащихся проявляется в планировании деятельности их коллектива, организации этой деятельности, в анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии решений.
Основные принципы детского самоуправления:
· добровольности и творчества;
· равенства и сотрудничества;
· непрерывности и перспективности.
Законодательным органом классного самоуправления является собрание класса. Он решает следующие задачи:
· рассмотрение и принятие решений, определяющих жизнедеятельность коллектива учащихся на ближнюю, среднюю и дальнюю перспективу;
· избрание исполнительного органа классного самоуправления – актива класса;
· утверждение плана работы.
В исполнительный орган самоуправления - актив класса - входят:
v президент класса;
v Председатель правительства;
v Министры- руководители министерств: образования, культуры, права, здравоохранения и спорта, труда и коммуникаций.
v Функции основных структурных элементов - министерств:
Министерство образования - организация взаимопомощи в учебе, коллективной познавательной деятельности учащихся, участия в интеллектуальных марафонах;
Министерство культуры - содержание досуга, подготовка и проведение культурно-массовых и других досуговых мероприятий.
Министерство труда - реализация задач благоустройства кабинета и территории школы, организация субботников и шефской трудовой помощи.
Министерство спорта и здравоохранения - организация спортивных соревнований, подготовка команды класса для участия в школьных и городских спортивных мероприятиях; организация туристических походов, поисково-краеведческой деятельности, воспитание устойчивого отрицательного отношения к вредным привычкам.
Министерство права- обеспечение связи учащихся и учителей на основе взаимного соблюдения прав и обязанностей, урегулирование конфликтов.
Министерство коммуникаций- обеспечение информационного тпространства, доступности информации, связи с общественностью, оформление стендов, работа с классной газетой и сайтом класса.
Классный орган самоуправления является структурным подразделением школьного самоуправления. Двое учащихся класса входят в Совет школы.
Диагностика
Организация воспитательной работы в классном коллективе будет эффективной только в том случае, если классный руководитель изучит уровень воспитанности и социальности школьников, их нравственные представления, взгляды, интересы, желания, суждения, выявит проблемы воспитания и отношений в коллективе. Это решается с помощью диагностики.
Формы диагностики:
· анкетирование;
· тестирование;
· наблюдения;
· беседы.
Гражданин- семьянин: работа с родителями
Формирование сотруднических отношений между учащихся, родителями и педагогами зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги -воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда эти воспитатели и родители станут союзниками. В основе этого союза - единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.
Взаимодействие классного руководителя и семьи обусловлено следующими обстоятельствами:
· единым объектом (субъектом) воспитания;
· общими целями и задачами воспитания детей;
· возможностью всестороннего изучения детей и координации влияний на их развитие;
· необходимостью согласованности действий педагогов и родителей;
· возможностью объединения усилий школы и семьи в решении проблем ребенка;
· возможностью взаимного обогащения семей, классного и школьного коллективов, каждого участника взаимодействия.
Система работы с родительской общественностью строится на разных формах:
· Родительские собрания
· Родительские конференции
· Дискуссионный клуб (диспут, дебаты)
· Вечера общения
· Организационно-деятельностная игра
· Психолого- педагогический практикум
· Родительский лекторий
· Семейная гостиная
· Симпозиум, форум
· Семинар
· Родительский комитет
В результате реализации Программы ожидается:
1. В классе как в образовательной системе:
-
создание системы гражданско-патриотического воспитания;
- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
- вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей
всех субъектов образовательной деятельности;
2. В образе выпускника:
- в
познавательной сфере: развитие творческих способностей;
- в историко- краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны,
формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- в социальной: способность к самореализации в пространстве российского
государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм
правового государства;
- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей,
идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической
деятельности;
- в целом: сформированность гражданских качеств личности.
Основные признаки сформированности гражданских качеств личности учащихся:
1. Гражданское самосознание, гражданский долг, гражданская ответственность.
2. Правовая культура, соблюдение законов государства, личная свобода.
3. Гражданское достоинство, гражданская активность, политическая культура, патриотизм и интернационализм.
Уровни гражданской воспитанности
Высокий уровень воспитанности подростка проявляется в устойчивом положительном опыте гражданского поведения, самоорганизации и саморегуляции наряду с активной гражданской позицией. Для него характерно единство сознания и поведения. Такой ребенок хорошо знает свои права, обязанности, нормы поведения в школе, дома, на улице, проявляет инициативу и самостоятельность в выполнении порученного дела. Он хорошо учится, порученные дела выполняет с желанием, проявляя активность и творчество, гуманность к людям, животным, встает на защиту тех, кто в ней нуждается.
Средний уровень воспитанности характеризуют устойчивое положительное поведение, способность к саморегуляции, хотя активная гражданская позиция по отношению к деятельности и поступкам товарищей проявляется не всегда. Подростки этой группы знают свои права и обязанности, правила поведения и соблюдают их, правдивы, верны своему слову, признаются в своих поступках, но не требуют честности и правдивости от других. Они хорошо учатся, участвуют в добротворческой деятельности, организуемой в школе, но инициативу не проявляют, так как активная общественная позиция у них еще не вполне сформирована.
Низкий уровень воспитанности характеризуется слабым проявлением положительного, еще неустойчивого опыта гражданского поведения. У учащихся с таким уровнем наблюдаются срывы, поведение регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, саморегуляция и самореализация ситуативны. Такие подростки слабо знают нормы морали и права, учатся не в полную силу, к труду относятся равнодушно, не проявляя инициативы. Работают только при наличии требования и контроля со стороны взрослых, в делах коллектива участвуют неохотно.
Крайне низкий уровень характеризуют нравственная невоспитанность, пренебрежительное отношение к нормам морали и права, отрицательный опыт поведения, отсутствие единства слова и дела, неразвитость саморегуляции и самоорганизации. У учащихся с таким уровнем складывается искаженное представление о чести, достоинстве, честности, героизме, долге и ответственности, коллективизме, товариществе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.