КЛАССНЫЙ ЧАС «КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО
Оценка 4.6

КЛАССНЫЙ ЧАС «КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО

Оценка 4.6
Педсоветы +4
doc
биология +1
Взрослым
12.09.2018
КЛАССНЫЙ ЧАС «КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО
Публикация является частью публикации:
Программа.doc

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7

города Ставрополя

 

 

 

 

 

 

«Я- достойный гражданин России»

 

 

 

 

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

 

 

Крикуненко Натальи Ивановны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сроки реализации: 2007-2012гг.

 

«Патриотизм- это убеждение,

что твоя страна лучше других потому,

 что именно ты в ней родился».

 

Б.Шоу

 

 

 

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

1.  Пояснительная записка

2.  Цели и задачи

3.  Концептуальные подходы и принципы деятельности

4.  Направления деятельности

5.  Самоуправление

6.  Диагностика

7.  Работа с родителями

8.  Ожидаемые результаты

9. План реализации воспитательной программы на 2010 - 2011гг.

 

 

Пояснительная записка

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

 

Назначение программы.

Значимость, роль и место данной программы определяется необходимостью подготовки учащихся к дальнейшему жизненному выбору, самоопределению и самоутверждению в условиях жизни нашей страны. Программа «Я- достойный гражданин России» позволит полнее учесть интересы школьников, сделать процесс воспитания более интересным для учащихся и, соответственно, получить более высокие результаты.

Категория учащихся.

Программа предназначена для учащихся 5-9 классов с ориентацией на гражданско-патриотическое воспитание. Содержание материала программы соответствует целям воспитательного процесса школы и в определенной степени обладает новизной для учащихся.

Актуальность программы определяется  тем, что учащиеся должны понимать свою роль и место в общественной жизни России, быть ее настоящим гражданином и патриотом. Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере патриотического воспитания учащегося. Программы гражданского и патриотического воспитания все чаще определяются как приоритетные. Это означает, что нам, россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли: роль гражданина и роль патриота. Стержнем деятельности является формирование морально-психологических качеств и специальных прикладных знаний, навыков и умений, необходимых человеку, определенных понятием патриот и гражданин. Героический период в жизни страны, народа, живая связь поколений позволяют ребятам по-новому взглянуть на историю родины, прикоснуться к истокам ее национальной гордости, помогают формировать у них собственную гражданскую позицию. Ознакомление с фактами из истории края, города, сопричастность к ним помогают школьникам лучше усвоить общие закономерности развития нашей страны, сделать их более понятными, близкими, органически связать изучаемый материал с прошлым и настоящим своего края, тем самым, способствуя формированию глубоких идей и превращению их в убеждения.

Практическая направленность. Содержание программы обеспечивает гражданскую компетентность (компетентность гражданина России), является основой для патриотического воспитания.

 

Цель работы по гражданскому воспитанию: формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов России.

 

Достижению    данных    целей    программы    способствует    решение следующих задач воспитательной деятельности:

 

v направленных на учащихся:

-   самоактуализация, саморазвитие, совершенствование личностного потенциала;

-   социализация и индивидуализация посредством включения в разнообразные виды  деятельности.

- Формирование потребности в здоровом образе жизни

- Воспитание любви к Отчизне

- Развитие интереса к истории родной земли

- Формирование приоритета семейных ценностей, а также на воспитание ответственности родителей за судьбу своих детей и наоборот.

v направленных на педагога:

-   психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка;

-   воспитание нравственной культуры, потребности в саморазвитии и

    самоактуализации, формирование у  школьников гражданской позиции;

-   реализация собственных способностей.

v направленных на родителей:

-   накопление педагогических знаний, необходимых для воспитания детей;

-   самоактуализация, самосовершенствование, саморазвитие.

 

 

Концептуальные подходы к разработке программы:

Методы воспитания определяются целями и задачами данной программы, направленной на гражданско-патриотическое воспитание школьников.

В области образовательной компетенции учащиеся овладевают историческими и нравственными, правовыми, ценностными понятиями, которые помогают самореализации учащегося и его самоопределения.

В области коммуникативной компетентности учащиеся овладевают формами проблемной коммуникации (воспринимать точку зрения отличную от собственной; аргументировано излагать и отстаивать свою собственную точку зрения; давать оценку историческим событиям с позиции прошлого и современности)

В области социальной компетенции учащиеся овладевают основными типами социальных взаимодействий, учатся действовать в обществе с учетом интересов других, соотнося свои цели и задачи с интересами коллектива.

 

Данная    воспитательная    программа   основывается    на   следующих принципах деятельности:

-   приоритет общечеловеческих нравственных ценностей: добро, уважение,     ответственность, готовность прийти на помощь, старательность, добросовестность;

-   природосоответствие воспитания: опора на природу ребенка, его врожденные      психофизиологические особенности, возможности;

-   демократизм и гуманизм;

-   опора на лучшее в человеке;

-    системности воспитания.

 

Направления воспитательной работы определяются тем, какой гражданин нужен стране:

Образованный гражданин: «Интеллект» - приобретение знаний как условие нормальной жизнедеятельности в современном мире, стране, развитие интеллектуального потенциала, воспитание сознательного, активного интереса к знаниям.

Гражданин- человек: «Права и нравственность» - формирование нравственных качеств на основе разнообразной творческой деятельности, правовой грамотности;

Здоровый гражданин: «Спорт и здоровье» - формирование и пропаганда здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха, устойчивого отрицательного отношения к вредным привычкам.

Гражданин- патриот: «Гражданин и патриот» - воспитание патриотизма через знакомство с историей государственной символики страны, историей своей семьи, своего города, своего края; встречи с ветеранами и участниками войн, акции милосердия, организация туристско-краеведческой и поисковой работы: изучение истории своего города, края, страны; встречи с интересными людьми; участие в туристических слетах; организация туристических походов.

Гражданин труженик:  «Труд и профилизация» - реализация задач трудового воспитания, благоустройства учебного кабинета и территории школы, организация субботников и шефской трудовой помощи, знакомство с многообразием профессий, определение интересов и склонностей, помощь в выборе будущей профессии.

Гражданин коммуникабельный:  «Общение и досуг» - формирование коммуникативных и коллективистских качеств, нацеленности на «достойный» отдых.

 

Гражданин активный: Детское самоуправление

Детское самоуправление является одной из форм организации жизнедеятельности детей, оказывающее особое влияние на становление жизненных позиций школьника, главным инструментом социализации. Также детское самоуправление определяют как режим протекания совместной и самостоятельной деятельности школьников, обеспечивающий равноправные отношения в детской среде. (Д.В. Григорьев).

В   классном   коллективе   самоуправление   учащихся   проявляется   в планировании деятельности их коллектива, организации этой деятельности, в анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии решений.

Основные принципы детского самоуправления:

·                   добровольности и творчества;

·                   равенства и сотрудничества;

·                   непрерывности и перспективности.

Законодательным органом классного самоуправления является собрание класса. Он решает следующие задачи:

·        рассмотрение и принятие решений, определяющих жизнедеятельность коллектива учащихся на ближнюю, среднюю и дальнюю перспективу;

·        избрание исполнительного органа классного самоуправления – актива класса;

·        утверждение плана работы.

 

В исполнительный орган самоуправления - актив класса - входят:

v     президент класса;

v     Председатель правительства;

v     Министры- руководители    министерств:  образования, культуры, права, здравоохранения и спорта, труда и коммуникаций. 

v    Функции основных структурных элементов - министерств:

Министерство образования   -   организация   взаимопомощи   в   учебе,   коллективной познавательной  деятельности  учащихся, участия в интеллектуальных марафонах;

Министерство культуры  -  содержание  досуга,   подготовка  и  проведение культурно-массовых и других досуговых мероприятий.

Министерство труда - реализация задач благоустройства кабинета и территории школы, организация субботников и шефской трудовой помощи.

Министерство спорта и здравоохранения - организация спортивных соревнований, подготовка команды   класса   для   участия   в   школьных   и   городских   спортивных мероприятиях; организация туристических походов, поисково-краеведческой деятельности, воспитание   устойчивого отрицательного отношения к вредным привычкам.

Министерство права- обеспечение связи учащихся и учителей на основе взаимного соблюдения прав и обязанностей, урегулирование конфликтов.

Министерство коммуникаций- обеспечение информационного тпространства, доступности информации, связи с общественностью, оформление стендов, работа с классной газетой и сайтом класса.

Классный орган самоуправления является структурным подразделением школьного самоуправления. Двое учащихся класса входят в Совет школы.

 

Диагностика

Организация воспитательной работы в классном коллективе будет эффективной только в том случае, если классный руководитель изучит уровень воспитанности и социальности школьников, их нравственные представления, взгляды, интересы, желания, суждения, выявит проблемы воспитания и отношений в коллективе. Это решается с помощью диагностики.

 

Формы диагностики:

·                   анкетирование;

·                   тестирование;

·                   наблюдения;

·                   беседы.

 

Гражданин- семьянин: работа с родителями

 

Формирование сотруднических отношений между учащихся, родителями и педагогами зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги -воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда эти воспитатели и родители станут союзниками. В основе этого союза - единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.

Взаимодействие классного руководителя и семьи обусловлено следующими обстоятельствами:

·                   единым объектом (субъектом) воспитания;

·                   общими целями и задачами воспитания детей;

·                   возможностью всестороннего изучения детей и координации влияний   на их развитие;

·                   необходимостью согласованности действий педагогов и родителей;

·                   возможностью объединения усилий школы и семьи в решении проблем ребенка;

·                   возможностью взаимного обогащения семей, классного и школьного   коллективов, каждого участника взаимодействия.

Система работы с родительской общественностью строится на разных формах:

·                   Родительские собрания

·                   Родительские конференции

·                   Дискуссионный клуб (диспут, дебаты)

·                   Вечера общения

·                   Организационно-деятельностная игра

·                   Психолого- педагогический практикум

·                   Родительский лекторий    

·                   Семейная гостиная

·                   Симпозиум, форум 

·                   Семинар

·                   Родительский комитет                                                       

В результате реализации Программы ожидается:

1. В классе  как в образовательной системе:

- создание системы гражданско-патриотического воспитания;
- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
- вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;

2. В образе выпускника:

- в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
- в историко- краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности;
- в целом: сформированность гражданских качеств личности.

Основные признаки сформированности  гражданских качеств личности учащихся:

1.  Гражданское   самосознание,    гражданский   долг, гражданская ответственность.

2. Правовая культура, соблюдение законов государства, личная свобода.

3. Гражданское достоинство, гражданская активность, политическая культура, патриотизм и интернационализм.

 

Уровни гражданской воспитанности

      Высокий уровень воспитанности подростка проявляется в устойчивом положительном опыте гражданского поведения, самоорганизации и саморегуляции наряду с активной гражданской позицией. Для него характерно единство сознания и поведения. Такой ребенок хорошо знает свои права, обязанности, нормы поведения в школе, дома, на улице, проявляет инициативу и самостоятельность в выполнении порученного дела. Он хорошо учится, порученные дела выполняет с желанием, проявляя активность и творчество, гуманность к людям, животным, встает на защиту тех, кто в ней нуждается.

 

      Средний уровень воспитанности характеризуют устойчивое положительное поведение, способность к саморегуляции, хотя активная гражданская позиция по отношению к деятельности и поступкам товарищей проявляется не всегда. Подростки этой группы знают свои права и обязанности, правила поведения и соблюдают их, правдивы, верны своему слову, признаются в своих поступках, но не требуют честности и правдивости от других. Они хорошо учатся, участвуют в добротворческой деятельности, организуемой в школе, но инициативу не проявляют, так как активная общественная позиция у них еще не вполне сформирована.

 

      Низкий уровень воспитанности характеризуется слабым проявлением положительного, еще неустойчивого опыта гражданского поведения. У учащихся с таким уровнем наблюдаются срывы, поведение регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, саморегуляция и самореализация ситуативны. Такие подростки слабо знают нормы морали и права, учатся не в полную силу, к труду относятся равнодушно, не проявляя инициативы. Работают только при наличии требования и контроля со стороны взрослых, в делах коллектива участвуют неохотно.

 

      Крайне низкий уровень характеризуют нравственная невоспитанность, пренебрежительное отношение к нормам морали и права, отрицательный опыт поведения, отсутствие единства слова и дела, неразвитость саморегуляции и самоорганизации. У учащихся с таким уровнем складывается искаженное представление о чести, достоинстве, честности, героизме, долге и ответственности, коллективизме, товариществе.

 

 


Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 города

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 города

Патриотизм- это убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился»

Патриотизм- это убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился»

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов

Стержнем деятельности является формирование морально-психологических качеств и специальных прикладных знаний, навыков и умений, необходимых человеку, определенных понятием патриот и гражданин

Стержнем деятельности является формирование морально-психологических качеств и специальных прикладных знаний, навыков и умений, необходимых человеку, определенных понятием патриот и гражданин

Концептуальные подходы к разработке программы:

Концептуальные подходы к разработке программы:

Гражданин труженик: «Труд и профилизация» - реализация задач трудового воспитания, благоустройства учебного кабинета и территории школы, организация субботников и шефской трудовой помощи, знакомство с многообразием…

Гражданин труженик: «Труд и профилизация» - реализация задач трудового воспитания, благоустройства учебного кабинета и территории школы, организация субботников и шефской трудовой помощи, знакомство с многообразием…

Министерство культуры - содержание досуга, подготовка и проведение культурно-массовых и других досуговых мероприятий

Министерство культуры - содержание досуга, подготовка и проведение культурно-массовых и других досуговых мероприятий

Взаимодействие классного руководителя и семьи обусловлено следующими обстоятельствами: · единым объектом (субъектом) воспитания; · общими целями и задачами воспитания детей; · возможностью всестороннего изучения детей…

Взаимодействие классного руководителя и семьи обусловлено следующими обстоятельствами: · единым объектом (субъектом) воспитания; · общими целями и задачами воспитания детей; · возможностью всестороннего изучения детей…

Основные признаки сформированности гражданских качеств личности учащихся: 1

Основные признаки сформированности гражданских качеств личности учащихся: 1

Крайне низкий уровень характеризуют нравственная невоспитанность, пренебрежительное отношение к нормам морали и права, отрицательный опыт поведения, отсутствие единства слова и дела, неразвитость саморегуляции и самоорганизации

Крайне низкий уровень характеризуют нравственная невоспитанность, пренебрежительное отношение к нормам морали и права, отрицательный опыт поведения, отсутствие единства слова и дела, неразвитость саморегуляции и самоорганизации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.09.2018