Классный час на тему "Доброта в нас и вокруг нас."
Оценка 5
Руководства для учителя
docx
администрации
Взрослым
07.03.2019
Делать добро людям – это душевная потребность для русских людей, которая сохранилась в нас еще от далеких предков. В нашей нынешней жизни так много зла, недоверия, жестокости, что некоторые теряют веру в доброту, благородство и бескорыстие людей. И я вам предлагаю тему для разговора о доброте, которая всегда согревает душу того, кто ее сотворил. «Доброта в нас и вокруг нас». Социальный прогресс возможен лишь в том случае, если он имеет под собою нравственную основу, проводится в соответствии с гуманистической моралью. Поэтому сегодня вполне оправдано обращение к таким извечным нравственным категориям, как «добро», «доброта», «добродеяние».
Добро - это всё то, что морально ценно, что способствует благополучию человека, общества в целом.
Доброта - морально-ценностная характеристика человека, включающая такие свойства, благодаря которым он способен творить добро. К таким свойствам относятся отзывчивость, внимание к людям, щедрость, готовность поступиться своими интересами ради других, способность к самоограничению, бескорыстие и т.д.
Давайте обратимся к высказываниям писателей о доброте...
Сценарий классного часа.docx
Сценарий классного часа "Доброта в нас и вокруг нас."
Сейчас часто можно услышать, что зло одолело добро, что каждый живет сам по себе,
не вникая в проблемы других. Говорят, шагнув в новый мир, где денежные отношения
стали вытеснять прежние, построенные на доброте и желании бескорыстно помочь
другому, утратили былую отзывчивость и то тепло души, которым во все времена
славились. Так ли это?
Ответ на этот вопрос очень важен, потому что речь идет о стержне нашего
национального характера. Делать добро людям – это душевная потребность для
русских людей, которая сохранилась в нас еще от далеких предков. В нашей
нынешней жизни так много зла, недоверия, жестокости, что некоторые теряют веру в
доброту, благородство и бескорыстие людей.
И я вам предлагаю тему для разговора о доброте, которая всегда согревает душу
того, кто ее сотворил.
«Доброта в нас и вокруг нас».
Социальный прогресс возможен лишь в том случае, если он имеет под собою
нравственную основу, проводится в соответствии с гуманистической моралью.
Поэтому сегодня вполне оправдано обращение к таким извечным нравственным
категориям, как «добро», «доброта», «добродеяние».
Добро это всё то, что морально ценно, что способствует благополучию человека,
общества в целом.
Доброта моральноценностная характеристика человека, включающая такие
свойства, благодаря которым он способен творить добро. К таким свойствам
относятся отзывчивость, внимание к людям, щедрость, готовность поступиться
своими интересами ради других, способность к самоограничению, бескорыстие и т.д.
Давайте обратимся к высказываниям писателей о доброте...
Слово студента:
Мигель Сервантес: «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как
вежливость и доброта».
Жан Жак Руссо: «Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к
людям».
Вильям Шекспир: «Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю
этого качества и в самом себе».
Блез Паскаль: «Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добра в людях».
Лев Толстой: «Доброта вот качество, которое я желаю приобрести больше всех
других».
Михаил Пришвин: «Лучшее, что храню в себе, это живое чувство к добрым людям». Максим Горький: «Как хорошо отнестись к человеку человечески, сердечно».
Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым.
Давайте вспомним некоторые народные пословицы, связанные с темой нашего
разговора:
Слово студента: «Час в добре пробудешь – все горе забудешь», «Кто живет в добре –
тот ходит в серебре», «Лихо помнится, а добро – век не забудется», «Бедного
обижать – себе добра не желать», «Худо тому, кто добра не делает никому», «Давай
вершить добро, пока есть силы. Не то потом и ты, и я в преддверии могилы лишь зло
пожнём», «Твори добро, чтобы любя, добро тебя нашло. Зла не верши, чтобы тебя не
погубило зло».
Слово учителя:
Вы обратили внимание, что рядом с добром часто употребляется зло. Добро всегда
противодействует злу, борется с ним.
Чего же больше в людях: добра или зла?
Перед вами конверты с жетонами, символизирующими добро и зло. Подумайте и
выберите соответствующий вашим убеждениям жетон. (Жетоны собираются и
кладутся на чашечки весов. Всем наглядно видно чего же больше в людях добра или
зла).
Когдато очень давно, в самом начале нашего века, известный музыканторганист,
писатель, доктор философии и богословия Альберт Швейцер, к величайшему
изумлению знакомых в 30 лет поступает на медицинский факультет, прилежно
изучает терапию, хирургию, травматологию. Получив диплом врача, он вместе с юной
и прилежной женой уезжает в центральную Африку, в Габон, туда, где больше всего
страданий и невежества. На средства, полученные от своих концертов, книг, лекций,
он строит больницу. Он много работал, шестьдесят лет: лечил, облегчал боль,
возвращал радость (только у него в больнице прокажённые, люди, обречённые
судьбой на одиночество, жили полной жизнью, работали, растили детей). Глубоко
уважали и почитали его люди, слагали о Швейцере легенды.
Давайте вслушаемся в обращение к нам из его книги «Благовение перед жизнью».
Открой глаза и поищи, где человек нуждается хоть немного в твоём участии, в твоём
времени, в твоём дружеском расположении, может быть, ты окажешь дружескую
услугу человеку, чувствующему себя одиноко. Надо частичку своей жизни отдавать
другим. Как ты это сделаешь зависит от тебя и от обстоятельств.
Давайте задумаемся над вопросами героя стихотворения Александра Яшина:
Слово студента: «Сердце чьё смягчил,
Кому подал руку?
Кому облегчил душевную муку?
Чью старость утешил?
Кого осчастливил?
Кого на дорогу на торную вывел?»
Слово учителя:
Эти вопросы обращены к каждому из нас. И я убеждена, что в жизни всех нас были
моменты, когда нам ктото вовремя помог в самых разных ситуациях. Или вы сами
поддержали когото в беде, независимо от того, родной это был человек или вовсе
незнакомый.
Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или такой поступок
оставил добрую отметину в вашем сердце, или видели, или услышали о людской
доброте и не забыли.
Добрый поступок»:
Рассказы педагога и студентов.
Представьте себе, если бы каждый из нас был внимателен к окружающим, скольких
бед можно было бы избежать! А сколько новых друзей могло бы быть у каждого из
нас! У добра много лиц: ктото помог дойти до дома заблудившемуся слепому
человеку. Ктото в дни террористического акта на Дубровке помчался сдавать кровь,
не дожидаясь громкого призыва. А этот немолодой, одинокий человек, не считаясь со
своими скромными расходами, берет на праздники малыша их детдома и радуется
вместе с ним подаркам. Иные, прочитав рубрику «Поможем» о пожаре, который
сделал скромную семью «бомжами», спешат на почту с одеждой, собранной у себя
дома и у друзей…
Любить человечество легче, чем сделать добро родной матери гласит старинное
украинское изречение. В нём большая мудрость народной педагогики. Невозможно
воспитать человечность, если в сердце нет доброты к самому близкому и дорогому
человеку матери, отцу, дедушке, бабушке.
Слово учителя:
Не выдерживает материнское сердце, сгорает от горя и обиды, если вырастают
недобрые, неблагодарные дети. В маленькой больнице на окраине большого города
лежали две матери – Чернокосая и Белокосая. Они родили сыновей. Сыновья
родились в один день: у Чернокосой матери – утром, у Белокосой – вечером. Обе
матери были счастливы. Они мечтали о будущем своих сыновей. Я хочу, чтобы мой сын стал выдающимся человеком, говорила Белокосая мать. –
Музыкантом или писателем, известным всему миру. Или скульптором, создавшим
произведение искусства, которое будет жить века. Или инженером, построившим
космический корабль, который полетит к далекой звезде.… Вот для чего хочется
жить…
и
А я хочу, чтобы мой сын стал добрым человеком, сказала Чернокосая мать. – Чтобы
никогда не забывал матери и родного дома. Чтобы любил Родину и ненавидел врагов.
Каждый день к молодым матерям приходили в гости отцы. Они долго смотрели на
маленькие личики своих сыновей, в глазах у них сияло счастье, изумление и
умиление. Потом они сидели у кровати своих жен и долгодолго о чемто шепотом
говорили с ними. У колыбели новорожденного мечтают о будущем – конечно, только
о счастливом. Через неделю счастливые мужья, ставшие теперь отцами, увезли домой
жен
сыновей.
Прошло 30 лет. В ту же маленькую больницу на окраине большого города пришли две
женщины – Чернокосая и Белокосая. В их косах уже серебрилась седина, лица были
такими же красивыми, как и 30 лет назад. Они узнали друг друга. Их обеих положили
лечиться в ту же палату, где 30 лет назад они родили сыновей. Они рассказывали о
своей жизни, они молчали о сыновьях. Наконец, Чернокосая спросила:
Кем
сын?
Выдающимся музыкантом, с гордостью ответила мать. – Он сейчас дирижирует
оркестром, который выступает в самом большом театре нашего города. Он
пользуется огромным успехом. Неужели ты не знаешь моего сына? – И Белокосая
мать назвала имя музыканта. Да, конечно, Чернокосая мать хорошо знала это имя,
оно было известно многим. Недавно она читала о большом успехе этого музыканта за
рубежом.
А твой сын кем стал? – спросила Белокосая.
твой
стал
же
Хлеборобом. Ну, чтобы тебе понятнее было – механизатором в колхозе, то есть и
трактористом, и комбайнером, и на животноводческой ферме приходится работать. С
ранней весны до поздней осени, пока снег укроет землю, сын мой пашет землю и сеет
хлеб, убирает урожай и снова пашет землю, сеет и снова убирает… Живем мы в селе
– километров сто отсюда. У сына двое детей – мальчик трех лет и девочка недавно
родилась…
Всетаки счастье тебя обошло, сказала Белокосая. – Твой сын стал простым,
никому не известным человеком.
Чернокосая мать ничего не ответила.
И дня не прошло, а к Чернокосой матери приехал из села сын. В белом халате, он сел
на белую скамейку, долгодолго о чемто шептался с матерью. В глазах Чернокосой
матери светилась радость. Она, казалось, в эти мгновения забыла обо всем на свете.
Она держала в своих руках сильную, загоревшую на солнце руку сына и улыбалась.
Расставаясь с матерью, сын, как бы извиняясь, выложил из сумки на маленький столик виноградные гроздья, мед, масло. «Поправляйтесь, мама», сказал он на
прощанье и поцеловал ее.
А к Белокосой матери никто не пришел. Вечером, когда в комнате воцарилась тишина
и Чернокосая мать, лежа в постели, тихо улыбалась своим мыслям, Белокосая
сказала:
У сына сейчас концерт.… Если бы не концерт, он, конечно, пришел бы… на
второй день перед вечером к Чернокосой матери снова приехал сынхлебороб из
далекого села. Опять он долго сидел на белой скамейке, и Белокосая мать услышала,
что в поле сейчас горячая пора, работают они день и ночь… Расставаясь с матерью,
сын выложил на маленький столик пчелиные соты, белую паляницу и яблоки. От
счастья лицо у Чернокосой женщины светилось и, морщины расправились.
К Белокосой матери никто не проходил.
Вечером женщины лежали молча. Чернокосая улыбалась, тихо вздыхала, боясь, чтобы
ее вздохи не услышала соседка.
В третий день, перед вечером, к Чернокосой матери снова приехал сынхлебороб из
далекого села – привез два больших арбуза, виноград, яблоки. Вместе с сыном
приехал трехлетний черноглазый внук. Сын и внук долго сидели у постели
Чернокосой матери; в ее глазах сияло счастье, она помолодела. Белокосая мать с
болью в сердце услышала, как внук рассказывал бабушке: вместе с папой он вчера
полдня ездил на «капитанском мостике» комбайна. «Я тоже буду комбайнером»,
сказал мальчик, и бабушка поцеловала его.… Белокосая мать в эти мгновения
припомнила, что ее сын, выдающийся музыкант, отправляясь в длительные поездки,
сдавал, как говорили в семье, маленького сына в какойто интернат…
Месяц лежали в больнице две матери, ежедневно приезжал к Чернокосой матери сын
хлебороб из далекого села, привозил улыбку сыновнюю, и, казалось, мать только от
той улыбки выздоравливает. Казалось Белокосой матери, что, когда к ее соседке
приезжал сын, даже больничным стенам хотелось, чтобы мать сынахлебороба скорее
выздоровела. К Белокосой матери так никто и не пришел. Прошел месяц. Врачи
сказали Чернокосой матери: «Теперь вы совершенно здоровы. В сердце нет никаких
шумов, ни перебоев». А Белокосой матери врач сказал: «Вам еще надо полежать.
Конечно, вы тоже станете совершенно здоровым человеком». Говоря это, врач
смотрела почемуто в сторону.
За Чернокосой матерью приехал сын. Он привез несколько больших букетов красных
роз. Цветы подарил врачам и сестрам. Все в больнице улыбались.
Прощаясь с Чернокосой матерью, Белокосая попросила ее остаться с ней на
несколько минут наедине. Когда из палаты все вышли, Белокосая мать со слезами на
глазах спросила: Скажи, дорогая, как ты воспитала такого сына? Ведь мы родили их в один день. Ты
счастлива, а я… и она заплакала.
Мы расстаемся и никогда больше не увидимся, сказала Чернокосая, потому что не
может быть в третий раз такого чудесного совпадения. Поэтому я скажу тебе всю
правду. Сын, которого я родила в тот счастливый день, умер… Умер, когда ему не
было и года. А это… не кровный сын мой, но родной! Я усыновила его трехлетним
мальчиком. Он, конечно, смутно помнит это.… Но я для него – родная мать. Ты это
видела своими глазами. Я счастлива. А ты несчастный человек, и я глубоко
сочувствую тебе. Если бы ты знала, как я страдала в эти дни за тебя. Уже хотела,
было уйти из больницы, ведь каждый приезд моего сына приносил тебе тяжелые
переживания. Выйдешь из больницы, пойди к сыну и скажи: его бездушие повернется
против него. Как он относится к матери, так и его дети будут относиться к нему.
Равнодушие к отцуматери не прощается.
Патриотизм начинается с колыбели. Не может быть настоящим сыном своего
Отечества тот, кто не стал истинным сыном матери и отца.
Слово матери:
Украинская народная мудрость гласит: «Три несчастья есть у человека: смерть,
старость и плохие дети. Старость неотвратима, смерть неумолима, перед этими
несчастьями, никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом
можно уберечь, как и от огня.
И это зависит не только от нас, родителей, но и от вас самих детей. Умейте
чувствовать тончайшие душевные движения матери и отца. Не приносите тревог,
огорчений, обид. Не допускайте, чтобы жизнь родителей была отравлена вашим
позорным поведением. Помните, что раннюю старость и болезнь нам приносят не
столько труд и усталость, сколько сердечные волнения, переживания, огорчения,
обиды. Когда болит сердце, за вас дети, седеют волосы. Не забываются
оскорбительные слова. Рана от занозы заживает, и следа не остаётся. А рана от
обидных слов заживает, но глубокий след оставляет.
Будьте добрым сыном, доброй дочерью до самой старости.
Умейте чувствовать сердце матери, умейте видеть в ее глазах мир и покой, счастье и
радость, тревогу и беспокойство, смятение и огорчение. Если ты не научишься видеть
в глазах матери ее душу, ты на всю жизнь останешься нравственной невеждой.
Слово студента:
Мы живём в коллективе, коллектив не любит недоброжелательных людей. Надо
уметь чувствовать, уметь видеть подоброму окружающих вас одноклассников, уметь
желать добра. Добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим
людям. Истинная доброта выражается в желании видеть лучшим человека. Истинная
доброта выражается в желании видеть лучшим человека, с которым ты
соприкасаешься. Если в твоей душе зашевелилось чувство радости в связи с тем, что
твой товарищ хуже тебя значит тебе надо ещё много, очень много учить, воспитывать
самого себя, изгонять из себя эгоизм, тщеславие и малодушие.
Слово учителя: Умейте чувствовать рядом с собой человека, умейте читать его
душу, увидеть в его глазах его духовный мир – радость, беду, несчастье, горе.
Слово студента:
Первоклассница нарисовала школу. На чистом листе бумаги она вывела большой
золотой круг солнце и вокруг него много маленьких головок расцветшего
подсолнуха.
А где же школа? спросили её.
Разве вы не видите? с удивлением, и даже с обидой сказала девочка.
Вот это учительница (девочка показала на солнце), а вокруг, мы ученики. Это и есть
школа.
Ученики ждут от учителя доброты, тепла, участия, любви.
Слово учителя:
Может ли учитель стать причиной появления зла в душе ребенка.
Слово студента:
Дождик постукивал по оконному стеклу. Мелодия дождя, созвучная голосу
учительницы, убаюкивала. Первоклассник Вова старался не уснуть, а глаза сами
собой предательски закрывались. «НАЗАРЕНКО, ТЫ ОПЯТЬ ДРЕМЛЕШЬ!» Малыш
вздрогнул от резкого голоса учительницы, поднялся и мужественно подал дневник,
где учительница сделала третью на этой неделе запись: «Спал на уроке». Мама,
посмотрев дома дневник, прижала сына к себе и заплакала. Он тоже заплакал, потому
что и мама, оказывается, боялась учительницу. «Мамочка, ты не плачь, я завтра снова
пойду в детский сад. Там можно спать, играть, бегать. А в классе совсем ничего
нельзя, только смирно сиди за партой и стой у стенки на переменках». «Ты уже
большой, тебя не возьмут в детский сад». «Тогда я пойду на работу!»
На следующий день мать пошла в школу вместе с сыном.
На уроке математики учительница несколько раз делала замечание Саше, который всё
время отвлекался на посторонние дела: чтото искал в столе, портфеле, показывал
соседу. Наконец учительнице это надоело: она быстро подошла к Саше, отобрала у
него альбом с марками (это с ними он возился) и, пройдя к столу, сказала: «Чем тратить время на марки, да ещё на уроке, лучше бы математикой занялся, ведь у тебя
одни двойки». Мальчик зло и обиженно посмотрел на учительницу и до конца урока
вообще ничем не занимался.
Слово учителя:
Эти ситуации побуждают вас задуматься о том, что педагогические решения, очень
часто зависят от человечности учителя, от его умения глубоко понимать ребёнка, его
внутренний мир, от сострадания ребёнку.
Десятки, сотни нитей духовно связывающих учителя и учащегося это те тропинки,
которые ведут к человеческому сердцу, это важнейшее условие дружбы,
товарищества учителя и учащихся.
Если учителя и учеников объединяет духовная общность, при которой забывается,
что педагог руководитель и наставник, если учитель стал другом ребёнка, если эта
дружба озарена благородством, добротой в сердце ребёнка никогда не появится зло, а
учительская душа не умрёт без взаимной любви.
Слово учителя:
Потому что это больно Марии Петровне.
Это было в последний год войны.
Ученика четвертого класса Володю обидела одноклассника Нина. Она сказала ему на
перемене:
Пять платьев с заплатами.
Нина намекала на то, что у Володи пять сестренок, мама часто болеет, отец погиб на
фронте, не на что купить новые платья, поэтому у сестренок платья с заплатами…
Володя не смог стерпеть обиды. Он не пошел жаловаться к Марии Петровне. Он
ударил Нину, она залилась слезами.
Мария Петровна все слышала и видела. Она, вздохнув, сказала:
Сегодня я приду к вам домой, Володя.
Мария Петровна пришла к ним недавно, всего две недели назад. До нее нас учила
очень строгая учительница Мария Николаевна. Если уж она к кому приходила домой
– без ремешка не обходилось.
Мы приуныли. На Володю смотрели с сочувствием: будешь бит сегодня, Володя…
На следующий день Володя пришел в школу радостный. Он несколько раз повторил:
К нам приходила Мария Петровна… потом он рассказал: Мария Петровна ни слова не сказала о том, что он ударил Нину.
Она принесла сестренкам игрушки, а самой старшей – платьице. А когда уходила,
тихонько, очень тихонько сказала Володе:
А драться нельзя…
Я никогда больше не буду драться, сказал Володя. – Потому что это больно Марии
Петровне…
Сегодня новое поколение все чаще выбирает пепси, жвачку, видеоприставки, а вместе
с тем – заработки любой ценой.
В Бобруйске был задушен и забит камнями восьмилетний школьник. В тот же день
были найдены исполнители убийства – трое одноклассников убитого, самому
старшему из них недавно стукнуло девять лет. Как признались следствию убийцы
малолетки, на «мокрое» дело их толкнула страсть к наживе: у убитого школьника в
кармане были деньги.
Увеличивается армия детских карманников и сбытчиков наркотиков. Дети
объединяются в преступные группы, избивают и грабят прохожих.
Но если доброта станет главным и естественным свойством ребенка, станет условием
его жизни, ребенок никогда не совершит зло и насилие.
И помните всегда:
Учитель – это человек только с добрым сердцем.
Давайте будем учиться любви, пониманию и доброте. Неправда, что этому нельзя
научиться! Можно. Надо только захотеть этого очень сильно. Надо много и
напряженно думать. Надо слушать свое сердце. А самое главное – надо смотреться в
глаза ребенка. Именно смотреться – как в зеркало. И в них черпать любовь, радость и
веру в себя.
Сегодняшний разговор дает каждому возможность задуматься: а что лично я могу
сделать для того, чтобы мир изменился к лучшему? Да, простой человек, не
обладающий ни властью, ни большими деньгами, не может повлиять на изменение
политической, экономической, экологической ситуации в стране. Однако он может
именно теперь, сейчас, когда так обнаружилась борьба между добром и злом, встать
на сторону добра. И для этого нужно сделать одно – полюбить ближнего своего.
Ближний – это не только родной, знакомый, друг, но и вовсе незнакомый человек, и
ему, может быть, живется сегодня хуже, чем тебе. Если представить себе, что каждый
так поступит, то возникает растущий с каждым днем круг людей, объединенных не
только желанием делать доброе дело, но и творящих добро. Цветаева говорила, что есть круговая порука добра – и цепочка зла. Надо стоять,
взявшись за руки, в круговой поруке добра, а цепочку зла обрывать на себе, не
пускать его дальше по кругу.
Слово студента:
1. Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звёздной красоте,
Земля добра. Она одарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
давайте воевать за доброту!
2. Как бы жизнь не летела
Дней своих не жалей, делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
Не тлело во мгле,
Делай доброе дело
Тем живём на Земле.
3. Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами.
А может не слова дела важны?
Дела делами, а слова словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнесли в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
Классный час на тему "Доброта в нас и вокруг нас."
Классный час на тему "Доброта в нас и вокруг нас."
Классный час на тему "Доброта в нас и вокруг нас."
Классный час на тему "Доброта в нас и вокруг нас."
Классный час на тему "Доброта в нас и вокруг нас."
Классный час на тему "Доброта в нас и вокруг нас."
Классный час на тему "Доброта в нас и вокруг нас."
Классный час на тему "Доброта в нас и вокруг нас."
Классный час на тему "Доброта в нас и вокруг нас."
Классный час на тему "Доброта в нас и вокруг нас."
Классный час на тему "Доброта в нас и вокруг нас."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.