Классный час на тему "Семейные ценности"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 05.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Занятие проводится на классном часе в начальной школе или на предмете ОРКСЭ. На занятии рассматриваются такие понятия как: семья, семейные традиции, семейные ценности. Отведена роль групповой работе, работе над проектами обучающихся. На занятии представлена презентация "Повесть о Петре и Февронии", праздник влюбленных в России.
Иконка файла материала СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ. Семья.docx
Тема: «Семья. Традиции и ценности семьи» Цель: Воспитывать и формировать у учащихся отношения к семье как ценности.        Задачи:  Предметные:  Формировать у учащихся знание смысла понятий «семья», «члены семьи», «семейные традиции», «семейные ценности».   Метапредметные: Познавательные УДД.  Определять ключевые слова текста.  Извлекать информацию из разных источников и преобразовывать её.  Делать выводы на основе анализа объектов. Регулятивные УДД.  Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.  Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УДД.  Слушать и понимать других.  Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.  Грамотно   оформлять   свои   мысли   в   устной   форме.   Умение   выслушивать суждения жюри. Личностные результаты.  Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.  Определять   и   формулировать   самые   простые,   общие   для   всех   людей   правила поведения в семье: уважение, терпение, любовь и т.д. Методы   обучения:   объяснительно­иллюстративный, проекты, доклады Оборудование: Интерактивная доска, карточки­задания, игры­конкурсы, словарь С.И. Ожегова, семейные реликвии, награды предков, фотоматериалы.   частично­поисковый, Ход занятия: 1. Организационный момент ­ Наше занятие  мы начнем с улыбки. От улыбки – хмурый день светлее. Поделитесь  своими улыбками друг с другом. Поприветствуйте жюри­ родителей.  2. Сообщение темы урока ­Тему сегодняшнего занятия  я не обозначила. Предлагаю вам ее определить  самостоятельно, разгадав ребусы. (Групповая работа) У меня есть мама, У меня есть папа, У меня есть дедушка,  У меня есть бабушка, А у них есть я.  Что это? (СЕМЬЯ) 1­Назовите тему занятия? О чем мы будем говорить? Что такое семья? ­Словарная работа  Прочитайте толкование данного слова в словаре С.И.Ожегова (Семья – группа живущих вместе близких родственников) Учитель:  Чтобы вам было легче ответить на этот вопрос, сначала я предлагаю вам  назвать и перечислить всё то, что у вас ассоциируется с этим словом СЕМЬЯ. Делать  мы это будем вот в какой форме, предлагаю применить одну из сингапурских методик  (Джот тотс JOT THOUGHTS). Ваша задача ­ написать на листочках, которые лежат  перед вами, слова­ассоциации, а затем, громко проговаривая, положить листочек в  центр стола и так по очереди, пока каждый не использует 4 листочка. Итак, ребята, а теперь попытайтесь ответить на вопрос “Что же такое семья?” Ученики: (ответы: мама, папа, бабушка, дедушка, родные и близкие, сестра, брат,  члены семьи) Учитель: Молодцы, ребята!  3. Актуализация знаний учащихся. ­Учитель:  Правильно, ребята. Сегодня речь пойдёт о самом дорогом для каждого из  вас: о семье! Что же такое семья и для чего семья необходима человеку? Именно это и  предстоит нам выяснить! Мне бы хотелось, чтобы сегодня, вы поняли, насколько  дорога вам ваша семья, чем каждый из вас может гордиться. Учитель:  Назовите всех членов вашей семьи.                      Учитель:  Подберите имена прилагательные, характеризующие вашу семью.    ­А знаете ли вы историю создания ваших семей? 4.  Усвоение  знаний   Учитель:  О дружных семьях слагают легенды. С одной из них вы сейчас  познакомитесь. Чтение одним из учащихся. «Как появилась дружная семья»  Давним ­ давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними  согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к  мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей  и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно  для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная  семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться  друг к другу, придерживаясь этих качеств: (каких?)На интерактивной доске расположена ромашка. Необходимо обозначить важные  составляющие семьи. Понимание   Любовь  Уважение  Доверие    Забота  Помощь  Дружба   Учитель:  На основании этих качеств составьте,  какие правила должны быть в семье: Ученики:  Уважайте мнение всех членов семьи. ­Старайтесь понять каждого и если надо простить. ­Никогда не смейтесь над кем­то. ­Уважайте родственников. ­Почитайте родителей, и т. д. ­Знаете ли вы, какие праздники в нашей стране посвящены семье?....(Ответы детей) Учитель:  Прекрасным примером любви и верности в семье является повесть о Петре  и Февронии (Демонстрация презентации о святых Петре и Февронии). Знакомство с повестью о Петре и Февронии Муромских         Правил Муромским княжеством в начале 13 века князь Павел. И был у него  младший брат Петр. Повадился ходить к княгине блудный змий. Петр убил змия, но во  время битвы кровь из раны чудища попадает на кожу Петра и тот заболевает. И никто  из лекарей помочь ему не может. Только в селе Ласковое нашли молодую, красивую и  мудрую девушку Февронию. Она и спасла князя от тяжелой болезни. Что было дальше? Конечно же, они полюбили друг друга, поженились, и стала крестьянка княгиней. И все было хорошо. Только вот бояре не смогли смириться с тем, что ими правит крестьянка. Предложили бояре Февронии взять, что угодно и уйти из города. Княгиня ничего,  кроме своего супруга не хотела. Петр, узнав о том, что его хотят разлучить с любимой  женой, добровольно отказался от власти и отправился с ней в изгнание.  Но вскоре в  Муроме начались несчастья, дошло до кровопролития. И попросили послы вернуться  Петра и Февронию.  Жили они долго и счастливо. И умерли в один день. И положили  их в разных гробах, хоть и завещали они похоронить их вместе. Однако чудесным  образом их тела оказались вместе. Дважды пытались их разложить по разным гробам.  Но чудо повторялось. Так и похоронили их вместе. День памяти Петра и Февронии  отмечается церковью с 1547 года, а с 2008 года стали отмечать всероссийский День  семьи, любви и верности 8 июля. У праздника появился свой символ ­ ромашка. Учитель: С давних времён о своих предках сложилась традиция составлять свою  родословную, генеалогическое дерево. Эта традиция возвращается снова в семьи.  Учитель: Сегодня памятник Петру и Февронии  стоит в городе Муром.  Учитель: Познакомьтесь с родословной  семей ваших одноклассников.  (Презентация  работ семьи Говорова А. и Федоренко К.)Учитель: Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё,  что мы делаем доброго, прибавляет силу ему. Но всякое дерево имеет корни. Без  корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с  землёй. Корни ­ это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша  история. Учитель: А нужно ли знать свою историю, свои корни? (Нужно знать и помнить)  Память….Человек наделен памятью.    Ученик: Если спросят сын и дочка: «Кем мой прадед был, скажи?» Рассказать ведь им придётся жизнь родной нашей семьи. И не мямлить, и не мяться, мол, не помню, хоть убей! Вот поэтому занялся родословною своей…» Учитель: Мой совет: храните, пополняйте свои работы, узнавайте о своих  родственниках, передавайте документы из поколения в поколение. И пусть это будет  вашей хорошей семейной традицией. Выступления детей о своей родословной (по  группам). Учитель: А уважаемое жюри в лице ваших родителей оценят ваши успехи. Учитель:  К семейным традициям можно отнести и любимую семейную игру,  традиционное любимое блюдо семьи, и чтение сказок на ночь.   Какие традиции есть в вашей семье? (Показ книг и игр семьи Перекрестовой Д. и  Ситоленко И.).  Учитель: В каждом доме есть вещи, предметы, которые нам очень дороги. Порой  бывает так, что человека уже нет, а его любимая вещь остаётся и бережно хранится в  семье. А некоторые становятся реликвиями и передаются из поколения в поколение.  (Архипова А.  рассказала, что   ее прабабушка умела шить и шила всей деревне  различные вещи и продемонстрировала ножницы, которым более 65 лет).    Рассказ учащегося  о прадедушке, который был участником Великой Отечественной  войны. Лохматов Никита со своим рассказом и рисунком принимал участие в конкурсе  ССИТ и награжден Дипломом 1 степени ­  Старинные фотографии, медали, письма бережно хранятся в его семье и являются семейными реликвиями (показ фото, медалей прадеда). Учитель: А какие реликвии есть в вашей семье? (Рассказы детей) 5. Закрепление изученного материала (викторина). Задание №1 (фронтальный опрос) Назовите, какие качества святых Петра и Февронии позволили им сохранить семью?  (взаимная любовь, мудрость, терпение) Задание №2 (работа в группе)­Выберите, пожалуйста, 7 самых важных, на ваш взгляд, ценности и запишите их на  лепестках ромашки, без которых ваша жизнь не могла бы быть счастливой.  ­ Какая из этих ценностей, на ваш взгляд, самая важная? Почему? Задание №3 (работа в группе). Сложить пословицы. Для каждой группы три пословицы. Какая пословица вам  понравилась? Почему? Объяснить значение. 6.   Рефлексия. Слово жюри­ родителям. (Члены жюри отмечают самых активных ребят) Учитель: Какие ценности являются общими для всех семей?  Учитель: Определите свою роль в семье. Кем бы вы хотели быть? (Мамой, папой,  бабушкой, сыном и т.д.…).   Учитель: Символ Любви, Семьи в России? (ромашка) Составьте рассказ о своей семье. Принесите фотографию самого уважаемого члена  Вашей семьи. Подготовьте рассказ о нем.   ПРИЛОЖЕНИЕ

Посмотрите также