Занятие проводится на классном часе в начальной школе или на предмете ОРКСЭ. На занятии рассматриваются такие понятия как: семья, семейные традиции, семейные ценности. Отведена роль групповой работе, работе над проектами обучающихся. На занятии представлена презентация "Повесть о Петре и Февронии", праздник влюбленных в России.
Тема: «Семья. Традиции и ценности семьи»
Цель: Воспитывать и формировать у учащихся отношения к семье как ценности.
Задачи: Предметные: Формировать у учащихся знание смысла понятий «семья»,
«члены семьи», «семейные традиции», «семейные ценности».
Метапредметные:
Познавательные УДД.
Определять ключевые слова текста.
Извлекать информацию из разных источников и преобразовывать её.
Делать выводы на основе анализа объектов.
Регулятивные УДД.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УДД.
Слушать и понимать других.
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Грамотно оформлять свои мысли в устной форме. Умение выслушивать
суждения жюри.
Личностные результаты.
Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.
Определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила
поведения в семье: уважение, терпение, любовь и т.д.
Методы обучения: объяснительноиллюстративный,
проекты, доклады
Оборудование: Интерактивная доска, карточкизадания, игрыконкурсы, словарь С.И.
Ожегова, семейные реликвии, награды предков, фотоматериалы.
частичнопоисковый,
Ход занятия:
1. Организационный момент
Наше занятие мы начнем с улыбки. От улыбки – хмурый день светлее. Поделитесь
своими улыбками друг с другом. Поприветствуйте жюри родителей.
2. Сообщение темы урока
Тему сегодняшнего занятия я не обозначила. Предлагаю вам ее определить
самостоятельно, разгадав ребусы. (Групповая работа)
У меня есть мама,
У меня есть папа,
У меня есть дедушка,
У меня есть бабушка,
А у них есть я.
Что это? (СЕМЬЯ)
1Назовите тему занятия? О чем мы будем говорить? Что такое семья?
Словарная работа
Прочитайте толкование данного слова в словаре С.И.Ожегова
(Семья – группа живущих вместе близких родственников)
Учитель: Чтобы вам было легче ответить на этот вопрос, сначала я предлагаю вам
назвать и перечислить всё то, что у вас ассоциируется с этим словом СЕМЬЯ. Делать
мы это будем вот в какой форме, предлагаю применить одну из сингапурских методик
(Джот тотс JOT THOUGHTS). Ваша задача написать на листочках, которые лежат
перед вами, словаассоциации, а затем, громко проговаривая, положить листочек в
центр стола и так по очереди, пока каждый не использует 4 листочка.
Итак, ребята, а теперь попытайтесь ответить на вопрос “Что же такое семья?”
Ученики: (ответы: мама, папа, бабушка, дедушка, родные и близкие, сестра, брат,
члены семьи)
Учитель: Молодцы, ребята!
3. Актуализация знаний учащихся.
Учитель: Правильно, ребята. Сегодня речь пойдёт о самом дорогом для каждого из
вас: о семье! Что же такое семья и для чего семья необходима человеку? Именно это и
предстоит нам выяснить! Мне бы хотелось, чтобы сегодня, вы поняли, насколько
дорога вам ваша семья, чем каждый из вас может гордиться.
Учитель: Назовите всех членов вашей семьи.
Учитель: Подберите имена прилагательные, характеризующие вашу семью.
А знаете ли вы историю создания ваших семей?
4. Усвоение знаний
Учитель: О дружных семьях слагают легенды. С одной из них вы сейчас
познакомитесь.
Чтение одним из учащихся. «Как появилась дружная семья»
Давним давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними
согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к
мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей
и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно
для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная
семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться
друг к другу, придерживаясь этих качеств: (каких?)На интерактивной доске расположена ромашка. Необходимо обозначить важные
составляющие семьи.
Понимание Любовь Уважение Доверие Забота Помощь Дружба
Учитель: На основании этих качеств составьте, какие правила должны быть в семье:
Ученики: Уважайте мнение всех членов семьи.
Старайтесь понять каждого и если надо простить.
Никогда не смейтесь над кемто.
Уважайте родственников.
Почитайте родителей, и т. д.
Знаете ли вы, какие праздники в нашей стране посвящены семье?....(Ответы детей)
Учитель: Прекрасным примером любви и верности в семье является повесть о Петре
и Февронии (Демонстрация презентации о святых Петре и Февронии).
Знакомство с повестью о Петре и Февронии Муромских
Правил Муромским княжеством в начале 13 века князь Павел. И был у него
младший брат Петр. Повадился ходить к княгине блудный змий. Петр убил змия, но во
время битвы кровь из раны чудища попадает на кожу Петра и тот заболевает. И никто
из лекарей помочь ему не может. Только в селе Ласковое нашли молодую, красивую и
мудрую девушку Февронию. Она и спасла князя от тяжелой болезни. Что было дальше?
Конечно же, они полюбили друг друга, поженились, и стала крестьянка княгиней. И все
было хорошо. Только вот бояре не смогли смириться с тем, что ими правит крестьянка.
Предложили бояре Февронии взять, что угодно и уйти из города. Княгиня ничего,
кроме своего супруга не хотела. Петр, узнав о том, что его хотят разлучить с любимой
женой, добровольно отказался от власти и отправился с ней в изгнание. Но вскоре в
Муроме начались несчастья, дошло до кровопролития. И попросили послы вернуться
Петра и Февронию. Жили они долго и счастливо. И умерли в один день. И положили
их в разных гробах, хоть и завещали они похоронить их вместе. Однако чудесным
образом их тела оказались вместе. Дважды пытались их разложить по разным гробам.
Но чудо повторялось. Так и похоронили их вместе. День памяти Петра и Февронии
отмечается церковью с 1547 года, а с 2008 года стали отмечать всероссийский День
семьи, любви и верности 8 июля. У праздника появился свой символ ромашка.
Учитель: С давних времён о своих предках сложилась традиция составлять свою
родословную, генеалогическое дерево. Эта традиция возвращается снова в семьи.
Учитель: Сегодня памятник Петру и Февронии стоит в городе Муром.
Учитель: Познакомьтесь с родословной семей ваших одноклассников. (Презентация
работ семьи Говорова А. и Федоренко К.)Учитель: Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё,
что мы делаем доброго, прибавляет силу ему. Но всякое дерево имеет корни. Без
корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с
землёй. Корни это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша
история.
Учитель: А нужно ли знать свою историю, свои корни? (Нужно знать и помнить)
Память….Человек наделен памятью.
Ученик: Если спросят сын и дочка:
«Кем мой прадед был, скажи?»
Рассказать ведь им придётся жизнь родной нашей семьи.
И не мямлить, и не мяться, мол, не помню, хоть убей!
Вот поэтому занялся родословною своей…»
Учитель: Мой совет: храните, пополняйте свои работы, узнавайте о своих
родственниках, передавайте документы из поколения в поколение. И пусть это будет
вашей хорошей семейной традицией. Выступления детей о своей родословной (по
группам).
Учитель: А уважаемое жюри в лице ваших родителей оценят ваши успехи.
Учитель: К семейным традициям можно отнести и любимую семейную игру,
традиционное любимое блюдо семьи, и чтение сказок на ночь.
Какие традиции есть в вашей семье? (Показ книг и игр семьи Перекрестовой Д. и
Ситоленко И.).
Учитель: В каждом доме есть вещи, предметы, которые нам очень дороги. Порой
бывает так, что человека уже нет, а его любимая вещь остаётся и бережно хранится в
семье. А некоторые становятся реликвиями и передаются из поколения в поколение.
(Архипова А. рассказала, что ее прабабушка умела шить и шила всей деревне
различные вещи и продемонстрировала ножницы, которым более 65 лет).
Рассказ учащегося о прадедушке, который был участником Великой Отечественной
войны. Лохматов Никита со своим рассказом и рисунком принимал участие в конкурсе
ССИТ и награжден Дипломом 1 степени
Старинные фотографии, медали, письма бережно хранятся в его семье и являются
семейными реликвиями (показ фото, медалей прадеда).
Учитель: А какие реликвии есть в вашей семье? (Рассказы детей)
5. Закрепление изученного материала (викторина).
Задание №1 (фронтальный опрос)
Назовите, какие качества святых Петра и Февронии позволили им сохранить семью?
(взаимная любовь, мудрость, терпение)
Задание №2 (работа в группе)Выберите, пожалуйста, 7 самых важных, на ваш взгляд, ценности и запишите их на
лепестках ромашки, без которых ваша жизнь не могла бы быть счастливой.
Какая из этих ценностей, на ваш взгляд, самая важная? Почему?
Задание №3 (работа в группе).
Сложить пословицы. Для каждой группы три пословицы. Какая пословица вам
понравилась? Почему? Объяснить значение.
6. Рефлексия.
Слово жюри родителям. (Члены жюри отмечают самых активных ребят)
Учитель: Какие ценности являются общими для всех семей?
Учитель: Определите свою роль в семье. Кем бы вы хотели быть? (Мамой, папой,
бабушкой, сыном и т.д.…).
Учитель: Символ Любви, Семьи в России? (ромашка)
Составьте рассказ о своей семье. Принесите фотографию самого уважаемого члена
Вашей семьи. Подготовьте рассказ о нем.
ПРИЛОЖЕНИЕ