Классный час на тему: "Жизнь и творчество А. Навои"
Оценка 4.7

Классный час на тему: "Жизнь и творчество А. Навои"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
классное руководство
7 кл—8 кл
04.03.2018
Классный час на тему: "Жизнь и творчество А. Навои"
Классный час о жизни и творчестве великого поэта и государственного деятеля, создателя узбекского языка Алишера Навои. Учащиеся читают стихи, а также выполняют различные задания. Учитель помогает понять смысл прочитанных стихов и поэм, помогает выполнить поставленные задачи. В конце урока каждому учителю даётся возможность сделать свое обобщение урока.
MY navoi(1).docx

«Алишер Навои- перед миром образ предстает -духовная опора народа, свет высокой духовности» .

Тип урока- вводно-мотивационный урок.

Цели урока: а) ввести учащихся в творчество писателя;

                     б) создать поле знаний: познакомить учащихся с фрагментом произведения поэта;

                      в) сформировать, заинтересовав личностью поэта-лирика, мотивацию для изучения творчества

Оборудование: портрет А.Навои, книжная выставка произведений А.Навои, музыкальное оформление.

 

Оформление доски:

Словно звезды развешены сливы                                     и персики сада,          

                                                                В переплеске арыков

                                                              Разносят свой  гром соловьи,

                                                                   И прорублены горы

                                                                     Могучей киркою Фархада-

                                                                   Все, как в древних легендах,

                                                               Как в сбывшихся снах Навои.

                                                                           Всеволод Рождественский

 

 
 Алишер Навои- духовная опора народа

        Словно звезды развешены сливы

Алишера  Навои                                      и персики сада,          

                                                                В переплеске арыков

                                                              Разносят свой  гром соловьи,

                                                                   И прорублены горы

                                                                          Ход урока:

Учитель. Сегодня у нас урок-знакомство с поэтом-лириком, нашим современником Алишером Навои, он жил и творил в ХУ веке

Перед непосредственным чтением его стихотворных строк, мы познакомимся с самим поэтом. Сегодня мы попробуем узнать наиболее полную информацию, чтобы все строчки стали нам понятны, а сам поэт ближе и дороже.

Давайте расположим всю информацию о нем по порядку, задание дано нескольким учащимся, из их сообщений, как из мозаики и сложится наш урок.

 

Родился А.Навои в городе Герате, в то время его правителем был. младший сын Амира Тимура Шохрух Мирзо  Отец являлся приближенным шахского двора.

В 12 лет Алишер остался без отца, продолжил учебу в Мешхеде (1456г.), а затем в Самарканде (1466-69г.г.)Лучшим другом детства Алишера Навои был Хусейн Байкаро, который становится правителем и приглашает Навои к себе во дворец на должность хранителя печати, а затем главным визирем. Герат превратился в центр культуры. В библиотеке главного визиря велась переписка рукописей. Навои Занимался благоустройством города, строительством, земледелием.

В 1483 году Навои начал работу над сводом поэм «Хамса»(«Пятерица») ,которая состояла из пяти поэм в 50 тысяч поэтических строк.

В 1487 году Навои был назначен хокимом  Астрабада.

Он создает произведение «Веяние любви»-этот труд является источником по истории духовного наследия Востока.»Стена Искандера»- самое крупное философское произведение.

  Нет не дело –вражда.

  Добрый мир- лучше нету удела.

  Дружба- дело людей,

  Славить дружбу

                     Строкой – мое дело!

 Навои учит мудрости жизни, призывает к добру и к торжеству просвещения, стремится объяснить тайны бытия

Ученица:

Объятья материй-

               И есть угодья рая.

У ног их – райский свет

                Струит земля сырая,

Чтоб дивный свет постичь,

Готов я вновь и вновь

Пред ними падать ниц,

             Себя во прах стирая,

    Свою возлюбленную, верную

Не надо мне не роз, ни кипарисов,

               Хоть хороши

Ученица:9 февраля исполняется 574 года со дня рождения Алишера Навои. Произведения великого поэта и мыслителя не потеряли актуальности и сегодня. Его именем названы  театры, улицы и даже города, в Москве ,в Токио Саксонском Университете открыт памятник.

Поэт и мыслитель, поднял уровень узбекского языка  и литературы на более высокой уровень. Его произведения изданы во многих странах-США, Англии, Франции.

Писатель Аман Мухтар опубликовал роман «Пристанище любви» о жизни Навои. Роман необычен, что образ поэта представлен более глубоко, ярко, хотя в биографии немало загадок…

Ученик:                      «О ценности жизни»

                           Что совершится, то навек уйдет.

                            Кто прошлое догонит? Кто вернет?

                            Что можешь ты о будущем сказать?

                             Как можешь ты судьбу предугадать?

                             Не властен управлять грядущим днем

                             Живущий во мгновении одном.

                             В мгновенье каждом, это помни ты,

                             Грядущее и прошлое слиты.

                              Что ты скорбишь над бездной бытия,

                               Когда одно мгновенье жизнь твоя?

                               Ты милосерден, ты- родник любви,

                                Не мучься, милость сам себе яви,

                                Тебе одно мгновенье здесь дано,-

                                Так пусть же будет счастливым оно.

Ученица: «перед миром образ предстает..»

Когда слова нанижет ювелир,

Их стройной красоте дивится мир,-

Эти слова Алишер Навои служат мерилом творения классиков Востока и относятся прежде всего к Джами, Низами,  Амиру Хосрову, Дехлеви.

Алишер Навои является автором около 30 сборников стихов, крупных поэм, трактатов. Его имя стоит в ряду с именами Гомера и Данте, Шекспира и Бальзака, Пушкина и Толстого.

Как пишет Навои, Аллах сотворил человека превыше всех созданий и что самое главное- создал его своим «махрамом»- слугой., но целью создания мира был человек- краса и слава мироздания:

Ученица:          Ты творец непревзойденный, столько

                                                  Дивного явил,

                           Все, как в зеркале волшебном, красотою

                                                     Наделил,

                            Много  ценного ты создал, цепи гор и ленты

                                                  Рек-

                             Драгоценный всех сокровищ для тебя был

                                                  Человек.

                              Мир животных, недра, воды и растений

                                                     Изумруд-

                           В это все тобою вложен самый совершенный

                                                     Труд.

                            На любом твоем созданье есть изящества

                                                      Печать,

                            Больше всех творений будет человек нас

                                                        Восхищать.

 

Ученик           Грудь моя- ты рваный лоскут платья

                         Сшитого зарей,

                        А ресницы- будто травы, окропленные росой.

                        Если я печалюсь сердцем, у тебя рождая

                         Радость,-

                        Будь мой новый миг печальней, ты ж ликуй

                          Своей красой.

                        Даришь ты, Лейли, Меджнуну радость от

                           Его печали,-

                         Выше нету наслаждения, чем тоска по

                          Дорогой.

                         Та любовь безумца пала на кинжал ресниц

                           Лейли,-

                       Более жестокой боли нет в юдоли всей земной.

                        Если в мир потусторонний ветер унесет

                         Страдальца,-

                            Нам, живым, к высотам праха вознестись ли

                             Головой?..

                             Мир неправедный          сверкнул- и рассечен

                                    Я, мир , тобой.

Учитель: Обращаю ваше внимание на то, что сама судьба определила величину поэта, послав ему такой псевдоним  Навои («Мелодичный»),В цвете его слов проливаются животворящие дожди, из облаков его мыслей сыплются  жемчужины. Навои- «великий человек, человек-солнце, человек-мечта и надежда.»

В выставке книг творчества Навои достойно должна занять и работа Арбаин.40 четверостиший. впервые переведена на русский язык Айдыном Наджафаровым. Строки несут поэтические слова о сущности добра, благородства, нравственного совершенства личностей.

Ученик: -Алишер Навои создал множество газелей, макаммасов, кыты, рубаи, рубаи, туюгов, дастанов.

Газель (арб) стихотворная форма в лирической поэзии народов Востока.Состоит из 5-12 двустиший с однозвучной рифмой.

Рубаи- в поэзии народов афористическое четверостишие с рифмовкой.

Туюг- в классической тюркоязычной литературе четверостишие, написанное одним из размеров аруза со смешанной системой рифм.

Аруз- система метрического стиха, возникшая в классической арабской поэзии и распространенная в ряде стран. и др.

 Викторина по творчеству поэта:-

«Знаешь ли ты творчество А.Навои»

1.Вершина поэтического творчества А.Навои.(«Хамса»

2.Из скольких поэм состоит «Пятерица»(назовите по порядку)

3. Классик персидско-таджикской поэзии, друг наставник А Навои.(Джами)

4.Пот, основатель жанра «Пятерица». (Низами)

5. Самая любимая игра Навои? (Шахматы)

6.Назвать автора , вдохновившим Навои на поэму «Язык Птиц» (Аттар «Беседы птиц»)

?. Город в Хорасане, где Навои был правителем во время ссылки? (Самарканд)

8. Кому посвятил А.Навои свою книгу «Путь изумленных»?(Джами-своему учителю)

9.Укажите названиеисследовательского языковедческого труда А.Навои? (Суждение о двух языках»)

10. Город, в котором Навои совершенствовал свои знания в разных медресе. (Мешхед, 1457-1464г.г.)

 

Учитель:- Теперь, когда мы с вами тщательно подготовлены, познакомились с творчеством А.Навои, мы читая стихи выражаем огромную благодарность поэту за то, что:»Высоким званьем «Человек»

         Достоин зваться тот,

         Кто о народе никогда

         Не оставлял забот.

 

 

 


 

Алишер Навои- перед миром образ предстает -духовная опора народа, свет высокой духовности»

Алишер Навои- перед миром образ предстает -духовная опора народа, свет высокой духовности»

В 12 лет Алишер остался без отца, продолжил учебу в

В 12 лет Алишер остался без отца, продолжил учебу в

Что ты скорбишь над бездной бытия,

Что ты скорбишь над бездной бытия,

Если в мир потусторонний ветер унесет

Если в мир потусторонний ветер унесет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018