«Алишер Навои- перед миром образ предстает -духовная опора народа, свет высокой духовности» .
Тип урока- вводно-мотивационный урок.
Цели урока: а) ввести учащихся в творчество писателя;
б) создать поле знаний: познакомить учащихся с фрагментом произведения поэта;
в) сформировать, заинтересовав личностью поэта-лирика, мотивацию для изучения творчества
Оборудование: портрет А.Навои, книжная выставка произведений А.Навои, музыкальное оформление.
Оформление доски:
|
Словно звезды развешены сливы
Алишера Навои и персики сада,
В переплеске арыков
Разносят свой гром соловьи,
И прорублены горы
Ход урока:
Учитель. Сегодня у нас урок-знакомство с поэтом-лириком, нашим современником Алишером Навои, он жил и творил в ХУ веке
Перед непосредственным чтением его стихотворных строк, мы познакомимся с самим поэтом. Сегодня мы попробуем узнать наиболее полную информацию, чтобы все строчки стали нам понятны, а сам поэт ближе и дороже.
Давайте расположим всю информацию о нем по порядку, задание дано нескольким учащимся, из их сообщений, как из мозаики и сложится наш урок.
Родился А.Навои в городе Герате, в то время его правителем был. младший сын Амира Тимура Шохрух Мирзо Отец являлся приближенным шахского двора.
В 12 лет Алишер остался без отца, продолжил учебу в Мешхеде (1456г.), а затем в Самарканде (1466-69г.г.)Лучшим другом детства Алишера Навои был Хусейн Байкаро, который становится правителем и приглашает Навои к себе во дворец на должность хранителя печати, а затем главным визирем. Герат превратился в центр культуры. В библиотеке главного визиря велась переписка рукописей. Навои Занимался благоустройством города, строительством, земледелием.
В 1483 году Навои начал работу над сводом поэм «Хамса»(«Пятерица») ,которая состояла из пяти поэм в 50 тысяч поэтических строк.
В 1487 году Навои был назначен хокимом Астрабада.
Он создает произведение «Веяние любви»-этот труд является источником по истории духовного наследия Востока.»Стена Искандера»- самое крупное философское произведение.
Нет не дело –вражда.
Добрый мир- лучше нету удела.
Дружба- дело людей,
Славить дружбу
Строкой – мое дело!
Навои учит мудрости жизни, призывает к добру и к торжеству просвещения, стремится объяснить тайны бытия
Ученица:
Объятья материй-
И есть угодья рая.
У ног их – райский свет
Струит земля сырая,
Чтоб дивный свет постичь,
Готов я вновь и вновь
Пред ними падать ниц,
Себя во прах стирая,
Свою возлюбленную, верную
Не надо мне не роз, ни кипарисов,
Хоть хороши
Ученица:9 февраля исполняется 574 года со дня рождения Алишера Навои. Произведения великого поэта и мыслителя не потеряли актуальности и сегодня. Его именем названы театры, улицы и даже города, в Москве ,в Токио Саксонском Университете открыт памятник.
Поэт и мыслитель, поднял уровень узбекского языка и литературы на более высокой уровень. Его произведения изданы во многих странах-США, Англии, Франции.
Писатель Аман Мухтар опубликовал роман «Пристанище любви» о жизни Навои. Роман необычен, что образ поэта представлен более глубоко, ярко, хотя в биографии немало загадок…
Ученик: «О ценности жизни»
Что совершится, то навек уйдет.
Кто прошлое догонит? Кто вернет?
Что можешь ты о будущем сказать?
Как можешь ты судьбу предугадать?
Не властен управлять грядущим днем
Живущий во мгновении одном.
В мгновенье каждом, это помни ты,
Грядущее и прошлое слиты.
Что ты скорбишь над бездной бытия,
Когда одно мгновенье жизнь твоя?
Ты милосерден, ты- родник любви,
Не мучься, милость сам себе яви,
Тебе одно мгновенье здесь дано,-
Так пусть же будет счастливым оно.
Ученица: «перед миром образ предстает..»
Когда слова нанижет ювелир,
Их стройной красоте дивится мир,-
Эти слова Алишер Навои служат мерилом творения классиков Востока и относятся прежде всего к Джами, Низами, Амиру Хосрову, Дехлеви.
Алишер Навои является автором около 30 сборников стихов, крупных поэм, трактатов. Его имя стоит в ряду с именами Гомера и Данте, Шекспира и Бальзака, Пушкина и Толстого.
Как пишет Навои, Аллах сотворил человека превыше всех созданий и что самое главное- создал его своим «махрамом»- слугой., но целью создания мира был человек- краса и слава мироздания:
Ученица: Ты творец непревзойденный, столько
Дивного явил,
Все, как в зеркале волшебном, красотою
Наделил,
Много ценного ты создал, цепи гор и ленты
Рек-
Драгоценный всех сокровищ для тебя был
Человек.
Мир животных, недра, воды и растений
Изумруд-
В это все тобою вложен самый совершенный
Труд.
На любом твоем созданье есть изящества
Печать,
Больше всех творений будет человек нас
Восхищать.
Ученик Грудь моя- ты рваный лоскут платья
Сшитого зарей,
А ресницы- будто травы, окропленные росой.
Если я печалюсь сердцем, у тебя рождая
Радость,-
Будь мой новый миг печальней, ты ж ликуй
Своей красой.
Даришь ты, Лейли, Меджнуну радость от
Его печали,-
Выше нету наслаждения, чем тоска по
Дорогой.
Та любовь безумца пала на кинжал ресниц
Лейли,-
Более жестокой боли нет в юдоли всей земной.
Если в мир потусторонний ветер унесет
Страдальца,-
Нам, живым, к высотам праха вознестись ли
Головой?..
Мир неправедный сверкнул- и рассечен
Я, мир , тобой.
Учитель: Обращаю ваше внимание на то, что сама судьба определила величину поэта, послав ему такой псевдоним Навои («Мелодичный»),В цвете его слов проливаются животворящие дожди, из облаков его мыслей сыплются жемчужины. Навои- «великий человек, человек-солнце, человек-мечта и надежда.»
В выставке книг творчества Навои достойно должна занять и работа Арбаин.40 четверостиший. впервые переведена на русский язык Айдыном Наджафаровым. Строки несут поэтические слова о сущности добра, благородства, нравственного совершенства личностей.
Ученик: -Алишер Навои создал множество газелей, макаммасов, кыты, рубаи, рубаи, туюгов, дастанов.
Газель (арб) стихотворная форма в лирической поэзии народов Востока.Состоит из 5-12 двустиший с однозвучной рифмой.
Рубаи- в поэзии народов афористическое четверостишие с рифмовкой.
Туюг- в классической тюркоязычной литературе четверостишие, написанное одним из размеров аруза со смешанной системой рифм.
Аруз- система метрического стиха, возникшая в классической арабской поэзии и распространенная в ряде стран. и др.
Викторина по творчеству поэта:-
«Знаешь ли ты творчество А.Навои»
1.Вершина поэтического творчества А.Навои.(«Хамса»
2.Из скольких поэм состоит «Пятерица»(назовите по порядку)
3. Классик персидско-таджикской поэзии, друг наставник А Навои.(Джами)
4.Пот, основатель жанра «Пятерица». (Низами)
5. Самая любимая игра Навои? (Шахматы)
6.Назвать автора , вдохновившим Навои на поэму «Язык Птиц» (Аттар «Беседы птиц»)
?. Город в Хорасане, где Навои был правителем во время ссылки? (Самарканд)
8. Кому посвятил А.Навои свою книгу «Путь изумленных»?(Джами-своему учителю)
9.Укажите названиеисследовательского языковедческого труда А.Навои? (Суждение о двух языках»)
10. Город, в котором Навои совершенствовал свои знания в разных медресе. (Мешхед, 1457-1464г.г.)
Учитель:- Теперь, когда мы с вами тщательно подготовлены, познакомились с творчеством А.Навои, мы читая стихи выражаем огромную благодарность поэту за то, что:»Высоким званьем «Человек»
Достоин зваться тот,
Кто о народе никогда
Не оставлял забот.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.