Классный час "Птицы вокруг нас" (Начальная школа)

  • Лекции
  • Особые потребности
  • docx
  • 02.08.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Человек каждый день видит и слышит птиц. Птицы распространены повсеместно, но дети с нарушениями слуха, в силу особенностей развития, не могут слышать пение птиц. Наша задача открыть для детей яркий мир птиц, активизировать интерес к птицам, их образу жизни. У детей не сформиованы представления о птицах, как о живых организмах, которым присущи все признаки живого, они двигаются (летают, прыгают, ходят), питаются, дышат, растут и т.д. Организация и проведение классного часа способствует формированию представлений о птицах, расширению кругозора и словарного запаса.
Иконка файла материала Птицы вокруг нас Классный час.docx
Департамент общего образования томской области Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа­интернат для обучающихся с нарушениями слуха» «Птицы вокруг нас» Сценарий классного часа Время реализации: 40 минут Возраст: обучающиеся  8­10 лет Отделение слабослышащих детей Автор:  Раиса Ивановна Моисееваучитель начальных классов высшей квалификационной категории rimoiseeva@list.ru  Томск­2016 г. Цель: получение знаний о птицах как части окружающей среды. Задачи: 1. учебная  – дать детям понятия о птицах, строении тела, местах обитания птиц, пище; 2. воспитательная – воспитывать  нравственно­экологическое сознание детей; 3. развивающая – развивать  познавательные процессы: восприятие, внимание,   на   наглядно­практическом   материале являющиеся   основой   мышления, формировать речь как средство мыслительной, коммуникативной  деятельности;  4.   коррекционная   –   учить   анализу   внешнего   облика   птиц,   активизировать умственное развитие в сочетании с эмоциональной  отзывчивостью, активизировать слухоречевое восприятие на уровне различение, опознавания.  Оборудование и материал:  предметные картинки на общую тему: «Птицы» (скелет, лапы, перья, части тела); речевые карточки, обозначающие названия частей тела, на каждого ребёнка лист белой бумаги А 4 с контурным  изображением птицы, сюжетные картинки о жизни   птиц   в   природе,   открытки,   фотографии,   на   каждого   ребёнка   конверт   с речевыми карточками с названиями птиц с буквой  «С» в начале слова: сойка, сова, соловей, синица, снегирь, сапсан, ворона, воробей, филин, грач, голубь, павлин, разрезанная картинка с изображением павлина. Слуховой словарь: скелет, лапы, перо, тело, клюв, хвост, голова, когти. Структурные элементы Время  № п/ 1. Организационный момент 2 минуты 2. Целевая установка на тему 4 минуты урока 3. Установка   на   речевую   диалог   с деятельность, учителем 5 минут Таблица 1 Результат Дети   слушают   учителя, выполняют   данные   им инструкции Воспринимают информацию   на   уровне различения Работают звукоусиливающей   слушают аппаратурой, речевой   материал,   дают ответы   на   поставленные вопросы со4. Динамическая пауза 2 минуты 5. Предъявление   речевого материала   о   птицах. Активизация   к   диалогу, беседе 20 минут 6. Занимательная минутка 4 минуты 7. Итог 2 минуты 8. Задание на дом 1 минута Организация   игры:  «Что есть у птицы?» Информацию воспринимают слухозрительно, участвуют   в   диалоге, беседе Работают   с   речевыми карточками,   на   которых напечатаны   названия птиц. Выбирают карточки   с   названиями птиц, которые начинаются на букву «С» в начале слова свою Оценивают деятельность с помощью наводящих вопросов Фиксируют   задание   в дневнике       Предшествующая работа (сентябрь месяц): целевые   прогулки   в   парк,   фотографирование   птиц   в   природе,   посещение библиотеки,   рассматривание   иллюстративного   материала   о   птицах   из энциклопедий, экскурсия  на  станцию  юннатов,  наблюдения  за  водоплавающими птицами, внеклассное чтение произведений Г. Снегирёва: «Про птиц», «Как звери и птицы к зиме готовятся, наблюдение во время прогулок за птицами, экскурсия в зоологический   музей   «Животный   мир   Томской   области»,   наблюдения   из   окна классной   комнаты   за   поведением   птиц   в   природе,   упражнения   для   развития аналитико­синтетической деятельности: дорисуй птицу, освободи птицу,  птица из лекал, штриховка, игра «Танграм». Вся предшествующая работа проводится как в учебное   время,   так   и   во   внеурочное   время.   К   работе   активно   привлекаются родители, оказывают помощь в подборе речевого, наглядного материала, готовят из  пластиковых   бутылок   кормушки  для  птиц,  принимают   посильную   помощь  в проведении месячника речи: «Птицы – наши соседи». Организационный момент классного часа 1. Дети стоят у стола учителя, учитель обращается к детям:  ­ Ребята, вы хорошо меня слышите?  ­ Да, мы слышим хорошо. ­ Ребята, вспомните, как мы знакомились с птицами? Вспомните, куда мы ходили, что делали, кого видели?   ­ Мы ходили в парк, музей, на экскурсию и видели птиц.­ Каких птиц вы видели? (дети перечисляют) ­ Подойдите к партам, сядьте красиво, снимите аппараты, наденьте наушники. Регулирую режим усиления, определяю, как слышат дети. Целевая установка 2.  ­ Сегодня мы будем изучать птиц, как настоящие учёные, говорить о птицах. Во­первых, я хочу рассказать вам о птицах. Птицы – это животные, которые могут летать. У нас с вами есть руки, а у птиц вместо рук передние конечности – это крылья, поэтому птицы могут летать.  У птицы есть скелет.  Показываю иллюстрацию, дети внимательно рассматривают скелет птицы. Тело птицы покрыто перьями. Показываю иллюстрацию, дети внимательно рассматривают типы перьев птиц. Когда мы были в музее на экскурсии, вы обратили внимание на ноги птиц? Посмотрите, вспомните,  какие разные ноги у птиц. Показываю иллюстрацию, дети внимательно рассматривают ноги птиц.      ­ Ребята, у птиц передние конечности превратились в крылья, как я уже сказала, они позволяют птицам летать. Посмотрите птицу в полёте. Показываю   иллюстрацию,   дети   внимательно   рассматривают   планирование птицы аиста.  ­ Ребята, предлагаю вам посмотреть, что есть у любой птицы.  Показываю иллюстрацию птицы скворца с обозначенными частями тела, дети внимательно рассматривают. Установка на речевую деятельность 3. Работа   по   слуховому   словарю   за   экраном.   Дети   воспринимают   речевой материал через опознавание:  скелет, лапы, перо, тело, клюв, хвост, голова, когти.   ­   Ребята,   сейчас   мы   будем   говорить   о   птицах.   Что   вы   знаете   о   птицах? Расскажите, каких птиц вы видели? Где живут птицы? Чем питаются птицы? Дети делятся информацией, я дополняю высказывания детей, помогаю сформулировать предложения,   словосочетания.   Также   дети   пользуются   опорой   на   речевой материал, помещённый на карточках. Привлекаю внимание детей к иллюстрации  скелета птицы.  ­ Скелет птиц лёгкий и прочный. Шея очень гибкая и подвижная, иначе птица  не могла бы строить гнездо, чистить оперение, ловить добычу. Шея у птиц, как у  человека рука, или у слона хобот. (привлекаю внимание детей к иллюстрации  типы перьев птиц)­ Перья у птиц бывают нескольких типов. Перья, расположенные на крыле,  называются «маховые».  Дети хором считывают это слова с таблички, повторяют слово по очереди. Пуховые перья служат только для тепла.  Дети считывают слово, повторяют его.  Перья, которые расположены в хвосте, называются «рулевые».  Дети считывают, ещё раз рассматривают иллюстрацию.  Привлекаю внимание детей к  иллюстрации, ноги птиц.  ­ Цапля бродит в воде и не проваливается в ил.  Перепонки  между пальцами у уток помогают им легко плыть.  Лапа куропатки не проваливается в снег.  А эта двупалая лапа страуса приспособлена для быстрого бега. Лапа орла хорошо схватывает добычу. Лапа дятла держит его на вертикальном стволе дерева. Привлекаю   внимание   детей   к   иллюстрации,   изображающей   планирование птицы аиста.     ­   Планирование   –   это   когда   птица   скользит   в   небе   на   неподвижно распростёртых крыльях. Обращаю внимание детей на иллюстрацию. Крыло птицы, как и самолёта, имеет выпуклую форму. Совершая вверх и вниз движения, птица передвигается по воздуху.   Привлекаю внимание детей к  иллюстрации птицы скворца с обозначенными частями тела 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. голова шея брюшко коготь лапа хвост крыло клюв ­ Ребята, посмотрите, что есть у птицы скворца, те же части есть и у всех птиц. Послушайте, как правильно называются части тела.  А теперь вы правильно назовите части тела данной птицы.    Игра: «Что есть у птицы?» Вниманию детей предъявляю иллюстрации с изображениями птиц: сороки,  4. Динамическая пауза вороны, голубя, синицы, воробья. Дети называют части тела у каждой птицы, если  затрудняются, ориентируются на речевые карточки. 5.Предъявление речевого материала о птицах. Активизация к диалогу, беседеДаю установку детям, что на любой мой вопрос они начинают свой ответ со слова:   «Да».   Для   ориентировки   показываю   речевую   карточку,   иллюстративную картинку синицы.  ­ Это птица?  ­ Да, это птица.  ­ Это птица синица? ­ Да, это птица синица.  ­ Синица маленькая птица? ­ Да, синица маленькая птица. Показываю картинку воробья.  ­ Это воробей? ­ Да, это воробей.  ­ Воробей ­ друг  голубей? ­ Да, воробей – друг голубей. Показываю картинку голубя.  ­ Это птица голубь? ­ Да, это птица голубь.  ­ Голубь зёрнышки клюёт? ­ Да, голубь зёрнышки клюёт.  Показываю картинку воробья.  ­ Воробей маленькая птица?  ­ Да, воробей маленькая птица.  ­ Ворона большая птица? ­ Да, ворона большая птица. Далее организую беседу на основе диалога.  ­ О каких птицах я задавала вопросы? Произвольные ответы детей.  ­ Чем питаются птицы? Произвольные ответы детей.  ­ Почему говорят: «Птицам надо помогать?». Произвольные ответы детей.  ­ Почему говорят: «Птицы – наши друзья». Произвольные ответы детей. 6. Занимательная минутка   ­ Откройте конверты. Что там? Там речевые карточки с названиями птиц. Ребята, выберите названия птиц, в которых буква «С» стоит в начале слова. Кто быстрее выполнит это задание, тот мне поможет собрать красивую птицу, и мы узнаем, как она называется. По мере выполнения задания, дети подходят к столу учителя   и   собирают   из   частей   птицу   павлина,   затем   все   её   рассматривают, подбирают определения к слову хвост.  ­ Как называется эта птица?  ­ Павлин.  ­ Какой хвост у павлина?  ­ Красивый, нарядный, большой, длинный, разноцветный.   ­ Вы видели эту птицу? Произвольные ответы детей. 7. Итог  ­ Ребята, чем вы занимались?  ­ Что вы нового узнали сегодня о птицах? (произвольные ответы детей)   ­ Ребята, посмотрите на птиц, какая птица вам больше всего понравилась? Почему? Произвольные ответы детей (если дети испытывают трудности в речевом плане, предложить речевые карточки для считывания).   ­   Молодцы!   сегодня   вы   хорошо   работали,   старались   правильно   говорить, отвечать на вопросы. Все работали активно, молодцы! 8. Задание на дом­ На следующей встречи мы познакомимся с сорокой и синицей. Откройте дневники, запишите домашнее задание. Найти картинки с изображением синицы и сороки, загадки, маленькие стихи. Большой атлас природы России. – М.: Эгмонт Россия Лтд.,2005. – 644  Энциклопедия для детей.  Птицы и звери / Глав. ред. В.А. Володин, вед Литература 1. 2. ред. Г.Е. Вильчик.  ­   М.: ­ Аванта+, 2002. – 448 с.: ил. 3. Лукина Н.А.. Никкинен И.И. Научи меня слышать (Развитие слухового восприятия, внимания и памяти). – СПб.: «Паритет», 2003. – 112  Русские народные загадки, пословицы, поговорки. / Сост., авт. вступ. ст.,  коммент. и слов Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990. – 335