Классный час "Птицы вокруг нас" (Начальная школа)
Оценка 5

Классный час "Птицы вокруг нас" (Начальная школа)

Оценка 5
Лекции +1
docx
окружающий мир +1
1 кл—4 кл
02.08.2019
Классный час "Птицы вокруг нас" (Начальная школа)
Человек каждый день видит и слышит птиц. Птицы распространены повсеместно, но дети с нарушениями слуха, в силу особенностей развития, не могут слышать пение птиц. Наша задача открыть для детей яркий мир птиц, активизировать интерес к птицам, их образу жизни. У детей не сформиованы представления о птицах, как о живых организмах, которым присущи все признаки живого, они двигаются (летают, прыгают, ходят), питаются, дышат, растут и т.д. Организация и проведение классного часа способствует формированию представлений о птицах, расширению кругозора и словарного запаса.
Птицы вокруг нас Классный час.docx
Департамент общего образования томской области Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа­интернат для обучающихся с нарушениями слуха» «Птицы вокруг нас» Сценарий классного часа Время реализации: 40 минут Возраст: обучающиеся  8­10 лет Отделение слабослышащих детей Автор:  Раиса Ивановна Моисеева учитель начальных классов высшей квалификационной категории rimoiseeva@list.ru  Томск­2016 г. Цель: получение знаний о птицах как части окружающей среды. Задачи: 1. учебная  – дать детям понятия о птицах, строении тела, местах обитания птиц, пище; 2. воспитательная – воспитывать  нравственно­экологическое сознание детей; 3. развивающая – развивать  познавательные процессы: восприятие, внимание,   на   наглядно­практическом   материале являющиеся   основой   мышления, формировать речь как средство мыслительной, коммуникативной  деятельности;  4.   коррекционная   –   учить   анализу   внешнего   облика   птиц,   активизировать умственное развитие в сочетании с эмоциональной  отзывчивостью, активизировать слухоречевое восприятие на уровне различение, опознавания.  Оборудование и материал:  предметные картинки на общую тему: «Птицы» (скелет, лапы, перья, части тела); речевые карточки, обозначающие названия частей тела, на каждого ребёнка лист белой бумаги А 4 с контурным  изображением птицы, сюжетные картинки о жизни   птиц   в   природе,   открытки,   фотографии,   на   каждого   ребёнка   конверт   с речевыми карточками с названиями птиц с буквой  «С» в начале слова: сойка, сова, соловей, синица, снегирь, сапсан, ворона, воробей, филин, грач, голубь, павлин, разрезанная картинка с изображением павлина. Слуховой словарь: скелет, лапы, перо, тело, клюв, хвост, голова, когти. Структурные элементы Время  № п/ 1. Организационный момент 2 минуты 2. Целевая установка на тему 4 минуты урока 3. Установка   на   речевую   диалог   с деятельность, учителем 5 минут Таблица 1 Результат Дети   слушают   учителя, выполняют   данные   им инструкции Воспринимают информацию   на   уровне различения Работают звукоусиливающей   слушают аппаратурой, речевой   материал,   дают ответы   на   поставленные вопросы со 4. Динамическая пауза 2 минуты 5. Предъявление   речевого материала   о   птицах. Активизация   к   диалогу, беседе 20 минут 6. Занимательная минутка 4 минуты 7. Итог 2 минуты 8. Задание на дом 1 минута Организация   игры:  «Что есть у птицы?» Информацию воспринимают слухозрительно, участвуют   в   диалоге, беседе Работают   с   речевыми карточками,   на   которых напечатаны   названия птиц. Выбирают карточки   с   названиями птиц, которые начинаются на букву «С» в начале слова свою Оценивают деятельность с помощью наводящих вопросов Фиксируют   задание   в дневнике       Предшествующая работа (сентябрь месяц): целевые   прогулки   в   парк,   фотографирование   птиц   в   природе,   посещение библиотеки,   рассматривание   иллюстративного   материала   о   птицах   из энциклопедий, экскурсия  на  станцию  юннатов,  наблюдения  за  водоплавающими птицами, внеклассное чтение произведений Г. Снегирёва: «Про птиц», «Как звери и птицы к зиме готовятся, наблюдение во время прогулок за птицами, экскурсия в зоологический   музей   «Животный   мир   Томской   области»,   наблюдения   из   окна классной   комнаты   за   поведением   птиц   в   природе,   упражнения   для   развития аналитико­синтетической деятельности: дорисуй птицу, освободи птицу,  птица из лекал, штриховка, игра «Танграм». Вся предшествующая работа проводится как в учебное   время,   так   и   во   внеурочное   время.   К   работе   активно   привлекаются родители, оказывают помощь в подборе речевого, наглядного материала, готовят из  пластиковых   бутылок   кормушки  для  птиц,  принимают   посильную   помощь  в проведении месячника речи: «Птицы – наши соседи». Организационный момент классного часа 1. Дети стоят у стола учителя, учитель обращается к детям:  ­ Ребята, вы хорошо меня слышите?  ­ Да, мы слышим хорошо. ­ Ребята, вспомните, как мы знакомились с птицами? Вспомните, куда мы ходили, что делали, кого видели?   ­ Мы ходили в парк, музей, на экскурсию и видели птиц. ­ Каких птиц вы видели? (дети перечисляют) ­ Подойдите к партам, сядьте красиво, снимите аппараты, наденьте наушники. Регулирую режим усиления, определяю, как слышат дети. Целевая установка 2.  ­ Сегодня мы будем изучать птиц, как настоящие учёные, говорить о птицах. Во­первых, я хочу рассказать вам о птицах. Птицы – это животные, которые могут летать. У нас с вами есть руки, а у птиц вместо рук передние конечности – это крылья, поэтому птицы могут летать.  У птицы есть скелет.  Показываю иллюстрацию, дети внимательно рассматривают скелет птицы. Тело птицы покрыто перьями. Показываю иллюстрацию, дети внимательно рассматривают типы перьев птиц. Когда мы были в музее на экскурсии, вы обратили внимание на ноги птиц? Посмотрите, вспомните,  какие разные ноги у птиц. Показываю иллюстрацию, дети внимательно рассматривают ноги птиц.      ­ Ребята, у птиц передние конечности превратились в крылья, как я уже сказала, они позволяют птицам летать. Посмотрите птицу в полёте. Показываю   иллюстрацию,   дети   внимательно   рассматривают   планирование птицы аиста.  ­ Ребята, предлагаю вам посмотреть, что есть у любой птицы.  Показываю иллюстрацию птицы скворца с обозначенными частями тела, дети внимательно рассматривают. Установка на речевую деятельность 3. Работа   по   слуховому   словарю   за   экраном.   Дети   воспринимают   речевой материал через опознавание:  скелет, лапы, перо, тело, клюв, хвост, голова, когти.   ­   Ребята,   сейчас   мы   будем   говорить   о   птицах.   Что   вы   знаете   о   птицах? Расскажите, каких птиц вы видели? Где живут птицы? Чем питаются птицы? Дети делятся информацией, я дополняю высказывания детей, помогаю сформулировать предложения,   словосочетания.   Также   дети   пользуются   опорой   на   речевой материал, помещённый на карточках. Привлекаю внимание детей к иллюстрации  скелета птицы.  ­ Скелет птиц лёгкий и прочный. Шея очень гибкая и подвижная, иначе птица  не могла бы строить гнездо, чистить оперение, ловить добычу. Шея у птиц, как у  человека рука, или у слона хобот. (привлекаю внимание детей к иллюстрации  типы перьев птиц) ­ Перья у птиц бывают нескольких типов. Перья, расположенные на крыле,  называются «маховые».  Дети хором считывают это слова с таблички, повторяют слово по очереди. Пуховые перья служат только для тепла.  Дети считывают слово, повторяют его.  Перья, которые расположены в хвосте, называются «рулевые».  Дети считывают, ещё раз рассматривают иллюстрацию.  Привлекаю внимание детей к  иллюстрации, ноги птиц.  ­ Цапля бродит в воде и не проваливается в ил.  Перепонки  между пальцами у уток помогают им легко плыть.  Лапа куропатки не проваливается в снег.  А эта двупалая лапа страуса приспособлена для быстрого бега. Лапа орла хорошо схватывает добычу. Лапа дятла держит его на вертикальном стволе дерева. Привлекаю   внимание   детей   к   иллюстрации,   изображающей   планирование птицы аиста.     ­   Планирование   –   это   когда   птица   скользит   в   небе   на   неподвижно распростёртых крыльях. Обращаю внимание детей на иллюстрацию. Крыло птицы, как и самолёта, имеет выпуклую форму. Совершая вверх и вниз движения, птица передвигается по воздуху.   Привлекаю внимание детей к  иллюстрации птицы скворца с обозначенными частями тела 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. голова шея брюшко коготь лапа хвост крыло клюв ­ Ребята, посмотрите, что есть у птицы скворца, те же части есть и у всех птиц. Послушайте, как правильно называются части тела.  А теперь вы правильно назовите части тела данной птицы.    Игра: «Что есть у птицы?» Вниманию детей предъявляю иллюстрации с изображениями птиц: сороки,  4. Динамическая пауза вороны, голубя, синицы, воробья. Дети называют части тела у каждой птицы, если  затрудняются, ориентируются на речевые карточки. 5.Предъявление речевого материала о птицах. Активизация к диалогу, беседе Даю установку детям, что на любой мой вопрос они начинают свой ответ со слова:   «Да».   Для   ориентировки   показываю   речевую   карточку,   иллюстративную картинку синицы.  ­ Это птица?  ­ Да, это птица.  ­ Это птица синица? ­ Да, это птица синица.  ­ Синица маленькая птица? ­ Да, синица маленькая птица. Показываю картинку воробья.  ­ Это воробей? ­ Да, это воробей.  ­ Воробей ­ друг  голубей? ­ Да, воробей – друг голубей. Показываю картинку голубя.  ­ Это птица голубь? ­ Да, это птица голубь.  ­ Голубь зёрнышки клюёт? ­ Да, голубь зёрнышки клюёт.  Показываю картинку воробья.  ­ Воробей маленькая птица?  ­ Да, воробей маленькая птица.  ­ Ворона большая птица? ­ Да, ворона большая птица. Далее организую беседу на основе диалога.  ­ О каких птицах я задавала вопросы? Произвольные ответы детей.  ­ Чем питаются птицы? Произвольные ответы детей.  ­ Почему говорят: «Птицам надо помогать?». Произвольные ответы детей.  ­ Почему говорят: «Птицы – наши друзья». Произвольные ответы детей. 6. Занимательная минутка   ­ Откройте конверты. Что там? Там речевые карточки с названиями птиц. Ребята, выберите названия птиц, в которых буква «С» стоит в начале слова. Кто быстрее выполнит это задание, тот мне поможет собрать красивую птицу, и мы узнаем, как она называется. По мере выполнения задания, дети подходят к столу учителя   и   собирают   из   частей   птицу   павлина,   затем   все   её   рассматривают, подбирают определения к слову хвост.  ­ Как называется эта птица?  ­ Павлин.  ­ Какой хвост у павлина?  ­ Красивый, нарядный, большой, длинный, разноцветный.   ­ Вы видели эту птицу? Произвольные ответы детей. 7. Итог  ­ Ребята, чем вы занимались?  ­ Что вы нового узнали сегодня о птицах? (произвольные ответы детей)   ­ Ребята, посмотрите на птиц, какая птица вам больше всего понравилась? Почему? Произвольные ответы детей (если дети испытывают трудности в речевом плане, предложить речевые карточки для считывания).   ­   Молодцы!   сегодня   вы   хорошо   работали,   старались   правильно   говорить, отвечать на вопросы. Все работали активно, молодцы! 8. Задание на дом ­ На следующей встречи мы познакомимся с сорокой и синицей. Откройте дневники, запишите домашнее задание. Найти картинки с изображением синицы и сороки, загадки, маленькие стихи. Большой атлас природы России. – М.: Эгмонт Россия Лтд.,2005. – 644  Энциклопедия для детей.  Птицы и звери / Глав. ред. В.А. Володин, вед Литература 1. 2. ред. Г.Е. Вильчик.  ­   М.: ­ Аванта+, 2002. – 448 с.: ил. 3. Лукина Н.А.. Никкинен И.И. Научи меня слышать (Развитие слухового восприятия, внимания и памяти). – СПб.: «Паритет», 2003. – 112  Русские народные загадки, пословицы, поговорки. / Сост., авт. вступ. ст.,  коммент. и слов Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990. – 335

Классный час "Птицы вокруг нас" (Начальная школа)

Классный час "Птицы вокруг нас" (Начальная школа)

Классный час "Птицы вокруг нас" (Начальная школа)

Классный час "Птицы вокруг нас" (Начальная школа)

Классный час "Птицы вокруг нас" (Начальная школа)

Классный час "Птицы вокруг нас" (Начальная школа)

Классный час "Птицы вокруг нас" (Начальная школа)

Классный час "Птицы вокруг нас" (Начальная школа)

Классный час "Птицы вокруг нас" (Начальная школа)

Классный час "Птицы вокруг нас" (Начальная школа)

Классный час "Птицы вокруг нас" (Начальная школа)

Классный час "Птицы вокруг нас" (Начальная школа)

Классный час "Птицы вокруг нас" (Начальная школа)

Классный час "Птицы вокруг нас" (Начальная школа)
Скачать файл