Классный час «Путешествие по Тюменской области»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 31.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Карта классного часа "Путешествие по Тюменской области". Материал по краеведению можно использован в начальной школе. Собран материал по теме" Природа моего края" в игровой занимательной форме, может быть использован во внеурочной деятельности. Дети узнают, где находится на карте, какие растения и животные есть, какие народы населяют Тюменскую область.
Иконка файла материала Классный час.docx
Классный час «Путешествие по Тюменской области» Цель: расширить кругозор детей знаниями о Тюменской области.                                       Задачи:                                                                                                                                        ­ углублять знания детей о природе области, её экологических проблемах, коренном  населении, истории области, её людях и профессиях;                                                            ­ развивать память, речь, логическое мышление;                                                                     ­ воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней, уважение к  труду людей.   Формирование личностных универсальных УД: ­ формировать мотивационную основу учебной деятельности, внутреннюю позицию  ребенка на уровне положительного отношения  к Родине. ­ формировать познавательный интерес к новому учебному материалу и способность к  самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Формирование познавательных универсальных УД:  ­ развивать устную речь, творческие способности, самостоятельные навыки. ­ учить применять полученные знания на практике. ­ прививать любовь к Родине, доброжелательное отношение к товарищам. Формирование регулятивных универсальных УД:  ­ развивать общеинтеллектуальные умения (анализа, сравнения, обобщения). ­ развивать умения строить речевые высказывания в устной форме. Оборудование: проектор, карточки, плакаты, картинки.                                                                                                                  Ход занятия.                                                                     I.Организация начала занятия (Вхождение в урок). Каждый день – всегда, везде,                                                                                                     На занятиях, в игре –                                                                                                                  Смело, чётко говорим                                                                                                                 И тихохонько сидим.                                                                                                                  ­ Ребята, у нас сегодня необычный урок, урок ­ путешествие.                                               II. Постановка цели и задач урока.  Мотивация учебной деятельности учащихся.        ­ Прочитайте буквы только в ёлочках и вы узнаете о чём пойдёт речь на уроке.                 ( Тюмень)               В           С           Т            А           Р            Ю          Л          К             М           Ш            Е                Я             Н            О            Ь                    ­ Правильно, вы отправитесь в путешествие по Тюменской области. Назовите место  вашего проживания. А что вы знаете о своей малой родине? А хотите узнать больше?  Тогда отправимся в путешествие.                                                                                             III. Актуализация знаний. 1. Ученики читают стихотворение:                                                                                       «Сибирь – не просто расстоянье,А состояние души!  А у нее свои приметы.  Свои цветы. Своя полынь.  И те иртышские рассветы.  И та байкальская глубынь.  И тот размах, что чтится свято.  И честь в чести. Таков закон.  И я горжусь, что был когда­то  Сибирской женщиной рожден».                                                                                                2. Викторина:                                                                                                                             ­ Как называется округ, в котором вы живёте?  (Ханты – Мансийский Автономный  округ)                                                                                                                                           ­ Какие вы знаете города округа?  (Сургут, Ханты – Мансийск, Нижневартовск,   Когалым,  Урай,  Лангепас, Покачи,  Нефтеюганск и др.)                                                      ­ Какие коренные народы живут в нашем округе? (ханты и манси)                                       ­ Чем занимаются северные народы? (охота, рыбалка, оленеводство)                                  ­ Как называются жилища коренных жителей?  (Чум)                                                            ­ Из чего строят свои жилища ханты и манси?  (конические  каркасные постройки из  жердей  крытые оленьими шкурами)                                                                                         ­ Чем славится наш округ?                                                                                                         III. Первичное усвоение новых знаний.                                                                                     1. Краткая беседа  (сопровождается слайдами презентации)                                         ­ Первые научные сведения о Западной Сибири получены ещё в XVII веке, тем не менее  земля сибирская полна загадок, и их ещё предстоит решить нашим современникам.  Тюменская область – это удивительный край лесов, рек, озёр и болот. На пути к  Северному Ледовитому океану его пересекают две великие реки Сибири – Обь и  Иртыш. По берегам рек и озёр тянутся к небу густые хвойные леса – зелёные «лёгкие»  Земли. На западе высятся горные вершины Северного и Приполярного Урала. В недрах  этого района геологи обнаружили  множество полезных ископаемых: золото, серебро,  алюминий,  вольфрам, железо, медь, молибден, платина, титан, хром, а также горный  хрусталь, мрамор и самоцветы. В предгорьях открыты залежи бурого угля. А на  равнинах – нефть, природный газ и торф. Богата Тюменская область растительным и  животным миром.  Больше половины территории области занимают леса. Среди лесов  самая обширная – зона средней тайги. В тайге растут кедр, ель, лиственница, пихта,  сосна, берёза. В северных районах распространены лишайники – там пасутся северные  олени. В лесах и на болотах целые  плантации  клюквы, брусники, черники, голубики,  морошки, малины, черёмухи, рябины.  Животный мир особенно многочислен  беспозвоночными, которых насчитывается несколько тысяч видов. Здесь встречаются   крупные стрекозы  коромысла, жук – усач, коротконадкрыл большой, бабочки  трифиза беложилковая,  махаон  и др.                                       Позвоночных насчитывается  369  видов, в том числе: лиса, медведь, песец, белка, соболь, куница, рысь, горностай,  колонок, норка,  ласка, выдра, заяц, крот, бурундук, дикий  северный олень, лось и др.   В области встречается 256 видов птиц, из них 14 видов занесены в Красную книгу РФ.   В реках и озёрах водится 42 вида рыб, среди них очень ценные – осётр, стерлядь,  нельма, муксун, чир, пелядь, сиг, сосьвинская сельдь. Встречается 4 вида  пресмыкающихся и 3 вида земноводных.  На территории Тюменской областипроживают люди разных национальностей: коми, ненцы, манси, ханты, татары, зыряне,  русские, белорусы, украинцы и др.                                                                 IV. Первичное  закрепление.                                                                                                                   1.  Ученики читают стихотворение:                                                                                   Малиновые брови глухаря                                                                                                    Покрасила весёлая заря,                                                                                                             А ночь глухая глухарю дала                                                                                                      Два сильных, крепких                                                                                                                 Вороных крыла.                                                                                                                           А чтоб легко в полёте                                                                                                                 Тело нёс,                                                                                                                                  Таёжный ветер дал                                                                                                               Красивый хвост.                                                                                                                          И старый кедр, иголками горя,                                                                                    Приветствует красавца глухаря!                                                                                               А он росу серебряную пьёт,                                                                                                       А он бруснику спелую клюёт…                                                                                                 И, счастлив от раздолья и простора,                                                                                         Серебряную песню дарит бору.                   (А. Тарханов) 2. Впиши названия птиц, обитающих в Тюменской области, которые начинаются с  буквы «К». (Работа на карточках в парах) К К К К К Ответы: клёст, коршун, кукушка, кедровка, куропатка. 3. Пройди по «тропинке» и прочитай фразу.                         Т                                Ц                              ___                              А                 П                                         И                             Ы                                Н                          Ш                                                                                                                                                                  И                                    Я             Ь               З               У               Р                Д                                                                                                                                                                                 ­ Что ты делаешь, чтобы помочь зимующим птицам пережить суровую зиму?                     4. Вставь гласные буквы и прочитай названия зверей. Что ты можешь рассказать про  этих животных? Л СБ П С К Р Г Л С Б Л С Р К Н Ц Л Н М Ь С К Х Т Й  (Лиса, белка, песец, соболь, колонок, росомаха, горностай) 5. Ученик читает стихотворение.                                                                                        Ягодные острова.                                                                                                                        Прячет хитрая листва ягодные острова,                                                                                   Только всё нашли мы сами,                                                                                                        Ходим с синими усами.                                                                                                              Потому такие лица, что повсюду голубица,                                                                             Плохо спрятала трава ягодные острова.                         (П. Бромлей) 6. Игра «Путаница».                                                                                                                  ­ Собери рассыпавшиеся слова и назови ягоды Тюменской области. КЛЮ                    МОРО                   НИКА                     НА                       ЧЕР                                       ШКА                               КВА                                БРУС                     МАЛИ         НИКА       НИКА                             ЗЕМЛЯ                     КОСТЯ                      НИКА (Клюква, морошка, брусника, земляника, малина,  костяника, черника) 7. Отгадайте загадку: В лес идёт  пустым – пусто,                                                                                                       А из лесу  густым – густо.             (Корзина с грибами) 8. Ученик читает стихотворение: Хорошо бродить леском.                                                                                                           С невысоким туеском,                                                                                                                Хорошо в тени укромной                                                                                                            Вдруг увидеть гриб огромный.                                                                                                   ­ Боровик! – вскричать азартно,                                                                                         Подбежать и не сорвать,                                                                                                          Чтобы завтра, чтобы завтра                                                                                                        Отыскать его опять.                           (В. Иванов) ­ Какие грибы вы собираете в наших лесах? Отгадайте гриб по картинке:(подосиновик, подберёзовик, боровик, мухомор, моховик, маслёнок, груздь, лисичка) 9. Собери пословицы, как вы их понимаете? Глупа та птица,                                                            окрыляет сердце. Своя земля и                                                               которой своё гнездо не мило. Каждому свой                                                             в горсти мила. Любовь к Отчизне                                                      край сладок. 10. «Экологическая тропа»                                                                                                      ­ В своём путешествии мы вышли на «экологическую тропу».  Работая в группах,  придумайте плакаты на тему: «Береги свой край!»               V. Рефлексия (подведение итогов занятия)                                                                          «Дерево успеха».                                                                                                                         ­ Если на занятии всё получилось, то вешаете на дерево листик  зелёного цвета, если не  всё получилось, то желтого, если было сложно и ничего не получилось, то красного.

Посмотрите также