Классный час "С чего начинается Родина"
Оценка 5

Классный час "С чего начинается Родина"

Оценка 5
Мероприятия
docx
воспитательная работа
2 кл
23.03.2019
Классный час "С чего начинается Родина"
данный материал является разработкой первого урока 1 сентября. Материал поможет детям сформировать понятие Родина, воспитывает уважение с своей семье, земле, родному городу, своей стране. Классный час проводился во втором классе. Дети с удовольствием делились рассказами о своих родных и близких людях
1 урок С чего начинается Родина.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГОУ ДПО «ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ к проведению Первого урока в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2018­2019 учебном году по теме  «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА» Любовь   к   родному   краю,   родной   культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно   расширяясь,   эта   любовь переходит   в   любовь   к   родной   стране,   к   ее истории,   прошлому   и  настоящему,   ко  всему человечеству. Д. С. Лихачев Указом Главы Донецкой Народной Республики от 26.12.2017 г. № 380 2018 год объявлен  Годом истории Донбасса, поскольку отмечен особыми событиями,   связывающими   историю   и   современность   Донбасса.   С   одной стороны, это год столетия Донецко­Криворожской советской республики – исторической основы государственности Донецкой Народной Республики. С другой стороны, это год реализации Гуманитарной программы воссоединения народа   Донбасса   и   Стратегии   развития   нашей   страны   «Сила   Донбасса», отражающих настоящее и будущее Донецкой Народной Республики.  «Мы   должны   помнить   свои   корни,   свою   историю,   и   для   нас   эта тема очень актуальна», – отметил Александр Владимирович Захарченко во время пресс­конференции 11 января. Ведь историческая память народа ­ одна из   ключевых   составляющих   гражданской   идентичности   наряду   с   единой историей, общими культурными ценностями, отсутствием языковых барьеров, объединяющими   эмоциональными   состояниями,   подачей   информации институтами   социализации.   Одним   из   главных   институтов   социализации подрастающего   поколения,   наряду   с   семьей,   является   образовательная организация.   Перед   современной   школой   Донецкой   Народной   Республики стоит   непростая   задача   формирования   у   молодых   граждан   Донецкой Народной   Республики   чувств   гражданственности,   патриотизма   и   любви   к Родине,   сопричастности   к   её   историческому   прошлому   и   будущему   через вовлечение   молодежи   в   активные   процессы   социально­экономического развития   своей   страны;   приобщения   детей   и   подростков   к   духовно­ нравственной   культуре   своего   народа;  воспитания   нового   поколения, нацеленного   на   сохранение   и   приумножение   культурного   наследия, возможность  воспроизводства  социокультурных  парадигм  и ориентиров,  на достижение устойчивого прогресса. С целью духовно­нравственного развития учащихся, воспитания любви к   родному   краю,   уважения   к   Отечеству,   в   соответствии   с   Календарём образовательных событий, приуроченных к государственным праздникам, памятным датам и событиям истории и культуры Донецкой Народной Республики, на 2018/2019 учебный год (Приложение к письму Министерства образования   и   науки   Донецкой   Народной   Республики   от   19.06.2018   г.   № 1791/21­58),  Приказом   Министерства   образования   и   науки   Донецкой Народной Республики «О подготовке и организованном начале 2018­2019 учебного   года   в   образовательных   организациях   Донецкой   Народной Республики» от 27 июля 2018 г. № 670, в рамках Года истории  Донбасса Первый урок 2018­2019 учебного года  в образовательных организациях Республики будет посвящен теме «С чего начинается Родина?». Первый урок на данную тему должен способствовать формированию у   воспитанию   у обучающихся   гражданственности   и   патриотизма, подрастающего поколения чувства гордости за страну и ее героев, уважения к ее достижениям, развитию социальной и творческой активности, раскрытию творческого   потенциала,   формированию   активной   гражданской   позиции, приобщению к духовно­нравственной культуре народа Донбасса. Во   время   подготовки   к   проведению   первого   урока   рекомендуем обратиться   к   нормативно­правовому   и   методическому   обеспечению патриотического   воспитания   детей   и   ученической   молодежи   в   Донецкой Народной   Республике,   которое   определяет   лейтмотив   и   содержательную линию урока. Выбор   типа   и   вида   урока,   методов   и   приемов   зависит   от   творчества каждого   педагога,   который   во   время   подготовки   должен  учитывать особенности   классного   коллектива   и   возрастные   особенности   учащихся; уровень   их   подготовленности   по   вопросам,   обсуждаемым   на   уроке; предшествующий   опыт;   специфику   общеобразовательной   организации, контекст   социокультурного   пространства,   в   котором   она   работает;   материально­ собственный   уровень   профессионального   мастерства, техническое обеспечение общеобразовательной организации.  При проведении первого урока важно опираться на знания, полученные учащимися на уроках литературы, истории, географии, изобразительного и музыкального   искусства,   природоведения,   «Уроках   гражданственности Донбасса»   и   др.   Целесообразно   использовать   на   уроке   краеведческий материал по истории и современному развитию Республики, района, города, деревни, села. Опираясь на межпредметные связи, педагог имеет возможность совершить вместе со школьниками экскурс в историю родного города (села, школы, улицы и т. д.). Следует учесть, что в 2018 году мы отмечаем ряд выдающихся   исторических   событий   и   юбилеев   знаменитых   земляков (Приложение 1). В   процессе   подготовки   и   проведения   первого   урока   необходимо   специфику учитывать   возможности   образовательной   организации,   Рекомендуем   использовать   культурно­ окружающего   ее   социума. образовательный потенциал школьных музеев, учреждений культуры (музеев, выставочных залов, школ искусств, библиотек), организаций дополнительного образования,   иных   учреждений.   Однако   особое   внимание   следует   уделить максимальному   вовлечению   в   организацию   и   проведение   урока   самих учащихся, так как доминирующими подходами в обучении являются системно деятельностный, ориентированный.   компетентностно   ориентированный   и   личностно Поскольку   первый   урок   ­   это   один   из   этапов   целостной   системы воспитания, которая осуществляется на протяжении всего периода учебно­ воспитательного процесса в общеобразовательной организации, желательно, чтобы он прошел торжественно, ярко, эмоционально. С целью усиления эмоционально­ценностного восприятия информации учащимися рекомендуем включить в урок музыкальные произведения (песни разных лет о Донбассе, о родном городе (селе)), иллюстративный материал (фотографии,   слайды,   мультимедийные   презентации,   видеоролики, репродукции   картин   (например,   репродукции   картин   Н.   Касаткина «Шахтерка»,   М.   Джарты,   А.   Куинджи   и   других   художников   Донбасса)   и другое), произведения донецких поэтов, деятелей искусства; краеведческий материал, детские авторские работы, справочные материалы и др.   Особенности проведения Первого урока в начальной школе Определяющие цели 1­го урока: (1 – 4 классы):  создание   условий   для  формирования   духовных   ценностей,   основ гражданской   идентичности,   чувства   гордости   за   свою   Родину,   свой народ, его историю, свершения, открытия, достижения и победы;   воспитание   гуманизма,   духовно­нравственных   качеств   личности, патриотизма, любви к своему Отечеству, к своей малой Родине, чувства причастности к коллективу школы, класса; чувства гордости за свою школу, желание поддерживать традиции и приумножать их;   развитие   интереса   к   историческому   прошлому   своей   Родины   своего народа, его  культурному наследию и традициям;  создание   условий   для  усвоения   учащимися   понятий:   Родина,   малая родина (родной дом, родная школа, родной город (родное село));   расширение представлений об истории Донецкой Народной Республики, государственной символике. Планируемые результаты образования: Предметные:  знают   государственные   символы   Донецкой   Народной Республики (флаг, герб, гимн), знают название столицы; понимают чувства других людей и сопереживают им; называют место своего проживания, членов своей   семьи   и   ближайших   родственников;   перечисляют   традиции   своей образовательной организации. Личностные:  проявляют   положительное   отношение   к   учебной деятельности. Метапредметные: Регулятивные:  находят   в   сотрудничестве   с   учителем   и   классом несколько вариантов решения учебной задачи. Познавательные:   проводят   аналогии   между   изучаемым   материалом   и собственным опытом. Коммуникативные: строят коммуникацию со сверстниками и взрослыми (педагогом,   приглашенными   гостями),   передают   друзьям   необходимую информацию как ориентир для построения действия; активно слушают. В   соответствии   с   поставленными   целями   Первый   урок   может   быть направлен на раскрытие следующих содержательных составляющих: Обществоведческой составляющей  (человек как личность; человек и общество; человек среди людей; человек и культура): охватывает знания о человеке как личности; знания об обществе, окружающей среде, в которой живет   обучающийся,   способствует   поэтапному   осознанию   единства компонентов «Я – семья – школа – родной город (село) – Донецкая Народная Республика»,   раскрывает   взаимодействие   людей   в   семье,   коллективе, обществе; предполагает активное общение детей с природным и социальным окружением,   накоплением   опыта   личностного   отношения   к   системе общественных   ценностей,   в   частности   этнических,   общенациональных, общечеловеческих. Природоведческой   составляющей:  знакомит   обучающихся   с разнообразием  природы, хозяйственной  деятельностью  населения  Донецкой Народной   Республики,   охраной   и   сохранением   природы   родного   края,   с системой   ценностей   в   отношении   к   природе,   к   людям,   к   самому   себе; направляет практическую деятельность подрастающего поколения, связанную с охраной и сохранением природных богатств. Историко­краеведческой составляющей (города и села родного края; исторические   памятники):   предусматривает   воспитание   уважительного отношения к родному краю, его истории и культуре, знакомит с основными страницами истории края. Культурологической   составляющей:  ознакомление   с   культурным наследием,   традициями,   верованиями   народа   Донбасса,   воспитание   к   ним уважительного отношения. Этической   составляющей:  развитие   знаний   и   представлений обучающихся о правильном взаимодействии с другими людьми. Духовно­нравственной совершенствование нравственных   основ   личности   детей,   создания   условий   для   возможности   составляющей:  духовного роста будущих граждан Республики. Таким образом, важнейшей воспитательной задачей содержания урока должно   стать   формирование   у   младших   школьников   наиболее   значимых   уважительного ценностей:   патриотизма,   социальной   справедливости, отношения к человеку и его труду; воспитание у ребёнка своего собственного «Я»,   веры   в   свои   силы,   талант,   способности;   воспитание   гуманной, творческой, социально активной личности, способной бережно относиться к природе, миру вещей, самому  себе, другим людям, понимать значение жизни как наивысшей ценности. Особое   внимание   следует   уделить   вопросам   социализации   личности, выполнения социальных норм и правил поведения, осознания ребенком себя как   члена   микро­   и   макросоциума   (члена   семьи,   классного   коллектива, учащегося школы, жителя села/города и т.д.).  Необходимо   учитывать   возможные   сложности   и   ограничения:   так, усваиваемые ребенком знания могут оказаться фрагментарными, а порой и просто   ошибочными,   при   неумении   выделять   общее   и   существенное   у учащихся возникают проблемы с обобщением учебного материала. По этой причине   необходимо   буквально   подводить   учащихся   к   выводам.   Другая сложность в работе с младшими школьниками – отсутствие развитых умений рассуждать. Такие дети не видят и не могут уловить смысл ситуации. Они начинают просто без всякого анализа фантазировать. Выходом может стать смещение акцентов на познание нового, яркость запоминаемость материала. При  подготовке  и  проведении  урока «С чего  начинается  Родина?»  в начальной школе рекомендуется, учитывая  уровень развития эмоционально­ чувственной   сферы   и   возрастные   особенности   младших   школьников, использовать следующие интерактивные формы работы:  урок­экскурсия (очная, заочная, виртуальная);       видеоэкскурсы; урок­путешествие в историю родного края; урок­квест; фестиваль народного творчества; музейный урок; музыкально­литературная   гостиная   (конкурс   чтецов,   открытый показ кинохроник и кинофильмов, конкурс песен постановка литературно­ исторической композиции и т.п.);    конкурс рисунков, плакатов; фотовыставка; проектно­исследовательская   деятельность   (разработка   проекта, стенгазеты, фотоальбома);  урок­встреча   с   литературными   произведениями   писателей родного   края;   произведениями   изобразительного   искусства   художников родного края;        пресс­конференция; устный журнал; урок­соревнование, урок­эстафета; урок­интервью; урок­репортаж; урок­конференция; урок   –   творчества   (написание   мини­сочинений   о   родном   крае, создание буктрейлера  «Читаем о Донбассе» и т.п.);   КВН «История моей Родины»; урок­викторина «Тропинками родного края». При подготовке к первому уроку в начальной школе рекомендуем использовать Интернет­ресурсы: 1.  Рекомендательный список стихотворений   «Донецкий край в стихах воспетый": http   ://   www   .  lib   ­  dpr    .  ru   /  docs  /  slider    /  oblojka    .  pdf   http   ://   chto  doneczke   ­  takoe    ­  lyubov    .  net    /  stikhi    ­  o  ­  lyubvi  /  kollektsii    /13486­  stixi    ­  stikhov      ­  o  ­   https://vk.com/topic­98007741_32930776 https://www.stihi.ru/2012/07/31/5103 http://mspu.org.ua/poetry/3404­moyo­otechestvo­donbass.html  2. Рекомендательный список песен о Родине, о Донецком крае: http://poiskm.co/show/%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8F/ %D0%BF%D1%80%D0%BE­%D0%B4%D0%BE%D0%BD %D0%B5%D1%86%D0%BA  http://www.ugolinfo.ru/pesni.html  http://mp3party.net/music/2601  http://drivemusic.me/listen_music/42352.html  http://chudesenka.ru/load/pesni­o­rodine/  3. Пословицы о Родине:  http://www.russlav.ru/aktualno/poslovitsy­o­rodine.html       http://ped­kopilka.ru/poslovicy­i­pogovorki/poslovicy­i­pogovorki­o­rodine.html      http://sbornik­mudrosti.ru/poslovicy­i­pogovorki­o­rodine/      http://riddle­middle.ru/pogovorki_i_poslovicy/rodina/      http://ucthat­v­skole.ru/biblioteka/poslovitsy/71­poslovitsy­i­pogovorki­o­rodine      http://kladraz.ru/poslovicy­i­pogovorki/poslovicy­i­pogovorki­o­rodine.html      4. Рассказы  о Родине: http://www.maam.ru/detskijsad/malenkii­raskaz­o­lyubvi­k­rodine.html      http://detskiychas.ru/rasskazy/rasskaz_o_rodine/      http://ped­kopilka.ru/semeinaja­biblioteka/raskazy­o­rodine­dlja­shkolnikov.html https://www.tikitoki.ru/rasskazy­dlya­detey/luchshie­rasskazy­dlja­detej­o­rodine      http://www.idealdomik.ru/yenciklopedija­poleznyh­sovetov/deti­i­roditeli/raskazy­ o­rodine­dlja­shkolnikov.html      5. Список методических материалов к уроку: http://www.donippo.org/%D0%B2%D0%B0%D0%B6%D0%BD %D0%BE%D0%B5/posobiya2018/ http://planetadetstva.net/vospitatelam/pedsovet/sbornik­metodicheskix­materialov­ s­chego­nachinaetsya­rodina.html https://nsportal.ru/nachalnaya­shkola/vospitatelnaya­rabota/2016/11/23/klassnyy­ chas­2­klass­tema­s­chego­nachinaetsya      https://nsportal.ru/nachalnaya­shkola/raznoe/2012/05/08/s­chego­nachinaetsya­ rodina https://nsportal.ru/nachalnaya­shkola/istoriya/2013/08/04/s­chego­nachinaetsya­ rodina https://nsportal.ru/nachalnaya­shkola/istoriya/2013/08/04/s­chego­nachinaetsya­ rodina https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/konspiekt­uroka­ okruzhaiushchiegho­mira­s­chiegho­nachinaietsia­rodina https://znanio.ru/media/razrabotka_uroka_po_izo_2_klass_risovanie_na_temu_s_c hego_nachinaetsya_rodina­18459/22866 https://videouroki.net/razrabotki/s­chego­nachinaetsya­rodina­razrabotka­ uroka.html http://www.maam.ru/detskijsad/integrirovanyi­urok­vneurochnaja­dejatelnost­ tema­s­chego­nachinaetsja­rodina.html ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРВОГО УРОКА В ОСНОВНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ (5­11 КЛАССЫ) Определяющие цели 1­го урока в основной школе:   создать условия для понимания учащимися понятий Родина, Отечество, осознания их ценности для человека;  способствовать   осознанию   исторических   корней   государственности Донецкой   Народной   Республики,   развитию   чувства   гражданственности, осознанию себя гражданином Донецкой Народной Республики;   воспитывать патриотические чувства, любовь и уважение к Отечеству.  Планируемые результаты образования: Предметные:   расширение   представлений   о   понятиях   Родина,   малая родина, Отечество, об исторических корнях Донецкой Народной Республики, государственной символике.  Личностные:   проявление   положительного   отношения   к   учебной деятельности,   осознание   принадлежности   к   истории   своей   страны,   своей гражданской принадлежности. Метапредметные: Регулятивные:   постановка   учебных   целей,   выстраивание   плана   их достижения, нахождение и реализация вариантов решения учебной задачи. Познавательные:   подбор   примеров,   проведение   аналогий   с использованием примеров из литературы, СМИ, собственного опыта.  Коммуникативные:   выстраивание   коммуникации   между   собой,   с педагогом,   приглашенными   гостями;   использование   приёмов   активного слушания. Определяющие цели 1­го урока в средней школе:   создавать   условия   для   развития   чувства   патриотизма,   осознания   себя гражданином Донецкой Народной Республики, своей ответственности за будущее страны;   способствовать   активизации   гражданской   позиции,   осознанию необходимости включения в социально­экономическую и политическую жизнь страны, проявления инициативы, саморазвития;   воспитывать чувства патриотизма и гражданственности.  Планируемые результаты образования: Предметные: выстраивают исторические параллели ДКСР – Донецкая Народная   Республика,   объясняют   сущность   понятий   гражданственность, гражданин, гражданская идентичность, гражданская ответственность.  Личностные:  проявляют   положительное   отношение   к   учебной деятельности,   осознание   своей   принадлежности   к   истории   страны, собственной гражданской позиции. Метапредметные Регулятивные: ставят учебные цели, выстраивают план их достижения. Познавательные: определяют основную и второстепенную информацию, адекватно оценивают сообщения СМИ, формулируют проблему, составляют и реализуют алгоритм ее решения. Коммуникативные:   выстраивают   эффективную   коммуникацию   со сверстниками, педагогами, другими взрослыми. В   соответствии   с   требованиями   Государственных   образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования Первый урок   опираясь   на   системно­деятельностный   и необходимо   планировать, компетентностный подходы. Особое внимание следует уделить организации самостоятельной   работы   учащихся   в   парах   и   группах.   Учитель   при   этом занимает позицию модератора и фасилитатора.  Проведение первого урока должно стать ярким и запоминающимся. В организации   урока   нужно   отказаться   от   шаблона,   а   в   проведении   –   от формализма. Необходимо максимально вовлечь учащихся класса в активную деятельность.   Основой   эмоционального   тона   на   уроке   должна   быть   не развлекательность, а занимательность и увлеченность.  Хороший результат показывает такая организация урока, когда педагог поддерживает   множественность   мнений   обучающихся,   альтернативность.   С этой целью рекомендуется использовать нестандартные уроки.  Нестандартный урок –  это импровизированное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. Нестандартные   уроки   –   одно   из   важных   средств   обучения,   они формируют у школьников устойчивый интерес к учению, снимают напряжение и   помогают   формировать   навыки   учебной   деятельности,   оказывают эмоциональное воздействие на учащихся. Отличительные особенности нестандартных уроков: ­ связь с творческой деятельностью, ­   самостоятельный   поиск   учащимися   путей   и   вариантов   решения проблемы. ­ необычные условия работы, ­ активное воспроизведение полученных ранее знаний. Нестандартные уроки характеризуют: ­ отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в его проведении; ­ максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке; ­   не   развлекательность,   а   занимательность   и   увлечение   как   основа эмоционального тона урока; ­ поддержка множественности мнений; ­ «скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям, склонностям. В   педагогической   и   методической   литературе   нет   единой классификации нестандартных уроков. К нестандартным урокам относят: ­ уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета, КВН, деловая игра, ролевая игра, викторина, кроссворд и т.п.; ­   уроки,   напоминающие   публичные   формы   общения:   пресс­ конференция, аукцион, митинг, дискуссия, телепередача, панорама, телемост, устный журнал и т.д.; ­   уроки,   основанные   на   имитации   деятельности   учреждений   и организаций: суд, ученый совет; ­ уроки, опирающиеся на фантазию: урок­сказка, урок­сюрприз, урок­ подарок, урок­сомнение, урок­фантазия и т.п.; ­ интегрированный урок, бинарный урок; ­   перенесенные   в   рамках   урока   традиционные   формы   внеклассной работы:   КВН,   концерт,   инсценировка,   спектакль,   ярмарка,   концерт, фестиваль, клуб знатоков и пр.; ­ трансформация традиционных способов организации урока: лекция­   защита   урок­зачет   (защита   оценки), парадокс,   урок­консультация, читательского формуляра и т.п. В процессе подготовки первого урока педагогам следует выбирать тип, вид   и   методы   проведения   урока   с   учетом   цели,   возрастных   особенностей учащихся,   акцентируя   внимание,   в   первую   очередь,   на   максимальном вовлечении   в   его   организацию   и   проведение   самих   учащихся.   Так,   можно предложить   учащимся   продемонстрировать   в   увлекательной   форме   их творческие   и   трудовые   достижения   в   летний   период,   (любительские видеофильмы,   фотоэкспозиции,   литературные   зарисовки,   выполненные работы по благоустройству территории, историко­культурных, природных и социальных объектов и др.).  С   этой   целью   можно   рекомендовать   уроки   с   использованием интерактивных технологий обучения: ­ интерактивные технологии кооперативного обучения работы на уроке: сократовская беседа, работа в парах, карусель, работа малых группах (диалог, синтез мыслей, круг идей…), аквариум и др.; ­   интерактивные   технологии   коллективно­группового   обучения: обсуждение проблемы в общем круге, «микрофон», «Броуновское движение», анализ ситуации и др.; ­   интерактивные   технологии   обсуждения   дискуссионных   вопросов: «неоконченная цепочка», «займи позицию», ток­шоу, дебаты и др. Интерес   у   учащихся   вызывают   и   приёмы   проведения   нестандартных уроков, предложенные американским профессором Венди Кропидом: ­ прием джигсов (класс объединяется в группы по 5 человек. В каждой группе   выбирается   учащийся,   который   готовит   материал   заранее,   а   потом излагает   его   всем   членам   группы.   После   этого   учащиеся   выполняют определенные упражнения с целью контроля усвоения материала, и ведется дискуссия.   В   группе   выбирается   докладчик,   который   выступает   перед учащимися класса); ­   «три   ступеньки   интервью»   (учащиеся   объединяются   в   пары.   На первой   ступени   один   учащийся   опрашивает   другого,   на   второй   ступени партнеры меняются местами, на третьей – выступают перед командой); ­   «мозговая   атака»   (учащиеся   спонтанно   отвечают   на   заданный вопрос,   а   учитель   фиксирует   ответы   на   доске.   Потом   все   идеи обосновываются, развиваются); ­ «пронумерованные головы» (учитель задает вопрос каждой команде, которая состоит из 4 человек. Ответ обсуждается в группе. Во время опроса учитель   называет   номер,   например,   3.   И   все   учащиеся   под   номером   «3» отвечают на вопрос); ­   «партнеры»   (класс   делится   на   малые   группы.   Половине   каждой группы   дается   задание,   которое   они   вместе   выполняют,   потом   объясняют материал другой половине. Так же поступает и другая часть группы. Через определенное время все собираются вместе и обсуждают информацию). Нестандартный   урок   требует   тщательной   подготовки,   при   этом активное участие в ней принимает не только учитель, но и учащиеся (они делятся на группы, команды, получают задания, готовят материалы и т.п.) Структура нестандартного урока обязательно включает: 1)   постановку   проблемы,   нахождение   путей   ее   решения,   мотивацию деятельности; 2) сообщение нового материала в «нестандартных» формах организации мыслительной активности учащихся; 3) формирование умений и навыков школьников; 4) рефлексию. Учителю,   планирующему   проведение   нестандартного   урока,   следует помнить,   что   нестандартному   уроку   должна   предшествовать   тщательная подготовка,   при   выборе   формы   нетрадиционных   уроков   необходимо учитывать   уровень   подготовленности   и   специальные   особенности   класса   и каждого учащегося в отдельности. Например, в старших классах учащиеся с удовольствием принимают участие в дискуссии.  Урок­дискуссия Дискуссия   позволяет   организовать   живое   общение,   вовлечь большинство учащихся в обсуждение проблемного вопроса, она предполагает напряжение   мысли,   стимулирует   речевую   активность   и   самостоятельность суждений, способствует формированию личности школьника Методика проведения урока­дискуссии включает три этапа: 1)  подготовительный. Учитель выбирает дискуссионный вопрос, который интересен учащимся и к обсуждению которого школьники готовы;  создает инициативную группу учащихся для подготовки дискуссии.  Группа   готовит   объявление,   где   указывает   тему,   вопросы   для обсуждения,   время   проведения.   Инициативная   группа   готовит   помещение (расставляет стулья так, чтобы участники видели друг друга), вывешивает правила ведения дискуссии.  2)  проведение дискуссии. Учитель объявляет тему и цель дискуссии; настраивает участников на полемический лад; не препятствует желающим выступить, но и не принуждает к   выступлению,   чтобы   во   время   дискуссии   царил   дух   искренности; стимулирует   активность   участников   при   помощи   разнообразных   приемов (неожиданный вопрос, парадоксальное предположение, краткое возражение, переадресацию   вопроса);   не   спешит   навязывать   готовое   решение;   не торопится   исправлять   заблуждающихся;   не   вмешивается   в   обсуждение   без особой необходимости; не поддерживает открыто одну из сторон; выбирает подходящий момент для окончания дискуссии. 3) подведение итогов дискуссии. Учитель   задает   вопросы   обобщающего   характера   по   проблеме дискуссии   и   предоставляет   возможность   участникам   высказаться,   а   после вместе с учащимися обсуждает саму дискуссию. Кроме   того,   живой   интерес   у   учащихся   вызывают   следующие   виды нетрадиционных уроков: Урок – путешествие В основе урока лежит дидактическая игра. Для ее проведения можно подготовить   карту   маршрута,   задания   и   вопросы   к   пунктам   (станциям). группу Можно «персонажей», встречающих     использовать     «путешественников» в каждом пункте. Путешествие может быть построено по разным принципам. Например, могут быть такие «станции» ­ пункты: а) «теория», «практика», «исследование», «доказательство» и пр.; б) «историческая», «политическая», «экономическая», «культурная»; в) «прошлое», «настоящее», «будущее»; г) «история», «литература», «музыка», «живопись», «наука». Важно, чтобы в каждом пункте учащиеся могли получить небольшой блок теоретических знаний и возможность их практической реализации. Такой урок   строится   на   интерактивной   деятельности.   Путешествие   может совершаться   всем   классом,   но   лучше   использовать   прием   «ротационных групп», при котором, задание каждой «станции» учащиеся будут выполнять в группах нового состава. В конце урока «путешественники» представляют свой ответ на ключевой вопрос: «С чего начинается Родина?». Урок­сценарий Такой   урок   строится   по   типу   телевизионной   передачи.   Для   этого создается   сценарий   будущего   «телешоу»,   распределяются   роли,   в   основе урока   можно   использовать   прием   «Аквариум».   Например,   сценарий   шоу «Открытый микрофон». Для его реализации необходимы «эксперты» в разных   представитель   науки, областях   (экономист,   культуролог,   политик, представитель   образования,   спорта   и   т.д.).   Каждый   эксперт   может предоставить   свое   видение   ответа   на   ключевой   вопрос   исходя   их   сферы, которую он представляет. А затем участники высказывают свое мнение. В конце,   учитель   (как   ведущий   шоу),   представляет   резюме.   В   качестве «экспертов» могут выступать подготовленные учащиеся или же привлекаются специалисты   из   разных   сфер   жизни   государства   (приглашаются   родители, выдающиеся деятели Донецкой Народной Республики). Урок – исследование В   рамках   такого   урока   реализуется   самостоятельное   исследование учащимися.  Для  такого  урока необходимо  подготовить  материал:  отрывки литературных произведений, исторических документов, газетных статей и т.п. Учащиеся   проводят   исследовательскую   работу,   готовят   презентацию выводов.  Урок­лекторий Сложная форма, предполагающая интеграцию учащихся разных классов. Учащиеся основной или старшей школы могут подготовить такой урок для учащихся   начальной   школы.   Группа   учащихся   приходит   в   класс   и рассказывает   о   нашей   Родине.   Основных,   славных   этапах   истории, государственных символах, достижениях и перспективах, о традициях школы, ее   выдающихся   выпускниках.   Ученики   младшей   школы   высказывают   свои ответы на ключевой вопрос «С чего начинается Родина?». В первом классе в составе такой группы могут быть представители детской организации школы, актива школьного музея. Выступление группы в начальной школе не должно превышать   15   минут.   В   своих   выступлениях   старшеклассникам   нужно задавать вопросы аудитории.  Урок – экскурсия Такой   урок   рекомендуется   проводить   в   музее   (краеведческом, художественном, предприятия, школьном и пр.). Урок может быть построен на основе материалов отдельного зала музея, экспозиция музея в целом или   материалы отдельного   произведения   (произведений).   Например, Республиканского   краеведческого   музея   относящиеся   к   истории возникновения и становления Донецкой Народной Республики (Декларация о государственном   суверенитете   Донецкой   Народной   Республики,   первая редакция Конституции и т.п.); картины художников – земляков и художников (Н. Касаткина, М. Джарты и др.) из коллекции Донецкого художественного музея; экспозиции музеев высших учебных заведений, предприятий Донбасса. Данный урок может включать в себя и профориентационную работу.  Урок творчества Виды   уроков   различают   по   ведущему   методу   обучения,   который выполняет системообразующую функцию ко всему уроку. Это может быть: арт­урок, урок­игра, урок­самостоятельная работа, интегративный урок (урок «погружения»),  урок­театральное  представление,  урок–игра  реконструкция, урок­сочинение,   урок­выставка.   Можно   комбинировать   несколько   типов, проведя «Арт­фестиваль», например, предложить учащимся объединиться в группы   в   зависимости   от   предпочтительного   вида   деятельности.   Каждая группа   отвечает   на   вопрос   «С   чего   начинается   Родина?»,   готовя   свою презентацию.   Одна   –   в   виде   рисунка,   коллажа,   плаката.   Вторая   – литературного произведения. Третья – сценки. Четвертая – подборки песен и т.п. Каждая группа презентует свою работу.  Урок – конференция Подготовка к уроку­конференции является обязательной. Она включает в   себя   четыре   этапа.   На   первом   этапе   учитель   определяет   тему   урока­ конференции,   ставит   задачи   и   ограничивает   время.   На   втором   этапе участники приступают к прочтению теоретического материала. На третьем этапе готовятся тексты (доклады, рефераты) и другое обеспечение – плакаты, стенды и т.д. На четвертом этапе учитель отвечает на интересующие вопросы   Началом   урока­конференции   является в   индивидуальном   порядке. вступительные   слова   учителя,   в   частности,   сообщение   плана   проведения, задач, ограничения по времени. Далее говорят учащиеся. В конце подводятся итоги. Уроки,   проведенные   в   нестандартной   форме,   формируют   навыки учебной   деятельности,   удовлетворяют   потребность   учащихся   в   развитии интеллектуальной,   мотивационной,   эмоциональной   сфер,   делают   занятия более запоминающимися, эмоциональными, способствую глубокому усвоению материала, благоприятно воздействуют на развитие творческих способностей, развивают   логическое   мышление,   любознательность,   интерес   к   предмету, обеспечивают реализацию межпредметных связей в обучении. При   подготовке   к   первому   уроку   следует   обратить   внимание   на оформление   кабинета,   в   котором   могут   быть   представлены   следующие элементы:   государственная   символика;   карта   Донецкой   Народной Республики,   Конституция   Донецкой   Народной   Республики;   фотографии памятных   мест   Донбасса,   памятников   культуры   и   природы;   творческие работы учащихся (рефераты, проекты, сочинения, стихи, рисунки, плакаты, газеты,   отзывы   об   экскурсиях,   макеты   и   т.   д.)   о   Донбассе;   портреты знаменитых деятелей истории и культуры Донбасса, в своих произведениях и своей деятельностью прославивших нашу Родину. Итоги   проведения   занятия   (наиболее   интересные   суждения,   рисунки, фотографии,   сообщения   и   т.п.)   важно   отразить   сайте   образовательной организации, класса. При подготовке к первому уроку рекомендуем использовать  учебно­ методические пособия и интернет­ресурсы: 1. Историческое   краеведение.   5   класс   :   Введение   в   историю   Донецкого края   /сост.   Морозов   П.Л.,   Пестрецов   В.В.,   Кожемяка   О.Л.;   ДИППО.   – Донецк: Истоки, 2015.  2. 2.   Сборник   документов   и   материалов   по   курсу   «История   Отечества» (региональный компонент): 5–11 классы / Сост.: Хаталах О.В. – Донецк: Истоки, 2017. 3.   Литература   родного   края.   Пособие   по   литературному   краеведению. /Сост. Мельникова Л.В., Король Г.Н., Прядко А.Г., Левченко Е.Я. Донецк, 2015. 4.  Литература  родного  края:  Хрестоматия. 5­11  классы  /  сост.:  Король Г.Н., Мельникова Л.В., Коняшина Н.А., Пеньков В.Н., Верланова Т.А. – Донецк: Истоки, 2017. 5. http://istoriya405.wixsite.com/mysite­1/d­n­r 6. http://istoriya405.wixsite.com/mysite­1/u­g­d 7. http://istoriya405.wixsite.com/mysite­1/donbass ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Памятные даты и юбилеи 2018 года  795   лет   назад   состоялась   битва   (1223)   русских   дружин   с   монголо­ татарскими завоевателями на реке Калке;  355 лет со дня основания (1663) Маяцкой крепости (теперь с. Маяки Славянского района);  335 лет назад (1683) началась разработка соляных источников на реке Бахмутка;  315   лет   со   времени   образования   (1703)   Бахмутского   уезда   как административно­территориальной   единицы   Екатеринославской губернии с центром в г. Бахмуте (теперь г. Артемовск);  270 лет со дня основания (1748) в г. Бахмуте (теперь г. Артемовск) казачьего полка, на базе которого в 1783 году М. И. Кутузовым был создан Мариупольский гусарский полк;  240   лет   со   времени   (1778–1780)   переселения   греков­христиан   с Крымского ханства в Приазовье;  240 лет со времени основания (1778) слободы Алексеевка (теперь г. Торез);  230 лет со времени (1788–1780) переселения немцев в Причерноморье и Приазовье;  200 лет назад (1818) берг­инспектор Евграф Петрович Ковалевский на основании   особых   наблюдений   составил   полный   доклад   о   состоянии донецких соляных промыслов, истории соледобычи, впервые пришел к выводу   о   существовании   соляных   подземных   залежей   в   Бахмутском котловане;  175 лет назад (1843) Виктором Егоровичем фон Граффом, российским лесоводом,   полковником   Корпуса   лесничих,   основоположником степного   лесоразведения,   создано   первое   степное   образцовое лесничество   –   Великоанадольская   образцовая   плантация   (теперь Великоанадольский лес) со школой сельских лесников;  150 лет со времени основания (1868) г. Краматорск;.  140   лет   со   времени   основания   (1878)   станции   Дебальцево Екатерининской железной дороги (теперь г. Дебальцево) ;  140 лет назад (1878) в Мариуполе основана первая профессиональная театральная   труппа   под   управлением   Василия   Леонтьевича Шаповалова.   С   этого   времени   начинается   история   Донецкого академического   ордена   Почета   областного   русского   драматического театра (г. Мариуполь);   140   лет   назад   (1878)   открыты   участки   Донецкой   каменноугольной железной дороги: Никитовка – Дебальцево – Должанская, Дебальцево – Попасная – Краматорск, Дебальцево – Луганский завод;  140 лет назад (1878) основана железнодорожная станция Дебальцево и железнодорожный вокзал, который является памятником архитектуры XIX ст. ;  115 лет назад (1903) известный русский и советский археолог Василий Алексеевич   Городцов   произвел   раскопки   старинных   курганов   в бассейне рек Бахмут и Северский Донец, где был найден богатейший археологический   материал,   позволивший   установить   периодизацию культур эпохи бронзы. Выделить три стадии археологической истории юга СССР – ямную, катакомбную, срубную;   105   лет   назад   (1913)   на   шахтах   Донбасса   начали   внедрять   легкие   и тяжелые   врубовые   машины   производства   американских   и   немецких фирм;  100   лет   назад   была   создана   Донецко­Криворожская   советская республика;   95 лет со дня выхода (1923) первого номера литературного журнала «Забой»   (впоследствии   литературно­художественный   и   общественно­ политический журнал «Донбасс») ;   90 лет со дня открытия (1928) первого на Донетчине драматического театра «Донгосдрама» ;  90   лет   со   времени   (1928)   как   на   Горловском   машиностроительном заводе   им.   Кирова   была   выпущена   первая   электрическая   врубовая машина ДТ (Донецкая тяжелая) ;  85   лет   со   времени   основания   (1933)   пос.   Каракубстрой   (теперь   г. Комсомольское) ;  85   лет   назад   (1933)   в   г.   Сталино   (теперь   г.   Донецк)   введен   в эксплуатацию аэропорт (до 26 мая 2014 г. Международный аэропорт «Донецк»   им   С.С.   полностью   разрушенный   Прокофьева), Вооруженными Силами Украины в ходе военных действий в июне 2014 – январе 2015 года;  85 лет назад (1933) в г. Сталино (теперь г. Донецк) открылись первые вечерние школы рабочей молодежи;  85   лет   со   дня   основания   (1933)   Донецкого   республиканского академического театра кукол;  85   лет   со   времени   основания   (1933)   библиотеки   Донецкого медицинского института (теперь Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького);  85 лет со времени основания (1933) народным артистом СССР Натаном Григорьевичем Рахлиным Донецкого академического симфонического оркестра   им.   Прокофьева   Донецкой   государственной   С.С. академической филармонии;   80   лет   назад   (1938)   построено   здание   гостиницы   «Донбасс»   (теперь «Донбасс Палас»);  80 лет со времени основания (1938) пос. Соцгородок (теперь г. Горняк);  75   лет   со   дня   освобождения   Донбасса   от   немецко­фашистских захватчиков;  75 лет назад (1943) принято постановление Государственного комитета обороны СССР «О восстановлении угольных шахт Донбасса»;   65 лет назад (1953) основана областная травматологическая больница (ныне Республиканский травматологический центр);  65   лет   со   времени   основания   (1953)   Центральной   городской клинической больницы № 3 (г Донецк);  65 лет назад был построен дворец спорта «Шахтер» – один из первых крытых спортивных залов в Советском Союзе;  60 лет со времени (1958) запуска первой турбины Старобешевской ТЭС. Также, в этом году отмечаются юбилеи таких выдающихся земляков, как  П.Н. Ангелина,  Л.Ф.  Быков,  В.Ф.  Маргелов,  В.И.Немирович­Данченко, Ф.А.Сергеев   (Артем),   А.И.Мерцалов,   А.А.   Свицын,   Б.Л.   Горбатов, В.Н.Сосюра, Л.А. Бринь.

Классный час "С чего начинается Родина"

Классный час "С чего начинается Родина"

Классный час "С чего начинается Родина"

Классный час "С чего начинается Родина"

Классный час "С чего начинается Родина"

Классный час "С чего начинается Родина"

Классный час "С чего начинается Родина"

Классный час "С чего начинается Родина"

Классный час "С чего начинается Родина"

Классный час "С чего начинается Родина"

Классный час "С чего начинается Родина"

Классный час "С чего начинается Родина"

Классный час "С чего начинается Родина"

Классный час "С чего начинается Родина"

Классный час "С чего начинается Родина"

Классный час "С чего начинается Родина"

Классный час "С чего начинается Родина"

Классный час "С чего начинается Родина"

Классный час "С чего начинается Родина"

Классный час "С чего начинается Родина"

Классный час "С чего начинается Родина"

Классный час "С чего начинается Родина"

Классный час "С чего начинается Родина"

Классный час "С чего начинается Родина"

Классный час "С чего начинается Родина"

Классный час "С чего начинается Родина"

Классный час "С чего начинается Родина"

Классный час "С чего начинается Родина"

Классный час "С чего начинается Родина"

Классный час "С чего начинается Родина"

Классный час "С чего начинается Родина"

Классный час "С чего начинается Родина"

Классный час "С чего начинается Родина"

Классный час "С чего начинается Родина"

Классный час "С чего начинается Родина"

Классный час "С чего начинается Родина"

Классный час "С чего начинается Родина"

Классный час "С чего начинается Родина"

Классный час "С чего начинается Родина"

Классный час "С чего начинается Родина"

Классный час "С чего начинается Родина"

Классный час "С чего начинается Родина"

Классный час "С чего начинается Родина"

Классный час "С чего начинается Родина"

Классный час "С чего начинается Родина"

Классный час "С чего начинается Родина"

Классный час "С чего начинается Родина"

Классный час "С чего начинается Родина"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2019