Классный час «Семейные традиции"5 класс имеет следующие цели проведения
- Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям;
- Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям;
- Формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников;
- Изучение семей классного коллектива;
- Знакомство с наиболее распространенными традициями русского народа.
Тема очень актуальна в наши дни, так не все дети и их родители имеют семейные традиции, а на кл часу мы будем о них говорить
Классный час в 5 классе: «Семья. Семейные традиции»
Классный руководитель : Афанасьева Т.Ю.
Цель проведения
Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям;
Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям;
Формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников;
Изучение семей классного коллектива;
Знакомство с наиболее распространенными традициями русского народа.
Предварительная подготовка к классному часу:
Ход классного часа
Классный руководитель
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром
Здравствуйте, дорогие ребята, добрый день, уважаемые родители! Сегодня наш разговор о семье и о
взаимоотношении в ней, о семейных праздниках и традициях. Наша семья – это самые близкие люди, которые
помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете.
Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где
можно отдохнуть душой. Такое место – твоя семья, твой дом.
В семейном кругу мы с вами растём.
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаём,
Основа основ – родительский дом.
Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приласкает, кто приголубит, кто утешит? Конечно, ваши
мамы, папы, родные и близкие вам люди, те, кто дорог вам больше всего на свете.Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой,
традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растёт,
задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни? Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию
образования. Теперь всё упростилось до такой степени, что мы порой не знаем не только прабабушек, а даже
двоюродных братьев и сестёр, дядей, тёток и т. д. Семейная связь времен – это тайные нити, которые связывают
сегодня со вчера, с позавчера. И давай дети ,поговорим с вами о семейных традициях.
Учитель: А какие традиции вы знаете?(дети отвечают) У многих дома хранятся станинные вещи. Человека уже
нет, но мы храним , а вещи, принадлежащие ему живут. Мы их храним и бережём. Это тоже наши традиции.
Почему мы храним эти вещи? Они интересны нам с исторической точки зрения как предметы старины, культуры,
быта, но и они дороги как память о наших родных. Мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства». История
вещи – история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Это – замечательная традиция многих
семей. А у когонить есть такая традиция?(дети отвечают)
Одна из распространённых русских традиций – традиция застолья.
За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким – либо кушаньем.
Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почёте были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба.
Из ягод – клюква, морошка, мочёная брусника. Из напитков – пиво, квас.
Всё течёт, всё изменяется – меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, становятся
традиционными.
Дети называют блюда, традиционные в их семьях.
Отмечать семейные праздники – то же традиция.
Какие праздники отмечают в вашей семье?
Учащиеся рассказывают, как в их семье отмечают праздники.
Исполнение семейных обязанностей – это тоже традиция.
Семья и труд связаны исторически. Самочувствие человека, его здоровье, производительность труда впрямую зависят
от семьи. В семье закладываются основы усердия и трудолюбия. В семье человек должен осознать разницу между
престижными и нравственными потребностями.
Домашний труд – это часть практики человека, где особенно ярко проявляются индивидуальные свойства личности,
черты его характера и уровень культуры.
Домашний труд можно условно разделить на два направления:
1.
2.
Повседневная домашняя работа;
Труд в домашнем хозяйстве.
Для того, чтобы проанализировать степень вовлечения учащихся в помощь по дому, можно предложить
следующую анкету.(Анкета) (проверка1 человек подводит итоги)
Анкета_______________
Учитель:
1 викторина:
«Самый умный» ребенок1 Содержание одной из статей Всеобщей декларации прав человека таково: «Брак может быть заключён
только при обоюдном и свободном согласии обеих сторон». Назовите сказку Андерсена, в которой её
героями эта статья нарушается.
2 Какая птица спасла Дюймовочку от свадьбы с кротом?
(Ласточка.)
3 В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: «Дети имеют право жить со своими родителями, и
никому не позволено их разлучать»?
(«Дюймовочка».)
(«Снежная Королева». Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной
дворец.)
4 В какой сказке К.И. Чуковского именины заканчиваются свадьбой?
(Муха Цокотуха.)
5 Назовите самую семейную геометрическую фигуру.
(выяление победителей по командам)
(Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.)
«Самый умный» родитель
2 Эта римская богиня счастья и удачи покровительствовала новорождённым, целой семье, девам,
отдельно могла покровительствовать замужним женщинам, мужчинам. Кто же она?
(Фортуна.)
4 Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение
от отца или матери?
5 О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи,
достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»?
6 Англичане говорят: «Черная овца есть в каждом стаде». А что говорим мы?
(«Яблоко от яблони недалеко падает».)
(О матрёшке.)
(«В семье не без урода».)
7 Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника?
(Матьимачеха.)
«команда –миллионер»(2 команды)+жетоны
1 До какого события, согласно поговорке, должна зажить любая травма человека?
а) До помолвки;
б) До регистрации;
в) До свадьбы;
г) До первого свидания.
2 Чем обмениваются новобрачные в ЗАГСе?
а) Кольцами;
б) Фотографиями;
в) Телефонами;
г) Рукопожатиями.
3 Что, согласно традиции многих стран, молодая жена бросает в толпу гостей?
а) Перчатку;
б) Букет;в) Бутылку шампанского;
г) Фату.
4 Что по традиции подружки невесты стараются сделать на свадьбе?
а) Надеть туфельку;
б) Примерить кольцо;
в) Поймать букет;
г) Отбить жениха.
5 Что в известной русской сказке пустил царевич, желая найти хорошую невесту?
а) Пулю;
б) Стрелу;
в) Копьё;
г) Бумеранг.
6 Каким орденом в СССР награждали многодетных матерей?
а) «Трудовой славы»;
б) «МатьГероиня»;
в) «За личное мужество»;
г) «Дружбы народов».
(С 1944 года почетное звание матерей, родивших и воспитавших 10 и более детей. Ныне подобную
награду пытаются возродить.)
7 Что мешало Ромео и Джульетте открыто сочетаться законным браком?
а) Интриги свахи;
б) Вражда родителей;
в) Отсутствие паспортов;
г) Проблемы с жильём.
8 Что из перечисленного может быть семейным?
а) Предлог;
б) Междометие;
в) Союз;
г) Местоимение.
10 Какое выражение стало символом большой семьи?
а) Трое в лодке;
б) Четверо за компьютером;
в) Пятеро в ванной;
г) Семеро по лавкам.
1 В каком месяце отмечается Международный день семей?
а) В мае;
б) В июне;
в) В августе;
г) В сентябре.
(Отмечается ежегодно 15 мая, начиная с 1994 года. Провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН.)
3 Какой математический термин часто использует супруг, говоря о своей жене?а) Половина;
б) Четвертинка;
в) Осьмушка;
г) Десятина.
5 Как звали бога славянорусской мифологии, родоначальника жизни, покровителя семьи и дома?
а) Род;
б) Число;
в) Падеж;
г) Склонение.
6 Как в старину в России назывался свадебный обряд?
а) «Щи»;
б) «Каша»;
в) «Окрошка»;
г) «Кулебяка».
(Может быть, отсюда берёт истоки русская пословица «С ним каши не сваришь»?)
9 Кого засылают в дом невесты?
а) Разведчиков;
б) Юристов;
в) Сватов;
г) Казачков.
1. Награждается самый активный учащийся, родитель
2. Самая лучшая команда
3. Лучший участник в номинации «Рассказ о семейной традиции».
Подведение итогов
Домашнее задание
Составить свои родословные , расспросить своих родителей о бабушках и прабабушках,
Завершить наш праздник хочется следующими словами:
Любовь, понимание, взаимоприятие – залог семейного счастья.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле!