Классный час "Совесть"
Оценка 4.8

Классный час "Совесть"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
воспитательная работа
8 кл
21.02.2018
Классный час "Совесть"
Задачи: 1). На основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку у учащихся и их самоконтроля в повседневном поведении. 2). Показать учащимся необходимость в критическом осмыслении и анализе собственных поступков и поступков сверстников и одноклассников. 3). Развитие таких личных качеств у учащихся, как умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы. «Летним жарким днём в битком набитом автобусе, следующем почти через весь город к реке, взгляд мой почему-то задержался на семейной паре. Молодая, полная, пышно одетая женщина и девочка лет тринадцати сидели на местах, над которыми висела табличка: «Для пассажиров с детьми и инвалидов». Мать примостилась с краю…, как на грех, в этом трясучем автобусе, видимо, управляемом неопытным водителем, скопилось на редкость много старушек. Вот им-то, обвешанным сумками, изнемогающим от духоты, приходилось особенно лихо. При всяком толчке их нещадно кидало взад-вперёд. А девочка, которая сидела у окошка, притворно спала себе, занимая сиденье, предназначенное как раз для этих старых и немощных людей».
классный час.doc
Совесть­мерило нравственности Цель: Формирование чувства совести. Задачи:  1). На основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку у учащихся и их самоконтроля в повседневном поведении. 2). Показать учащимся  необходимость в критическом осмыслении   и анализе собственных поступков и поступков сверстников и одноклассников. 3).   Развитие   таких   личных   качеств   у   учащихся,   как   умение   признавать   свои   ошибки, анализировать их и делать выводы. «Летним   жарким   днём в  битком  набитом  автобусе,   следующем   почти  через  весь город к реке, взгляд мой почему­то задержался на семейной паре. Молодая, полная, пышно одетая женщина и девочка лет тринадцати сидели на местах, над которыми висела   табличка:   «Для   пассажиров   с   детьми   и   инвалидов».   Мать   примостилась   с краю…,   как   на   грех,   в   этом   трясучем   автобусе,   видимо,   управляемом   неопытным водителем, скопилось на редкость много старушек. Вот им­то, обвешанным сумками, изнемогающим от духоты, приходилось особенно лихо. При всяком толчке их нещадно кидало   взад­вперёд.   А   девочка,   которая   сидела   у   окошка,   притворно   спала   себе, занимая сиденье, предназначенное как раз для этих старых и немощных людей».  I Этап. РОЛЬ УЧИТЕЛЯ: 1. Определение темы. 2. Предварительное проведение анкетирование «Совесть в жизни человека». 1. Был ли в твоей жизни случай, когда тебе было очень стыдно? 2. Что ты сделал тогда? 3. А теперь, когда прошло время, вспоминая тот случай, тебе вновь стыдно? 3. Анализ анкеты «Совесть в жизни человека». 4. Подбор материала. Роли и поручения детям: 1. Подготовить пословицы и поговорки  о совести. 2. В Детской Библии повторить Заповеди Божьи.  II Этап. Проведение класса общения. Человек­   существо   социальное.   Его   нельзя   оторвать   от   конкретных   условий общества. Поэтому мы и говорим, что основу его поведения составляет та общественная среда, в которой он живёт.   Но вместе с тем – существо разумное. Всё, что он делает, он делает осмысленно .Как существо   мыслящее,   чувствующее,   человек   обладает   активной   способностью   выбирать 1 формы своего поведения. Человек должен сделать всё от него зависящее, чтобы крепко стоять на ногах, быть высоконравственным. Но для этого нужна внутренняя духовная волевая борьба человека со слабостями, борьба за устранение всего, что мешает нам двигаться вперёд. Но действия и поведение человека оценивается не только другими людьми. Свои поступки должен оценивать и сам человек. Эта способность  человека  к внутренней оценке своих  поступков, способность соразмерять   своё   поведение   с   нормами   морали,   действующими   в   обществе,   чувство нравственной ответственности за своё поведение перед другими людьми и есть совесть. О   проявлении   совести   человека   имеется   немало   народных   пословиц   и   поговорок.   Вот некоторые из них. Многие   выдающиеся   люди   указывали,   что   без   чувства   совести   трудно   стать нравственным человеком. Сократ   высказывался   на   этот   счёт   так:  «Я   считаю   потерянным   того   человека, который   потерял   чувство   стыда».   Совесть   служит   регулятором   поведения     и деятельности человека, его внутренним моральным контролёром. Совесть­ это своеобразный моральный страх, несущий ответственность за поведение человека, за выбор им своих действий, поступков. Готовясь к этому часу общения, я просила вас ответить на три вопроса анкеты. 1. Был ли в твоей жизни случай, когда тебе было очень стыдно? 2. Что ты сделал тогда? 3. А теперь, когда прошло время и, вспоминая тот случай, тебе вновь стыдно? Совесть   помогает   людям   правильно   вести   себя,   исправлять   свои   ошибки, совершенствовать свои лучшие качества. Совесть является глубоким и важным внутренним мотивом нравственного поведения. Совесть проявляется и в большом, и в малом. Приведу такой пример.  ­Ребята, как вы думаете дальше развивались события? (ответы детей) Попробуйте проиграть ситуацию. Выскажите свои «за» и «против». ­Что означает выражение: «Не пристало девочке с этих лет совесть терять, да и вам самой мамаша, как бы после не наплакаться…» «Так у нас повелось: в семь лет ­ сидят, а в семьдесят стоят. Кто тут виноват? Да сами мы, родители. Вот какую кралю отец с матерью вырастили, а совесть вложить забыли.   Ну,   а   человек   без   совести   тот   же   калека,   ему   сидячее   место   вроде   бы положено…» Мы часто вынуждены задумываться над нравственным смыслом своих поступков и вообще над вопросом дозволенности и недозволенности.  Если   человек   совершает   неблаговидный   поступок,   это   нередко   вызывает   у   него недовольство   собой,   раскаяние,   угрызение   совести.   «Муки   совести»   ­   одно   из   самых сильных человеческих эмоций. 2 ­Ребята, кого же называют «человеком с чистой совестью»? (ответы детей) Чистая   совесть   означает,   как   говорил   Фейербах,   что   человек   не   чувствует   за   собой никакого злого поступка, никакого действия, которое должно было бы бояться мнения других людей. У А.С. Пушкина есть выражение: «Да, жалок тот, чья совесть нечиста».    Как вы понимаете выражение «нечистая совесть»? И почему человек с нечистой совестью действительно жалок? (ответы детей)  Нечистая  совесть есть не что иное, как страдание по поводу невыполненного долга, по поводу   боли,   причинённой   другому   человеку   по   недоразумению,   оплошности   или преднамеренно. Вместе с тем есть люди с больной совестью. ­Как вы понимаете выражение « больная совесть»? У   людей   с   больной   совестью   развивается   неуверенность   в   правильности   своих поступков,   постоянная   боязнь   сделать   что­то   не   так,   они   постоянно   казнят   себя   за поступки, в которых ничего предосудительного по существу не было. Каждый человек должен быть воспитан так, чтобы в нём постоянно звучал голос совести.   Именно   совесть   помогает   человеку   не   допускать   отступлений   от   норм человеческой   морали.   Совесть   имеет   божественное   происхождение,   является   таким нравственным чувством, которое вложено Богом в душу человека. Совесть­ это голос Бога внутри нас. Этот голос не только говорит человеку, что хорошо, что плохо, но и обязывает его делать добро и избегать дурного. Этому учат нас Заповеди Божьи.  Правота своих  поступков в согласии  с совестью  доставляет  человеку  радость и удовлетворение,   делает   его   уверенным   в   себе.   Но   как   бывает   на   душе   тяжело,   когда чувствуешь, что ты что­то сделал не так, как должен был сделать. Свой высший суд есть, наверное, у каждого человека. Именно он, этот суд, заставляет быть требовательным к себе. Чувство стыда и раскаяния ­ неприятное чувство.  Совесть – самый суровый и неумолимый из всех судей, какие только встречаются в жизни человека. Она делает человека человеком. Честность, правдивость, принципиальность ­ всё это неотделимо от совести. На   совестливых   людях   держится   мир   и   порядок.   Они   несут   в   себе   заряд нравственного здоровья, благотворно влияющего на окружающих. Их жизненная позиция во многом определяет моральный климат общества и уровень его идеалов. И я очень хочу, чтобы вы  никогда не теряли совесть  и жили всегда в согласии  с ней. Ибо, как говорил В.И. Даль, совесть – нравственное сознание, нравственное чутьё или   чувство   в   человеке;   внутреннее   сознание   добра   и   зла;   тайник   души,   в   котором отзывается   одобрение   или   осуждение   каждого   поступка;   способность   распознавать качество поступка; чувство, пробуждающее к истине и добру, отвращение ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда в различной степени развития. 3 Подошел к концу наш час общения. Мы сегодня  с вами много говорили о таком нравственным   качестве   человека,   как   СОВЕСТЬ.   И   так,   ребята,   совесть­мерило нравственности?          4

Классный час "Совесть"

Классный час "Совесть"

Классный час "Совесть"

Классный час "Совесть"

Классный час "Совесть"

Классный час "Совесть"

Классный час "Совесть"

Классный час "Совесть"
Скачать файл