Классный час в 5 классе к Международному дню грамотности
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
воспитательная работа
5 кл
24.01.2017
Задачи
1. Способствовать формированию потребности и стремления к знаниям.
2. Развивать любознательность и интерес к процессам и явлениям мирового масштаба.
Форма проведения: путешествие по карте языков мира.
Подготовительная работа
1. Составление карты языков мира.
2. Составление языкового дерева «Языки, на которых говорят в нашем роду».
3. Поиск и подготовка статистики по проблеме информационно- познавательного часа.
4. Подготовка сценария.
5. Сочинение «Что было бы на земле, если бы языков не было».
6. Класс делится на рабочие группы: первая группа отвечает за подготовку карта языков мира; вторая - за статистику по теме «Грамотность в современном мире»; третья - за подготовку сценок к информационно-познавательному часу.
кл час.docx
Классный час в 5 классе к Международному дню
грамотности
Разработка классного часа для 5 класса «В начале было слово»
Задачи
1. Способствовать формированию потребности и стремления к знаниям.
2. Развивать любознательность и интерес к процессам и явлениям мирового масштаба.
Форма проведения: путешествие по карте языков мира.
Подготовительная работа
1. Составление карты языков мира.
2. Составление языкового дерева «Языки, на которых говорят в нашем роду».
3. Поиск и подготовка статистики по проблеме информационно познавательного часа.
4. Подготовка сценария.
5. Сочинение «Что было бы на земле, если бы языков не было».
6. Класс делится на рабочие группы: первая группа отвечает за подготовку карта языков мира; вторая
за статистику по теме «Грамотность в современном мире»; третья за подготовку сценок к
информационнопознавательному часу.
Ход информационного часа
I. Основная часть
Классный руководитель. Добрый день! Дзень Добры! Здаравэньки булы! Гамарджоба! Салам алейкум!
Как здорово, что я знаю, как можно поздороваться с людьми разных народов! А лучше всего то, что я
знаю грамоту!
Давайте представим себе на минутку, что было бы на земле, если бы люди оставались неграмотны?
Попробуем пофантазировать. Я прошу вас, ребята, представить ваши фантазиисочинения.
Ребята зачитывают свои сочинения на данную тему.
Классный руководитель. Да, действительно, не будь грамоты человечество просто погибло бы.
Попробуйте ответить на вопрос, почему был провозглашен Международный день грамотности?
Ученик 1 (из второй группы, статистиков). Генеральная Ассамблея ООН провозгласила период,
начинающийся 1 января 2003 года, Десятилетием грамотности ООН. Ученик 2. Международный день грамотности, назначенный на 8 сентября, был так назван не только в
честь тех, кто подарил нам всем это величайшее и важнейшее для жизни всего человечества изобретение
письменность.
Ученик 3. Международный день грамотности один из международных дней, отмечаемых в системе
Организации Объединенных Наций. Сегодня почти четыре миллиарда жителей нашей планеты умеют
читать и писать.
Ученик 4. Сегодня четыре взрослых жителя планеты из пяти знают грамоту.
Ученик 5. В 1990 году прошлого столетия такими были трое из четырех, а в 1970 году примерно двое
из трех.
Ученик 6. При таком темпе обучения грамотности к 2010 году читать и писать смогут пять взрослых из
шести.
Ученик 7. Однако неграмотность остается серьезной проблемой планеты. Число неграмотных в мире
также постоянно увеличивается.
Ученик 8. Если не будут приняты активные меры, к 2010 году в мире будет насчитываться 830 млн
взрослых неграмотных. Женщины среди них попрежнему составляют большинство.
Классный руководитель. Путь к грамотности, путь к слову очень длительный и непростой. Чтобы
почувствовать слово, надо знать, как оно появилось, летопись его роста. Много народов существует на
земле, у каждого свой язык, своя культура. Народы стараются сохранить слова, в языке, которые уже
устарели, дают дорогу новым словам и даже самые маленькие народы, небольшие племена бережно
хранят родное слово.
Входит Азбука. Это мальчик или девочка с нашитыми на одежду буквами. Корона сделана из букв
(третья группа).
Азбука.
Мало видеть слово. Надо точно
Знать, какая есть у слова почва,
Как росло оно и как крепчало,
А затем узнать как оно зазвучало,
Чем должно набухнуть и налиться,
Прежде чем в названье превратиться,
В знанье, в имя или кличку просто...
Прелесть слова в летописи роста...
Ученик (из первой группы). Кто вы? Почему вы пришли сегодня к нам?
Азбука. Уважаемые ребята! Я пришла к вам из глубины веков. Я Азбука, основа слова. Я знаю, что вы
живете в XXI веке. И, конечно, я знаю и очень этим опечалена, что так много людей на земле не знают
грамоты, не могут составить слова и написать их. А на каком языке говорите вы?
Учащиеся называют языки, на которых они говорят дома.
Азбука. Да, ребята, это здорово, что вы можете говорить на многих языках. Но ведь вы живете в России,
где большинство говорит порусски. Русский язык относится к группе славянских языков. И мне хочется
спросить: какие еще языки относятся к славянским языкам?
Ученица (из первой группы). Уважаемая Азбука! Это очень просто. Только давайте обратимся к карте,
которую мы составили всем классом (идет к карте). Славянские языки делятся на три группы.
Восточнославянские языки это русский, белорусский и украинский язык.
Южнославянские языки болгарский, сербский, македонский, хорватский, словенский.
Западнославянские языки польский, чешский, словацкий и лужицкий (в Германии).
Ученик. А вообщето, было бы интересно знать, сколько всего языков на земле?
Азбука. По самым скромным подсчетам их всего от 3 до 5 тысяч. Среди них есть языки с «мировым
именем» русский, английский, немецкий, французский, испанский.
Есть языки зональные на них говорят люди из разных стран, но они находятся в соседстве между собой
к примеру, арабский или китайский языки.
Есть официальные или государственные языки монгольский в Монголии, польский в Польше, турецкий
в Турции. Есть страны, где государственным являются несколько языков: в Казахстане казахский и
русский, в Швейцарии немецкий, французский, итальянский.
Но большинство языков не имеют никакой официальной должности на них просто говорят... На одном
10 человек, на другом 100, на третьем половина мира...
Ученик. Уважаемая Азбука! Не можете ли вы подсказать, когда появился первый буквенный алфавит?
Азбука (показывает презентацию). Первый алфавит появился у древних греков, в Финикии. Из
финикийского алфавита возникла арабская письменность. Из греческого языка появился и латинский
алфавит. Ребята! А знаете ли вы происхождение русского алфавита?
Ученица. Конечно! Русский, кириллический, алфавит изобрели два ученыхмонаха братья Кирилл и
Мефодий. В 2013 году весь мир будет праздновать 1150летие со времени создания первой славянской
азбуки.
Ученик. Многие ученые склоняются к мысли о том, что Кирилл создал не только кириллицу, но и
глаголицу. В классической старославянской кириллице 43 буквы. Глаголица более сложный алфавит.
Ученица. Ты забыл сказать, что кириллицей написаны древнейшие славянские книги. К примеру,
Остромирово евангелие, которое написал дьяк Григорий по предложению новгородского посадника
Остромира.
Ученик. А еще я слышал, что существует язык, на котором не говорят, но который тоже может помочь в
общении людей.
Ученица. Ну, конечно, это язык жестов. Он имеет огромное значение в жизни людей. Азбука. Да, и не только язык жестов. Иногда телодвижения людей могут сказать о том, откуда
происходит человек. Не верите? Убедитесь сами.
На сцену приглашаются ребята (третья группа) представители разных этнических групп. Для того
чтобы было легче подготовить этот эпизод в сценарии, дети должны иметь в руках или на себе один из
предметов, символизирующих эту страну. Американец (ковбой) широкополую шляпу, турок шапку
эфеску, японецхалат, русский картуз, индеец (из Северной Америки) повязку с пером.
Азбука. Уважаемые гости! Мы рады видеть вас у себя. К сожалению, у нас так много гостей, что места в
зале ограничены, поэтому мы предлагаем присесть вам на пол. Мы приготовили для вас на полу удобные
места.
Ребята садятся. (Заранее нужно обсудить, как они должны сесть.)
Азбука (обращаясь к залу). Как видите, наши гости совершенно поразному сели на свои места. Может
быть, мне ктото подскажет, какие страны они представляют? (Ответы детей.)
Азбука. Итак, у нас в гостях представители самых разных народов.
• В Японии люди садятся на корточки.
• Североамериканские индейцы садятся, подложив одну ногу под себя.
• Русские садятся, раскинув ноги в стороны.
• Многие народы Востока садятся, скрестив ноги, иногда мы даже называем эту позу «сесть потурецки».
• Американцы садятся, закинув ногу на ногу.
Как видите, даже с помощью определенных привычек и поз можно узнать, какие народы пришли к нам в
гости. Хотя сейчас народы переняли привычки друг друга.
Классный руководитель. Сегодня, ребята, мы много узнали о том, какие языки «живут» на карте мира.
Живет язык значит, продолжает жить народ, который говорит на этом языке. Очень важно, чтобы языки
не исчезали, продолжали жить и развиваться.
Чем больше людей будут хорошо знать свой язык, изучать и понимать другие языки, тем сильнее будет
наша дружба.
Для этого много делают люди, изучающие другие языки. Это ученые географы, лингвисты,
путешественники, которые сами знали много языков и рассказали миру о других языках. Может быть, вы
узнаете, кто это?
Ученик. Он изучал языки и обычаи народов Океании, обучал их грамоте. Более того, он оставил о себе
благодарную память он боролся против колониализма, за то, чтобы папуасы Новой Гвинеи имели свое,
самостоятельное государство и свой государственный язык. Много лет назад это вызывало насмешки. Но
наступил день, когда над маленьким зданием в городке ПортМорсби взвился флаг с изображением
райской птицы. Это был день провозглашения нового государства Республики Папуа Новая Гвинея.
Этого русского человека, который помог папуасам обрести свою государственность и закрепить свой
язык как государственный, помнят и чтят. В его честь устраивают праздники, в этом государстве на
главной площади стоит памятник россиянину, который помог бороться за грамотность и равноправие
папуасов Новой Гвинеи.
Учащиеся называют: Николай Николаевич МиклухоМаклай. Ученица. Я хочу представить книги, которые могут много рассказать о путешествии МиклухоМаклая.
Здесь вы встретите не только интересные рассказы о языках народов, но и о жизни, обычаях и традициях
других народов. Это такие книги:
• Чумаченко Л. Человек с Луны;
• Тынянова Л.H. Друг издалека: Повесть о путешественнике Н.Н. МиклухоМаклае;
• Путилов Б.Н. Н.Н. МиклухоМаклай: Путешественник. Ученый. Гуманист.
Азбука. Давайте любить язык и радоваться тому, что мы можем общаться с помощью языка со всем
миром. Давайте будем помогать себе и тем, кто хотел бы знать много языков. Ведь язык живет тогда,
когда на нем говорят.
Я предлагаю вам, ребята, провести небольшую игру. В нашем классе так много разных имен. Они
начинаются на разные буквы. Давайте соберем все эти буквы и попробуем составить из них букет слов,
посвященных нашему разговору.
Ребята выполняют задание. Слова прикрепляются магнитами на доске. Например, слова «грамота»,
«слово», «буква» и др. из имен:
Григорий;
Роман;
Алина;
Мария;
Ольга;
Татьяна;
Анна.
Классный руководитель. Вот и подошло к концу наше путешествие. Но впереди у нас новые встречи и
новые путешествия в мир слова, в мир языка. Так хотелось бы, чтобы все люди на земле могли общаться,
говорить друг с другом, писать друг другу и радоваться тому, что живет на земле такое удивительное
изобретение СЛОВО!
II. Подведение итогов, объявление темы следующего информационнопознавательного часа
Классный час в 5 классе к Международному дню грамотности
Классный час в 5 классе к Международному дню грамотности
Классный час в 5 классе к Международному дню грамотности
Классный час в 5 классе к Международному дню грамотности
Классный час в 5 классе к Международному дню грамотности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.