Классный час в 5 классе к Международному дню грамотности
Оценка 4.7

Классный час в 5 классе к Международному дню грамотности

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
воспитательная работа
5 кл
24.01.2017
Классный час в 5 классе к Международному дню грамотности
Задачи 1. Способствовать формированию потребности и стремления к знаниям. 2. Развивать любознательность и интерес к процессам и явлениям мирового масштаба. Форма проведения: путешествие по карте языков мира. Подготовительная работа 1. Составление карты языков мира. 2. Составление языкового дерева «Языки, на которых говорят в нашем роду». 3. Поиск и подготовка статистики по проблеме информационно- познавательного часа. 4. Подготовка сценария. 5. Сочинение «Что было бы на земле, если бы языков не было». 6. Класс делится на рабочие группы: первая группа отвечает за подготовку карта языков мира; вторая - за статистику по теме «Грамотность в современном мире»; третья - за подготовку сценок к информационно-познавательному часу.
кл час.docx
Классный час в 5 классе к Международному дню грамотности Разработка классного часа для 5 класса «В начале было слово» Задачи 1. Способствовать формированию потребности и стремления к знаниям. 2. Развивать любознательность и интерес к процессам и явлениям мирового масштаба. Форма проведения: путешествие по карте языков мира. Подготовительная работа 1. Составление карты языков мира. 2. Составление языкового дерева «Языки, на которых говорят в нашем роду». 3. Поиск и подготовка статистики по проблеме информационно­ познавательного часа. 4. Подготовка сценария. 5. Сочинение «Что было бы на земле, если бы языков не было». 6. Класс делится на рабочие группы: первая группа отвечает за подготовку карта языков мира; вторая ­  за статистику по теме «Грамотность в современном мире»; третья ­ за подготовку сценок к  информационно­познавательному часу. Ход информационного часа I. Основная часть Классный руководитель. Добрый день! Дзень Добры! Здаравэньки булы! Гамарджоба! Салам алейкум! Как здорово, что я знаю, как можно поздороваться с людьми разных народов! А лучше всего то, что я  знаю грамоту! Давайте представим себе на минутку, что было бы на земле, если бы люди оставались неграмотны?  Попробуем пофантазировать. Я прошу вас, ребята, представить ваши фантазии­сочинения. Ребята зачитывают свои сочинения на данную тему. Классный руководитель. Да, действительно, не будь грамоты ­ человечество просто погибло бы.  Попробуйте ответить на вопрос, почему был провозглашен Международный день грамотности? Ученик 1 (из второй группы, статистиков). Генеральная Ассамблея ООН провозгласила период,  начинающийся 1 января 2003 года, Десятилетием грамотности ООН. Ученик 2. Международный день грамотности, назначенный на 8 сентября, был так назван не только в  честь тех, кто подарил нам всем это величайшее и важнейшее для жизни всего человечества изобретение  ­ письменность. Ученик 3. Международный день грамотности ­ один из международных дней, отмечаемых в системе  Организации Объединенных Наций. Сегодня почти четыре миллиарда жителей нашей планеты умеют  читать и писать. Ученик 4. Сегодня четыре взрослых жителя планеты из пяти знают грамоту. Ученик 5. В 1990 году прошлого столетия такими были трое из четырех, а в 1970 году ­ примерно двое  из трех. Ученик 6. При таком темпе обучения грамотности к 2010 году читать и писать смогут пять взрослых из  шести. Ученик 7. Однако неграмотность остается серьезной проблемой планеты. Число неграмотных в мире  также постоянно увеличивается. Ученик 8. Если не будут приняты активные меры, к 2010 году в мире будет насчитываться 830 млн  взрослых неграмотных. Женщины среди них по­прежнему составляют большинство. Классный руководитель. Путь к грамотности, путь к слову очень длительный и непростой. Чтобы  почувствовать слово, надо знать, как оно появилось, летопись его роста. Много народов существует на  земле, у каждого свой язык, своя культура. Народы стараются сохранить слова, в языке, которые уже  устарели, дают дорогу новым словам и даже самые маленькие народы, небольшие племена бережно  хранят родное слово. Входит Азбука. Это мальчик или девочка с нашитыми на одежду буквами. Корона сделана из букв  (третья группа). Азбука. Мало видеть слово. Надо точно Знать, какая есть у слова почва, Как росло оно и как крепчало, А затем узнать ­ как оно зазвучало, Чем должно набухнуть и налиться, Прежде чем в названье превратиться, В знанье, в имя или кличку просто... Прелесть слова ­ в летописи роста... Ученик (из первой группы). Кто вы? Почему вы пришли сегодня к нам? Азбука. Уважаемые ребята! Я пришла к вам из глубины веков. Я ­ Азбука, основа слова. Я знаю, что вы  живете в XXI веке. И, конечно, я знаю ­ и очень этим опечалена, ­ что так много людей на земле не знают  грамоты, не могут составить слова и написать их. А на каком языке говорите вы? Учащиеся называют языки, на которых они говорят дома. Азбука. Да, ребята, это здорово, что вы можете говорить на многих языках. Но ведь вы живете в России,  где большинство говорит по­русски. Русский язык относится к группе славянских языков. И мне хочется спросить: какие еще языки относятся к славянским языкам? Ученица (из первой группы). Уважаемая Азбука! Это очень просто. Только давайте обратимся к карте,  которую мы составили всем классом (идет к карте). Славянские языки делятся на три группы. Восточнославянские языки ­ это русский, белорусский и украинский язык. Южнославянские языки ­ болгарский, сербский, македонский, хорватский, словенский. Западнославянские языки ­ польский, чешский, словацкий и лужицкий (в Германии). Ученик. А вообще­то, было бы интересно знать, сколько всего языков на земле? Азбука. По самым скромным подсчетам их всего от 3 до 5 тысяч. Среди них есть языки с «мировым  именем» ­ русский, английский, немецкий, французский, испанский. Есть языки зональные ­ на них говорят люди из разных стран, но они находятся в соседстве между собой  ­ к примеру, арабский или китайский языки. Есть официальные или государственные языки ­ монгольский в Монголии, польский в Польше, турецкий  в Турции. Есть страны, где государственным являются несколько языков: в Казахстане ­ казахский и  русский, в Швейцарии ­ немецкий, французский, итальянский. Но большинство языков не имеют никакой официальной должности ­ на них просто говорят... На одном ­  10 человек, на другом 100, на третьем ­ половина мира... Ученик. Уважаемая Азбука! Не можете ли вы подсказать, когда появился первый буквенный алфавит? Азбука (показывает презентацию). Первый алфавит появился у древних греков, в Финикии. Из  финикийского алфавита возникла арабская письменность. Из греческого языка появился и латинский  алфавит. Ребята! А знаете ли вы происхождение русского алфавита? Ученица. Конечно! Русский, кириллический, алфавит изобрели два ученых­монаха ­ братья Кирилл и  Мефодий. В 2013 году весь мир будет праздновать 1150­летие со времени создания первой славянской  азбуки. Ученик. Многие ученые склоняются к мысли о том, что Кирилл создал не только кириллицу, но и  глаголицу. В классической старославянской кириллице ­ 43 буквы. Глаголица ­ более сложный алфавит. Ученица. Ты забыл сказать, что кириллицей написаны древнейшие славянские книги. К примеру,  Остромирово евангелие, которое написал дьяк Григорий по предложению новгородского посадника  Остромира. Ученик. А еще я слышал, что существует язык, на котором не говорят, но который тоже может помочь в  общении людей. Ученица. Ну, конечно, это язык жестов. Он имеет огромное значение в жизни людей. Азбука. Да, и не только язык жестов. Иногда телодвижения людей могут сказать о том, откуда  происходит человек. Не верите? Убедитесь сами. На сцену приглашаются ребята (третья группа) ­ представители разных этнических групп. Для того  чтобы было легче подготовить этот эпизод в сценарии, дети должны иметь в руках или на себе один из  предметов, символизирующих эту страну. Американец (ковбой) ­ широкополую шляпу, турок ­ шапку­ эфеску, японец­халат, русский ­ картуз, индеец (из Северной Америки) ­ повязку с пером. Азбука. Уважаемые гости! Мы рады видеть вас у себя. К сожалению, у нас так много гостей, что места в  зале ограничены, поэтому мы предлагаем присесть вам на пол. Мы приготовили для вас на полу удобные  места. Ребята садятся. (Заранее нужно обсудить, как они должны сесть.) Азбука (обращаясь к залу). Как видите, наши гости совершенно по­разному сели на свои места. Может  быть, мне кто­то подскажет, какие страны они представляют? (Ответы детей.) Азбука. Итак, у нас в гостях представители самых разных народов. • В Японии люди садятся на корточки. • Североамериканские индейцы садятся, подложив одну ногу под себя. • Русские садятся, раскинув ноги в стороны. • Многие народы Востока садятся, скрестив ноги, иногда мы даже называем эту позу «сесть по­турецки». • Американцы садятся, закинув ногу на ногу. Как видите, даже с помощью определенных привычек и поз можно узнать, какие народы пришли к нам в  гости. Хотя сейчас народы переняли привычки друг друга. Классный руководитель. Сегодня, ребята, мы много узнали о том, какие языки «живут» на карте мира.  Живет язык ­ значит, продолжает жить народ, который говорит на этом языке. Очень важно, чтобы языки не исчезали, продолжали жить и развиваться. Чем больше людей будут хорошо знать свой язык, изучать и понимать другие языки, тем сильнее будет  наша дружба. Для этого много делают люди, изучающие другие языки. Это ученые ­ географы, лингвисты,  путешественники, которые сами знали много языков и рассказали миру о других языках. Может быть, вы  узнаете, кто это? Ученик. Он изучал языки и обычаи народов Океании, обучал их грамоте. Более того, он оставил о себе  благодарную память ­ он боролся против колониализма, за то, чтобы папуасы Новой Гвинеи имели свое,  самостоятельное государство и свой государственный язык. Много лет назад это вызывало насмешки. Но наступил день, когда над маленьким зданием в городке Порт­Морсби взвился флаг с изображением  райской птицы. Это был день провозглашения нового государства ­ Республики Папуа ­ Новая Гвинея. Этого русского человека, который помог папуасам обрести свою государственность и закрепить свой  язык как государственный, помнят и чтят. В его честь устраивают праздники, в этом государстве на  главной площади стоит памятник россиянину, который помог бороться за грамотность и равноправие  папуасов Новой Гвинеи. Учащиеся называют: Николай Николаевич Миклухо­Маклай. Ученица. Я хочу представить книги, которые могут много рассказать о путешествии Миклухо­Маклая.  Здесь вы встретите не только интересные рассказы о языках народов, но и о жизни, обычаях и традициях  других народов. Это такие книги: • Чумаченко Л. Человек с Луны; • Тынянова Л.H. Друг издалека: Повесть о путешественнике Н.Н. Миклухо­Маклае; • Путилов Б.Н. Н.Н. Миклухо­Маклай: Путешественник. Ученый. Гуманист. Азбука. Давайте любить язык и радоваться тому, что мы можем общаться с помощью языка со всем  миром. Давайте будем помогать себе и тем, кто хотел бы знать много языков. Ведь язык живет тогда,  когда на нем говорят. Я предлагаю вам, ребята, провести небольшую игру. В нашем классе так много разных имен. Они  начинаются на разные буквы. Давайте соберем все эти буквы и попробуем составить из них букет слов,  посвященных нашему разговору. Ребята выполняют задание. Слова прикрепляются магнитами на доске. Например, слова «грамота»,  «слово», «буква» и др. из имен: Григорий; Роман; Алина; Мария; Ольга; Татьяна; Анна. Классный руководитель. Вот и подошло к концу наше путешествие. Но впереди у нас новые встречи и  новые путешествия в мир слова, в мир языка. Так хотелось бы, чтобы все люди на земле могли общаться,  говорить друг с другом, писать друг другу и радоваться тому, что живет на земле такое удивительное  изобретение ­ СЛОВО! II. Подведение итогов, объявление темы следующего информационно­познавательного часа

Классный час в 5 классе к Международному дню грамотности

Классный час в 5 классе к Международному дню грамотности

Классный час в 5 классе к Международному дню грамотности

Классный час в 5 классе к Международному дню грамотности

Классный час в 5 классе к Международному дню грамотности

Классный час в 5 классе к Международному дню грамотности

Классный час в 5 классе к Международному дню грамотности

Классный час в 5 классе к Международному дню грамотности

Классный час в 5 классе к Международному дню грамотности

Классный час в 5 классе к Международному дню грамотности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.