Цель: содействовать формированию отрицательного отношения к пагубной привычке - курению, учить разумно относиться к своему здоровью.
Задачи:
1.Изучить литературу и ресурсы интернета об истории развития курения и о вреде курения, подготовить сообщения по теме мероприятия.
2.Выявить отношение к курению учащихся нашей школы.
3.Создать презентацию о вреде курения.
4.Провести эксперимент и исследование, отражающие негативное влияние никотина.
5.Выявить отношение к курению учащихся после мероприятия.
Тверская область
Торжокский район
МБОУ Мирновская СОШ им.А.А.Воскресенского
Классный час, посвященный пропаганде здорового образа жизни
«Жить здорово»
Сценарий классного часа
Возраст учащихся 1415 лет
Автор:
Гарманова Елена Владимировна, классный руководитель 8Б класса
(т.89065506264, elena
garmanova
@ mail
. ru)
Школьный Email: mirvosk
@ yandex
. ru
п.Мирный
2017Цель: содействовать формированию отрицательного отношения к пагубной привычке
курению, учить разумно относиться к своему здоровью.
Задачи:
1.Изучить литературу и ресурсы интернета об истории развития курения и о вреде
курения, подготовить сообщения по теме мероприятия.
2.Выявить отношение к курению учащихся нашей школы.
3.Создать презентацию о вреде курения.
4.Провести эксперимент и исследование, отражающие негативное влияние никотина.
5.Выявить отношение к курению учащихся после мероприятия.
Подготовительная работа: сбор материала о вреде курения, истории появления табака;
проведение исследовательской работы «Влияние никотина на прорастание семян бобов»;
подготовка химического эксперимента и сценки; оформление презентации и стенгазеты по
теме; оформление уголков здоровья по теме «Вредные привычки» в классах.
Актуальность темы: Россия относится к числу стран, лидирующих по распространенности
курения. В нашей стране курят 70% мужчин и 30% женщин. Российский показатель
подушевого употребления сигарет один из самых высоких в Европе. С каждым годом
происходит омоложение курильщиков, поэтому, очень важно начинать пропаганду
здорового образа жизни с ранних лет.
Оригинальность материала: учащимися самостоятельно подобран
материал,
использованы данные исследовательской работы «Влияние никотина на прорастание семян
бобов» и химического эксперимента; оформлены презентации и подобрано музыкальное и
видео сопровождение. Используются материалы социологического опроса. Исходя, из
данного материала могут быть составлены и другие вопросы для рассмотрения темы.
Практическая ценность разработки: нами была выдвинута гипотеза, что чем больше
учащиеся узнают о последствиях курения, тем меньше будет желающих начать курить.
Сделают вывод, что здоровье – это самое важное для человека и его нужно беречь.
Собранный материал может быть использован для проведения других мероприятий по
данной теме.
Участие детей: мероприятие проходило в форме телепередачи «Жить здорово». Дети
выбрали роли «Ведущей», «Активных зрителей», «Химика», «Биолога» «Географа»,
«Врачатерапевта»,
«Спортивного
корреспондента» по своему желанию. В соответствии с ролью они собирали необходимый
материал, готовили свои странички в презентации, репетировали сценку, закладывали
опыты, оформляли «Уголок здоровья», стенгазету, проводили анкетирование.
«Врачанарколога»,
«Социолога»,
«Актеров»,Ожидаемые результаты: узнав больше о вреде курения, учащиеся задумаются о том, что
лучше вести здоровый образ жизни, чем курить; число курильщиков не увеличится, а
уменьшится
Оборудование: презентации в программе PowerPoint «Жить здорово» «Спорт в
Мирновской школе», стенгазета «Ты думаешь, что курить это модно?!!» , видеофрагмент
о курении, заставки передачи «Жить здорово»; муляжи органов (сердце, легкие, желудок,
мозг); оборудование для химического эксперимента.
Ход мероприятия:
1.Введение в тему:
Учитель: Внимание! Внимание! Сегодня в нашей школе работает съемочная группа
передачи «Жить здорово» вместе с телеведущей Еленой Федотовской.
Заставка передачи «Жить здорово» (видео)
Слайд 1
Елена: Я хочу загадать вам загадку, поэтому будьте внимательны!
Загадка: Если у человека это попросили, то в ответ ему говорят «спасибо», но он в ответ
никогда не скажет «на здоровье». Что попросили у человека?
(Ответ: сигарету) Слайд 2
Елена: Слайд 3
В последние годы курение табака из явления превратилось в настоящую проблему. На
словах все соглашаются, что курить вредно для здоровья, однако продолжают это делать.
Дымят дома, на работе, на остановках, в лесу, на стадионах. К этой ситуации подходит
выражение “в собственном глазу бревна не видим…” сокрушаемся о глобальном
загрязнении атмосферы, о вредных производствах и коптящих трубах, а живём в среде,
запачканной табачным дымом. Существует эта проблема и в нашей школе.
Предоставляю слово социологу.(Социолог знакомит с результатами анкетирования)
Социолог:
Учащимся нашей школы с 5 по 11 класс были предложены анкеты, в которых содержались
вопросы (см.Приложение):
В результате выяснилось, что
15% учащихся имеют привычку курить; основной возраст, когда пробуют курить 1114лет;
причина курения подражание старшим сверстникам, стремление казаться
«взрослее»
48% учащихся не волнует предупреждающая надпись на пачке сигарет;
56% не знают состав сигаретного дыма:
42% знают о свойствах никотина;
48% знают о последствиях курения.
Меня поразило часть учащихся зная о вреде курения –курят. Распространенный факт –
7 капель никотина убивают лошадь не пугают школьников. Имея теоретические знания о
вреде курения, учащиеся видят его опасность для здоровья лишь в отдаленной
перспективе. Возможно, после нашей передачи отношение к проблеме курения
изменится .Число курильщиков не прибавиться, а наоборот уменьшится.
Некоторые думают, что курение никак не повлияет на здоровье.
Елена: Да, есть различные мифы о табакокурении. Сегодня мы с моими помощниками
ответим на интересующие вас вопросы.
Елена:
2.Основная часть
К нам в редакцию пришло письмо. Учащиеся интересуются откуда появился табак и как
давно.
Предоставляю слово географу:
Географ: Слайд 4.
Первым европейцем, столкнувшимся с курением, был Христофор Колумб. Во время
своего путешествия в 1492 году он увидел, как жители с острова Куба, сосут туго
свернутые тлеющие листья какогото высушенного растения. Эти свернутые в трубку
листья назывались « сигаро». От названия провинции «Табаго», где эту траву стали
выращивать, растение получило название «табак». Первоначально табак использовали в
качестве лекарства от мигрени: аромат табачных листьев уменьшал головные боли. Так
Жан Нико в 1559 году преподнес французской королеве Екатерине Медичи сухие листья
табака с рекомендацией нюхать их при головной боли, приступы которой часто беспокоили
королеву. Со временем нюханье табака, а также его курение, быстро распространилось и
стало модным. Ко времени правление Людовика Х1У нюхание табака было введено в круг
придворного этикета.Первая популярная книга о вреде курения, была издана королем Англии
Яковом1.Свой знаменитый труд « О вреде табака», опубликованный в 1604 году Яков 1
закончил словами: «…привычка, противная зрению, невыносима для обоняния, вредна для
мозга, опасна для легких…»
Слайд 5. В России табак появился в 1583 году при царе Иване Грозном, его завезли
английские купцы через Архангельск. Со временем было замечено, что курение табака
приводит к многочисленным отравлениям организма и даже смерти. Кроме того, при
небрежном отношении с непогашенной трубкой происходит большое количество
возгорание деревянных построек. (Опустошительный пожар в Москве в 1634 году).
Курение в России стало преследоваться властями и духовенством. При царе Михаиле
Федоровиче запрещались продажа, покупка и потребление табака. Нарушающих этот
запрет, первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам. При повторном нарушении им
отрезали ноздри и уши. В отдельных случаях казнили.
Слайд 6. Торговля табаком и курение в России были разрешены в 1697 году в
царствование Петра 1, который сам стал заядлым курильщиком после посещения
Голландии. Более того, он всячески склонял к курению своих приближенных и разрешил
свободный ввоз табака изза границы, наложив, правда, на него высокую пошлину. Может и
поэтому прожил, всего 53 года.
Активный зритель:: Я хочу узнать все таки, а почему Петр
сигаретах такого страшного? Каков их состав?
I так мало прожил. Что же в
Елена: Ну что ж. об этом нам лучше всего расскажет химик.
Слайды 79. Химик: Горящая сигарета – это как бы фабрика по производству более 4000
различных химических соединений, причем ни одно из них не приносит организму человека
пользу.
Табачный деготь в свою очередь содержит сотни химических соединений, в то числе
канцерогены химические вещества, воздействие которых на организм человека может
вызвать рак. Постоянное курение сопровождается бронхитом, вызывает хроническое
раздражение голосовых связок, отрицательно сказывается на тембре голоса. В результате
поступления дыма в легкие, кровь в альвеолярных капиллярах, вместо того чтобы
обогатиться кислородом, насыщается угарным газом, что приводит к кислородному
голоданию.
Синильная кислота хронически отравляет нервную систему.
Аммиак раздражает слизистые оболочки, снижает сопротивляемость организма
различным инфекционным заболеваниям.
А сейчас мы проведем химический эксперимент.
Химический эксперимент проводится под тягой.Сигарету, закрепленную в штативе, соединяют резиновым шлангом с одной из двух
стеклянных трубок. вставленных в коническую колбу, наполненную ватой. Вторая трубка
таким же образом соединена с резиновой грушей. Груша с колбой имитирует работу
легких: воздух, содержащий табачный дым от зажженной сигареты, проходит через вату.
Через несколько минут ребята видят, что вата пожелтела. Пожелтевшую вату опустим в
раствор марганцовки, она обесцвечивается. Это означает, что в табаке содержится много
органических веществ, которые отравляют организм.
Никотин сильный яд. Смертельная доза никотина для человека составляет 1 миллиграмм
на 1 килограмм массы тела.
Никотин очень опасен. К никотину организм быстро привыкает, поэтому острое отравление
им имеет очень короткую фазу. Его признаки: головокружение, кашель, тошнота, горечь во
рту., а также бывает слабость, недомогание, бледность лица. Для человека смертельная
доза никотина составляет от 50 до 100 мг (23 капли). Именно такая доза поступает
ежедневно в кровь после выкуривания 2025 сигарет. Курильщик не погибает потому, что
доза вводиться постепенно, не в один прием. В течении 30 лет такой курильщик выкуривает
примерно 20000 сигарет, или 160 кг. табака.
Согласно исследованиям, никотин, содержащийся в табаке, вызывает привыкание к табаку.
Курящий очень скоро становится "никотинозависимым". Тот, кто продолжает курить,
подтверждает свою слабость и беспомощность
Активный зритель: В сигарете столько много вредных веществ, а как они влияют на
организм?
Видеофрагмент о курении
Беседа по видеофрагменту:
Что вас особенно поразило?
Над чем вы задумались?
Как курение влияет на здоровье?
Сценка
Тяжело дыша и кашляя, сгибаясь под грузом сигаретной пачки, в комнату входят
Сердце, Легкие, Желудок и Мозг
Сердце: Ээх, стукну!
Легкие: Эх, вздохнем!
Вместе: ещё разик, еще раз!Сердце:
Работаю как вол,
Стучу не прекращая,
Чтоб Хозяин ел,
Гулял, кино смотрел.
Работал и ходил.
Короче ,чтоб в жил.
А он вместо заботы:
Пробежек по субботам,
Прогулок и зарядки.
Дымит лишь без оглядки,
Легкие:
Скажу вам по секрету,
Рак Легких мимо пробегал.
Но в этот раз нас, к счастью,
Не заметил.
Его коварных лап сумели избежать.
А год пройдет иль пять?
Совсем Хозяин ослабеет
От сигарет от табака.
А вместе с ним и мы.
Эх! 3нал бы Он, как страшно
Умирать в руках болезни
Этой жуткой,
Курить бы сразу бросил.
Желудок:
Помогите, нету сил.
А ведь Мозг его просил,
Чтоб голодный не курил.
Помню это как сейчас,
Закурил Хозяин.
Так котлета заявила:
"Мне тут неприятно".
А компот как разозлился,
В едкий уксус превратился,
И давай наружу рваться.
Как же тут не испугаться.
Словом он меня не любит.
Никотином тихо губит.Мозг:
Хозяина несчастный,
Обкуренный Мозг.
Ведь он понимает, что никотином травится.
Но ничего не может поделать.
И только, бедняга, мается.
Учиться стал елееле,
И со здоровьем плохо.
Мозг: Запомни, парень! Тот, кто курит раб злой привычки, раб табака.
Активный зритель: Я обратила внимание, что в домах, где курят, растения очень плохо
растут. Влияет ли никотин на растения?
Слайд 10.
Елена:
Предоставим слово биологу
Биолог: Семена бобов были высажены в два цветочных горшка. Поливку проводили в одно
и то же время одинаковым объемом воды. Первый рассадник поливали обыкновенной
водой, второй – водой . в которую на 10 минут опускали вату с никотином от сигареты. В
первом цветочном горшке всходы появились через 8 дней. во втором прорастание семян не
наблюдалось. Поэтому можно сделать вывод – под воздействием никотина семена бобов не
развиваются. Никотин , содержащийся в воде для полива, убивает зародыши семян.
Активный зритель: Я не курю. А со мной рядом будет находиться курящий человек.
Повлияет ли это на мое здоровье?
Слайд 1112.
Врачтерапевт: Некурящие, за день вдыхают до 14 мг. высоко канцерогенных
(вызывающих раковые заболевания) веществ, содержащихся в табачном дыме, который
задерживается в легких на срок до 70 дней.
Составные части табачного дыма оказывают негативное влияние на состав крови, мочи и
нервную систему пассивных курильщиков.
Уже доказано, что пассивное курение это значимый фактор риска в развитии рака легких.
Вдыхание табачного дыма в раннем детском возрасте увеличивает в дальнейшем
вероятность заболевания раком легкого. При воздействии табачного дыма у детей
отмечается повышение артериального давления, учащение сердцебиения, нарушенияфункционирования дыхательной системы, развитие воспалительного процесса среднего уха
и.т.д. У них снижается психомоторные функции, особенно внимание и способность к
усвоению новых знаний.
Активный зритель. Я слышал, что курение самый распространенный вид наркомании,
охвативший все слои населения. Так ли это?
Врачнарколог: Да это так. Главное заблуждение курильщиков заключается в уверенности:
« Захочу и брошу». Однако никотиновый голод, возникающий при попытке бросить курить,
настолько схож с ломкой наркомана, что не каждый человек способен это выдержать.
Очистка организма происходит лишь через 23 месяца, и то не 100% , и это уже звучит как
приговор. Курение не безопасное занятие .Поэтому проблема борьбы с курением приобрела
международный характер. Регулярно проходят конференции Всемирной организации
здравоохранения. Создан комитет Экспертов по курению и его влиянию на здоровье.
Активный зритель: Сигарета вредит здоровью. А что нам улучшит здоровье? Что может
заменить сигарету?
Елена: Активный спорт!
Выступление Спортивного корреспондента: Презентация «Спорт в Мирновской
школе»
Елена: Надеюсь, сегодня вы поняли, что курение вредно для здоровья. Сейчас выразите
свое отношение к этой привычке несколькими словами и напишите на плакате «Мое
отношение к курению». (учащиеся оставляют надписи на подготовленном заранее плакате;
Елена зачитывает надписи ).
Наша передача не прошла даром, об этом свидетельствуют ваши отзывы на плакате. Нас
радует, что отношение к курению у вас только негативное!
Результаты
1.Работая над дополнительным материалом по теме, учащиеся вместе с учителем
анализируют, систематизируют и составляют сценарий классного часа.
2.Учащиеся закрепляют навыки работы с информацией, развивают мышление, умение
находить главное, делать выводы по эксперименту и исследованию.
3. Школьники научились делать социологический опрос и обрабатывать данные, работать с
аудиторией.4.Учащиеся задумались , о необходимости серьезного отношения к своему здоровью, что
не надо курить, а лучше заниматься спортом.
Использованные ресурсы:
1.Журнал “Воспитание школьников” 2014 год
2.Курить не модно //Читаем, учимся, играем.2009.№6.с.110111.
3.«Полезные навыки» – учебное пособие для 58классов школы по предупреждению
употребления ингалянтов и наркотиков.
4.https://yandex.ru/images/search?text=против курения&stype=image&lr=108225.http://www.berdschool.ru/index.php?id=175&option=com_content&view=article
6.http://infourok.ru/scenariyvneklassnogomeropriyatiyamiprotivkureniya1
Приложение1:
Анкета
1.Имеете ли вы привычку курить
А)Да Б) Нет
2.Если «Да» то в каком возрасте вы начали курить?
3.Причиной курения бывает:
А)Подражание старшим сверстникам
Б)Стремление казаться «взрослее»
В)Ради интересаГ)За компанию
4.На пачке сигарет есть предупреждение: «Курение опасно для здоровья». Задумываетесь
ли вы над этим?
А)Да Б)Нет
5.Знаете ли вы состав сигаретного дыма:
А)Да Б)Нет
6.Знаете ли вы о свойствах никотина
А)Да Б)Нет
7.Знате ли вы о последствиях курения.
А)Да Б)Нет
Приложение2.