В своей работе активно использую технологию развития критического мышления через говорение, чтение и письмо. Кластер - один из приёмов, который я применяю на уроке родного языка и литературы.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что идет процесс введения новых образовательных стандартов, и важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Кластер на уроках родного языка.doc
«Кластер на уроках родного языка»
«Важнейшая задача цивилизации –
научить человека мыслить»
Т. Эдисон.
Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы
над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят
своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого
ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его
уроке работали добровольно, творчески.
Обучение предмету может быть направлено не только для получения
но и для развития критического мышления учеников,
знаний,
совершенствования умения мыслить, делать выводы.
В своей работе активно использую технологию развития критического
мышления через говорение, чтение и письмо. Кластер один из приёмов,
который я применяю на уроке родного языка и литературы.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что идет процесс
введения новых образовательных стандартов, и важнейшей задачей
современной системы образования является формирование совокупности
«универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить
учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и
навыков в рамках отдельных дисциплин.
Авторы новых стандартов обозначили несколько групп универсальных
учебных действий, в том числе и знаковосимволические.
Знаково
символические универсальные действия обеспечивают конкретные способы
преобразования
моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала;
выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений;
учебного материала,
представляют действия формирования обобщенных знаний. Обучать таким действиям можно при
помощи кластера.
Значение слова Cluster
1.
2.
Кластер графический приём систематизации материала. Мысли не
Пучок, гроздь.
Группа.
громоздятся, а “гроздятся”, т. е. располагаются в определённом порядке.
Технология составления:
1.
2.
Ключевое слово;
Запись слов вокруг основного слова. Они обводятся и
соединяются с основным словом;
3.
Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает
дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки;
Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.
4.
Возможности использования кластера в начальных классах.
Задания на группировку и сопоставление:
1)
Звук – слово,
2)
3)
Тип слога – слово,
Тема – лексика.
Создание кластера вносит в учебу элементы игры. При обучении
говорению можно использовать кластер сгруппировав слова, словосочетания
по той или иной теме. Такие кластеры я делаю в программе PowerPoint
Smart Art, дети переносят слова к звуку, произносят его.
В средних и старших классах на уроках родного языка кластер
незаменим при работе с грамотическим материалом. Можно использовать при
введении нового материала, активизации употребления лексики в речи. Дети
составляют кластеры по различным темам, используют их в презентациях. Кластеры на уроках литературы позволяют систематизировать лексику
по теме, служат опорой для составления монологического высказывания по
теме.
Кластерную модель можно использовать при объяснении нового
материала, закрепления изученной темы, во время самостоятельной работы с
учебником или на протяжении урока в целом. Кластер можно использовать
так же для проверки домашнего задания.
Сейчас вашему вниманию я представлю несколько моделей кластера, а
вы подумайте, на каких этапах урока они могут быть использованы.
Возможности использования кластера:
При систематизации, повторении материала;
При работе с текстом;
При повторении в начале урока;
При введении в тему;
При сборе необходимого языкового материала;
При контроле.
Теперь каждая группа попробует составить свой кластер по
предложенной вам теме. У вас на столах лежат уже готовые схемы, которые
вы должны будете заполнить. Вы можете составить простой кластер в виде
пучка или созвездия, а можете более сложный в виде грозди.
А теперь посмотрите, как может выглядеть этот кластер.
Преимущества использования кластера:
•
Кластер, созданный руками учащихся, даёт возможность учителю
отслеживать понимание учащимися темы.
•
Для самих учащихся это возможность обобщить и
структурировать предметный материал и увидеть связи между идеями и
понятиями. •
Работа с кластером письменная деятельность. Побуждает писать
тех учащихся, кто этого не любит.
•
В групповой работе кластер служит неким каркасом для идей
группы, что даёт возможность учащимся приобщиться к ассоциациям и
взаимосвязям, которые каждый из них создаёт. Рождается групповой опыт,
дающий доступ к дополнительной информации.
Как вы думаете формированию, каких универсальных учебных действий
он способствует? Правильно познавательных.
Я хочу закончить свое выступление словами Д. Данина:
"Увидеть новое большая заслуга.
А, увидев, не пройти мимо – гораздо большая".
Спасибо за внимание!
Кластер на уроках родного языка
Кластер на уроках родного языка
Кластер на уроках родного языка
Кластер на уроках родного языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.